Семья и семейные ценности
статья по обществознанию

Конспект урока обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_obshchestvoznaniya.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обществознания

Класс: 5 класс

Предмет: обществознание

Тема урока: «Семья и семейные отношения»

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: комбинированный

Цели урока: дать представление о том, какую роль семья играет в жизни каждого человека; объяснить, зачем люди создают семью; охарактеризовать типы семей; показать отношение государства к семье; раскрыть значение понятий семья, счастливая семья, семейные ценности.

Задачи урока:

Обучающие – познакомить учащихся с понятием «Семья», выяснить функции семьи и ее роль в жизни в жизни человека

Воспитательные – формировать представление о семье как о частичке общества, первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека, достигать поставленной цели, воспитывать положительное отношение к совместному труду, формировать познавательную и творческую активность, воспитывать упорство, любознательность.

Развивающие –  продолжить развивать умения выдвигать гипотезы, доказывать, оценивать результаты работы; совершенствовать навыки работы с разными источниками информации, продолжить формирование навыков анализа и систематизации информации, сравнения и обобщения фактов, умения составления и чтения схем, установления причинно-следственных связей, умения организовать работу в группе

Планируемые результаты урока:

- предметные: учащиеся овладеют целостными представлениями о семье; научатся объяснять ключевые слова понятия семья, поколение; научатся понимать побудительную роль мотивов в формировании семьи; проводить сравнительный анализ семейного уклада; существовавшего в прошлом и современного; применять социальные и нравственные нормы правила, анализируя и оценивая реальные ситуации; объяснять значение коммуникации в межличностном общении;

- метапредметные: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий; совершенствование обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;  совершенствование умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- личностные:  формирование отношения к семье как к одной из важнейших ценностей человека.

Методы организации учебной деятельности обучающихся:

- словесные (объяснение, беседа);

- наглядные (демонстрация презентации);

- практические (работа с картой, работа с историческими документами)

- объяснительно – иллюстративный

частично-поисковый, исследовательский, метод критического мышления.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, экран, дидактический материал

Литература: Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградов, Н.И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2015. – 127 с.

Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс – М.: ВАКО, 2016. – 208 с.

Контрольно – измерительные материалы. Обществознание. 5 класс / Сост. К.В. Волкова – М.: ВАКО, 2016 – 64 с.

Приложение: раздаточные материалы, презентация

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный

момент

Приветствие обучающихся, подготовка рабочих мест.

Приветствует учеников, предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке

Проверяет готовность класса и учеников к уроку

Готовятся к уроку, высказываются о том, что сегодня пригодится на уроке, включаются в деловой ритм

  1. Актуализация опорных знаний

Мотивационно целевой этап.

Разделимся на три группы, для каждой группы предлагается распечатка с текстом притчи. Задача учащихся – прочитать и обсудить историю, а затем, после краткого пересказать, высказать в чем ее смысл.
- О чем эта притча? В чем ее смысл?

- Что такое семья?

- Чем все семьи похожи?

- Что отличает одну семью от другой?

— Как вы думаете, какое отношение она имеет к теме нашего урока? (Ответы учеников)

Учащиеся отвечают устно.

  1. Постановка целей урока

Беседа:

— Что такое семья?

— Чем все семьи похожи?

— Что отличает одну семью от другой?

(Ответы учеников.)

Тема нашего урока: «Семья и семейные отношения».

— Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке.

— Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

Цель: узнать что такое семья, семейные отношения. (Слайд 3 (2))

Разбиваем цель на отдельные части и формулируем задачи нашего исследования (версии детей). Учитель пишет на доске

Задачи:

1. Узнать, что такое семья, какую роль она играет в нашей жизни

2. Познакомится с видами семей

3. Узнать о роли государства в жизни семь

учащиеся называют:

- основные сражения;

- характер войны;

- итоги войны

В ходе обсуждения задач настоящего урока учащиеся могут назвать неизвестными для себя причины войны, цели воюющих сторон, причину победы русской армии.

  1. Изучение нового материала

Проблемный вопрос. Зачем человеку семья?

— Для того чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю сыграть в игру «Перевоплощение». Разделитесь на три группы. Первая группа должна определить и рассказать нам, зачем нужна семья, от имени детей, вторая группа — от имени родителей, третья группа — от имени пожилых людей (бабушки и дедушки).

Игра «Продолжите фразу» «Семья – это…» 

Семья - это группа людей, объединенных кровным родством и близкими отношениями, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и взаимной ответственностью 

Семья

— Семьи образуются по-разному. Внимательно рассмотрите и прокомментируйте предложенную схему.

Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак

Основа такой семьи: взаимное чувство любви, стремление создать уютный дом, родить и воспитать детей

В других семьях происходит объединение на родственной основе (бабушка и внуки, тетя и племянники и т. д.)

Игра «Найти вторую половинку» (в парах). Ребятам предлагаются наборы разрезанных на половинки поговорок и пословиц о семье. Их задача соединить их вместе.

Виды семей
Работа с таблицей

Основа такой семьи: желание помогать друг другу, заботиться о малых детях и стариках

— Выполним небольшое творческое задание. Представьте графически семью в виде солнышка с расходящимися лучами. Рядом с каждым лучом подпишите одно из назначений семьи. При выполнении задания вспомните примеры из жизни вашей собственной семьи.

Семья

Рождение детей

Воспитание нового поколения

Ведение общего хозяйства, взаимная материальная помощь

Физическая, экономическая, психологическая защита

Эмоциональная разрядка (получение и отдача любви, тепла, ласки)

Государство

Строит детские сады

Материально обеспечивает школы

Заботится о благополучии семей

Выплачивает материнский капитал

Осуществляет помощь многодетным семьям

Помогает семьям приобрести жилье

А сейчас вы сыграете роль юристов-консультантов, которые объясняют членам молодой семьи их права. Чтобы провести полноценную консультацию, нам надо самим хорошо знать российское законодательство.

— Откройте с. 28 учебника, прочитайте фрагмент Семейного кодекса Российской Федерации и поясните молодой семье, что значит находиться под защитой государства, с точки зрения данного кодекса.

(Ученики выполняют задание.)

— Но не все семьи выполняют свои обязанности. Давайте составим портрет благополучной и неблагополучной семьи. Вы можете использовать слова из списка-подсказки, в котором перечислены черты этих двух семей. Отберите качества, которыми, с вашей точки зрения, должна обладать та или иная семья.

Список-подсказка: злобность, дружелюбие, лень, заботливость, внимательность, любовь, зависть, ворчливость, строгость, неуступчивость, верность.

В неблагополучных семьях злоупотребляют спиртными напитками, а способы воспитания детей жестокие, грубые, унижающие человеческое достоинство. В таких случаях мы говорим, что семья не выполняет своих обязанностей ни перед своими родными и близкими, ни перед государством. А значит, нарушает Основной закон нашей страны — Конституцию РФ.

— Познакомьтесь с выдержками из Конституции Российской Федерации о защите семьи.

Статья 38

  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.
  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 43

  1. Каждый имеет право на образование.
  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Игра да/нет

V. Подведение итогов уроков. Рефлексия

— Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам продолжить следующие фразы.

  • На уроке я работал (а)… (активно / пассивно).
  • Своей работой на уроке я… (доволен (довольна) / недоволен (недовольна)).
  • Урок мне показался… (коротким / длинным).
  • За урок я (не устал(а) /устал(а)).
  • Мое настроение… (стало лучше / стало хуже).
  • Материал урока мне был… (полезен / бесполезен, интересен / скучен).

Дом, как известно всем давно –

Это не стены, не окна,

Это не стулья со столом

Это не дом.

Дом – это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь

Яростным, добрым, нежным, злым

Еле живым

Дом это тот, где вас поймут, тот, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом –

Это твой дом.

- Я желаю каждому из вас построить в будущем такой же дом своей семьи.

учащиеся делятся на группы. Выбирают руководителя.

учащиеся получают карточку с заданием.

учащиеся в группах работают с текстом учебника, дополнительным материалом, Находят ответы на поставленные вопросы.

Учащиеся параллельно с ответами на вопросы работают с исторической картой, выведенной на экран. Отвечающий при необходимости подходит к карте и ведет рассказ с ее помощью.

В обсуждении этих вопросов принимают участие не только члены 4 группы, но все учащиеся.

Отвечающие с помощью учителя показывают на карте путь отступления французской армии

  1. Подведение итогов

Ответ на проблемное задание, поставленное в начале урока:
Беседа.

Посмотрите на тему урока (Слайд 2)

- Что мы сегодня изучали?

- Достигли ли цели урока?

- Какие задачи выполнили? Какая задача осталась на следующий урок?



Учащиеся устно отвечают на поставленные вопросы.

Делают выводы.

  1. Рефлексия

  1. Информация о домашнем задании

Получение обратной связи.

Что сегодня на уроке было новым и полезным для меня? Для чего мы обсуждали эту тему так подробно?

Учитель подводит общий итог работы, озвучивает домашнее задание:

Учащиеся отвечают

на вопросы

Учащиеся записывают домашнее задание, задают вопросы учителю.

 

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:

Для группы 1
В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. В первой семье супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а во второй каждый в своей половинке души не чает. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки, завидует. Говорит мужу:
— Пойди посмотри, как у них так все гладко получается. Пришел тот к соседям, зашел тихо в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает и порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг звонит телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на край стола, да так, что вот-вот упадет.
В этот момент заходит в комнату ее муж. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. «Что будет-то?» — думает сосед.
Подошла жена, вздохнула с сожалением и говорит мужу:
— Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.
— Что ты, милая! Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да ладно, не было бы у нас большего несчастья.
Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
— Ну что ты так долго? Посмотрел?
— Да!
— Ну и как там у них?
— У них все виноваты, а у нас все правы.

— В чем смысл этой притчи?

Для группы 2

В одном селе жила семья из 100 человек. В ней царила особая атмосфера мира, согласия и взаимопонимания. Никогда здесь ни ссорились, ни ругались. Этот слух дошел до правителя страны. Решил он проверить, так ли это на самом деле. Приехал владыка в село, нашел главу семьи и спросил о том, как ему удается сохранять гармонию между близкими людьми. Старик взял лист бумаги, долго на нем писал, а потом вручил его правителю. На бумаге было начертано 3 слова: "Любовь", "Терпение" и "Прощение". «И это все?» - удивился правитель. На что старик ответил: «Да! Это основа не только хорошей семьи, но и мира в целом…»

Муж и жена прожили вместе 30 лет. В день 30-летия совместной жизни жена, как обычно, испекла булку — она пекла ее каждое утро, это было традицией. За завтраком она разрезала ее поперек, намазала маслом обе части, и как обычно, подает мужу верхнюю часть, но на полпути рука ее остановилась... Она подумала: "В день нашего тридцатилетия я хочу сама съесть эту румяную часть булочки; я о ней мечтала 30 лет. В конце концов, я 30 лет была примерной женой, я вырастила ему прекрасных сыновей, была верной и хорошей любовницей, вела хозяйство, столько сил и здоровья положила на нашу семью". Приняв это решение, она подает нижнюю часть булочки мужу, а у самой рука дрожит — нарушение 30-летней традиции! А муж, взяв булочку, сказал ей: "Какой неоценимый подарок ты мне сделала сегодня, любимая! 30 лет я не ел свою любимую, нижнюю часть булочки, потому что считал, что она по праву принадлежит тебе". 

Для группы 3

Пришла из школы маленькая Галинка. Открыла дверь, что-то хотела весело сказать маме. Но мама пригрозила Галинке пальцем и прошептала:

– Тихо, Галинка, бабушка отдыхает. Целую ночь не спала, болело сердце.

Галинка тихонько подошла к столу, положила портфель. Пообедала и села учить уроки. Читает книжку тихо, про себя, чтобы не разбудить бабушку.

Открылась дверь, пришла Оля, подружка Галинки. Она громко сказала:

– Галинка, слушай…

Галинка погрозила ей пальцем, как мама, и прошептала:

– Тихо, Оля, бабушка отдыхает. Целую ночь она не спала, болело сердце.

Сели девочки к столу и рассматривают рисунки.

А из закрытых бабушкиных глаз выкатились две слезинки.

Когда бабушка встала, Галинка спросила:

– Бабушка, почему вы во сне плакали?

Бабушка улыбнулась, приголубила Галинку. В ее глазах светилась радость.

(Василий Сухомлинский «Бабушка отдыхает»)

Для группы 4

В жаркий летний день вывела гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она показывала деткам большой мир. Этот мир был зеленым и радостным – перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусыня учила деток щипать нежные стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, мир зеленый и поющий многими голосами жучков, бабочек, мотыльков. Гусята были счастливые.

Вдруг появились темные тучи, на землю упали первые капли дождя. А потом посыпались крупные, как воробьиные яички, градинки. Гусята прибежали к маме, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Под крыльями было тепло и уютно, гусята слышали, как будто бы откуда-то издалека доносится грохот грома, вой ветра и стук градинок. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте.

Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крылья. Гусята требовательно запищали: выпускай нас, мама.

Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Мать тяжело дышала. Но мир вокруг был таким радостным, солнышко сияло так ярко и ласково, жучки, пчелы, шмели пели так красиво, что гусятам почему-то и в голову не пришло спросить: «Мама, что с тобой?» И когда один, самый маленький и слабенький гусенок подошел к маме и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» – она тихо ответила: «Все хорошо, мой сын ».

Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.

(Василий Сухомлинский «Гусыня»)

Для группы 5

– Дети, сегодня день рождения вашего товарища – Василька. Сегодня тебе, Василько, исполняется восемь лет. Поздравляю тебя с днем рождения. Расскажу вам, дети, как родился Василько.

Василька еще не было на свете, отец его работал трактористом, а мама – в шелководческом звене.

Готовилась молодая жена тракториста стать матерью. С вечера собрался молодой муж отвезти завтра жену в родильный дом.

Ночью разыгралась метель, насыпало много снегу, дороги замело сугробами. Автомашина не могла ехать, а откладывать поездку никак нельзя было, чувствовала молодая женщина: скоро появится на свет дитя. Ушел муж за трактором, а в это время у жены начались страшные боли.

Приспособил муж к трактору большие сани, уложил на них жену, выехал из дому, а до родильного дома – семь километров. Метель не прекращается, степь покрылась белой пеленой, жена стонет, трактор еле пробирается по сугробам.

На полпути ехать дальше стало невозможно, трактор утонул в сугробах, мотор заглох. Подошел молодой муж к жене, поднял ее с саней, завернул в одеяло и понес на руках, с неимоверным трудом выбираясь из одного сугроба и погружаясь в другой.

Метель неистовствовала, снег слепил глаза, муж обливался потом, сердце у него вырывалось из груди; казалось, что вот еще один шаг – и больше не станет сил, но в то же время человеку было ясно, что если он остановится хоть на минуту – погибнет.

Через несколько десятков метров он на мгновение остановился, сбросил пальто, оставшись в телогрейке.

На руках стонала жена, в степи выл ветер, а муж в эти мгновения не думал ни о чем, кроме маленького живого существа, которое должно родиться и за которое он, молодой тракторист Степан, отвечает перед женой, перед своим отцом и матерью, перед дедушкой и бабушкой, перед всем родом человеческим, перед своей совестью.

Четыре страшных километра молодой отец шел несколько часов; в дверь родильного дома он постучал уже вечером; постучал, передал на руки санитаркам завернутую в одеяло жену и упал без сознания. Когда развернули одеяло, изумленные врачи не поверили своим глазам: рядом с женой лежал ребенок – живой, крепкий. Он только что родился, мать стала кормить сына здесь же, в коридоре, а врачи окружили кровать, в которой лежал отец.

Десять дней находился Степан между жизнью и смертью.

Врачи спасли ему жизнь.

Так родился Василько.

(Василий Сухомлинский «Как родился Василько»)

Игра «Да/нет» 
Прочитайте предложения и если вы с ними согласны впишите слово «Да», если не согласны – «Нет».

Вопрос

Ответ (Да/Нет)

Члены семьи, в отличие от ученического коллектива, связаны родственными узами

 

Члены семьи, так же как и члены спортивной команды, общаются друг с другом

 

Семья, в которой живут сын, мама, папа и бабушка, называется двухпоколенной

 

В высказывании «Семья – это та среда, где человек учиться творить добро» - говорится о том, что главная обязанность семьи – рождение детей

 

В высказывании «От наших родителей мы получили жизнь. И теперь, когда они стары и больны, наш долг – вылечить и выходить их» - го говорится о том, что одна из обязанностей членов семьи – забота о своих родных

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья и семейные ценности

Презентация для 4-5 классов, где рассматриваются аспекты - что такое семья и какие бывают семейные ценности....

Классный час на тему "Урок семьи и семейных ценностей" в пятом классе

Цель: прививать учащимся любовь к своей семье и культивировать в них бережное отношение к семейным ценностям.Задачи:1.Познакомиться с классом,  создать атмосферу доверия и сотрудничества в коллек...

Сценарий Дня знаний: День семьи и семейных ценностей +75 лет Ростовской области

1 сентября 2012года во всех школах страны проводились праздничные классные часы  на тему: "Семья. Семейные ценности".  Но в нашем регионе ещё один праздник - скоро 75 лет Ростовской области!...

План Классного часа "Семья и семейные ценности"

Классный час 1 сентября 2012года «Семья и семейные ценности»5б класс Классный руководитель: Максимова Станислава Николаевна. Дерево держится корнями, а человек семьей.(Пословицы и пого...

Внеклассное мероприятие "Урок семьи и семейные ценности"

Внеклассное мероприятие создано для учащихся 11 класса к 1 сентября на основе методических рекомендаций Хабаровского краевого института развития образования. Представлена презентация и методическая ра...

Урок -презентация " Семья и семейные ценности"

Отношение и семья,  главные сферы нашей жизни. Без любви и дружбы человек не может жить. Это главная потребность нашей души.Пути исправления, по мнению академика Д. С. Лихачева, ...

Всероссийский день семьи, любви и верности Своя игра на тему «Семья и семейные ценности»

1.     Воспитывать у детей любовь к своей семье и своим родственникам, уважение к ним.2.     Учить детей вежливо общаться со взрослыми, воспитывать желание забо...