Краеведение раздел .Духовные истоки Кубани. Притчи.
методическая разработка по краеведению
Притчи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Духовные истоки Кубани "Христианские притчи " | 30.17 КБ |
Притча о блудном сыне | 13.29 КБ |
Притча о сеятеле | 117.08 КБ |
Притча о добром самарянине | 14.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс 5 Кубановедение. Раздел « Духовные истоки»
Тема: « Нравственные принципы христианства в притчах и легендах» Просмотрите христианские притчи по ссылке, вставьте ссылку в верхнюю строку браузера https://youtu.be/cBVbBxg0WzA
Притча « Путеводный свет»
Беседуя с учеником, мудрец его спросил
- Что освещает людям путь, какое из светил?
Где этот путеводный луч, что за собой ведёт,
Что направляет их в пути и сбиться не даёт?
- Конечно, солнце, что гадать, без солнца – темнота...
- А если наступил закат, скажи мне что тогда?
- Тогда луна, что за вопрос, нам освещает путь.
- А если в небе нет луны, ты уж не обессудь?
- Огонь послужит светом нам в кромешный долгий час.
- Куда идти изволишь ты, когда огонь погас?
- Тогда на речь, людскую речь я буду путь держать.
- Умолкнет речь, не будет свеч, куда тогда бежать?
Когда нет солнца и луна за тучей не видна,
Когда наедине с собой и всюду только тьма.
- Потупив взор, молчал в ответ смущённый ученик.
- Не знаю, лишь сумел сказать, затем и вовсе сник.
- Тогда на собственный вопрос отвечу тебе сам:
Когда исчезли все лучи, померкли небеса,
Лишь только тот способен плыть, идти в кромешной тьме,
В ком свет струится изнутри, кто носит свет в себе...
Ребята, в литературе есть произведения,с помощью которых лучше всего учить людей, чему-либо поучать, внушать им что-то. В них изложены нравственные ценности человечества. Что такое притча? Притча ( от гр. « сравнение, уподобление»)-малый литературный жанр, заключающий в себе поучение.Какой вывод мы можем сделать из данного определения? Притчи-это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый нравственный урок) Что принято называть нравственностью?
Под нравственностью человека принято понимать отношение человека к Богу, к другому человеку и к обществу людей.
В основании этих отношений лежит нравственное чувство добра и зла. При участии этого чувства человек рассматривает свои отношения с целью выявить то добро, которое в них заложено, или зло, если таковое в них присутствует. Такое рассмотрение помогает ему тем самым добро в себе утверждать и развивать, а зло удалять из своих повседневных дел.
Отчего нравственность может в человеке возрастать?
Нравственности человека свойственно возрастать, развиваться. В результате он улучшает свои отношения к Богу, к другому человеку и к обществу людей. Внутренней опорой для человека в улучшении этих отношений являются те силы, которые заложены в его Богом данной природе и которые у него всегда «под рукой». Этими силами являются: разум человека, нравственные чувства (стыд, совесть, обязанность, ответственность, вменение) и чувство свободы воли.
Что входит в состав христианской нравственности?
В состав христианской нравственности, созидающей целенаправленную жизнь христианина, входят вера в Бога, в Святую Церковь, в церковные Таинства и в «жизнь будущего века». На них христианская нравственность покоится как здание на своем фундаменте. Руководимый и укрепляемый благодатью Божией христианин приобретает для себя свидетельства разума, откровение религиозного опыта, отклики нравственного чувства и свободы воли, которые он и направляет на практическое осуществление намеченных им нравственных дел.
Что составляет базовый компонент христианской нравственности?
Базовый компонент христианской нравственности составляет Евангельское учение Господа нашего Иисуса Христа, ибо оно ориентирует человека на главную цель его жизни и на правила поведения, указанные Божественным Откровением.
Чем должен быть озабочен человек, принимая за основу своей жизни христианскую нравственность?
Христианская нравственность возвышает озабоченность каждого человека таким образом, чтобы в основание его естественных нравственных стремлений было положено желание принять Бога в свою жизнь и с Ним, с Его законом согласовывать свое поведение, получать от Него дар благодати и тем самым приобретать такие навыки и такое умение, которые пригодились бы человеку и в этой жизни, и в вечности, в обителях Небесного Отца.
Познакомиться с евангельскими притчами и выявить в них нравственные ценности , вы можете посмотреть видео.Вначале урока указана ссылка на видео. Прочтите притчу. Притча « Возвращение блудного сына». Чему учит эта притча? Современное толкование притчи о блудном сыне Содержание притчи, рассказанной Иисусом Христом, о блудном сыне:
У отца было два сына. Младший захотел взять свою долю родительского имущества, не дожидаясь наследства. Отец удовлетворил его желание, отдав сразу все имущество, которое младший сын получил бы позднее. Уехав в чужие края, юноша растратил свою долю на пустые забавы. В стране начался голод, молодой человек остался без крыши над головой, без куска хлеба, без денег. От безысходности он нанялся пасти свиней – занятие, считавшееся в те годы достойное вконец, опустившихся людей. Пастуху платили так мало, что он просто умирал от голода, согласен был есть даже вместе со свиньями их еду. Но это ему было недоступно. Тогда младший сын вспомнил об отце, как сытно там живут даже последние рабы. Он решил попросить у родителя прощения за свое поведение, просить, чтобы принял его простым рабочим, чтоб не дал умереть с голода. Решившись, молодой человек отправился в путь. Отец издали заметил приближавшегося сына и побежал ему навстречу. Он обнял и поцеловал грязного, босого, исхудавшего путника и признал его своим ребенком. Молодой человек попросил простить его за прошлые дела, поселить вместе с рабами, так как он потерял право называться сыном, растратил причитавшуюся ему долю наследства. Отец сказал, что рад возвращению сына, которого считали мертвым и пропавшим. Он приказал нарядить его в лучшую обувь, одежду, одел на палец кольцо с печатью, приказал забить жирного теленка, всем пировать и веселиться, радуясь возвращению блудного сына. Старший же наследник в это время работал в поле, а когда увидел, с каким почетом принимает отец его младшего брата, в сердце его зажглась обида и зависть. Он стал упрекать отца, что тот никогда не относился к нему с такой любовью и щедростью, хоть он работал и всегда слушался и подчинялся воле родителя. Он не смог искренне порадоваться возвращению брата, более того, он не признает брата равным себе, считая, что младший заслужил своим поведением такую участь. Старший сын не смог понять слов отца, что надо радоваться и любить человека, который опомнился, признал свою неправоту, покаялся, значит должен быть прощен. О чем говорит притча . Притча о блудном сыне – рассказ о грехе и покаянии. Толкование истории каждый делает на свой лад, но все согласны, что отец сыновей – это всемогущий Бог, который любит своих детей всегда. Какие бы грехи не делали люди, Бог всегда принимает их раскаяние, всегда прощает грешников, любит их, как родители любят своих детей Что сделал младший из детей Из притчи следует, что младший сын представляет молодость, лишенную знаний. Молодым хочется получить все и сразу, хочется свободы от обязанностей. Они не слушают, что говорят им старшие, умудренные опытом люди. Молодежь считает, что им все по плечу, что смогут своим талантом пробиться в люди. Они смотрят свысока на стариков, считая их отжившими свое. Недаром гордыня, гордость считаются грехом, который разрушает жизнь человека, особенно в молодости. Отдаляясь от Бога Отца, люди отдают себя в руки дьявола. Не понимая, что лучше находиться под защитой, покровительством Бога, люди отдаляются от Него «в чужие края», где предаются греховному времяпровождению, растрачивая свои таланты и силы попусту. Человек считает дар Божий своей личной собственностью, хочет распоряжаться им по своему усмотрению. Но когда люди, забывая о Всевышнем, предаются только праздным делам, они губят свою душу, лишая ее чистоты и духовной пищи. Пресытившись, они ощущают духовный голод, не зная, чем еще себя занять. Как отнесся старший к покаянию брата
Толкование роли старшего сына. Послушный молодой человек всегда выполняет волю отца, живет строго по законам, считает себя праведником. Но у него мертва душа – он разучился сострадать окружающим, ставя свои «заслуги» в служении Богу, выше остальных. Тот же грех гордости, гордыни. Вдобавок – зависть. На зов отца порадоваться вместе с остальными тому, что вернулся раскаивающийся грешник младший брат, старший высказывает родителю свои обиды и претензии. Указывая, что сын отца ему больше не брат, который сам виноват в своей участи. Он не понимает, почему родитель с такой радостью принимает возвращение раскаивающегося грешника. Считая себя праведником, он не видит своих недостатков, своего греха. Как книжники и фарисеи, которые твердят о своем служении Богу, на самом деле не любят окружающих «как самого себя», нарушая главную Божью заповедь. В чем смысл этой истории Юноша, пройдя через страдания и лишения, понимает свои ошибки, смиряет гордость, сначала нанимаясь на самую черную, позорную работу, позже приходит к покаянию. Притча о блудном сыне учит, что покаяние приходит через материальные лишения, духовные страдания. Можно несколько раз читать притчу, открывая для себя новое толкование ее смысла. Младший сын, находясь вдали от Бога, был безумным. А когда пришел в себя, оценил свое сегодняшнее состояние, понял, как низко он пал. Когда он был рядом с Отцом своим, он был сыт, одет, обут. Однако не замечал этих Божьих благ, сочтя, что получит гораздо больше в чужой стороне. Там не будет нравоучений, он своим умом сможет добиться успеха, богатства. Чужая сторона ассоциируется с отдалением от Бога. Без веры человек умирает, теряет душу. Был мертвым и вернулся живым – радуется отец раскаянию младшего ребенка. Теперь есть надежда, что сын понял, прочувствовал, как он был неправ, когда отрекался от Бога. Толкование притчи о добрых намерениях, которые только тогда приносят пользу, когда выполняются. Юноша решил, что пойдет просить прощение у своего родителя, не медля, исполнил свое намерение. Можно сотни раз мысленно представлять, как будут сделаны хорошие дела, но не делать их, оставаясь пустым фантазером. Бог Отец видит людей стремящихся к Нему и всегда первым показывает Свое прощение. Как в притче: чистую сыновью одежду, удобную обувь, чтобы идти жизненной дорогой спасения души, Свою любовь Отца. Откормленный телец, которого режут к празднику возвращения сына, символизирует жертву Иисуса Христа, который сам по воле Отца небесного отдал себя палачам, чтобы искупить грехи всего человечества. Каждый из живущих людей был на пути младшего сына из Христовой притчи. Следует знать, что этот путь ведет к гибели души. Но Милосердный Отец Наш всегда примет искреннее раскаяние Своих заблудших детей.
Вывод: дороги вера и послушание, но ещё дороже раскаяние и прощение; чувство милосердия устанавливает истинно братские отношения между людьми..
Как вы понимаете смысл слов. Правила для жизни?
1. Любите окружающих
2. Умейте видеть достоинства людей, цените их
3. Научитесь прощать обиды и умейте покаяться
4. Проявляйте сочувствие к другим
5.Старайтесь прийти на помощь в нужный момент
Скажите, ребята, а где прописаны эти правила?
Да, ребята ни в каком нормативном документе эти правила не прописаны. А прописаны в наших сердцах и излучают свет, который освещал нам путь весь урок. Где вы можете использовать полученные на уроке знания?
Познакомьтесь еще с одной притчей.
Притча о милосердии.
Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека.
Рос он, рос…
И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его.
Просто так, не зная даже зачем.
Скомкал и выбросил на дорогу.
Больно стало цветку, горько.
Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.
Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…
Последнее о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.
А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…
Давайте вспомним людей, посвятивших себя, свою жизнь служению окружающим
Давайте сделаем вывод: зачем люди жертвуют собой ради благополучия других?
Вывод: люди готовы жертвовать собой и даже своей жизнью ради спасения и благополучия других людей, потому что в их душах есть такие понятия, как доброта, милосердие, сострадание.
Предварительный просмотр:
Притча о блудном сыне
У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
Предварительный просмотр:
Притча о сеятеле
Ученики и слушатели Спасителя часто были простыми и неграмотными людьми. Чтобы им легче было понять его учение, он объяснял его притчами – простыми и понятными примерами.
Однажды Иисус рассказал людям вот такую притчу.
«Вышел сеятель в поле сеять. Он разбрасывал семена, и одни из них падали на вспаханную землю, а некоторые возле дороги, где плуг не проходил, и земля оставалась твёрдой и не вспаханной, и птицы сейчас же поклевали их. Другие семена упали на каменистую почву и сразу взошли, но потом увяли и не смогли вырасти, потому что почвы и влаги было мало. Некоторые упали среди сорной травы, и она, когда выросла, закрыла от зёрен солнечный свет, забрала всю влагу и слабые ростки тоже завяли. Семена, которые упали на хорошо вспаханную землю, влажную и мягкую, пустили крепкие корни, дали колосья, на которых выросло по тридцать, шестьдесят, а то и по сто новых зёрен».
Люди попросили Иисуса объяснить им эту притчу, и он сказал так:
– Земля – это душа каждого человека. Семя обозначает слово Божье. Упавшее при дороге и съеденное птицами – это слово Божье, услышанное человеком, не подготовившим своей души к его принятию. Приходит дьявол и легко похищает у человека это слово. Такие люди не верят в Бога и не спасутся.
Семя, упавшее на каменистую почву, – это слово Божье, принятое душой, которая ещё недостаточно готова к его принятию. Сначала она с радостью его принимает, верит в него, но не крепко. И как только придёт беда и на веру начинаются гонения, такие люди отказываются от Бога.
Семя, упавшее среди сорной травы, – это слово Божье, услышанное человеком, который вскоре забывает о нём, думая больше о своих удовольствиях, развлечениях, богатстве. Они закрывают ему свет и теплоту слова Божьего.
И, наконец, семя, которое упало на хорошо вспаханную землю, – это слово Божье, принятое и оберегаемое человеком, который приготовил свою душу к принятию его.
Предварительный просмотр:
Притча о добром самарянине
Притча о самарянине Притча из Нового Завета о милосердном самарянине - простой рассказ о том, кого считать своим ближним. Для иудеев ближним является иудей. Для еврея Иисуса ближними были все люди, за грехи которых он был распят. Его цель - научить людей быть милосердными к страданиям другого человека, Иисус говорит притчу, вкратце которую можно свести к следующему: По пути из Иерусалима в Иерихон шёл один простой человек, еврей. В пути на него напали разбойники, избив его, отобрали все вещи и убежали, оставив лежать на земле. Мимо проходил еврейский священник, который, увидев его, пошёл своим путём дальше. Человек продолжал лежать на земле, когда мимо проходил левит (служитель еврейского храма). Он тоже прошёл мимо, не приняв участия. Самарянин, проходящий мимо, не остался равнодушным, сжалился над евреем, омыл ему раны вином и смазал их маслом. Посадив на своего осла, милосердный самарянин довёз пострадавшего в гостиницу, где заботился о нём. На следующий день, уезжая, дал хозяину два динария, наказав продолжать лечить и кормить человека, а если денег не хватит, то на обратном пути обещал ему доплатить. Закончив притчу, Иисус обратился к задавшему вопрос: "Кто, по его мнению, является ближним?" На что он ответил: «Оказавший милость». На это Иисус посоветовал ему идти и поступать так же.
Толкование митрополита Иллариона (Алфеева)
Господь не зря приводит в пример самарянина, зная, что иудеи гнушаются этих людей, презирают, не прикасаются и не разговаривают с ними. Иисусу противно такое отношение к людям другого народа, другой веры. Заложенный Христом смысл притчи – милосердный самарянин намного ближе ограбленному и избитому иудею. Господь преодолевает такого рода барьеры, созданные людьми, стараясь показать, что все равны. Он хотел обратить внимание каждого человека на то, что люди другой национальности или религии соблюдают Закон, а его служители не всегда его исполняют. Возлюби ближнего своего Много людей иной веры или те, которые довольно далеки от веры в истинного Бога, обладают сердцами, в которых живёт любовь к ближнему. Сами того не ведая, они исполняют заповеди Божьи. Это могут быть люди любой христианской веры, мусульмане, иудеи, атеисты. Как мы видим, толкований притчи о милосердном самарянине много. Это собирательный, наглядный пример, учащий жить по подобию Иисуса Христа, который любил всех людей и желал их спасения. Ради них он пошёл на муки, чтобы очистить их от грехов. Всех, а не только последователей своих или людей определённой национальности. Разве только иудеи отвергают иноверцев? Нет. Вспомните крестовые походы или современный мусульманский экстремизм.
Иисус – самарянин? Есть ещё одна интересная толкование трактовка. Хочется сказать, что каждый человек, читая притчу о милосердном самарянине, смысл в ней видит по-разному. А Господь не даёт никаких пояснений, призывая тем самым человека к осмыслению притчи. Человек, шедший из Иерихона в Иерусалим – это Адам, который представляет всё человечество. Иерусалим, куда он идёт – царствие небесное. Иерихон – земная жизнь, полная грехов, слёз и плача. Разбойники, напавшие на путника – тёмные сатанинские силы. Священник и левит – это Ветхий Завет, в котором священник – Закон Моисея, левит – это пророки. Два врача, направленные Богом – Закон Моисея в виде священника, и пророки в виде левита, прошли один за другим мимо. Закон Моисея только приблизился, пророки подошли и посмотрели, но лечить не стали, а прошли мимо. И тут появляется добрый самарянин – это Иисус Христос, который обвязывает раны, смазывая их маслом, доставляет в гостиницу и просит присмотреть за больным. Почему Господь сам себя назвал самарянином? Иисус показывает нам, что не всегда нужно иметь высокие звания, положения и саны, не всегда нужно много денег, чтобы делать добро, быть милосердным. Для этого необходима лишь добрая душа, желание помогать другим. Ну а если сам Господь под видом презираемого евреями самарянина выступает в качестве спасителя, то почему бы нам, простым смертным, не последовать его примеру? Послесловие Множество людей на вопрос, который задавал Иисусу левит: «А кто ближний?», не задумываясь, станут называть родственников, единоверцев и так далее. Но родство – это не только кровь, но и милосердие. Беда одного человека делает его одиноким, и только милосердие другого роднит их на века. Кровь братьев в большинстве случаев не делает их близкими, а только родными. Господь даёт нам понимание этой простой истины, и не только её, но и многих других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возвращение к духовным истокам
Презентация поможет более глубокому пониманию духовности при изучении лирики Заболоцкого Н, Н.Рубцова...
Методические рекомендации "Духовные истоки Кубани 2016-2017 уч.год"
Методические рекомендации п внесению оттдельных тем в курсе кубановедения "Духовные истоки Кубани"...
Конспект открытого урока по кубановедению 10 класс. Раздел VII. «Духовные истоки Кубани». Тема урока: «Традиционные семейные ценности».
О традициооных ценностиях семьи на Кубани....
Краеведение. Духовные истоки Кубани.
Материалы по кубановедению...
разработка программы внеурочной деятельности по кубановедению раздел "Духовные истоки Кубани"
данная программа разработана для учащихся 5-6 класса и может применяться во внеурочной деятельности по ОПК...
Программа «Духовные истоки Кубани»
Основным назначением курса внеурочной деятельности «Духовные истоки Кубани» является ознакомление педагогов с методикой организации и проведения внеклассной воспитательной работы по ...
Раздел "Духовные истоки Кубани" «Екатеринодарский Третьяков» - Ф.А.Коваленко и его дар городу
Художественнй музей им.Ф.А.Коваленко в Краснодаре...