Программа «Духовные истоки Кубани»
рабочая программа по краеведению
Основным назначением курса внеурочной деятельности «Духовные истоки Кубани» является ознакомление педагогов с методикой организации и проведения внеклассной воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников и новыми подходами к внеурочной деятельности как к целостной системе жизнедеятельности детей.
В программе учтены новые педагогические подходы, многообразие и вариативность воспитательно-развивающей деятельности педагогов во взаимосвязи обучения, воспитания и развития школьников во взаимодействии с отделом религиозного образования и катехизации Краснодарского края.
Программа курса ориентирует педагогов на овладение методиками деятельностного подхода в изучении личности ребенка, ученического коллектива и воспитание у детей духовно-нравственных ценностей во внеурочной деятельности.
Кубань имеет богатейшее историческое прошлое. От ее истории и традиций неотделима и православная культура. История Кубани и история православия неотделимы друг от друга. Эта взаимосвязь прослеживается во всех разделах и внеурочных занятиях предложенной программы.
Учащимся в процессе изучения курса предоставляется возможность ознакомиться с историей нашего края, его культурным, духовным наследием и нравственными ориентирами общества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
№ | Содержание (разделы, темы) 1 класс | к/ч | Даты проведения | Оборудование | Основные виды учебной деятельности (УУД) | |||||
план | факт | |||||||||
Раздел 1. Устное народное творчество Кубани (5 ч) | ||||||||||
Календарные обряды. Кубанский фольклор. | 1 | 1 неделя | 1, 2, 3, 4 | Выделять тему и идею текста, формулировать вопросы к тексту и отвечать на них. Рассказывать о том, какие обряды дошли до наших дней; об истоках фольклора. Проверять себя и оценивать свои достижения. | ||||||
Казачьи песни, сказки. Инсценировка сказок. | 1 | 2 неделя | 1, 2, 3, 4 | Выделять тему текста песни или сказки, формулировать вопросы к тексту и отвечать на них. Рассказывать о том, как человек создаёт песни или сказки. Рассуждать о необходимости соблюдения нравственных норм жизни. | ||||||
Духовная литература для детей. Творчество Б. Ганаго. Священные истории для детей. | 1 | 3 неделя | 1, 2, 3 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы урока вслух и про себя. Использовать ключевые понятия урока в устной и письменной речи, применять их при анализе и оценке фактов действительности. Рассказывать о том, как вера в Бога влияет на поступки людей, на развитие их творческого потенциала. | ||||||
Библейские притчи. Притчи: «О плевелах», «О закваске», «О талантах», «О друге, просящем хлеба» и др. Мораль и духовно-нравственные ценности притчи | 1 | 4 неделя | 1, 2, 3 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы урока вслух и про себя. Изучить новые понятия: притчи, метафора - в контексте православной культуры. Составлять рассказ по иллюстрации, выполнять выборочный пересказ текста. Анализировать текст с помощью вопросов и заданий к нему. Находить нужную информацию. Проверять себя оценивать свои достижения. | ||||||
Этические ценности народной мудрости. День славянской письменности и культуры. | 1 | 5 неделя | 1, 2, 3 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать текст. Рассказывать о православии и христианстве, о народной мудрости. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения текстов, построения рассуждений. Использовать новые лексические единицы в устной и письменной речи. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||
Раздел 2. Культурное наследие Кубани (6 ч). | ||||||||||
Краснодар-столица Кубани. Культурное наследие Кубани. Виртуальная экскурсия. | 1 | 6 неделя | 1, 2, 3 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы. Рассказывать о Краснодаре - столице Кубани. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения и рассуждений. Использовать лексические единицы в устной и письменной речи. Проверять себя и оценивать свои достижения. | ||||||
Кубанский казачий хор – визитная карточка Кубани. В.Г. Захарченко – художественный руководитель хора. Урок – экскурсия. | 1 | 7 неделя | 1, 2, 3 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Рассказывать о Кубанском казачьем хоре. Использовать новые лексические единицы в устной и письменной речи. Комментировать иллюстративный ряд и соотносить его с содержанием текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||
Музеи города Краснодара. Музей им. Е.Д. Фелицына – историческое наследие Кубани. | 1 | 8 неделя | 1, 2, 3 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы. Рассказывать о историческом наследии Кубани, музеях города Краснодара. Использовать новые слова в устной и письменной речи. Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||
Музей воинской славы. Дом – музей Е. Ф. Степановой. Образ матери – героини. | 1 | 9 неделя | 1, 2, 3, | Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Рассказывать о образе матери героини. Устанавливать логическую связь между фактами; участвовать в беседе. Анализировать увиденное в музее с точки зрения полученных ранее знаний. Проверять себя и оценивать достижения. | ||||||
Краевая филармония им. Г.Ф. Пономаренко – культурное наследие Кубани. | 1 | 10 неделя | 1, 2, 3, | Самостоятельно читать текст, отвечать на вопросы по прочитанному. Рассказывать свои впечатления. Осуществлять поиск информации для выполнения заданий. Использовать знакомые слова в другом мировоззренческом контексте. Проверять себя и оценивать свои достижения. | ||||||
Краснодарский краевой театр кукол. Урок – экскурсия. Обсуждение просмотренного спектакля. Положительный образ героя. | 1 | 11 неделя | 1, 2, 3, | Прогнозировать результаты работы на уроке. Рассказывать о положительном образе героя спектакля. Рассуждать о духовно-нравственных проблемах, обсуждать их в группе и представлять результаты работы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||
Раздел 3. Духовное наследие Кубани (4 ч). | ||||||||||
Храмы Кубани. Правила поведения в храме. Звонница. Виртуальная экскурсия. | 1 | 13 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Изучить новые понятия: храм, звонница; рассказывать о правилах поведения в храме и устройстве православного храма, особенностях службы в храме. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||
Внутреннее и внешнее устройство храма. История возрождения храма Александра Невского. | 1 | 14 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Рассказывать о истории храма Александра Невского. Анализировать содержание текста. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Работать в группе и представлять результаты коллективной работы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||
Монастыри Краснодарского края - духовное наследие Кубани. Урок – виртуальная экскурсия. | 1 | 15 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст словаря. Использовать их при создании собственных текстов. Рассказывать о важнейших понятиях урока. Выполнять выборочный пересказ текста. | ||||||
Урок – экскурсия. Экскурсия в местный храм. | 1 | 16 неделя | Прогнозировать результаты работы на уроке. Закреплять и систематизировать представление о важнейших понятиях; о духовных традициях многонационального народа России, о духовном мире человека, о культурных традициях и их значении в жизни человека; Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||||||
Раздел 4. Основы православной культуры в контексте истории Кубани (5 ч). | ||||||||||
Православные традиции Кубани. Православный календарь. История праздника Покрова Пресвятой Богородице (910 г.) | 1 | 17 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Изучить новые понятия: покров, Пресвятая; рассказывать о история праздника Покрова. Размышлять и рассуждать на тему праздника. Соотносить прочитанное с личным опытом. Работать в паре или группе и представлять результаты коллективной работы. Проверять себя и оценивать свои достижения. | ||||||
Празднование православных праздников на Кубани. Рождество Христово. | 1 | 18 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Рассказывать о празднование православных праздников на Кубани. Рассуждать, как правильно подготовится к праздникам. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Проверять себя и оценивать свои достижения. | ||||||
Светлое Христово Воскресение. Пасха в кубанской семье. Урок – практикум. | Прогнозировать результаты работы на уроке. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Рассказывать о празднование православных праздников на Кубани. Рассуждать, как правильно подготовится к праздникам. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Проверять себя и оценивать свои достижения. | |||||||||
Именины. День небесного покровителя. Викторина «Житие святых». | 1 | 19 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и воспринимать прочитанное. Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст словаря. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Работать в группе, выслушивая мнения друг друга, приходить к общему результату и представлять его. Выполнять выборочный пересказ текста. Проверять себя и оценивать свои достижения. | ||||||
Праздники Успенского поста. Медово - яблочный спас-праздник нового урожая. | 1 | 20 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Осмысливать важнейшие нравственные понятия. Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||
Раздел 5. Школа человечности и народной мудрости (3 ч). | ||||||||||
«Человечный человек» - кто он? Люди вокруг меня. Кто мой ближний? | 1 | 21 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и воспринимать прочитанное. Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст словаря. Рассказывать о материале, изученном на занятиях. Обобщать, закреплять и систематизировать представления о материале, изученном на занятиях. Планировать и корректировать самостоятельную работу; работать в группе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||
Кубань – многонациональный край. Мои товарищи и Я. В единстве наша сила. Прекрасное в человеке. | 1 | 22 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Осуществлять поиск информации для выполнения заданий. Закреплять и систематизировать представление об основном содержании текста; о духовных традициях многонационального народа Кубани, о духовном мире человека, семьи, общества; о ценности любви в отношениях между людьми и по отношению к малой Родине. Планировать и корректировать самостоятельную работу; работать в группе. Представлять результаты коллективной или индивидуальной работы. | ||||||
Притча о Милостивом самарянине. Обсуждение внутренних качеств человека. | 23 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать текст притчи. Объяснять значение терминов и понятий. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Рассказывать о милосердие. Применять навыки осознанного построения речевых высказываний в соответствии с коммуникативными задачами. Проверять себя и оценивать свои достижения. | |||||||
Раздел 6. Игра как средство духовного воспитания ребенка (3 ч). | ||||||||||
Нравственное воспитание ребенка через игру. Урок – соревнование. | 1 | 24 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Иметь представление о игре на нравственные темы. Соотносить содержание правил и выполнение упражнений. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||
Урок – игра. «Игра в шашку», «Казаки», «Грыбаки» и др. казачьи игры. | 1 | 25 неделя | 1, 2, 3, | Прогнозировать результаты работы на уроке. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | ||||||
Урок – эстафета. Масленичные забавы. Петушиные бои. Перетягивание каната. | 1 | 26 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Рассказывать об отношении к труду и игре. Систематизировать и обобщать знания, полученные при изучении темы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||
Раздел 7. Казачья семья – православная семья (4 ч). | ||||||||||
Семья. Родители. Патриотическое воспитание в Кубанской семье. | 1 | 27 неделя | 1, 2, 3 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать прочитанное. Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст. Рассказывать о том, какие причины есть у христиан, чтобы не быть эгоистами; о патриотическом воспитании. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Использовать навыки смыслового чтения при чтении художественной литературы. Проверять себя и оценивать свои достижения. | ||||||
Православная семья – малая Церковь. Духовное воспитание в семье. | 1 | 28 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст учебника. Использовать знакомые слова в новом контексте. Рассказывать о традициях заключения брака, о том, что такое православная семья; о взаимоотношениях членов православной семьи. Работать в группах и представлять результаты своей работы. Проверять себя и оценивать свои достижения. | ||||||
День матери – казачки. Образ матери в православии. Материнская молитва. | 1 | 29 неделя | 1, 2, 3, | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение и понятий с опорой на текст учебника или словаря. Рассказывать о образе матери. О библейских текстах и произведениях древнерусской литературы о семье. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Использовать навыки смыслового чтения при чтении фрагментов духовной литературы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||
Распределение обязанностей в казачьей семье. Особенности воспитания мальчиков. Казачье подворье. | 1 | 30 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Рассказывать о обязанностях мальчиков; Казачье подворье. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения текстов. Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом; участвовать в беседе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||
Раздел 8. Уроки мужества (3 ч). | ||||||||||
Кубань в годы ВОВ. Подвиги священства в годы войны. | 1 | 31 неделя | 1, 2, 3, | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст. Рассказывать о том, как Православная Церковь внесла немалый вклад в борьбу против фашистов во время Великой Отечественной войны. | ||||||
Подвиги Кубанских защитников в истории Кубани. | 1 | 32 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Рассказывать о важных подвигах Кубанских защитников. Систематизировать и обобщать знания. Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||
Дети – герои Кубани. Бессмертные подвиги. Проектная работа учащихся. | 1 | 33 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст учебника или словаря. Закреплять и систематизировать представление об основном содержании занятия; о духовных традициях многонационального народа России, о духовном мире человека, семьи, общества; о ценности любви в отношениях между людьми и по отношению к Родине. Размышлять о том, что войны бывают справедливыми (оборонительными); о том, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказывать о детях – героях защитниках Кубани. Участвовать в беседе. Проверять себя и оценивать свои достижения. Систематизировать и обобщать знания, полученные на предыдущих уроках. | ||||||
Итого: | 33 |
Оборудование:
- Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор
- Электронные ресурсы.
- Презентация учителя
- Портфолио обучающихся
№ | Содержание (разделы, темы) 2 класс | Кол-во часов | Даты проведения | Оборудование | Основные виды учебной деятельности (УУД) | ||
план | факт | ||||||
Раздел 1. Православная культура в системе ценностей духовно-нравственного воспитания (4 ч). | |||||||
Кубань православная. Заповеди. Традиционная культура Кубанских казаков. | 1 | 1 неделя | 1, 2, 3, 4 | Использовать систему условных обозначений при выполнении заданий, рассматривать иллюстративный материал, соотносить текст с иллюстрациями. Читать и отвечать на вопросы по прочитанному. | |||
Кубанские диалекты и говоры. Роль родного языка как хранителя и наследника кубанской культуры. Урок - практикум. | 1 | 2 неделя | 1, 2, 3, 4 | Выделять тему и идею текста, формулировать вопросы к тексту и отвечать на них. Рассказывать о том, какие обряды дошли до наших дней; об истоках фольклора, Кубанские диалекты и говоры. Проверять себя и оценивать свои достижения. | |||
Кубанский фольклор. Народные сказки, потешки, поговорки. | 1 | 3 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы урока. Использовать ключевые понятия урока в устной и письменной речи, применять их при анализе и оценке фактов действительности. Рассказывать сказки и потешки народные, как сказки влияет на поступки людей, на развитие их творческого потенциала. Проверять себя и оценивать свои достижения. | |||
Духовная лексика. Составление православного словаря. Урок – практикум. | 1 | 4 неделя | 1, 2, 3, | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы урока вслух и про себя. Изучить новые понятия: православие, благодать, святые, молитва - в контексте православной культуры; жития святых. Составлять рассказ по иллюстрации, выполнять выборочный пересказ текста. Анализировать художественный текст с помощью вопросов и заданий к нему. Находить нужную информацию в словаре. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||
Раздел 2. Храмы Кубани (4 ч). | |||||||
Зарождение православия на Кубани. Зодчий старых улиц. Церковная архитектура на Кубани. | 1 | 5 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы. Рассказывать о Краснодаре архитектуре Кубани. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения и рассуждений. Использовать лексические единицы в устной и письменной речи. Проверять себя и оценивать свои достижения. | |||
Храмы и монастыри Кубани. Святые места православной Кубани. Свято-вознесенский храм г. Курганинска. | 1 | 6 неделя | 1, 2, 3, | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать тексты. Рассказывать о православии и христианстве, о святых местах Кубани. Комментировать иллюстративный ряд и соотносить его с содержанием учебника. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||
Храмы Краснодара. Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица». | 1 | 7 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать текст. Рассказывать о храмах и монастырях Краснодара. Использовать новые слова в устной и письменной речи. Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||
Православный комплекс «Святая ручка», поселок Горный. | 1 | 8 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать прочитанный текст. Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Рассказывать о жизни православных христиан - паломниках. Устанавливать логическую связь между фактами; участвовать в беседе. Анализировать прочитанное с точки зрения полученных ранее знаний. Проверять себя и оценивать достижения. | |||
Раздел 3. Православная семья как образец христианского брачного союза (6 ч). | |||||||
Православные традиции в кубанской семье. Забота о родителях и других членах семьи. Распределение трудовых обязанностей в семье. | 1 | 9 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы. Рассказывать православных традициях в кубанской семье. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения и рассуждений. Использовать лексические единицы в устной и письменной речи. Проверять себя и оценивать свои достижения. | |||
Знакомство с Владимирской иконой Божией Матери – великой святыней русской земли. | 1 | 10 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Самостоятельно читать текст, отвечать на вопросы по прочитанному. Рассказывать о роли Божией Матери в православии. Осуществлять поиск информации для выполнения заданий. Использовать знакомые слова в другом мировоззренческом контексте. Проверять себя и оценивать свои достижения. | |||
Праздник народного единства, икона Казанской Божией Матери. | 1 | 11 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Рассказывать о православном празднике народного единства, иконе Казанской Божией Матери. Рассуждать о православных традициях, обсуждать их в группе и представлять результаты работы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | |||
4 декабря – День матери – казачки. Его празднование на Кубани. | 1 | 12 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Изучить новые понятия: добро, совесть, забота; рассказывать о значении праздника «день матери». Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Выполнять выборочный пересказ текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||
Православный праздник «Введения во храм Пресвятой Богородицы». История праздника. | 1 | 13 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Рассказывать о празднике «Введения во храм Пресвятой Богородицы». Анализировать содержание истории праздника с религиозной и нравственно-этической точки зрения. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Работать в группе и представлять результаты коллективной работы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||
Семья святых царственных страстотерпцев императора Николая II – совершенный пример брачного союза. | 1 | 14 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Рассказывать о семье императора Николая II. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Рассказывать о важнейших понятиях урока. | |||
Раздел 4. Кубанский многонациональный народ – единая семья (5 ч). | |||||||
Многонациональный состав жителей Кубани. Народ – носитель и хранитель национальной культуры. | 1 | 15 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы. Рассказывать о многонациональном составе Кубани. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения и рассуждений. Использовать лексические единицы в устной и письменной речи. Проверять себя и оценивать свои достижения. | |||
Мои одноклассники: мы разные, но мы едины…Культура, традиции, обычаи представителей разных национальностей. | 1 | 16 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы. Рассказывать о традициях и обычаях представителей разных национальностей Кубани. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения и рассуждений. Использовать лексические единицы в устной и письменной речи. Проверять себя и оценивать свои достижения. | |||
Законы дружбы: «Мы – едины и непобедимы». | 1 | 17 неделя | 1, 2, 3, 4 | Самостоятельно читать текст, отвечать на вопросы по прочитанному. Рассказывать свои впечатления. Осуществлять поиск информации для выполнения заданий. Использовать знакомые слова в другом мировоззренческом контексте. Проверять себя и оценивать свои достижения. | |||
Кубанскому роду – нет переводу… | 18 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Рассказывать о свои впечатлениях о жизни Кубанского народа. Осуществлять поиск информации для выполнения заданий. | ||||
Проектная работа «Дружба народов Кубани». | 1 | 19 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Рассказывать о подготовке материала проекта. Рассуждать о духовно-нравственных проблемах, обсуждать их в группе и представлять результаты работы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||
Раздел 5. Кубань – территория здоровья (3 ч). | |||||||
Спорт и мы. Сочи – столица олимпийских игр. Олимпийские чемпионы Кубани. | 1 | 20 неделя | 1, 2, 3, 4 | Самостоятельно читать текст, отвечать на вопросы по прочитанному. Рассказывать олимпийских чемпионах Кубани. Осуществлять поиск информации для выполнения заданий. Использовать знакомые слова в другом мировоззренческом контексте. Проверять себя и оценивать свои достижения. | |||
Мы за здоровый образ жизни, чемпионы нашего класса. | 1 | 21 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Рассказывать о своей спортивной подготовке. Осуществлять поиск информации для выполнения заданий. | |||
Урок соревнование. Веселые старты. | 1 | 22 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||
Раздел 6. Школа человечности и народной мудрости (3 ч). | |||||||
Образцы народной культуры Кубани. Традиции кубанской школы. | 1 | 23 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст словаря. Осуществлять поиск информации для выполнения заданий. Иметь представление о образцах народной культуры Кубани. Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения текстов. Участвовать в беседе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||
Устное народное творчество региона. Народные праздники. | 1 | 24 неделя | 1, 2, 3, | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать прочитанное. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст словаря. Рассказывать о том, что такое народный праздник. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения текстов. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||
Народоведение в содержании обучения и воспитания младших школьников. | 1 | 25 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Рассказывать об отношении к ближнему. Систематизировать и обобщать знания, полученные на занятиях. Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы; соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||
Раздел 7. Имена, прославившие Кубань. Труженики Кубани. (4 ч). | |||||||
Войсковой судья А.А. Головатый. Заслуги А. Головатого перед Родиной. | 1 | 26 неделя | 1, 2, 3 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать прочитанное. Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст учебника или словаря. Рассказывать о том, какие причины есть у христиан, чтобы не быть эгоистами; о христианских легендах и притчах; об апостоле Андрее Первозванном. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Использовать навыки смыслового чтения при чтении фрагментов духовной литературы. Проверять себя и оценивать свои достижения. | |||
Художники, поэты, композиторы – люди прославившие Кубань. | 1 | 27 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст. Использовать знакомые слова в новом контексте. Рассказывать о художниках, поэты, композиторах прославивших Кубань. Работать в группах и представлять результаты своей работы. Проверять себя и оценивать свои достижения. | |||
Покорители космоса – наши земляки. | 1 | 28 неделя | 1, 2, 3, | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать текст. Объяснять значение и понятий с опорой на текст словаря. Рассказывать о земляках - космонавтах. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Использовать навыки смыслового чтения при чтении фрагментов литературы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||
Праздник урожая. Герои Кубанских полей. Известные селекционеры Кубани. | 1 | 29 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Рассказывать об известных селекционерах Кубани. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов. Соотносить содержание текста с иллюстрациями; участвовать в беседе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||
Раздел 8. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в контексте православной культуры и истории Кубани (5 ч). | |||||||
Войсковой протоиерей К.В. Россинский – просветитель Кубани. | 1 | 30 неделя | 1, 2, 3, | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст словаря. Рассказывать о войсковом протоиереи К.В. Россинском. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||
Покров – главный казачий праздник (Азов 1641 г.). Войсковые священники Кубанского казачества. | 1 | 31 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Рассказывать о важнейшем казачьем празднике. Систематизировать и обобщать знания. Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, творческие работы и др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||
Святые подвижники Кубани. Инок Георгий (Пономаренко), Старец монах отец Сергий, монах Мисаил. Епископ Памфил (Ласковский). | 1 | 32 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать текст. Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст. Закреплять и систематизировать представление об Святых подвижниках Кубани. Размышлять о том как они молитвенно укрепляли Кубань. Рассказывать о святых подвижниках Кубани. Участвовать в беседе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||
Кубанские священномученики: иерей о. Андрей (Ковалев), о. Григорий (Троицкий), о. Иоанн (Яковлев), о. Михаил (Лекторский), о. Григорий (Конокотин). | 33 неделя | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать текст. Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст. Закреплять и систематизировать представление о Кубанских священномучениках.. Участвовать в беседе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||||
Проектная работа: «Духовные подвиги жителей Кубани». | 1 | 34 неделя | Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Рассказывать о духовных подвигах жителей Кубани. Систематизировать и обобщать знания. Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, творческие работы и др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||
34 |
Оборудование:
1.Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор
2.Электронные ресурсы.
4.Презентация учителя
5.Портфолио обучающихся
№ | Содержание (разделы, темы) 3 класс | к/ч | Даты проведения | Оборудование | Основные виды учебной деятельности (УУД) | |||||
план | факт | |||||||||
Раздел 1. Значение и роль православия в истории Кубани (4 ч). | ||||||||||
Переселение черноморских казаков на Кубань. Роль казачества в становления христианства на Кубани. | 1 | 1 неделя | 1, 2, 3, 4 | Выделять тему и идею текста, формулировать вопросы к тексту и отвечать на них. Рассказывать о роли казачества в становления христианства на Кубани. Проверять себя и оценивать свои достижения. Использовать систему условных обозначений при выполнении заданий, рассматривать иллюстративный материал, соотносить текст с иллюстрациями. | ||||||
Значение православной культуры в исторической судьбе казаков. | 1 | 2 неделя | 1, 2, 3, 4 | Выделять тему и идею текста, формулировать вопросы к тексту и отвечать на них. Рассказывать о том, как человек создаёт культуру; об истоках культуры казачества в православной религии. Рассуждать о необходимости соблюдения нравственных норм жизни. Проверять себя и оценивать свои достижения. | ||||||
Кошевой атаман З.А. Чепега. Его роль в переселение казаков на Кубань. | 1 | 3 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы урока вслух и про себя. Использовать ключевые понятия урока в устной и письменной речи, применять их при анализе и оценке фактов действительности. Рассказывать о судьбе атамана З.А. Чепеге. Проверять себя и оценивать свои достижения. | ||||||
Первые храмы Кубани. К.В. Россинский – первый просветитель Кубани. | 1 | 4 неделя | 1, 2, 3, | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы урока вслух и про себя. Изучить новые понятия: православие, благодать, просветитель. Составлять рассказ по иллюстрации, выполнять выборочный пересказ текста. Анализировать прочитанный текст с помощью вопросов и заданий к нему. Находить нужную информацию в тексте. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||
Раздел 2. Кубань казачья (4 ч). | ||||||||||
Казак. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачья честь. Регалии. | 1 | 5 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы. Рассказывать о православии и христианстве, казачьей чести. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения текстов, построения рассуждений. Использовать новые лексические единицы в устной и письменной речи. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||
История жизни священника 1-го кавказского полка – отца Константина Образцова. Гимн Кубани – молитвенное обращение к своей Родине. | 1 | 6 неделя | 1, 2, 3 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы. Рассказывать жизни священника 1-го кавказского полка. Комментировать иллюстративный ряд и соотносить его с содержанием учебника. Находить нужную информацию в тексте. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||
Урок – встреча. Беседа с представителем казачества «История и традиции казачества». | 1 | 7 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы учебника. Рассказывать о история и традиции казачества. Использовать новые слова в устной и письменной речи. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||
За веру, любовь и Отечество. Урок – соревнование. Казачьи игры и потехи. | 1 | 8 неделя | 1, 2, 3 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать текст. Устанавливать логическую связь между фактами. Проверять себя и оценивать достижения. | ||||||
Раздел 3. Патриотическое воспитание на образах героев православных и литературных произведений (6 ч). | ||||||||||
Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях. Литературные произведения Кубанских поэтов и писателей. | 1 | 9 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Закреплять и систематизировать представление об важнейших понятиях; о ключевых понятиях урока «служение», «патриотизм». Читать и пересказывать текст. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||
Нравственное начало в образных выражения «мать родная», «степь широкая», «река раздольная» и др. | 1 | 10 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Самостоятельно читать текст, отвечать на вопросы по прочитанному. Рассказывать о образных выражениях. Осуществлять поиск информации для выполнения заданий. Использовать знакомые слова в другом мировоззренческом контексте («мать родная», «степь широкая»). Проверять себя и оценивать свои достижения. | ||||||
Сказки о солдатской службе. Пословицы и поговорки, колыбельные песни кубанских казаков. | 1 | 11 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Рассказывать о содержании сказок пословицах и поговорках. Рассуждать о красоте кубанских песен, записать их в группе и представлять результаты работы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||
Просмотр мультфильма «Солдатская песня» по мотивам сказки С. Черного. Высказывания и рассуждения по сюжету. | 1 | 12 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Изучить новые понятия: служба, добро, зло, совесть, покаяние; рассказывать о значении покаяния в православии. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Выполнять выборочный пересказ мультфильма. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||
Малые жанры кубанского фольклора. Сказка как разговор с детскими душами. | 1 | 13 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Рассказывать о жанрах кубанского фольклора. Анализировать содержание сказок с религиозной и нравственно-этической точки зрения. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Работать в группе и представлять результаты коллективной работы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||
Героические и патриотические песни. Кубанский казачий хор. | 1 | 14 неделя | Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Рассказывать о важнейших понятиях урока. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||||||
Раздел 4. Православная семья как идеал любви и образец семейной жизни (5 ч). | ||||||||||
Создание семьи. Таинство венчания - как одно из таинств православной церкви. Семейные традиции. | 1 | 15 неделя | 1, 2, 3 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Изучить новые понятия: таинство венчания; рассказывать о том, что таинств православной церкви семь. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Работать в паре или группе и представлять результаты коллективной работы. Проверять себя и оценивать свои достижения. | ||||||
Воспитание мальчиков и девочек в православной семье. Семья – непридуманные истории. | 1 | 16 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Рассказывать о воспитание мальчиков и девочек в православной семье. Рассуждать, как правильно вести себя. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Проверять себя и оценивать свои достижения. | ||||||
Подвиг материнства. Кубанская семья - как образец духовности и патриотизма. | 1 | 17 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и воспринимать прочитанное. Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст словаря. Рассказывать о свое семье. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Работать в группе, выслушивая мнения друг друга, приходить к общему результату и представлять его. Выполнять выборочный пересказ текста. Проверять себя и оценивать свои достижения. | ||||||
Проектная работа: «Духовные традиции моей семьи». | 18 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст словаря. Закреплять и систематизировать представление о семье. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||||||
Защита проектов «Духовные традиции моей семьи». | 1 | 19 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Осмысливать важнейшие нравственные понятия. Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии в моральных законах. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы; соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||
Раздел 5. Памятники истории Краснодарского края (3 ч). | ||||||||||
Основные достопримечательности и памятники кубанской столицы, Краснодарского края. | 1 | 20 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и воспринимать прочитанное. Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст. Рассказывать о материале, изученном на уроке. Обобщать, закреплять и систематизировать представления о материале, изученном на уроках. Планировать и корректировать самостоятельную работу; работать в группе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||
Памятники казачьей истории и культуры родного населенного пункта. | 1 | 21 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст. Осуществлять поиск информации для выполнения заданий. Обобщать и систематизировать знания. Планировать и корректировать самостоятельную работу; работать в группе. оценивать свою деятельность. | ||||||
Местная история в кубанских храмах. | 1 | 22 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Рассказывать о история местных храмов. Применять навыки осознанного построения речевых высказываний в соответствии с коммуникативными задачами. Проверять себя и оценивать свои достижения. | ||||||
Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события истории Кубани. Кубань в годы Великой Отечественной войны. (3 ч). | ||||||||||
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Проектная работа «Подвиг жителей Кубани в годы ВОВ ». | 1 | 23 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст. Осуществлять поиск информации для выполнения заданий. Иметь представление о памятных датах и знаменательных событиях. Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения текстов. Участвовать в беседе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||
Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. | 1 | 24 неделя | 1, 2, 3 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать прочитанное. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст словаря. Рассказывать о том, что такое подвиг и жертвенность. Размышлять и рассуждать на темы памятных дат. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||
Подвиги жителей Кубани и священнослужителей в годы ВОВ. Дети - герои Кубани. Памятники и постаменты героям Кубани. | 1 | 25 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Рассказывать о детях-героях Кубани. Систематизировать и обобщать знания, полученные при изучении темы. Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии. Размышлять о подвигах жителей Кубани. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||
Раздел 7. Православные традиции на Кубани. (4 ч). | ||||||||||
Православная вера – основа казачьей семьи. Почитание родителей и старших. Исполнение пятой Заповеди. | 1 | 26 неделя | 1, 2, 3, | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать прочитанное. Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст словаря. Рассказывать о том, какие причины есть у христиан, чтобы не быть эгоистами. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Использовать навыки смыслового чтения при чтении фрагментов духовной литературы. Проверять себя и оценивать свои достижения. | ||||||
Икона. Казачья хата. Ее убранство. Красный угол в казачьей хате. Виртуальная экскурсия. | 1 | 27 неделя | 1, 2, 3 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст. Использовать знакомые слова в новом контексте. Рассказывать о том, что в казачьей хате есть красный угол. Работать в группах и представлять результаты своей работы. Проверять себя и оценивать свои достижения. | ||||||
Православные традиции на Кубани. Празднование православных праздников. Крещение Господне (Богоявление). | 1 | 28 неделя | 1, 2, 3 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать прочитанный текст. Объяснять значение и понятий с опорой на текст словаря. Рассказывать о празднование православного праздника Крещение. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Использовать навыки смыслового чтения при чтении фрагментов духовной литературы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||
Урок – творческая мастерская. Подготовка к празднику «Пасха, светлое Христово воскресение». Крашение яиц. | 1 | 29 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение терминов и понятий. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Рассказывать об одном из основных православных праздников Пасхе. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения текстов. Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом; участвовать в беседе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||
Раздел 8. Духовная жизнь Кубани. Монастыри (5 ч). | ||||||||||
Возникновение монастырей на Кубани. Бог есть любовь. | 1 | 30 неделя | 1, 2, 3 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать текст. Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст словаря. Рассказывать о истории возникновения монастырей на Кубани о том, почему, познавая мир, христианин постигает и замысел его Творца. | ||||||
Особенности кубанских монастырей, их роль в жизни Краснодарского края. | 1 | 31 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Систематизировать и обобщать знания. Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||
Свято – Михайло - Афонский мужской монастырь. Уклад монашеской жизни. Келья. | 1 | 32 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать текст. Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст словаря. Размышлять о укладе монашеской жизни. Рассказывать о монастыре. Участвовать в беседе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||
Женские монастыри на Кубани. Монахини и их духовный подвиг. | 1 | 33 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать текст. Объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст словаря. Закреплять и систематизировать представление об основном содержании, важнейших понятиях; о духовном подвиге монахинь. Размышлять о укладе женского монастыря. Участвовать в беседе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||
Паломничество на Кубани. | 1 | 34 неделя | 1, 2, 3, 4 | Прогнозировать результаты работы на уроке. Размышлять о паломничестве. Рассказывать личном опыте паломничества. Участвовать в беседе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||
34 |
Оборудование:
1.Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор
2.Электронные ресурсы.
3.Презентация учителя
4.Портфолио обучающихся
Предварительный просмотр:
«Местная история и ее памятники суть магнит, притягивающий сердце всякого к его родине, которой они так близки и со всех сторон касаются. Местный житель, кто бы он ни был, слушая рассказы об отдаленной старине своего края, проникается горячим к нему уважением и любовью: он сочувствует его бедствиям и радуется его счастью»
Н.В.Калачов.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Основным назначением курса внеурочной деятельности «Духовные истоки Кубани» является ознакомление педагогов с методикой организации и проведения внеклассной воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников и новыми подходами к внеурочной деятельности как к целостной системе жизнедеятельности детей.
В программе учтены новые педагогические подходы, многообразие и вариативность воспитательно-развивающей деятельности педагогов во взаимосвязи обучения, воспитания и развития школьников во взаимодействии с отделом религиозного образования и катехизации Краснодарского края.
Программа курса ориентирует педагогов на овладение методиками деятельностного подхода в изучении личности ребенка, ученического коллектива и воспитание у детей духовно-нравственных ценностей во внеурочной деятельности.
Кубань имеет богатейшее историческое прошлое. От ее истории и традиций неотделима и православная культура. История Кубани и история православия неотделимы друг от друга. Эта взаимосвязь прослеживается во всех разделах и внеурочных занятиях предложенной программы.
Учащимся в процессе изучения курса предоставляется возможность ознакомиться с историей нашего края, его культурным, духовным наследием и нравственными ориентирами общества.
Планируемые результаты.
Предметные результаты:
- ознакомление учащихся с историей кубанского казачества к православным и казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;
- духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся во внеурочное время;
- привитие учащимся духовно-нравственных основ православия;
- выделение особенностей православных праздников на Кубани;
- знание истории своей семьи, родословное древо; истории семьи своих одноклассников;
- знание уклада жизни, распределение обязанностей в казачьей семье;
- изготовление отдельных изделий народного промысла Кубани;
- знание основных памятных сооружений, связанных с историей и культурой Кубани и кубанского казачества;
- знание памятных событий и дат, связанных с историческими событиями на Кубани;
- знание основ духовной жизни жителей Кубани;
- знание направления деятельности Кубанского казачьего войска.
- развитие творческих способностей детей;
- формирование у учащихся интереса к исследовательской работе вовнеурочное время.
Личностные УУД:
- формирование внутренней позиции учащихся во внеурочное время;
- формирование учебно-познавательного интереса к новым способам решения педагогических ситуаций/задач;
- формирование адекватного понимания причин успешности /неуспешности;
- формирование способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций одноклассников в общении, ориентации на их мотивы и чувства;
- формирование устойчивого следования в поведении моральнымнормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
Регулятивные УУД:
По окончании изучения программы ученик научится:
- применять знания в практической деятельности:
- знать духовную историю Кубани;
- знать свою родословную;
- выполнить исследовательский проект на тему «Духовные истоки Кубани»
Познавательные УУД:
- ученик сможет находить и пользоваться необходимой учебно-методической литературой для выполнения исследовательских работ в ходе проектной деятельности. Использовать учебную литературу, энциклопедии, справочники по теме исследования, в том числе и ресурсы Интернета;
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков;
Коммуникативные УУД:
- доносить свою духовно-нравственную позицию до других людей;
- формулировать собственное мнение и позицию.
- договариваться с одноклассниками, взрослыми людьми и приходить к единому мнению.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- приобретение опыта взаимодействия гражданской, духовно-нравственной и патриотической позиции;
- формирование коммуникативных навыков.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1-й год обучения (33 часа)
Раздел 1. Устное народное творчество Кубани.
Истоки кубанского фольклора. Жанры фольклора. Казачьи песни и сказки. Духовная литература для детей. Творчество Б. Ганаго. Священные истории для детей. Этические ценности народной мудрости. Притчи. День славянской письменности и культуры.
Раздел 2. Культурное наследие Кубани.
Краснодар - Кубанская столица. Кубанский казачий хор - его образование и традиции. В.Г. Захарченко – художественный руководитель хора. Музеи, театры города Краснодара. Музеи Е. Ф. Степановой, Е.Д. Фелицына. Краснодарский краевой театр кукол, его репертуар. Краевая филармония им. Г.Ф. Пономаренко.
Раздел 3. Духовное наследие Кубани.
Храмы Краснодара. Архитектура и строение храма искусство. Внутреннее и внешнее устройство храма. Храм Александра Невского, его история. Правила поведения в храме. Монастыри Краснодарского края - духовное наследие Кубани.
Раздел 4. Основы православной культуры в контексте истории Кубани.
Православные традиции Кубани. Православный календарь. Празднование православных праздников на Кубани. Рождество Христово. Пасха – праздник праздников. История праздника Покрова Пресвятой Богородицы (910 год). Праздники Успенского поста. Медовый и яблочный Спас. День небесного покровителя. Именины.
Раздел 5. Школа человечности и народной мудрости.
Кого мы называем человечным человеком. Люди вокруг меня. Кто мой ближний? Кубань многонациональная. Притча о милостивом Самарянине. В единстве наша сила. Мои товарищи и Я. Прекрасное в человеке.
Раздел 6. Игра как средство духовного воспитания ребенка.
Казачья игра как средство нравственного воспитания ребенка «игра в шашку», «Казаки», «Грыбаки» и др. казачьи игры. Масленичные забавы.
Раздел 7. Казачья семья-православная семья.
Семья. Родители. Роль семьи в воспитании патриотов Кубани. Духовное начало в православной семье. Роль матери - казачки в воспитании детей. Материнская молитва. Распределение обязанностей в казачьей семье.
Раздел 8. Уроки мужества.
Кубань в годы ВОВ. Подвиги священства в годы войны.
Подвиги Кубанских защитников в истории Кубани.
Дети – герои Кубани. Бессмертные подвиги. Проектная работа учащихся.
2-й год обучения (34 часа)
Раздел 1.Православная культура в системе ценностей духовно-нравственного воспитания.
Кубань православная. Заповеди. Традиционная культура кубанских казаков. Роль родного языка как хранителя и наследника кубанской культуры. Диалекты и говоры. Духовная лексика. Казачьи сказки. Кубанский фольклор.
Раздел 2. Храмы Кубани.
История зарождения православия на Кубани. Зодчий старых улиц. Церковная архитектура на Кубани. Храмы и монастыри Кубани. Святые места православной Кубани. Свято-вознесенский храм города Курганинска. Храмы Краснодара. Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица». Святые источники Кубани. Православный комплекс «Святая Ручка», поселок Горный.
Раздел 3. Православная семья как образец христианского брачного союза.
Православные традиции в кубанской семье. Забота о родителях и других членах семьи. Распределение трудовых обязанностей в казачьей семье. Праздник народного единства. 4 декабря - День матери-казачки. Его празднование на Кубани. Православный праздник «Введения во храм Пресвятой Богородицы». Владимирская икона Божией Матери - великая святыня русской земли. Совершенный пример христианского брачного союза - жизнь Святых Царственных Страстотерпцев, семья императора Николая II.
Раздел 4. Кубанский многонациональный народ – единая семья. Многонациональный состав жителей Кубани. Мои одноклассники: мы разные, но мы едины. Законы дружбы: «Мы - едины и непобедимы». Кубанскому роду – нет переводу… Культура, традиции, обычаи жителей разных национальностей. Проектная работа «Дружба народов Кубани».
Раздел 5. Кубань - территория здоровья.
Спорт и мы. Сочи-столица Олимпийских игр.
Олимпийские чемпионы Кубани. Чемпионы нашего класса.
Раздел 6. Школа человечности и народной мудрости.
Образцы народной культуры Кубани. Традиции кубанской школы. Устное народное творчество региона, народные праздники. Народоведение в содержании обучения и воспитания младших школьников.
Раздел 7. Имена, прославившие Кубань. Труженики Кубани.
Знаменательные даты и их празднование на Кубани. Войсковой судья А.А.Головатый. Заслуги А.Головатого перед Родиной. Художники, поэты, композиторы – люди, прославившие Кубань. Праздник урожая. Герои Кубанских полей.
Раздел 8. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в контексте православной культуры и истории Кубани.
Покров – праздник казачий (Азов 1641 г.). Войсковой протоиерей Кирилл Россинский - просветитель Кубани. Войсковые священники кубанского казачества. Святые подвижники Кубани. Инок Георгий (Пономаренко), Старец монах отец Сергий, монах Мисаил. Епископ Памфил (Ласковский). Кубанские священномученики: иерей о. Андрей (Ковалев), о. Григорий (Троицкий), о. Иоанн (Яковлев), о. Михаил (Лекторский), о. Григорий (Конокотин).
3-й год обучения (34 часа)
Раздел 1. Значение православия в истории Кубани.
Переселение черноморских казаков на Кубань. Роль казачества в становлении христианства на Кубани. Значение православия в исторической судьбе казаков.
Раздел 2.Кубань - казачья.
Казак. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачья честь. Регалии. История жизни священника 1-го кавказского полка - отца Константина Образцова. Гимн Кубани - молитвенное обращение к своей Родине. За веру, любовь и Отечество.
Раздел 3. Патриотическое воспитание на образцах героев православных и литературных произведений.
Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях. Роль кубанского фольклора и казачьих сказок в процессе формирования любви к родине, к своему народу, природе родного края. Обобщенное нравственное начало в образных выражениях «мать родная», «степь широкая», «река раздольная». Сказки о солдатской службе и др. Сказки как разговор с детскими душами. Пословицы и поговорки, колыбельные песни кубанских казаков. Потешки. Считалки. Заклички. Героические и патриотические песни. Кубанский казачий хор.
Раздел 4. Православная семья как идеал любви и образец семейной жизни.
Создание семьи. Таинство венчания. Родительская любовь и благословение. Семейные традиции. Воспитание мальчиков и девочек в православной семье. Семья - непридуманные истории. Сохранение любви в православной семье. Подвиг материнства.
Раздел 5. Памятники истории Краснодарского края.
Основные достопримечательности и памятники кубанской столицы, Краснодарского края. Памятники казачьей истории и культуры родного населённого пункта. Храмы Кубани. Местная история и ее памятники.
Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубани. Кубань в годы Великой Отечественной войны.
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Подвиги жителей Кубани и священнослужителей в годы Великой Отечественной войны. Дети - герои Кубани. Памятники и постаменты героям ВОВ. Проектная работа: «Подвиги жителей Кубани в годы ВОВ».
Раздел 7. Православные традиции на Кубани.
Православная вера - основа казачьей семьи. Почитание родителей и старших. Икона. Красный угол в казачьей хате. Празднование православных праздников. Крещение Господне (Богоявление). Православные традиции на Кубани.
Раздел 8. Духовная жизнь Кубани. Монастыри.
Возникновение монастырей на Кубани. Особенности кубанских монастырей, их роль в жизни краснодарского края. Свято – Михайло - Афонский мужской монастырь. Бог есть любовь. Паломничество на Кубани.
Список использованной литературы:
- Бондарь Н.И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанских казаков // Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар. 1999.
- Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар 2003.
- Бондарь Н.И. Святой угол // Народное творчество. 1998. № 2.
- Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского казачества. Избранные работы. Краснодар. 1999.
- Бондарь Н.И. Что мы знаем друг о друге? Этнографический очерк о народах Кубани // Кубанский краевед’ 90. Ежегодник. Краснодар. 1990.
- Борисова О.Г. Кубанские говоры:материалы к словарю. Краснодар 2005.
- Варавва И.Ф. Песни казаков Кубани. Краснодар. 1966.
- Волкострел Т.М. Отражение православия в пословицах восточнославянского населения Кубани. // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар. 2000.
- Волкострел Т.М. Пословицы и поговорки Кубани (исторический и этнический аспекты). // Освоение Кубани казачеством: вопросы истории и культуры. Краснодар. 2002.
- Воронин В.В. Повседневный застольный этикет кубанских казаков // Сбережение народа: традиционная народная культура. Краснодар. 2007.
- Воронин В.В. Хозяйственная деятельность мужчины в традиционной кубанской казачьей культуре: Первый выход в поле // Мир славян Северного Кавказа. Выпуск 2. Краснодар. 2005.
- Гангур Н.А. Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани. Краснодар. 1999.
- Гончарова Е.С. Предания и легенды Кубани о святых источниках // Освоение Кубани казачеством: вопросы истории и культуры. Краснодар. 2002.
- Град Екатерины / авт. - сост. Б.Н. Устинов, П.С. Макаренко. – Краснодар: Традиция, 2013.
- Заградская С. Свадьба кубанских казаков // Играем свадьбу. М. 1987.
- Захарченко В.Г. Народные песни Кубани. Т. 1-2. Краснодар. 1997.
- Захарченко В.Г. Поёт Кубанский казачий хор. Выпуск первый. Краснодар. 2002.
- Капышкина (Хачатрян) С.Ю. Декоративно-прикладное искусство в контексте изучения предметного кода традиционной культуры (по фольклорно-этнографическим материалам восточно-славянского населения Кубани). Дикаревские чтения (4). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1997 год. Белореченск. 1998.
- Ковешников В.Н. Очерки по топонимике Кубани. Краснодар. 2006.
- Колесников В.А. Однодворцы-казаки. СПб. 2000.
- Кубанские народные сказки и легенды. Составитель В.В. Воронин. Краснодар. 2001.
- Кубанское казачество: история, этнография, фольклор. М. 1995.
- Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология Ростов-на-Дону. 2000. (В т.ч. народные воспитательные традиции)
- Матвеев О.В. Слово о кубанском казачестве. Краснодар. 1995.
- Матвеев О.В., Фролов Б.Е. Очерки истории форменной одежды кубанских казаков (конец XVIII – 1917 г.). Краснодар. 2000.
- Матвеев О.В., Фролов Б.Е. Страницы военной истории кубанского казачества. Краснодар. 2007.
- Мир детства и традиционная культура. М. 1996.
- Мужики и бабы. Мужское и женское в русской традиционной культуре. Иллюстрированная энциклопедия. СПб. 2005.
- Народная проза Кубани. Авторы-составители: Л.Б.Мартыненко, И.В. Уварова. Краснодар. 2003. (Предания и легенды, анекдоты, былички, сказки).
- Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб. 2000.
- Пётр Ткаченко. Кубанский говор. Опыт авторского словаря. М. 1998.
- Попова О.С. Традиционная культура и православие (И.А.Ильин о духовном кризисе и его преодолении) // Сбережение народа: традиционная народная культура. Краснодар. 2007.
- Пословицы, поговорки и загадки Кубани. Составители: Л.Б.Мартыненко, И.В.Уварова. Краснодар. 1993.
- Пословицы, поговорки и загадки Кубани. Составители: Л.Б.Мартыненко, И.В.Уварова. Краснодар. 2000.
- Притчи Православия. – М.: Эксмо, 2012.
- Священная история для детей. М.: Прометей, 1990.
- Семенцов М.В. Народная медицина кубанских казаков. Краснодар. 1993.
- Смирнова Е.С. Святые места в системе традиционной культуры восточнославянского населения Кубани (К вопросу о возникновении святых источников) // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар. 2000.
- Фетисова А.Г. Воспитание через игру в казачьей семье // Дикаревские чтения (5). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1998 год. Краснодар.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 84 ИМЕНИ ГЕРОЯ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЯЦКОВА ИГОРЯ ВЛАДИМИРОВИЧА
350088, г. Краснодар, ул. Сормовская, д. 199 тел. 8-861-236-10-39 |
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ № 84
____________И.А. Устинова
Программа «Духовные истоки Кубани»
Разработчики: Сидоренко Н.В. учитель ОРКСЭ и ОПК МАОУ СОШ № 84
Шпак Е.В. учитель начальных классов и ОРКСЭ МБОУ СОШ № 20
Краснодар – 2018 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МБОУ ДОД Детско-юношеский центр "У истоков добра"
Программа духовно-нравственного воспитания и развития разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...
Методические рекомендации "Духовные истоки Кубани 2016-2017 уч.год"
Методические рекомендации п внесению оттдельных тем в курсе кубановедения "Духовные истоки Кубани"...
Конспект открытого урока по кубановедению 10 класс. Раздел VII. «Духовные истоки Кубани». Тема урока: «Традиционные семейные ценности».
О традициооных ценностиях семьи на Кубани....
Краеведение. Духовные истоки Кубани.
Материалы по кубановедению...
разработка программы внеурочной деятельности по кубановедению раздел "Духовные истоки Кубани"
данная программа разработана для учащихся 5-6 класса и может применяться во внеурочной деятельности по ОПК...
Раздел "Духовные истоки Кубани" «Екатеринодарский Третьяков» - Ф.А.Коваленко и его дар городу
Художественнй музей им.Ф.А.Коваленко в Краснодаре...