Краеведение
статья по краеведению

Убушеева Жаргалма Михайловна

О поэте литературного объединения "Мунко- Саридак" Лопсона Тапхаева, выходца из улуса Хужиры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_poyu_o_tunke.docx29 КБ

Предварительный просмотр:

«Я пою о Тунке»

В Всероссийский год Литературы очень символично мы отмечаем  75 – летие со дня рождения известного поэта, члена Союза писателей России, нашего земляка, талантливого человека Л.Д. Тапхаева. Мы, хужирцы, земляки поэта. Он родился, вырос на нашей земле. Рядом с нами живут его родственники, одноклассники, друзья. В будущем в нашей школе намечается открытие музея имени Лопсона Дунзыновича Тапхаева. Прошли юбилейные мероприятия: конкурс чтецов, классные часы, тапхаевские чтения, выставки его книг, конференции, готовили с учащимися презентации. 18 ноября мы встречали учащихся, руководителей, гостей – участников районной научно – практической конференции «Я пою о Тунке». Работали 5 секций: секция исследовательских работ, «Исполнительское мастерство» (конкурс песен на стихи Лопсона Тапхаева), «Юный поэт» (стихи собственного сочинения), «Чтецкое мастерство», «Творческая секция». Приняли в работе конференции 89 учащихся, были приглашены уважаемые люди, знатоки творчества поэта. Ученики школ поработали на славу, были интересные исследовательские работы, удивили жюри юные поэты, чьи работы уже можно печатать, выпускать их сборники. Еще раз мы убедились, что живем в волшебно – святой долине со сказочно – божественной природой, читая сочинения – эссе, публицистические работы, путевые заметки.  Очень эмоционально читали поэтические строки участники секции «Чтецкое мастерство». Поэзия Лопсона Тапхаева удивительно сливается со всеми звуками и красками природы и потому музыкальна и звонка. В этом убедились, когда слушали музыкальные произведения на стихи поэта. Победители были все отмечены, пополнили свои портфолио. У всех участников – сертификаты, призы. Отмечая еще один юбилей, мы много раз перечитывали удивительные строки о малой родине, о Тунке, о горах, о людях, украшающих эту землю. Мы любим свою землю и с гордостью повторяем его слова:

По доброму обычаю седому:

                                                «Откуда родом? –

                                                Спросят старики –

                                                Всплывет во мне

                                                Тоска моя по дому,

                                                 И с гордостью отвечу:

                                                 Из Тунки»

Пресс – центр Хужирской школы.

Приняв участие, как член жюри в научно – практической конференции «Я пою о Тунке» в секции «Юный поэт», решила написать небольшую рецензию на творчество учащихся. Из 12 учеников школ района с 5 – 9 классы, предоставивших свое творчество на бурятском и русском языках, нами были отмечены 4 человека.

Ученик 9 класса Аршанской СОШ им. П.М. Билдаева Балданов Доржо для его возраста одинаково талантливо пишет на двух языках. Нашему вниманию были предоставлены стихи собственного сочинения на русском языке, написанные еще в 8 классе. Они удачно оформлены  его же рисунками. Воспевая природу Тунки, он восхищается родным Тагархаем и его окружением. Необходимо отметить его этюды о временах года. Стихи на бурятском языке написаны уже 9 –классником. В них чувствуется зрелость и возросший патриотизм.

Ученик 6 класса Кыренской СОШ Полубенцев Илья представил на наш суд свои первые стихи. Он разносторонен, воспевает природу Тунки. Самые проникновенные слова написал он о своем близком друге – маме.

У Хартаева Александра, ученика 8 класса Кыренской СОШ, самодостаточна для его возраста проба пера. Необходимо продолжать оттачивать свое мастерство вместе с учителем, работая над ритмом и рифмами.

Для Шахмалова Александра, ученика Аршанская СОШ, его «ТYрYYшын туршалганууд» должны стать той стартовой отметкой, от которой он, уйдя в большую жизнь, не предаст свой зарождающийся талант и разовьет его, чтобы вырасти в большого поэта. Писать на родном языке – это очень ответственно. «Бу мартаарай» - «Не забывай» - наказывает он читателю и хочется верить, что эти свои первые строчки стихов он пронесет через всю свою жизнь.

Мой Тагархай.

Родина моя – мой Тагархай!

Здесь я родился и живу.

Потомками прославлен этот край,

И это все люблю я и чту.

Отсюда родом наш герой,

Великим снайпером его зову.

Люблю всем сердцем и душой

Природы дивной красоту –

Зеркал Койморских чистоту,

Попий, Обоо и Субаргу,

И это все мой Тагархай,

Мой дивный край, родимый край.

Балданов Доржо.

Иркут.

Иркут – река, крутые берега!

Всего пять букв!

А сколько в нем энергии и силы,

Непобедимой мудрости и славы!

Он нравом крут, великий наш Иркут.

Богат и добр, если ты его сберег

Для всех потомков и родов.

Но если ты им пренебрег,

Опасен он, как тысяча быков.

Полубенцев Илья.

В школе.

У меня хорошие друзья.

Помогают мне всегда:

Мой заберут с собой рюкзак

Принесут, поставят в класс.

И «домашку» не жалеют,

И конфетой угостят.

Повезло с друзьями мне!

Рад я очень, рад!

Хартаев Александр.

Аршаан.

Тоонто нютагни hайхан даа:

Yндэр гое уулануудтай

ТYргэн Хэнгэргэ голтой

Зониие эмшэлдэг аршаантай.

Эндэ минии hургуули

Эрдэм номдо hургана.

Эндэ минии нYхэдни

Эрдэм тээшэ алхална.

Шахмалов Саша.

Член жюри секции «Юный поэт»                                                Д.Г. Шагдурова.

Результаты НПК «Я пою о Тунке»

ТВОРЧЕСКАЯ СЕКЦИЯ:

Первые места:

  1. Сакияева Александра (Харбятская школа)
  2. Балданов Лев (Кыренская школа)
  3. Ускеева Юлия (Кыренская школа)

Вторые места:

  1. Ангаева Янжима (Жемчугская школа)
  2. Маланова Валерия (Харбятская школа)

Третьи места:

  1. Сыбыкова Алтана ( Хужирская школа)
  2. Истарикова Янжима (Галбайская школа)
  3. Сыдеева Юлия ( Охор- Шибирская школа)

«Юный поэт»:

Первое место:

  1. Балданов Доржо (Аршанская школа)

Второе место:

  1. Полубенцев Илья (Кыренская школа)

Третьи места:

  1. Хартаев Александр ( Кыренская школа)
  2. Шахмалов Александр ( Аршанская школа)

Исследовательские работы:

  1. Хартаева Баярма (Хужирская школа)
  2. Фомкинова Лариса (Аршанская школа)

2.Парьянова Жанна (Шимкинская школа)

  1. Галсанова Наталья (Галбайская Школа)

Исполнительское мастерство:

  1. Вокальная группа ( Кыренская школа)
  2. Вокальная группа ( Торская школа)
  3. Соло( Будаева Айлана , Хужирская школа )

3.Соло (Шактамаев Баян- Жаргал ,Охор_ Шибирская школа)

Чтецкое мастерство:

Чтение стихов на бурятском языке:

  1. Янданов Амгалан ( Торская школа)
  1. Базарова Дулма (
  2. Никифоров Жамбыл ( Жемчугская школа)
  3. Будаева Айлана ( Хужирская школа)

Чтение стихов на русском языке:

  1. Юрьева Елена
  1. Полубенцев Владислав
  2. Сынгелова Екатерина ( Кыренская школа)
  3. Дамбаев Дашинима ( Горхонская школа).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературному краеведению

Рабочая программа по литературе Забайкальского края...

Доклад на конференции по краеведению по теме "Преподавание краеведения в школе как основа формирования патриотизма современного школьника"

Доклад  подготовлен для участия в районной краеведческой конференции "Краеведение как часть социально-культурной политики Красногвардейского района" которая состоялась в г. Бирюч 22 мая. В доклад...

Исследовательская работа с обучающимися " Проект по краеведению. Электронное пособие по краеведению."

Тема работы: Исследовательская работа -  проект по краеведению. Электронное пособие  по краеведению. Руководитель: Анохина Юлия Владимировна, учитель  информатики.Аннота...

О роли краеведения в воспитании. От краеведения к гражданственности.

Статья затрагивает вопрос преподавания истории в современной школе и как  через изучение истории и краеведения можно способствовать формированию гражданственности , патриотизма у школьников....