Краеведение
статья по краеведению
Предварительный просмотр:
-1-
План.
- Введение. Что такое Родина, тоонто нютаг.
2. Основная часть.
А) Буряты - «разделенный народ».
Б) Дорога домой.
В) Обряд «Тоонто»
3. Заключение.
4. Список использованной литературы.
-2-
1. Введение.
Что такое патриотизм ? это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Со стороны может показаться, что это высокопарное, громкое слово. А если так подумать. На самом деле у каждого человека есть дом, место, где он родился. И я хочу доказать, что у нас есть связь свыше с местом, куда мы тянемся, стремимся вернуться. «Традиция – это не охрана пепла, а сохранение огня». На примере обряда «Тоонто» мы увидим эту кармическую связь.
Цель : доказать значимость обряда «Тоонто».
Задачи:
- формировать у учащихся ценностные ориентиры – любовь к Родине, к своим предкам
- Воспитывать любовь и уважение к традициям своего народа
Методы: анализ исторической и краеведческой литературы, воспоминаний.
-3-
- Основная часть.
Пусть штормит это море – море прошлых традиций, возрождающихся сегодня и являющихся фундаментом всей нашей жизни. Буряты живут везде. Есть в Канаде, в Австралии, в Китае, в Монголии целые поселения бурят. Они выехали из своей Родины по разным обстоятельствам. Российский антрополог Саяна Намсараева, которая работает в Кембриджском университете, пишет, что буряты, стали разделенным народам. В Монголии В Хэнтэйском аймаке в сомоне Дадал живет большая группа бурят. Они переселились из разных мест Забайкалья в 20-30-гг прошлого века. Буряты оказались «разделенным народом», который живет по разные стороны границ трех стран – Монголии, России и Китая. Когда границы между странами были закрыты в период политической конфронтации, как это было между Советским Союзом и КНР в течение почти 60-ти лет с 20- по 80-е гг. прошлого века, семьи, разделенные границами, не имели никакой возможности увидеться, навестить родных и родные места. Самые отчаянные предпринимали попытки перейти границы тайком – ночью, скрывая свои следы. Были придуманы даже особые приемы, когда подошву на обуви пришивали задом наперед, чтобы НКВДэшники искали их в другом направлении, думая, что человек ушел за линию границы, а не пришел. Или же на подошву набивали копыта диких животных, ведь для них не существовало границ, воздвигнутых людьми для людей. «Когда умирает старый человек, то уходят опыт и знания, словно сгорает целая библиотека». Все скрывалось десятилетиями, замалчивались истории об ушедших и репрессированных родственниках. Они уходили из дома из родных мест караванами. Они были такими протяженными, что люди не видели начала и конца.
Годы, века проходили и была долгой дорога домой. Родственники сейчас путешествуют за тысячи километров и пересекают границы, чтобы побывать на Родине и на Тоонто нютаг своих родителей, чтобы повидать своих родных по ту сторону границы. Мне кажется, что у бурят есть особое чувство принадлежности не только к кругу своих родственников, но и к месту своего рождения – нютаг. Нютаг это сложное понятие, так как оно включает в себя связь человека с духами и хозяевами местности, где он или она были рождены. Особенно тесная эмоциональная связь возникает с Тоонто нютаг – местом, где по старой бурятской традиции, послед новорожденного погружали в ямку на месте, где стояла юрта родителей. Этот обряд имеет почти мистическое воздействие на человека, сюда стремятся приехать хоть на короткое время, чтобы набраться сил, обрести душевное равновесие. Посещение Тоонто на склоне лет приобретает особое значение – это как бы приближение к символическому завершению жизненного цикла. Для тех, кто оказался вдали от Родины, - смерть на чужбине воспринималась как кармическое
-4-
наказание Поэтому те, кто наконец-то смог после открытия границ посетить Родину своих родителей или свои Тоонто, зачастую переживают в этих местах моменты острого эмоционального переживания, высвобождения боли и страданий от долгой жизни на чужой земле. Плачут, обнимая руками землю, отдавая свою боль и получая взамен от Тоонто силы продолжать жить.
Я хочу рассказать об уникальном обряде Тоонто. Во время родов старались поддерживать тепло в юрте, специально измельченный и тщательно очищенный сухой коровий помет. Когда ребенок падал на этот помет, перевязывали пупок. Через три дня молодые женщины собирались и справляли обряд. Для этого шили мешочек из войлока, клали туда послед и обматывали мешочек красными нитками. Это и есть Тоонто. В юрте или около нее, но обязательно против конца кровати выкапывали ямку глубиной около 30-40 сантиметром, опускали в нее зерна, серебряные, медные монеты, а сверху клали Тоонто и закапывали. Затем на этом месте строили из сосновых лучинок полый конус высотою около 30-40 см., покрывая ее сначала тонкой пленкой жира, а сверху белым хадаком. Все молодые женщины, а иногда и мужчины, женатые, но не имеющие детей, садятся вокруг и поджигают этот конус. Он вспыхивает как порох. Сидящие вокруг набирают в рот топленое масло и брызгают на огонь. Костер разгорался еще пуще, пламя поднималось почти до крыши юрты. Скоро угли от сгоревшего конуса падали, сидящие внимательно следили за тем, в чью сторону упадут сгоревшие лучины: это было знаком того, что указанная ими женщина может стать матерью. Все принимавшие участие в обряде три раза по ходу солнца обходили это место, роженица держала ребенка в пеленках, одна женщина – тарелку с белой пищей, другая – ведерко с вареным мясом. После этого все садились вокруг Тоонто и начинали передавать из рук в руки ведерко с мясом. Каждая женщина откусывала кусочек. Затем они расстилали свои подолы и делали на них поклон в сторону зарытого Тоонто. Женщины, которые хотели детей, относились почти с благоговением.
-5-
- Заключение.
Я с интересом прочитала об этом обряде. Хотя в современном мире этот обряд не соблюдается, но мы осознаем значимость этого обряда.
Я пока живу в своем родном улусе. Я здесь родилась, учусь, все у меня впереди. Но я знаю точно, что вернуться на Родину, обнять свою землю, Тоонто – это самое великое счастье для любого человека.
Хотя мы буряты разделенный народ, нам надо просто включить на полную мощность генную память, и тогда флюиды, подобно сигналам Wi –F I, будут передавать нам всем то, что есть внутри каждого из нас: в душе, в сердце, в генной памяти. И это называется любовью ко всему родному, к своему Тоонто.
-6-
Список использованной литературы:
- В.Д.Бабуева. Материальная и духовная культура бурят. Улан-Удэ, 2004г.
- Журнал «Минии Буряад» № 3 2014г.
- Лодон Линховоин. Лодон багшын дэбтэрhээ. Улан-Удэ 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературному краеведению
Рабочая программа по литературе Забайкальского края...
Выступление на РМО учителей духовного краеведения по теме: "Межпредметные связи на уроке Духовного краеведения Подмосковья"
по теме: «Духовное зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма»....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ» ОБЪЕДИНЕНИЯ « ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ»
Программа туристического кружка в школе....
Доклад на конференции по краеведению по теме "Преподавание краеведения в школе как основа формирования патриотизма современного школьника"
Доклад подготовлен для участия в районной краеведческой конференции "Краеведение как часть социально-культурной политики Красногвардейского района" которая состоялась в г. Бирюч 22 мая. В доклад...
Исследовательская работа с обучающимися " Проект по краеведению. Электронное пособие по краеведению."
Тема работы: Исследовательская работа - проект по краеведению. Электронное пособие по краеведению. Руководитель: Анохина Юлия Владимировна, учитель информатики.Аннота...
Краеведение - наука о местности, в которой мы живём. Предмет биологического краеведения.
Презентация для урока в 7 классе...
О роли краеведения в воспитании. От краеведения к гражданственности.
Статья затрагивает вопрос преподавания истории в современной школе и как через изучение истории и краеведения можно способствовать формированию гражданственности , патриотизма у школьников....