Краеведение как один из важнейших факторов патриотического и гражданского воспитания
опыты и эксперименты по краеведению
Сейчас многих волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формирование у обучающихся гражданских позиций. Воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе образовательного учреждения. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель моей краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы обучающиеся, зная свои корни, могли создать достойное будущее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-issled.rabota.docx | 37.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Научно исследовательская работа
«Краеведение как один из важнейших факторов патриотического и гражданского воспитания»
С 2016 по 2020 учебные годы мною проводилась научно - исследовательская работа по теме «Краеведение как один из важнейших факторов патриотического и гражданского воспитания»
Краткое описание НИР
Актуальность: Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должно внести современное образование.
Патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Цель и задачи:
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
• проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания обучающихся;
• формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
• утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
• привлечение обучающихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
Объект исследования - процесс патриотического воспитания обучающихся средствами краеведения.
Предмет исследования - педагогические условия работы по патриотическому воспитанию обучающихся.
Гипотеза исследования: если подойти к работе по воспитанию патриотизма обучающихся с помощью краеведения, то процесс воспитания можно сделать более естественным, эффективным.
Методы исследования: анализ педагогической, исторической и краеведческой литературы по предмету исследования, учебных программ, пособий по истории, краеведению; обобщение и анализ опыта учебно-воспитательной деятельности Кижингинской СОШ имени Х.Намсараева по воспитанию патриотизма у обучающихся.
Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если обучающийся не знает истории своего рода, своей фамилии, своей малой родины. Ну как, скажите, можно защищать то, чего не любишь? И как любить то, чего не знаешь? «Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость» (Д.С. Лихачев). Именно эти вопросы и призван решать курс краеведения.
«Краеведение» – это изучение своей «малой» Родины: её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Причем это не только предмет школьного образования, но и знания, необходимые каждому уважающему себя человеку.
Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей обучающихся. Но цель будет иметь много общего: «цель краеведческого образования – способствовать духовно-ценностной и практической ориентации обучающихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации».
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
1. Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему. Человек – важнейшее звено в цепи жизни. История края, страны и всей планеты – это история людей. Корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края. История родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях, живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит, ты их продолжение, значит, ты частица истории края, частица истории страны.
2. Формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской активности и социально значимых качеств. Выполнение заданий по краеведению позволяет обучающимся знакомиться не только с природой и экономикой республики, но и с новыми людьми, или узнавать ранее неизвестное о, казалось бы, знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у обучающихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Возникает желание помочь, понять, защитить.
Кроме того, обучающиеся должны иметь представление о событиях современности, их специфике, основанной на особом прошлом нашей республики и индивидуальности её развития, поэтому ещё одной задачей краеведения является:
3. Научить обучающегося осознавать проблемы окружающего его микромира. Наглядно раскрыть обучающимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры её изменений, показать связь человека, его деятельности и природы, к каким результатам может привести этот союз, т.е. формировать у ребят понятие о единстве «природы-человека-общества».
4. Воспитание у обучающихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.
5. Изучение природы и истории родного края способствует формированию познавательного интереса к процессу обучения. Ведь местный материал доступен для обучающегося, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое. Краеведение воспитывает творческую инициативу обучающихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий.
6. Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства.
Приведенные выше цели и задачи краеведения соответствуют задачам всего современного образования: «помочь человеку овладеть тремя кругами ценностей: этнокультурных, общенациональных и общечеловеческих».
Поэтому, на мой взгляд, в последние годы заметно повысился интерес к краеведению, понимание его большого образовательного и воспитательного значения. Это обусловливается несколькими факторами:
– растущим пониманием в нашем обществе значения патриотического воспитания обучающихся;
– стремлением к познанию всего многообразия природы, экономики и культуры нашей огромной страны с ее большими региональными различиями;
– поиском новых форм, методов, целей воспитания, основанных на этнопедагогике, на наших традиционных нравственных ценностях, к которым относятся патриотизм, гражданственность, человеческая порядочность.
Важной составляющей системы краеведения являются организационные формы обучения.
Существует три основных направления работы с обучающимися:
1. Учебное (уроки, факультативные занятия).
2. Внеклассное (занятия в краеведческих кружках, группах).
3. Внешкольное (центры туризма и отдыха, центры развития творчества детей и юношества, центры эстетического воспитания).
Работая по этим направлениям, учитель использует большое количество форм и методов организации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Огромные возможности для реализации краеведческого воспитания дает грамотная организация внеклассной работы, которая может осуществляться через:
- Массовые мероприятия (экскурсии, вечера, олимпиады, викторины, конференции).
- Групповые занятия (кружки, лектории, факультативы, издание стенгазет).
- Индивидуальную работу (чтение литературы, подготовка докладов, рефератов, изготовление наглядных пособий).
Таким образом, краеведение является одним из важнейших средств патриотического воспитания учащихся.
Меня как историка - обществоведа волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формирование у обучающихся гражданских позиций. Я считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе образовательного учреждения. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель моей краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы обучающиеся, зная свои корни, могли создать достойное будущее.
В настоящее время в нашем учебном заведении складывается система краеведческой работы. В нее вошли собственно краеведческий компонент - спецкурс «История родного края», краеведческий компонент на уроках истории и обществознания и краеведческий компонент во внеклассной работе.
«История Отечества» как никакой другой предмет содержит большие возможности для патриотического и гражданского воспитания обучающихся. В ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо и педагогически оправдано.
При изучении тем по истории Отечества я применяю следующие материалы:
Национально-региональный компонент на уроках истории
№ | Темы | Национально-региональный компонент | Кол-во часов |
3 | Борьба Руси с нашествием монголо-татар в XIII в. | Бурятия в монгольский период | 1 |
5 | Внешняя политика России в XVII в. Присоединение Сибири. | Присоединение Бурятии к России | 1 |
6 | Россия в конце XVII – XVIII вв. | Бурятия в XVII – XVIII вв. | 1 |
6 | Культура России во II половине XVIII в. | Буддизм в Бурятии. Культура и быт бурят в XVIII в. | 1 |
7 | Российская империя в I половине XIX в. | Декабристы в Бурятии, участие забайкальского казачьего войска в Отечественной войне 1812, Крымской войне. Культура и быт бурят в XIX в. | 1 |
8 | Российская империя во II половине XIX в. | История и культура Бурятии во II половине XIX в. | 1 |
9 | Россия в начале XX в. | Бурятия в начале XX в.: экономическое (Транссиб), политическое и духовное развитие. | 1 |
10 | I российская революция | Бурятия в годы I российской революции. Ц. Ранжуров, Бабушкин. | 1 |
12 | Россия в I мировой войне | Участие бурят-казаков в войне. Буряты на тыловых работах. | 1 |
13 | Культура. Духовное развитие России в начале XX в. | Культура Бурятии в начале XX в. | 1 |
14 | Революционные потрясения и противостояния в обществе: 1917-1920 | Бурятия в годы революций и гражданской войны. | 1 |
15 | Россия, СССР в 1920 - 1930-е годы | Образование Бурят-Монгольской АССР. Бурятия в 20–30-е годы | 1 |
16 | СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945) | Участие воинов и тружеников тыла из Бурятии и Кижинги в Великой Отечественной войне. Д. Ж. Жанаев. | 1 |
17 | Послевоенные годы (1945-1953) | Бурятия в послевоенные годы | 1 |
18 | СССР в 1953-1964 годах | Бурятия в 1953-1964 годах. Переименование Бур.- Монг. АССР в Бур. АССР | 1 |
19 | СССР в середине 60-начале 80-х годов | Бурятия в 1964-1985 гг. | 1 |
20 | Перестройка в СССР (1985-1991) | Бурятия в 1985-1991 гг. | 1 |
21 | Суверенная Россия | Бурятия на современном этапе | 1 |
При изучении тем по истории культуры России я использую местный этнографический материал.
На уроках посвященных проблемам современной России, активно использую материалы местных средств массовой информации.
В краеведческой работе я использую информационно – коммуникационные технологии. Ребята с удовольствием делают компьютерные презентации, которые иллюстрируют их исследовательские работы, помогают перевести информацию из одной знаковой системы в другую.
Большую роль в гражданском образовании и воспитании обучающихся играют уроки обществознания. Использование местного материала способствуют формированию активной гражданской позиции, толерантности, формированию у обучающихся политико – правовой культуры.
Изучение спецкурса по истории родного края, а также краеведческого материала на уроках истории и обществознания позволило добиться хороших результатов на районных и республиканских олимпиадах и НПК пообществознанию, истории Отечества и Бурятии:
2016-2017 | Муниципальный этап ВОШ:-История Бурятии (муниципальный этап ВОШ) | 10 | 1.Шатова Юлия (10в) | V место |
-История Бурятии | 10 | 2.Шатова Люба (10в) | III место | |
-История | 8 (за 9 кл.) | 3.Мадасов Батор (8б) | II место | |
-История | 9 | 4.Алексеева Саша (9б) | IV место | |
Районная олимпиада, посвященная 25-летиюКижингинского лицея:-история | 9 | 5.Алексеева Саша (9б) | V место | |
Районная олимпиада, посвященная 100-летию Верхне-Кижингинской СОШ: -История -Обществознание | 5 8 6 7 8 | 6.Бастуев Амгалан (5 г) 7.Мадасов Батор (8б) 8.Елшина Ника (6 в) 9.Семенова Кристина (7 в) 10.Цыдыпова Вика (8б) |
V место II место III место II место III место | |
2017-2018 | Муниципальный этап ВОШ: -История | 9 | 1. Мадасов Батор (9 б) | II место |
-История | 10 | 2. Билигтуев Б.(10 в) | III место | |
-Обществознание | 10 | 3.Тимофеева Н. (10б) | V место | |
-История Бурятии | 11 | 6.Шойнжонова С. (11 в) | III место | |
Районная олимпиада по истории и общ-ю, посвященная 90-летию НКСШ среди 5-8 классов: История Обществознание: | 7 8 6 8 | 7.Елшина Н. (7 в) 8.Бороева А. (8 в) 9. Беликтуева Д. (6 г) 10. Бороева А. (8 в) | V место IV место IV место IV место | |
2018-2019 | Муниципальный этап ВОШ: История России: | 9 9 10 10 11 11 | 1.Филиппова Ю. (9г) 2.Бороева Алина (9в) 3.Мадасов Б. (10 б) 4. Санжижапова С. (10 б) 5.Алексеева А. (11 б) 6. Биликтуев Б. (11 в) | III место V место IV место V место I место IV место |
История Бурятии: | 9 10 11 11 | 7.Тогмитова А. (9 в) 8.Тобоева Д. (10 в) 9.Эрдынеева Э. (11 в) 10. Базарова Т. (11 б) | IV место V место I место IV место | |
Обществознание: | 8 9 10 11 11 | 13.Елшина Н. (8 в) 14. Семенова К. (9 в) 15.Тогмитова А. (10 б) 16.Биликтуев Б. (11 в) 17.Тимофеева Н. (11 б) | IV место V место IV место IV место V место | |
Районная олимпиада среди 5-8 классов в Сулхаринской СОШ: -история - обществознание | 8 8 | 18.Жимбэжамсуева Сэсэг (8 в) 19.Иванова Юлия (8 в) 4.Елшина Ника (9 в) 5.Иванова Юлия ( ( 9 в) 6. Доржиева Санжима ( 10 б) 12.Тогмитов Стас (8 г) 13.Елшина Ника (9 в) 14.Иванова Юлия (9 в) 15.Балданова Туяна (10 б) 16.Мадасов Батор (11 б) 17.Семенова Кристина (10 б) | IV место IV место | |
2019-2020 | Муниципальный этап ВОШ: История Бурятии: | 9 9 10 | III место IV место IV место | |
История: | 8 9 9 10 11 | III место III место IV место I место III место | ||
Обществознание: | 10 | V место | ||
Ученый год | Предмет | Класс | ФИО | Место |
2018-2019 | Региональный этап ВОШ: История Бурятии | 11 | Эрдынеева Э. (11 в) | 1 место |
История России: | 11 | Алексеева А. (11 б) | участие | |
Олимпиада БГУ по истории: | 11 9 8 8 | Биликтуев Бато (11 в) Балданова Туяна (9 б) Елшина Ника (8 в) Иванова Юлия (8 в) | 3 место сертификат сертификат сертификат | |
2019-2020 | Региональный этап ВОШ: История Бурятии | 9 | Елшина Ника (9в) | участие |
История России: | 10 | Балданова Туяна (10б) | участие | |
Избирательное право | 10 11 | Доржиева Санжима (10б) Цыденова Баира (11в) | II место III место | |
Олимпиада БГУ «Байкальская перспектива – 2020»: -История | 10 11 10 10 9 9 10 | Балданова Туяна (10б) Цыренова Глория (11б) Тогмитова Аурита (10б) Галданов Радна (10б) Будаева Саяна (9в) Ешиева Светлана (9в) Жалсанова Дыжитма (10б) | Диплом III степени участие участие участие участие участие участие |
Вывод: Краеведение способствует решению задач социальной адаптации обучающихся, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, городе, районе, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.
Занятие краеведением помогает юным глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование государственной символики в системе воспитательных мероприятий в классе, как важнейшего фактора идеологического и гражданско-патриотического воспитания учащихся"
Выступление на МО воспитателей...
Двуязычие как один из важных факторов интеграции иностранцев в немецкое общество.
В работе рассмотрены проблемы двуязычия в Германии. Миграция в Европе приобрела в настоящее время огромные, как никогда масштабы. В работе показанны тенденции современного общества, связанные с двуязы...
Патриотическое воспитание молодёжи – один их важнейших факторов формирования личности
Из опыта работы...
Памятка для родителей старшеклассников при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность вашего ребенка в сдаче Единого государственного экзамена.
Автор: Педагог-психолог Кирилина Т.И....
Профилактика вредных привычек как один из важных факторов ЗОЖ и формирование культуры поведения в 3 отделении.
Материал полезен для воспитателей СУВУ...
Музей - важное средство патриотического и нравственного воспитания школьников
Музей - важное средство патриотического и нравственного воспитания школьников...
статья 2023 год НАСТАВНИЧЕСТВО - ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ Х юбилейные Забайкальские педагогические чтения, посвященные 200-летию со дня рождения К Д Ушинского и Году педагога и наставника в России
Аннотация: Статья посвящена патриотическому воспитанию подростков и молодёжи, формированию социальных, духовных и культурных основ развития подрастающего поколения. Ключевые слова: Патриотизм, воспита...