Краеведение как один из важнейших факторов патриотического и гражданского воспитания
опыты и эксперименты по краеведению

Сергей Агбанович Цыренжапов

             Сейчас многих волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формирование у обучающихся гражданских позиций. Воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе образовательного учреждения. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель моей краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы обучающиеся, зная свои корни, могли создать достойное будущее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchno-issled.rabota.docx37.26 КБ

Предварительный просмотр:

Научно исследовательская работа

«Краеведение как один из важнейших факторов патриотического и гражданского воспитания»

С 2016 по 2020 учебные годы мною проводилась научно - исследовательская работа по теме «Краеведение как один из важнейших факторов патриотического и гражданского воспитания»

Краткое описание НИР

Актуальность: Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и  в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
              В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должно внести современное образование. 
   
          Патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
             Цель и задачи:
             Цель: создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. 
             Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
• проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания обучающихся;
• формирование эффективной работы по  патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
• утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
• привлечение обучающихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
            Объект исследования - процесс патриотического воспитания обучающихся средствами краеведения.
             Предмет исследования - педагогические условия работы по патриотическому воспитанию обучающихся.
             
Гипотеза исследования: если подойти к работе по воспитанию патриотизма обучающихся с помощью краеведения, то процесс воспитания можно сделать более естественным, эффективным.

Методы исследования: анализ  педагогической,  исторической и краеведческой литературы по предмету исследования, учебных программ, пособий по истории, краеведению; обобщение и анализ опыта учебно-воспитательной деятельности  Кижингинской СОШ имени Х.Намсараева по воспитанию патриотизма у обучающихся.

Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если обучающийся не знает истории своего рода, своей фамилии, своей малой родины. Ну как, скажите, можно защищать то, чего не любишь? И как любить то, чего не знаешь? «Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость» (Д.С. Лихачев)Именно эти вопросы и призван решать курс краеведения.

«Краеведение» – это изучение своей «малой» Родины: её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Причем это не только предмет школьного образования, но и знания, необходимые каждому уважающему себя человеку.

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей обучающихся. Но цель будет иметь много общего: «цель краеведческого образования – способствовать духовно-ценностной и практической ориентации обучающихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации».

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

1. Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему. Человек – важнейшее звено в цепи жизни. История края, страны и всей планеты – это история людей. Корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края. История родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях, живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит, ты их продолжение, значит, ты частица истории края, частица истории страны.

2. Формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской активности и социально значимых качеств. Выполнение заданий по краеведению позволяет обучающимся знакомиться не только с природой и экономикой республики, но и с новыми людьми, или узнавать ранее неизвестное о, казалось бы, знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у обучающихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Возникает желание помочь, понять, защитить.

Кроме того, обучающиеся должны иметь представление о событиях современности, их специфике, основанной на особом прошлом нашей республики и индивидуальности её развития, поэтому ещё одной задачей краеведения является:

3. Научить обучающегося осознавать проблемы окружающего его микромира. Наглядно раскрыть обучающимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры её изменений, показать связь человека, его деятельности и природы, к каким результатам может привести этот союз, т.е. формировать у ребят понятие о единстве «природы-человека-общества».

4. Воспитание у обучающихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.

5. Изучение природы и истории родного края способствует формированию познавательного интереса к процессу обучения. Ведь местный материал доступен для обучающегося, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое. Краеведение воспитывает творческую инициативу обучающихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий.

6. Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства.

Приведенные выше цели и задачи краеведения соответствуют задачам всего современного образования: «помочь человеку овладеть тремя кругами ценностей: этнокультурных, общенациональных и общечеловеческих».

Поэтому, на мой взгляд, в последние годы заметно повысился интерес к краеведению, понимание его большого образовательного и воспитательного значения. Это обусловливается несколькими факторами:

– растущим пониманием в нашем обществе значения патриотического воспитания обучающихся;

– стремлением к познанию всего многообразия природы, экономики и культуры нашей огромной страны с ее большими региональными различиями;

– поиском новых форм, методов, целей воспитания, основанных на этнопедагогике, на наших традиционных нравственных ценностях, к которым относятся патриотизм, гражданственность, человеческая порядочность.

Важной составляющей системы краеведения являются организационные формы обучения.

Существует три основных направления работы с обучающимися:

1. Учебное (уроки, факультативные занятия).

2. Внеклассное (занятия в краеведческих кружках, группах).

3. Внешкольное (центры туризма и отдыха, центры развития творчества детей и юношества, центры эстетического воспитания).

Работая по этим направлениям, учитель использует большое количество форм и методов организации учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Огромные возможности для реализации краеведческого воспитания дает грамотная организация внеклассной работы, которая может осуществляться через:

  1. Массовые мероприятия (экскурсии, вечера, олимпиады, викторины, конференции).
  2. Групповые занятия (кружки, лектории, факультативы, издание стенгазет).
  3. Индивидуальную работу (чтение литературы, подготовка докладов, рефератов, изготовление наглядных пособий).

Таким образом, краеведение является одним из важнейших средств патриотического воспитания учащихся.
             Меня как историка - обществоведа волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формирование у обучающихся гражданских позиций. Я считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе образовательного учреждения. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель моей краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы обучающиеся, зная свои корни, могли создать достойное будущее.
           
В настоящее время в нашем учебном заведении складывается система краеведческой работы. В нее вошли собственно краеведческий компонент -  спецкурс «История родного края», краеведческий компонент на уроках истории и обществознания и краеведческий компонент во внеклассной работе.

 «История Отечества» как никакой другой предмет содержит большие возможности для патриотического и гражданского воспитания обучающихся. В ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо и педагогически оправдано.

При изучении тем по истории Отечества я применяю следующие материалы:

Национально-региональный компонент на уроках истории

Темы

Национально-региональный

компонент

Кол-во  часов

3

Борьба Руси с нашествием монголо-татар в XIII в.  

Бурятия в монгольский период

1

5

Внешняя политика России в XVII в. Присоединение Сибири.

Присоединение Бурятии к России

1

6

Россия в конце XVII – XVIII вв.

Бурятия в XVII – XVIII вв.

1

6

Культура России во II половине  XVIII в.

Буддизм в Бурятии. Культура и быт бурят в XVIII в.

1

7

Российская империя в I половине XIX в.

Декабристы в Бурятии, участие забайкальского казачьего войска в Отечественной войне 1812, Крымской войне. Культура и быт бурят в XIX в.

1

8

Российская империя во II половине XIX в.

История и культура Бурятии во II половине XIX в.

1

9

Россия в начале XX в.

Бурятия в начале XX в.: экономическое (Транссиб), политическое и духовное развитие.  

1

10

I российская революция

Бурятия в годы I российской революции. Ц. Ранжуров, Бабушкин.

1

12

Россия в I мировой войне

Участие бурят-казаков в войне. Буряты на тыловых работах.

1

13

Культура. Духовное развитие России в начале XX в.

Культура Бурятии в начале XX в.

1

14

Революционные потрясения и противостояния в обществе: 1917-1920

Бурятия в годы революций и гражданской войны.

1

15

Россия, СССР в 1920 - 1930-е годы  

Образование Бурят-Монгольской АССР. Бурятия в 20–30-е годы  

1

16

СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945)

Участие воинов и тружеников тыла из Бурятии и Кижинги в Великой Отечественной войне. Д. Ж. Жанаев.

1

17

Послевоенные годы (1945-1953)

Бурятия в послевоенные годы

1

18

СССР в 1953-1964 годах

Бурятия в 1953-1964 годах. Переименование Бур.- Монг. АССР в Бур. АССР

1

19

СССР в середине 60-начале 80-х годов

Бурятия в 1964-1985 гг.

1

20

Перестройка в СССР (1985-1991)

Бурятия в 1985-1991 гг.

1

21

Суверенная Россия

Бурятия на современном этапе

1


           
При изучении тем по истории культуры России я использую местный этнографический материал.
         
На уроках посвященных проблемам современной России, активно использую материалы местных средств массовой информации.
         
В краеведческой работе я использую информационно – коммуникационные технологии. Ребята с удовольствием делают компьютерные презентации, которые иллюстрируют их исследовательские работы, помогают перевести информацию из одной знаковой системы в другую.
           
Большую роль в гражданском образовании и воспитании обучающихся играют уроки обществознания. Использование местного материала способствуют формированию активной гражданской позиции, толерантности, формированию у обучающихся политико – правовой культуры.
            Изучение спецкурса по истории родного края, а также краеведческого материала на уроках истории и обществознания позволило добиться хороших результатов на
районных и республиканских олимпиадах и НПК пообществознанию, истории Отечества и Бурятии:

2016-2017

Муниципальный этап ВОШ:-История Бурятии (муниципальный этап ВОШ)

10

1.Шатова Юлия (10в)

V место

-История Бурятии

10

2.Шатова Люба (10в)

III место

-История

8 (за 9 кл.)

3.Мадасов Батор (8б)

II место

-История

9

4.Алексеева Саша (9б)

IV место

Районная олимпиада, посвященная 25-летиюКижингинского лицея:-история

9

   5.Алексеева Саша (9б)  

       V место

Районная олимпиада, посвященная 100-летию Верхне-Кижингинской СОШ:

-История

-Обществознание

5

8

6

7

8

6.Бастуев Амгалан (5 г)

7.Мадасов Батор (8б)

8.Елшина Ника (6 в)

9.Семенова Кристина (7 в)

10.Цыдыпова Вика (8б)

 

V место

 II место

III место

II место

III место

2017-2018

Муниципальный этап ВОШ:

-История

9

1. Мадасов Батор (9 б)

II место

-История

10

2. Билигтуев Б.(10 в)

     III место

-Обществознание

10

3.Тимофеева Н. (10б)

V место

-История Бурятии

11

6.Шойнжонова С. (11 в)

III место

Районная олимпиада по истории и общ-ю, посвященная 90-летию НКСШ среди 5-8 классов:

История

Обществознание: 

7

8

6

8

 7.Елшина Н. (7 в)

 8.Бороева А. (8 в)

9. Беликтуева Д. (6 г)

10. Бороева А. (8 в)

V место

     IV место

IV место

IV место

2018-2019

Муниципальный этап ВОШ:

История России:

9

9

10

10

11

11

1.Филиппова Ю. (9г)

2.Бороева Алина (9в)

3.Мадасов Б. (10 б)

4. Санжижапова С. (10 б)

5.Алексеева А. (11 б)

6. Биликтуев Б. (11 в)

III место

V место

IV место

V место

I место

IV место

История Бурятии:

9

10

11

11

7.Тогмитова А. (9 в)

8.Тобоева Д. (10 в)

9.Эрдынеева Э. (11 в)

10. Базарова Т. (11 б)

 IV место

V место

I место

IV место

Обществознание:

8

9

10

11

11

13.Елшина Н. (8 в)

14. Семенова К. (9 в)

15.Тогмитова А. (10 б)

16.Биликтуев Б. (11 в)

 17.Тимофеева Н. (11 б)

IV место

V место

     IV место

IV место

V место

Районная олимпиада среди 5-8 классов  в Сулхаринской СОШ:

-история

- обществознание

8

8

18.Жимбэжамсуева Сэсэг (8 в)

19.Иванова Юлия (8 в)

4.Елшина Ника (9 в)

5.Иванова Юлия ( ( 9 в)

6. Доржиева Санжима ( 10 б)

12.Тогмитов Стас (8 г)

13.Елшина Ника (9 в)

14.Иванова Юлия (9 в)

15.Балданова Туяна (10 б)

16.Мадасов Батор (11 б)

17.Семенова Кристина (10 б)

IV место

IV место

2019-2020

Муниципальный этап ВОШ:

История Бурятии:

9

9

10

III место

IV место

     IV место

История:

8

9

9

10

11

III место

III место

IV место

I место

III место

Обществознание:

10

V место

Ученый год

Предмет

Класс

ФИО

Место

2018-2019

Региональный этап ВОШ:

История Бурятии

11

Эрдынеева Э. (11 в)

1 место

История России:

11

Алексеева А. (11 б)

участие

Олимпиада БГУ по истории:

11

9

8

8

Биликтуев Бато (11 в)

Балданова Туяна (9 б)

Елшина Ника (8 в)

Иванова Юлия (8 в)

3 место

сертификат

сертификат

сертификат

2019-2020

Региональный этап ВОШ:

История Бурятии

9

Елшина Ника (9в)

участие

История России:

10

Балданова Туяна (10б)

участие

Избирательное право

10

11

Доржиева Санжима (10б)

Цыденова Баира (11в)

II место

III место

Олимпиада БГУ «Байкальская перспектива – 2020»:

-История

10

11

10

10

9

9

10

Балданова Туяна (10б)

Цыренова Глория (11б)

Тогмитова Аурита (10б)

Галданов Радна (10б)

Будаева Саяна (9в)

Ешиева Светлана (9в)

Жалсанова Дыжитма (10б)

Диплом III степени

участие

участие

участие

участие

участие

участие

Вывод: Краеведение способствует решению задач социальной адаптации обучающихся, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, городе, районе, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.

Занятие краеведением помогает юным глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двуязычие как один из важных факторов интеграции иностранцев в немецкое общество.

В работе рассмотрены проблемы двуязычия в Германии. Миграция в Европе приобрела в настоящее время огромные, как никогда масштабы. В работе показанны тенденции современного общества, связанные с двуязы...

Музей - важное средство патриотического и нравственного воспитания школьников

Музей - важное средство патриотического и нравственного воспитания школьников...

статья 2023 год НАСТАВНИЧЕСТВО - ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ Х юбилейные Забайкальские педагогические чтения, посвященные 200-летию со дня рождения К Д Ушинского и Году педагога и наставника в России

Аннотация: Статья посвящена патриотическому воспитанию подростков и молодёжи, формированию социальных, духовных и культурных основ развития подрастающего поколения. Ключевые слова: Патриотизм, воспита...