Профилактика вредных привычек как один из важных факторов ЗОЖ и формирование культуры поведения в 3 отделении.
статья

Материал полезен для воспитателей СУВУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_20_fevralya_2.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика вредных привычек как один из важных факторов ЗОЖ и формирование культуры поведения в 3 отделении.


Профилактика вредных привычек как один из важных факторов ЗОЖ и формирование культуры поведения в 3 отделении.

  1. Теоретическая база опыта по теме.
  2. Опыт МПТ по теме.
  3. Рекомендации по профилактике или пути решения

Цель: Выработать рекомендации и пути решения по проблемам «Профилактики вредных привычек как один из важных факторов ЗОЖ и формированию культуры поведения» и воплотить их в жизнь в 3 отделении.

Задачи:

  1. Собрать теоретическую базу по вопросу «Профилактика вредных привычек как один из важных факторов ЗОЖ и формирование культуры поведения»
  2. Провести собрание МПТ по вопросу «Профилактика вредных привычек как один из важных факторов ЗОЖ и формирование культуры поведения»
  1. Предоставить опыт по вопросу «Профилактика вредных привычек как один из важных факторов ЗОЖ и формирование культуры поведения»
  2. Выслушать учителей по проведенным мероприятиям по здоровьесбережению.
  3. Выслушать мастеров по проведенным мероприятиям по здоровьесбережению.
  4. Выслушать воспитателей по проведенным мероприятиям по здоровьесбережению.
  5. Обобщить опыт МПТ по данному вопросу
  1. Выработать рекомендации и пути решения, по проблемам данной темы и утвердить их членами МПТ.
  2. Предоставить опыт и рекомендации на педагогическом совете училища.

  1. Теоретическая база опыта по теме.

Наркомания, алкоголизм и т.п. является одной из серьезных проблем современного общества, которая вызвала острую необходимость в организации профилактики злоупотребления ПАВ в образовательных учреждениях. Статистика показывает, что вредные привычки получают все более широкое распространение, с каждым годом “молодеют” курение, пьянство, наркомания и токсикомания. Гиподинамия, диагноз горожан, проникает в сельскую местность, телевизор и компьютерные игры заменяют прогулки на свежем воздухе.

Значимое место, если не одно из главных, занимает направление профилактической работы по формированию мотивации и привитию навыков здорового образа жизни, профилактике употребления алкоголя, никотина, ПАВ среди подростков. Данная работа в училище проводится не отдельным обособленным направлением. Она является основополагающим элементом всей работы, проходит “сквозным действием” через весь учебно-воспитательный процесс, направленный на развитие учащегося и включает в себя сотрудничество всего коллектива училища. Планирование работы в данном направлении не является чем-то отдельным, изолированным, а лежит в общей плоскости профессиональной деятельности и психолога и педагога социального, затрагивает зону деятельности, как педагогов дополнительного образования, так и педагогов-предметников. И вся эта совместная деятельность направлена, прежде всего, на профилактическое воздействие, на личность ребенка. Механизм реализации направлен на то, чтобы, используя различные формы занятий, сформировать у учащегося навыки самостоятельного принятия решений, умения противостоять давлению группы, преодоления стрессовых ситуаций, конфликтных и прочих сложных жизненных ситуаций, а также проблем общения.

Общая цель всей деятельности в данном направлении – не только научить ребенка объективно оценивать свои действия и поступки (соответственно особенностям своего возраста), а развить веру в свои возможности и силы, адекватно реагировать на сложную жизненную ситуацию и делать свой собственный выбор. Помочь ему достигнуть социально-значимых результатов в жизни, и получить грамотно и своевременно дозированную информацию о разрушающем эффекте вредных привычек не только на организм человека, но на саму жизненную ситуацию. Необходимо предоставить подростку азы правовой базы, информацию об уровне ответственности, лежащем на человеке, который не только распространяет, но и употребляет спиртные напитки и наркотические вещества. Более того, данная информация должна носить адекватный уровень сложности в соответствии с возрастом ребенка.

        Диагностическая работа дает возможность иметь представление о предпочтениях наших детей, их интересах и направленностях. Не имея объективной информации об истинном положении дел, невозможно определить верного направления в работе с подростками, невозможно перестроить подростка и заставить его принять ценности взрослого, старшего поколения.

Индивидуальная форма работы.

Индивидуальная форма работы – не менее важное направление. Из опроса самих подростков и опыта работы специалистов СППС, каждый ребенок представляет свое будущее:

- быть богатым,

- удачным,

- радостным,

- образованным,

- здоровым,

- благополучным,

- иметь хорошую работу,

- быть полноценным членом общества.

Нет ни одного ответа, где подросток представляет свое будущее неудачным, с плохим здоровьем, низким социальным статусом и т.д.

Реализация себя подростком посредством употребления алкоголя говорит о социальной незрелости, неудачном жизненном опыте, травмирующем воздействии этого опыта на саму личность ребенка. И поэтому индивидуальная работа с ребенком, подростком является значимым моментом в формировании гармоничной, зрелой личности, поиске индивидуальных способов принятия конструктивных форм решений в проблемных ситуациях каждого конкретного ребенка.

Групповая форма работы – это одно из ведущих направлений работы. В нем большое значение имеет информированность учащихся, и, как было выше сказано, информация носит адекватный уровень сложности в соответствии с возрастом ребенка. Более того, она наглядна, имеет не только научно-теоретическое подтверждение, но и свою правовую основу.

В данном направлении проводятся: тематические классные и организационные часы; встречи с сотрудниками милиции, врачом-наркологом и другими специалистами здравоохранения. Основной мотив социализации ребенка в группе – это самореализация, которая невозможна была бы для этого подростка по разным причинам:

- невозможность самореализации в семье, в школе;

- расхождения во взглядах с родителями, педагогами;

- желание обрести единомышленников;

- уйти от одиночества;

- заполнить свое свободное время;

- уйти от надзора родителей, педагогов и так далее.

Исходя из этих особенностей, сам собой вытекает вывод. Необходимо работать с детьми и подростками такими, какие они есть, - не вырывать их из контекста взаимоотношений со сверстниками. Узнавая наших детей, мы сокращаем дистанцию во взаимоотношениях с взрослыми. Просто заставить подростка изменить свои взгляды, интересы, ценности – дело не благодарное. Профилактическая работа будет только тогда эффективна, когда мы будем отталкиваться от интересов и потребностей самого подростка и в процессе совместного взаимодействия формировать его конструктивные взгляды, ценности, совпадающие с общепринятыми ценностями общества (здоровье, любовь, семья, дети, самоуважение, уважение окружающих, и так деле).  

  1. Опыт МПТ по теме.

Педагогами училища сформирована система работы по данному направлению.

Цель работы по профилактике употребления ПАВ с учащимися: формирование навыков здоровье сберегающего поведения.

Задачи:

1. Способствовать осознанию воспитанниками понятия вреда ПАВ.

2. Пропагандировать здоровый образ жизни, через осуществление спортивных и творческих мероприятий.

3. Проводить своевременную педагогическую диагностику детей с проблемами в развитии и обучении.

Профилактическая деятельность в 3 отделении основана на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями администрации училища, воспитателей, учителей, мастеров, педагогов-психологов, медицинских работников, социальных педагогов. Главная задача совместной работы по предупреждению употребления ПАВ детьми и подростками – ранняя профилактика, что позволяет формировать у воспитанников знания правил поведения в училище, а потом знания правил поведения в школе, на производстве, в отделении, устава училища, недопущения совершения правонарушений, а также ответственность за совершенные правонарушения. Работа по профилактике употребления ПАВ ведется по принципам: личностно-ориентированного подхода к каждому воспитаннику; включения в решение задач всех воспитанников семьи. В работе по профилактике употребления ПАВ использую следующие формы: индивидуальные беседы с детьми «группы риска», беседы с воспитанниками на воспитательных часах, лекции, игры, сказки, занятия в кружках и спортивных секциях, многодневные походы в каникулярное время…

  1. Рекомендации по профилактике или пути решения

Для того чтобы составить рекомендации по данному направлению был проведен опрос учащихся и работников училища. Для внимания предоставлены некоторые из них:

  • Рудковский Андрей.

Подросток рассказывает, что употреблял алкоголь в домашних условиях примерно 5 раз в неделю. Выпивал практически всегда в компании, а иногда со своим дядей и отцом. Андрей в свои 17 лет уже употреблял: водку, виски, самогон, пиво, алкогольные энергетики, коньяк, брагу… Употребление алкоголя сопровождалось курением, в день выкуривал примерно пол пачки сигарет. Иногда пробовал наркотические вещества: спайсы, реагенты, коноплю… Подросток редко занимался спортом, ходил на турники.

Соответственно за время употребления ПАВ у подростка выработалась зависимость. По словам подростка по приезду в училище ему было не тяжело избавиться от зависимости, так как он уже столкнулся с этим в ЦВСНП, за 30 суток нахождения там пришлось многое переосмыслить. На вопрос подростку «Будешь ли ты снова употреблять ПАВ?» отвечает «Если я начну, то наверно мне уже не остановиться, наверно не буду» …

  • Петропавловский Дмитрий.

Спортом до приезда в училище занимался только на физкультуре, да и то не всегда. Дома курил, мама знала, но не разрешала. Курить начал с 7 лет, сигаретой угостили школьные друзья. Первым из алкогольных напитков попробовал коктейль. В свои 15м лет уже выпивал: водку, спирт, пиво коктейли… Наркотические средства не употреблял. По приезду домой надеется, что курить больше не начнет. На вопрос «Будешь ли употреблять алкоголь по приезду домой?» ответил «не знаю»

  • Николаев Леонид.

Леонид в свои 13 лет спортом почти не занимался, но увлекался курением. Родители знали, что подросток курит. на вопрос ругали ли тебя родители за курение отвечает не всегда, но ругали. На сигареты зарабатывал деньги сам, помогая на стройке. Курить начал в 8 лет, помогли друзья. За неделю выкуривал пачку. Первый раз попил пива в компании на интерес кто больше выпьет. Подросток к 13 годам уже пробовал: пиво, водку, джинн-тоник, брагу…Когда выпивал становилось на душе хорошо, расслаблялся…Уже несколько раз пробовал курить спайс…По словам подростка за три года нахождения в училище он запишется в спортивные секции и будет заниматься спортом, постарается отказаться от употребления ПАВ.

Вот такой плачевный опыт у подрастающего поколения, конечно же в училище они практически не будут употреблять ПАВ, но вернувшись обратно в домашний социум мы не сможем их остановить если они сами не захотят того…

Ответы работников училища на вопрос «Какие бы вы дали рекомендации по профилактике вредных привычек как одном из важных факторов ЗОЖ и формирования культуры поведения в нашем училище?»:

  • Фильмы ужасы о последствиях употребления ПАВ;
  • Личный пример;
  • Так планировать спортивные мероприятия чтобы учащиеся получали от них удовольствие;
  • Закаливание, больше прогулок;
  • Занятия спортом, выступление в агитбригадах;
  • Прямой пример со стороны взрослых;
  • Пример взрослых;
  • Проводить опрос учащихся кто нуждается в медикаментозной помощи в отказе употребления ПАВ;
  • Личный пример;
  • Уважительное общение с ребятами;
  • Субординация;
  • Отвлечение от вредных привычек более интересными занятиями;
  • Ни что так не воспитывает как личный пример;
  • Реальный пример близких людей;
  • Информация должна восприниматься и вербально, и тактильно;
  • Жесткая организация досуга;
  • Заменить употребление ПАВ деятельностью, которая приносит удовольствие;
  • Научить правильно организовывать свой досуг;
  • Проводить акции по отказу от употребления ПАВ вместе со взрослыми;
  • Показывать конкретно к чему приводит употребление ПАВ;
  • Посещение выставок, больниц с наглядными примерами;
  • Ежемесячно сотрудникам сан части показывать, что случается при употреблении ПАВ;
  • Сдавать нормы ГТО;
  • Разыгрывать сценки;
  • В совместной деятельности показывать, как вести себя в жизни и что таких людей уважают;
  • Показывать, как можно отдыхать и без ПАВ;
  • Показать, как отдыхают спортсмены;
  • Заменить лживые ценности настоящими;
  • Перестроить сознание чтобы вредные настрои вытеснялись;
  • Показать примеры детей, родившихся от лиц употребляющих ПАВ;
  • Общение с людьми которые могут поделиться своим негативным опытом употребления ПАВ;
  • Сделать ПАВ очень дорогостоящими;
  • Наказывать спортом;
  • Участвовать взрослым вместе с детьми во всех мероприятиях направленных на профилактику употребления ПАВ;
  • Бороться с запрещенными предметами в училище;…

Рекомендации по теме: Профилактика вредных привычек как один из важных факторов ЗОЖ и формирование культуры поведения в 3 отделении.

  • Личный пример взрослых;
  • Так планировать спортивные мероприятия чтобы учащиеся получали от них удовольствие;
  • Закаливание, больше прогулок;
  • Занятия спортом, выступление в агитбригадах;
  • Проводить опрос учащихся кто нуждается в медикаментозной помощи в отказе употребления ПАВ;
  • Уважительное общение с ребятами;
  • Субординация;
  • Отвлечение от вредных привычек более интересными занятиями;
  • Жесткая организация досуга;
  • Научить правильно организовывать свой досуг;
  • Проводить акции по отказу от употребления ПАВ вместе со взрослыми;
  • Показывать конкретно к чему приводит употребление ПАВ;
  • Посещение выставок, больниц с наглядными примерами;
  • Ежемесячно сотрудникам сан части показывать, что случается при употреблении ПАВ;
  • Сдавать нормы ГТО;
  • Разыгрывать сценки;
  • Показывать, как можно отдыхать и без ПАВ;
  • Заменить лживые ценности настоящими;
  • Показать примеры детей, родившихся от лиц употребляющих ПАВ;
  • Общение с людьми которые могут поделиться своим негативным опытом употребления ПАВ;
  • Сделать ПАВ очень дорогостоящими;
  • Бороться с запрещенными предметами в училище;…

Так же хотелось бы рекомендовать на федеральном уровне о создании в России свода законов по борьбе употребления  ПАВ среди молодежи…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по ОБЖ в 10-м классе "Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек"

Данный урок занимает важное место в курсе «Основы здорового образа жизни». Это комбинированный урок  с использованием информационно-коммуникационных  технологий  по теме «Вредные привыч...

Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

В презентации описываются такие вредные привычки как курение, употребление алкоголя и наркотических средств и ихвлияние на здоровье человека....

Работа классного руководителя по профилактике вредных привычек и формирование культуры ЗОЖ

работа классного руководителя по профилактике вредных привычек и формировании культуры ЗОЖ...

ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК И ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗОЖ

Доклад на МО воспитателей и классных руководителей ГБПОУ "МССУОР №1" Москомспорта от 15.12.16г...

Работа по профилактике вредных привычек и формирование культуры ЗОЖ обучающихся

Профилактика вредных привычек и формирование культуры здорового образа жизни обучающихся....