Программа кружка
рабочая программа по краеведению
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТЕРЛИТАМАКСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Принята на заседании Утверждаю:
методического совета Вр.и.о.директора МОБУ ДО ДДТ«Радуга»
МОБУ ДО ДДТ «Радуга» __________ Козлицкая Е.А.
от «___»______20 ____г. «____»_______20__г.
Протокол №______
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
культурологической направленности
«Народные жемчужины»
Возраст обучающихся: 14-16 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель:
Султанова Р.С., педагог
дополнительного образования
2018
Пояснительная записка.
1.1.Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность и отличительные особенности программы
Россия - наш общий дом. От того, как мы будем жить в этом доме, от содержания наших отношений, от умения наладить взаимодействие на основе уважения прав и свобод каждого человека, народа зависит наше будущее.
Происходящие в последние годы социально-политические изменения в стране привели к пробуждению национального самосознания народов, её населяющих. Оно, прежде всего, выразилось в требованиях создания национальных школ, способствующих восстановлению утерянных национальных традиций, языка и культуры. Возникла проблема организации процесса воспитания нравственных качеств личности, как взаимоуважение, взаимопонимание, дружба и взаимопомощь, культура межнационального общения, уважительное отношение к национальным традициям разных народов.
Необъятна и уникальна культура каждого народа. По крайней мере, три составляющие образуют народное самосознание и народную культуру – родной язык, осознанное историческое прошлое и заветное слово.
Программа «Народные жемчужины» подразумевает деятельность, которая должна вызвать интерес к изучению обычаев, традиций, праздников, примет, фольклора и быта башкирского народа.
Нравственно-эстетические принципы, выработанные народом в течение столетий, передавались от отца к сыну, от поколения к поколению. Большая роль в умственном воспитании детей, в развитии познавательных способностей и нравственных качеств принадлежала детскому фольклору. Все народы эстетическое воспитание организуют через песни, пляски, частушки, художественную отделку и роспись предметов быта, одежды, интерьера дома и др. Элементы народной педагогики – обряды, обычаи, ритуалы всех народов придают определённую организованность и психологический настрой при возрастных изменениях социального состояния человека и т.д.
Воспитание культуры чувств, умения сопереживать, слышать, видеть, воспроизводить, ощущать сопричастность опыту предков через проникновение в мир родного края, формирование любви к месту своего рождения, любовь к родному языку, интерес к изучению обычаев, традиций, фольклора помогут решить многие проблемы, возникающие у детей.
Отличительные особенности данной программы определяются следующими факторами:
- программа расширяет, углубляет и интегрирует школьные учебные предметы: «Башкирский язык», «Краеведение»;
- носит гуманистический и практико - ориентированный характер;
- формирует у обучающихся культурологическую компетентность;
- решает задачи допрофессионального культурологического образования;
- представляет возможность наработать исследовательские навыки;
-широко использует новые технологии (информационно-сетевые, коммуникативные, дистанционные, проектные);
- сотрудничает в социуме с различными организациями:
Основополагающим для разработки программы стали следующие нормативные документы: Федеральный закон от 29.12.12 г. Приказ министра образования и науки РФ от 29 августа 2013 г.№1008. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»» и Концепция развития дополнительного образования в РФ от 04.09.2014 №1726-P.
Обучение ведется с учетом индивидуальных особенностей развития, учета способностей и одаренностей, а также специфики физического и психического состояния, здоровья детей.
Взаимоотношения педагога и обучающихся основаны на взаимопонимании и гуманно-демократических принципах.
1.2. Цели и задачи программы
Цели программы: способствовать формированию культурологической компетенции у подрастающего поколения и становления гармонично развитой личности через приобщение к основам башкирской культуры, развитие интереса к ней.
Реализация целей программы предусматривает решение важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач:
Развивающие:
- развить у детей стойкий интерес к башкирской культуре;
- способствовать развитию исследовательских навыков, умению самостоятельно пользоваться информационными ресурсами, самостоятельно применять знания в жизненных ситуациях, осуществлять самоконтроль;
- способствовать развитию психических свойств личности (внимание, воображение, память, воля и др.;
- научить владеть своими эмоциями, чувствами, волевыми качествами, умению чередовать состояния напряжения и расслабления;
- развить творческие способности на основе изучения национальных песен, танцев и т.п.;
- создать условия для развития у детей базовых мировоззренческих основ в познании культуры своего народа;
- содействовать формированию и развитию коммуникативных навыков.
- развить эстетический вкус.
Воспитательные:
- сформировать чувство уважения к башкирским обычаям и обрядам;
- воспитать духовно - нравственные качества;
- приобщить к домашнему труду;
- воспитать толерантность;
Учебные:
- сформировать культурологические знания, умения, и навыки;
- сформировать и развивать практические и теоретические, репродуктивные и творческие, в том числе исследовательские умения и навыки;
Ценностные ориентиры содержания программы:
- формирование основ гражданской идентичности личности на базе восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им; ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств как регуляторов морального поведения; формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
1.3. Организационно-педагогические основы обучения
Режим работы объединения «Народные жемчужины»
Программа рассчитана на 3 года
1 год- 70 часов, 1 занятие по 2 часа в неделю
2 год- 70 часов, 1 занятие по 2 часа в неделю
3 год- 70 часов, 1 занятие по 2 часа в неделю
1.4. Ожидаемый результат.
В конце обучения учащийся должен знать:
- виды народного творчества;
- основы истории духовной и материальной культуры народов в Большечерниговском районе;
- национальные башкирские музыкальные инструменты и музыку;
- элементы народных башкирских танцев;
- народные игры, обычаи и обряды;
- основы здоровьесбережения;
В конце обучения учащийся должен уметь:
- исполнять башкирские песни и танцы;
- изображать в рисунке башкирские орнаменты;
- организовывать башкирские игры;
- изготавливать украшения для башкирского костюма;
- уметь готовить национальные блюда;
- уметь играть на одном из национальных музыкальных инструментов;
- проводить исследования на основе краеведческого материала;
- разрабатывать и реализовывать творческие проекты;
- владеть своими эмоциями, чувствами, волевыми качествами,
- чередовать состояния напряжения и расслабления.
1.5. Виды оценки результативности по программе.
Для оценки результативности учебных знаний применяется входной, текущий и итоговый контроль.
Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся.
Формы оценки: устный опрос, собеседование с учащимися.
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала.
Формы оценки: творческие задания, собеседование, соревнования.
В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения творческих и практических работ.
Итоговый контроль принимает различные формы: выставки творческих работ учащихся, защита проектов, участие в научно-практических конференциях, участие в профильных сменах, фото отчёт о проделанной работе, оформление портфолио достижений, психолого-педагогический мониторинг.
2. Учебно-тематический план программы 1 года обучения
№ | Наименование темы | Кол-во часов | ||
Всего | Теор. | Практ. | ||
I | Введение. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | - |
II | Устное народное творчество. | 8 | 5 | 3 |
1 | Виды народного творчества. | 4 | 2 | 2 |
2 | Загадки, пословицы, поговорки народов, живущих в Стерлитамакском районе. | 2 | 1 | 1 |
3 | Былины, эпос, легенды башкирского народа. | 2 | 2 | - |
III | История духовной и материальной культуры народов в Стерлитамакском районе. | 20 | 10 | 14 |
1 | Живопись. | 10 | 6 | 6 |
2 | Декоративно-прикладное искусство. | 10 | 4 | 8 |
IV | Народная музыка. | 12 | 6 | 8 |
1 | Национальные инструменты. | 2 | 2 | - |
2 | Песни, частушки, пляски, колыбельные песни считалки. | 6 | 2 | 4 |
3 | Народная хореография. | 6 | 2 | 4 |
V | Народные игры, обычаи и обряды, календарные праздники. | 20 | 7 | 13 |
1 | Народные игры. | 6 | 2 | 4 |
2 | Обычаи и обряды. | 6 | 2 | 4 |
3 | Календарные праздники. | 6 | 2 | 4 |
4 | Башкирская кухня. | 2 | 1 | 1 |
VI | Роль традиций башкирского народа в сохранении и укреплении здоровья. | 2 | 2 | 2 |
VII | Музейное дело | 7 | 3 | 4 |
ИТОГО | 70 | 34 | 44 |
3. Содержание программы первого года обучения
I. Введение. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с детьми. Введение в программу. Беседа по правилам поведения на занятиях и технике безопасности.
II. Устное народное творчество. Загадки, пословицы и поговорки башкирского народа. Проявление в них любви к родной земле, разоблачение лживости, лености и пьянства. Краткость, выразительность, меткость и точность языка. Сбор пословиц и поговорок, их классификация. Составление иллюстраций к ним. Собиратели и исследователи фольклора. Народные сказки. Проявление в сказках патриотизма, веры в защитника Родины, в победу добра над злом, отношения к труду. Общность мотивов в сказках разных народов. Инсценировка сказок. Былины, эпосы и легенды народов. Их героическое содержание и патриотический смысл. Тема бескорыстного служения Родине и народу, справедливости и мужества, мирного труда, идеи мирных и дружественных отношений между людьми – общее в былинах и легендах разных народов. Народные сказители, бояны, сэсэны – мастера поэтического творчества народов региона.
III. История духовной и материальной культуры народов в Стерлитамакском районе. Узоры, орнаменты одежды и украшений разных народов. Их красочность и многообразие. Декоративно-прикладное искусство. Ткачество, вышивка. Обработка дерева. Быт и хозяйство. Одежда, домашняя утварь, жилища.
IV. Народная музыка. Национальные инструменты. Песни, частушки. История их возникновения, названия, тематика. Выражение в них высших духовных ценностей: любви к Родине, близости к природе, мужества, любви, верности слову и долгу. Народная хореография. Танцы. Их названия, история возникновения, тематика. Разучивание башкирских песен и танцев.
V. Народные игры, обычаи и обряды, календарные праздники. Разучивание массовых народных игр. Игры детские и молодёжные. Календарные народные праздники, общность их целей и содержание. Сабантуй – массовый межнациональный праздник народов региона. Театрализованные обряды, традиции, обычаи народов нашего района. Общее в них. Общение людей разных национальностей. Взаимное влияние традиций, обычаев и культур народов .
VI. Роль традиций башкирского народа в сохранении и укреплении здоровья. Беседы на тему здоровья. Тренинги. Экскурсии.
VII. Музейное дело. Встречи со старожилами села. Экскурсия в школьный музей. Сбор полевого материала, домашней утвари.
4. Учебно-тематический план программы 2 года обучения
№ | Наименование темы | Кол-во часов | ||
Всего | Теор. | Практ. | ||
1 | Введение. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | - |
2 | Устное народное творчество. | 10 | 5 | 5 |
3 | История духовной и материальной культуры народов в Стерлитамакском районе. | 4 | 2 | 2 |
4 | Народная музыка. | 18 | 9 | 9 |
5 | Народные игры, обычаи и обряды, календарные праздники. | 16 | 8 | 8 |
6 | Башкирская кухня. Культура питания. | 8 | 4 | 4 |
7 | Роль традиций башкирского народа в сохранении и укреплении здоровья. | 4 | 2 | 2 |
8 | Роль традиций башкирского народа в сохранении и укреплении здоровья. | 2 | 1 | 1 |
9 | Музейное дело. | 8 | 4 | 4 |
ИТОГО | 70 | 35 | 35 |
5. Содержание программы второго года обучения
I. Введение. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с детьми. Введение в программу. Беседа по правилам поведения на занятиях и технике безопасности.
II. Устное народное творчество. Загадки, пословицы и поговорки башкирского народа. Проявление в них любви к родной земле, разоблачение лживости, лености и пьянства. Краткость, выразительность, меткость и точность языка. Сбор пословиц и поговорок, их классификация. Составление иллюстраций к ним. Собиратели и исследователи фольклора. Народные сказки. Проявление в сказках патриотизма, веры в защитника Родины, в победу добра над злом, отношения к труду. Общность мотивов в сказках разных народов. Инсценировка сказок. Былины, эпосы и легенды народов. Их героическое содержание и патриотический смысл. Тема бескорыстного служения Родине и народу, справедливости и мужества, мирного труда, идеи мирных и дружественных отношений между людьми – общее в былинах и легендах разных народов. Народные сказители, бояны, сэсэны – мастера поэтического творчества народов региона.
III. История духовной и материальной культуры народов, живущих в с.Талачево. Узоры, орнаменты одежды и украшений разных народов. Их красочность и многообразие. Декоративно-прикладное искусство. Ткачество, вышивка. Обработка дерева. Быт и хозяйство. Одежда, домашняя утварь, жилища.
IV. Народная музыка. Национальные инструменты. Песни, частушки. История их возникновения, названия, тематика. Выражение в них высших духовных ценностей: любви к Родине, близости к природе, мужества, любви, верности слову и долгу. Народная хореография. Танцы. Их названия, история возникновения, тематика. Разучивание башкирских песен и танцев.
V. Народные игры, обычаи и обряды, календарные праздники. Разучивание массовых народных игр. Игры детские и молодёжные. Календарные народные праздники, общность их целей и содержание. Сабантуй – массовый межнациональный праздник народов региона. Театрализованные обряды, традиции, обычаи народов нашего района. Общее в них. Общение людей разных национальностей. Взаимное влияние традиций, обычаев и культур народов .
VI. Башкирская кухня. Культура питания.
VII. Роль традиций башкирского народа в сохранении и укреплении здоровья. Беседы на тему здоровья. Тренинги. Экскурсии.
VIII. Музейное дело. Встречи со старожилами села. Экскурсия в школьный музей. Сбор полевого материала, домашней утвари. Работа над творческим проектом. Оформление экспозиции выставочного материала. История села. Оформление стенда известных людей с.Талачево.
6. Учебно-тематический план программы 3 года обучения
№ | Наименование темы | Кол-во часов | ||
Всего | Теор. | Практ. | ||
I | Введение. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | - |
II | Устное народное творчество. | 10 | 5 | 5 |
III | Башкиры степи | 7 | 3 | 4 |
IV | Народная музыка. | 24 | 12 | 12 |
V | Народные игры, обычаи и обряды, календарные праздники. | 12 | 6 | 6 |
VI | Роль традиций башкирского народа в сохранении и укреплении семьи. | 6 | 3 | 3 |
VII | Музейное дело. | 10 | 5 | 5 |
ИТОГО | 70 | 35 | 35 |
7. Содержание программы 3 года обучения
I. Введение. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с детьми. Введение в программу. Беседа по правилам поведения на занятиях и технике безопасности.
II. Устное народное творчество. Загадки, пословицы и поговорки башкирского народа. Проявление в них любви к родной земле, разоблачение лживости, лености и пьянства. Краткость, выразительность, меткость и точность языка. Сбор пословиц и поговорок, их классификация. Составление иллюстраций к ним. Собиратели и исследователи фольклора. Народные сказки. Проявление в сказках патриотизма, веры в защитника Родины, в победу добра над злом, отношения к труду. Общность мотивов в сказках разных народов. Инсценировка сказок. Былины, эпосы и легенды народов. Их героическое содержание и патриотический смысл. Тема бескорыстного служения Родине и народу, справедливости и мужества, мирного труда, идеи мирных и дружественных отношений между людьми – общее в былинах и легендах разных народов. Народные сказители, бояны, сэсэны – мастера поэтического творчества народов региона.
III. Башкиры
Узоры, орнаменты одежды и украшений разных народов. Их красочность и многообразие. Декоративно-прикладное искусство. Ткачество, вышивка. Обработка дерева. Быт и хозяйство. Одежда, домашняя утварь, жилища.
IV. Народная музыка. Национальные инструменты. Песни, частушки. История их возникновения, названия, тематика. Выражение в них высших духовных ценностей: любви к Родине, близости к природе, мужества, любви, верности слову и долгу. Народная хореография. Танцы. Их названия, история возникновения, тематика. Разучивание башкирских песен и танцев.
V. Народные игры, обычаи и обряды, календарные праздники. Разучивание массовых народных игр. Игры детские и молодёжные. Календарные народные праздники, общность их целей и содержание. Сабантуй – массовый межнациональный праздник народов региона. Театрализованные обряды, традиции, обычаи народов нашего района. Общее в них. Общение людей разных национальностей. Взаимное влияние традиций, обычаев и культур народов .
VI. Роль традиций башкирского народа в сохранении и укреплении семьи. Беседы на тему семья. Тренинги. Экскурсии.
VII. Музейное дело. Встречи со старожилами села. Экскурсия в школьный музей. Сбор полевого материала, домашней утвари. Работа над творческим проектом. Создание экскурсионного материала по музею. Работа совета музея.
8. Методическое обеспечение программы
8.1. Формы и методы обучения.
Формы обучения: индивидуально-групповые, встречи с интересными людьми, наблюдения, практическая работа, организация праздников, исследования и др.
Основные методы обучения: информационно-сообщающие, иллюстративные, игровые, методы разработки и реализации творческих проектов, наглядные, словесные, практические проблемно-поисковые, репродуктивные.
Методы воспитания: убеждение, опосредованный пример, личный пример.
Методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения: формирование познавательного интерес; познавательные игры, учебные дискуссии, стимулирование посредством анализа жизненных ситуаций, создание ситуации успеха в учении.
8.2. Технологии обучения
В программе используются разнообразные технологии. Особое предпочтение отдаётся следующим технологиям:
- технология развивающего обучения;
- дифференцированного обучения;
- проектной деятельности;
- творческой групповой работы.
9. Список литературы для педагога:
1. Программа министерства образования Республики Башкортостан «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения». Уфа, 2004.
2.Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа.- Уфа: БашГПУ, 2000.
3. Булатова З.А. Народная педагогика. Методическое пособие. Уфа: БИРО, 2007.
4. Булатова З.А. Нравственное воспитание школьников на традициях народной педагогики: Монография. – Уфа: Изд-во ИРО РБ, 2011.
5. Баймурзина В.И. Прогрессивные народные традиции. Стерлитамак, 1994.
6.
7. Базаркина Е.В. Беседы о нравственности. Изд-во «Учитель» - 2006.
8. Волков Г.Н. Педагогика любви. Избранные энциклопедические сочинения в 2-х т. М.: Изд. дом МАГИСТР-ПРЕСС,2002.
9. Сахипова Р.А. Народные традиции заботливого отношения к людям. Набережные челны, 1997.
10. Салимова Л.Х. Нравственное воспитание на традициях народной педагогики. Уфа, 2002.
Список литературы для детей:
- Галин С.А. Башкирский фольклор. Уфа ,2004.
- Калимуллин Б.Г. Башкирское народное зодчество.- Уфа: Башк. кн. изд-во.
- Кашапова Л.М. Национальная музыкальная культура.- Уфа,1999.
- Киреев А.Н. Башкирский народный эпос. – Уфа,1996.
- Кузеев Р.Г.Историческая этнография башкирского народа. – Уфа, 1998.
- Народные пословицы и поговорки. – М.,1961.
- Науменко Г.М. Этнография детства: Сборник фольклорных и этнографических материалов.-М.: Беловодье, 1998.
Нормативно-правовая база:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
3. Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р)
4. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (рассматривается только как методические рекомендации)
Приложение
Календарно-тематический план программы 1 года обучения
№ | Наименование темы | Кол-во часов | ||
Всего | Теор. | Практ. | ||
1 | Введение. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | - |
2 | Виды устного народного творчества. | 1 | 1 | - |
3 | Сбор пословиц, загадок, домашней утвари для музея. | 1 | - | 1 |
4 | Составление иллюстраций, знакомство с приветствиями. | 1 | 1 | - |
5 | Экскурсия «Краеведческий музей». (г.Стерлитамак) | 1 | - | 1 |
6 | Разучивание считалок. | 1 | - | 1 |
7 | Загадки. | 1 | - | 1 |
8 | Инсценировка сказки «Абьялил» | 1 | - | 1 |
9 | Башкирский орнамент, способы его изображения в рисовании, аппликации. | 1 | 1 | - |
10 | Геометризованные орнаменты и орнаментная символика | 1 | 1 | - |
11 | Общая характеристика башкирских танцев. | 1 | 1 | - |
12 | Танцевальные движения и их названия. | 1 | 1 | - |
13 | Разучивание движений: щелчки пальцами. | 1 | - | 1 |
14 | Разучивание движений: щелчки с перемещением рук. | 1 | - | 1 |
15 | Разучивание движений: полёт бабочки, крылья птицы. | 1 | - | 1 |
16 | Разучивание движений: ноги скользят в движении (2-х видов) | 1 | - | 1 |
17 | Разучивание танца: «Танцевать в кругу». Народные игры. | 1 | - | 1 |
18 | Разучивание танца: «Танцевать в кругу». Обычаи и обряды. | 1 | - | 1 |
19 | Народная игра: «Золотой Альчик», «Юрта», «Сбор табуна» | 1 | 1 | - |
20 | Народная игра: «Золотой Альчик», «Юрта», «Сбор табуна». | 1 | - | 1 |
21 | Подготовка к празднику: «Мамочка моя единственная» (монтаж) | 1 | - | 1 |
22 | Подготовка к празднику: «Мамочка моя единственная» (монтаж) | 1 | - | 1 |
23 | «Мамочка моя единственная». Выступление в СДК с. Талачево | 1 | - | 1 |
24 | Творческая работа «Юрта». | 1 | - | 1 |
25 | Творческая работа «Юрта». | 1 | - | 1 |
26 | Изготовление «Накосника из бус и монеток». | 1 | - | 1 |
27 | Изготовление «Накосника из бус и монеток». | 1 | - | 1 |
28 | Изготовление шейного украшения. | 1 | - | 1 |
29 | Изготовление головного украшения. | 1 | - | 1 |
30 | Изготовление мужского пояса. | 1 | - | 1 |
31 | Пляски башкир | 1 | 1 | -- |
32 | Пляски башкир | 1 | - | 1 |
33 | Колыбельные песни | 1 | 1 | - |
34 | Частушки (такмаки) | 1 | 1 | - |
35 | Частушки (такмаки) наших бабушек. (Встреча за чаепитием) | 1 | - | 1 |
36 | Музыкальные инструменты башкир. | 1 | 1 | - |
37 | «Звуки курая»- слушание музыки. | 1 | - | 1 |
38 | Народная игра: «Сбить суряка ( чижик) комком снега». | 1 | - | 1 |
39 | Обряд: «Надкусывание ушко»- просмотр фотографий. | 1 | 1 | - |
40 | Свадебные обряды самарских башкир (сбор материала). | 1 | - | 1 |
41 | Обряды в фотографиях (Свадебные) альбом. | 1 | 1 | - |
42 | «И стар и млад» в кругу. | 1 | - | 1 |
43 | Имена и их значения. | 1 | 1 | - |
44 | Башкирская кухня. Старинная посуда. | 1 | 1 | - |
45 | Молочные продукты, как их готовят (рецепты). | 1 | - | 1 |
46 | Народная игра «Царство златогорья». | 1 | - | 1 |
47 | Узоры из лоскутков. Изготовление флажков из лоскутков. | 1 | - | 1 |
48 | Красоту сделаем своими руками. | 1 | - | 1 |
49 | История образования праздника «Карга туй» | 1 | 1 | - |
50 | Знакомство со сценарием. Распределение ролей. | 1 | 1 | - |
51 | Подготовка костюмов, оформление сцены. | 1 | - | 1 |
52 | Подготовка украшений выступающим. | 1 | - | 1 |
53 | Почему праздник называется «Карга туй»- опрос населения. | 1 | - | 1 |
54 | Проведение праздника в школе «Карга туй» | 1 | - | 1 |
55 | Подготовка к празднику «Карга туй» | 1 | 1 | - |
56 | Подготовка к празднику «Карга туй» | 1 | - | 1 |
57 | Праздник «Карга туй» | 1 | - | 1 |
58 | «Баурсак»- башкирское блюдо (для гостей). | 1 | 1 | - |
59 | Обряд: «Гора девушек». | 1 | - | 1 |
60 | Былины, эпос, легенды башкирского народа. | 1 | 1 | - |
61 | Обряд: «Кукушкин чай». Хороводы. | 1 | - | 1 |
62 | Народная игра: «Черный баран» и «Шлеп-да-шлеп» | 1 | - | 1 |
63 | Сабантуй - Праздник плуга. | 1 | 1 | - |
64 | Возрождение традиций в селе Талачево. | 1 | 1 | - |
65 | Разучивание обряда: «Зов дождя». | 1 | - | 1 |
66 | Обряд: «Зов дождя». | 1 | - | 1 |
67 | Опрос населения: «Нравится ли вам ходить на Сабантуй?» | 1 | - | 1 |
68 | Рецепты башкирской кухни. | 1 | 1 | - |
69 | Подготовка к Сабантую | 1 | - | 1 |
70 | Экскурсия г. Стерлитамак. | 1 | - | 1 |
71 | Участие на районном празднике «Сабантуй». | 1 | - | 1 |
72 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | - |
Всего: | 64 |
Календарно-тематический план программы 2 года обучения
№ | Название темы | Колич часов |
1 | Введение. Инструктаж по технике безопасности. | 2 |
2 | Виды устного народного творчества. Кубаиры. | 2 |
3 | Виды устного народного творчества. Легенды. | 2 |
4 | Виды устного народного творчества. Песни. | 2 |
5 | Экскурсия в сельскую библиотеку с. Талачево | 2 |
6 | Башкирский орнамент, способы его изображения Геометризованные орнаменты и орнаментная символика | 2 |
7 | Геометризованные орнаменты и орнаментная символика | 2 |
8 | Национальные инструменты. | 2 |
9 | Мастер- класс национальные инструменты | 2 |
10 | Общая характеристика башкирских танцев. | 2 |
11 | Танцевальные движения и их названия. | 2 |
12 | Разучивание танца «Дочь Иргиза» | 2 |
13 | Народная игра « Белый тополь – Синий тополь» | 2 |
14 | Народная игра « Тюбетейка» | 2 |
15 | Творческая работа « Лошадка» | 2 |
16 | Творческая работа « Кнут» | 2 |
17 | Изготовление «Нагрудника из бус и монеток». | 4 |
18 | Изготовление мужского пояса | 2 |
19 | Обрядные песни | 1 |
20 | Частушки (такмаки) наших бабушек. | 1 |
21 | Народная игра «Колечко». | 1 |
22 | Обряд: «Веретено» (обрядные такмаки) | 1 |
23 | «И стар и млад» в кругу - разучивание плясок башкир | 1 |
24 | Народная игра «Юрта» | 1 |
25 | Башкирская кухня. Старинная посуда (фотографии) | 1 |
26 | Молочные продукты, как их готовят (рецепты). | 1 |
27 | Узоры из лоскутков. Изготовление атрибут из лоскутков для оформления макета юрты | 1 |
28 | «Наши руки не для скуки»- выставка работ | 1 |
29 | История образования праздника «Сабантуй», | 1 |
30 | Почему праздник называется «Сабантуй»- опрос населения. | 1 |
31 | Национальные блюда на празднике «Сабантуй» | 1 |
32 | Культура питания | 1 |
33 | Праздник «Карга туй». | 1 |
34 | Башкирские блюда (для гостей) | 1 |
35 | Обряд: «Гора девушек» | 1 |
36 | Легенды башкирского народа. | 1 |
37 | Обряд: «Кукушкин чай». Хороводы - подготовка | 1 |
38 | Народная игра « Скачки» | 1 |
39 | Обряд: «Зов дождя» с приглашением жителей с.Талачево. | 1 |
40 | Обряд «Кукушкин чай» | 1 |
41 | Музейное дело. | 1 |
42 | Сбор полевого материала-утварь | 1 |
43 | Встречи со старожилами села. | 1 |
44 | Оформление выставочной экспозиции. Работа над проектом «Этнографический уголок». | 1 |
45 | Изучение традиционных ремёсел. | 1 |
46 | Практическое выполнение предметов башкирского быта. | 2 |
47 | История села Талачево. | 1 |
48 | Сбор материала. | 1 |
49 | Посещение районного архива. | 1 |
50 | Оформление стенда «Известные люди деревни» | 2 |
51 | Наша деревня сегодня. | 1 |
52 | Подготовка экскурсионного материала по этнографическому уголку. | 2 |
53 | Отчётное собрание совета музея. | 1 |
54 | Праздник Сабантуй. | 1 |
55 | Подведение итогов. | 1 |
Всего: | 64 |
Учебно-тематический план «Народные жемчужины» 3 год обучения
№ | Наименование темы | Кол-во часов | ||
Всего | Теор. | Практ. | ||
1 | Виды устного народного творчества. Введение. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | - |
2 | Иллюстрация легенд с использованием башкирского орнамента и орнаментной символики. | 1 | 1 | - |
3 | Загадки, пословицы жителей с.Талачево (сбор материала) | 1 | 1 | |
4 | Прозвища жителей с.Талачево (сбор материала) | 1 | 1 | |
5 | Обработка материала (классификация). Составление иллюстраций. Оформление альбома. | 1 | - | 1 |
6 | Легенды о названии рек. | 1 | 1 | |
7 | Сбор народных сказок. Сочинение собственных сказок. | 1 | - | 1 |
8 | Инсценировка сказки «Теремок» - подготовка | 1 | 1 | |
10 | Инсценировка сказки «Теремок». Музыкальные инструменты. | 1 | 1 | |
11 | Мастер- класс национальные инструменты : кубыз,курай | 1 | 1 | - |
12 | Виртуоз мира (игра на кубызе Миндигафур Зайнетдинова) | 1 | 1 | |
13 | Общая характеристика башкирских танцев | 1 | - | 1 |
14 | Танцевальные движения и их названия. | 1 | - | 1 |
15 | Разучивание движений | 1 | - | 1 |
16 | Разучивание движений | 1 | - | 1 |
17 | Разучивание движений: ноги скользят в движении (2-х видов) | 1 | - | 1 |
18 | Разучивание танца «Веселый курай» | 1 | 1 | |
19 | Разучивание танца «Веселый курай» | 1 | - | 1 |
20 | Народная игра « Золотой» | 1 | 1 | |
21 | Народная игра « Сбить суряку комком снега» | 1 | - | 1 |
22 | Оме «Гусь» (помощь) | 1 | - | 1 |
23 | Оме «Гусь»(помощь) | 1 | - | 1 |
24 | Фото – отчет Оме «Гусь» (помощь) | 1 | - | 1 |
25 | Народный промысел (войлок). | 1 | - | 1 |
26 | Войлок в быту башкир. | 1 | - | 1 |
27 | Изготовление «Ковра» (мокрое валяние) | 1 | - | 1 |
28 | Изготовление «Ковра» (мокрое валяние) | 1 | - | 1 |
29 | Разукрашивание «Ковра» (использовать башкирский орнамент) | 1 | 1 | -- |
30 | Разукрашивание «Ковра» (использовать башкирский орнамент) | 1 | - | 1 |
31 | Разучивание башкирские новогодние песни « Зимний Нардуган» | 1 | 1 | - |
32 | Разучивание башкирского танца с коврами | 1 | 1 | |
33 | Выставка работ в школе | 1 | - | 1 |
34 | Частушки (такмаки) – сбор, обработка материала | 1 | 1 | - |
35 | Посиделки – Аулак ой | 1 | 1 | |
36 | Обряд «Рождение ребенка в семье». | 1 | 1 | - |
37 | Музыкальные инструменты башкир. | 1 | - | 1 |
38 | Кубыз - башкирский народный музыкальный инструмент. | 1 | 1 | - |
39 | Народная игра | 1 | - | 1 |
40 | Обряд: «Веретено» - оформление альбома | 1 | 1 | - |
41 | Обряды башкир (сбор полевого материала) | 1 | 1 | - |
42 | Обряды башкир ( в фотографиях - альбом.) | 1 | 1 | |
43 | Обряд «Встреча невесты» | 1 | 1 | |
44 | Народная игра «Бабуля, бабуля что капаешь?» | 1 | - | 1 |
45 | «Косилка – молотилка» - народные мелодии | 1 | 1 | - |
46 | Молочные продукты, как их готовят (рецепты). | 1 | 1 | |
47 | Народная игра «Назови имя» | 1 | - | 1 |
48 | Изготовление войлочных украшений (серьги браслеты) | 1 | - | 1 |
49 | Красоту сделали своими руками. | 1 | - | 1 |
50 | История возникновения праздника «Карга туй» (Легенда) | 1 | 1 | |
51 | Знакомство со сценарием театрализации легенды. Распределение ролей. | 1 | - | 1 |
52 | Организация работы по сценарию. | 1 | - | 1 |
53 | Игра по ролям (репетиция ). | 1 | 1 | - |
54 | Репетиция по сценарию. | 1 | 1 | |
55 | Национальное блюдо на празднике «Карга туй» (РЕЦЕПТЫ) | 1 | 1 | |
56 | Подготовка костюмов, оформление сцены | 1 | 1 | |
57 | Театрализованное выступление легенды «Карга туй» | 1 | 1 | |
58 | Праздник «Карга туй». Театрализованное выступление. | 1 | 1 | - |
59 | Знакомство с обрядом «Дорога за водой» (свадебный) | 1 | 1 | |
60 | Обряд «Дорога за водой» | 1 | - | 1 |
61 | Легенды башкирского народа. | 1 | - | 1 |
62 | Обряд: «Кукушкин чай». Хороводы - подготовка | 1 | 1 | - |
63 | Народная игра | 1 | - | 1 |
64 | Сабантуй - Праздник плуга. | 1 | - | 1 |
65 | Возрождение традиций. | 1 | - | 1 |
66 | Посещение театра (по выбору) | 1 | 1 | |
67 | Здоровье – бесценное богатство (круглый стол) | 1 | 1 | |
68 | Творческое сочинение «Моя семья» (семейные ценности и традиции) | 1 | 1 | |
69 | Башкирская кухня (бабушкины рецепты). Знакомство - «Шежера байрам» | 1 | 1 | |
70 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | |
Всего: | 70 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА кружка «Школьный православный театр» (программа построена НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ).
ПРОГРАММА кружка «Школьный православный театр» (программа построена НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ). Лето Господне....

Программа кружка по английскому языку "I am an actor" для учащихся среднего звена. Программа кружка расчитана на 34 часа, позволяет подготовить театрализованное выступление на английском языке.Содержит приложение : спектакль "The Land of Happiness"
Программа кружка расчитана на 34 часа, позволяет подготовить театрализованное выступление на английском языке.Содержит приложение : спектакль "The Land of Happiness"...

Рабочие программы по ИЗО с иллюстрациями, по МХК. А также программы кружков ИЗО и Компьютерной графики.
Рабочие программы по ИЗО с иллюстрациями, (Дидактические иллюстрации в альбоме). Долго тогда спорил с Неменским. Он предлагал блоки по четвертям, мне видились блоки по годам обучения. Свою идею ...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс
Рабочие программы элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация" по русскому языку для 10-11 классов и предметных кружков, прошедших рецензирование на кафед...

Программа кружка «Хоровое пение» по внеурочной деятельности (в рамках реализации программы ФГОС НОО)
Данный материал содержит примерную программу по дополнительному образованию обучающихся в начальной школе (в рамках реализации программы ФГОС НОО) по художественно - эстетическому направлению....
2016 Программа кружка "Домоводство".Программа рассчитана на 5-6 классы. Срок реализации программы 1 год.
Программа предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, навыков художественно-эстетической оценки, которые дадут возможность каждому ученику открыть для себя мир декоративно- прикладно...

Программа кружка «Люблю готовить» (модифицированная программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни) Возраст детей 9-18 лет Срок реализации 3 года Составитель Варгасова А.В.
Нами разработана авторская программа кружка "Люблю готовить" для воспитанников группы №1 ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Программа расчитана на 3 года. Прилагается планирование на 2015-2016 уч.го...