Урок по теме «Экономическое развитие Нижегородской губернии в конце XIX – XX века» в 9 классе
статья по краеведению
Предварительный просмотр:
Завьялова С.В., Завьялова А.А. Урок по теме «Экономическое развитие Нижегородской губернии в конце XIX – XX века» в 9 классе / История и обществознание в школе: сборник научных и методических трудов. Вып. 4 / отв. ред. В.К. Романовский. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2018
Урок по теме «Экономическое развитие Нижегородской губернии на рубеже XIX- начала XX веков» в 9 классе.
Введение историко-культурного стандарта предполагает изучение региональной истории. Изучение родного края может стать фактором развития у учащихся широкого круга компетентностей: социальных, коммуникативных, технологических, интеллектуальных, гражданских. В Нижегородской области осуществляется изучение учебно-методического комплекта «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней» и в связи с этим разрабатываются уроки, один из которых представлен в статье.
Цель урока: формирование исторических знаний об экономическом развитии Нижегородской губернии на рубеже XIX- начале XX веков.
Задачи урока:
1.Образовательные. Обеспечить в ходе урока усвоение: - терминов: пароход, баржа, танкер, теплоход, буксир, затон, пароходное общество, финляндчик; Транссибирская магистраль, Ромодановский вокзал, гужевой транспорт, конка; Нижегородская ярмарка, базарные площади Нижнего Новгорода: Новобазарная, Новосенная, Похвалинская, Острожная, Старосенная, Ковалихинская; базарные села, пуд, фунт; народные промыслы, кустарная промышленность; женский и детский труд, трудовое законодательство, мастер, рабочий, чернорабочий, грузчик; акционерное общество, крестьянская община, земельный надел, Столыпинская реформа, отруб, хутор, землеустроительная комиссия, крестьянский поземельный банк;
- использование исторической карты для характеристики социально-экономическое развития губернии;
- проведение поиска информации и вычленение главного;
- изложение суждений о развитии промышленности, транспорта, торговли, промыслов, деревни Нижегородского края, причин и последствий Столыпинской аграрной реформы для нижегородской деревни;
- определение характерных тенденций развития экономики края.
2.Развивающие: - изучение и систематизация информации в форме кластера, развитие умения выделять ключевые положения;
- развитие умения самостоятельно работать с учебником и с исторической картой, показывая на ней промышленные районы края;
- развитие умения проблематизировать по вопросу аграрной реформы П.А.Столыпина (причины и последствия);
- применять знания учебного курса «История Нижегородского края» для раскрытия сущности реформы П.А.Столыпина;
- развитие способности творчески решать поставленные задачи.
3.Воспитательные: - формирование интереса к изучению истории родного края, традициям и ценностям Нижегородской земли.
Планируемые результаты:
личностные: - освоение традиций и ценностей Нижегородской земли;
метапредметные: - умение ставить и формулировать задачи в познавательной деятельности;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- умение устанавливать причинно – следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы;
- смысловое чтение;
- способность регулировать свою учебную деятельность;
- умение организовывать сотрудничество со сверстниками;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, планирования своей деятельности, владение устной и письменной речью;
предметные: - овладение знаниями о развитии экономики на примере Нижегородской губернии;
- умением использовать историческую карту;
- умение искать и анализировать информацию об экономических явлениях прошлого Нижегородского края, объяснять их;
- усвоение понятийно – терминологического аппарата, способность применять его для раскрытия сущности экономического развития края на рубеже XIX- начале XX веков.
Форма урока: комбинированный.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, коллективная.
Оборудование:
1. Карта Нижегородской губернии на рубеже XIX - начале XX веков и Нижегородской области XXI.
2.Учебник: В.К.Романовский, Ф.А.Селезнев, Э.С.Иткин, Б.Л. Гинзбург/ История Нижегородского края XX – начала XXI века: Н.Новгород, НИРО, 2015.
3.Компьютерная презентация.
Ход урока:
I этап. Организационный момент (1 мин.). Приветствие. Организация класса. Проверка готовности учащихся к учебной деятельности.
I I этап. Актуализация знаний по теме: Население Нижегородской губернии на рубеже XIX- начале XX веков.
Тестовый контроль: соотнесите группы населения Нижегородской губернии с их характеристиками:
1.Самое многочисленное городское сословие губернии | А.потомственные почетные граждане |
2.Городская элита | Б.крестьяне |
3.Абсолютное большинство населения губернии | В.отходники |
4.Промежуточная категория населения между крестьянством и рабочим классом | Г.мещане |
Сообщения учащихся по темам: «Нижегородское крестьянство», «Нижегородский рабочий класс», «Городские сословия: цеховые ремесленники, мещане, купцы», «Нижегородское дворянство».
Обобщение: Население края было многонациональным, многоконфессиональным. На рубеже XIX- начала XX веков население проявляло себя в разных профессиях, что может свидетельствовать об экономическом развитии региона. Постановка цели урока.
I I I этап. Организация изучения нового материала. План изучения темы:
1.Развитие промышленности.
2.Развитие транспорта.
3.Развитие торговли.
4.Развитие кустарно – ремесленного производства и промыслов.
5.Нижегородская деревня в годы Столыпинской аграрной реформы.
Работа по изучению нового материала организуется в группах. Инструктаж о работе в группах. Самостоятельная работа учащихся в группах с текстом учебника параграф №2:
Группа №1. Развитие промышленности в Нижегородской губернии на рубеже XIX- начале XX веков (стр.14-16).
1.Какие отрасли промышленности были развитии?
2.Назовите промышленные центры и их продукцию.
3.Составьте кластер.
Группа №2. Развитие транспорта в Нижегородской губернии на рубеже XIX- начале XX веков (стр.16-18).
1.Какие виды транспорта были развиты?
2.Назовите общества речного транспорта.
Группа №3. Развитие торговли в Нижегородской губернии на рубеже XIX- начале XX веков (стр.19-20).
1.Rакие виды торговли существовали?
2.Какие населенные пункты, части города их представляли?
Группа №4. Развитие кустарно – ремесленного производства и промыслов (стр.20-22).
1.Какие виды ремесел существовали?
2.В каких населенных пунктах были развиты эти ремесла?
3.Какую помощь оказывали государство и земства?
Группа №5. Нижегородская деревня в годы Столыпинской аграрной реформы (стр.24-26).
1.Вспомните сущность аграрного вопроса в России на рубеже XIX- начале XX веков.
2.Вспомните основные этапы Столыпинской реформы.
3.Как реализовывалась реформа П.А.Столыпина в Нижегородском крае?
4.Какие проблемы возникли? Последствия реформы.
Обсуждение результатов групповой работы. Проверяется правильность заполнения кластеров, составляется каждым учащимся общий кластер по теме урока.
Правильные ответы должны содержать следующие элементы:
Группа №1: были развиты судостроение; мукомольное дело.
Группа №2: был развит речной транспорт, связывающий Урал и Поволжье с Петербургом и Москвой, железнодорожный транспорт: Москва и Нижний Новгород (1862г.), Нижний Новгород – Арзамас (1902г.), 1903 г. - от Мызы до Нижнего Новгорода (Ромодановский вокзал на берегу Оки), 1910 г. – От подмосковных Люберец через Муром, Сергач, Арзамас на Казань, 1918 г. – от Арзамаса до Казани, 1914 г. – строительство ж/д от Нижнего Новгорода до Семенова и Котельнича, гужевой транспорт на конской тяге развозил грузы во все уголки Нижегородчины. Конная ж/д для внутригородских перевозок (конка) и трамвай (1896г.).
Группа №3: ярмарочная торговля (Нижегородская ярмарка - вид биржи), базары, торговля на рынках, лавки и магазины.
Группа №4: кожевенное производство (Богородск), токарно-посудное ремесло и мебельный промысел, художественная обработка дерева (Семенов), столярное и резное производство (Лысково), производство замков (Павлово), скорняжного производства (Большое Мурашкино).
Группа №5: 1.Аграрный вопрос в начале XX века в России: малоземелье, сохранение помещичьего землевладения и крестьянской общины, выкупные платежи, отработочная система.
2.Этапы Столыпинской реформы: 1. Выход из крестьянской общины с наделом. 2.Создание хуторов и отрубов.
3.Крестьяне начали бесплатно приватизировать свои наделы и выходить из общины, создавать отруба и хутора, получать государственные субсидии на обустройство хуторов.
4.Последствия: расширились посевные площади, повысилась урожайность ржи на 26 %, поголовье скота возросло на 30 %, шире стали применяться с/х машины[1]. Проблемы: в Нижегородской области из общины вышло только 15 % крестьян, среди них те, кто уже давно работал в городе, т.е. они продали свои наделы, поэтому хуторов было мало (около 2, 5 %, 553 хутора [2]), свыше 90 % всей надельной земли в губернии оставалось в общинном пользовании. В 1907 году из губернии выехало более 2 тыс. переселенцев, а в 1910 г. 87 % переселенцев возвратились [3]. Таким образом, реформа П.А.Столыпина внесла оживление в сельское хозяйство, ускорила социальное расслоение, но не была завершена, имела противоречивые результаты.
IVэтап. Закрепление знаний.
1.Обобщение и конкретизация материала темы по кластеру.
2.Учитель предлагает самостоятельно в письменной форме выполнить задание (выводится на презентации). Работы после выполнения сдаются учителю на проверку. Задание - задача: данные Крестьянского банка 1911 г. о выходе крестьян на хутора и отруба по уездам Нижегородской губернии:
Уезды | Количество хозяйств |
Сергачский | 936 |
Княгининский | 388 |
Нижегородский | 278 |
Лукояновский | 418 |
Ардатовский | 106 |
Васильский | 93 |
Макарьевский | 37 |
Арзамасский | 48 |
Семеновский | 7 |
Балахнинский | 1 |
1.В каких уездах было подано наибольшее количество заявлений о выходе из общины? (В чисто земледельческих уездах - Васильском, Княгининском, Лукояновском, Сергачском).
2.Объясните. (Объяснение: В земледельческих уездах в значительной степени выходили из общины малоземельные крестьяне и беднота. Они считали более выгодным для себя получить землю в собственность, чтобы потом ее продать. В промысловых уездах больше укреплялось зажиточное крестьянство).
Vэтап. Подведение итогов и организация домашнего задания.
Установление соответствия между поставленными задачами урока и его результатами.
Анализ учебной деятельности. Проставление отметок за работу на уроке.
Домашнее задание:
1.Параграф №2, ответы на вопросы (устно).
2.Сообщение по теме любого раздела параграфа №2.
3.Опережающее задание: подготовить презентацию о памятных местах Нижнего Новгорода, связанных с революцией 1905 года.
Изучение истории родного края во взаимосвязи с историей Отечества является важным фактором формирования региональной, национальной, гражданской, культурной идентичности, фактором осмысления исторического, культурного опыта предшествующих поколений.
Кластер группы № 1
[1] Федоров В.Д. История Нижегородской области, Арзамас, 2004 г., стр. 104
[2] Там же.
[3] Там же.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Экономическое развитие России в конце 19 начале 20 века"
Рассматриваются вопросы особенностей экономического развития России на рубеже 19-20 веков....
Конспект урока по теме "Экономическое развитие России в начале 20 века". 9 класс
Сформировать представление об особенностях экономического развития Российской империи в начале XXвека, связанных со спецификой российского типа модернизации....
Конспект урока истории "Социально-экономическое развитие России в 17 веке", 10 класс
Урок разрботан на основе использования приемов технологии критического мышления, дидактической технологии (опорный конспект) и ИКТ. Результатом данного урока должно стать создание видеофильма по данно...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ «СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В КОНЦЕ 19 – НАЧАЛЕ 20 ВЕКА»
Урок «Социально – экономическое развитие России в конце 19 – начале 20 века» является частью раздела «Россия в конце 19 – начале 20 века». Данный урок, применяемые в ходе его проведения методы и прием...
Технологическая карта изучения этапов урока по теме «Экономическое развитие России в первой половине XIX века» 8 класс по ФГОС ООО
Технологическая карта урока с указанием этапов урока, времени, заданий для учеников, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов, деятельности преподавателя, деятельности учен...
технологическая карта урока истории по теме Экономическое развитие России в XVII веке
технологическая карта урока...
Тренажер по теме «Социально – экономическое развитие Ставропольской губернии в начале XX века».
Тренажер по теме «Социально – экономическое развитие Ставропольской губернии в начале XX века»....