Конспект открытого урока по теме «Экономическое развитие в годы правления Александра III»
план-конспект урока по истории (8 класс)

Немирич Алексей Иванович

Разработал: учитель истории Немирич А.И.

Дата проведения: 16 .04 2024 года

Урок составлен в рамках  Программы общеобразовательных учреждений федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования: История России XIX век. 8 класс. Автор– Боханов А.Н., Фадеев Д.А.  Москва, «Русское слово», ФКГСОО 2006г.

По учебнику:  История России. XIX век. 8 класс. Автор– Сахаров А.Н., Боханов А.Н. Москва, «Русское слово», 2012г.

Класс:   8

Продолжительность:  45 минут

По рабочей программе:   5 урок

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока:  Изучение экономической политики Александра III. Сравнение экономической политики Александра II и Александра III.

 Задачи урока:

- образовательные (формирование познавательных УУД):

умение анализировать, обобщать, сравнивать факты (на данном уроке – экономическую политику Александра II и Александра III, а также различные экономические программы), формулировать и обосновывать выводы, представлять результаты своей деятельности в различных формах, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации

 - воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, воспитание в духе толерантности и формирование умения взаимодействовать с одноклассниками при работе в группе, владение монологической и диалогической формами речи, воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; воспитание интереса к предмету истории.

 

 - развивающие (формирование регулятивных УУД):

умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; умение выделять, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

- размещение представленных материалов на сайте лицея.

Оборудование урока: учебник, тетрадь, компьютер, проектор, интерактивный экран, карта, мультимедийная презентация.

Технологии: развитие критического мышления, информационно-коммуникативные технологии, личностно-ориентированный подход.

Основные понятия: налоги,  таможенные пошлины,  биржа,  монополия, денежная реформа,  акциз,  акция, винная монополия,  косвенные налоги.

Присутствовали: зам. директора по УВР Н.С. Усова,  руководитель МО учителей истории и географии  Е.А. Кучко, учителя истории.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon otkr.urok_8_kl.zip2.71 МБ

Подписи к слайдам:

Слайд 1

УЧИТЕЛЬ:Немирич А.И Личность в истории Александр iII

Слайд 2

Александр III 10.03.1845 - 01.11.1894г Второй сын Александра II , В 20 лет после смерти старшего брата становиться наследником престола. Участник русско-турецкой войны. Создатель русского исторического общества. Трудолюбив.

Слайд 3

Не будучи по рождению наследником престола, Александр Александрович готовился главным образом к военной деятельности. Стал цесаревичем в 1865 после смерти старшего брата великого князя Николая Александровича, с этого времени начал получать более обширное и фундаментальное образование. Среди наставников Александра Александровича были С. М. Соловьев (история), Я. К. Грот (история литературы), М. И. Драгомиров (военное искусство). Наибольшее влияние на цесаревича оказал преподаватель законоведения К. П. Победоносцев. В 1866 Александр Александрович женился на невесте покойного брата, датской принцессе Дагмаре (1847-1928; в православии — Мария Федоровна). У супругов родились дети: Николай (впоследствии российский император Николай II), Георгий, Ксения, Михаил, Ольга. Воспитание. Начало государственной деятельности

Слайд 4

Александр III держался строгих правил морали, был весьма набожен, отличался бережливостью, скромностью, неприязнью к комфорту, досуги проводил в узком семейном и дружеском кругу. Интересовался музыкой, живописью, историей (он был одним из инициаторов создания Русского исторического общества и его первым председателем). Способствовал либерализации внешних сторон общественной деятельности: отменил коленопреклонения перед царем, разрешил курение на улицах и в общественных местах и др. Отличаясь сильной волей, Александр III в то же время обладал ограниченным и прямолинейным умом. В реформах своего отца, Александра II, он видел прежде всего негативные аспекты — рост правительственной бюрократии, тяжелое материальное положение народа, подражание западным образцам. ЛИЧНОСТЬ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Слайд 5

Начало 29 апреля 1881г. Манифест о незыблемости самодержавия «Я никогда не допущу ограничений самодержавной власти, которую нахожу нужной и полезной для России» 3 апреля 1881г казнь народовольцев

Слайд 6

Тема: Экономическое развитие в годы правления Александра III Цель: дать общую характеристику экономической политики Александра III . Сравнить экономическую политику Александра II и Александра III План: 1. Общая характеристика экономической политики Александра III 2. Деятельность Н.Х. Бунге ,И.А. Вышнеградского и Витте Сергея Юльевича 3. «Золотое десятилетие» 4. Сельское хозяйство 5. Сравнение экономической политики Александра II и Александра III

Слайд 7

БУНГЕ Николай Христианович (1823-1895), российский государственный деятель, экономист, академик Петербургской АН (1890). В 1881-86 министр финансов. В 1887-95 председатель Комитета министров. Проводил политику протекционизма, государственного финансирования тяжелой промышленности. Расширил строительство государственных железных дорог, способствовал выкупу частных железных дорог в казну. Инициатор ряда реформ в социальной и экономической сферах (учреждение Крестьянского банка, отмена подушной подати, введение фабричной инспекции и начал рабочего законодательства). Выступал против сохранения крестьянской общины и привилегий поместного дворянства. Экономическое развитие страны.

Слайд 8

Вышнеградский И.А. Премьер – министр России (1887-1892). российский государственный деятель и предприниматель. В 1886-94 Почетный член Петербургской АН (1888). Из семьи священника. Математик, ученик М. В. Остроградского. Один из основоположников теории автоматического регулирования, основатель научной школы по конструированию машин. Член Совета торговли и мануфактур. Как предприниматель занимался в основном железными дорогами, городскими службами, входил в правление ряда железных дорог.

Слайд 9

ВИТТЕ Сергей Юльевич (1849-1915), граф (1905), российский государственный деятель, почетный член Петербургской АН (1893). Министр путей сообщений в 1892, финансов с 1892, председатель Кабинета министров с 1903, Совета Министров в 1905-06. Инициатор введения винной монополии (1894), проведения денежной реформы (1897), строительства Сибирской ж. д. Подписал Портсмутский мир (1905). Автор Манифеста 17 октября 1905. Разработал основные положения столыпинской аграрной реформы. Стремился привлечь предпринимателей к сотрудничеству с правительством.

Слайд 10

Витте как министр финансов Одиннадцать лет, в течение коих Витте стоял во главе Министерства финансов, ознаменованы огромным увеличением бюджета, широким развитием государственного хозяйства и крупными реформами в области финансового законодательства. Общий баланс государственного бюджета за время Витте возрос с 965303066 рублей в 1892 г. до 2071667472 рублей в 1903 г., то есть на 114,5%. Среднее годовое возрастание бюджета за этот период — 10,5%. Насколько этот рост бюджета велик, можно судить по сравнению с предшествующим и последующим десятилетиями. С 1883 по 1892 г. бюджет возрос с 778506 тысяч рублей до 965303 тысячи рублей, или на 24%, в среднем в год всего на 2,7%; с 1903 по 1912 г. бюджет увеличился с 2071667 тысяч рублей до 3001919 тысяч рублей, или на 45%, то есть средний годовой прирост определился всего в 5%. Главнейшею причиною особо быстрого роста бюджета в министерство Витте было расширение казенного хозяйства за счет частного, происшедшее в железнодорожном деле и в питейной торговле. Если исключить расходы на эксплуатацию железных дорог и на винную монополию из сопоставляемых бюджетов.

Слайд 11

В 1891 началось строительство железной дороги, получившей название Транссибирская магистраль, которая соединила Европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком. Дорога составила линию длиной около 7 тысяч км — Челябинск — Омск — Иркутск — Хабаровск — Владивосток. Строительство магистрали развернулось по инициативе министра путей сообщения, а затем министра финансов С. Ю. Витте (1849-1915), продолжалось около 25 лет и было закончено в 1916.

Слайд 12

В годы правления Александра III для хозяйственной жизни России был характерен экономический рост, что во многом было связано с политикой усиленного покровительства отечественной промышленности. Благодаря деятельности министров финансов Н. Х. Бунге, И. А. Вышнеградского, С. Ю. Витте возросли доходы государственного казначейства. Правительство Александра III поощряло рост крупной капиталистической индустрии, достигшей заметных успехов (продукция металлургии в 1886-1892 удвоилась, сеть железных дорог в 1881-1892 годах выросла на 47%). Однако бурное развитие промышленности вступило в противоречие с архаичными социально-политическими формами, отсталостью сельского хозяйства, крестьянской общиной, малоземельем, что во многом подготовило почву для социальных и экономических кризисов. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

Слайд 13

Для хозяйственной жизни России в годы правления Александра III характерен экономический рост, что во многом было связано с политикой усиленного покровительства отечественной промышленности. Благодаря деятельности министров финансов Н. Х. Бунге, И. А. Вышнеградского, С. Ю. Витте возросли доходы государственного казначейства. Правительство Александра III поощряло рост крупной капиталистической индустрии, достигшей заметных успехов (продукция металлургии в 1886-92 удвоилась, сеть железных дорог в 1881-92 выросла на 47%). Однако бурное развитие промышленности вступило в противоречие с архаичными социально-политическими формами, отсталостью сельского хозяйства, крестьянской общиной, малоземельем, что во многом подготовило почву для социальных и экономических кризисов (голод и эпидемия холеры в 1891-92). ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ в экономической сфере

Слайд 14

Контроль знаний: 1 . политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений 2. исключительное право государства или отдельных лиц (откуп) на производство и сбыт спиртных напитков 3. организованный рынок биржевых товаров, валют, ценных бумаг 4. косвенный общегосударственный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления 5. Александр получил прозвище «миротворец», за то что… протекционизм Винная монополия биржа акциз Не вёл войн


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по классу фортепиано «Развитие духовности и общей культуры через развитие образно-музыкального мышления»

Автор Ульева Ирина Николаевнапедагог дополнительного образования,педагог-организатов ЦДТ "Царицыно"Главная задача педагога дополнительного образования – найти такую форму работы с детьми, чтобы заняти...

План-конспект открытого урока в 4 классе. Тема: "Времена года"

План-конспект открытого урока в 4 классе. Тема урока: "Времена года"...

Самостоятельная работа по истории на тему "Экономическое и общественное развитие в годы правления Александра III. Национальная политика Александра III" (8 класс)

Самостоятельная работа имеет 4 части (базовый уровень) Часть 1. Тестовые задания; Часть 2. Теоретические задания; Часть 3. Вопросы. Часть 4. Допишите... В профильном уровне работа представленна т...

План конспект урока истории по теме: " Экономическое развитие в годы правления Александра III" для 8 кл.

План - конспект урока построен на основе системно-деятельностного подхода к подаче учебного материала....

План – конспект открытого урока по истории России «Либеральные начинания в царствование Александра I. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»

План – конспект открытого урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Либеральные начинания в царствование Александра I.Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»    Учитель: Кузнецова М...

Конспект открытого урока по баскетболу для конкурса "Учитель года 2018" . Видео урока смотрите в разделе ВИДЕО 15.02.2018

Тема: Ведение мяча в движении с изменением направления и скорости, а так же высоты отскока.Цель урока: Освоение основ техники ведения мяча в баскетболе.Задачи:Закрепить технику ловли, переда...