Сценарий мероприятия "Не должно быть солдат без судьбы"
классный час по краеведению

Подрезова Алевтина Геннадьевна

Сценарий внеклассного мероприятия поможет расширить кругозор учащихся, даст возможность сформировать свою точку зрения на исторические события. Краеведческий материал  играет огромную роль в нравственном воспитании учащихся.Разработка может быть полезна классным руководителям, учителям истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.razr_.docx29.89 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия «Не должно быть солдат без судьбы»

Цель: воспитание у школьников чувства глубокого патриотизма, уважения к тем, кто пережил все ужасы войны, желания и стремления жить в мире.

Задачи:

  1. Расширить и углубить знания о Великой Отечественной войне.
  2. Способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственность за будущее страны.

Форма проведения: Час Мужества.

Ход мероприятия

Ведущий 1: В этом году наша страна отметит 75-летие Великой Победы. 75 лет отделяют нас от войны. Как это далеко и как это близко… 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии.

Ученик 1: В тот страшный день земля рванула в небо. Татьяна Лаврова.

В тот страшный день земля рванула в небо.
От грохота застыла в жилах кровь.
Июнь цветастый сразу канул в небыль,
И смерть вдруг оттеснила жизнь, любовь.
Надели гимнастёрки и шинели
Вчерашние мальчишки – цвет страны.
Девчонки на прощанье песни пели,
Желали выжить в грозный час войны.
Война, как ком, катилась по дорогам,
Неся разруху, голод, смерть и боль.
Осталось их в живых совсем немного,
Принявших первый, самый страшный бой!
В атаку шли за правду, за Отчизну,
За мир, за мать с отцом, за добрый дом.
Чтоб защитить от ужасов фашизма
Права на жизнь, что рушилась кругом.

Ведущий 2: Чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с жестоким, коварным и беспощадным врагом.

Ведущий 1: Одной из трагических страниц Великой Отечественной войны стал плен. Во времена Советского Союза тема советских военнопленных была под негласным запретом. Этим объясняется скудость русскоязычных источников по проблеме советских военнопленных. Осмыслению живой истории посвящено наше мероприятие. Мы, живущие в 21 веке, должны знать, какой ценой завоевана Победа.

Ведущий 2: О масштабах трагедии советских военнопленных заговорили лишь спустя полвека после окончания войны. Было трудно объяснить, каким образом потеряли только пленными около 5 миллионов военнослужащих. В большинстве своем это молодая и наиболее трудоспособная часть населения в возрасте от 20 до 40 лет. Судьба для многих только начинающих сознательную жизнь оказалась беспримерно жестокой. Две трети этих людей погибло в немецком плену, вернулось всего чуть более 1,8 млн. человек.

Ведущий 1: Одной из причин большого числа военнопленных стали тяжелые условия войны, в которых оказались солдаты Красной армии (подавляющая часть пленных была захвачена в так называемых «больших котлах») привели к тому, что крупные группы частей Красной армии, исчерпав все возможности для сопротивления и лишенные всякой поддержки командования, попадали в плен. Именно в таком котле оказался наш земляк Николай Васильевич Петухов. Он стал одним из миллионов советских военнопленных. Но обо всем по порядку…

Слово ученику, автору исследовательской работы.

Ученик 2: Николай Васильевич Петухов родился 26 ноября 1922 года в деревне Короткий Ключ Новоторъяльского района Марийской АССР в семье крестьян. Детей было 5. Жили дружно, в достатке, хотя рано остались без отца. Амбар всегда полный хлеба. Мать, Булыгина Пелагея Гурьяновна, крепкая , дородная женщина, работала вместе с мужиками, нанималась  рыть колодцы в деревнях. Когда пришли раскулачивать, встала поперек амбарной двери и не отдала хлеб. Колюш (Николай Васильевич) в 1937 году  окончил  Куанпамашскую семилетнюю школу.

В 1938-1939 годах учился в Новоторъяльском педучилище. В колхозе «У вий» грамотных, образованных людей было мало. Поэтому с 1939 года по август 1941 года  работал счетоводом колхоза в родной деревне.

Через два месяца спустя после начала войны, 12 августа 1941 года приходит повестка на фронт.

        Звучит мелодия «Прощание славянки»

 Уже осенью оказался под Харьковом, где шло формирование 337 стрелковой дивизии. Служил рядовым 1129 стрелкового полка 337  стрелковой дивизии Юго-Западного фронта. Участвовал в боях за город Ворошиловград (Луганск), село Первомайский, совхоз «Пятигорск». В начале 1942 года в  составе полка участвовал в Барвенково - Лозовской операции с целью освобождения города Харькова .

      Просмотр видеофильма «Барвенково - Лозовская операция»

По воспоминаниям сына, Петухова С.Н.: «Много солдат утонуло в реке Северный Донец. Отец молился богу о спасении. Как и все марийцы, он был язычником. Ему удалось нащупать ногами бревно на дне и выплыть. Самые тяжелые испытания ожидали впереди. Началась контратака гитлеровцев, поддерживаемая танками и самолетами. А у них не хватало даже самых обыкновенных трехлинейных винтовок. Одна винтовка на 16 солдат».

Согласно архивной справке 23 марта 1942 года попал в плен, где  находился 3 года - с 23 марта 1942 года по 31 марта 1945 года. Тяжелыми были первые месяцы. Их сначала направили на  сборный пункт, где разоружили, составили первые учетные документы. Оттуда - в «дулаг» (пересыльный лагерь). Разместили в поле, которое огородили колючей проволокой, а вокруг сторожевые вышки. Из-за высокой смертности пленных заселили в конюшни. Прошел фильтрацию по  национальности, профессии, степени лояльности.. Оказался в «шталаге» , откуда военнопленные могли переводиться в концентрационные и рабочие лагеря. Его, как бывшего колхозника и как рядового,  отправили из «шталага» в рабочий лагерь.

С мая 1942 года по март 1944 года Николай Васильевич находился в лагерях  городов Харьков, Переяслав, Кременчуг. Использовался на работах по строительству и ремонту дорог.

Дочь, Пуртова Т.Н., вспоминает рассказы своего отца: «Самое страшное испытание - голод. Постоянно хотелось есть. Ели все подряд, чем можно набить пустой желудок: траву, сухие листья, кору деревьев, падаль. Как-то пришлось сидеть в глиняной яме, еду не давали. Многие от голода начинали есть глину, от чего пухли и умирали. По краю насыпи ходили немецкие охранники. Под их сапогами грунт обваливался. С мертвых снимали рубахи и ходили вслед за немцем - ловили грунт с остатками травы. От травы не так болел живот. А у немцев хлеб какой-то особенный был. Кидали черствые сухарики. Сунешь в огонь - они мягкие, как свежевыпеченные. Он постоянно стремился попасть на работу вне лагеря, чтобы раздобыть хотя бы кроху. Стало полегче, когда дали лошадь - определили возчиком хлеба. Это и спасло в те первые месяцы.

Ведущий 2: Да, мы в плену: врезаются все резче
Колючки проволоки в наши очи,
Чужой и резкий говор все жесточе,
Все реже мы родные слышим речи.
Мир потерял нас, будто не вернёмся
С печальных берегов…  

Ученик 2: В первые месяцы войны советских военнопленных не отправляли в Германию, опасаясь распространения коммунизма среди немцев. И только тогда, когда в лагерях  вспыхнули массовые эпидемии,  война не закончилась осенью 1941 года и  стали нужны рабочие руки, стали отправлять пленных в Германию.

Для Николая Васильевича перегон начался весной 1944года. Гнали пешим порядком по бездорожью, открытой местности, вдали от населенных пунктов. В сутки проходили до 40 км вместе с ранеными, больными и истощенными. По пути выполняли ремонтные работы.

С марта 1944 года по октябрь 1944 года находился в Берлине. Предположительно Stalag III D и Stalag III D/Z. Использовался в качестве чернорабочего на одном из заводов.

 С октября 1944 года по март 1945 года- в городе Ройн. Использовался на работах в каменоломнях и на ремонте дорог. Много работали. Немец стоял с палкой в руках, погонял. Одна минута простоя стоила палок. В лагере кормили баландой из воды и корнеплодов с опилками. Думалось только о еде. Условия ужасны. Несколько бараков, огороженных колючей проволокой. В бараках нары, без постели и подушек. Просто деревянные нары. На вышках автоматчики с собаками. Медицинскую помощь не оказывали.

Самый счастливый день его жизни- 31 марта 1945 года. Их освободили английские войска. Всем освобожденным предложили переехать для постоянного местожительства в Канаду. На это предложение  Николай Васильевич ответил: « У нас дома  остались матери, братья, сестры. Мне бояться  нечего, дальше Сибири не сошлют». Их повели к аэродрому в Бранденбурге. Часть военнопленных уже была отправлена. Подошедшие советские войска приостановили отправку, и для Н.В.Петухова началось возвращение домой.

Ученик 3: Я вернусь к тебе, Россия. Георгий Столяров.

Я вернусь к тебе, Россия,
Чтоб услышать шум твоих лесов,
Чтоб увидеть реки голубые,
Чтоб идти тропой твоих отцов.
Я давно не пел в густых дубравах
И не плыл по глади русских рек,
Не сидел под дубом величавым
С синеокой – другом юных лет.
Но я каждый день и миг с тобою.
И лишь дрема веки мне смежит,
Я иду с подругой дорогую
Тропкой, что у озера лежит...
Я вернусь еще к тебе, Россия,
Чтоб услышать шум твоих лесов,
Чтоб увидеть реки голубые,
Чтоб идти тропой твоих отцов.

Ученик 2: Но это возвращение затянулось до конца 1947 года. Освобожденным пленным сказали : «Как добрались до Берлина, так и домой». Снова шли пешим порядком , по пути снова ремонтировали дороги, мосты. В Москве их посадили в теплушки и отправили в Сибирь.

С 1945 по 1947 год работал в Новокузнецком металлургическом заводе. Во время войны КМЗ выпускал оборонную продукцию. Директором комбината был Роман Васильевич Белан (Герой Социалистического Труда). Страна нуждалась в металле. На завод доставляли танки , орудия с полей сражения с еще боевыми припасами. На разоружение ставили бывших военнопленных. Во время разоружений случались и взрывы.

Ученик 4:Андрей Дементьев. Баллада о матери.

Постарела мать за много лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война.
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мёртвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село,
Мальчиков безусых, не пришло.

...Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне,
Все пришли в кино - и стар, и мал,
Кто познал войну и кто не знал,
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно было это вспоминать.
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг,
И пронёсся материнский крик;
- Алексей! Алёшенька! Сынок! -
Словно сын её услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой.
Встала мать прикрыть его собой.
Всё боялась - вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.
- Алексей! - кричали земляки.
- Алексей! - просили, - добеги!..

Кадр сменился. Сын остался жить.        
Просит мать о сыне повторить.
И опять в атаку он бежит.
Жив-здоров, не ранен, не убит.
- Алексей! Алёшенька! Сынок! -
Словно сын её услышать мог...
Дома всё ей чудилось кино...
Всё ждала, вот-вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын её с войны.

Ученик 2: По воспоминаниям сестры, Малининой Т.В.: « В конце 1947 года он вернулся домой. Заходит. Все остолбенели. Семья давно получила похоронку. Только мать не верила в смерть сына. В деревне она слыла ворожеей, может потому, что «кидала веревку»-гадала. Сыну  поминальные свечи не зажигала. Он пришел худой, изможденный. Все бросились его обнимать - мать, брат и три сестры. И радость и слезы! Вскоре выяснилось, что у него тяжелая форма туберкулеза. Вылечила жена, Петухова Мария Ивановна. Про нее тоже можно много интересного рассказать. 22 июня 1941 года, в день начала войны, когда от немецких самолетов в небе было темно,  она находилась в Белоруссии, вблизи границы. Испытала ужасы первых бомбежек, угон в Германию. Волею судьбы она стала работницей польских панов. 7 лет вдали от родины. Паны оказались хорошими людьми. Помогли вернуться домой и еще работящую девушку одарили золотыми монетами. Везла их в пироге. Эти золотые монеты помогли найти хорошего врача и вылечить Николая Васильевича от туберкулеза. Болезнь не давала знать до конца жизни».

До конца своей жизни Николай Васильевич проработал сначала счетоводом колхоза «У вий», затем   3 отделения совхоза «Память Ленина». Почему бывшему военнопленному доверили финансовую деятельность? Возможно то, что он был образованный человек, прошел проверку. Все знали его как ответственного работника, крепкого хозяина, пчеловода. Но никто не знал (по воспоминаниям дочери) , что у него дома на чердаке все эти годы висят 5- 6 мешков сухарей. Сушил новые, только тогда старые сухари скармливал скоту. Очень сильно разозлился, когда однажды родные попросили не заниматься этим: «Голода вы не знаете, чтобы меня судить!» О плене он не рассказывал. В семье об этом не говорилось, чтобы члены семьи не соприкасались с «преступлением».

Ведущий 1: История жизни Николая Васильевича Петухова- страница, вписанная в летопись Великой Отечественной войны. Тяжелые испытания выпали на его долю. Но он остался человеком. Вырастил троих детей, был любимым, добрым, веселым  «Колюш чочо» для своих внуков. 

Ведущий 2: Это Человек , переживший большую трагедию и оставшийся верным своему Отечеству. История жизни нашего земляка, бывшего военнопленного, напоминает нам: «Кто не помнит прошлого, не имеет и  будущего». 

Ученик 5: Почему березы в крапинку? Натали Самоний
Почему берёзы в крапинку? То морщины,
Судеб искалеченных печать.
Почему берёзы в крапинку? След кручины:
Память горя счастьем не унять.
Почему берёзы в крапинку? Это слёзы.
Ведь деревья помнят боль войны.
Почему берёзы в крапинку? То занозы,
То осколки битой тишины.
Почему берёзы в крапинку? То седины
Всех скорбящих жён и матерей.
Почему берёзы в крапинку? Есть причины:
Чтоб напомнить множество смертей.
Почему берёзы в крапинку? Это шрамы,
Как земная память о войне:
То Всевышним высеченные криптограммы...
Чтоб ценили люди мир вдвойне!

Библиографический список:

1..Исследовательская работа учащегося «Судьба военнопленного Н.В.Петухова».

2. https://smotri.city/video/WslGYVzlrd4

3. https://www.stihi.ru/2012/03/02/1517

4. http://thefireofthewar.ru/lirika/?p=1535

5. https://liricon.ru/ballada-o-materi.html

6. http://www.inpearls.ru/902135

7.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прививка любви к физической культуре должна быть сделана в школе (роль учителя физической культуры)

Я считаю, что физическая культура среди других предметов занимает одно из приоритетных мест. Она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно...

Интегрированный урок по теме " В человеке должно быть все прекрасно"

Разработка урока по теме " В человеке должно быть все прекрасно" может также использоваться и на классном  часе, и на внеклассном мероприятии....

«В человеке должно быть все прекрасно…» (урок в 10 классе)

«В человеке должно быть все прекрасно…»...

Сценарий литературно - музыкальной композиции по творчеству А.П. Чехова "В человеке должно быть все прекрасно..."

Сценарий литературно-музыкальной композиции посвящен творчеству А.П. Чехова. В  сценарий включены ранние юмористические рассказы А.П. Чехова, а также биографические факты из жизни писателя....

Работа классного руководителя. Сценарий родительского собрания "У каждого ребенка должна быть семья".Сценарий классного часа и тетрализованного представления "Сказка ложь, да в ней намёк..." (5 класс).

Родительское собрание "У каждого ребёнка должна быть семья"  о гармонизации детско-родительских отношений.Сценарий классного часа "Сказка ложь, да в ней намек..." о развитии общечеловеческих ценн...

Сценарий мероприятия "Прекрасное должно быть величаво"

Литературно-музыкальная гостиная посвящена теме "Красота в музыке, поэзии, живописи, танце, театре и в нашей жизни"...