Методическая разработка внеклассного мероприятия «Изучение изображений символов верховной власти на монетах»
методическая разработка по краеведению

Кузина Татьяна Владимировна

Нумизматика - область исторической науки, предметом которой является монета во всех её взаимосвязях с историей, экономикой, политикой, правом, культурой и техникой. Важнейшим источником нумизматики являются сами монеты как подлинные памятники истории культуры своего времени.

О древних символах верховной власти можно узнать по изображениям государей на гравюрах, произведениях портретной и фресковой живописи, произведениях прикладного искусства, медалях, монетах, печатях, которые иногда несли на себе изображение главы государства с соответствующими атрибутами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simvoly_verhovnoy_vlasti.docx38.91 КБ

Предварительный просмотр:

Кузина Т.В.

Методическая разработка внеклассного мероприятия

«Изучение изображений символов верховной власти на монетах»

(2 часа)

Цели и задачи: пробудить интерес к своим историческим корням; воспитывать сознательную любовь к Родине, уважение к историческому прошлому своего народа; развивать познавательный интерес и творческие способности учащихся; формировать активную гражданскую позицию.

Форма: коллективное творческое дело.

Подготовительная работа с учащимися:

1) распределить учащихся по группам, дать задание каждой группе:

- первая группа (пять человек) готовит рассказ о святом Георгии Победоносце;

- вторая группа (пять человек) работает со словарями и выписывает определения слов: герб, корона, скипетр, держава; а также алтын, гривна, грош, денга, денежка, копейка, полтина, полушка, рубль;

- третья группа (три человека) готовит рассказ об ордене святого Андрея Первозванного;

- четвёртая группа (семь человек) готовит рассказ об изменениях гербового орла в истории России;

- пятая группа (четыре человека) готовит наглядность: изображение святого Георгия Победоносца, изображения гербовых орлов в истории России, изображение ордена святого Андрея Первозванного, портреты правителей, изображение вензелей правителей;

2) дать всем учащимся задание: взять на время у родителей, знакомых (у кого есть) монеты до 1917 года.

Оформление класса:

- перед внеклассным мероприятием прикрепить на стенды подготовленную наглядность (изображение святого Георгия Победоносца, изображения гербовых орлов в истории России, изображение ордена святого Андрея Первозванного, портреты правителей, изображение вензелей правителей);

- разложить на выставке монеты;

- подготовить мультимедийную установку для презентаций;

- подготовить литературу по теме.

План внеклассного мероприятия:

1. Вступительное слово учителя.

2. Информационный блок. Показ презентации №1 по ходу рассказа.

3. Игра по пословицам, основным компонентом которых являются названия денежных единиц.

4. Изучение изображений символов верховной власти на монетах (по группам).

5. Обобщение материала:

- выступление представителя от каждой исследовательской группы;

- просмотр презентации №2 «Монеты – зеркало истории».

6. Подведение итогов.

Ход внеклассного мероприятия.

1. Вступительное слово.

        

Классный руководитель: Ребята, перед вами Государственный герб Российской Федерации. Он представляет собой четырёхугольный, с закругленными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона». Государственный герб – это один из государственных символов Российской Федерации (слайд 1).

Формирование государственной символики происходит первоначально как формирование символики верховной власти, использовались её внешние признаки – корона и скипетр, трон и держава, сопряжённые с личностью и особой государя.

О древних символах верховной власти можно узнать по изображениям государей на гравюрах, произведениях портретной и фресковой живописи, произведениях прикладного искусства, медалях, монетах, печатях, которые иногда несли на себе изображение главы государства с соответствующими атрибутами (слайд 2).

        Нумизматика - область исторической науки, предметом которой является монета во всех её взаимосвязях с историей, экономикой, политикой, правом, культурой и техникой. Важнейшим источником нумизматики являются сами монеты как подлинные памятники истории культуры своего времени.

На современных монетах отчеканено изображение таких символов как двуглавый орёл и всадник на коне, поражающий копьём дракона (слайд 3). А знаете ли вы, ребята, что эти символы являются очень древними? Сегодня мы познакомимся с историей развития герба и отражением этих изменений на монетах. Ведь при вступлении на престол нового царя производилась чеканка новых монет, на которых помещалось изображение символов верховной власти (слайд 4). И помогут мне ваши товарищи.

2. Информационный блок.

Первая группа учащихся.

Ученик 1. Кем же был Святой Георгий и что знали о нём на Руси? Он принадлежал к знатному роду и родился в Каппадокии, области в Малой Азии. Его жизнь пришлась на время правления римского императора Диоклетиана (284—305), когда происходили массовые гонения на христиан. Поначалу Георгий выдвинулся на военной службе, был замечен императором, занимал высокие посты в его войске, но во время гонений выступил защитником последователей Христа. Он раздал своё имущество, сам принял крещение и призывал других последовать его примеру. За это Георгия подвергли жестоким пыткам и обезглавили 23 апреля 303 года в городе Никомедии (слайд 5).

Ученик 2. Георгий – воин изображался всегда с оружием: со щитом, с копьём, иногда – с мечом (слайд 6). С середины XI века более популярным становится образ Георгия – воина – всадника, поражающего копьём дракона (слайд 7). А во второй половине  XI века перед конём появляется женская фигура. Это изображение основано на предании, превращённом в литературное произведение - повесть «Чудо Георгия о змие» (слайд 8).

Ученик 3. Некогда возле одного палестинского города, жители которого были язычниками, было большое озеро. В нём поселился огромный змий, которому горожане должны были отдавать на съедение юношу или девушку. Пришёл черёд и правителя города выдать на съедение монстру свою единственную дочь. Отвели её на берег озера и оставили там. Георгий победил чудовище и спас девушку. А царь повелел поставить церковь во имя мученика за веру Христову Георгия и украсил ту церковь золотом и серебром и дорогими каменьями.

Ученик 4. Святой Георгий был очень почитаем на Руси. Его изображали на монетах, поклонялись ему как мученику и воину (слайд 9).

Однако в качестве московского символа он утвердился лишь в начале XVIII века.

Именно так объяснял московскую эмблему Пётр I в собственноручной записке 1710-х годов.

В феврале 1730 года был утверждён московский герб — Георгий на коне (слайд 10).

При Екатерине II в 1781 году окончательно устоялось изображение герба: Святой Георгий на коне, в красном поле, поражающий копнем чёрного змия. При этом фигура святого по традиции осталась повёрнутой в левую (геральдическую) сторону. Так обычно изображался московский ездец на княжеских печатях.

Ученик 5. «Екатерининский» вариант московского герба просуществовал до середины XIX века, когда его изменил тогдашний руководитель российской геральдики Б. В. Кёне (1817—1886), активно вводивший в отечественную геральдику европейские традиции. Он повернул московский герб в правильную геральдическую сторону, и в этом варианте герб был утверждён 16 марта 1883 года (слайд 11). 

Его полное описание таково: В червлёном щите Святой Великомученик и Победоносец Георгий, в серебряном вооружении и лазуревой приволоке, на серебряном, покрытом багряною тканью, с золотою бахромою, коне, поражающий золотого, с зелёными крыльями, дракона, золотым с осъмиконечным крестом наверху копьём. Щит увенчан императорскою короною. За щитом два накрест положенные золотые скипетра, соединённые Андреевскою лентою.

После октябрьских событий 1917 года московский герб, как и вся российская дореволюционная геральдика, был упразднён.

В ноябре 1993 года распоряжением мэра Москвы исторический герб был восстановлен, а 1 февраля 1995 года городская дума приняла закон «О гербе и флаге города Москвы». Герб воссоздали на основе варианта 1781 года (слайд 12).

Классный руководитель.

Итак, ребята, мы послушали рассказ ваших одноклассников о святом Георгии Победоносце. Давайте посмотрим ещё раз на наш герб. Мы видим на нём изображение внешних признаков верховной власти: корона, скипетр, держава. Так вот, ребята из второй группы работали с толковыми словарями С. И. Ожегова и В. Даля и дадут нам сейчас определения этих слов.

Ученик 6 (вторая группа). 

Держава – золотой шар с короной или крестом наверху – эмблема власти, одна из регалий монарха.

Скипетр – украшенный жезл – эмблема власти, одна из регалий монарха.

Корона – золотой или серебряный венец, украшенный резьбой и драгоценными камнями, - одна из монархических регалий.

Герб – эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах (слайд 13).

Классный руководитель.

Итак, ребята, дальше мы будем с вами говорить об эволюции гербового орла в истории России. Двуглавый орёл – один из древнейших в истории человечества символов власти, верховенства, силы, мудрости. Об изображении двуглавого гербового орла на малом гербе нам расскажут ребята из третьей и четвёртой группы.

Ученик 7 (четвёртая группа). В Московском государстве герб появился после избавления от монголо-татарского ига и принятия Иваном III титула «Государя Всея Руси». Изображение двуглавого орла на государственной печати впервые появляется в 1497, но канон его изображения не был отработан. При Василии III у орла меняется форма корон — они теперь не западные, королевские, а русские, царские (слайд 14).

 

Ученик 8 (четвёртая группа). При Иване Грозном на печатях изображение двуглавого орла соединяется с древним княжеским символом Москвы — всадником, поражающим змея. Также на печатях Ивана IV на оборотной стороне печатей часто изображается единорог, который, видимо, был личным символом или гербом царя. На большой государственной печати Ивана IV изображение орла окружают фигуры, символизирующие русские земли (слайд 15).

 

Ученик 9 (четвёртая группа). Серьезная разработка канона герба начинается при Алексее Михайловиче. В герб были введены три короны, представляющие три покорённых царства — Казанское, Астраханское и Сибирское, с 1654 у орла в лапах появляются скипетр и держава. В царствование Алексея Михайловича орёл стал изображаться с поднятыми крыльями (слайд 16).

Ученик 10 (третья группа). Петр I, уделявший немалое внимание геральдике, короны орла заменяет императорскими и даёт орлу цепь ордена Святого Андрея Первозванного. Этот орден он учреждает предположительно в 1698 году, возвратившись из путешествия по Западной Европе. Учреждение в России кавалерского ордена имело немалое политическое значение, и не случайно выбор царя пал на апостола Андрея, ведь он издревле почитался патроном земли русской (слайд 17).

Ученик 11 (третья группа). Согласно христианским легендам, апостол Андрей – один из ближайших учеников Христа – был первым, кто, «благославляя всю Российскую землю, семя Святого Евангелия рассеял», почему и стали его называть «первозванным». Считается, что апостол закончил свою жизнь распятым на кресте, брусья которого были скреплены наискось (андреевский крест). Так как Андрей будто бы всю жизнь провёл в странствиях, его считали также покровителем мореплавателей. Возможно поэтому Пётр I выбрал для русского военно-морского флага изображение голубого андреевского креста.

Ученик 12 (третья группа). Этот орден, единственный из всех российских орденов, имел золотую с разноцветными эмалями цепь, на которой крест ордена носился кавалерами в особенно торжественные дни. Количество звеньев в цепи не было урегулированным, но она всегда должна была состоять из трёх чередующихся элементов в виде медальонов: Российского государственного орла, Андреевского креста на красном фоне и «вензелевого имени» Петра I с воинскими атрибутами. На четырёх концах креста латинские буквы S. A. P. R., означавшие: святой Андрей – покровитель России.

Ученик 13 (четвёртая группа). С 1727 года всадник на щитке орла в государственных документах называется Георгием Победоносцем.

При Екатерине I утверждаются цвета для изображения герба: орёл должен быть черным на золотом поле, всадник красный на белом поле (слайд 18).

Со времён Анны Иоанновны орел приобретает особенно мощный, исполненный достоинства размах крыльев и осанку.

Ученик 14 (четвёртая группа). Но Павел I делал попытку видоизменить герб, в символику вводится мальтийский крест. Этот неосуществленный Павловский проект стал основой для видоизменений второй половины 19 века (слайд 19). 

При Александре I было восстановлено петровское изображение орла, но с крыльями, не слегка приподнятыми кверху, а простёртыми горизонтально. Это было воспринято отрицательно, как подражание всему французскому (подобного орла ввел в свой герб Наполеон Бонапарт). Но новации допускались лишь при изображении на монетах, гербовой бумаге, мундирных пуговицах и др., а государственная печать оставалось неизменной (слайд 20).

Ученик 15 (четвёртая группа). В первой половине XIX века изображение российского герба изменилось ещё раз. Второй тип герба – орёл с поднятыми крыльями, увенчанный тремя коронами. Щит с московским гербом на его груди обрамлялся цепью ордена Андрея Первозванного. А на крыльях орла - шесть щитков с гербами наиболее важных земель, названия которых входили в императорский титул (слайд 21).

По желанию Николая I во время общей реформы российской геральдики, был разработан новый герб под руководством барона Б. В. Кёне, выполненный в немецком стиле. Рисунок герба получил многие отрицательные отзывы, в том числе великого князя Константина Николаевича, но был утверждён Николаем I и употреблялся до февральской революции 1917 (слайд 22).

Ученик 16 (четвёртая группа). Двуглавый орёл черного цвета, в лапах скипетр и держава. Орел увенчан тремя императорскими коронами, на его груди щиток с изображением Георгия Победоносца, поражающего крылатого змея. Георгий повёрнут вправо (раньше по русским традициям он был повёрнут влево) и внешне стал походить на рыцаря. Щит окружён парадной цепью ордена Святого Андрея Первозванного. На крыльях орла - восемь местных гербов.

Малый, наиболее распространённый, герб помещался на монетах, банкнотах, на официальных зданиях и на большинстве государственных печатей.

После Февральской революции орёл был лишён всех аксессуаров, в том числе и щитка с Георгием Победоносцем (слайд 23).

Классный руководитель.

Ребята, мы узнали много нового из истории символов верховной власти, об эволюции изменений российского герба, за каждым из которых стоят свершения и подвиги наших предков.

Изображения символов верховной власти помещались на монетах. Деньги закрепляли царский трон. Они придавали законную силу тому, чьё имя читалось на них, они говорили подданным о силе власти, гарантировали политическую и экономическую стабильность. Правильный, точно рассчитанный принцип оформления монеты, её веса и пробы мог сыграть огромную положительную роль в приближении экономической и военной победы над врагом.

Итак, какие денежные единицы имели хождение на территории России? Предоставим слово ребятам из второй группы. Они представили материал в виде схемы  по степени возрастания значимости денежных единиц (слайд 24).

Ученик 17 (вторая группа).

Полушка - мелкая монета в четверть копейки. Полполушка, полуполушка - название медной монеты в 1/8 копейки, чеканенной в 1700 году Петром I. Полполушка - самая мелкая монета, когда-либо чеканившаяся в России.

Денга (с конца 18 века деньга) – старая русская монета в полкопейки. Денежка - народно-обиходная уменьшительная форма от "денга", обозначавшая медную монету в 1/2 копейки.

Копейка  - единица русского денежного счета; в гривне десять копеек, в рубле сто; в копейке две деньги или четыре полушки.

Грош - две копейки, медный двукопеечник.

Ученик 18 (вторая группа). 

Алтын - бывшая серебряная монета в 6 денег или 3 копейки.

Гривна -  1/10 рубля или 10 копеек. Гривенник (от "гривна") - название монеты в 10 копеек.

Полтина - полреза, полрубля, половина денежной единицы во сто копеек, 50 копеек.

Рубль - отрубок серебра, известной ценности; гривна рубилась начетверо или на четыре рубля; рубль и тин одно и то же, откуда и полтина - полрубля. Ныне, общая у нас монетная единица, десять гривен, сто копеек.

3. Игра по пословицам, основным компонентом которых являются названия денежных единиц.

Классный руководитель.

Теперь, ребята, я предлагаю вам игру по пословицам, основным компонентом которых являются названия денежных единиц. Каждая группа получает такую пословицу. Ваша задача – разъяснить её значение и вспомнить, какие ещё вы знаете пословицы, основным компонентом которых являются названия денежных единиц.

Пословицы для игры:

1. За морем телушка – полушка, да рубль перевозу.

2. Ерши не скорое кушанье: на грош съешь, а на гривну хлеба расплюёшь.

3. Кафтан золотой, а душка – полушка.

4. Лучше понести на гривну убытку, нежели на алтын стыда.

5. Цена зайцу две деньги, а бежать – сто рублёв.

Выступает представитель от каждой группы с данными пословицами. Новые пословицы записываются. Учащиеся получают задание – найти дома в различных словарях, спросить у взрослых ещё пословицы, основным компонентом которых являются названия денежных единиц.

Классный руководитель.

Ну что ж, ребята, пришло время провести небольшое исследование и применить на практике полученные знания. Для этого мы сформируем с вами пять исследовательских групп, по принципу: из каждой группы по подготовке материала по одному человеку (или где-то по два) расходимся в разные исследовательские группы. (Это необходимо для того, чтобы в каждой исследовательской группе были ребята, занимавшиеся различными вопросами).

А сейчас я раздам представителям групп фотографии пяти разновидностей государственного герба России, помещавшегося на общегосударственных монетах и на некоторых монетах специальных выпусков1699 – 1917 годов (каждой группе по одной разновидности) (слайд 25).

Ваши задачи:

1. Выбрать среди предложенных монет те, на которых изображение государственного герба соответствует изображению на вашей фотографии.

2. Определить по дате на монете имя правителя, при котором она была отчеканена.

3. Сравнить изображение герба на монетах с изображением малого государственного герба, сделать описание герба на монетах.  

4. Определить (примерно) временные рамки для данной разновидности государственного герба на монетах.

5. Сделать небольшой коллаж по своей разновидности государственного герба.

Каждая группа получит также дополнительно несколько монет без изображения государственного герба. Скажите, какие ещё элементы символики верховной власти встречаются на монетах?

4. Изучение  изображений символов верховной власти на монетах (по группам).

Учащиеся сопоставляют изображение герба на фотографии с изображением герба на монетах, выбирают соответствующие монеты. Используя брошюру «Русская денежная система», определяют имя правителя, при котором она была отчеканена. Затем сравнивают изображение герба на монетах с изображением малого государственного герба и определяют примерно временные рамки для данной разновидности изображения государственного герба на монетах.

Кроме изображений государственного герба, учащиеся изучают изображение святого Георгия Победоносца на монетах, вензелей правителей и их портретов. При этом пользуются определителем монет А. Н. Дьячкова и В. В. Узденникова, а также другой подготовленной учителем литературой.

Каждая группа делает небольшой коллаж по своей разновидности государственного герба, используя небольшие иллюстрации, подготовленные пятой группой ребят до внеклассного мероприятия.

6. Обобщение материала:

а) выступление представителя от каждой исследовательской группы;

б) просмотр презентации «Монеты – зеркало истории».

Желательно, чтобы представителем от группы выступил учащийся, который ещё не делал сообщения на этом внеклассном мероприятии. Одновременно с выступлением учащихся показывается презентация «Монеты – зеркало истории», но слайды открываются после очередного ответа, чтобы проверить его правильность.

Учащиеся 19, 20, 21, 22, 23. 

Каждый представитель от исследовательской группы описывает свою разновидность государственного герба, встретившуюся на изученных монетах; сообщает имя правителя (или правителей), при котором они были отчеканены, и временные рамки данной разновидности герба (примерно). Затем рассказывает о том, какие ещё элементы символики верховной власти встретились на изученных монетах.

6. Подведение итогов.

 Классный руководитель. Ребята, программа нашего классного часа выполнена. Вы все хорошо и, самое главное, дружно потрудились. Я хотела бы услышать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии. Что нового вы узнали? Что вам понравилось? Что ещё вы хотели бы узнать и над чем поработать?

Учащийся 24 говорит о том, что нового узнали на данном мероприятии.

Другие учащиеся дополняют его, высказывают свои мнения, пожелания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Герб и флаг России. X – XX века. – М.: Юрид. литер.,1997.

2. Голованова М. П. Герб, флаг, гимн России: Науч.-поп. изд. для детей/Фото Н.Н. Рахманова, М. В. Волкова; Ил. И. В. Максимовой, Р. И. Маланичева, Т. Г. Никулиной, О. К. Пархаева, Н. В. Сучковой, В. С. Фещенко. – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2006.

3. Гордеев А. И. Нумизматика для всех. – М.: SPSL, «Русская панорама», 1998.

4. Даль В. И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание: ок. 1500 ил./ В. И. Даль. – М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007.

5. Даль В. И. Сборник «Пословицы русского народа».

6. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. — М.: Изд-во Эксмо, 2002.

7. Драчук В. С. Рассказывает геральдика.  – М.: Издательство «Наука», 1977.

8. Дьячков А. Н., Уздеников В. В. Монеты России и СССР. Определитель. М.:  – Советская Россия, 1978.

9. Карамзин Н. М. История государства Российского: В 12-ти т. / Вступ. статьи А. Ф. Смирнова; Примеч. А. М. Кузнецова; Худож. И. Цыганков. Т. IV – VI. – Тула: Приок. кн. изд-во,1990.

10. Кобрин В. Б. и др. Вспомогательные исторические дисциплины: Учеб. пособие для студентов ист. фак. пед. ин-тов / В. Б. Кобрин, Г. А. Леонтьева, П. А. Шорин; Под ред. В. Г. Тюкавкина.— М.: Просвещение, 1984. 

11. Максимов М. М.Очерк о серебре. Издание второе переработанное и дополненное. - М.: Издательство «Недра», 1974.

12. Мельникова А. С. Булат и злато / Худож. Н. Маркова. – М.: Мол. гвардия, 1990.

13. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений — 4-е изд., дополненное, — М.: Азбуковник, 1999.

14. Природа и история Поугорья (краеведческие очерки). Вып. 3. — Калуга: Издательство научной литературы Н.Ф. Бочкаревой, 2003.

15. Пухов В. А. История города Калуги. – Калуга: Золотая аллея, 1998.

16. Пчелов Е. В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2002.

17. Романовский В. К. Символы российской государственности. Герб. Флаг. Гимн. Пособие для учителя. – М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2002.

18. Северин Г. М. Золотые и платиновые монеты Российской империи с 1701 до 1911 г. Пер. с англ. – М.: Профиздат, 2000.

19. Силаев А. Г. Истоки русской геральдики. – М.: ФАИР_ПРЕСС, 2003.

20. Уздеников В. В. Монеты России XVIII  - начала XX века. Очерки по нумизматике. – М.: Издание Ирины Касаткиной, 2000.

21. Фенглер Х., Гироу Г., Унгер В. Словарь нумизмата: Пер. с нем. – М.: Радио и связь, 1982.

22. Фразеологический словарь русского литературного языка конца XVIII—XX вв. / Под ред. А. И. Федорова.— М.: Топикал, 1995.

Приложение I.

Описание слайдов презентации №1 к внеклассному мероприятию

«Изучение изображений символов верховной власти на монетах».

Слайд 1 – изображение Государственного герба Российской Федерации.

Слайд 2 – изображения государей на гравюрах, произведениях портретной и фресковой живописи, произведениях прикладного искусства, медалях, монетах, печатях.

Слайд 3 – фотографии современных монет с изображением двуглавого орла и всадника на коне, поражающего копьём дракона.

Слайд 4 – портреты правителей и фотографии монет, отчеканенных во время их правления.

Слайд 5 – изображение святого Георгия.

Слайд 6 – изображение иконы святого Георгия.

Слайд 7 – изображение новгородской иконы и скульптуры «Чудо Георгия о змии».

Слайд 8 – картина Рафаэля «Святой Георгий, побеждающий дракона».

Слайд 9 – фотография монеты с изображением святого Георгия на коне, поражающего копьём змея.

Слайд 10 – изображение московского герба XVIII века.

Слайд 11 - изображение московского герба, изменённого Б. В. Кёне.

Слайд 12 – изображение современного герба города Москвы.

Слайд 13 – запись определений державы, скипетра, короны, герба с картинками.

Слайд 14 – изображение герба Московского царства при Иване III.

Слайд 15 – изображение герба Российского государства в царствование Ивана VI.

Слайд 16 – изображение герба Российского государства в царствование Алексея Михайловича.

Слайд 17 – изображение ордена святого апостола Андрея Первозванного с цепью.

Слайд 18 – изображение герба Российской империи в XVIII веке.

Слайд 19 – изображение герба Российской империи при Павле I.

Слайд 20 - изображение герба Российской империи при Александре I.

Слайд 21 – изображение российского герба в первой половине XIX века.

Слайд 22 – изображение герба Российской империи в середине XIX века.

Слайд 23 – изображение герба России в 1917 году.

Слайд 24 – денежные единицы в виде схемы (от полполушки до рубля).

Слайд 25 - фотографии пяти разновидностей государственного герба России, помещавшегося на монетах, и задачи, поставленные перед учащимися.

Приложение II.

Описание слайдов презентации №2 «Монеты – зеркало истории»

к внеклассному мероприятию

«Изучение изображений символов верховной власти на монетах».

Слайд 1 – карта родного края и фотографии монет, найденных на данной территории.

Слайд 2 – фотографии Ивана III и печати Ивана III 1497 года.

Слайд 3 – первая разновидность герба: фотографии Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны; фотографии медных монет периода 1700 – 1755 годов.

Слайд 4 – фотографии печати Ивана III, Петра I, ордена святого апостола Андрея Первозванного, герба города Москвы.

Слайд 5 – фотографии Екатерины II, Александра I, медных монет периода 1758 – 1830 годов, серебряных монет периода  1730 -1826 годов, изображение второй разновидности малого герба Российской империи.

Слайд 6 – изображение кривошипного пресса И. А. Неведомского.

Слайд 7 - фотографии Николая I, медных монет периода 1830 – 1839 годов, изображение третьей разновидности малого герба Российской империи.

Слайд 8 - фотографии Николая I, медных монет периода 1849 – 1859 годов, изображение четвёртой разновидности малого герба Российской империи.

Слайд 9 - фотографии Александра II, Александра III, Николая II, медных, серебряных, золотых монет периода 1858 – 1917 годов.

Слайд 10 – фотография Кёне, изображение пятой разновидности малого герба Российской империи.

Слайд 11 – фотографии монет с разными разновидностями герба Российской империи с надписями периодов.

Слайд 12 – фотографии монет с гербовидными изображениями.

Слайд 13 – фотографии правителей и монет с изображениями их вензелей и портретов.

Слайд 14 - фотографии монет с обозначением места чеканки, не соответствующим действительному месту их чеканки (например, медных монет 1896 – 1897 годов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по изучению творчества Н.Н. Носова (100-летию посвящается)

В разработке внеклассного мероприятия представлена творческая игра для детей младшего школьного возраста "Фантазёры" с использованием креативных тестов...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по популяризации государственных символов для 5-6 классов «Государственная символика России».

Данная работа может быть использована на уроках истории с 5 по 8 класс, на внеклассных мероприятиях, посвященных популяризации государственных символов, нравственно- патриотическому воспитанию, ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии. Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области. Викторина по географии и истории «Миус-фронта».

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии.Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области.Викторина по географии и истории «Миус-фронта».Автор учитель географии...

Методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках программы внеурочной деятельности по изучению английского языка для младших школьников

Данная методическая разработка «Marine Championship» - «Морские соревнования» содержит теоретические и практические материалы по организации и проведению воспитательно-образовательного мероприят...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Символы России"

Воспитание патриотизма и гражданственности подростающего поколения...

Разработка внеклассного мероприятия КВН Государственные символы

Расширить и углубить знания учащихся об истории формирования символов российской государственности и о современном значении российской госу­дарственной символики; способствовать воспитанию у учащихся ...