Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"
рабочая программа по краеведению (7, 8 класс)
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами основного общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoki_7-8_klassy.docx | 53.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область Белокалитвинский район, х.Какичев
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Какичевская основная общеобразовательная школа
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
«Утверждаю»
Директор МБОУ Какичевской ООШ
Приказ от _______________г. № ___
Подпись руководителя _________ А.В.Димитров
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
направление духовно-нравственное
название программы «Истоки»
Уровень общего образования (класс) основное общее образование
(7,8 класс)
Количество часов: 7 класс – 34ч;
8 класс – 34.
Учитель: А.В. Салтанова
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами основного общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ
2019/2020 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Закона «Об образовании», ФГОС основного общего образования, концепции научно-познавательной краеведческой деятельности воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования.
Краеведческая работа открывает широкие возможности в воспитании подрастающего поколения. Она является перспективным направлением в самостоятельной учебно-исследовательской деятельности учащихся, выработке умения понимать ценности прошлого, настоящего.
Изучение прошлого своей семьи, образовательного учреждения, области дает возможность пробудить интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей малой Родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь.
Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей, и культурой страны, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности – в этом заключается основной смысл кружка «Юный краевед».
Данная программа является актуальной и призвана пробудить интерес к изучению истории города.
Практическая значимость работы кружка в том, что у школьников формируется интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальная активность, создаются условия для повышения общеучебных умений и навыков при использовании различных форм учебно– исследовательской деятельности учащихся, распространяется опыт через средства массовой информации, повышается уровень мотивации, интерес к предмету история, развитие ученика как личности, решение проблем дальнейшей социализации.
Краеведческие знания сегодня необходимы обучающимся, и получить эти знания возможно, не только через урочную, но и внеурочную деятельность в школе.
Цель программы: совершенствование системы информационного и образовательного пространства, способствующего формированию у школьников гражданственности, высокого патриотического сознания, ценностного отношения к Родине Отечеству, культурно-историческому прошлому России; готовности к активной жизненной позиции.
Задачи программы:
- углублять и расширять знания по истории своего родного края;
- способствовать развитию навыков учебно-исследовательской деятельности;
- совершенствовать творческие способности личности;
- воспитывать у учащихся патриотические и нравственные
ценности и идеалы, их связь с предыдущими поколениями.
Деятельность по программе основывается на следующих принципах:
-Принцип интереса, основанный на эмоционально- ценностном отношении к окружающему миру, к истории своего народа, возрождение народных традиций.
-Принцип единства воспитательных воздействий, предполагающий совместную деятельность педагогов, родителей и других общественных организаций по воспитанию детей, согласованность их требований.
-Принцип совместной деятельности, в процессе которой люди находятся в определенных взаимоотношениях и взаимной ответственности.
-Принцип уважения личности и позиции воспитанника, умение сочетать высокую требовательность к гимназисту с уважением его человеческого достоинства.
-Принцип целостности педагогического процесса– единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы.
Реализация данной программы осуществляется через следующие формы проведения занятий: встречи с ветеранами, викторины, праздники, конкурсы, экскурсии, экспедиции, круглые столы, игры, работа в архивах и музеях.
Используются следующие методы: метод теоретического исследования, метод изучения и анализа документальных материалов архивов, музеев, метод анкетного опроса, интервьюирования местного населения и использования таблиц, метод сравнительной этнографии, составление презентаций и проектов.
Учащиеся учатся работать с историческими источниками, архивными документами, периодическими изданиями, музейными экспонатами, библиотечными фондами.
Основные направления программы:
- 1.«Моя семья. »
Школьники исследуют историю своей семьи, составляют генеалогическое древо. Занимаются поиском свидетельств о вкладе семьи в жизнь государства и города Белая Калитва: орденов, медалей, грамот, почетных знаков, удостоверений, мандатов, памятных сувениров, газет и журналов со статьями о членах семьи или просто о каком- то периоде жизни города, страны.
- 2. «Мой край родной»
Учащиеся познакомятся с предметом и источниками краеведения, выясняют историю образования Ростовской области, Белокалитвинского района, города Белая Калитва, села Какичев.
Обучающиеся соберут информацию о достопримечательностях и памятных местах своего края. Посетят культурные учреждения города: музей, библиотеку, парк.
Узнают о судьбе героев ВОВ-белокалитвинцев, жизни города в военный период.
- 3. "Наши истоки"
Дети узнают о коренном населении Белокалитвинской Земли, их хозяйственном и семейном быте, материальной и духовной культуре. Знакомятся с видами прикладного искусства, обрядами и традициями, праздниками, военным искусством.
Место курса в учебном плане
Программа разработана для учащихся 7-8 классов, сроки реализации 2 года. Годичный цикл обучения составляет 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю по 40 минут.
Формы проведения занятий могут быть: рассказы учителя, беседы, чтение книг, статей о родном крае, просмотр фильмов, экскурсии, встречи с интересными людьми, конкурсы, конференции и т.д.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Результат первого уровня: приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
Результат второго уровня: развитие ценностных отношений к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.
Результат третьего уровня: приобретение школьником самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействие с одноклассниками и взрослыми, посещение культурно - образовательных учреждений, сбора и обработки историко - географической краеведческой информации.
Итоги реализации данной программы подводятся в форме: различных выставок, научно - практических конференций, музейных смотрах-конкурсах.
Результаты обучения курса
Учащиеся научатся:
- внимательно слушать экскурсовода,
- задавать вопросы и отвечать на них,
- оформлять итог своей работы на бумаге или презентации,
- вести летопись своих дел, составлять родословную семьи.
Учащиеся получат возможность научиться:
- проводить анкетирование, интервьюирования;
- ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего;
- оценивать их возможное влияние на будущее;
- к способности самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности;
- ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих УУД:
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
- учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему.
- учиться планировать свою деятельность во внеурочное время.
- высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки.
- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога: определение успешности выполнения своего задания в диалоге с учителем; технология оценивания коммуникативных достижений.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач.
- делать предварительный отбор источников информации для решения задачи.
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- слушать и понимать речь других людей.
- вступать в беседу во внеурочной деятельности.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Отслеживание результатов по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:
- создания и защиты собственного проекта;
- создания презентаций - представлений по изученной теме;
- конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
- участия в научно-практических конференциях.
Содержаниепрограммы
7 класс
Тема | Содержание |
Моя семья. Родословная. Семейные праздники. | Имя собственное, отчество, фамилия. Происхождение и значение имен. Бабушки и дедушки - живая связь времен, хранители традиций семьи. Семейные реликвии - память о предках. Род - большая семья родственников. Родословное дерево. |
Россия - моя Родина. | Столица Ростовской области - город Ростов-на-Дону. Герб нашей области, его история. История хутора Какичев. История хутора Богураев. Презентация исследовательских работ. |
Достопримечательности Богураевского сельского поселения | Достопримечательности хутора Какичев. Достопримечательности хутора Богураев. Конкурс сочинений «Мой край». |
Реки Белокалитвинского района | Значение реки в жизни человека. |
Памятники природы Белой Калитвы и Белокалитвинского района | Особо охраняемая природная территория. Что мы можем сделать для охраны редких видов растений и животных? |
Достопримечательности города | Виртуальная экскурсия по памятным местам города. Культура поведения в общественном месте. |
Экскурсионный маршрут | Экскурсии в школьный музей. Для чего существует музей? Посещение библиотеки, городского краеведческого музея. Инструктаж по технике безопасности при посещении музея. |
Обычаи и обряды донских казаков. | Семейный уклад. Роль стариков в семье и обществе? Казачий род. Воспитание детей. Традиционные праздники. |
Итоговое занятие. | Составление книги с загадками, сказками, стихами и ребусами о растительном и животном мире Белой Калитвы. |
8 класс
Тема | Содержание |
Россия - моя Родина | Столица Ростовской области - город Ростов-на-Дону. Герб нашей области, его история. Хутор Какичев на карте Ростовской области. Достопримечательности хутора Какичев |
Достопримечательности города Белая Калитва и Белокалитвинского района. | Виртуальные экскурсии по памятным местам и достопримечательностям. |
Экскурсионный маршрут | Экскурсии в школьный музей. Для чего существует музей? Экскурсия в городской краеведческий музей. Инструктаж по технике безопасности при посещении музея. |
Герои Великой Отечественной войны | Герои СССР- наши земляки. Кто удостоен этого звания и за какие заслуги перед Отечеством. |
Нравы и обычаи казаков | Появление первых казачьих городков. Быт и хозяйство. Семейный уклад. Военное искусство. |
Итоговое занятие. | Разработать туристический маршрут по достопримечательностям Белок Калитвы и Белокалитвинского района. |
Календарно-тематическое планирование
7 класс.
№ урока | Тема | Количество часов | Всего | Дата проведения урока | ||
Теор.часть | Практич.часть | план | факт | |||
Направление "Моя семья" | ||||||
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | |||||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | ||||
Направление "Моя семья" | 5 | |||||
2. | Моя семья | 1 | ||||
3. | Откуда моя фамилия? | 1 | ||||
4. | Родословная моей семьи | 1 | ||||
5. | История моей семьи. | 1 | ||||
6. | Реликвии моей семьи. | 1 | ||||
Направление "Мой край" | ||||||
Россия - моя Родина | 5 | |||||
7. | Столица Ростовской области - город Ростов-на-Дону. | 1 | ||||
8. | Герб Ростовской области, его история. | 1 | ||||
9. | Хутор Какичев, его история | 1 | ||||
10. | Хутор Богураев, его история | 1 | ||||
11. | Презентация исследовательских работ учащихся | 1 | ||||
Достопримечательности Богураевского сельского поселения | 3 | |||||
12. | Достопримечательности хутора Какичев | 1 | ||||
13. | Достопримечательности хутора Богураев | 1 | ||||
14. | Конкурс сочинений «Мой край». | 1 | ||||
Реки Белокалитвинского района | 4 | |||||
15. | Северский Донец | 1 | ||||
16. | Белая Калитва | 1 | ||||
17. | Лихая | 1 | ||||
18. | Викторина | 1 | ||||
Памятники природы Белой Калитвы и Белокалитвинского района | 2 | |||||
19. | Виды редких растений и животных занесенные в Красную книгу | 1 | ||||
20. | Охрана особой природной территории, что мы можем сделать для охраны исчезающих видов растений и животных? | 1 | ||||
Достопримечальности города | 3 | |||||
21. | Высота бессмертия, памятник погибшим воинам | 1 | ||||
22. | Свято-Введенский храм | 1 | ||||
23. | Караул гора | 1 | ||||
Экскурсионный маршрут | 3 | |||||
24. | Инструктаж по технике безопасности при посещении музеев, библиотек. | 1 | ||||
25. | Посещение школьного музея | 1 | ||||
26. | Посещение краеведческого музея | 1 | ||||
Направление "Наши истоки" | ||||||
Обычаи и обряды донских казаков | 8 | |||||
27. | Почитание стариков | 1 | ||||
28. | Родословная казака | 1 | ||||
29. | Воспитание мальчика | 1 | ||||
30. | Воспитание девочки | 1 | ||||
31-33. | Праздники | 3 | ||||
34. | Итоговое занятие по теме | 1 | ||||
Общее количество часов | 17 | 17 | 34 |
8 класс.
№ урока | Тема | Количество часов | Всего | Дата проведения урока | |||
Теор.часть | Практич.часть | план | факт | ||||
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | ||||||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | |||||
Направление "Мой край родной" | |||||||
Россия - моя Родина | 4 | ||||||
2. | Столица Ростовской области - город Ростов-на-Дону | 1 | |||||
3. | Хутор Какичев на карте Ростовской области | 1 | |||||
4. | Какичев, его история и достопримечательности | 1 | |||||
5. | Богураев, его история и достопримечательности | 1 | |||||
Достопримечательности города Белая Калитва и Белокалитвинского района | 6 | ||||||
6. | Высота бессмертия, памятник погибшим воинам | 1 | |||||
7. | Свято-Введенский храм | 1 | |||||
8. | Свято-Троицкий храм в хуторе Дядин | 1 | |||||
9. | Парк культуры им.Маяковского | 1 | |||||
10. | Гребенные горы "Две сестры" | 1 | |||||
11. | Конкурс "Достопримечательность города и района" | 1 | |||||
Экскурсионный маршрут | 3 | ||||||
12. | Инструктаж по технике безопасности при посещении музеев, библиотек. | 1 | |||||
13. | Посещение школьного музея | 1 | |||||
14. | Посещение краеведческого музея | 1 | |||||
Герои Великой Отечественной войны | |||||||
15. | Ажогин Василий Терентьевич | 1 | |||||
16. | Быков Борис Иванович | 1 | |||||
17. | Вдовенко Иван Тимофеевич | 1 | |||||
18. | Забронский Анатолий Арсеньевич | 1 | |||||
19. | Заверталюк Яков Гаврилович | 1 | |||||
20. | Копаев Григорий Иванович | 1 | |||||
21. | Мерчанский Василий Петрович | 1 | |||||
22. | Орлов Михаил Яковлевич | 1 | |||||
23. | Петров Роман Ильич | 1 | |||||
24. | Семиглазов Федор Нестерович | 1 | |||||
25. | Сережников Александр Иванович | 1 | |||||
26. | Штанько Степан Федорович | 1 | |||||
27. | Адамов Федор Петрович | 1 | |||||
28. | Матюхина Валентина Алексеевна | 1 | |||||
29. | Проект "Герой войны" | 1 | |||||
Направление "Наши истоки" | |||||||
Нравы и обычаи казаков | 6 | ||||||
30. | Первые казачьи городки | 1 | |||||
31. | Ремесла и промыслы | 1 | |||||
32. | Быт, хозяйство | 1 | |||||
33. | Семейный уклад | 1 | |||||
34. | Служба казака, воинское искусство | 1 | |||||
Общее количество часов | 17 | 17 | 34 |
Литература:
1. Г. Астапенко. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII-ХХ веков./Батайск: Батайское книжное издательство, 2002;
2. А. Мовчан. Казаки (быт и традиции).Ростов-на-Дону: НПК "Гефест", 2012 - 160с.;
3. Казаки.\ Под редакцией Б.А. Алмазова.Санкт-Петербург:"Золотой век" "Диамант",1999 - 88с;
4. Сценарии, игры, легенды этнокультурного содержания. МОУ ДОД г.Белая Калитва, 2005г;
5. Программно-методическое обеспечение образования и воспитания детей на основе казачьей этнокультуры в системе дополнительного образования.МОУ ДОД г.Белая Калитва, 2005г;
6. А. Ригельман. История или повествование о донских казаках\Под редакцией Филиппова К.С. Ростов-на-Дону, ООО "Издательство Артель", 2010 - 148с.
7. М. Астапенко. И славен Дон... (История Донского края в рассказах и картинках). Ростов-на-Дону: "Ростовкнига".2012-120с.
8. Документальные источники школьного музея МБОУ СОШ №4.
9. Край родной: Хрестомания для чтения младших школьников. Ростов-на-Дону: изд-во "БАРО-ПРЕСС", 2011 -272с.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Методического объединения
МБОУ Какичевская ООШ
от ____________2019 г. №___
Председатель ШМО ___________Куринова В.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае
Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч" для 5 класса,1 час в неделюhttp://videouroki.net/filecom.php?fileid=98737887 также по этой ссылке можно скач...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Офисные программы»
Программа разработана на основеФГОС ООО, информатика математика программы внеурочной деятельности для основной школы.7-9 классов, М.С. Цветкова, О. Б. Богомолова, Н. Н. Самылкина. Москва БИНОМ. Лабора...
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...