Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"
рабочая программа по краеведению (7, 8 класс)

Салтанова Анна Викторовна

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами основного общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki_7-8_klassy.docx53.92 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область Белокалитвинский район, х.Какичев

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Какичевская основная общеобразовательная школа

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии  с Уставом)

«Утверждаю»

Директор МБОУ Какичевской ООШ

Приказ от  _______________г. № ___

Подпись руководителя _________ А.В.Димитров

                   М.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

направление   духовно-нравственное

название программы  «Истоки»

Уровень общего образования (класс) основное общее образование

(7,8 класс)

Количество часов:  7 класс – 34ч;

                                  8 класс – 34.

Учитель: А.В. Салтанова

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами основного общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ

2019/2020 учебный год

                       

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Закона «Об образовании», ФГОС основного общего образования, концепции научно-познавательной краеведческой деятельности воспитания личности гражданина России, планируемых результатов  основного общего образования.

Краеведческая работа открывает широкие возможности в воспитании подрастающего поколения. Она является перспективным направлением в самостоятельной учебно-исследовательской деятельности учащихся, выработке умения понимать ценности прошлого, настоящего.

          Изучение прошлого своей семьи, образовательного учреждения, области дает возможность пробудить интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей малой Родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь.

Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей, и культурой страны, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности – в этом заключается основной смысл кружка «Юный краевед».

Данная программа  является актуальной и призвана пробудить интерес к изучению  истории города.  

Практическая значимость работы кружка в  том, что у школьников формируется интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальная активность, создаются условия для повышения общеучебных умений и навыков при использовании различных форм учебно– исследовательской деятельности учащихся, распространяется опыт  через средства массовой информации, повышается  уровень мотивации, интерес к предмету история, развитие ученика как личности, решение проблем дальнейшей социализации.

Краеведческие знания сегодня необходимы обучающимся, и получить эти знания возможно,  не только через урочную, но и  внеурочную деятельность в школе.

Цель программы: совершенствование системы информационного и образовательного пространства, способствующего формированию у школьников гражданственности, высокого патриотического сознания, ценностного отношения к Родине Отечеству, культурно-историческому прошлому России; готовности к активной жизненной позиции.

Задачи программы:

  • углублять и расширять знания по истории своего родного края;
  • способствовать развитию навыков учебно-исследовательской деятельности;
  • совершенствовать творческие способности личности;
  • воспитывать у учащихся патриотические и нравственные
    ценности и идеалы, их связь с предыдущими поколениями.

Деятельность по программе основывается на следующих принципах:

-Принцип интереса, основанный на эмоционально- ценностном отношении к окружающему миру, к истории своего народа, возрождение народных традиций.

-Принцип единства воспитательных воздействий, предполагающий совместную деятельность педагогов, родителей и других общественных организаций по воспитанию детей, согласованность их требований.

-Принцип совместной деятельности, в процессе которой люди находятся в определенных взаимоотношениях и взаимной ответственности.

-Принцип уважения личности и позиции воспитанника, умение сочетать высокую требовательность к гимназисту с уважением его человеческого достоинства.

-Принцип целостности педагогического процесса– единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы.

Реализация данной программы осуществляется через следующие формы проведения занятий: встречи с ветеранами, викторины, праздники, конкурсы, экскурсии, экспедиции, круглые столы, игры, работа в архивах и музеях.

Используются следующие методы: метод теоретического исследования, метод изучения и анализа документальных материалов архивов, музеев, метод анкетного опроса, интервьюирования местного населения и использования таблиц, метод сравнительной этнографии,  составление презентаций и проектов.

Учащиеся  учатся работать с историческими источниками, архивными документами, периодическими изданиями, музейными экспонатами, библиотечными фондами.

Основные направления программы:

  • 1.«Моя семья. »

Школьники исследуют историю своей семьи, составляют генеалогическое древо. Занимаются поиском свидетельств о вкладе семьи в жизнь государства и города Белая Калитва: орденов, медалей, грамот, почетных знаков, удостоверений, мандатов, памятных сувениров, газет и журналов со статьями о членах семьи или просто о каком- то периоде жизни города, страны.

  • 2. «Мой край родной»

Учащиеся познакомятся с предметом и источниками краеведения, выясняют историю образования Ростовской области, Белокалитвинского района, города Белая Калитва, села Какичев.

Обучающиеся соберут информацию о достопримечательностях и памятных местах своего края. Посетят культурные учреждения города: музей, библиотеку, парк.

Узнают о судьбе героев ВОВ-белокалитвинцев, жизни города в военный период.

  • 3. "Наши истоки"

 Дети узнают о коренном населении  Белокалитвинской  Земли, их хозяйственном и семейном быте, материальной и духовной культуре. Знакомятся с видами  прикладного искусства, обрядами и традициями, праздниками, военным искусством.

Место курса в учебном плане

Программа разработана  для учащихся 7-8 классов, сроки реализации 2 года.  Годичный цикл обучения составляет 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю по 40 минут.

Формы проведения занятий могут быть: рассказы учителя, беседы, чтение книг, статей о родном крае, просмотр фильмов, экскурсии, встречи с интересными людьми, конкурсы, конференции и т.д.

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

Результат первого уровня: приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и  школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать  целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

Результат второго уровня: развитие ценностных отношений к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.

Результат третьего  уровня: приобретение школьником самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействие с одноклассниками и взрослыми, посещение культурно - образовательных учреждений, сбора и обработки историко - географической краеведческой информации.

        Итоги реализации данной программы подводятся в форме: различных выставок, научно - практических конференций,  музейных  смотрах-конкурсах.

Результаты обучения курса

Учащиеся научатся:

  • внимательно слушать экскурсовода,
  • задавать вопросы и отвечать на них,
  •  оформлять итог своей работы на бумаге или презентации,
  • вести летопись своих дел, составлять родословную семьи.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • проводить  анкетирование, интервьюирования;
  • ориентироваться в важнейших для региона событиях  и фактах прошлого и настоящего;
  • оценивать их возможное влияние на будущее;
  • к способности самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
  • учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему.
  • учиться планировать свою деятельность во внеурочное время.
  • высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки.
  • работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога: определение успешности выполнения своего задания в диалоге с учителем;   технология оценивания коммуникативных достижений.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач.
  • делать предварительный отбор источников информации для решения задачи.
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • слушать и понимать речь других людей.
  • вступать в беседу во внеурочной деятельности.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Отслеживание результатов по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:

  • создания и защиты собственного проекта;
  • создания презентаций - представлений по изученной теме;
  • конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
  • участия в научно-практических конференциях.

 

Содержаниепрограммы

7 класс

Тема

Содержание

Моя семья. Родословная. Семейные праздники.

Имя собственное, отчество, фамилия. Происхождение и значение имен. Бабушки и дедушки - живая связь времен, хранители традиций семьи. Семейные реликвии - память о предках. Род - большая семья родственников. Родословное дерево.

Россия - моя Родина.

Столица Ростовской области - город Ростов-на-Дону. Герб нашей области, его история. История хутора Какичев. История хутора Богураев. Презентация исследовательских работ.

Достопримечательности Богураевского сельского поселения

Достопримечательности хутора Какичев. Достопримечательности хутора Богураев. Конкурс сочинений «Мой край».

Реки Белокалитвинского района

Значение реки в жизни человека.

Памятники природы Белой Калитвы и Белокалитвинского района

Особо охраняемая природная территория. Что мы можем сделать для охраны редких видов растений и животных?

Достопримечательности города

Виртуальная экскурсия по памятным местам города. Культура поведения в общественном месте.

Экскурсионный маршрут

Экскурсии в школьный музей. Для чего существует музей?

Посещение  библиотеки, городского краеведческого музея.

Инструктаж по технике безопасности при посещении музея.

Обычаи и обряды донских казаков.

Семейный уклад. Роль стариков в семье и обществе? Казачий род. Воспитание детей. Традиционные праздники.

Итоговое занятие.

Составление книги с загадками, сказками, стихами и ребусами о растительном и животном мире Белой Калитвы.

8 класс

Тема

Содержание

Россия - моя Родина

Столица Ростовской области - город Ростов-на-Дону. Герб нашей области, его история.

Хутор Какичев на карте Ростовской области.

Достопримечательности хутора Какичев

Достопримечательности города Белая Калитва и Белокалитвинского района.

Виртуальные экскурсии по памятным местам и достопримечательностям.

Экскурсионный маршрут

Экскурсии в школьный музей. Для чего существует музей? Экскурсия  в городской краеведческий музей.

Инструктаж по технике безопасности при посещении музея.

Герои Великой Отечественной войны

Герои СССР- наши земляки. Кто удостоен этого звания и за какие заслуги перед Отечеством.

Нравы и обычаи казаков

Появление первых казачьих городков. Быт и хозяйство. Семейный уклад. Военное искусство.

Итоговое занятие.

Разработать туристический маршрут по достопримечательностям Белок Калитвы и Белокалитвинского района.

Календарно-тематическое планирование

7 класс.

урока

Тема

        Количество часов

    Всего

Дата проведения урока

Теор.часть

Практич.часть

план

факт

Направление "Моя семья"

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

Направление "Моя семья"

5

2.

Моя семья

1

3.

Откуда моя фамилия?

1

4.

Родословная моей семьи

1

5.

История  моей семьи.

1

6.

Реликвии моей семьи.

1

Направление "Мой край"

Россия - моя Родина

5

7.

Столица Ростовской области - город Ростов-на-Дону.

1

8.

Герб Ростовской области, его история.

1

9.

Хутор Какичев, его история

1

10.

Хутор Богураев, его история

1

11.

Презентация исследовательских работ учащихся

1

Достопримечательности Богураевского сельского поселения

3

12.

Достопримечательности хутора Какичев

1

13.

Достопримечательности хутора Богураев

1

14.

Конкурс сочинений «Мой край».

1

Реки Белокалитвинского района

4

15.

Северский Донец

1

16.

Белая Калитва

1

17.

Лихая

1

18.

Викторина

1

Памятники природы Белой Калитвы и Белокалитвинского района

2

19.

Виды редких растений и животных занесенные в Красную книгу

1

20.

Охрана особой природной территории, что мы можем сделать для охраны исчезающих видов растений и животных?

1

Достопримечальности города

3

21.

Высота бессмертия, памятник погибшим воинам

1

22.

Свято-Введенский храм

1

23.

Караул гора

1

Экскурсионный маршрут

3

24.

Инструктаж по технике безопасности при посещении музеев, библиотек.

1

25.

Посещение школьного музея

1

26.

Посещение краеведческого музея

1

Направление "Наши истоки"

Обычаи и обряды донских казаков

8

27.

Почитание стариков

1

28.

Родословная казака

1

29.

Воспитание мальчика

1

30.

Воспитание девочки

1

31-33.

Праздники

3

34.

Итоговое занятие по теме

1

Общее количество часов

17

17

34

8 класс.

урока

Тема

        Количество часов

    Всего

Дата проведения урока

Теор.часть

Практич.часть

план

факт

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

Направление "Мой край родной"

Россия - моя Родина

4

2.

Столица Ростовской области - город Ростов-на-Дону

1

3.

Хутор Какичев на карте Ростовской области

1

4.

Какичев, его история и достопримечательности

1

5.

Богураев, его история и достопримечательности

1

Достопримечательности города Белая Калитва и Белокалитвинского района

6

6.

Высота бессмертия, памятник погибшим воинам

1

7.

Свято-Введенский храм

1

8.

Свято-Троицкий храм в хуторе Дядин

1

9.

Парк культуры им.Маяковского

1

10.

Гребенные горы "Две сестры"

1

11.

Конкурс "Достопримечательность города и района"

1

Экскурсионный маршрут

3

12.

Инструктаж по технике безопасности при посещении музеев, библиотек.

1

13.

Посещение школьного музея

1

14.

Посещение краеведческого музея

1

Герои Великой Отечественной войны

15.

Ажогин Василий Терентьевич

1

16.

Быков Борис Иванович

1

17.

Вдовенко Иван Тимофеевич

1

18.

Забронский Анатолий Арсеньевич

1

19.

Заверталюк Яков Гаврилович

1

20.

Копаев Григорий Иванович

1

21.

Мерчанский Василий  Петрович

1

22.

Орлов Михаил Яковлевич

1

23.

Петров Роман Ильич

1

24.

Семиглазов Федор  Нестерович

1

25.

Сережников Александр Иванович

1

26.

Штанько Степан Федорович

1

27.

Адамов Федор Петрович

1

28.

Матюхина Валентина Алексеевна

1

29.

Проект "Герой войны"

1

Направление "Наши истоки"

Нравы и обычаи казаков

6

30.

Первые казачьи городки

1

31.

Ремесла и промыслы

1

32.

Быт, хозяйство

1

33.

Семейный уклад

1

34.

Служба казака, воинское искусство

1

Общее количество часов

17

17

34

Литература:

1. Г. Астапенко. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII-ХХ веков./Батайск: Батайское книжное издательство, 2002;

2. А. Мовчан. Казаки (быт и традиции).Ростов-на-Дону: НПК "Гефест", 2012 - 160с.;

3. Казаки.\ Под редакцией Б.А. Алмазова.Санкт-Петербург:"Золотой век" "Диамант",1999 - 88с;

4. Сценарии, игры, легенды этнокультурного содержания. МОУ ДОД г.Белая Калитва, 2005г;

5. Программно-методическое обеспечение образования и воспитания детей на основе казачьей этнокультуры в системе дополнительного образования.МОУ ДОД г.Белая Калитва, 2005г;

6. А. Ригельман. История или повествование о донских казаках\Под редакцией Филиппова К.С. Ростов-на-Дону, ООО "Издательство Артель", 2010 - 148с.

7. М. Астапенко. И славен Дон... (История Донского края в рассказах и картинках). Ростов-на-Дону: "Ростовкнига".2012-120с.

8. Документальные источники школьного музея МБОУ  СОШ №4.

9. Край родной: Хрестомания для чтения младших школьников. Ростов-на-Дону: изд-во "БАРО-ПРЕСС", 2011 -272с.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Методического объединения

МБОУ Какичевская  ООШ

от ____________2019 г. №___

Председатель ШМО        ___________Куринова В.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае

Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса       «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч" для 5 класса,1 час в неделюhttp://videouroki.net/filecom.php?fileid=98737887 также по этой ссылке можно скач...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Офисные программы»

Программа разработана на основеФГОС ООО, информатика математика программы внеурочной деятельности для основной школы.7-9 классов, М.С. Цветкова, О. Б. Богомолова, Н. Н. Самылкина. Москва БИНОМ. Лабора...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...