Краеведение (программа внеурочной деятельности).
рабочая программа по краеведению (6 класс)
Программа внеурочной деятельности. "Краеведение". Духовно-нравственное направление. Рассчитана на один год обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочная деятельность. Краеведение. | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 56
РАССМОТРЕНО Председатель МО _____ /______________ / Протокол №____ от «___» _________ 20__г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________ «___» _________ 20__г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы _____ ____ «___» _________ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Краеведение»
Духовно-нравственное направление
Для 6-го класса
Программа рассчитана на 1 год.
Составитель: Лапшина Е.А.
Иваново
2018г.
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373); Уставом МБОУ «СШ № 56»; Программой развития МБОУ «СШ № 56» на 2018-2019 годы.
Планируемые результаты
Личностные УУД предполагают формирование
- - устойчивой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- - ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, на самоанализ и самоконтроль результата;
- - основ своей этнической принадлежности, гражданственности, чувства гордости за свою Родину;
- - ориентации в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- - основ экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного поведения; ориентации на здоровый образ жизни; - чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с отечественной художественной культурой.
Регулятивные УУД – это умения:
- - планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей;
- - оценивать правильность выполнения действия в соответствии с требованиями к данной задаче;
- - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и др.;
- - вносить коррективы в действие на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные УУД реализуются в умении:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебной литературе, энциклопедиях, справочниках (включая электронные, цифровые);
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
-смыслового восприятия художественных и научно-популярных текстов;
-высказывать простые суждения об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные УУД проявляются в умении:
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя средства ИКТ;
- допускать существование у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- задавать вопросы;
- формулировать собственное мнение.
Предметными результатами изучения курса «Мой родной край» является формирование следующих знаний и умений:
- объяснять, что такое краеведение, что оно изучает;
-называть государственные символы Ивановской области и города Иваново; ориентироваться на картах Ивановской области и России, называть соседей нашего края, людей разных национальностей, населяющих наш край;
- называть достопримечательности области, города, , фамилии и произведения ивановских писателей;
- охранять природу родного края;
- наблюдать и выделять характерные особенности природных объектов Ивановской области.
- соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения;
- выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
- добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;
- ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;
- анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
- создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно;
- вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.
Результатами реализации программы «Мой родной край» у обучающихся должны быть:
- усвоение комплексных знаний по предмету «Краеведение», понимание взаимосвязи природоведческих, исторических, искусствоведческих и наук, формирование целостного мировосприятия;
- принятие тех духовно-нравственных ценностей, которые были осмыслены, прочувствованы в ходе учебно-практической деятельности по курсу «Мой родной край»;
- формирование и воспитание чувства гражданственности, патриотизма, т.е. ценностного отношения к родному краю, России, к историко-культурному наследию Ивановской области и города Иваново;
-формирование и воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, к жизни, т.е. ценностного отношения к трудовым достижениям людей своего народа; ценностного и творческого отношения к учебе, труду; элементарных представлений о различных профессиях людей своего народа; первоначальных навыков творческого трудового сотрудничества со сверстниками и взрослыми; потребностей и начальных умений выражать себя в различных видах творческой деятельности;
- формирование и воспитание ценностного отношения к природе, т.е. элементарных представлений о бережном отношении к природе и культуре народов нашего края; получение опыта эмоционально-чувственного взаимодействия с природой в ходе прогулок, экскурсий, наблюдения за природой;
- формирование и воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об этических ценностях, т.е. получение элементарных представлений о художественных ценностях, в ходе экскурсий в музеи города, посещения выставок и др.; умения наблюдать и видеть прекрасное в окружающем мире, выражать красоту через художественные образы; первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности.
Занятия проходят 1 раз в неделю.
Содержание программы
Тема 1: Введение (1ч)
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.
Тема 2: “Мой край на карте Родины”.(2 ч)
1.Территория и географическое положение города. Знакомство с картой, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.
Тема 3: “Моя малая Родина”.(6 ч)
1. Знакомство с историей образования города. Достопримечательности города.
Форма контроля: Конкурс творческих литературных работ. Конкурс фоторабот.
2. Творческая работа «Загадочный мир названий»
Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.
Тема 4: “Герб города ”.(1 ч)
Лекция по геральдике.
Герб города, области.
Творческая работа по созданию символа (герба) своей семьи.
Тема 5: “Природа нашего края”.(1 ч)
1.Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Ивановской области.
Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные области, занесенные в Красную книгу.
2. Памятники природы Ивановской области.
3.Объекты природы.
4. Климат
Тема 6 “Что дает наш край стране”.(5 ч)
1. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (области), его предприятиями, их история.
Тема 7: “Наш край богат талантами”.(6 ч)
Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.
Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.
Экскурсия в местный краеведческий музей.
Тема 8: “Я и моя семья ”.(4 ч)
- Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители.
Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…»
-Моя родословная - нарисовать родословное древо.
Тема 9: “Дом, в котором я живу или хотел бы жить”.(2 ч )
1.Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.
2. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.
Тема 10: “Моя улица”.(2ч)
Урок-экскурсия по улицам поселка. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты
Форма контроля: презентация «Прогулка по улицам моего города».
Тема 11:“Наш край в годы Великой Отечественной войны”. ( 2 ч).
1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.
2. Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.
3. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”.
Тема 12: “Наша школа”. ( 2ч)
- Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе). Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.
Тематическое планирование.
Тема. | Количество часов | Основные виды деятельности учащихся (УУД). | Формы аттестации (контроля). | ||
всего | теория | практика | |||
| 1 | 1 | 0 | Сформировать представление о краеведении как науке. Изучить краеведческие методы исследования. | |
| 2 | 1 | 1 | Уметь определять геоположение Ивановской области на карте России, работать с картой. | Составление кратких сообщений о городах Ивановской области. |
3. Моя малая Родина | 6 | 2 | 4 | Исследовать происхождение названий населенных пунктов области и др. геообъектов. Учиться работать со словарями, историко-краеведческой литературой. | Конкурс творческих литературных работ. Конкурс фоторабот. Творческая работа «Загадочный мир названий». |
4. Гербы | 1 | 1 | 0 | Изучить символы Ивановской области и города Иваново: герб, гимн, флаг. | Творческая работа по созданию символа (герба) своей семьи |
5.Природа нашего края | 1 | 0 | 1 | Изучить в чем разница между погодой и климатом. Ознакомиться с рельефом края, его изменениями под влиянием деятельности человека; с природоохранными мероприятиями. Изучить местные полезные ископаемые. Ознакомиться с видовым разнообразием растений и животных, проживающих на территории Ивановской области; с природоохранными мероприятиями. | Экскурсия в природу. Конкурс плакатов «Берегите природу!». Составление гербария. Отчет об экскурсии. |
6. Что дает наш край стране | 5 | 2 | 3 | Изучить промышленность, виды сельскохозяйственной деятельности в области. Учиться составлять вопросы для диалогового общения, работать с презентацией, вести исследовательскую деятельность, презентовать материал. | Практическая работа по составлению карты сельскохозяйственной деятельности района |
7.Наш край богат талантами | 6 | 1 | 5 | Учиться выбирать главное, работать с документами, архивами, пользоваться интернетом, составлять презентации, творчески мыслить для достижения целей поставленных в работе. | Экскурсия в местный краеведческий музей, составление презентаций о выдающихся земляках. |
8 . Я и моя семья | 4 | 0 | 4 | Учиться составлять рассказ о своей семье, родителях, развивать ценностное отношение к семье, родителям, родственникам, к школьному опыту своих родителей. | Творческий Конкурс - «Старая фотография рассказала…» Проект «Моя родословная» |
9. Дом, в котором я живу или хотел бы жить | 2 | 0 | 2 | Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать навыки моделирования, – оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ, – при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами. | Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала. |
10.Моя улица | 2 | 0 | 2 | Исследовать происхождение названия улиц родного города, развивать ценностное отношение школьников к истории и географии своего края,
| Презентация «Прогулка по улицам моего города». |
11. Наш край в годы Великой Отечественной войны | 2 | 1 | 1 | Приводить примеры героизма ивановцев в годы Великой Отечественной войны. Оценивать вклад жителей Ивановской области в победу над фашизмом. Называть имена героев. Создать презентацию - «Герои Войны». Изучать семейные архивы: фотографии, трудовые книжки, военные билеты, наградные документы и др. Работа с музейными данными в школе. | Творческая работа «Расскажи о своем герое». |
12. Наша школа | 2 | Развивать ценностное отношение к школе, повышать уровень мотивации учения, формировать основы гражданской идентичности личности | Экскурсия в школьный музей | ||
Всего часов: | 34 |
Литература:
- Азбука юного ивановца, или с алфавитом по родному краю / С.Л.Сон,Е.В.Чинаева, А.М.Чистых. – М.: Планета, 2012. 80с.
- Антонов И., Баделин В. Столичный район. Книга - альбом. // Иваново «Ивановская газета», 2002.
- Имена улиц города Иванова, под ред. Бавыкиной Т.Н. // Иваново ОАО «Издательство Иваново»,2008.
- Имена улиц города Иванова, под ред. Догадаева В. // Ярославль, 1976.
- Методический конструктор внеурочной деятельности школьников ( Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Григорьев Д. В., Степанов П. В., - М, «Просвещение», 2014).
- Практикум по экологии: Учебное пособие / Под ред.С.В. Алексеева. – М.: АО МДС, 1996. – 196с.
- Писатели земли Ивановской: Библиографический справочник. Ярославль 1988.
- Путешествие по губернии. Памятные места историко-культурного наследия Ивановской области — Иваново: Ивановский государственный университет, 2013. — 44 с.: ил. — ISBN 978-5-7807-1046-2.
Отпечатано в: Иваново, А-Гриф. - Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч.1.-М.:Наука,1998.
- ФГОС НОО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373).
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности по краеведению "Мой край - село Катунки"
Программа предназначена для гражданско-патриотического воспитания учащихся...
Программа внеурочной деятельности по краеведению 5 класс
кружок "Родные истоки"...
Программа внеурочной деятельности для 5 кл. "Литературное краеведение"
Программа внеурочной деятельности для обучающихся 5 кл...
Программа внеурочной деятельности "Литературное краеведение" для 5 класса
Данная программа рассчитана, прежде всего, на тех учащихся, которые интересуются историей своего края, в частности литературной историей. Благодаря занятиям, учащиеся могут углубить свои знания по тео...
Программа внеурочной деятельности по краеведению "Край Саратовский"
Программа внеурочной деятельности по краеведению "Край Саратовский"...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснительную з...