Мифы и сказки народов манси (6 кл)
материал по краеведению (6 класс)
Тексты мифов и сказок "Отчего ворон чёрный", "Почему у зайца длинные уши", "Пояс Нуми-Торума".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchego_voron_chyornyy.docx | 170.59 КБ |
pochemu_u_zaytsa_dlinnye_ushi.docx | 91.53 КБ |
poyas_numi-toruma.docx | 13.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчего ворон чёрный
Жил на болоте старик, и был у него Белый Ворон. Хотелось старику узнать, скоро ли земля вырастет, чтобы они с Вороном могли с болота перебраться на сухое место. Сказал Старик Ворону своему Белому:
- Землю кругом облети, посмотри, намного ли она выросла.
Ворон улетел. Вернулся довольно быстро. За время, что он летал, всего один котёл рыбы сварить можно было. Мало ещё выросла земля.
Через некоторое время старик опять послал Ворона посмотреть, намного ли больше земля стала. Ворон три дня летал – земля выросла, но переселяться туда Старику ещё рано было.
И вот снова отправил Старик Белого своего Ворона землю облететь. Улетел Ворон. Год прошёл – его нет, второй год прошёл – Ворона всё нет. На третий год вдруг к чуму подлетает какая-то чёрная птица. Пригляделся старик – а это его Ворон, только почерневший.
- Что плохого ты сделал, что почернел? – спросил старик.
- Я едва землю облетел, устал, есть хотел. Человек какой-то умер, я не вытерпел и его съел.
- Человека съел – уходи прочь. Отныне только мертвечиной сможешь питаться.
С тех пор Ворон чёрный. И никогда сам ничего добыть себе для пропитания не может, только подбирает останки погибших птиц и зверей.
Кто же виноват, что Ворон теперь другую пищу есть не может.
Предварительный просмотр:
Отчего у зайца длинные уши
(мансийская сказка)
Когда появились в лесу звери, был у них самым старшим большой зверь – лось. Однажды лось с женой своей на лесной поляне разговаривал. Заяц мимо бежал, разговор их услышал, остановился. Думает: «Послушаю-ка я, о чём они говорят». Подкрался поближе, спрятался за пенёк, слушает.
- Вот, - говорит лось, - есть у меня рога, которые должен я раздать зверям. Но зверей много, а рогов мало. Кому же их дать?
Слушает заяц, думает: «А не плохо бы мне рога получить. Чем я хуже других?»
- Вот кому эти рога дать? – спрашивает жену.
Только хотел заяц рот открыть, а лосиха уже отвечает:
- Эти оленю дай. Защищаться ими будет.
- Ну, хорошо, - говорит лось. – А вот эти, большие, кому?
Только хотела лосиха ответить, а заяц не вытерпел, высунулся из-за пенька и закричал:
- Эти мне, зайцу, дай, большой лось!
- Что ты, братец, - говорит лось. – Куда тебе такие рога? Что ты с ними будешь делать?
- Как куда? Мне рога очень нужны, - говорит заяц. – Я всех своих врагов буду в страхе держать, все будут меня бояться.
- Ну что ж: бери! – сказал лось и дал зайцу рога.
Обрадовался заяц, запрыгал, заплясал, и вдруг с кедра большая шишка прямо на голову ему свалилась. Как подскочит заяц от испуга и ну – бежать. Да не тут-то было! Запутался рогами в кустах, выпутаться не может и визжит от страха.
А лось с лосихой хохочут, заливаются.
- Нет, брат, - говорит лось. – Ты, я вижу, трусишка, а трусу и самые длинные рога не помогут. Получай-ка ты длинные уши.
Так и остался заяц без рогов, а уши у него выросли длинные-предлинные.
Предварительный просмотр:
Пояс Нуми-Торума
Верхний дух, Нуми-Торум, создавал землю. Послал он на землю свою старшую сестру Иоли-Торум-Шань:
- Посмотри, хорошо ли будет на Земле человеку, и Зверю, и Птице всякой?
Иоли-Торум-Шань спустилась на землю и увидела, что ненадёжно стоит Земля, шатается. Как же Человеку стоять на ней? Как Птица гнездо совьёт? Поднялась она в небо к брату своему, сказала:
- О, брат мой, Нуми-Торум! Как ни велика Земля, а всё ещё движется, не стоит на месте. Плохо будет на ней и Человеку, и Птице, и Зверю всякому. О, Верхний Дух, брат мой, землю нашу укрепи!..
Верхний Дух стал думать. Пока сидел, думал, не один котёл рыбы сварить можно было. Потом он снял свой драгоценный пояс с тяжёлыми пуговицами и опоясал им Землю. Чтобы крепко стояла.
Там, где пояс пролёг по земле, вырос Уральский хребет., Земли середина. Где были пуговицы, там заплескались озёра.
Живи и радуйся, Человек и Зверь, и Птица всякая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Семантика чисел и их смысловая роль в русских народных сказках и в сказках народов ханты и манси".
В ходе работы оригинально решаются вопросы в области словесности, связанные с анализом художественного текста: через интепретацию семантики чисел в русских народных сказках и в сказках народов х...
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-х классов «Сказка народов – дружба народов».
Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 5-х классов «Сказка народов – дружба народов», проведённого в рамках праздника Международного дня русского языка....
Презентация для учащихся 5-х классов «Сказка народов – дружба народов».
Презентация к сценарию внеклассного мероприятия для учащихся 5-х классов «Сказка народов – дружба народов», проведённого в рамках праздника Международного дня русского яз...
Мифы и сказки народов ханты (6 кл)
Текст мифа "Как кулик землю достал"...
Мифы и легенды народов Севера
Мифология ханты частично изложена в фольклоре. Его анализ выполнен Н.В. Лукиной (1990). Фольклор отражает представления о происхождении земли, созвездий, явлений природы, животных, человека, божеств и...
Проект "Мифы и легенды народов ханты"
quot;Мифы и легенды народов ханты"...
Сказки народов мира, в том числе сказки народов России, как дополнительный воспитывающий, развивающий и обучающий ресурс.
Особенно дети младшего школьного возраста чутки и восприимчивы к чужой кеультуре. Они, в отличие от взрослых и подростков, внутренее расположены к межкультурной коммуникации и могут выступать посредни...