Методическая разработка «История Православия на Подмосковной Земле»
методическая разработка по краеведению (6 класс)
Методическая разработка открытого урока по внеклассному мероприятию на тему: «История Православия на Подмосковной Земле»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotka_-_tekstovoy_material.docx | 53.9 КБ |
kuksha.pptx | 2.18 МБ |
prezentatsiya_1_vvodnaya_i_test_-zadaniya_i_otvety.pptx | 109.02 КБ |
prilozhenie_no1_test_no1.docx | 18.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Средняя общеобразовательная школа №31
Г.о.Подольск
Методическая разработка открытого урока
по внеклассному мероприятию
на тему: «История Православия на Подмосковной Земле»
Подготовила:
учитель английского языка
высшей квалификационной категории,
кл.руководитель 6«Д» класса
Левина Ирина Михайловна
2017 г.
Пояснительная записка
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.
Школа – это, прежде всего, творческий труд учителя. И посвящен этот труд миру детства.
Актуальность изучения предмета «Духовное краеведение Подмосковья» (История христианской православной культуры) обусловлена социально-педагогической потребностью в решении задач духовно-нравственного образования школьников. Указанный предмет ставит цели историко-культурологического и духовно-нравственного образования в системе полного среднего образования. В современной России во всех слоях общества растет интерес к ее культурно - историческому наследию. Культура России на протяжении тысячелетия формировалась под воздействием православной религии. Без знания истории христианской православной культуры невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры.
В настоящее время в разных регионах России сформированы условия для изучения истории христианской православной культуры в системе государственного образования. Формы и способы их реализации определяются законодательством РФ об образовании и правовыми условиями деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений: принципами государственной политики в сфере образования и требованиями к содержанию образования (Закон РФ «Об образовании» ст. 2, 14, 14.5).
Согласно рабочей программе по внеклассному мероприятию, тема «История Православия на Подмосковной земле»- это урок в разделе«Крещение Руси и распространение христианства на землях Московского края» (УП «Духовное краеведение Подмосковья», Москва, 2015)
Тип урока был выбран – урок обобщения и систематизации знаний, с применением групповых и тестовых технологий, а также технологий проблемного обучения. При планировании данного урока мною были учтены возможности, психологические и возрастные особенности моего класса. Особое внимание старалась уделять логической связи между этапами урока. Урок сопровождается презентацией.
Целесообразность использования медиапрезентации на уроке:
- Повышение эффективности усвоения материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.
- Повышение мотивации и развитие наглядно-образного мышления детей с проблемами в развитии за счёт использования эффектов мультипликации, анимации и звукового сопровождения.
- Формирование информационной культуры и компетентности школьников.
- Создание необходимого эмоционального фона.
- Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.
Практика показывает, что проведённый таким образом урок легко достигает поставленных задач.
Тема внекласного мероприятия: «История Православия на Подмосковной Земле» «Духовное краеведение Подмосковья» (История христианской православной культуры)
Время реализации:45 минут
Тип урока:Урок обобщения и систематизации знаний
Организация работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Педагогические технологии: Групповые технологии, Технология проблемного обучения, Тестовые технологии
Цель урока:
- Познакомить учащихся с историей православия
- Развить умение анализа и выделение смысловых (духовных)
понятий Священной истории
- Углубить понимание Крещения Руси
- Способствовать формированию бережного отношения к родному краю
- Дать знания о христианских святых.
- Создать условия:
а) для формирования умения формулировать обобщенные выводы по теме;
б) для реализации планируемых результатов
в) продолжить совершенствовать навыки; обогащать словарный запас; развиватьвнимание учащихся; учить составлению плана; раскрыть понятие «Православие»; определить ценные качества личности.
Планируемые достижения:
Уметь:
- анализировать;
- уметь работать с текстом, информацией;
- уметь характеризовать поступки;
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи;
- анализировать, обобщать, самостоятельно создавать способы решения поставленных задач;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- задавать вопросы, отвечать на вопросы, строить устные высказывания;
- уметь использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни
Формирование УУД:
Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
способствовать развитию
• интеллектуальных умений (самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; добывать новые знания из источников информации; извлекать информацию, представленную в форме текста;
Навыков чтения по теме, умению характеризовать поступки героев; развивать у учащихся мышление, фантазию, воображение.
• коммуникативных умений (оформлять свои мысли в устной речи; читать про себя тексты, выделять главное; сотрудничать в совместной работе в паре);
• организационных умений (самостоятельно формулировать тему, цели урока; составить план разрешения проблемы).
Воспитывающие: воспитывать культуру поведения при фронтальной и парной работе, чувство взаимопонимания друг к другу, людям.
Оборудование урока:
Учебник «Духовное краеведение Подмосковья», компьютер, проектор, листы с тестами №1 №2,презентации на тему «Крещение Русии Кукша», видеофильм«Выбор Веры князем Владимиром и крещение Руси».
https://www.youtube.com/watch?v=uwvI8HbLG80.
У учащихся – 3-х цветные самоклеющие листочки.
План и временная реализация урока:
ЭТАПЫ УРОКА
ВРЕМЕННАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ
1. Организационный момент -2 мин
2. Актуализация опорных знаний - 5 мин
3. Постановка цели и задач урока - 4 мин
4. Применение знаний и умений в новой ситуации - 8 мин
5. Физ. Минутка - 2 мин
6. Обобщение и систематизация знаний - 10 мин
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция - 10 мин
8. Итог (рефлексия учебной деятельности) - 4 мин
Список использованной литературы:
- Интернет ресурс - https://my.1september.ru
- Интернет ресурс - zavuch.info
Приложение:
В приложении представлены презентации к уроку
ФормируемыеУУД
1. Организационный момент (2 мин)
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;
Учитель: Встали красиво, выровнялись. Садитесь.
Начинается урок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!
- Ребята, какое у вас сейчас настроение?
- Я надеюсь, что это хорошее настроение останется у вас до конца урока.
Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Теперь на позитиве можно начать урок.
Личностные: Самоопределение(мотивация учения).
Коммуникативные:учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
2. Актуализация опорных знаний (5 мин)
Цель: актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные
для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии;
организовать актуализацию умений работать с текстом.
Учитель: : Наша сегодняшняя встреча посвящена одной из самых интересных тем, которую вы проговорите позже.… Давайте перелистаем страницы летописей на несколько веков назад… Вернемся к истории в 986 г. Послушайте 2 небольших стихотворения и найдите ключевые слова в них. Затем послушайте высказывания великих людей и найдите ключевое слово и там.
- В Киеве стольном
Народ, собираясь с утра,
Томился в волненье и страхе невольном
У вод темно-синих Днепра…
Сияли хоругви парчой золотою,
Дымились кадила окрест,
Сиял, вознесенный над всею толпою,
В руке архипастыря крест.
Под стройное пенье церковного клира
Совершался крещенья обряд.
И кротким сияньем душевного мира
Святился Владимира взгляд…
- Мой друг! Что может быт милей
Бесценного родного края!
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней легкий ветерок,
Душистее цветы, там холмы зеленее,
Там сладостней журчит поток,
Там соловей поет звучнее…
Н.М. Языков
На доске: ( Слайд 1 презентации 1 Вводная/Тест)
У нашего народа есть крепкая защита против сил зла – Святое Православие.
Святейший Патриарх Алексий II
Православие нельзя рассказать, его можно показать жизнью.
Святейший Патриарх Алексий II
Христианство есть единственное убежище Русской земли ото всех её зол.
Ф.Достоевский
Долго гонялся я за славой – все мечта, покой души у Престола Всевышнего.
А.Суворов
Без Бога жизнь бессмысленна. Народ без Бога – это просто управляемая толпа.
В.Клыков
Учитель: Наша сегодняшняя встреча посвящена одной из самых интересных тем, которую вы проговорите позже.… Давайте перелистаем страницы летописей на несколько веков назад… Но сначала - найдите главные ключевые слова в стихотворении и в высказываниях великих людей…
История, родной край, Православие.
Учитель: - Родной наш край – это… Подмосковье. Назовите тему урока.
Ученики: «История Православия на Подмосковной Земле».
Учитель: Хорошо. Давайте вспомним тему предыдущих уроков «Что такое религиозная культура» и сделаем тест №1 (см.приложение №1). У вас на партах листы с тестом №1. У вас 5 минут, чтобы сделать соответствие Букв и цифр для правильных ответов (можно работать в группах, парах).
Приложение №1 ( или См. Презентация 1 слайды 2, ответы 3 или бумажный вариант теста- см.ниже)
Тест №1 «Религиозная культура»
Сделайте соответствие букв и цифр:
1 - Краеведение, 2- Подмосковье, 3 - Этические нормы,4 - Духовность,
5 - Духовное краеведение, 6 - Духовное краеведение Подмосковья,
7 - Культура, 8 - Культурный человек, 9 - Добро, 10- Зло, 11- Религия,
12 - Богословие (теология)
А) Знание о крае, стране, городе, поселке или другом месте - | |
Б) Районы, города, поселки и села, расположенные в окрестностях Москвы - | |
В) Вера в Бога, любовь к ближним, любовь к Отечеству, благочестие, набожность, святыня | |
Г) Учение о Боге – | |
Д) Жизнь в душе с Богом, жизнь во Христе, чтобы возвысить свои качества на благо служению Отечеству, людям, окружающему миру - | |
Е) История христианской культуры нашего Отечества | |
Ж) Учебный предмет, который изучает историю христианской православной культуры на Землях Подмосковья, представленную в традициях жизни людей и объектах религиозной культуры - | |
З) Неизменное понимание добра и зла - | |
И) Созданная человеком среда обитания, в которой сохраняются самые главные этические нормы и ценности жизни - | |
К) Человек, знающий и с уважением относящийся к культуре своего Отечества и проявляющий качества терпимости, уважительности по отношению к культуре других народов- | |
Л) Воплощение человеком в жизни определенных Богом норм и правил – заповедей - | |
М)Нарушение христианских заповедей, удаление от источника добра –Бога - |
Сравните с правильными ответами (см. слайд 4)–самоконтроль:
А1 Б2 В11 Г12 Д4 Е5 Ж6 З3 И7 К8 Л9 М10.
Мотивация обучающихся.
Что я знаю? | Что я хочу узнать? | Что я узнал (а)? |
------------------------------ | ----------------------------- |
Давайте теперь вспомним тему урока…. И поставим цели нашего урока.
урок обобщения и систематизации знаний
Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.
3. Постановка цели и задач урока (4 мин)
Цель:
- постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения;
- уточнение и согласование темы урока;
- определение средства (алгоритм);
- формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;
Учитель:
- Какова же цель нашего сегодняшнего урока?
Дети: - продолжить работу по теме «Духовное краеведение Подмосковья»,
- изучить историю Православия на Подмосковной земле
Учитель: У вас на столах есть оценочные листы.
- Ребята, давайте попробуем заполнить таблицу:
- Что вы уже знаете на тему – Православие
- Что бы вы хотели узнать? На доске план.
Что я знаю? | Что я хочу узнать? | Что я узнал (а)? |
--------------- |
- Я надеюсь, что в течение урока мы ответим на все интересующие вас вопросы.
На доске план:
Итак, сегодня на уроке мы работаем по плану:
1. Верования наших предков
2.Апостол Андрей Первозванный.
3. Крещение Руси.
4.Святой Кукша.
5. Контроль знаний, умений и навыков с применением тестирования.
6. Выводы по теме.
- Я надеюсь, что в течение урока мы ответим на все интересующие вас вопросы…Давайте посмотрим фильм и затем ответим на вопросы по фильму. (см.ссылку на фильм слайд 5).
https://www.youtube.com/watch?v=uwvI8HbLG80
(или у детей тексты, которые они читают и затем отвечают на вопросы).
В I – IIв.в. От Рождества Христова на землях Подмосковья проживали финно-угорские племена. В VI – VIIв.в. здесь появились славянские племена вятичей. Их верования были языческими. Они считали, что каждому природному явлению покровительствует тайная сила. Этим силам давали имена и почитали их как богов.
Язычники сжигали умерших, приносили жертву богам (в том числе, и человеческую) и справляли тризну – пир вчесть умерших.
Мотивация обучающихся.(2 минуты)
Что я знаю? | Что я хочу узнать? | Что я узнал (а)? |
------------------------------ | ---------------- |
Регулятивные УУД:
Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно).
Планирование (определение последовательности промежуточных целей).
Прогнозирование.
Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Применение знаний и умений в новой ситуации (8 мин)
Цель: закрепить полученные знания детей посредством выполнения различных заданий.
Учитель: Вы посмотрели фильм. Давайте ответим на вопросы. У вас вопросники на партах. Выберите правильный ответ. (или слайд 7)
1. Кто такие язычники -…
А) витячи, приносившие богам жертвоприношения.
Б) викинги
В) помощники иноков.
2. Когда пришло православие на Русь?
А) вo II веке
Б)в XII веке
В) в XI веке
3. Кто такой Андрей Первозванный?
А) один из двенадцати апостолов, учеников Иисуса Христа;
Б) главный язычник
В) князь Киевский
4. Кто была Ольга?
А) царица Византийская
Б) княгиня, правившая Древнерусским государством с 945 до 960 года в качестве регентши при малолетнем сыне Святославе, после гибели её мужа, киевского князя Игоря Рюриковича.
В) царица Российская
5. Кто был Владимир?
А) князь Киевский и Московский
Б) царь всея Руси
В) князь новгородский, князь киевский, при котором произошло Крещение Руси.
6. В каком году Владимир крестил Русь?
А) в 988 г.
Б) в 960 г.
В) в 968 г.
7. Когда пришло православие на Подмосковные Земли?
А) в ХII в.
Б)в XI в.
В)в IX в.
8. Кто такой Кукша?
А) Святой Кукша был священноиноком Киево-Печерской Лавры, откуда в начале двенадцатого века (в 1115 году) пришел он в землю вятичей.
Б) князь новгородский
В) апостол
9. Где находятся его мощи в наше время?
А) в Московском Кремле
Б) в Киево-Печерской Лавре
В) в г.Мценске
10. Православие на Руси -
А) христианство на Руси с I века, связывая его с миссионерской деятельностью апостола Андрея Первозванного.
Б) язычество
В) Крещение Руси.
На какие вопросы вы еще не знаете ответы? (Учащиеся проговаривают и записывают в лист мотивации.
Мотивация обучающихся.
Что я знаю? | Что я хочу узнать? | Что я узнал (а)? |
------------------------------ | -------------------- |
Учитель: Итак, работаем по плану (см.план урока).
Чтобы ответить на непонятные вопросы - Посмотрите презентацию и продолжите работу над вопросами ( См.презентация 2 « Кукша» или у ребят распечатки с текстом –см.ниже)
Православие пришло на Московские земли в XII веке. Первая христианская проповедь здесь связана с именем святого Кукши. Святой Кукша был священноиноком Киево-Печерской Лавры, откуда в начале двенадцатого века (в 1115 году) пришел он в землю вятичей. Появление проповедников Христианства лишало былого влияния языческих жрецов. Поэтому Святой Кукшабыл предан мучению и умерщвлен в пределах города Мценска (Орловская область).
Православие – христианская религия, поэтому в России абсолютное большинство людей – православные.
Смотрим презентацию внимательно и затем отвечаем на вопросы.
- Вятичи долгое время оставались язычниками. По приданию Кукша – сын князя ВитячейХодоты. Ходота был убит в бою с дружиною Владимира Мономаха, а Кукша привезен в Киев и отдан в монастырь. Монахи Лавры долго считали его язычником. И даже став иноком Иоанном, Кукша продолжал носить свое языческое имя среди братии. Более 900 лет назад из Киево-Печерской лавры ИоаннаКукшу с его учеником Никоном отправили выцерковлять язычников. Более 700 км Кукша прошел и проплыл до земли Вятичей со своим учеником. Около 20-ти лет воцерковлял неверных Кукша: воскрешал умерших, оздоровлял заболевших, помогал людям. И они шли за ним, принимая православие. Согласно преданиям, св. Кукша во Мценской Введенской церкви — маленьком деревянном храме, срубленном из огромных дубов, росших поблизости, — поставил чудотворный образ св. Николая из дерева в человеческий рост и восьмиконечный каменный крест. В 1238 г., когда хан Батый шел на Мценск, священники спрятали его у подножия горы Самород в тайнике подземного хода, у скрытого источника. Найден он был лишь в год окончательной победы христианства в г. Мценске в 1415 г. Есть предположение, что Введенская церковь положила начало монашеству в г. Мценске. По преданию, для молитвы св. Кукша в 12 км от г. Мценска, в лесу на косогоре в 1,5-2 верстах от деревни Карандаково, поставил скитский дом, а рядом сам выкопал «Богомольный», или «страдальческий святой», колодец. В начале ХХ века местные жители говорили, что «св. Кукша жил в этих местах»…
- «… На землях мценских 3,5 года не было дождя. Долго правители язычников призывали своих богов, чтобы пошел дождь. Люди умирали, скотина гибла, земля высыхала. И тут один из правителей язычников предложил Кукше помолиться каждый своему Богу. У кого получиться вызвать дождь, тот и останется, а другой уйдет. Долго язычники призывали силы природы к дождю, но так он и не пошел. Потом настал черед Кукши. Он вышел на холм, вскинул вверх к Богу руки и молился. И совсем скоро на небе появилась туча, раздался гром и пошел дождь. И так продолжалось 3 дня. Земля ожила, напитавшись водой. Так еще часть вятичей приняло православие, а язычники ушли. Но Кукша знал, что он умрет на этой земле от рук неверных. Так и случилось.... Схватили Кукшу и его ученика Никона и отрубили им головы»...
Дети анализируют просмотренную презентацию и дописывают ответы на вопросы…
Регулятивные УУД:
планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы;
Познавательные: устанавливать аналогии; строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме,
Коммуникативные:
работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; аргументировать собственную;
Личностные:
представления об общих нравственных категориях (добре и зле) моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
5. Физ. минутка (2 мин)
Цель: переключить внимание детей, снять усталость, восстановить силы;
Музыкальная презентация - Учащиеся под музыку выполняют движения, чтобы снять усталость. Можно упражнения с глазами (геометрические фигуры делать глазами, не двигая головой).
6. Обобщение и систематизация знаний (10 мин)
(5 мин)
Цель: организовать закрепление знаний;
- Напомните мне тему урока…
Давайте теперь вспомним, как все началось…
-Почему Владимир крестил Русь?
-Какой же итог? В каком году?
-Кто был Андрей Первозванный?
-Вот, ребята, наступил 7 век, что произошло?
- Как вы думаете, почему Кукша и Никон продолжали проповедовать Христианство, зная о казне?
-Вспомните, а где это все происходило?
-Да, ребята, а где можно подробнее узнать о проповеднике Кукше и где находятся его мощи?
(Дети обсуждают в паре ответы, записывают. Можно в устной форме)
Познавательные:
выделять существенную информацию из текстов разных видов; устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев;
Коммуникативные:
работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; аргументировать собственную позицию;
Личностные:
представления об общих нравственных категориях (добре и зле) моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (10 мин)
Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;
организовать фронтальную проверку и исправление ошибок;
Давайте проверим, насколько вы хорошо усвоили материал урока. Можно разбить класс на 4 группы. У каждого свой вариант.
ТЕСТ (слайд 8 презентация 1)
Вариант 1
1. Когда произошло Крещение Руси?
2. Назовите одного из главных просветителей вятичей, принесшего православие на Московские земли. Кем был этот человек?
Вариант 2
- Когда православие начало распространяться на землях Московского края?
- Откуда пришло христианство на Русь? Назовите государство и город.
Вариант 3
- Назовите имя Крестителя Руси? Кем был этот человек?
- Назовите имя апостола, пришедшего на Русь для проповеди слова Христова. Как в России чтят память этого человека?
Вариант 4
- Назовите имя человека, первым крещенным на Руси.
- Кем является для христиан Христос? Как христиане понимают слово «Бог»?
Учащиеся выполняют тест, затем взаимная проверка по образцу. Можно раздать по группам варианты вопросов и ответы – соединить их правильно.
Ответы:
Вариант 1:
- В 988 г.
- Кукша. Святой Кукша был священноиноком Киево-Печерской Лавры, пришедший на Земли Подмосковья для познания православия.
Вариант 2:
- В ХII в.
- Христианство на Русь пришло из Греции (Византийской империи) (греческий Херсонес)
Вариант 3:
- Князь Владимир Красно Солнышко. Влади́мир Святосла́вич около 960 — 15 июля 1015 года) — князь новгородский (970—988), князь киевский (978—1015), при котором произошло Крещение Руси.
Стал новгородским князем в 970 году, захватил киевский престол в 978 году. В 988 году принял христианство по греческому обряду, а также сделал его государственной религией Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Известен под именами Владимир I, Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Креститель (в церковной истории).
2.Андрей Первозва́нный — один из двенадцати апостолов, учеников Иисуса Христа; первым, согласно Евангелию от Иоанна, был призван Иисусом Христом (Ин. 1:40-41), поэтому назван Первозванным . 30 июня и 30 ноября дни памяти. На Руси в память об Андрее Первозванном -
1) кормовой флаг кораблей Военно-Морского Флота Российской империи в 1865—1917 годах, в 1944-1946 годах являлся официальным флагом Комитета освобождения народов России, с 1992 года — военно-морской флаг Российской Федерации,
2) Императорский орден Святого апостола Андрея Первозванного — первый по времени учреждения российский орден, высшая награда Российской империи до 1917 года. В 1998 году орден был восстановлен как высшая награда Российской Федерации.
Вариант 4:
1.В 957 году Первой крестили в Византии княгиню Ольгу. Именно она привила своему внуку Владимиру Великому православную веру и любовь к Единому Богу.
2.Бог Сын воплотился на земле, приняв человеческое тело. В современное время уже никто не сомневается в исторической личности Иисуса Христа. Для православных людей Христос является в полном смысле Богом, даровавшем человечеству спасение. Именно о пришествии в мир Христа Спасителя и повествуют евангелия.
Регулятивные УУД:
Контроль (сличение способа действия и его результата с эталоном)
Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона)
8. Итог
(рефлексия учебной деятельности) (4 мин)
Цель: фиксация нового содержания, изученного на уроке;
оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;
- Итак, ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?
- Чему учит наш урок?
- Главная мысль?
- Что больше всего Вам запомнилось?
- Какую цель ставили на уроке?
- Достигли ли цели? Преодолели ли возникшее затруднение?
- Расскажите по схеме, чему научились на уроке?
2. Мотивация обучающихся.
Что я знаю? | Что я хочу узнать? | Что я узнал (а)? |
------------------------------ | ----------------------------- |
Учитель: Заполните таблицу окончательно. Я знаю - Я хотел узнать - Узнал и научился -
- Ребята, у вас у каждого на парте есть 3 цвета самоклеющих листочков.
Вам нужно выбрать цвет в соответствии с вашей работой сегодня на уроке. Если вы всё поняли и не испытывали никаких трудностей при выполнении заданий, берете желтый и прикрепляете к на доске повыше. Если вы что-то недопоняли, и выполнение заданий было для вас несколько затруднительным, то берете, зеленый и прикрепляете чуть ниже. Если же вы совсем ничего не поняли, и выполнение заданий было для вас тяжелым, то для вас красный цвет и прикрепляете его в самом низу доски..
РегулятивныеУУД: Контроль (сличение способа действия и результата с заданным эталоном).
Оценка (осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения). Выставление оценок
Домашнее задание (по выбору)
Организация фиксирования нового знания
Объяснение домашнего задания
Выберите и запишите д/з
На «5» - создать презентацию по теме урока или составить кроссворд
На «4» - составить кроссворд по теме
На «3» -пересказать видеофильм по теме
Вы очень хорошо поработали, все молодцы!
- Ребята, какое настроение у вас в конце урока?
На этом прерываем о православии рассказ,
Примером поучительным пусть станет он для вас.
По жизни, что бы счастье вы могли поймать,
Сердечной добротой и верой вам нужно обладать.
РегулятивныеУУД: Контроль (сличение способа действия и результата с заданным эталоном).
Оценка (осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения)
Используемая литература:
- Шевченко Л.Л. «Духовное краеведение Подмосковья», учебное пособие для обучающихся общеобразовательных организаций Московской области, Москва 2015.
- Шевченко Л.Л. «Духовное краеведение Подмосковья» методическое пособие для учителя, Москва 2015.
- Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура», Москва, 2002.
- Костеров Н.А. «Словарь краеведа Подмосковья», Москва, 2003.
- Скоробогатько Н.»Русские святые», Москва, 2004.
- Федотов Г. «Святые древней Руси», Москва, 1990.
- «Азбука православного воспитания», Москва, 1997.
- Бородина А.В. «Основы православной культуры», Москва, 2002.
- «Жизнеописания достопамятных людей земли Русской, Х-ХХ вв./составитель С.С.Бычков, Москва, 2002.
10.Конюхов Д., священник. «Школьное православное образование», Москва, 1999.
11.Учебные стандарты школ России, Кн.1,2., Москва, 1998.
- Проект Федерального Закона «Государственный стандарт основного общего образования» //Материалы Коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ от 25.12.1996.
- Интернет –ресурсы «Википедия» https://ru.wikipedia.org/wiki
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТЕСТ «Религиозная культура» 1- Краеведение, 2- Подмосковье, 3 - Этические нормы, 4 - Духовность, 5 - Духовное краеведение, 6 - Духовное краеведение Подмосковья , 7 - Культура, 8 - Культурный человек, 9 - Добро, 10- Зло, 11- Религия, 12 - Богословие (теология) А ) Знание о крае, стране, городе, поселке или другом месте – Б ) Районы, города поселки и села, расположенные в окрестностях Москвы – В) Вера в Бога, любовь к ближним, любовь к Отечеству, благочестие, набожность, святыня – Г) Учение о Боге – Д) Жизнь в душе с Богом, жизнь во Христе, чтобы возвысить свои качества на благо служению Отечеству, людям, окружающему миру – Е) История христианской культуры нашего Отечества – Ж) Учебный предмет, который изучает историю христианской православной культуры на Землях Подмосковья, представленную в традициях жизни людей и объектах религиозной культуры - З) Неизменное понимание добра и зла – И) Созданная человеком среда обитания, в которой сохраняются самые главные этические нормы и ценности жизни – К) Человек, знающий и с уважением относящийся к культуре своего Отечества и проявляющий качества терпимости, уважительности по отношению к культуре других народов- Л) Воплощение человеком в жизни определенных Богом норм и правил – заповедей - М) Нарушение христианских заповедей, удаление от источника добра – Бога -
ТЕСТ «Религиозная культура» ОТВЕТЫ 1- Краеведение, 2- Подмосковье, 3 - Этические нормы, 4 - Духовность, 5 - Духовное краеведение, 6 - Духовное краеведение Подмосковья, 7 - Культура, 8 - Культурный человек, 9 - Добро, 10- Зло, 11 - Религия, 12 - Богословие (теология) А ) Знание о крае, стране, городе, поселке или другом месте - Краеведение Б ) Районы, города поселки и села, расположенные в окрестностях Москвы – Подмосковье В) Вера в Бога, любовь к ближним, любовь к Отечеству, благочестие, набожность, святыня – Религия Г) Учение о Боге – Богословие (теология ) Д) Жизнь в душе с Богом, жизнь во Христе, чтобы возвысить свои качества на благо служению Отечеству, людям, окружающему миру - Духовность Е) История христианской культуры нашего Отечества – Духовное краеведение Ж) Учебный предмет, который изучает историю христианской православной культуры на Землях Подмосковья, представленную в традициях жизни людей и объектах религиозной культуры - Духовное краеведение Подмосковья З) Неизменное понимание добра и зла - Этические нормы И) Созданная человеком среда обитания, в которой сохраняются самые главные этические нормы и ценности жизни - Культура К) Человек, знающий и с уважением относящийся к культуре своего Отечества и проявляющий качества терпимости, уважительности по отношению к культуре других народов- - Культурный человек Л) Воплощение человеком в жизни определенных Богом норм и правил – заповедей - Добро М) Нарушение христианских заповедей, удаление от источника добра – Бога - Зло
ОТВЕТЫ А1 Б2 В11 Г12 Д4 Е5 Ж6 З3 И7 К8 Л9 М10
Выбор Веры князем Владимиром и крещение Руси https://www.youtube.com/watch?v=uwvI8HbLG80 фрагмент фильма 9,5 мин. https://www.youtube.com/watch?v=3diNGti0kpY Фрагмент фильма 8 мин.
Применение знаний и умений в новой ситуации 1 . Кто такие язычники -… А) витячи , приносившие богам жертвоприношения. Б) викинги В) помощники иноков. 2. Когда пришло православие на Русь? А) в o II веке Б)в XII веке В) в XI веке 3. Кто такой Андрей Первозванный? А) один из двенадцати апостолов , учеников Иисуса Христа ; Б) главный язычник В) князь Киевский 4. Кто была Ольга? А) царица Византийская Б) княгиня, правившая Древнерусским государством с 945 до 960 года в качестве регентши при малолетнем сыне Святославе , после гибели её мужа, киевского князя Игоря Рюриковича . В) царица Российская 5. Кто был Владимир? А) князь Киевский и Московский Б) царь всея Руси В) князь новгородский , князь киевский , при котором произошло Крещение Руси .
Применение знаний и умений в новой ситуации 6. В каком году Владимир крестил Русь? А) в 988 г. Б) в 960 г. В) в 968 г. 7. Когда пришло православие на Подмосковные Земли? А) в Х II в. Б) в XI в. В) в IX в. 8. Кто такой Кукша ? А) Святой Кукша был священноиноком Киево-Печерской Лавры, откуда в начале двенадцатого века (в 1115 году) пришел он в землю вятичей. Б) князь новгородский В) апостол 9. Где находятся его мощи в наше время? А) в Московском Кремле Б) в Киево-Печерской Лавре В) в г.Мценске 10. Православие на Руси - это А) христианство на Руси с I века, связывая его с миссионерской деятельностью апостола Андрея Первозванного. Б) язычество В) Крещение Руси.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ Вариант 1 1. Когда произошло Крещение Руси? 2. Назовите одного из главных просветителей вятичей, принесшего православие на Московские земли. Кем был этот человек? Вариант 2 1.Когда православие начало распространяться на землях Московского края? 2. Откуда пришло христианство на Русь? Назовите государство и город. Вариант 3 1. Назовите имя Крестителя Руси? Кем был этот человек? 2. Назовите имя апостола, пришедшего на Русь для проповеди слова Христова. Как в России чтят память этого человека? Вариант 4 1. Назовите имя человека, первым крещенным на Руси. 2. Кем является для христиан Христос? Как христиане понимают слово «Бог»?
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Тест №1 «Религиозная культура»
Сделайте соответствие букв и цифр:
1 - Краеведение, 2- Подмосковье, 3 - Этические нормы, 4 - Духовность,
5 - Духовное краеведение, 6 - Духовное краеведение Подмосковья,
7 - Культура, 8 - Культурный человек, 9 - Добро, 10- Зло, 11- Религия,
12 - Богословие (теология)
А) Знание о крае, стране, городе, поселке или другом месте - | |
Б) Районы, города, поселки и села, расположенные в окрестностях Москвы - | |
В) Вера в Бога, любовь к ближним, любовь к Отечеству, благочестие, набожность, святыня – | |
Г) Учение о Боге – | |
Д) Жизнь в душе с Богом, жизнь во Христе, чтобы возвысить свои качества на благо служению Отечеству, людям, окружающему миру - | |
Е) История христианской культуры нашего Отечества – | |
Ж) Учебный предмет, который изучает историю христианской православной культуры на Землях Подмосковья, представленную в традициях жизни людей и объектах религиозной культуры - | |
З) Неизменное понимание добра и зла - | |
И) Созданная человеком среда обитания, в которой сохраняются самые главные этические нормы и ценности жизни - | |
К) Человек, знающий и с уважением относящийся к культуре своего Отечества и проявляющий качества терпимости, уважительности по отношению к культуре других народов- | |
Л) Воплощение человеком в жизни определенных Богом норм и правил – заповедей - | |
М) Нарушение христианских заповедей, удаление от источника добра –Бога - |
ОТВЕТЫ на ТЕСТ №1 «Религиозная культура»
Сделайте соответствие букв и цифр:
1 - Краеведение, 2 - Подмосковье, 3 - Этические нормы, 4 - Духовность,
5 - Духовное краеведение, 6 - Духовное краеведение Подмосковья,
7 - Культура, 8 - Культурный человек, 9 - Добро, 10- Зло, 11 - Религия,
12 - Богословие (теология)
А) Знание о крае, стране, городе, поселке или другом месте - | Краеведение |
Б) Районы, города, поселки и села, расположенные в окрестностях Москвы - | Подмосковье |
В) Вера в Бога, любовь к ближним, любовь к Отечеству, благочестие, набожность, святыня – | Религия |
Г) Учение о Боге – | Богословие (теология) |
Д) Жизнь в душе с Богом, жизнь во Христе, чтобы возвысить свои качества на благо служению Отечеству, людям, окружающему миру - | Духовность |
Е) История христианской культуры нашего Отечества – | Духовное краеведение |
Ж) Учебный предмет, который изучает историю христианской православной культуры на Землях Подмосковья, представленную в традициях жизни людей и объектах религиозной культуры - | Духовное краеведение Подмосковья |
З) Неизменное понимание добра и зла - | Этические нормы |
И) Созданная человеком среда обитания, в которой сохраняются самые главные этические нормы и ценности жизни - | Культура |
К) Человек, знающий и с уважением относящийся к культуре своего Отечества и проявляющий качества терпимости, уважительности по отношению к культуре других народов- | - Культурный человек |
Л) Воплощение человеком в жизни определенных Богом норм и правил – заповедей - | Добро |
М) Нарушение христианских заповедей, удаление от источника добра –Бога - | Зло |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "История одной судьбы"
Методическая пазработка "История одной судьбы" посвящена Великой Отечественной войне. Она может помочь учителям или педагогам дополнительного образования в проведении воспитательных патриотических мер...
Методическая разработка: История и современное устройство токарного станка
Токарный станок – это устройство, обеспечивающее вращение заготовки, и, с помощью механизированного перемещения резца, придающее ей нужную человеку форму. На токарном станке можно изготавливать практи...
Методическая разработка (история 5 класс) по теме: "Древняя Спарта" ( по ФГОС второго поколения).
Урок по истории Древнего мира для 5 класса разработан в соответствии с новыми требованиями ФГОС второго поколения. Тема урока "Древняя Спарта". Урок представлен в виде технолог...
Методическая разработка. " История пельменей"
История пельменей, рецептура и приготовление....
Методическая разработка "История швейной машины" 5 класс.
Знакомство с историей швейной машины....
Методическая разработка "История народного танца"
Разработка предназначена в помощь педагогам дополнительного образования, как теоретический материал....
Методическая разработка История родного края. Русский народный костюм.
Сегодня на занятии мы продолжим знакомиться с историей, культурой и традициями нашей страны и Тамбовского края. Мы познакомимся с русским народным костюмом и историей некото...