Программа: История Курского края
рабочая программа по краеведению
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение
«Любачанская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДЕНО ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ
на заседании педсовета приказом № _________
Протокол № ____ от _________ 2019 г. от ___________________ 2019 г.
Председатель _____________________ Директор школы _____________
М. Н. Крюкова С. В. Подколзина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу истории Курского края
(7-8 классы)
Составитель: Харланова Алина Сергеевна,
Учитель истории и обществознания
Любач, 2019
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………3
- Планируемые результаты освоения учебного предмета…………………………..3
- Содержание учебного предмета…………………………………………………….8
- 7 класс………………………………………………………………………...8
- 8 класс………………………………………………………………………...8
- Учебно-тематическое планирование по разделам………………………………..11
- 7 класс……………………………………………………………………….11
- 8 класс……………………………………………………………………….11
Пояснительная записка
Программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015 г. № 1/15).
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные планируемые результаты освоения учебного курса:
- первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Курского края;
- воспитание гражданской индетичности, патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной;
- осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание истории, культуры своего народа, своего края;
- изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
- формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
- уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
- следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями;
- обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся под руководством педагога.
Метапредметные результаты:
- формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
- работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и прочую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
- собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность с помощью педагога;
- использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
- использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
- определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать информацию, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
- логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
- применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
- решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядности (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, участие в дискуссии и др.), а также в виде письменных работ;
- использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
- планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
- владение умениями работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно решать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников.
В соответствии ФГОС выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач:
- определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования).
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований:
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Смысловое чтение:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью:
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач (написание докладов, рефератов, создание презентаций и др.).
Предметные результаты:
- определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий, терминов (эра, тысячелетие, век);
- установление синхронистических связей истории Руси, России и стран Европы и Азии;
- составление и анализ схем и таблиц;
- определение и использование исторических понятий и терминов;
- овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;
- использование знаний о территории и границах, географических особенностях Курского края;
- использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, местах важнейших событий;
- описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
- понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
- высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия восточных славян (северян);
- поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого Курского края;
- использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
- различение достоверной и вымышленной (мифологической, легендарной) информации в источниках и их комментирование (с помощью учителя);
- сопоставление с помощью учителя различных версий и оценок исторических событий и личностей, с опорой на конкретные примеры;
- определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
- систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
- поиск и оформление материалов по древней истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной РФ;
- приобретение опыта использования историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
- составлять описание памятников: зданий, предметов быта, произведений художественной культуры;
- называть характерные, существенные черты: социально-экономического и политического развития Курского края, положение различных слоев населения, идеологии и практики общественных движений;
- высказывать собственные суждения об историческом наследии Курского края и города Курска;
- использовать знания об историческом пути и традициях Курского края и города Курска в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
- Содержание учебного предмета
- 7 класс
Введение (1 ч.). Предмет краеведения
Глава 1. Географический обзор. Административно-территориальное устройство (7 ч.)
Географическое положение области. Геологическое строение, полезные ископаемые. Рельеф Курской области. Агроклиматические и почвенные ресурсы. Хозяйство области. Промышленность. Сельское хозяйство. Растительный и животный мир.Экологические проблемы Курской области.
История символики края в дореволюционный период. История символики городов области. Современная символика области.
Основные понятия. Названия рек. Названия населённых пунктов. Ландшафтные топонимы. Деятельность человека в географических названиях. Именные и фамильные топонимы.
Административно-территориальное устройство Курской области.
Проверочная работа «Географический обзор»
Глава 2. История Курского края (с древности до конца XIX в.) (19 ч.)
Наш край в период первобытнообщинного строя. Каменный век. Славяне и Русь. Обретение Родины. Киевская Русь и наш Край. Начало гражданского общества. «Курск на Тускаре»: становление города. Древние города.
Феодосий Печерский – родоначальник российской духовности.
Борьба против кочевников. Нашествие монголо-татар. Курский край и Литва. Курский край в XVI веке. На охране границы. Борьба Великого княжества литовского и Москвы.
Курский Край в годы Смуты. Лжедмитрий I в Путивле.
Курский край в конце XVI – начале XVII в. Протесты, бунты, восстания. Годы петровских реформ, протесты, бунты, восстания. XVIII в. – кризис крепостного строя. Годы петровских реформ.
Курский край в годы Дворцовых переворотов. Правление Екатерины II и Курский край. Российский Колумб из Курска.
Курская губерния в первой половине XIX в. Куряне в Отечественной войне 1812 г. Куряне-декабристы. Социально-экономическое развитие.
Курская губерния во второй половине XIX в. Пореформенный скачок. Отмена крепостного права в Курской губернии. Провинциальная администрация Курской губернии.
Проверочная работа «История Курского края с древности до конца XIX в.»
Глава 3. Историко-культурное наследие Курского края (6 ч.)
История Курской Коренной иконы Божьей Матери. Монастыри и храмы Курского края. Серафим Саровский.
Дворянские усадьбы Курского края (Марьино, Моква, Дворец для любимой, усадьба Шварца и др.).
Народные костюмы и обряды Соловьиного края.
Курский край в устном народном творчестве (былины и сказания), литература.
Проверочная работа «Культурное наследие Курского края».
Итоговое повторение (2 ч)
- 8 класс
Тема 1. Век XX: канун революции
Экономика и политика в начале столетия. Развитие сельского хозяйства. Положение крестьян, развитие промышленности. Курский железнодорожный узел. Зарождение марксистских кружков. А. А. Аристархов. С. Л. Левицкая. Эсеры. Газета «Революционная Россия». Революция 1905 года в Курском крае. Ход экономической реформы Столыпина и ее политический смысл. Начало полосы промышленного оживления. Губерния в годы Первой мировой войны.
Советы на Курской земле. Дальнейшее обострение революционной ситуации. Корниловский мятеж. Рост влияния большевиков. Установление советской власти в Курской губернии.
«Курский герой труда». Н. Д. Диковский – выдающийся ученый. Основание Курской биофабрики.
Медвенский край в начале XX века: социально – экономическое развитие, становление советской власти.
Тема 2. Курская губерния в годы Гражданской войны
Годы социальных потрясений. Политическое положение губернии весной – летом 1918 года. Брестский мир и германская оккупация. Выступление моряков на станции Курск. Н. И. Подвойский. Продовольственная диктатура и противостояние ей крестьян. Лозунги «Долой комбеды!», «Советы без большевиков». 1919 год: борьба с армиями Колчака и Деникина. Первая конная армия Буденного. Боевые действия в 1920 году.
Медвенский район в годы Гражданской войны.
Тема 3. Эпоха «русского чуда»: героизм и боль народа
Последствия Гражданской войны и революции. Начало восстановления промышленности. Продналог в Курской губернии. Методы насилия. Первые итоги НЭПа в сельском хозяйстве.
Индустриализация народного хозяйства. Стахановское движение. М. Д. Дюканов. Строительство предприятий.
Коллективизация сельского хозяйства. Цели и задачи коллективизации. Раскулачивание. Итоги коллективизации.
Образование Курской области (1934 год).
Факты развития культуры. Развитие образования. Борьба с неграмотностью. П. К. Староверов.
Тема 4. Великая Отечественная война
Накануне тяжелых испытаний. Куряне в боевом строю. Истребительные батальоны и отряды народного ополчения.
Оборонительные бои. Оборона города Курска. 2-я гвардейская дивизия (командир – полковник А. З. Акименко). Боевые действия на востоке области.
Оккупационный режим. Борьба в тылу врага. Действия партизан и подпольщиков. Разведчица Вера Терещенко. 1-я Курская партизанская бригада. И. К. Панченко. А. Д. Федосюткин. 2-я Курская партизанская бригада. О. Г. Казанков. И. Д. Кубриков. Льговские молодогвардейцы.
Освобождение Курска. Полковник С. Н. Перекальский. Курская битва. Операция «Цитадель». Северный фас Курской дуги. Генерал К. К. Рокоссовсий. Южный фас Курской дуги. Генерал Н. Ф. Ватутин. Танковое сражение на Прохоровском поле. Освобождение Орла и Белгорода. Герои Курской битвы.
Куряне – герои. Итоги Великой Отечественной войны.
Медвенский район в годы Великой Отечественной войны. Организация обороны, оккупационный режим, партизанское движение, освобождение Медвенки.
Тема 5. Курская область в 1945 – 1965 годах
Индустрия послевоенная. Восстановление промышленности. Возведение новых предприятий. Завод «Аккумулятор». Курская трикотажная фабрика. КМА. Движение за коммунистическое отношение к труду. Газопровод Шебелинка – Курск. Дальнейшее развитие транспорта и связи.
Проблемы и заботы села. Засуха 1946 года. развитие сельского хозяйства в годы IV – V пятилеток. 1957 год – орден Ленина на знамени Курской области. Курский сахар – всему голова.
Состояние и развитие культуры, переход ко всеобщему семилетнему образованию. Развитие материальной базы школ. Рост числа клубов и Домов культуры. Дом книги. Курский политехнический институт. Музей курской битвы.
Развитие Медвенского района. П. Я. Меркушенков. Ордена Ленина, колхоз «Россия».
Тема 6. Социально-экономическое развитие Курской области в 1966 – 2017 гг.
Промышленность. Новые предприятия: Курская АЭС, Михайловский ГОК, подшипниковый ГПЗ -20, «Химволкно», «Агромаш» и др. Негативные тенденции в экономике края: недостатки планирования, медленные темпы ускорения научно – технического прогресса, экстенсивное развитее экономики, падение темпов производства и производительности труда.
Сельское хозяйство. Движение за культуру полей. А. Н. Ющенко. Проблемы села. Начало фермерского движения.
Социальная сфера. Рост рабочего класса и городского населения. Жилищное строительство. Строительство поселков городского типа. Активное строительство дорог с твердым покрытием. Газификация населенных пунктов. Объекты культурного назначения. Драмтеатр. Цирк. Дворцы и Дома культуры. Негативные социальные факторы: безработица, рост преступности, появление беженцев и др.
Медвенский район в 1966-2017 гг.
Тема 7. Народное образование в Курской области
Образование в Киевской Руси Становление светского образования. народное образование губернии середины XIX – начала XX века. Народное образование в советский и постсоветский периоды. Нынешнее состояние образования в области и Медвенском районе. История Любачанской (Гаховской) школы.
Тема 8. Курский край на литературной карте России
Кладезь народной мудрости. Курские мотивы в «Слове о полку Игореве».
Фетовская вселенная красоты. Из Курского гнезда. Е. Брагина. А. Гайдар. Н. Асеев. Герман. В. Овечкин. К. Воробьев. Е. Носов. Ю. Александров – Липкинг.
Тема 9. Музыкальная жизнь Курского края
Старинные песни и хороводы. Первые курские композиторы. С. А. Дегтярев. Г. Я. Ломакин. А. М. Абаза. Н. С. Жиляев. М. И, Блантер. Почетный гражданин Курска – Г. В. Свиридов. Исполняют куряне. Н. Плевицкая. Музыкальный Курск сегодня.
Тема 10. Основные черты русского национального характера.
Заключение
- Учебно-тематическое планирование по разделам
- 7 класс
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов (всего) | Из них (количество часов) | ||
Лабораторные, практические работы | Экскурсии | Проверочные работы | |||
1 | Введение | 1 | |||
2 | Глава 1. Географический обзор. Административно-территориальное устройство | 7 | 1 | ||
3 | Глава 2. История Курского края (с древности до конца XIX в.) | 19 | 1 | ||
4 | Глава 3. Историко-культурное наследие Курского края | 6 | 1 | ||
5 | Итоговое повторение | 1 | |||
Итого: | 34 | 3 |
- 8 класс
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов (всего) | Из них (количество часов) | ||
Лабораторные, практические работы | Экскурсии | Проверочные работы | |||
1 | Тема 1. Век XX: канун революций | 4 | |||
2 | Тема 2. Курская губерния в годы Гражданской войны | 4 | |||
3 | Тема 3. Эпоха «русского чуда»: героизм и боль народа | 5 | 1 | ||
4 | Тема 4. Великая Отечественная война | 6 | 1 | ||
5 | Тема 5. Курская область в 1945 – 1965 годах | 4 | 1 | ||
6 | Тема 6. Социально – экономическое развитие Курской области и Медвенского района в 1966 – 2011 годах | 4 | |||
7 | Тема 7. Народное образование в Курской области | 1 | |||
8 | Тема 8. Курский край на литературной карте России | 2 | |||
9 | Тема 9. Музыкальная жизнь Курского края | 2 | |||
10 | Тема 10. Основные черты русского национального характера. | 1 | |||
11 | Заключение | 1 | |||
Итого: | 34 | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по истории Курского края для 8 класса
Тема урока: Курские писатели XX века. Урок предназанчен для использавания на уроках истории и краевединия, на классныхчасах в г.Курске и области....
история курского края
Курский край после оккупации...
ОЛИМПИАДА ПО ИСТОРИИ КУРСКОГО КРАЯ ДЛЯ 8-го КЛАССА С ОТВЕТАМИ
ОЛИМПИАДА ПО ИСТОРИИ КУРСКОГО КРАЯ ДЛЯ 8-го КЛАССА С ОТВЕТАМИ...
Викторина по истории Курского края
На мой сугубо объективный взгляд весьма и весьма удачная работа. Сделал её за 1 вечер на лёгком дыхании, как писал Иван Бунин. Тема выбрана была также не случайно, этот вопрос меня интересовал давно, ...
Тест по истории Курского края 18 века
Тесты по истории курского края 18 века для учащихся 8 класса...
Рабочая программа по истории Курского края 7-8 классы
Рабочая программа по истории Курского края 7-8 классы...
Рабочая программа по внеурочной деятельности"История Курского края" для 7 - 8 классов
Тематическое планирование по внеурочной деятельности "История Курского края" 7-8 классы...