Инновационные формы работы школьного краеведческого музея "Поиск"
материал по краеведению
Музейная педагогика направлена на формирование социокультурного образовательного пространства современных школьников, она способствует воспитанию личности с творческим типом мышления, развитой мировоззренческой культурой, этически ответственным отношением к миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovats.rabota_v_muzee.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Музейная педагогика.
Инновационные формы работы школьного краеведческого музея
Руководитель школьного музея Степанова НадеждаАфанасьевна
Музейная педагогика направлена на формирование социокультурного образовательного пространства современных школьников, она способствует воспитанию личности с творческим типом мышления, развитой мировоззренческой культурой, этически ответственным отношением к миру. Именно этого требует от современной школы Концепция государственной политики образования.
В основе музейной педагогики – активная краеведческая работа.
В МКОУ «Никулинская ООШ» школьный краеведческий музей «Поиск» основан в 2002 г. учителем истории Степановой Н.А., которая и руководит музеем.
Школьный краеведческий музей работает по следующим направлениям:
|
|
- Историческое краеведение -Литературно-художественное краеведение -Географическое краеведение | -История школы -История и быт села (р-на, области) -Литература и музыкально-художественная культура села (района, области) -Природа края |
Музейное дело в школе используется практически во всех школьных дисциплинах, как в виде параллельной программы изучения уроков истории, литературы, окружающего мира, технологии, а также в виде отдельных интегрированных курсов «Краеведение».
Наиболее оптимальными формами работы школьного музея являются: экскурсии, лекции, музейные занятия (уроки), научные конференции, консультации, краеведческие конкурсы и викторины, музейные праздники, исторические игры и др. Всё это составляет структуру социокультурной музейной технологии школы. Цель: воспитание патриотизма, любви к своей Родине, её истории и культуре.
При подготовке любого из данных мероприятий изучается музейная аудитория. Заранее определяется возраст, пол (если посетители – взрослые, образование и профессия); активность по отношению к музею (бывали ли ранее); направленность интересов, а также степень подготовленности к восприятию. В методике проведения экскурсий, изучение аудитории является неотъемлемым условием результативности музейной коммуникации.
Музейно-образовательное пространство - прекрасная среда для развития сенсорных способностей ребёнка, а именно, чувство ритма, цвета, пространства и т.д. Это выражается в сотворчестве детей, учителей, родителей. Например, при подготовке и оформлении музейных экспозиций, музейного интерьера (музей «Поиск», создан руками старшеклассников и учителей школы). Это и художественное направление краеведческой работы (пропаганда творчества художников-земляков).
Особо следует остановиться на интерактивности музейных уроков. Экскурсия, по своей сути, основана на сочетании показа и рассказа, при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями моторного характера: осмотр с разных точек, на различном расстоянии, в процессе перемещения в пространстве. Музейное занятие включает в себя интерактивные методы и приёмы: игры-путешествия, игры-загадки, ролевые сцены, в которых школьники пробуют себя в роли конкретных исторических героев, воспроизводят в форме театрализованных постановок различные события. Интерактивные формы работы с посетителями требуют от них творческого участия и навыков.
Краеведческая работа развивает необходимые учебные умения и навыки. Например, занятия по теме «История в памятниках архитектуры». В форме виртуального путешествия учащиеся знакомятся с архитектурными памятниками большой и малой родины; развивают навыки сравнения, описания и классификации историко-архитектурных памятников. У учащихся формируется уважение и бережное отношение к труду создателей архитектурных сооружений (примеры заданий на сравнение, описание и классификацию).
В музейном уроке «Обычаи, традиции нашего села» интерактивный подход заложен в занимательной игре «Этнографы и краеведы». Дети делятся на 2 группы. Первая группа, отправляясь в «экспедицию» по музею «находит» указанные предметы быта и, используя критическое мышление, даёт им развёрнутую характеристику (из чего изготовлены, для чего служили, какую роль играют в наше время). Вторая группа знакомится с предложенными краеведческими источниками (материалами из архива музея) и даёт свою характеристику этим же предметам, ссылаясь на данные известных исследователей. Тем самым определяется научный подход и коррекция материалов (примеры работы с утюгом, старообрядческими расшитыми полотенцами и поясами, гончарными изделиями).
Интерактивные творческие задания на краеведческой основе могут быть индивидуальными, групповыми, парными; краткосрочными и долговременными. Наиболее эффективно такие задания осуществляются через метод проектов. Например, краеведческие микроисследования и традиционные «Летние задания школьного музея».
Таким образом, разнообразные творческие задания, инновационные формы и методы, применяемые в музейной педагогике, создают социокультурное образовательное пространство школьника; помогают преодолеть присущее сегодняшнему поколению иронию, недоверие, апатию; расширить сферу интересов, поставить вопросы, побудить думать и реализовать себя как творческую личность.
Инновационные формы работы
школьного краеведческого музея «Поиск»
Учебная работа | Формы и виды работы | Оптимальные педтехнологии для использования регионального компонента | Исследовательско -краеведческая работа | ЗУН |
Урок – экскурсия, Урок-путешествие, Урок-конференция, Урок-семинар, Урок-поиск, Урок-самореализации, Урок-диспут, Урок-презентация, Урок-телепередача. | -Исследовательский метод, -метод проектов, -метод гипотез, -метод критического мышления, -метод сотрудничества, -метод коллективной деятельности, -метод развивающего обучения, -технология открытых методик, -интеграция по вертикали. | Знания – географических, историко-культурных и природно-климатических особенностей родного края. Умения – выделять, обобщать, оценивать факты, устанавливать причинно-следственные связи, давать сравнительную характеристику географическим явлениям, процессам, соотносить частное существование человека с ходом исторических событий. Навыки – работа с источниками (архивными документами, фото и видеоматериалами), научно-популярной и справочной литературой; навыки анализа и синтеза данных источников. Навыки – ведения интервью, собеседования, наблюдения, самостоятельного нахождения исходных данных и пропаганды своей работы (ч/з рефераты, доклады, сообщения и т.д.) | ||
Воспитательная работа | Работа школьного музея, факультативы, кружки, экскурсии, индивидуальные летние задания, классные часы интеллектуальные вечера, творческие отчеты и другое. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце
В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...
Значение диалоговой формы общения на инновационных формах уроков
Реальную перспективу преодоления противоречия между темпами общественного и индивидуального социокультурного развития создает стратегия инновационного обучения. Новый тип организации учебно-воспитател...
Турнир как форма организации краеведческого образования школьников
В методической статье дано поэтапное описание организации и проведения краеведческого турнира "Кузбасс - мой край родной", отражены формы проведения, варианты конкурсов и заданий. Представленный...
Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).
Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...
Активизация краеведческой деятельности в школе с использованием инновационных форм и методов обучения
Значение краеведческой деятельности учащихся всегда было важнейшей задачей, которую общество ставило перед школой, и является важным средством повышения качества знаний, формирования и воспитания патр...
Формы внеклассной краеведческой работы
Таблица с указанием форм работы целей и задач, видов деятельности школьников....
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Эколого - краеведческий познавательный маршрут «По стране кумыса»
Разработка, апробация и анализ эффективности модели эколого-краеведческого познавательного маршрута, способствующей расширению представлении учащихся о природе, истории и экологии родного края, воспит...