Авторская программа по краеведению "Страницы истории поселка Усть-Кинельский"
рабочая программа по краеведению (8 класс)

Верещагина Нина Ивановна

Программа по истории родного поселка Усть-Кинельский составлена на основе различных источников, рассказывающих  события,  факты по истории Кинельскоой земли и родного поселка с древнейших времен по настоящее время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ust_kin_office_word_97_-_2003.doc227 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по краеведению

«Страницы истории п.г.т. Усть- Кинельский»

для учащихся 8-х  классов

ГБОУ  СОШ  №2

п.г.т. Усть – Кинельский

на 2014 – 2015 учебный год

Автор: Верещагина Н.И.,

учитель истории и обществознания

ГБОУ  СОШ  №2

п.г.т. Усть – Кинельский

п.г.т. Усть – Кинельский

2014 год

Оглавление

1. Предисловие

2. Пояснительная записка

3. Тематический  план

4. Календарный учебно – тематический  план

5. Литература и интернет - ресурсы

1. Предисловие

ФИО автора:   Верещагина Нина Ивановна

Место работы: Самарская обл,  г.о. Кинель,  пгт. Усть – Кинельский,  ГБОУ СОШ №2, ул. Спортивная, д.9

Должность: учитель истории, обществознания

Название программы:  рабочая программа по краеведению «Страницы истории п.г.т. Усть- Кинельский»

Краткая аннотация:    данная программа  просветительской   направленности ставит цель сформировать знания учащихся по истории родного поселка городского типа Усть - Кинельский

Категория учащихся:     8-е классы

2. Пояснительная записка

Разработка программы учебного предмета «Краеведение» в основной школе (8 класс) осуществляется в соответствии с основными  нормативными  документами:

- государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации  на 2011-2015 гг.» (Постановление Правительства РФ от 05.10. 2010 №795);

- распоряжение Министерства образования и науки Самарской области от 23.03. 2011 г. «О применении в период введения ФГОС общего образования приказа Министерства образования и науки Самарской области от 04.04.2005 г. №55-ОД»;

- инструктивно-методическое письмо «О реализации Концепции краеведческого образования и преподавании учебного предмета «Краеведение» в общеобразовательных учреждениях Самарской области » (приложение № 21 к письму Министерства образования и науки Самарской области от 03 августа 2009г. № 103/431).

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. В формирование гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад вносит  современная школа.

Ведущая идея программы – развитие общей  культуры личности, патриотизма, гражданственности, что  является важной движущей силой российского общества, формирования  национального самосознания молодёжи.

Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений.

Главной целью краеведческого образования в основной школе является воспитание гражданина России, патриота Малой Родины, знающего и любящего свой родной посёлок  (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Основными  целями  курса  являются:

- формирование у восьмиклассников исторического мышления,  целостного представления  о   событиях, явлениях, процессах истории родного поселка, тесно связанных  с историей нашего Отечества;

 - воспитание гражданских  и патриотических качеств учащихся, чувства любви к Малой Родине,  стимулирование желания самостоятельного поиска, любознательности и расширения знаний по истории родного посёлка – Усть – Кинельский.            

Целью раздела «История родного  края с древнейших времен и по начало 20 – х гг. XX века» является:

- дать общее представление об основных событиях  нашего края в период с древнейших времен  до середины XX века: о монгольском нашествии, присоединении края к Русскому государству, жизни казацкой вольности, об основании Самары в 1586 г., крестьянском движении под предводительством С. Разина, об основании  Алексеевской  крепости,  строительстве Закамской  оборонительной  линии,  экспедиции  В. Татищева,  крестьянском  движении во главе с Е.И. Пугачёвым,  строительстве  железных дорог,   поселка  Студенцы, сельскохозяйственного училища- «Земледелки», забастовке в училище , о  великом голоде 1921 г., основании общества улучшения крестьянского хозяйства, педагогического  института,  об установлении Советской  власти в Студенецкой  волости, открытии  агрономического отделения , затем  агрономического  факультета,  Самарского сельскохозяйственного  института.

 Целью раздела «История родного поселка и института в 20- 30- е гг.,  в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. XX века» является:

- сформировать знания по истории нашего поселка в 20 –30- е гг.,  организации  мер по развитию и сохранению сельхозинститута, об открытии кафедр – составных  частей  СХИ, о создании  партийной, комсомольской  и профсоюзной организаций СХИ, о Самарском  Средне- Волжском сельхозинституте,  новых факультетах, Государственной  селекционной  станции,  репрессиях, о  формировании 356-й стрелковой дивизии,   об эвакогоспитале № 1653,  о героизме земляков, как воинов, так  и  тружеников тыла, о А. З.  Бугранове – полном  кавалере  Ордена Славы.  

Целью раздела «Наш поселок и институт во 2-й половине XX – в начале  XXI вв.»  является:

- познакомить учащихся с жизнью  нашего поселка  в послевоенные годы, основными событиями Куйбышевского  инженерно – мелиоративного  института (КИМИ), Поволжской государственной зональной машиноиспытательной станции (МИС, с 1958 г.), о студентах Куйбышевского СХИ- первопроходцах целины, А. И. Бараеве - "главном агрономе целины", стройотрядовском движении, студенческой поисковой группы "Поиск", работе преподавателей СХИ за границей, строительстве типовой школы на 1260 мест, филиале Всесоюзного института сельскохозяйственного машиностроения (ВИСХОМ), преобразовании СХИ в  Самарскую государственную сельскохозяйственную академию (СГСХА), международных связях с зарубежными странами,  населенных пунктах пгт Усть – Кинельский- пос. Советы, п. Студенцы, п. Мельница, администрации поселка Усть – Кинельский.

Целью раздела «Учреждения и достопримечательности пгт Усть - Кинельский»  является:

- дать общую характеристику пгт  Усть-Кинельский как посёлку  городского типа в городском округе Кинель Самарской области России, ФГОУ ВПО Самарской государственной сельскохозяйственной академии,  Государственному научному учреждению Поволжскому Научно-исследовательскому институту селекции и семеноводства имени П.Н. Константинова Российской академии сельскохозяйственных наук, Научно-испытательному  институту механизации производства и переработки сельхозпродукции, Федеральному государственному учреждению Поволжской государственной зональной машиноиспытательной станции,  достопримечательностям поселка, зданию храма – уникальному  памятнику народного образования - комплекса застройки Алексеевского среднего сельскохозяйственного училища.  

Целью раздела «История школы №2 пгт Усть – Кинельский»  является:

познакомить учащихся с историей школы, начиная   с  начала  XX века,  в 20- 30 – е гг., с историей создания   малокомплектной начальной  школы, с первыми  учителями,  учениками, с  пионерским отрядом,  с открытием семилетней школы;  рассказать  о комсомольской ячейке,  об учителях – участниках  Великой Отечественной войны,  учащихся 9 – 10-х классов, ушедших  на фронт в первые дни войны, о школьниках -шефах  госпиталя, о материальной базе  школы в послевоенные годы, КИДе  (клубе интернациональной дружбы), ШРМ (школе рабочей молодёжи); со  школой в 70- 80 – х гг.,  о  шефах школы,  о пионерском  лагере  «Радуга»,  о школе в период перестройки и по настоящее время, о  традициях школы, директорах школы,  известных выпускниках школы, школьной символике- гербе, флаге, гимне, о  педагогическом коллективе, бывших выпускниках, ставших учителями школы.

Основные  задачи  курса:

- познакомить учащихся с основными событиями, личностями,  связанными с   историей родного края,  расширить и углубить знания;

- формировать познавательную потребность в изучении истории  Малой Родины;

- способствовать осознанию учащимися  роли и  места нашего поселка в истории России, взаимосвязи истории родного края с  историей страны и зарубежных стран, вклада труда наших земляков в отечественную и мировую культуру;

- обучать приёмам исторического анализа (сопоставление, обобщение фактов, раскрытие причинно – следственных связей);

- способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей;

- овладевать навыками исследовательской работы;

- формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий по предмету, оформления  исследовательских  работ;

- научить учащихся адаптироваться к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;

- формировать  способность и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;

- воспитывать  чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину на положительном примере  жизни  и  деятельности   земляков;

- воспитывать чувства  гордости  и  уважения  к  живущим  рядом  ветеранам  войны  и  труда;

- способствовать воспитанию чувств личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире, потребности быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни;

- формировать толерантное поведение в условиях  полиэтничности,  поликонфессиональности и поликультурности региона;

- развивать гуманитарную культуру, приобщать к ценностям  национальной культуры;

- оказывать помощь в  предпрофильной ориентации учащихся  в выборе будущей профессии в сельскохозяйственной сфере.

Место предмета в базисном учебном плане

Учебный курс  по краеведению разработан  в соответствии с действующим региональным компонентом базисного  учебного плана для общеобразовательных учреждений Самарской области РФ, рассчитанным на изучение краеведения  на этапе основного общего образования из расчёта 1 учебный час  в неделю. В учебном плане школы также предусматривается 1 ч. в неделю (за год – 34 ч.).

 В 8 кл. изучается история родного поселка Усть - Кинельский Самарской области -  субъекта  Российской Федерации. Период изучения охватывает время  с древнейшей  истории по начало XXI века.

Принципы организации учебного процесса

В  основу программы положены педагогические и дидактические принципы развивающего образования.

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно - ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося; принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Реализация обозначенного подхода предполагает следование  следующим общим принципам:

в общей направленности:

- признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, родного  края;

- обучение школьников истории родного края в соответствии с возрастом учащихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов;

в содержании:

- изложение содержания с территориально – хронологических позиций;

-понимание краеведения как курса, позволяющего учащимся увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир;

-несводимость краеведения к содержанию ни одного другого школьного предмета (география, история и т.д.): имея свой объект изучения, выступая средством рассмотрения родного  края как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов;

-пристальное внимание к субрегиональному материалу к изучению истории и сегодняшней жизни своего посёлка;

-опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона;

-обращение к реалиям повседневной жизни жителей Кинельской земли,  решение воспитательных и образовательных задач курса с помощью содержания, актуального для учащихся, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого предмета;

в организации:

-реализация важнейшей особенности краеведения как учебного предмета: возможность показа учащимся реального объекта изучения – хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников и т.п.;

-придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио- и визуальных материалов, средств информационных,  мультимедийных технологий;

-вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение учащихся  работе с источниками, справочной литературой, ученические исследования (НОУ), экскурсии, туристические походы, встречи с интересными людьми и др.

Основные направления по реализации программы  по краеведению:

- разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время;

- внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у учащихся.

- поисковая работа,  формирование и пополнение фондов подлинных документов по истории родного поселка,  школы.

 -исследовательская деятельность, участие в научно – практических конференциях, конкурсах (Головкинских чтениях и др.);

- экскурсионная,  просветительская работа с учащимися, родителями;

- проектная деятельность;

- создание мультимедийных презентаций о своем поселке, школе с использованием ИКТ;

 -освещение работы в местных СМИ, школьной газете.

Осуществление целей рабочей образовательной программы обусловлено использованием в образовательном процессе следующих технологий:

- информационной,

- проблемно-диалогической технологии,

- игровой (дидактические игры, ролевые игры, разгадывание кроссвордов),

- технологии учебно-поисковой деятельности учащихся,

- проектного обучения,

- личностно-ориентированного обучения,

- технологии обучения в сотрудничестве (работа в группах, работа в парах) и др.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются учебно-познавательные компетенции (умение самостоятельно учиться, способность к самоанализу и самооценке), информационные (умение ученика использовать информационные технологии для поиска, анализа необходимой информации), коммуникативные (способы взаимодействия с окружающими) и другие.

Формы, методы и приёмы обучения

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система.

В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса  используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация учебного процесса  учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

 -исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению  программы по истории;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Формы обучения:

комбинированный урок,  урок-беседа, урок – лекция,  урок контроля,  повторительно-обобщающий урок, урок – экскурсия, консультации,  защита проекта,  викторины, выставки и др.

Методы и приёмы обучения: 

- беседы с учащимися (вступительная, проблемного диалога, обобщающая) по краеведческому материалу;

- работа с различными источниками;

- выполнение заданий, решение кроссвордов;

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой

(целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка реферата, доклада, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д.);

- работа с ресурсами сети Интернет;

- исследовательская деятельность;

- поисковая деятельность;

- организационная деятельность (организация и проведение экскурсий, тематических лекций, конкурсов);

- индивидуальная работа с учащимися; учет психологических особенностей учащихся;

- подготовка материалов для проведения экскурсий, определение тематики экскурсий,

- методическая работа (составление сценариев, тестов, кроссвордов) и др.

Виды деятельности

Для реализации  учебного курса по краеведению используются следующие виды учебной деятельности:

- урок-экскурсия, урок - беседа,  урок - игра, проектная деятельность, экскурсии и др.;

- работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде);

- конспектирование;

- работа в сети Интернет и др.

По каждой теме курса предусмотрено изучение теоретического материла и проведение практического занятия, в виде решения заданий, выступлений с сообщениями и др.

Знакомство с новым материалом проводится в форме вопросов и ответов, с использованием мини – лекций и презентаций. Активизировать познавательную деятельность учащихся позволяет использование цифровых образовательных ресурсов.  При разработке заданий необходимо учитывать общий уровень развития ученического коллектива; возрастные особенности формирования креативной среды; личностные особенности учащихся; специфические черты и особенности учебного предмета. По окончании курса  предлагается  провести  урок контроля в виде  тестирования и выполнения творческого  задания по темам краеведения,  по результатам которых следует определить уровень знаний учащихся по данному курсу.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного  и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми  компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции.

В ходе изучения курса прогнозируются следующие результаты освоения программы данного курса:

- уметь соотносить  исторические масштабы, характер и последствия важнейших фактов, событий  истории нашего края во взаимосвязи с  историей России;

- объяснять смысл понятий и терминов по краеведению;

- знать даты важных  событий, культурно – исторические памятники, достопримечательности пгт Усть – Кинельский г.о. Кинель;

- показывать на исторической карте территорию  Самарской области, город  Кинель, реки Б. Кинель, Самара, Волга и др.;

- иметь навыки историографического исследования при работе со справочным материалом при подготовке сообщений;

- знать особенности природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края,  окружающей среды, пути её сохранения или улучшения и рационального использования;

-уметь  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса  ученик должен:

знать/понимать

- краеведческие термины и понятия;

- основные периоды истории Кинельской земли, поселка, сельскохозяйственного института;

- даты ключевых событий;

- выдающихся людей, ученых, руководителей поселка и института;

- административно – территориальное деление городского округа Кинель;

- краткую историю пгт. Усть – Кинельский, историю родной школы, госпиталя №1653;  

уметь

- соотносить даты событий истории родного поселка  с основными периодами Отечественной истории;

- рассказывать о важнейших событиях истории поселка и их участниках;

-показывать на карте расположение г.Самары, г.Кинеля, пгт. Усть - Кинельского, рек края,  местных достопримечательностей;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- проводить  самостоятельный поиск краеведческой информации из разных источников;

- делать сообщения и выполнять индивидуальные задания;

- высказывать  собственные суждения о наиболее значительных событиях и личностях местной истории;

-извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

3. Тематический  план

Наименование раздела (главы)

Содержание

Кол-во часов

Часть I. Введение (2 ч.)

I

Введение

Предмет, цели и задачи курса, содержание предмета, организация занятий, формы и методы исследовательской работы, правила техники безопасности на уроках,  при работе с ПК. Источники изучения истории родного края, географическое положение поселка Усть - Кинельский, особенности природного ландшафта. Лента времени, основные периоды истории, Малая Родина. Правила и этапы проектной деятельности. Как написать реферат.

2

Часть II. Основные события  истории Кинельской земли и родного поселка

с древнейших времен до середины XX века (16 ч.)

II.1

История родного  края с древнейших времен и по начало 20 – х гг. XX века

Основные события нашего края с древнейших времен до начала 20- х гг. XX в., государство Волжская Булгария, монгольское нашествие, Золотая Орда, князь Г.О. Засекин,  основание  крепости Самара в 1586 г., засеки, первое описание нашего края Адамом Олеарием, крестьянское движение под предводительством С. Разина,  легенды о С. Разине; Алексеевская крепость, Закамская оборонительная линия,  экспедиция В. Татищева,  крестьянское движение во главе с Е.И. Пугачёвым, движение декабристов,  каторга; строительство железных дорог, железная дорога Самара- Златоуст, поселок Студенцы, сельскохозяйственное училище «Земледелка», М.И. Ульянова, Ф.П. Засухин, Н.И. Котов, реальное  училище,  революция 1905-1907 гг., забастовка, петиция, сельскохозяйственные выставки, Первая мировая война, Февральская революция и двоевластие в нашем крае, великий голод 1921 г., общество улучшения крестьянского хозяйства, педагогический институт,  Советская власть, Студенецкая волость, Гражданская война, Комуч, «Золотой эшелон», мятеж белочехов; агрономическое отделение, агрономический факультет, декан, Н.М. Тулайков, Самарский сельскохозяйственный институт.

8

II.2

История родного поселка и института в 20- 30- е гг., в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. XX в.  

Наш  край в 20 – е гг.,  борьба с голодом 1921-1922 гг., В.П. Арапов- организатор мер по развитию и сохранению сельхозинститута, С.Н. Болдырев- последний директор «Кинельской земледелки», кафедры – составные  части СХИ, специализации СХИ-  агрономическая,  животноводческая, экономическая, И. В. Долгих-  первый избранный ректор СХИ; партийная, комсомольская и профсоюзная организации СХИ,  ИЗК- институт зерновых культур, наш край в 30 е гг., коллективизация,  административная реформа, Средне – Волжская область,  Средне- Волжский край, Самарский  Средне- Волжский сельхозинститут; новые факультеты:  механизации,  дневной рабфак, факультет повышения квалификации, курсы руководителей и специалистов колхозов, совхозов, МТС,  аспирантура, Государственная селекционная станция,  ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии и флоту), агролесомелиоративный  факультет (лесфак), репрессии; Великая Отечественная война,  пос. СХИ (Усть – Кинельский)-  база формирования 356-й стрелковой дивизии,  эвакогоспиталь № 1653, институт-  шеф госпиталя,  профессор А.Н. Клечетов - исследователь по выращиванию каучуконосов, А. З.  Бугранов- Полный кавалер Ордена Славы.

8

Часть III. Основные события  истории  пгт Усть – Кинельский и  сельскохозяйственного института

во второй половине XX века по настоящее время (8 ч.)

III.1

Наш поселок и институт во 2-й половине XX – в начале  XXI вв.

Жизнь нашего поселка  в послевоенные годы (1945-1953 гг.), восстановление хозяйства, новый  факультет  механизации сельского хозяйства,  Куйбышевский инженерно – мелиоративный  институт (КИМИ), деканат заочного факультета, новый зоотехнический факультет, Поволжская государственная зональная машиноиспытательная станция (МИС, с 1958 г.), дорожный ремонтно – строительный участок (с 1961 г.), агрохимия (с 1965 г.), целина, студенты Куйбышевского СХИ- первопроходцы целины,

А. И. Бараев - "главный агроном целины", стройотрядовское движение, первый стройотряд – «В.И.Л. – 100»,  помощь в строительстве ВАЗа в г. Тольятти,  

З. Я. Биккинина- организатор студенческой поисковой группы "Поиск", работа преподавателей СХИ за границей, строительство типовой школы на 1260 мест, филиал Всесоюзного института сельскохозяйственного машиностроения (ВИСХОМ), перестройка, новый  технологический факультет Самарского СХИ, преобразование СХИ в  Самарскую государственную сельскохозяйственную академию (СГСХА), новый экономический факультет, П.И. Савельев - директор Института управленческих технологий и аграрного рынка (ИУТАР),  Федеральное Государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Самарская государственная сельскохозяйственная академия", международные связи с зарубежными странами,  населенные пункты пгт Усть – Кинельский- пос. Советы, п. Студенцы, п. Мельница, администрация поселка Усть – Кинельский.

6

III.2

Учреждения и достопримечательности

пгт Усть - Кинельский

Пгт  Усть-Кинельский — посёлок городского типа в городском округе Кинель Самарской области России, ФГОУ ВПО Самарская государственная сельскохозяйственная академия; Государственное научное учреждение Поволжский Научно-исследовательский институт селекции и семеноводства имени П.Н. Константинова Российской академии сельскохозяйственных наук;

Научно-испытательный институт механизации производства и переработки сельхозпродукции; Федеральное государственное учреждение Поволжская государственная зональная машиноиспытательная станция; Государственное племобъединение, А.Ю. Титов – заместитель Главы администрации, руководитель Усть - Кинельского территориального управления администрации городского округа Кинель,  муниципальный лицей,

бюст П.Н. Константинова,  каштановая аллея, Обелиск, Стела, памятная доска на стене больницы с фамилиями  раненых бойцов, умерших в эвакогоспитале№1653, здание храма - уникальный памятник народного образования - комплекса застройки Алексеевского среднего сельскохозяйственного училища.

2

Часть IV. История школы №2 пгт Усть – Кинельский (4 часа)

IV

История школы №2

пгт Усть – Кинельский

Школа в начале XX века, церковно – приходская школа в Новых Студенцах, начальная школа и сельскохозяйственное училище,  школа в 20- 30 – е гг., создание школы,   малокомплектная начальная школа, М. П. Муморцева – первая учительница,  первые ученики, здания школы,  пионерский отряд, семилетняя школа,  комсомольская ячейка школы, десятилетняя (средняя) школа; школа в годы Великой Отечественной войны, учителя – участники Великой Отечественной войны,  учащиеся 9 – 10 классов, ушедшие на фронт в первые дни войны, школьники-шефы  госпиталя,  семей фронтовиков и престарелых; школа в послевоенные годы, материальная база школы,  художественная   самодеятельность, создание  слесарных и столярных мастерских, КИД (клуб интернациональной дружбы), ШРМ (школа рабочей молодёжи); школа в 70- 80 – е гг.,   шефы школы,  пионерский лагерь «Радуга»,  лагерь труда и отдыха для старшеклассников; школа в период перестройки и по настоящее время, материально – техническая база,  гимназические и профильные классы, статус «Школа с углублённым изучением отдельных предметов (химии и биологии)», традиции школы, директора школы,  известные выпускники школы, наша школа в «Энциклопедии лучших школ России», школьная символика- герб, флаг, гимн, педагогический коллектив, 25% педагогов школы с высшей квалификацией,  бывшие выпускники, ставшие учителями школы.

     4

Часть V. Итоговое повторение  и защита проектов (4 часа)

V

Итоговое  повторение

и защита проектов

Краеведение как школьная дисциплина,  основные события  истории Кинельской земли и родного поселка с древнейших времен до середины XX века,  основные события  истории  пгт Усть – Кинельский и  сельскохозяйственного института во второй половине XX века по настоящее время, учреждения и достопримечательности, основные события истории школы №2 пгт Усть – Кинельский. Представление проектов.

4

Общее кол- во часов

34

4. Календарный  учебно – тематический  план

Дата

урока

Тема урока

Кол –во час.

Тип, вид урока

Наглядный, дидактический материал, ТСО

Основные понятия

Часть I. Введение (2 ч.)

Сент

1 нед

1

Что изучает краеведение?

1

Вводный,

теоретическое занятие

Презентация

«Что такое краеведение?»

Предмет, цели и задачи курса. Источники изучения истории родного края, географическое положение поселка Усть - Кинельский, особенности природного ландшафта. Лента времени, основные периоды истории, Малая Родина.

Сент

2 нед

2

Что изучает краеведение?

1

Практическое занятие

Задания,

список тем сообщений,  проектов, памятка

 «Как сделать проект»

Организация занятий, формы и методы исследовательской работы, правила техники безопасности на уроках,  при работе с ПК.

Правила и этапы проектной деятельности.

Как написать реферат.

Часть II. Основные события  истории Кинельской земли и родного поселка

с древнейших времен до середины XX века (16 ч.)

Глава 1. История родного  края с древнейших времен и по начало 20 – х гг. XX века (8 ч.)

Сент

3 нед

3

Предыстория поселка: основные события с древнейших времен до конца XIX века

1

Объяснение нового материала,

теоретическое занятие

Презентация

«Предыстория поселка: основные события с древнейших времен до конца XIX века»

Государство Волжская Булгария, Золотая Орда, князь Г.О. Засекин,    крепость Самара,  засеки, Адам Олеарий, крестьянское движение под предводительством С. Разина,  Алексеевская крепость, Закамская оборонительная линия,  экспедиция В. Татищева,  крестьянское движение во главе с Е.И. Пугачёвым, движение декабристов, железная дорога Самара - Златоуст

Сен

4 нед

4

Предыстория поселка: основные события с древнейших времен до конца XIX века

1

Практическое занятие

Задания,

кроссворд по теме

Государство Волжская Булгария, князь Г.О. Засекин,    крепость Самара,  крестьянское движение под предводительством С. Разина,  Алексеевская крепость, Закамская оборонительная линия,  В. Татищев,  крестьянское движение во главе с Е.И. Пугачёвым, железная дорога Самара- Златоуст

Окт

5 нед

5

Рождение поселка. «Земледелка»

1

Объяснение нового материала,

теоретическое занятие

Презентация

«Рождение поселка. «Земледелка»

Строительство железных дорог, железная дорога Самара- Златоуст, поселок Студенцы, сельскохозяйственное училище «Земледелка», М.И. Ульянова,

 Ф.П. Засухин, Н.И. Котов,

реальное  училище  

Окт

6 нед

6

Рождение поселка. «Земледелка»

1

Урок совершенствования знаний и умений,

защита сообщений

Задания,

кроссворд по теме

Строительство железных дорог, железная дорога Самара- Златоуст, поселок Студенцы, сельскохозяйственное училище «Земледелка», М.И. Ульянова,

Ф.П. Засухин, Н.И. Котов,

реальное  училище

   Окт

7 нед

    7

Сельскохозяйственное училище в вихре революций и Гражданской войны (начало XX века

по 1920 г.)

1

Объяснение нового материала,

теоретическое занятие

Презентация

«Сельскохозяйственное училище в вихре революций и Гражданской войны (начало XX века

по 1920 г.)»

Революция 1905-1907 гг., забастовка, петиция, Первая мировая война, Февральская революция и двоевластие, великий голод 1921 г., Советская власть, Гражданская война, Комуч,  «Золотой эшелон», мятеж белочехов

Окт

8 нед

8

Сельскохозяйственное училище в вихре революций и Гражданской войны (начало XX века

по 1920 г.)

1

Урок совершенствования знаний и умений, практическое занятие

Задания,

кроссворд по теме

Реальное  училище,  революция 1905-1907 гг., забастовка, петиция, Первая мировая война, Февральская революция и двоевластие, великий голод 1921 г., Советская власть, Гражданская война, Комуч,  «Золотой эшелон», мятеж белочехов

Нояб

9  нед

9

Рождение сельскохозяйственного ВУЗа в Самарском крае

1

Объяснение нового материала

теоретическое занятие

Презентация

«Рождение сельскохозяйственного ВУЗа в

Самарском крае»

Общество улучшения крестьянского хозяйства, педагогический институт,  агрономическое отделение, агрономический факультет, декан, Н.М. Тулайков, Самарский сельскохозяйственный институт

Нояб

10  нед

10

Рождение сельскохозяйственного ВУЗа в Самарском крае

1

Урок совершенствования знаний и умений,

защита сообщений,

практическое занятие

Задания,

кроссворд по теме

Общество улучшения крестьянского хозяйства, педагогический институт,  агрономическое отделение, агрономический факультет, декан, Н.М. Тулайков, Самарский сельскохозяйственный институт

Глава 2.  История родного поселка и института в 20- 30- е гг.,

в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. XX в.  (8 ч.)

Нояб

11 нед

11

Наш поселок и институт в 20-е годы

1

Объяснение нового материала,

теоретическое занятие

Презентация

«Наш поселок и институт в 20-е годы»

Наш  край в 20 – е гг.,  борьба с голодом 1921-1922 гг., В.П. Арапов, С.Н. Болдырев, кафедры – составные  части СХИ, специализации СХИ, И. В. Долгих,  партийная, комсомольская и профсоюзная организации СХИ,  

ИЗК- институт зерновых культур

Ноя

12 нед

12

Наш поселок и институт в 20-е годы

1

Урок совершенствования знаний и умений,

защита сообщений, практическое занятие

Задания,

кроссворд по теме

Наш  край в 20 – е гг.,  борьба с голодом 1921-1922 гг., В.П. Арапов, С.Н. Болдырев, кафедры – составные  части СХИ, специализации СХИ, И. В. Долгих,  партийная, комсомольская и профсоюзная организации СХИ,  

ИЗК- институт зерновых культур

Дек

13 нед

13

Институт в 30-е годы

1

Объяснение нового материала,

теоретическое занятие

Презентация

«Институт в 30-е годы»

Коллективизация,  административная реформа, Средне – Волжская область,  Средне- Волжский край, Самарский  Средне- Волжский сельхозинститут; новые факультеты:  механизации,  дневной рабфак, факультет повышения квалификации, курсы руководителей и специалистов колхозов, совхозов, МТС,  аспирантура, Государственная селекционная станция,  ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии и флоту), агролесомелиоративный  факультет (лесфак), репрессии

Дек

14 нед

14

Институт в 30-е годы

1

Урок совершенствования знаний и умений,

практическое занятие

Задания,

кроссворд по теме

Коллективизация,  административная реформа, Средне – Волжская область,  Средне- Волжский край, Самарский  Средне- Волжский сельхозинститут; новые факультеты:  механизации,  дневной рабфак, факультет повышения квалификации, курсы руководителей и специалистов колхозов, совхозов, МТС,  аспирантура, Государственная селекционная станция,  ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии и флоту), агролесомелиоративный  факультет (лесфак), репрессии

Дек

15 нед

15

Наш поселок и институт в годы Великой Отечественной войны

1

Объяснение нового материала, теоретическое занятие

Презентация

«Наш поселок и институт в годы Великой Отечественной

войны»

Великая Отечественная война,  пос. СХИ (Усть – Кинельский)-  база формирования 356-й стрелковой дивизии,  эвакогоспиталь № 1653, институт-  шеф госпиталя,  профессор А.Н. Клечетов - исследователь по выращиванию каучуконосов,

А. З.  Бугранов- полный кавалер Ордена Славы

Янв

16 нед

16

Наш поселок и институт в годы Великой Отечественной войны

1

Урок совершенствования знаний и умений, защита сообщений, практическое занятие

Задания,

кроссворд по теме

Великая Отечественная война,  пос. СХИ (Усть – Кинельский)-  база формирования 356-й стрелковой дивизии,  эвакогоспиталь № 1653, институт-  шеф госпиталя,  профессор А.Н. Клечетов - исследователь по выращиванию каучуконосов,

А. З.  Бугранов- полный кавалер Ордена Славы

Янв

17 нед

17

История Куйбышевского военного госпиталя №1653

1

Объяснение нового материала,

теоретическое занятие

Презентация

«История

Куйбышевского военного госпиталя №1653»

Эвакогоспиталь № 1653,

институт-  шеф госпиталя, памятная доска на стене больницы с фамилиями  раненых бойцов, умерших в эвакогоспитале№1653,

И.Г. Шаравский, Е.С. Ерасова

Янв

18 нед

18

История Куйбышевского военного госпиталя №1653

1

Урок совершенствования знаний и умений, практическое занятие

Задания,

кроссворд по теме

Эвакогоспиталь № 1653,

институт-  шеф госпиталя, памятная доска на стене больницы с фамилиями  раненых бойцов, умерших в эвакогоспитале№1653,

И.Г. Шаравский, Е.С. Ерасова

Часть III. Основные события  истории  пгт Усть – Кинельский и  сельскохозяйственного института

во второй половине XX века по настоящее время (8 ч.)

Глава 1. Наш поселок и институт во 2-й половине XX – в начале  XXI вв. (6 ч.)

Янв

19 нед

19

Рост института и нашего поселка  в 50-60 гг.

1

Объяснение нового материала,

теоретическое занятие

Презентация

«Рост института и нашего поселка  в 50-60 гг.»

Восстановление хозяйства, новый  факультет  механизации сельского хозяйства,  Куйбышевский инженерно – мелиоративный  институт (КИМИ), новый зоотехнический факультет, Поволжская государственная зональная машиноиспытательная станция (МИС, с 1958 г.), целина, студенты Куйбышевского СХИ- первопроходцы целины,

А. И. Бараев - "главный агроном целины"

Фев

20 нед

20

Рост института и нашего поселка  в 50-60 гг.

1

Урок совершенствования знаний и умений,

защита сообщений, практическое занятие

Задания,

кроссворд по теме

Восстановление хозяйства, новый  факультет  механизации сельского хозяйства,  Куйбышевский инженерно – мелиоративный  институт (КИМИ), новый зоотехнический факультет, Поволжская государственная зональная машиноиспытательная станция (МИС, с 1958 г.), целина, студенты Куйбышевского СХИ- первопроходцы целины,

А. И. Бараев - "главный агроном целины"

Фев

21 нед

21

Наш поселок и институт в годы стабильности в

70-80 – х гг.

1

Объяснение нового материала,

теоретическое занятие

Презентация  

«Наш поселок и институт в годы стабильности в

70-80 – х гг.»

Стройотрядовское движение, первый стройотряд – «В.И.Л. – 100»,  помощь в строительстве ВАЗа в г. Тольятти,

студенческая поисковая группа "Поиск", работа преподавателей СХИ за границей, строительство типовой школы на 1260 мест, филиал Всесоюзного института сельскохозяйственного машиностроения (ВИСХОМ)

Фев

22 нед

22

Наш поселок и институт в годы стабильности в

70-80 – х гг.»

1

Урок совершенствования       знаний и умений, защита сообщений,

практическое занятие

Задания,

кроссворд по теме

Стройотрядовское движение, первый стройотряд – «В.И.Л. – 100»,  помощь в строительстве ВАЗа в г. Тольятти,

студенческая поисковая группа "Поиск", работа преподавателей СХИ за границей, строительство типовой школы на 1260 мест, филиал Всесоюзного института сельскохозяйственного машиностроения (ВИСХОМ)

Фев

23 нед

23

Наш поселок  и институт в годы  перестройки  и  по настоящее время

1

Объяснение нового материала,

теоретическое занятие

Презентация

«Наш поселок  и институт в годы  перестройки  и  по настоящее время»

Перестройка, новый  технологический факультет Самарского СХИ, преобразование СХИ в  Самарскую государственную сельскохозяйственную академию (СГСХА), новый экономический факультет, Институт управленческих технологий и аграрного рынка (ИУТАР),  населенные пункты пгт Усть – Кинельский- пос. Советы, п. Студенцы,

п. Мельница, администрация поселка Усть – Кинельский

Мар

24 нед

24

Наш поселок  и институт в годы  перестройки  и  по настоящее время

1

Урок совершенствования       знаний и умений,

защита сообщений,

практическое занятие

Задания,

кроссворд по теме

Перестройка, новый  технологический факультет Самарского СХИ, преобразование СХИ в  Самарскую государственную сельскохозяйственную академию (СГСХА), новый экономический факультет, Институт управленческих технологий и аграрного рынка (ИУТАР),  населенные пункты пгт Усть – Кинельский- пос. Советы, п. Студенцы, п. Мельница, администрация поселка Усть – Кинельский

Глава 2. Учреждения и достопримечательности пгт Усть – Кинельский (2 ч.)

Мар

25 нед

25

Учреждения и достопримечательности пгт Усть – Кинельский

1

Объяснение нового материала,

теоретическое занятие

Презентация

«Учреждения и достопримечательнос-ти пгт Усть – Кинельский»

Пгт  Усть-Кинельский — посёлок городского типа в городском округе Кинель Самарской области России,

бюст П.Н. Константинова,  каштановая аллея, Обелиск, Стела, памятная доска на стене больницы с фамилиями  раненых бойцов, умерших в эвакогоспитале№1653, здание храма - уникальный памятник народного образования - комплекса застройки Алексеевского среднего сельскохозяйственного училища

Март

26 нед

26

Учреждения и достопримечательности пгт Усть – Кинельский

1

Урок совершенствования       знаний и умений,

защита сообщений,

практическое занятие

Задания,

кроссворд по теме

Пгт  Усть-Кинельский — посёлок городского типа в городском округе Кинель Самарской области России,

бюст П.Н. Константинова,  каштановая аллея, Обелиск, Стела, памятная доска на стене больницы с фамилиями  раненых бойцов, умерших в эвакогоспитале№1653, здание храма - уникальный памятник народного образования - комплекса застройки Алексеевского среднего сельскохозяйственного училища

Часть IV. История школы №2 пгт Усть – Кинельский (4 часа)

Апр

27 нед

27

История школы №2

пгт Усть – Кинельский (1часть)

1

Объяснение нового материала,

теоретическое занятие

Презентация

«История школы №2

пгт Усть – Кинельский (1часть)»

Церковно – приходская школа в Новых Студенцах, малокомплектная начальная школа, М. П. Муморцева, пионерский отряд, комсомольская ячейка школы, десятилетняя (средняя) школа; учителя – участники Великой Отечественной войны,  учащиеся 9 – 10 классов, ушедшие на фронт в первые дни войны, школьники-шефы  госпиталя,  материальная база школы,  художественная   самодеятельность, создание  слесарных и столярных мастерских, КИД,   ШРМ

Апр

28 нед

28

История школы №2

пгт Усть – Кинельский

(1часть)

1

Урок совершенствования       знаний и умений,

 защита сообщений, практическое занятие

Задания,

кроссворд по теме

Церковно – приходская школа в Новых Студенцах, малокомплектная начальная школа, М. П. Муморцева, пионерский отряд, комсомольская ячейка школы, десятилетняя (средняя) школа; учителя – участники Великой Отечественной войны,  учащиеся 9 – 10 классов, ушедшие на фронт в первые дни войны, школьники-шефы  госпиталя,  материальная база школы,  художественная   самодеятельность, создание  слесарных и столярных мастерских, КИД,   ШРМ

Апр

29 нед

29

История школы №2

пгт Усть – Кинельский

(2 часть)

1

Объяснение нового материала,

теоретическое занятие

Презентация

«История школы №2

пгт Усть – Кинельский

(2 часть)»

   Шефы школы,  пионерский лагерь «Радуга»,  лагерь труда и отдыха для старшеклассников; школа в период перестройки и по настоящее время, материально – техническая база,  статус «Школа с углублённым изучением отдельных предметов (химии и биологии)», традиции школы, наша школа в «Энциклопедии лучших школ России», школьная символика- герб, флаг, гимн, педагогический коллектив, бывшие выпускники, ставшие учителями школы

Апр

30 нед

30

История школы №2

пгт Усть – Кинельский

(2 часть)

1

Урок совершенствования       знаний и умений,

практическое занятие

Задания,

кроссворд по теме

Шефы школы,  пионерский лагерь «Радуга»,  лагерь труда и отдыха для старшеклассников; школа в период перестройки и по настоящее время, материально – техническая база,  статус «Школа с углублённым изучением отдельных предметов (химии и биологии)», традиции школы, наша школа в «Энциклопедии лучших школ России», школьная символика- герб, флаг, гимн, педагогический коллектив, бывшие выпускники, ставшие учителями школы

Часть V. Итоговое повторение  и защита проектов (4 часа)

Май

31 нед

31

Повторительно- обобщающий урок по разделу второму

«Наш край в XX –

начале  XXI вв.»

1

Урок обобщения и систематизации, письменная контрольная работа

(тест)

Раздаточный материал по материалу курса

История родного  края с древнейших времен и по начало 20 – х гг. XX века,

родной поселок и институт в 20- 30- е гг.,

в годы Великой Отечественной войны,

 наш поселок и институт во 2-й половине XX – в начале  XXI вв.,

учреждения и достопримечательности

пгт Усть – Кинельский,

история школы №2 пгт Усть – Кинельский

Май

32- 33 нед

32,

33

Защита проектов

2

Урок совершенствования       знаний и умений,

защита проектов,

практическое занятие

Проекты учащихся

Достопримечательности родного края, исторические  источники,

известные люди поселка и института, трудовые династии, история открытия и развития учреждений поселка

Май

34 нед

34

Итоговый урок по курсу

1

Урок- экскурсия,

посещение музея, достопримечатель-ностей поселка

Музей г.о. Кинель,

музей

пгт Усть – Кинельский, достопримечательности

поселка

Краеведение, исторические эпохи, источники, заселение Кинельской земли,

сельскохозяйственное училище,  сельскохозяйственный институт,  сельскохозяйственная академия

5. Литература и интернет - ресурсы

Основная литература

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации  на 2011-2015 гг.» (Постановление Правительства РФ от 05.10. 2010 №795).

2. Инструктивно-методическое письмо «О реализации Концепции краеведческого образования и преподавании учебного предмета «Краеведение» в общеобразовательных учреждениях Самарской области » (приложение № 21 к письму Министерства образования и науки Самарской области от 03 августа 2009г. № 103/431).

3. Распоряжение Министерства образования и науки Самарской области от 23.03. 2011 г. «О применении в период введения ФГОС общего образования приказа Министерства образования и науки Самарской области от 04.04.2005 г. №55-ОД».

4. История и современное развитие города Кинель. Краеведческое издание. / Кол. авт. – Самара: ООО Агентство коммуникаций «Реноме», 2010.

5. Кривобоков В.И.,  Кудряшова  О.Н. История Междуречья. Малая Родина: Самарское Заволжье, Кинельский район, г. Кинель, п. Алексеевка /В.И. Кривобоков, О.Н. Кудряшова.  – Самара: ООО «Офорт», 2011г.

6. Самарская государственная сельскохозяйственная академии - 90 лет/Авторский коллектив: А.М. Петров, В.Г. Клевлин, З.Я. Биккинина и др. Самара: изд-во «Книга», 2009.

7.Самарскому сельскохозяйственному институту 75 лет. Самара: «СамВен», 1994 г., с. 4-6.

Дополнительная  литература и источники                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               1. Азикова Т. «Спасала тех, кто воевал». Газета «Неделя Кинеля» №25 (597),  20 июня 2009 г.

2. Бухвалова Н. «Но жизнь оборвалась». Газета «Неделя Кинеля» №33 (245),  24  августа 2002 г.

3. Бухвалова Н. «Новое время в старых стенах». Газета «Неделя Кинеля» №5 (475), 3 февраля  2007 г.

4. Бухвалова Н. «Эхо войны».  Газета «Кинельская жизнь» №31 (11.850),  8 мая 2008 г.

5. Бухвалова Н. «Эхо войны».  Газета «Неделя Кинеля» №21 (593),  23  мая 2009 г.

6. Гимн Самарской области.  Самара, 2007.

7. Годы и события. Хроника.  Том 1 и том 2 (1851- 1920, 1921 – 2000гг.) /Сост. Т.И. Ефимова и др. -  Самара, 2000 г.

8. Завальный А.Н., Зинченко В.Н., Мокрый В.С. Символика Самарской области  - Самара:  «СамВен», 2001.

9. История Кинельского района. Междуречье -  Самара:  «Самарский Дом печати», 1998 г.

10. Клевлин  В.Г. «Дорога к земле» (очерки истории Самарского сельскохозяйственного института).  Самара, 1994 г.

11. Книга Памяти жителей Самарской области, погибших в военных конфликтах. Т. 1- Тольятти, «Современник», 2004 г.

12. Кривобоков В.Н., Кочкина А.Ф., Жиров А.Я. и др. «Междуречье. История Кинельского района». Кинель: «Торрас – Плюс», 1998 г.

13. Краснов Н. «И стал поселок научно – педагогическим центром». Газета «Кинельская жизнь», 25 июня 2002 г.

14. «Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Документы и материалы». Самара: «Самарский Дом печати», 1995 г., с. 322 – 326.

15. Куйбышевскому сельскохозяйственному институту 50 лет. Куйбышев,  1970 г., с. 3-14.

16.  Макеева В.  «Всё о первых (короткие заметки по истории наших мест в теперешних территориальных границах Кинеля и Кинельского района)». Газета «Кинельская жизнь», 28 апреля 1998 г.

17. Михайлов А.И. «Герои земли Самарской» - Самара, 2002 г.

18. Мясников В. Н. «Великая мать солдатская». Самара: Самарский Дом печати, 1996 г.

19. Петров М. «Целина Александра Бараева». Газета «Комсомольская правда»,  7 октября 1987 г.

20. Пыхонин Н. «Слово о Чапаеве». Газета  «Кинельская жизнь»,  3 сентября 1998 г.

21. Самарская область. Учебное пособие. География и история, экономика и культура. /Сост. Э. Я. Дмитриева, П.С. Кабытов.  – Самара, ПО «СамВен» ,1996 г.

22. Список  умерших в эвакогоспитале  №1653,  дислоцировавшегося в ст. Кинель  Куйбышевской обл. (СХИ)  с 07. 07. 41 г. по 22. 09. 42г. - Копия письма из военно – медицинского музея Министерства Обороны РФ от 09 апреля 2008 г. №6/5/1/ 271-273.

23. Храмков Л.В. Трудящиеся Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. –Куйбышевское книжное издательство, 1985 г.

24. Чеволдаева О. «Чтобы не окаменели души». Независимая газета «Молва» №23,  11 июня 2008 г.

Интернет – ресурсы

1. cerkov-shi.ru/ (приход во имя Архистратига Божия Михаила)

2. http:// www.vkinele.ru/

3. Кинельгород.РФ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Авторский краеведческий курс «Страницы истории поселка Шумовский»- одно из важных средств формирования у школьников исторической идентичности»

В период смены ценностных ориентиров возникает проблема: нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения,...

Авторская программа "Методика изучения истории или "Учимся учиться"" (КОПИЛКА ИДЕЙ)

Авторская программа "Методика изучения истории или "Учимся учиться""...

Учебно-методический комплекс заданий по краеведению «Страницы истории п.г.т. Усть-Кинельский»

Пособие содержит задания по темам программы  краеведения "Страницы истории п.г.т. Усть-Кинельский" в виде решения кроссвордов, заданий типа "Вставь слово", "Найди лишнее...

Учебно-методический комплекс заданий по краеведению «Страницы истории п.г.т. Усть-Кинельский»

Пособие содержит задания по темам программы  краеведения "Страницы истории п.г.т. Усть-Кинельский" в виде решения кроссвордов, заданий типа "Вставь слово", "Найди лишнее...

Учебно-методический комплекс заданий по краеведению «Страницы истории п.г.т. Усть-Кинельский»

Задания по краеведению «Страницы истории п.г.т. Усть-Кинельский»....

Учебно-методический комплекс заданий по краеведению «Страницы истории п.г.т. Усть-Кинельский»

Задания по краеведению «Страницы истории п.г.т. Усть-Кинельский»....

Учебно-методический комплекс заданий по краеведению «Страницы истории п.г.т. Усть-Кинельский»

Задания по краеведению «Страницы истории п.г.т. Усть-Кинельский»....