Музейная педагогика как средство социализации обучающихся с ОВЗ
статья
Музейная педагогика как средство социализации обучающихся с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynaya_pedagogika_doklad.docx | 34.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Побызакова Элла Леонидовна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ РХ «Аскизская школа-интернат»
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде.
Главная проблема детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, недоступности ряда культурных ценностей. Данная категория детей имеет ограниченные представления об окружающем мире, отличается повышенной тревожностью, раздражительностью, утомляемостью. Все эти факторы не позволяют вести полноценную, активную жизнь [1, C.371].
Анализируя наш многолетний опыт работы с детьми с ОВЗ, мы можем с уверенностью сказать, что дети этой категории могут быть такими же способными и талантливыми, как и их сверстники. В комплексе мероприятий формирование социокультурной адаптации наиболее успешно происходит. Мероприятия могут быть самыми разными: праздники, конкурсы, игры, тематические акции, фестивали, общение, совместный труд и др. Последние объединяют в себе понятие «музейная педагогика», которая создает условия для формирования национального исторического самосознания, общей культуры, адаптации ребенка к жизни в обществе.
В школьной практике уже накоплен определенный опыт использования музейной педагогики в учебно-воспитательном процессе. Интересными и активно применяемыми стали традиционные формы музейной педагогики. Так, в качестве примеров массовых форм можно привести экскурсии, экспедиции, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, школьные конференции, краеведческие игры и викторины. Наряду с традиционными формами активно стали применяться и нетрадиционные формы музейных уроков, приносящие больший воспитательный и образовательный эффект. В качестве примеров методисты выделяют: интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки, в основу которых положены фундаментальные ценности (урок мудрости, урок мужества, урок верности и пр.); уроки с использованием творчества и фантазии (урок-сюрприз, урок-сказка, урок-путешествие и пр.) [3, C.100].
Особыми чертами музейной педагогики являются непринужденность и добровольность, позволяющие максимально удовлетворить интересы ребенка и развить его способности. Во многом этому способствуют разнообразие и аутентичность музейных предметов, а непосредственный контакт с ними формирует у ученика трепетное отношение к истории, ценности наших взглядов и ускоряет процесс социальной адаптации. Музейное образование предлагает ценную помощь в процессе социализации.
В качестве основных направлений музейной педагогики можно выделить следующие:
1. Поисково-собирательское направление. Заключается в развитии интересов к совместной исследовательской работе, что дает возможность рассматривать те темы, которые посвящены тому или иному историческому событию или предметно области. Поисково-собирательская деятельность является основой пополнения школьной музейной экспозиции. Деятельность по реализации данного направления можно организовать посредством общения с учителями, работниками музеев и последующего оформления полученных фактов, определяемых следующим направлением.
2. Экспозиционное (оформительское). Характерная черта данного направления – использование различных средств (художественных, технических и т.д.) для создания макетов, плакатов, презентаций изучаемой темы.
3. Экскурсионное. Музейная экскурсия – это особая форма культурно-познавательной деятельности музея, подразумевающая осмотр экспонатов музея под руководством экскурсовода.
4. Культурно-массовое мероприятие. Важнейшим условием музейной педагогики является разнообразие форм массовой и образовательной работы. Среди них выделяют:
– проведение экскурсий, нетрадиционных уроков в форме игры, круглого стола и т.д.;
– встречи с приглашенными участниками (ветераны войн, представители культурных учреждений и т.д.).
В качестве примера хочется рассказать о возможности применения музейной педагогики на примере ГБОУ Республики Хакасия «Аскизская школа-интернат», общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Учащиеся нашей школы систематически посещают музейные учреждения Республики Хакасия. Ведь территория Хакасии — один из древнейших культурных центров человечества. Хакасия — единственная в Азии территория, целиком состоящей из археологических ландшафтов (более 40 тысяч видимых памятников археологии, в основном — курганных холмов и каменных изваяний), которые представлены в Хакасском национальном краеведческом музее имени Л. Р. Кызласова. Наши учащиеся посещают постоянные экспозиции данного музея: «Древнее искусство Хакасии» - зал каменных изваяний, «Древняя история Хакасии» - знакомство с историей и археологией Хакасии с периода палеолита до тагарской культуры (VIII-II вв. до н.э.), «Природные богатства Хакасии» - природные зоны, растительный и животный мир нашей республики, «Недра Хакасии» - экспозиция полезных ископаемых, «Дворянское гнездо» - коллекция предметов художественной мебели и произведений искусства XVII-XIX вв. петербургских антикваров И.Н. Карачаковой-Картиной и Г.И. Козаченко, «Хакасия на рубеже эпох» - знакомство с историей Хакасии, начиная с I в. н.э. и до присоединения Хакасии к России. Этнографическая часть экспозиции представлена предметами быта и искусства традиционной хакасской культуры. Здесь есть детский музейный центр - площадка для занимательного досуга детей (музейные занятия, мастер-классы).
Самый большой музей региона— Хакасский республиканский национальный музей-заповедник «Казановка»–занимает площадь 18 тысяч гектаров. Здесь сочетаются памятники истории и археологии и невероятная природа. Это этнографический музей под открытым небом. Здесь в полной мере восстановлен национальный интерьер и традиции хакасов, бережно сохраненные из глубины веков. Основная цель музея - знакомство гостей и жителей Хакасии с историей, и сохраненной этнографией Хакасии, познание смыслов древних обрядов, прогулки по живописным историческим ландшафтам, национальные игры и праздники. На территории найдены захоронения, святилища, писаницы и рудники — всего более двух тысяч объектов, возраст некоторых достигает пяти тысяч лет. Одни из самых известных – скала Иней тас и камень. Ах тас. Иней тас (с хакасского «Каменная бабушка») – скала, которая напоминала сидящую старуху, считалась покровителем скотоводства. Здесь были установлены каменные фигурки животных, проводились обряды. В советское время скалу взорвали, но и сейчас она остается культовым местом для хакасов. Ах тас («Белый камень») – менгир из белого гранита высотой два метра. Считается, что камень избавляет от болезней. Тысячи людей едут сюда, чтобы почувствовать энергетику места и попросить исцеления. Несмотря на большую площадь, основные экскурсии проводятся на территории юрточного комплекса «Хакасский аал». Сам комплекс представляет собой реконструкцию настоящего хакасского поселения. Одна из юрт демонстрирует быт и традиционный интерьер, во второй оборудована выставка «Мир хакасского шамана». Также есть сувенирная лавка, юрта-столовая и беседка. Сотрудники музея воссоздали не только жилище, но и амбар, летний шалаш и традиционную игровую площадку. В музее «Казановка» проводятся национальные мероприятия. Например, «Чахсы тулуптары» («Дары весны») и «Алтын Ас» («Золотое зерно»). Первое событие посвящено дикоросам, которые начинали заготавливать весной, а второе – главному продукту хакасов – талгану.. Мы с детьми посмотрели праздник «Алтын ас», где провели дегустацию национальных блюд, конкурсы, была организована развлекательная программа. Нам показали мастер-класс по изготовлению талгана.
Учащиеся нашей школы побывали в музее «Древние курганы Салбыкской степи», расположенном на территории Усть-Абаканского района Республики Хакасия. Музейный комплекс под открытым небом включает в себя уникальные памятники историко-культурного наследия, самые известные из которых Большой Салбыкский курган, курган Барсучий лог и Ворота в Салбыкскую долину. Большой Салбыкский курган — памятник федерального значения. Он расположен в так называемой Долине царей, в месте, где находится большое количество древних захоронений знати Тагарского периода. Ландшафт местности поражает – огромные курганы и бескрайняя, практически плоская степь. До раскопок Салбыкский курган представлял собой грандиозный холм высотой 11 метров, видимый с расстояния более 10 километров. На момент постройки высота кургана составляла около 30 метров, а каменная ограда размерами 70*70 метров сложена из камней весом до 100 тонн! В строительстве Салбыкского кургана принимали участие сотни людей, использовались неизвестные до сих пор технологии пиления и перемещения огромных глыб. Большой Салбыкский курган создавался для очень знатного человека. Многолетний труд людей был устремлен к одной цели – создать усыпальницу невероятных размеров для человека, могущественнее которого 2500 лет назад здесь не было никого. Вторым по важности из объектов музея является курган Барсучий лог. Раскопки кургана, проведенные совместной экспедицией Санкт-Петербургских и немецких ученых в 2004-2006 годах, стали большим событием в археологической науке Хакасии. Впервые были изучены конструктивные особенности подобных памятников истории, дополнена картина тагарского быта и обрядовых особенностей. Кроме бережно охраняемых памятников истории в музее оборудована экспозиционная юрта, где представлены предметы, иллюстрирующие быт и культуру тагарцев (VII-III вв до н.э.), фотографии и графические изображения, иллюстрирующие историю раскопок и выдержки из научной литературы, макет-реконструкция сооружения кургана.
Также мы организовали поездку в первый и единственный на территории Хакасии литературный музей, который рассказывает о жизни и творчестве советского хакасского писателя, поэта, хайджи М.Е. Кильчичакова. Музей представляет собой комплекс из трех национальных юрт. В его фондах хранятся фото, личные вещи (печатная машинка, личные очки, часы), документы, переписка писателя с друзьями и многое другое. Музей стал местом для вдохновения и творческих встреч молодых писателей. Здесь ежегодно проводится летний «Литературный лагерь для молодых писателей», различные культурные, образовательные и познавательные мероприятия. При музее действует библиотека. Перед поездкой мы в школе провели литературно-музыкальный вечер, посвященный творчеству М.Е. Кильчичакова. Учащиеся познакомились с его творчеством, выучили стихотворения, песню на его слова, которые после прочитали и спели в музее, чем приятно удивили сотрудников. В «чайной юрте» нас угостили национальным чаем и талганом.
В МБУК «Арбатский муниципальный музей под открытым небом» создан 12 февраля 2013 года и объединяет два музея: музей под открытым небом «Малоарбатская писаница» и музей этнографии и быта «Казачья усадьба». Музеи занимаются популяризацией самобытной культуры народов, населяющих территорию Арбатского поселения. Нашим детям, как посетителям музея, предоставилась уникальная возможность побывать в подлинной избе конца 19 века, принадлежавшей когда-то казаку Н.Н. Сипкину, и познакомиться с жизненным укладом казаков старейшего казачьего села. И вообще Малоарбатская писаница – уникальное место, пропитанное особой энергетикой – живой и очень позитивной. Никого не оставили равнодушными таинственные рассказы о священной скале и возможность оставить у её подножия записку с самым заветным желанием, которое обязательно сбудется.
Одним из самых известных музеев под открытым небом Республики Хакасия является музей "Хуртуях тас". Расположен в Аскизском районе, открыт он 17 июля 2003 года и с тех пор является одним из самых посещаемых музеев республики, известным далеко за ее пределами. Учащиеся нашей школы неоднократно посещали этот музей. Главным объектом показа является каменное изваяние Улуг Хуртуях тас (переводится с хакасского языка "Великая каменная мать" или "Великая каменная старуха"). Этот менгир уже давно стал символом сосредоточия жизненных сил и благосостояния народа Хакасии. Создана Улуг Хуртуях Тас была во время Окуневской археологической культуры, в III - II тысячелетии до нашей эры. Впервые Улуг Хуртуях Тас была описана ученым Д.Г. Мессершмидтом в 1721 году. С незапамятных времен Хуртуях тас считается покровительницей материнства, защитницей домашнего очага. По старинной легенде, Хуртуях Тас потеряв своих детей получила от богов часть души хакасского народа и заботу о нем. По сей день женщины молят степную богиню о семейном благополучии, а также благодарят ее за помощь в деторождении. Вторая, не менее интересная часть экспозиции - подлинная хакасская юрта, построенная в XIX веке, с полной коллекцией традиционных предметов быта и хозяйства. Юрта является ярким примером хакасской культуры. Также на территории музея расположены курганы Тагарской археологической культуры (VII-III вв. до н.э.). Помимо уникальной экспозиции музей "Хуртуях Тас" предлагает возможность принять участие в традиционных обрядах. Сотрудники музея могут организовать торжественную встречу гостей по национальным обрядам, можно заказать дегустацию блюд хакасской национальной кухни, - талгана и айрана, а также организовать проведение традиционных свадебных обрядов - Улуг Той. Нашим детям показали мастер-класс по изготовлению блюда из талгана. Кроме того, в музее проводятся различные национальные праздники, например, "Айран сузы" - лучи айрана. Яркие, самобытные праздники наполнены национальным колоритом и неизменно привлекают большое количество участников. За свою 20-летнюю историю музей-заповедник обрел всероссийскую и даже всемирную славу. Это место, куда ежегодно приезжают тысячи людей в надежде обрести семейное счастье. Просят у Хуртуях Тас о появлении детей те, у кого их по разным причинам пока нет. Сотрудники музея с удовольствием идут на контакт с детьми, учитывают возрастные интересы, уровень их восприятия информации.
На интегрированном внеклассном занятии «К истокам родной земли: легенда о Хуртуях тас» познакомили учащихся 7-9 классов с историей создания музея «Улуг Хуртуях тас»(«Великая каменная мать»), единственного музея одного камня в России. Учитель истории в форме интересной презентации рассказал о данном музее. Закрепили знания учащихся о понятиях «музей», «легенда». Изучили одну из многочисленных хакасских легенд об Улуг Хуртуях тас. Дети показали инсценировку, «прожили жизнью героев» легенды, в которой описывается жизнь, национальные черты хакасского народа (звучание языка, любовь к родной земле, гостеприимство, уважение к старшим, трудолюбие, особенности счастливой семейной жизни). Учащихся познакомили с обрядом поклонения Хуртуях тас, с правилами поведения в музейном комплексе. «К каменному изваянию Улуг Хуртуях Тас надо ходить с открытым сердцем, добрыми мыслями, тогда она вам протянет чашу дружбы». Надо отметить оформление данного мероприятия прослушиванием хакасских мелодий, исполнением песен и стихотворений учениками и педагогами на родном языке, выполнением пальчиковой гимнастики на хакасском языке. Итог занятия был подведен в форме синквейна «Улуг Хуртуях тас». Дети справились с заданием, показали свои знания. Ведущий поблагодарил ребят за урок. Учащимся подарили сувениры, чтобы они их показали дома, рассказали родным и близким о Хуртуях тас, чтобы она их оберегала. «Сегодня я считаю ,что по праву не зря прожила этот день, потому что со своим коллегами сделала очень важное дело – мы передали вам знания о Хуртуях тас, познакомили с традициями прошлого, теперь вы узнали и должны запомнить, передать, сохранить память о традициях прошлого и передать исторический опыт предков современным поколениям»,-сказала учитель и зачитала слова Хуртуях тас: «Я от сотворения земли родилась вместе со своим народом и являюсь Духом-покровительницей его. Народ мой забыл меня, язык свой стал забывать, свои обычаи, традиции, нет согласия, единства в народе, не бережёт свою землю — не защищает её». В конце занятия сделали вывод, что всех нас объединяет Улуг Хуртуях тас - хранительница очага, источник защиты и помощи в продолжении рода, который нужен для сохранения нашего народа.
В дальнейшем мы планируем провести с детьми экскурсию в музей под открытым небом «Усть-Сос», который находится в Бейском районе Республики Хакасия. Основным же объектом экспонатом музея является каменное изваяние Алтын Арчол - "Хуртуях тас палазы", созданное по оценкам экспертов во II-III тысячелетии до н.э. По легенде это изваяние является сыном знаменитой Улуг-Хуртуях-Тас. Согласно легенде его мать Хуртуях тас обронила его в этих местах, когда убегала от татаро-монголов. Много веков назад люди захоронили сына, спрятав в могильник, и в 2002 году, после наводнения, его нашел местный житель. Каменное изваяние лежало на берегу реки. Вскоре находку установили на одном из могильников. Позже шаманы указали место, на котором должен стоять Хуртуях тас Палазы. Был организован его перенос. Теперь сын Каменной женщины - одна из главных достопримечательностей не только Бейского района, но и Хакасии. Хакасы верили и продолжают верить, что изваяние дает энергию, вылечивает от недугов.
Посещение музейных комплексов может стать дополнением к формированию культурно-массовых мероприятий, связанных с национальными календарными праздниками проводимыми в школе (например, День хакасского языка, Чыл пазы – хакасский Новый год, Уртун той – Праздник урожая). Результат применения форм музейной педагогики (макет юрты, предметы быта хакасов, национальная одежда) стало неотъемлемым украшением нашего школьного мини-музея, который создает условия для формирования национального исторического самосознания наших учеников. Наши педагоги и дети с удовольствием посещают школьный музей, дополняют коллекцию предметами старины. Это можно выделить как яркий пример реализации форм музейной педагогики.
Целью применения музейной педагогики является социализация и воспитание творческой личности, развитие активной гражданской позиции учащихся через музейную деятельность. Для достижения указанной цели планируется решить следующие задачи:
– прививать детям бережное отношение к историческим ценностям и традициям;
– развивать коммуникативные, презентационные и лидерские качества учащихся;
– прививать культуру общения и уважение к людям старшего возраста;
– расширять общий кругозор и увеличивать объем знаний в области истории, географии, литературы.
Экскурсии в различные музеи способствуют:
– закреплению, расширению и углублению имеющихся и приобретению новых знаний;
– расширению сферы общения и социальных контактов;
– обогащению знаний и представлений об окружающем мире, обществе, природе;
– активизации речевого развития и обогащению словаря;
– развитию основных мыслительных операций;
– формированию нравственных черт, эмоций [2, C. 44].
Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что организация подобных мероприятий посредством применения методов музейной педагогики даёт возможность обучающимся коррекционных школ стать более открытыми – подготовиться к публичным выступлениям на праздниках, а также позволяет развивать творческие способности, а самое главное – понять и приспособиться к той среде, в которой они проживают. Вовлечение детей с ОВЗ в подобные мероприятия дает положительную динамику развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Довгий, М. А. Социализация детей, имеющих особенности здоровья, средствами школьного музея / М. А. Довгий // Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность / Главный редактор С.В. Алехина. – М.: МГППУ, 2019. – С. 385-387. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41282801
2. Жарская, Е. В. Музейная педагогика как средство социализации школьников / Е. В. Жарская // Актуальные вопросы гуманитарных наук / Под редакцией А.А. Сорокина, Г.В. Калабуховой. – М.: ООО"Книгодел", 2020. – С. 37-45. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42852766
3. Самохвалова, И. Ю. Музейная педагогика как средство воспитания обучающихся на современном этапе развития системы образования / И. Ю. Самохвалова // Современные проблемы и перспективы развития туризма и гостеприимства в России и за рубежом / Науч. ред. С.П. Акутина, Т.Т. Щелина, отв. ред. Ю.Е. Болотин. – Арзамас: Арзамасский филиал ФГОАОУ ВО ННГУ 2022. – С. 98-101. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=50044347
4. Официальный сайт музея-заповедника "Хуртуях тас" [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn--80a5aecadcme3h.xn--p1ai/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы конференции "Музейная педагогика как средство формирования гражданско-патриотических и нравственных качеств личности"
В сборнике представлены выступления руководителей школьных и сельских музее и педагогов школ ГО Верхотурский на третьей научно-практической конференции, проводимой коллективом ГБОУ СО "СОШ № 3" г.Верх...
Музейная педагогика как средство патриотического воспитания
Опыт работы школьного музея...
Музейная педагогика как средство обеспечения духовного и нравственного развития школьников.
В стать автор делиться опытом работы по организации духовно-нравственного воспитания учащихся средствами музейной педагогики....
Музейная педагогика как средство развития личностного потенциала и образовательной компетентности учащихся
Современная музейная педагогика - это педагогика открытого пространства, которая наиболее эффективно проявляется в условиях содружества музея и школы и развивает ключевые компетентности учащихся. Музе...
Музейная педагогика как фактор социализации и духовно – нравственного воспитания учащихся.
Методический материал, раскрывающий возможности школьного музея социализации обучающихся и духовно -нравственнго воспитания учащихся...
презентация - обобщение опыта учителя краеведения "Технология музейной педагогики как основа социализации личности"
Обобщение опыта "Технология музейной педагогики как основа социализации личности". Основные цели и задачи музейной педагогики, направления и формы работы, результативность....
Музейная педагогика как средство воспитания во внеурочной деятельности в рамках требований ФГОС
Учитель обществознания и руководитель школьного музея дает оценку работе музейной педагогике как средству воспитанию обучающихся во внеурочной деятельности. Значительное место отводит личностно-деятел...