План - конспект экскурсии
учебно-методический материал по краеведению (7 класс)

План – конспект экскурсии на 24.10.2018 на тему: «Бессмертный экипаж» (Памятный знак морякам АПРК «Курск») в рамках реализации городской воспитательной программы «Школа музейных наук» учащихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 53»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл exkursia_po_podlodke_kursk.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект экскурсии на 24.10.2018 на тему: «Бессмертный экипаж» (Памятный знак морякам АПРК «Курск») в рамках реализации городской воспитательной программы «Школа музейных наук» учащихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 53»

 «Вечен ваш подвиг в сердцах поколений» - эти слова, написанные на гранитных плитах центрального входа на Мемориал павших, по праву можно отнести к погибшим героям-подводникам.

12 августа 2003 г. в третью годовщину гибели моряков на атомной подводной лодке «Курск», в нашем городе был открыт и освящен памятник морякам - подводникам, погибшим на ней. Авторы памятника - курские скульпторы Николай Криволапов, Игорь Минин, Сергей Горякин, Григорий Дреев, архитектор Олег Заутренников, художник Игорь Михайлов. Они посчитали своим долгом создать монумент в память о погибших подводниках. Памятник стилизован под фрагмент борта подводной лодки, расколотый взрывом. В трещине высечены фамилии всех 12 моряков, захороненных на Мемориале. Памятник установлен на постаменте, гранитные плиты для которого доставили в Курск моряки Северного флота.

Корабли, как и люди, имеют свою судьбу. Есть корабли-счастливцы, те, у которых все в их жизни получается. Они выходят невредимыми из самых невероятных ситуаций, служа верой и правдой людям долгие годы.

А есть корабли, на которых словно лежит печать некого проклятия. Они буквально притягивают к себе всевозможные неприятности. Их преследуют аварии и катастрофы, на них все время гибнут люди, и, в конце концов, они погибают и сами, унося с собой немало жизней.

Атомная подводная лодка “Курск”, казалось, принадлежала к первой категории. Судьба этого корабля складывалась изначально вполне благополучно. Счастливым было, прежде всего, само ее появление на свет. На фоне развала флота в первой половине 1990-ых годов, массового списания и уничтожения сотен еще вполне боеспособных кораблей все же были найдены силы и средства для его достройки.

Внешне этот гигант выглядел как трехэтажный девятиподъездный дом. Полное водоизмещение такого корабля достигало 23860 тонн.

Счастливым было и начало его, увы, столь короткой биографии. Экипаж “Курска” был сформирован 18 марта 1991 года. 14 мая 1994 г. К-141 был спущен на воду. А 25 января 1995 года корабль покинул Северодвинск и взял курс на Видяево.

Высшей точкой в недлинной биографии “Курска” стал его боевой поход в Средиземное море в 1999 г. На поиски “Курска” были привлечены все противолодочные силы всех средиземноморских стран НАТО. Блестяще выполнив свою задачу, “Курск” также внезапно исчез, как и появился.

12 августа 2000 г. во время учений Северного флота в акватории Баренцева моря атомная подводная лодка «Курск» потерпела катастрофу. Трагедия унесла жизни 118 моряков-подводников. Семеро из них были куряне. Авария стала второй в послевоенной истории отечественного подводного флота после взрыва боезапаса на Б-37.

11 августа  2000 года в эфире в последний раз прозвучал голос командира "Курска" капитана I ранга Геннадия Лячина.  После успешного пуска крылатой ракеты лодка вышла на связь, и командир доложил о выполнении боевого упражнения.

Это была последняя связь. И "Курск" исчез в глубинах Баренцева моря. На этот раз  уже навсегда...

        Нас, курян, случившаяся трагедия затрагивает особенно. Известно, что наша область - Курская - не только шефствовала над подлодкой, поставляя продовольствие для ее личного состава, но и ежегодно на АПЛ «Курск» от военкомата направлялись для прохождения срочной службы призывники. Они были лучшие из лучших. Из всех погибших при трагических обстоятельствах на подводной атомной лодке «Курск» были и наши земляки - семеро курян.

        Это: старший мичман КУЗНЕЦОВ ВИКТОР ВИКТОРОВИЧ, старшина команды турбинистов 8 отсек /предан земле/

мичман ХИВУК Владимир Валерьевич, (Беловский район) техник-поверитель 2 отсек

старшина 2 статьи к/с

АННЕНКОВ Юрий Анатольевич, механик БЧ-2 3 отсек

Матрос КУБИКОВ Роман Владимирович, турбинист /предан земле/ 7 отсек

Матрос СТАРОСЕЛЬЦЕВ Дмитрий Вячеславович трюмный 4 отсек

Матрос ЕВДОКИМОВ Олег Владимирович, кок 4 отсек

Матрос НЕКРАСОВ Алексей Николаевич, турбинист 7 отсек

        За нашей подлодкой невидимый след

            Не будет ни криков, ни шума

            Возможно вернемся, а может быть, нет

            Но лучше об этом не думать...

День первый. 12 августа.

Почти 30 кораблей и подводных лодок Северного флота находились на учениях в Баренцевом море, в их числе атомная подводная лодка «Курск». После доклада командира подлодки капитана 1 ранга Геннадия Лячина руководителю учений о готовности к атаке, Лячин получил «Добро», и после этого связь с подлодкой оборвалась. На гидроакустиках соседних надводных и подводных кораблей был зафиксирован шум взрыва, его приняли за пуск торпед.

День второй. 13 августа.

Связи с «Курском» по прежнему нет. На поиски АПЛ направляется группа кораблей во главе с командующим. Учения, задуманные как парадный раппорт президенту о готовности флота возродить боевое патрулирование в Средиземном море, завершились аварией на подводной лодке.

День третий. 14 августа.

Кораблям, прибывшим в район бедствия, поступает приказ перейти на режим полного молчания – только по звукам со дна моря удалось установить, где находится подлодка. Далее, с помощью спущенного с надводного корабля спасательного аппарата «Колокол» специалисты осматривают лежащую на дне субмарину; корпус лодки имеет серьезные разломы, заклинило механизм спасательной катапульты, уровень радиации низкий (значит, реакторы заглушены). По заявлению командования флота, на борту многоцелевой ядерной субмарины в момент аварии не находилось никаких ядерных боеприпасов.

День четвертый. 15 августа.

Первая попытка спасательного глубоководного аппарата состыковаться с АПЛ «Курск» закончилась неудачей из-за сильного шторма в районе аварии. А тем временем группировка военных кораблей, задействованных для спасении экипажа субмарины увеличилась с 15 до 22 единиц.  Между тем из Мурманска сообщают: по неофициальным данным на борту «Курска» кроме членов экипажа находятся ряд высокопоставленных офицеров Северного флота, более того, именно с этой подлодки осуществлялось командование учениями Северного флота.

Основная надежда специалистов на то, что эвакуацию экипажа удается провести с применением подводных спасательных средств. Сделать это крайне сложно: мешает шторм и подводное течение на дне моря. Возникают аварийные ситуации с самими подводными аппаратами и угроза жизни спасателей. Но работы по спасению ни на минуту не прерываются. Оставшиеся в живых члены экипажа  дают о себе знать, перестукиваясь в отсеках. В Мурманск начинают прибывать родственники матросов и офицеров. Российское руководство принимает предложения других стран о помощи.

 День пятый. 16 августа.

Спасательная операция в Баренцевом море продолжается. К сожалению, все усилия моряков ни к чему не привели. Погодные условия остаются сложными – волнение 4-5 баллов, зябь, плохая видимость на дне. Подлодка «Курск» признаков жизни уже не проявляет. Из Шотландии в Норвегию вылетает самолет, на борту которого находится британский глубоководный спасательный аппарат.

День шестой. 17 августа.

 В Баренцевом море работу на глубине поочередно ведут 4 подводных спасательных снаряда. Попытки пристыковаться к субмарине по-прежнему ни к чему не приводят. Между тем, точной информации о том, кто находится на подводной лодке из списков военных, до сих пор нет.

 День седьмой. 18 августа.

Впервые официально сообщают, что на АПЛ «Курск» могут быть жертвы. Большая часть экипажа находилась в зоне аварии.  Акустической связи с теми, кто находится на борту субмарины нет. Но родные не перестают надеяться.

Главное событие в Мурманске – опубликование списков членов экипажа АПЛ «Курск».

День восьмой. 19 августа.

Комментарии адмиралов о перспективе спасения экипажа подлодки «Курск» час от часу становятся все более пессимистичным. Начальник штаба вице-адмирал Михаил Моцак от имени Северного Флота делает заявление: «На борту лодки в живых не осталось никого».

День девятый. 20 августа.

Норвежским водолазам удалось отвернуть вентиль люка подлодки «Курск», но они не могут попасть внутрь, поскольку их водолазные костюмы, в которых можно работать на глубине, очень громоздкие и не приспособлены для проникновения в узкие люки субмарины. Немного позднее Норвежские водолазы объявили: «Живых на «Курске» нет».

Тьма!

Первобытная, та, которая была до сотворения мира. До первых звезд.

Безжалостная. Растворяющая в себе все без остатка. Последняя тьма.

Холод.

Он вливается в тело.

Сковывает, завораживает, лишает воли, ни страха.

Море.

Родное, соленое,

Покорное, привычное.

И вдруг взбесившееся, в мгновения превратившееся в страшную силу, смявшую и порвавшую тысячи тон легированной стали, как жесть консервной банки.

Вот оно – ленивой ледяной плитой лежит вокруг. Неторопливо, страшно подползает все ближе, выживая из объема отсека остатки воздуха.

Каждый вздох – мучение.

Сжатый страшным водным прессом воздух буквально врывается в легкие, распирает, рвет грудь мучительно трудно его выдохнуть.

Кислорода все меньше.

И углекислота предательски туманит сознание.

Путает сон с явью. Бытие с небытием.

Тьма.

Холод.

Море.

Удушье.

Отчаянье.

И только онемевшие пальцы, сжимающие сорванный водой тяжелый вентиль, механически выстукивает им по стали переборки:

Три простых, три двойных, три простых.

Три простых, три двойных, три простых,

- SOS! SOS! ...Вода!

Когда были подняты тела подводников, у одного из неопознанных тел (позже стало известно, что это был Дмитрий Колесников) были обнаружены 2 листа бумаги формата А-4. На них – записки.

“Список личного состава 6, 7, 8, 9 отсеков, находящихся в 9-м отсеке после аварии 12. 08. 2000. и ниже фамилии”.

"Олечка, я тебя сильно люблю, не переживай сильно. Моим привет 12. 08. 2000. 15. 15

Здесь темно писать, но на ощупь попробую. Шансов, похоже, нет, % 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает. Здесь список личного состава отсеков, которые находятся в 9-ом отсеке и будут пытаться выйти. Всем привет, отчаиваться не надо. Колесников”.

Вряд ли сердца и души людей смогут вычеркнуть из своей памяти тех, кто отдал свои жизни за Родину, за Россию, за свои семьи и за своих детей.

Мы не знаем точно, но, наверняка, в те 135 роковых секунд экипаж субмарины АПЛ «Курск» сделал все возможное и невозможное для того, чтобы мы, живущие на этой земле и дальнейшие поколения наших детей и внуков, спокойно и уверенно могли бы считать до десяти:

1.РОДИНА

2.МАМА

3.ЛЮБИМАЯ

4.ЗЕМЛЯ

5.НЕБО

6.МОРЕ

7.СЧАСТЬЕ

8.ЛЮБОВЬ

9.ДЕТИ

10.МИР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект экскурсии "СТОП-наркотикам!"

4 Экскурсия для 6-11классов «Стоп наркотикам!»Посещение  нижневартовского  психо-неврологического диспансера (НПНД).тема: Наркотики и их влияние на организм человека. Цель: Формирование...

Методическая разработка плана – конспекта экскурсии «Петровский Петербург»

Целью данной методической разработки является - формирование на практике знаний, о неразрывной связи культурного наследия Петербурга с жизнью города в целом, показать разнообразие и специфику жиз...

План – конспект экскурсии «Новый год в годы Великой Отечественной войны»

Новый год с детства олицетворяет для нас волшебство, добро и чудеса. Даже во время войны люди с трепетом относились к этому празднику и старались встретить его несмотря на трудности и невзгоды, окружа...

План - конспект экскурсии

План - конспект обзорной экскурсии по Музею Боевой славы 13 гвардейской стрелковой дивизии МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 53"...

План - конспект экскурсии

План - конспект экскурсии "Календарь освобожденного Курска", посвященный Дню освоббождения города Курска 8 февраля 1943 г. от немецко-фашистских захватчиков. Родина по достоинству оценила вк...

План-конспект экскурсии "Новогодняя елочка с огоньками и шариками"

Цель экскурсии: познакомить детей с историей новогодней игрушки, открытки; развивать наблюдательность, внимание и умение слушать; способствовать воспитанию уважительного отношения к традициям, и ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЛАНА-КОНСПЕКТА ЭКСКУРСИИ «ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ ПЕТЕРБУРГА»

Данные методические рекомендации разработаны к дополнительной общеразвивающей программе «Путешествие по Петербурга», могут быть включены в учебно-методический комплекс образовательных прог...