Методическая разработка плана – конспекта экскурсии «Петровский Петербург»
план-конспект
Целью данной методической разработки является - формирование на практике знаний, о неразрывной связи культурного наследия Петербурга с жизнью города в целом, показать разнообразие и специфику жизни Петербурга в I половине XVIII века. Дать представление о начальном периоде становления города, о зодчих, заложивших основу новой столицы России как европейского города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_petrovskiy_peterburga.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка плана – конспекта экскурсии
«Петровский Петербург»
Возраст учащихся 7-15 лет, обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе «Путешествие по Петербургу».
- Цели и задачи экскурсии.
Цель:
- сформировать на практике знания, о неразрывной связи культурного наследие Петербурга с жизнью города в целом, показать разнообразие и специфику жизни Петербурга в I половине XVIII века.
Дать представление о начальном периоде становления города, о зодчих, заложивших основу новой столицы России как европейского города.
Дидактическая: создать условия для формирования навыков поведения в городе, как в музейном пространстве.
Образовательные задачи:
- познакомить с историей возникновения Санкт-Петербурга и личностью Петра I;
- дать знания о возникновении Петропавловской крепости, первой площади Петербурга - Троицкой, первого правительственного учреждения – здания Двенадцати коллегий, «Первоначальном дворце» - домике Петра I, первом музее – Кунсткамере и первом из поставленных в России памятниках – памятнике Петру I «Медный всадник»
- дать знания о памятниках архитектуры, сохранившихся с петровского времени;
- обучить распознавать архитектурный стиль «петровское барокко»;
- научить ориентироваться по упрощенной карте - схеме города;
- научить составлять творческие описания архитектурных памятников.
Развивающие задачи:
-развить память, внимание, речь, воображение;
- развить творческую активность обучающихся.
Воспитательные задачи:
-сформировать познавательный интерес к истории Санкт-Петербурга;
- воспитать уважительное отношение к создателям культурных ценностей;
- воспитать нравственные чувства: гордость за свой город, чувство сопричастности к судьбе Петербурга и пониманию необходимости бережно относиться к его наследию; сформировать познавательный интерес к изучению культурного наследия Петербурга;
Тип занятия: автобусная экскурсия.
- Описание экскурсии и экскурсионного маршрута с указанием его основных характеристик:
- протяжённость маршрута 5 (пять) километров;
- количество остановок – 7;
- время проведения экскурсии - 3 часа.
2. Схема маршрута
1. Петропавловская крепость => Домик Петра I => Троицкая площадь => Кунсткамера => Здание Двенадцати коллегий => Дворец А.Д. Меншикова => памятник Петру I.
Перемещение осуществляется на заказном автобусе от школы. Перед выездом в аудитории проводятся инструктажи:
Инструктаж по охране труда и техники безопасности;
Инструктаж по охране труда при перевозке обучающихся транспортными средствами;
Инструктаж по охране труда при проведении прогулок, экскурсий, выходов на пленер;
Инструктаж по охране труда по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.
Задания и вопросы для учащихся I года обучения, возраст 7-8 лет.
- Почему первоначально город был назван Санкт-Петербургом и что означает приставка «Санкт» в его названии?
- В честь кого была названа крепость, именуемая «Санк-Петербурх»?
- Почему дата 16 мая (27 мая по новому стилю) 1703 года вошла в историю города как день его рождения?
- Почему Пётр I выбрал Заячий остров для строительства крепости?
- Сколько времени строилась Петропавловская крепость?
- Кто является архитектором Петропавловской крепости?
- Что такое бастионы, куртины? Их предназначение. Сколько тех и других в Петропавловской крепости?
- Укажите на плане крепости Государев, Нарышкин, Трубецкой, Зотов, Головкин, Меншиков бастионы. Почему они так названы?
- Покажите на плане крепости Петровскую, Невскую, Екатерининскую, Васильевскую, Никольскую, Кронверкскую куртины. Почему они так названы?
- Покажите Алексеевский, Иоанновский равелины, кронверк. Объясните их названия.
- Как устроены крепостные стены, каковы их размеры.
- Сколько ворот в крепости? Какие из них главные?
- Что является главным сооружением Петропавловской крепости?
- Назовите архитектурные детали Петропавловского собора.
- Кто соорудил шпиль Петропавловского собора?
- Ангел на шпиле – хранитель Санкт-Петербурга. Что произошло с ним в 1830 году?
- Как называлась и где находилась первая площадь Санкт-Петербурга?
- Какая деревянная постройка на бывшей Троицкой площади сохранилась до наших дней?
- Почему говорят и раньше говорили «домик Петра I», а не дом?
- Что во внешнем облике домика указывает на то, кто его владелец?
21. Что находилась в домике при жизни там Петра I?
22. Как назывался первый музей России? Где он располагался?
Задания и вопросы для учащихся II года обучения, возраст 9-10 лет.
1. Каким словом ПётрI любил называть свой молодой город? Что оно означало?
2. «И всплыл Петрополь, как тритон
По пояс в воду погружён…»
На каком основании А.С. Пушкин назвал город Петрополем?
- Какие здания, архитектурные сооружения на стрелке Васильевского острова являются символами Санкт-
Петербурга?
- Какие цели преследовал Пётр I, вступая в Северную войну?
- Рассказать о первых победах русской армии в Северной войне. Взятие шведских крепостей Нотебург и Ниеншанц.
- После завоевания какой крепости Пётр I сказал: «Зело жесток тот орех был, но всё же счастливо разгрызен»? Какое название царь дает этой крепости после завоевания? Как это название переводится?
- Почему Пётр I выбрал для основания крепости Заячий остров, а не какое-то другое место?
- Назовите этапы строительства Петропавловской крепости.
- Что было построено раньше: Петропавловский собор или его колокольня и почему?
- Какие постройки петровского времени сохранились в Петропавловской крепости? Рассказать о каждой из них.
- Какие архитектурные памятники стиля раннего (петровского) барокко сохранились на Васильевском острове?
- «Первоначальний дворец». Какое здание так именовал Пётр I? Как оно выглядело?
- Как шло развитие Санкт-Петербурга, куда неоднократно перемещался его центр?
- Составить схему Троицкой площади, обозначив её объекты.
- Сообщения «Троицкая площадь – административный и культурный центр новой столицы России».
- Сообщения: «Кунсткамера как центр просвещения русского народа»; «Этапы строительства»; «Хронология пополнения и размещения коллекций»; «Готторпский глобус».
- Сообщения: «Здание Двенадцати коллегий – последний шедевр зодчего ДоменикоТрезини»; «Здание Двенадцати коллегий – центр новой системы государственного управления, созданной при Петре I».
- Назвать архитектурные особенности стиля раннего (петровского) барокко Дворца Меншикова.
- Сообщения: «Александр Данилович Меншиков – первый губернатор Санкт-Петербурга».
- Кто был автором предшественника «Медного всадника» - конной статуи Петра I? Где она ныне находится?
- Кто был автором «Медного всадника», как этот скульптор попал в Россию?
Задания и вопросы для учащихся III года обучения, возраст 11-12 лет.
- Путешественники, побывавшие в Петербурге в XVIII-XIX веках, называли его «Северным Римом» и «Северной Венецией». Что служило поводом к таким сравнениям?
- Какая историческая необходимость побудила Петра I основать город на берегах Невы?
- Какое место и значение имела и имеет Нева для градостроительства (планировки, застройки, архитектурного облика) города?
- В каких музеях города развернуты выставки, посвященные «Северной войне»?
- За что артиллерийский капитан Пётр Михайлов (Пётр I) и поручик Меншиков в начале Северной войны были удостоены высшей награды – ордена Андрея Первозванного?
- В связи с каким событием в начале Северной войны появилась медаль с надписью «Небываемое бывает»?
- Назовите выдающихся архитекторов и градостроителей XVIII века, чьи работы сохранились до наших дней на стрелке Васильевского острова?
- Кому из выдающихся зодчих не довелось увидеть в завершенном виде свои шедевры или присутствовать на их торжественном открытии?
- Когда на Васильевском острове появилась Площадь Трезини? Где жил зодчий во время своей работы в Санкт-Петербурге?
- Кто автор памятника Доменико Трезини? Когда памятник был установлен? Какие известные вам архитектурные детали и инструменты использовали скульптор и архитектор при создании памятника?
- Когда и какой архитектурный стиль пришел на смену барокко, и какие три стадии прошёл он в своём развитии. Приведите примеры на основании архитектурных памятников Васильевского острова.
- Каким образом шло сооружение Петропавловского собора, если оно было начато в 1712 году, а деревянную церковь разобрали только в 1719 году?
- По каким поводам стреляли пушки Петропавловской крепости в царствование Петра I?
- Когда на шпиль Петропавловского собора поднимались альпинисты и с какой целью?
- Когда и с какой целью около Петропавловского собора был сооружён каменный павильон, называемый «домиком дедушки русского флота». Где сейчас находится сам «дедушка» и какова его история?
- Где стоял домик Петра I при жизни царя? Сделайте его описание.
- Какие детали Домика Петра I указывают на то, что он срублен не русскими плотниками?
- Когда вокруг Домика Петра I была возведена «особая постройка» в виде галереи? Как домик сохранялся в царствование Екатерины II? В каком году над домиком появился каменный павильон, сохранившейся и поныне? Кто его архитектор?
- Что экспонируется сейчас в домике Петра I?
- Кто автор бюста Петра I, установленного возле его домика?
- Почему первая площадь Петербурга называлась Троицкой?
- Как выглядела Троицкая площадь в годы царствования Петра I?
- Где от имени Сената Пётр I был провозглашён Императором, отцом Отечества, Петром Великим?
- Сделать сообщение «Троицкая площадь – центр духовной и светской жизни Санкт-Петербурга при Петре I».
- Сообщение на тему: «Городское хозяйство новой столицы России в царствование Петра I».
- Почему, называя авторов памятника Петру I на Сенатской площади, приводят три фамилии: Этьен Фальконе,
Мария-Анна Колло, Емельян Хайлов? Расскажите о вкладе каждого в создание этого шедевра.
- Свидетелем каких исторических событий был «Медный всадник»?
- Как воспринимался «Медный всадник» жителями Петербурга XIX века?
Задания и вопросы для учащихся IV года обучения, возраст 13-15 лет.
- Какие картины жизни и быта Петербурга петровского времени вы можете представить себе, рассматривая старинные гравюры («Троицкая площадь на Городском острове». 1716 г. Гравюра А.Ростовцева; «Петербург. 1727 г.» Гравюра А.Ф. Зубова; «Васильевский остров. 1714 г.» Гравюра А.Ф. Зубова.
- Составьте антологию “ «Медный всадник» в русской поэзии”.
- Напишите рассказ по рисунку А.П. Давыдова об открытии памятника Петру I, названному впоследствии «Медный всадник».
- Сделать доклад или презентацию по темам:
*«Петропавловская крепость»;
* Троицкая площадь:
*«Кунсткамера»;
*«Домик Петра I»;
*«Медный всадник».
- Составить портфолио с портретами выдающихся архитекторов XVIII века.
- По выбору сделать творческое сообщение об архитекторах, скульпторах, исторических деятелях XVIII века.
План экскурсии:
Остановка, объект | Местонахождение остановки, объекта | Время | Ход содержания экскурсии | Деятельность учащихся |
Организационный сбор | В школе или в автобусе | 10 мин. | Педагог напоминает учащимся о необходимости соблюдать правила поведения на экскурсии, задает вопросы, касающиеся инструкции 043-216 по проведению занятий, прогулок, экскурсий, выходов на пленэр. | Отвечают на вопросы педагога по правилам поведения на экскурсии |
1-я остановка. | Петропавловская крепость | 15 мин. 15 мин. | Вступление. Педагог рассказывает о необходимости России выхода к Балтийскому морю, возвращения приневских земель, ранее принадлежавших Великому Новгороду, но утраченных для России по Столбовскому мирному договору 1617 года и с тех пор принадлежавших Шведскому королевству. Начало Северной войны. Завоевание шведских крепостей Нотебург и Ниеншанц. Основание крепости Санкт-Питербурх» Учащиеся остаются в автобусе. Педагог рассказывает об объекте | Учащиеся отвечают на вопросы, задаваемые педагогом по ходу его рассказа о крепости:
|
2-я остановка. Домик Петра I. | Петровская набережная, Домик Петра I | 15 мин. | Учащиеся остаются в автобусе. Педагог рассказывает об объекте | Учащиеся отвечают на вопросы по теме рассказа:
|
3-я остановка. Троицкая площадь | Троицкая площадь | 15 мин. | Учащиеся остаются в автобусе. Педагог рассказывает об объекте | Учащиеся отвечают на вопросы по теме рассказа:
Троицкой площади в петровское время?
|
4-я остановка Кунсткамера | Университетская набережная, Кунсткамера | 15 мин. | Учащиеся остаются в автобусе. Педагог рассказывает об объекте | Учащиеся отвечают на вопросы по теме рассказа:
строивших здание Кунсткамеры.
|
5-я остановка Здание Двенадцати коллегий | Менделеевская линия Васильевского острова | 15 мин. | Учащиеся остаются в автобусе. Педагог рассказывает об объекте | Учащиеся отвечают на вопросы по теме рассказа:
|
6-я остановка Дворец Меншикова | Университетская набережная, Дворец Меншикова | 15 мин. | Учащиеся остаются в автобусе. Педагог рассказывает об объекте | Учащиеся отвечают на вопросы по теме рассказа:
|
7-я остановка Памятник Петру I «Медный всадник» | Сенатская площадь, памятник Петру I «Медный всадник» | 15 мин. | Учащиеся отвечают на вопросы по теме рассказа:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. План-конспект обобщающего урока по теме "Traveling".
Урок построен на основе системно-деятельностного и коммуникативно-деятельностного подходов.Представлены задания на развитие неподготовленной диалогической речи с исп...
Методическая разработка. План-конспект урока физики 8 класс. Электрические явления
Методическая разработка. План-конспект урока физики 8 класс. Электрические явления...
Методическая разработка плана-конспекта урока по ОБЖ для 11 класса «Исполнение обязанностей военной службы»
Методическая разработка плана-конспекта урока по ОБЖ для 11 класса «Исполнение обязанностей военной службы» разработана по учебнику ОБЖ под редакцией Ю.Л. Воробьева, Москва-200...
Методическая разработка: " План-конспект урока по английскому языку в 9 классе, тема: "People and jobs"
Данный урок разработан на основе УМК "ENTERPRISE video activity book" . Авторы : Virginia Evans - Jenny Dooley. Целями урока явлюятся отработка и закрепление лексики, связанной с профессиями , а также...
Методическая разработка, план-конспект урока, тема "Educational Institutions".
Данная презентация помогает добавить страноведческий аспект в тему "Education". Предназаначена для учащихся 6-7 класса. Последние слайды содержат вопросы для проверки понимания темы слушателями и закр...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЛАНА-КОНСПЕКТА ЭКСКУРСИИ «ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ ПЕТЕРБУРГА»
Данные методические рекомендации разработаны к дополнительной общеразвивающей программе «Путешествие по Петербурга», могут быть включены в учебно-методический комплекс образовательных прог...
Методические доклад, методическое пособие, методическая разработка,план-конспект урока
Рекомендации для работы концертмейстеров ДШИ....