Своя игра по истории родного края "Моя малая родина"
методическая разработка по краеведению
Игра по истории Симбирского края . В игре есть материал по истории Майнского района и села Анненково-Лесное .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoya_igra_po_istorii_rodnogo_kraya_moya_malaya_rodina.docx | 39.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд № 1. Повторительно – обобщающий урок по историческому краеведению симбирского края на тему:
«Судьба симбирского края в истории родной страны».
Интеллектуальная игра. 8 класс.
Предмет: историческое краеведение Ульяновской области Тема урока: «Судьба симбирского края в истории родной страны». Тип урока: повторение и обобщение материала. Класс: 8 Форма урока: интеллектуальная игра «Своя игра». Цель — формирование у обучающихся исторического мышления, представления об истории края, как о части Отечественной истории. Задачи:
Оборудование: компьютер или ноутбук, проектор, презентация. Предварительная подготовка. Учащимся необходимо сформировать команды и изучить литературу по истории города Ульяновска, Майнского района, села Анненково-Лесное. Слайд № 2. |
Ход урока.
Родного края милый свет
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки.
Что вашу прелесть заменит?
О, Родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?
В.А.Жуковский.
- Начало урока.
Учитель: Добрый день, уважаемые гости, здравствуйте, ребята!
Родина! Как глубоко и волнующе это слово! Чье сердце оно не тронет, не всколыхнет добрым чувством? Моря и полноводные реки, высокие горы и широкие степи, пустыни и непроходимая тайга - все это наша Россия. И совсем небольшим островком среди её необъятных просторов лежит Ульяновская область, у которой за много веков сложилась яркая, неповторимая биография. Нам есть чем гордиться. Наша земля овеяна бессмертной славой: родина великого человека, чье имя знает весь мир – Ульянова Владимира Ильича. Здесь жили и творили талантливые земляки, чьи имена вписаны золотыми буквами не только в историю родного края, но и в историю страны. Мы живем среди людей и у нас общие традиции, обычаи, символы и каждый день дополняется новыми штрихами, красками, новыми делами. Именно это и создает ощущение собственной причастности к судьбе своей «малой родины» и к судьбе Отчизны, возвращает чувство любви к ним. И где бы ни оказался ульяновец, он всегда сохранит в душе и красоту своей земли, и память о предках, и гордость за славную историю своей малой родины…
II. Сообщение темы и целей урока.
Слайд № 3. Эмоциональный настрой.
Мир прекрасен и удивителен.
Сколько событий, сколько открытий!
Отправляйся смело в путь,
Ум, смекалку не забудь.
Много трудностей ждёт в пути,
Немало испытаний придётся пройти.
Но верю, всё преодолеешь ты –
Ведь знания твои крепки!
Слайд № 4.
Учитель: тема нашего урока «Судьба симбирского края в истории родной страны».
В 8 классе мы завершаем изучение предмета «Историческое краеведение», в этой четверти мы закрепим знания и по истории края, и по истории Майнского района.
Слайд № 5.
А сейчас нам предстоит совершить увлекательное путешествие по стране
« Краеведение». В пути нас ожидают различные задания, выполнив которые, можно продолжить путешествие и расширить знания о своем крае, своей малой родине.
III. Основная часть урока - интеллектуальная игра «Своя игра».
Слайд № 6.
Обобщение материала мы проведем в форме интеллектуальной игры «Своя игра».
Вы заранее сформировали команды и выбрали капитанов. ( Можно придумать названия, которые связаны с историей)
Давайте вспомним правила дружной работы.
Вы готовы отправиться в путь? Тогда начинаем!
Слайд № 7 (На слайдах можно вопросы и ответы изображать, фотографии земляков, храмов и церквей и т. д.).
Итак, правила игры.
Перед вами пять тем, (которые вам были известны, но вопросы, которые я подготовила вам неизвестны). В каждой теме содержится по пять вопросов различной сложности. Стоимость вопроса соответствует его сложности. Команда, давшая правильный ответ на вопрос, получает возможность выбрать следующую тему и стоимость вопроса. В случае неправильного ответа у команды-соперника есть возможность дать свою версию. Если при выборе вопроса команде достается «Кот в мешке», она обязана отдать вопрос команде соперников. Победителем игры будет признана команда, набравшая большее количество очков по результатам игры.
( Если на уроке будут гости, то можно разрешить один раз каждой команде обратиться к ним за помощью («Помощь знатока»)).
Итак, мы начинаем интеллектуальную игру. Та команда, которая быстрее даст ответ на мой вопрос, получит право начать «Свою игру».
Внимание, вопрос: «Назовите год основания города Симбирска». (1648)
Вопросы для игры:
Блок 1. История Ульяновска.
10. Основатель Симбирска. По велению кого основали Симбирск?
Ответ:
(Окольничий Богдан Хитрово, Симбирск основан по велению царя Алексея Михайловича как крепость, с целью защиты восточных границ Русского царства от набегов кочевых племен).
20. В каком году и кем была учреждена Симбирская губерния?
Ответ:
(1780 год, учреждено Симбирское наместничество, указ Екатерины II «Об учреждении Симбирского наместничества»;
1796 год, указом Павла I Симбирское наместничество переименовано в Симбирскую губернию).
30. Когда и почему Симбирск и Симбирская губерния переименованы в Ульяновск и Ульяновскую губернию?
Ответ:
( В 1924 году в связи со смертью В. И. Ленина (Ульянова) постановлением ЦИК СССР, Симбирск переименован в Ульяновск, а Симбирская губерния –
в Ульяновскую губернию).
40. Кот в мешке. Постоянная эксплуатация электрического трамвая в Российской империи была впервые начата 1 июня ( по старому стилю) 1892 года в Киеве. Когда и где в нашем регионе была запущена «транспортная новинка»?
Ответ:
(1 января 1954 года в Ульяновске открылось трамвайное движение в правобережной части города).
50. Прочитайте текст и определите событие и год:
«…Когда начали продавать калач, цена на него была увеличена, но продержалась такой всего несколько часов: так как губернатор пригрозил продавцам острогом. Мяса же нельзя было сразу достать… После 25 августа пошли дожди, и вместо жары наступил холод. Это время было действительно тяжелым…, чтобы согреться, жгли костры из хвороста или разбирали уцелевшие плетни в огородах. Поспевшие же овощи на огородах были или украдены, или втоптаны в грязь. Так же были опустошены и все приволжские сады…»
Ответ:
( 13 августа 1864 года в Симбирске был сильнейший пожар, который длился 9 дней, уцелела только четвертая часть города).
Блок 2. Моя малая Родина.
10. Когда был образован Майнский район? Почему?
Ответ:
(Основан как пристанционный поселок на вновь сооруженной ветке Симбирск – Инза Московско – Казанской (ныне Куйбышевской) железной дороги. Движение товарных и пассажирских поездов через станцию началось 28 декабря 1898 года, а 1 января 1899 года здесь открылся прием внутренних телеграмм. Таким образом, своим возникновением поселок обязан проведению здесь стальной магистрали.
3 августа 1930 года в связи с объединением в один двух прежних районов –Тагайского и Поповского - образовался Майнский район).
20. Когда и кем (по преданию) основано село Анненково – Лесное??
Ответ:
(Село Анненково – Лесное основано во второй половине 17 века. Существует предание, согласно которому царь Иван Грозный сослал сюда, в лесное болотистое место с проезжей дорогой , под надзор преданных ему монахов, башкирского военначальника Аника. Со временем известный ссыльный принял православную христианскую веру, стал называться Анненковым. И его даже назначили старшим здешнего военного поста с правом набирать служилых людей из марийцев, башкир, татар и мордвы, живущих в русских селениях центра России).
30. Какие трагические события произошли в селе Анненково весной 1907 года на Пасху?
Ответ:
(Весной 1907 года произошло крупное крестьянское выступление, во время которого были убиты помещик и урядник. Прибывший в село отряд стражников был встречен крестьянской толпой, вооруженной топорами, вилами и кольями. Винтовочный залп выше голов крестьян не напугал. Они атаковали стражников, обезоружили их и заперли в сарае. Во время этой стычки 3 стражника погибли. Помещичья усадьба подверглась разгрому. Для расправы с бунтовщиками в Анненково прибыли 2 роты солдат, драгуны и казаки. Начались аресты).
40. Что такое МТС? Когда и зачем она была создана в Майне?
Ответ:
(МТС – машинно-тракторная станция. 10 июля 1938 года в майне была создана машинно-тракторная станция для оказания технической помощи колхозам в обработке земли. С начала Великой Отечественной войны за рычаги тракторов сели наспех обученные женщины, старики и подростки).
50. О ком и о чем идет речь в этом отрывке?
…Станция Майна занимает особое место в истории гражданской войны в Симбирской губернии. Документы свидетельствуют, что 26 июля 1918 года сюда вышел из окружения в районе г. Сенгелея сводный красноармейский отряд под командованием легендарного командира… и именно здесь был решен вопрос о реорганизации сводного отряда в первую сводную дивизию…
Ответ:
(Гай Дмитриевич Гай. Формирование Железной дивизии. Во время наступления на Симбирск на станции Майна временно находился штаб Железной дивизии).
Блок 3. Железная дивизия.
10. Укажите о какой исторической личности идет речь: Во время Гражданской войны во главе сформированных им частей вел борьбу против Чехословацкого корпуса и оренбургских казаков генерала Дутова. В июле 1918 года руководил обороной Симбирска.
Ответ:
(Гай Дмитриевич Гай).
20. Как связано село Анненково-Лесное с историей Железной дивизии?
Ответ:
(Ночью 26 июля 1918 года командир сводного красногвардейского отряда Г. Д. Гай с местной почты по телефону докладывал в Инзу командованию 1-й Революционной армии М. Н. Тухачевскому и политкомиссару В. В. Куйбышеву о выходе из вражеского окружения на станцию Майна. В июле-августе и в начале сентября 1918 года здесь находились штаб и отдельные части Симбирской Железной дивизии, в том числе 2-го Симбирского пехотного полка. В ряды Железной дивизии вступили многие здешние крестьяне).
30. Как связан Майнский район с историей Железной дивизии7
Ответ:
(На рассвете 9 сентября 1918 года отсюда, с рубежа Игнатовка-Майна-Языково, началось решительное наступление Железной дивизии на Симбирск, закончившееся его победным освобождением. В рядах ее бойцов было немало майнцев, жителей других сел и деревень района, игнатовских рабочих. Поздним вечером того же дня штаб дивизии со станции Чуфарово переместился на станцию Майна, а около полуночи Г. Д. Гай в присутствии командарма в штабном вагоне подвел итоги первого дня наступления и определил задачи на второй день).
40. Железная дивизия в годы Великой Отечественной войны.
Ответ:
(В годы Великой Отечественной войны бойцы Железной дивизии прошли боевой путь от волги до Праги. Этапами его были бои под Минском и Сталинградом, Харьковом и Кривым Рогом. Железная дивизия освобождала Днепропетровск и Бердичев, форсировала Южный Буг и Днестр, вместе с воинами 1-го Чехословацкого корпуса освобождала Чехословакию).
50. Железная дивизия после Великой Отечественной войны.
Ответ:
(Боевой путь закончила 24 июня 1945 года в 100 км от Праги. После Великой Отечественной войны местом последней дислокации Железной дивизии был Прикарпатский военный округ (в районе г. Львова). Дивизия постоянно поддерживала связи с г. Ульяновском и Ульяновской областью, в ее рядах проходили военную службу многие призывники нашего края. После распада Советского Союза в начале 1990-х годов решением правительства Украины дивизия была расформирована. Знамя дивизии находится в музее Министерства обороны российской Федерации).
Блок 4. Известные земляки.
10. С его именем связаны село Аксаково и с. Чуфарово (ныне Майнский район), Вишенка (ныне Мелекесский район), автор повести «Детские годы Багрова-внука».
Ответ:
(Сергей Тимофеевич Аксаков – 1791-1859 г.г.).
20. Советский живописец, педагог, профессор, народный художник СССР. Родился 19 января 1893 года в селе Прислониха (ныне Ульяновской области) в крестьянской семье, его дед был иконописцем. Самые известные картины «Колхозный праздник», «Колхозное стадо», «Фашист пролетел», «Ужин тракториста», «Жатва», «Сенокос». Назовите имя этого художника.
Ответ:
( Аркадий Александрович Пластов – 1893-1972 г.г.).
30. Анненково является родиной крупного ученого-востоковеда, доктора исторических наук, профессора. Автора книг: «Краткий курс истории Индии до X века, «Афанасий Никитине (в соавторстве) и 100 научных работ. Работал в Сибири, в Московском аграрном институте и МГУ.
Ответ:
(Александр Михайлович Осипов - 1897-1969 г.г.)
40.Анненково - родина многолетнего директора Сенгилеевского педагогического училища, Заслуженного учителя России, почетного гражданина Сенгилея и Ульяновской области.
Ответ:
(Сергей Павлович Сахарцев – 1937-2003 г. г.)
50. Майнский район (а именно село Репьевка-колхозная) – родина Героя Советского Союза, гвардии рядового стрелка. Он в числе 12 гвардейцев-десантников совершил групповой подвиг на реке Свирь в районе города Лодейное Поле.
Ответ:
(Иван Петрович Мытарев – 1925-1996 г. г.)
Блок 5. Духовное наследие края. (На экране можно показать фотографии , о которых говориться в текстах).
10. Назовите имя симбирского юродивого, местночтимового святого, который пробрел известность аскетическим образом жизни. В 1998 году по благославлению патриарха Алексия II канонизирован и причислен к лику святых.
Ответ:
(Андрей Блаженный)
20. Кот в мешке. Определите название храма, изображенного на фотографии. С каким историческим событием связано его строительство? (фото Свято-Троицкого кафедрального собора)
Ответ:
Собор во имя живоначальной Троицы (Свято-Троицкий собор). Храм был построен в 1841 году на соборной площади Симбирска в честь победы русской армии в Отечественной войне 1812 года. Закладка храма состоялась 7 сентября 1824 года во время посещения Симбирска императором Александром I. Архитектор Михаил Петрович Коринфский (Варенцов). Уничтожен советской властью в 1937 году)
30. (фото храма Всех Святых (Ульяновск)
Назовите изображенный объект? Чем он знаменателен?
Ответ:
(Храм Всех Святых – православный храм в Ульяновске. Построен из дерева, исключительно на пожертвования жителей города и области. Авторы проекта-супруги Лия и Александр Варюхины. Здесь находятся мощи святого Блаженного Андрея Симбирского, мощи Преподобных отцов Киево-Печерских, частица мощей святого преподобного Серафима Саровского и другие духовные ценности. Начато строительство – 7 июля 1995 года, а
Закончено -7 апреля 1996 года.)
40. (фото Поклонного Креста в Ульяновске)
Что изображено на фотографии? В честь какого события он возведен?
Ответ:
(Поклонный Крест в Ульяновске. На улице Гончарова расположен памятник Православию нашего города – Поклонный Крест - часовня. В 2000 году по решению президента Российской Федераии и Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II было принято решение: в связи с 2000-летием Христианства установить во всех городах России Поклонные Кресты. Крест-памятник установлен в честь памяти утраченных храмов).
50. (фото Спасо-Вознесенского кафедрального собора в Ульяновске)
Определите название храма, изображенного на фотографии. История его создания.
Ответ:
(Спасо-Вознесенский кафедральный собор в Ульяновске. В 1989 году была возрождена самостоятельная Ульяновская епархия, и тогда же возник вопрос постройки в Ульяновске кафедрального собора. 1993 год в истории собора ознаменовался тем, что на встрече губернатора Ульяновской области Юрия Горячева с Преосвященнейшим Владыкой Проклом было предложено возвести Спасо-Вознесенский собор на новом месте при поддержке администрации области. С начала 1990-х годов под руководством настоятеля Всехсвятской церкви отца Алексия Скалы началось строительство нового городского каменного собора, прототипом которого стал старый Спасо-Вознесенский собор. 21 мая 2015 года в празднике Вознесения господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Спасо-Вознесенского кафедрального собора города Ульяновска и Божественную литургию в новоосвященном храме).
III. Слайд № ____
Подведение итогов в баллах и обсуждение работы в команде.
Учитель: Моя работа в команде.
Чтобы показать учащимся, как они работали в команде, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:
(распечатанные критерии на каждом столе и у каждой команды)
- Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
- делало её более эффективной
- тормозило выполнение задания
- не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в команде, - На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в команде?
- обмен информацией
- взаимодействие
- взаимопонимание
- были равномерно задействованы все уровни
- Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники команды при выполнении задания?
- недостаток информации
- недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)
- трудности в общении
- Какой стиль общения преобладал в работе?
- ориентированный на человека
- ориентированный на выполнение задания
- Сохранилось ли единство команды в ходе выполнения задания?
- в команде сохранилось единство и партнерские отношения
- единство команды в ходе работы было нарушено
- Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в команде?
- лидер, выдвинувшийся в ходе работы
- нежелание наладить контакт большинства участников команды
- непонимание задачи, поставленной для совместной работы
- сама задача оказалась неинтересной, трудной.
Учитель: Проанализировав урок, что вы можете сказать о своей работе, о работе команды или класса в целом.
Учитель: Словно на лихом коне мчится ветер времени… А мы все смотрим и не можем насмотреться на то, что строили, чем восхищались, над чем размышляли наши предки. А ведь не постигнув их мира, не познать нам и современников.
Благодарю всех за урок.
Все участники команды, которая набрала больше баллов – получает оценку «5»,
Команда соперников – «4».
Слайд № ____ (изображение первого герба Симбирска, который город получил в 1672 году)
Д. з.
За какие заслуги в 1672 году Симбирску бы пожалован первый герб, представляющий собой льва с короной на голове, стоящий на задних лапах, обращенного в правую сторону и державший меч в правой передней лапе?
Ответ:
(За успешную оборону от войск Степана Разина).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Донской край-твоя малая Родина.
Презентация к уроку истории Донского края для 5 класса....
Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс
Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели: - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта. - Сфор...
урок по истории родного края 10 класс. "По страницам истории родного края"
В уроке использован материал истории 18 века, время правления Петра Великого, его "Каспийский поход" и влияние, оказанное на развитие Астраханской области....
"Мира не узнаешь, не зная края своего" Игра- путешествие по родному краю
"Мира не узнаешь, не зная края своего" Игра- путешествие по родному краю. Дети знакомятся с историей, традициями, ремеслами, знаменитыми людьми Нижегородской земли и родного края....
Познавательная игра «Путешествие в историю родного края».
Цели: Содействовать расширению и углублению знаний учащихся об истории, культуре родного края; развивать их кругозор, память, внимание, познавательные интересы; воспитывать чувство национальной гордос...
Своя игра по истории Нижегородского края. Урок обобщения и систематизации знаний (учебник Ф.А. Иткин, Ф.А. Селезнев, В.К. Романовский.).
Тема урока: Итоговое повторения курса история Нижегородского края XVI-XVII век.Класс: 7Тип урока:Урок обобщения и систематизации знаний (учебник Ф.А. Иткин, Ф.А. Селезнев, В.К. Романовский.) в форме и...
"Жемчужины родного края" (образы "малой" родины в произведениях Самарских поэтов)
Сценарий литературно-музыкальной композиции...