Своя игра по истории родного края "Моя малая родина"
методическая разработка по краеведению

Мартынова Лариса Анатольевна

Игра по истории Симбирского края . В игре  есть материал по истории Майнского района и села Анненково-Лесное .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoya_igra_po_istorii_rodnogo_kraya_moya_malaya_rodina.docx39.84 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд № 1.    Повторительно – обобщающий  урок по историческому  краеведению симбирского края на тему:

«Судьба симбирского края  в истории родной страны».  

 Интеллектуальная игра.    8 класс.

Предмет: историческое краеведение Ульяновской области

Тема урока:  «Судьба симбирского края  в истории родной страны».

Тип урока: повторение и обобщение материала.

Класс:  8

Форма урока: интеллектуальная игра «Своя игра».

Цель — формирование у обучающихся исторического мышления, представления об истории  края, как о части Отечественной истории.

Задачи:

  • расширить знания по истории Симбирского края края, образовательный и мировоззренческий кругозор школьников;
  • активизировать  у школьников интерес к истории своего края;
  • формировать  умения: четко и ясно излагать свои мысли, оперировать историческими данными; работать с источниками, литературой и Интернет-ресурсами;
  • развивать  коммуникативные  навыки обучающихся;
  • воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине;
  • повысить общую и эстетическую культуру.

Оборудование: компьютер или ноутбук, проектор, презентация.

Предварительная подготовка.

        Учащимся  необходимо сформировать команды и изучить литературу по истории  города Ульяновска, Майнского района, села Анненково-Лесное.

Слайд № 2.

                                                                     Ход урока.

                                                                             Родного края милый свет

                                                                Знакомые потоки,

                                                                          Златые игры первых лет

                                                                  И первых лет уроки.

   Что вашу прелесть заменит?

                                                               О, Родина святая,

                                                                          Какое сердце не дрожит,

                                                                Тебя благословляя?

                                                                                                                     

                                                                                                          В.А.Жуковский.

  1. Начало урока.

Учитель:  Добрый день, уважаемые гости, здравствуйте, ребята!

Родина! Как глубоко и волнующе это слово! Чье сердце оно не тронет, не всколыхнет добрым чувством? Моря и полноводные реки, высокие горы и широкие степи, пустыни и непроходимая тайга - все это наша Россия. И совсем небольшим островком среди её необъятных просторов лежит Ульяновская  область, у которой за много веков сложилась яркая, неповторимая биография. Нам есть чем гордиться. Наша земля овеяна бессмертной славой: родина великого человека, чье имя знает весь мир – Ульянова Владимира Ильича. Здесь  жили  и творили талантливые земляки, чьи имена вписаны золотыми буквами не только в историю родного края, но и в историю страны. Мы живем среди людей и у нас общие традиции, обычаи, символы и каждый день дополняется новыми штрихами, красками, новыми делами. Именно  это и создает ощущение собственной причастности к судьбе  своей «малой родины» и к судьбе Отчизны, возвращает чувство любви к ним. И  где бы ни оказался ульяновец, он всегда сохранит в душе и красоту своей земли, и память о предках, и гордость за славную историю своей малой родины

II. Сообщение темы и целей урока.

Слайд № 3.     Эмоциональный настрой.

Мир прекрасен и удивителен.

Сколько событий, сколько открытий!

Отправляйся смело в путь,

Ум, смекалку не забудь.

Много трудностей ждёт в пути,

Немало испытаний придётся пройти.

Но верю, всё преодолеешь ты –

Ведь знания твои крепки!

Слайд № 4.

Учитель: тема нашего урока «Судьба симбирского края  в истории родной страны».

В 8 классе мы  завершаем изучение предмета «Историческое краеведение», в этой четверти мы закрепим знания и по истории края, и по истории Майнского района.

Слайд № 5.  

А сейчас нам предстоит совершить увлекательное путешествие по стране

 « Краеведение». В пути нас ожидают различные задания, выполнив которые, можно продолжить путешествие и расширить знания о своем крае, своей малой родине.

III.  Основная часть урока - интеллектуальная игра «Своя игра».

Слайд № 6.  

Обобщение материала мы проведем в форме интеллектуальной  игры «Своя игра».

Вы заранее сформировали команды и  выбрали капитанов.  ( Можно придумать названия, которые связаны с историей)

Давайте вспомним правила дружной работы.

Вы готовы отправиться в путь? Тогда начинаем!

Слайд № 7  (На слайдах можно вопросы и ответы изображать, фотографии земляков, храмов и церквей и т. д.).

Итак, правила игры.

Перед вами пять тем, (которые вам были известны, но вопросы, которые я подготовила вам неизвестны). В каждой теме содержится по пять вопросов различной сложности. Стоимость вопроса соответствует его сложности. Команда, давшая правильный ответ на вопрос, получает возможность выбрать следующую тему и стоимость вопроса. В случае неправильного ответа у команды-соперника есть возможность дать свою версию. Если при выборе вопроса команде достается «Кот в мешке», она обязана отдать вопрос команде соперников. Победителем игры будет признана команда, набравшая большее количество очков по результатам игры. 

( Если на уроке будут гости, то  можно разрешить  один раз каждой команде обратиться  к ним за помощью («Помощь знатока»)).

Итак, мы начинаем интеллектуальную игру. Та команда, которая быстрее даст ответ на мой вопрос, получит право начать «Свою игру».

Внимание, вопрос:  «Назовите год основания города Симбирска».  (1648)

Вопросы для игры:

Блок 1.  История Ульяновска.

10.  Основатель Симбирска. По велению кого основали Симбирск?  

Ответ:

(Окольничий  Богдан  Хитрово, Симбирск основан по велению  царя Алексея Михайловича как крепость, с целью защиты восточных границ Русского царства от набегов кочевых  племен).

20. В каком году и кем была учреждена Симбирская губерния?

Ответ:

(1780 год,  учреждено  Симбирское наместничество,  указ  Екатерины II  «Об  учреждении  Симбирского наместничества»;

1796 год, указом Павла I Симбирское наместничество  переименовано  в Симбирскую губернию).

30. Когда и почему  Симбирск и Симбирская губерния  переименованы в Ульяновск и Ульяновскую губернию?

Ответ:

( В 1924 году  в связи со смертью В. И. Ленина (Ульянова) постановлением ЦИК СССР, Симбирск  переименован в Ульяновск, а Симбирская губерния –

в Ульяновскую губернию).

40. Кот в мешке.  Постоянная  эксплуатация электрического трамвая в Российской империи  была впервые  начата  1 июня ( по старому стилю)  1892 года в Киеве.  Когда и где  в нашем регионе была запущена «транспортная новинка»?

Ответ:

(1 января 1954 года в Ульяновске открылось трамвайное движение в правобережной   части города).

50.  Прочитайте текст и определите событие и год:

«…Когда начали продавать калач, цена  на него была увеличена, но продержалась  такой всего несколько часов: так как губернатор пригрозил продавцам острогом. Мяса же нельзя было сразу достать… После 25 августа пошли дожди, и вместо жары наступил холод. Это время было действительно тяжелым…, чтобы согреться, жгли костры из хвороста или разбирали уцелевшие плетни в огородах. Поспевшие же овощи на огородах были или украдены, или втоптаны в грязь. Так же были опустошены и все приволжские сады…»

Ответ:

( 13 августа 1864 года в Симбирске был сильнейший пожар, который длился 9 дней, уцелела только четвертая часть города).                              

               

           

Блок 2. Моя малая Родина.

10.  Когда был образован Майнский район? Почему?

Ответ:

(Основан  как пристанционный поселок  на вновь сооруженной ветке Симбирск – Инза   Московско – Казанской (ныне Куйбышевской) железной дороги.  Движение товарных и пассажирских поездов через станцию началось 28 декабря 1898 года, а 1 января 1899 года здесь открылся прием внутренних телеграмм.  Таким образом, своим возникновением  поселок обязан проведению здесь стальной  магистрали.

3 августа 1930 года в связи с объединением  в один двух прежних районов –Тагайского и Поповского -  образовался Майнский район).

20. Когда и кем  (по преданию) основано село Анненково – Лесное??

 Ответ:

(Село Анненково – Лесное  основано во второй половине 17 века. Существует предание, согласно которому царь  Иван Грозный  сослал сюда, в лесное  болотистое  место  с проезжей  дорогой , под надзор преданных ему монахов, башкирского военначальника Аника. Со временем  известный ссыльный  принял православную христианскую веру, стал называться  Анненковым. И его даже назначили  старшим здешнего военного поста с правом  набирать  служилых людей из марийцев, башкир, татар и мордвы, живущих в русских селениях центра России).

30.  Какие  трагические события произошли в селе  Анненково весной 1907 года на Пасху?

Ответ:

(Весной 1907 года  произошло  крупное крестьянское  выступление, во время которого  были  убиты помещик и урядник. Прибывший в село отряд стражников был встречен крестьянской толпой, вооруженной топорами, вилами и кольями. Винтовочный залп выше  голов  крестьян не напугал. Они атаковали стражников, обезоружили их и заперли в сарае. Во время этой стычки 3 стражника  погибли.  Помещичья усадьба подверглась разгрому. Для  расправы с бунтовщиками в Анненково прибыли 2 роты солдат, драгуны и казаки.  Начались аресты).

40. Что такое МТС? Когда и зачем она была создана в Майне?

Ответ:

 (МТС – машинно-тракторная станция. 10 июля  1938 года  в майне была создана  машинно-тракторная станция для оказания  технической помощи  колхозам в обработке земли. С начала Великой Отечественной  войны за рычаги тракторов сели наспех обученные  женщины, старики и подростки).

50. О ком и о чем  идет речь в этом отрывке?

 …Станция  Майна занимает особое место в истории гражданской войны в Симбирской  губернии. Документы свидетельствуют, что 26 июля 1918 года сюда вышел из окружения  в районе г. Сенгелея  сводный красноармейский  отряд под командованием  легендарного  командира… и именно здесь был решен вопрос о реорганизации сводного отряда в  первую  сводную дивизию…

Ответ:

(Гай Дмитриевич Гай. Формирование Железной дивизии. Во время наступления на Симбирск на станции Майна временно находился штаб Железной дивизии).


Блок 3. Железная  дивизия. 

10. Укажите о какой  исторической личности идет речь: Во время Гражданской  войны во главе  сформированных им частей вел борьбу против Чехословацкого корпуса и оренбургских казаков генерала Дутова. В июле 1918  года руководил обороной  Симбирска.

 Ответ:

(Гай Дмитриевич Гай). 

20. Как  связано  село Анненково-Лесное  с историей Железной дивизии?

 Ответ:

(Ночью 26 июля 1918 года  командир  сводного  красногвардейского отряда  Г. Д. Гай с местной  почты  по телефону          докладывал в Инзу командованию 1-й Революционной  армии  М. Н. Тухачевскому и политкомиссару В. В. Куйбышеву о выходе из вражеского окружения  на станцию Майна. В июле-августе  и в начале сентября 1918 года здесь  находились штаб и отдельные части Симбирской Железной дивизии, в том  числе 2-го Симбирского пехотного полка. В  ряды Железной дивизии  вступили  многие здешние  крестьяне).

30.  Как связан Майнский район с историей Железной дивизии7

Ответ:

(На рассвете 9 сентября 1918 года отсюда, с рубежа Игнатовка-Майна-Языково, началось  решительное наступление Железной дивизии  на Симбирск, закончившееся его победным освобождением. В рядах  ее  бойцов было немало майнцев, жителей других сел и деревень района, игнатовских рабочих. Поздним вечером того же дня штаб дивизии со станции Чуфарово переместился на станцию Майна, а около полуночи Г. Д. Гай в присутствии командарма в штабном вагоне подвел итоги первого дня наступления и определил задачи на второй день).

40. Железная дивизия в годы  Великой Отечественной войны.

Ответ:

(В годы  Великой Отечественной войны бойцы Железной дивизии  прошли боевой путь от волги до Праги. Этапами его  были  бои под Минском и Сталинградом, Харьковом  и Кривым  Рогом. Железная дивизия  освобождала Днепропетровск и Бердичев, форсировала Южный Буг и Днестр, вместе  с воинами 1-го Чехословацкого корпуса освобождала Чехословакию).

50.  Железная дивизия после Великой Отечественной войны.

Ответ:

(Боевой путь закончила  24 июня 1945 года  в 100 км от Праги. После Великой Отечественной войны местом последней дислокации Железной дивизии  был Прикарпатский  военный округ (в районе г. Львова). Дивизия постоянно поддерживала связи с г. Ульяновском и Ульяновской областью, в ее рядах проходили  военную службу многие призывники  нашего края.  После распада  Советского Союза в начале 1990-х годов решением правительства Украины  дивизия была расформирована. Знамя дивизии находится в музее Министерства  обороны российской  Федерации).

Блок 4. Известные земляки.

10. С его именем связаны село Аксаково и с. Чуфарово (ныне Майнский район), Вишенка (ныне Мелекесский  район), автор повести «Детские годы Багрова-внука».

 Ответ:

(Сергей Тимофеевич Аксаков – 1791-1859 г.г.).

20. Советский живописец, педагог, профессор, народный художник СССР. Родился  19 января 1893 года в селе Прислониха (ныне Ульяновской области) в крестьянской семье, его дед был иконописцем. Самые известные картины «Колхозный праздник», «Колхозное стадо», «Фашист пролетел», «Ужин тракториста», «Жатва», «Сенокос». Назовите имя  этого художника.  

Ответ:

( Аркадий  Александрович   Пластов – 1893-1972 г.г.).

30. Анненково  является  родиной крупного ученого-востоковеда, доктора исторических наук, профессора. Автора книг: «Краткий курс  истории Индии до X века, «Афанасий Никитине (в соавторстве) и 100 научных работ. Работал в Сибири, в Московском аграрном  институте и МГУ.

Ответ:

(Александр  Михайлович Осипов -  1897-1969 г.г.)

40.Анненково - родина   многолетнего  директора  Сенгилеевского  педагогического  училища, Заслуженного учителя России, почетного гражданина  Сенгилея и Ульяновской области.

Ответ:

(Сергей Павлович Сахарцев – 1937-2003 г. г.)

50. Майнский район (а именно  село Репьевка-колхозная) – родина Героя  Советского Союза, гвардии  рядового стрелка.  Он в числе 12 гвардейцев-десантников совершил групповой подвиг на реке Свирь в районе города Лодейное Поле.

Ответ:

(Иван Петрович Мытарев – 1925-1996 г. г.)

Блок 5. Духовное наследие края.  (На экране можно показать  фотографии , о которых говориться в текстах).

10.  Назовите имя симбирского юродивого, местночтимового святого, который пробрел известность аскетическим образом жизни. В 1998 году по благославлению патриарха Алексия II канонизирован и причислен к лику святых.

Ответ:

(Андрей Блаженный)

20. Кот в мешке. Определите название храма, изображенного на фотографии. С каким историческим  событием связано его строительство? (фото Свято-Троицкого кафедрального собора)

Ответ:

Собор во имя живоначальной Троицы (Свято-Троицкий собор). Храм был построен в 1841 году на соборной площади Симбирска в честь победы русской армии в Отечественной войне 1812 года. Закладка храма состоялась 7 сентября 1824 года во  время посещения Симбирска императором Александром I. Архитектор Михаил Петрович Коринфский (Варенцов). Уничтожен советской властью в 1937 году)

30. (фото храма Всех Святых (Ульяновск)

Назовите  изображенный объект? Чем он знаменателен?

Ответ:

(Храм Всех Святых – православный храм в Ульяновске. Построен из дерева, исключительно на пожертвования  жителей города и области. Авторы проекта-супруги Лия и Александр Варюхины.  Здесь находятся мощи святого Блаженного  Андрея Симбирского, мощи Преподобных отцов Киево-Печерских, частица мощей святого преподобного Серафима Саровского и другие духовные ценности. Начато строительство – 7 июля 1995 года, а

 Закончено -7 апреля 1996 года.)

40.  (фото Поклонного  Креста в Ульяновске)

Что изображено на фотографии? В честь какого события он возведен?

Ответ:

(Поклонный Крест  в Ульяновске. На улице Гончарова расположен памятник Православию нашего города – Поклонный  Крест - часовня. В 2000 году по решению президента Российской Федераии и Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II было принято решение: в связи с 2000-летием Христианства установить во всех городах России Поклонные Кресты. Крест-памятник установлен в честь памяти утраченных храмов).

50.  (фото Спасо-Вознесенского кафедрального собора в Ульяновске)

Определите название храма, изображенного на фотографии. История его создания.

Ответ:

(Спасо-Вознесенский кафедральный собор в  Ульяновске. В 1989 году  была возрождена самостоятельная  Ульяновская епархия, и тогда же возник вопрос постройки в Ульяновске кафедрального собора. 1993 год в истории собора ознаменовался тем, что на встрече губернатора Ульяновской области Юрия Горячева с Преосвященнейшим Владыкой Проклом было предложено возвести Спасо-Вознесенский собор на новом месте при поддержке администрации области. С начала 1990-х годов под руководством настоятеля Всехсвятской  церкви отца Алексия Скалы началось строительство нового городского каменного собора, прототипом которого стал старый Спасо-Вознесенский собор. 21 мая 2015 года в празднике Вознесения господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения  Спасо-Вознесенского кафедрального собора города Ульяновска и Божественную литургию в новоосвященном храме).

III. Слайд № ____

Подведение итогов в баллах и обсуждение работы в команде.  

Учитель: Моя работа в команде.

Чтобы показать учащимся, как они работали в команде, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:

(распечатанные критерии на каждом столе  и у каждой команды)

  1. Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
    - делало её более эффективной
    - тормозило выполнение задания
    - не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в команде,
  2. На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в команде?
  • обмен информацией
  • взаимодействие
  • взаимопонимание
  • были равномерно задействованы все уровни
  1. Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники команды при выполнении задания?
  • недостаток информации
  • недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)
  • трудности в общении
  1. Какой стиль общения преобладал в работе?
  • ориентированный на человека
  • ориентированный на выполнение задания
  1. Сохранилось ли единство команды в ходе выполнения задания?
  • в команде сохранилось единство и партнерские отношения
  • единство команды в ходе работы было нарушено
  1. Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в команде?
  • лидер, выдвинувшийся в ходе работы
  • нежелание наладить контакт большинства участников команды
  • непонимание задачи, поставленной для совместной работы
  • сама задача оказалась неинтересной, трудной.


Учитель: Проанализировав урок, что вы можете сказать о своей работе,  о работе команды или класса в целом.

Учитель: Словно на лихом коне мчится ветер времени… А мы все смотрим и не можем насмотреться на то, что строили, чем восхищались, над чем размышляли наши предки. А ведь не постигнув их мира, не познать нам и современников.

Благодарю всех за урок.

Все участники команды, которая набрала больше баллов – получает оценку «5»,

Команда соперников – «4».

Слайд  № ____ (изображение  первого герба Симбирска, который  город получил в 1672 году)

Д. з.

За какие заслуги в 1672 году Симбирску бы пожалован первый герб, представляющий собой льва с короной на голове, стоящий на задних лапах, обращенного в правую сторону и державший меч в правой передней лапе?

Ответ:

(За  успешную оборону  от войск Степана Разина).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Донской край-твоя малая Родина.

Презентация к уроку истории Донского края для 5 класса....

Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс

Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели:    - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта.               - Сфор...

урок по истории родного края 10 класс. "По страницам истории родного края"

В уроке использован материал истории 18 века, время правления Петра Великого, его "Каспийский поход" и влияние, оказанное на развитие Астраханской области....

"Мира не узнаешь, не зная края своего" Игра- путешествие по родному краю

"Мира не узнаешь, не зная края своего" Игра- путешествие по родному краю. Дети знакомятся с историей, традициями, ремеслами, знаменитыми людьми  Нижегородской земли и родного края....

Познавательная игра «Путешествие в историю родного края».

Цели: Содействовать расширению и углублению знаний учащихся об истории, культуре родного края; развивать их кругозор, память, внимание, познавательные интересы; воспитывать чувство национальной гордос...

Своя игра по истории Нижегородского края. Урок обобщения и систематизации знаний (учебник Ф.А. Иткин, Ф.А. Селезнев, В.К. Романовский.).

Тема урока: Итоговое повторения курса история Нижегородского края XVI-XVII век.Класс: 7Тип урока:Урок обобщения и систематизации знаний (учебник Ф.А. Иткин, Ф.А. Селезнев, В.К. Романовский.) в форме и...