Интегрированный урок чтения и краеведения "Я сберегу вас, сберегу!"
план-конспект урока по краеведению (7 класс)

Еремина Елена Витальевна

Земля – наш дом. Он становится непригодным для жилья,  нам некуда уйти из своего дома, поэтому нужно учиться каждому на своём месте с любовью заботиться о Земле.

Интегрированный урок. Литературно-музыкальная композиция. Участники: дети школы-интерната для детей с ОВЗ и обучающиеся 7 класса общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturno.docx31.72 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок чтения и краеведения по теме: «Я сберегу вас, сберегу!»

Актуальность.

Земля – наш дом. Он становится непригодным для жилья,  нам некуда уйти из своего дома, поэтому нужно учиться каждому на своём месте с любовью заботиться о Земле.

Цель:

вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты и желание созидательно взаимодействовать с природой

Задачи:

воспитать у учащихся  стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды;

формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля;

развивать познавательный интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.

Оборудование, оформление: компьютер, мультимедийное сопровождение.

  1. М. Пришвин: «Охранять природу – значит хранить Родину»;
  2. М. Пришвин: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни»  

Музыкальное сопровождение:

Песня «Родина»

 Автор текста (слов):Пришелец А. 

Композитор (музыка): Кабалевский Д.  «Наш край»;

Песня   «Берегите Землю…»

Видеоролики:

«Береги природу!»

«Загрязнение природы»

«Берегите природу!»

Ведущий.

         Дорогие наши гости! Обратите, пожалуйста, внимание на высказывания наших великих писателей. Свои произведения они писали в разное время, но всех их волновал один и тот же вопрос: бережное отношение к родной природе. Писатель Виктор Астафьев сказал: «Звери, птицы, растения проживут и без нас, а мы без них обязательно погибнем».

Вы, наверное, ребята, видели, какую печальную картину представляет собой заброшенный дом, из которого ушли люди: выбиты стёкла и двери, сломаны печи, кругом грязь и запустение. Всё это наводит на грустные мысли. Но ещё страшнее бесхозяйственность и запустение в природе. Задымлённое тысячами труб небо, отравленная вода в реках и озёрах, сожженные леса и степи. А ведь жить на этой земле не только нам, но и тем, кто придёт после нас. Это наши дети, внуки и правнуки. Так давайте же задумаемся, что оставим мы после себя потомкам. Грязные, засоренные реки и озёра, в которых загублено все живое или реки и озёра с чистой, и прозрачной водой, в которой весело плещутся рыбы, лебеди, утки, гуси. Выгоревшие леса, где не слышно пения птиц, не видно никаких животных. Или леса, полные зелени, солнца, птичьего щебетания.

Наша планета в беде. И беды природы - это прежде всего наши беды.

1-й     Во все времена колокола были вестниками тревоги.  Они звучали, когда голосу человеческому не под силу было передать боль. По ком же звонят колокола сегодня? Они звонят по каждому из нас, живущим на планете Земля, они возвещают всем нам о вплотную приблизившейся экологической катастрофе.                                Слайд 2

2-й   Моя планета – человеческий дом.            Слайд 3
        Но как ей жить под дымным колпаком?
        Где сточная канава океан,
        Где вся природа поймана в капкан,
        Где места нет ни аисту, ни льву,
        Где травы стонут: больше не могу?

3-й    Вот она летит, маленькая какая,                   слайд4
         Вот она грустит, в думы свои вникая.
         Вот она плывёт, зыбкой прохладой веет,
         Всё ещё живёт, всё ещё людям верит.
         Вот она летит сквозь грозовую полночь,
         Всех людей зовёт прийти на помощь,
         Просит прийти на помощь!

4-й   Прежде мы не  осознавали и не слишком внимательно относились к сигналам бедствия, подаваемые  природой. Сейчас мы очень хорошо понимаем, что наш дом Планета Земля в опасности, она медленно погибает.

(озвучивается сигнал SOS)

5-й    “Снова звучит сиграл SOS. На пульте космического корабля Земля загорается красная лампочка. Топливо наисходе, запасы продовольствия тают, правила гигиены не соблюдаются...” – так образно описывал сложившуюся  обстановку французский  исследователь и журналист Люсьен Матье в своей книге “Сбережем Землю”.

(озвучиваются звуки телетайпа )

6 –й    Телетайп.  Чем же говорит сегодня телетайпная лента мира?

7-й      Каждый день фауна Земного шара становится беднее на один вид животных.

8-й      В минуту вырубается 20 га тропических лесов.

9-й      Каждую неделю мы навсегда теряем еще один вид растений.

10-й   5 млрд тонн углекислого газа ежедневно выбрасывается в атмосферу земли.

(Ролик «Береги природу»)

    Давайте окинем  взором  нашу голубую планету. Сегодня она уникальна, огромна и бесконечна, но в то же время беззащитная и хрупкая. Сегодня здоровье, ее жизнь в опасности. Она нуждается  в срочной экологической помощи.

1-й      Скорая экологическая помощь?

2-й      Да, Центр экологической помощи создается при ООН. Со временем ученые-экологи будут выезжать на места экологических  бедствий. А сегодня они проводят регулярные «медицинские осмотры» Земли.

3-й     Каков же диагноз?

4-й     Если пользоваться терминологией американского ученого Поля Эрлиха, КОЖА нашей планеты заражена. Отсюда возникает вопрос – излечима ли эта болезнь?

5-й    Специалисты отвечают на этот вопрос отрицательно. Они указывают на огромные нефтяные пятна на поверхности океана, трупы рыб в отравленных реках, завесы смога над городами.

6-й     Словно гигантские гнойники  на теле Земли огромные свалки. Они вызывают боль и отвращение.

7-й     Шрамы на теле Земли – асфальтовые дороги. Бетон продолжает поглощать Землю.

8-й    В опасности легкие планеты – тропические леса. Их исчезновение приобрело всемирный характер.

9-й    Затуманились глаза Земли – озера, реки, моря, океаны. Наша планета – планета океанов. ¾ планеты заняты морями и океанами. Ученые предупреждают, если ничего не изменится к лучшему, если не будут приняты срочные меры Мировой океан покроется тонкой нефтяной  пленкой и все живое погибнет.

10-й      Океан седой гремит набатно,
             Он таит обиду в глубине, 
             Черные, раскачивая пятна,
             На крутой разгневанной волне.
             Стали люди сильными, как боги,
             И судьба Земли у них в руках,
             Но темнеют страшные ожоги
             У земного шара на боках.
             Мы давно освоили планету,
             Широко шагает новый век
             На земле уж белых пятен нету,
             Черные сотрешь ли, человек?

(Звучит набат, звонят колокола).

Слайд 5

4-й     26 апреля 1986 года в 1 ч 27 мин ударил Чернобыльский колокол. Его услышали жители всей планеты; его слышат и сейчас. Последствия Чернобыльской катастрофы оказались более серьезными, чем мы предполагали.

5-й        Заросли огороды
             Библейской полынью.
             И погасли на реках костры…
             Тихо перекликаются села
            “Болит голова и тошнит”.
             Тихо в лесах и полях,
             Тихо на плесе пустом…

6-й

  • В Белорусском городе Могилеве, оказавшегося на краю Чернобыльской радиационной воронки, совсем исчезли бабочки. Они не могут жить в столь загрязненном воздухе. А Человек?

7-й

  • Катастрофически растет во всем мире число экологически неблагополучных городов, чей воздух отравленный промышленными выбросами, становится непригодным для дыхания.

(Ролик «Загрязнение»)

8-й      Так что же нам делать, Детство, Отрочество, Юность? Прекрасная пора, когда все кажется бессмертным и вдруг, это великое чудо Земля будет утрачено?

9-й      Мы не можем этого допустить. Человечество хочет выжить, оно должно сделать  все, чтобы Природа не вычеркнула его из списка живых.

Слайд 6           10-й      Будем же беречь нашу планету.

              Повсюду и на каждом шагу

              Все вместе и каждый поотдельности

              Другого нам не дано.

1-й        Нам жить в одной семье
            Лететь в одном полёте
            Давайте сохраним ромашку на лугу,
            Кувшинку на реке
            И клюкву на болоте!

ХОРОМ
             Береги планету эту,
            Ведь другой на свете нету!

Ещё в 20-х годах XX века писатель В. Бианки сказал: «Человек должен жить в согласии с природой, человек не рождается с этим чувством, его надо в себе воспитывать». Так давайте же воспитывать в себе любовь к природе, ко всему живому на земле.

(Слайд №  7)

1-й чтец.

Смотрю на глобус - шар земной

И вдруг вздохнул он, как живой,

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

 

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

 И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

 

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

 

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек!

В тебя мы верим - не солги,

Ты береги нас, береги!»

 

Смотрю на глобус — шар земной

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

«Я сберегу вас, сберегу!»

 

Ведущий. С радушием встречает тебя лес, укрывая от зноя тенью своей листвы. Ласково шелестят листочки, как бы приглашая отдохнуть усталого путника, насладиться красотой природы(слайд № 8)

 

2-й чтец.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Как вышки ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

 (И. Бунин)

Ведущий. Красив лес не только осенью, но и зимой. Одетый в невиданные наряды стоит он словно заколдованный (слайд № 9)

 

3-й чтец.

Чародейкою-зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит;

 

И стоит oноколдован –

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой.

 

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

(Ф. Тютчев)

 

Ведущий. Символом нашей русской природы всегда была берёзка. Очень многие поэты прославляют её в своих стихах. И именно о берёзках скучаем мы, когда уезжаем куда-то далеко и надолго из родного края (слайд № 10)

 

4-й чтец.

Люблю берёзу русскую,

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю берёзу русскую.

Она всегда с подружками

Весною хороводится,

Под ветром долу клонится,

Гнётся, но не ломится.

(А. Прокофьев)

 

Ведущий. Берёзка, как и любое дерево, тоже нуждается в защите человека, особенно когда оно маленькое, тонкое и хрупкое  (слайд № 11)

 

5-й чтец.

Тонкая берёзка,

Ростом невеличка.

Словно у подростка,

У неё косичка.

Деревце на славу

За год подросло

До чего кудряво,

До чего бело!

Прибежали козы

Рано поутру,

Гложут у берёзы

Белую кору

Не ходите козы,

В молодой наш лес,

Вырастут берёзы,

Будут до небес.

(П. Воронъко)

 

Ведущий. Хорошо и привольно в лесу. Но поля и степи тоже привлекают нас. Высокая трава мягко обвивает твоё тело, голова кружится от терпкого запаха земли, от медового аромата цветов (слайд № 12) Вот распускаются бутоны лесных колокольчиков, васильков и ромашек и кажется, что на нежных покрывалах их лепестков может спать Дюймовочка, потому что эти цветы очень нежны и красивы (слайд № 13)

 

ВедущийА какой аромат разливается весной, когда цветут сирень (слайд № 14) и черёмуха (слайд № 15) , липа (слайд № 16)  и яблоня (слайд № 17)

 

11-и чтец.

Выросла я, липка,

Тоненькой и гибкой, –

Не ломай меня!

Медоносным цветом

Зацвету я летом, –

Береги меня!

В полдень надо мною

Спрячешься от зноя, –

Вырасти меня!

Я тебя листвою

От дождя укрою, –

Поливай меня!

Вместе, друг мой милый,

Наберёмся силы, –

Ты люби меня!

А дождёшься срока,

Выйдешь в мир широкий, –

Не забудь меня!

(Платон Воронько, «Липка»)

 

Ведущий. Хорошо в наших привольных степях и лесах, но скучно было бы там без лесных жителей. Медведей (слайд № 18) и зайцев (слайд № 19), лосей и косуль (слайд № 20), лис и волков (слайд № 21), и многих-многих других зверей; больших и маленьких, злых и добрых, которых мы должны любить и охранять.

  

12-й чтец.

Без забот и без тревоги

Спал медведь в своей берлоге,

Спал всю зиму до весны,

И, наверно, видел сны.

Вдруг проснулся косолапый,

Слышит - каплет.

Вот беда!

В темноте пошарил лапой

И вскочил: «Кругом вода»

Заспешил медведь наружу:

Заливает - не до сна!

Вылез он и видит лужи,

Тает снег.

Пришла весна!

(С. Маршак, «Медведь проснулся»)

 

13-й чтец.

Маленькому зайчику

На сырой ложбинке

Прежде глазки тешили

Белые цветочки...

Осенью расплакались

Тонкие былинки,

Лапки наступают

На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая

Наступила осень.

Всю капусту сняли,

Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает

Возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку

Серому попасть...

Думает о лете,

Прижимает уши,

На небо косится

Неба не видать...

Только б потеплее,

Только бы посуше...

Очень неприятно

По воде ступать.

(А. Блок, «Зайчик»)

 

Ведущий (слайд № 22) А как непривычно тихо было бы в лесах, полях, садах и огородах, если бы не слышалось пение птиц. Эти маленькие голосистые комочки доставляют нам столько радости. Утром мы просыпаемся под их радостное пение. И природа весной пробуждается вместе с ними. Весна летит на крыльях скворцов, журавлей, ласточек. Они первые её вестники. А зимой наш слух радуют синички, воробьи и снегири (слайд № 23)

 

14-й чтец.

Милый, птиц ловить не надо!

Будут птицы на свободе-

Вредных гусениц не станет

Ни в саду, ни в огороде.

Сделай гнёздышки-домишки

На ветвях для птичек малых,

Да следи чтоб коршун хмурый

Не ломал, не разорял их...

...Обижать птенцов не надо!

Будут птицы на свободе –

Вредных гусениц не станет

Ни в саду, ни в огороде.

(Иосиф Гришашвили, «Охраняй птиц»)

 

Ведущий. Мы всегда должны помогать птицам зимой, когда под снегом они не могут найти себе пропитание. Нужно делать кормушки и подкармливать птиц (слайд № 24)

 

15-й чтец.

С холодным проблеском зари

В лесу проснулись снегири.

Сухих бы зёрен поклевать,

А корма нет и негде взять.

Воды и той нельзя испить

Ну, как тут быть?

Как зиму жить?

«Напрасно тужите, друзья, -

Чирикнул серый воробей, -

Не первый год зимую я,

Летите в сад моих друзей!

На ветках яблонь, груш и слив

Висят кормушки! Поутру—-

Сегодня школьники несли

На завтрак птицам разных круп.

Кому что нравится - бери!

Добры, щедры сердца ребят!»

И полетели снегири

Весёлой стайкой в школьный сад.

(И. Антонов, «Сад друзей»)

 

 

Ведущий. Все стихотворения, которые приготовили наши ребята, посвящены нашей природе, любви к ней. Они посвящены рекам и озёрам, зимним полям, утреннему солнцу и серебристому ручейку, который несёт нам свою прохладу  (слайд № 25)

 

20-й чтец.

Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И качаясь шепчет шаловливо

«С добрым утром!»

(С. Есенин, «С добрым утром»)

 

21-й чтец.

Ясно утро. Тихо веет

Тёплый ветерок;

Луг, как бархат зеленеет,

В зареве восток.

Окаймлённое кустами

Молодых ракит,

Разноцветными огнями

Озеро блестит.

Тишине и солнцу радо,

По равнине вод

Лебедей ручное стадо

Медленно плывёт.

По траве в рубашках белых

Скачут босиком

Два мальчишки загорелых

На прутах верхом.

(И. Никитин, «Утро на берегу озера»)

 

ВедущийИ закончим мы наше мероприятие чтением стихотворения Мусы Джалиля «Вольные ветры».

 

22-й чтец.

Вольные ветры,

Вольные ветры,

Всюду вы были,

По свету летая:

Есть ли страна, что похожа на нашу,

Есть ли ещё на планете такая?

Чтобы была она также свободна,

Недра - богаты,

Земля - плодородна,

Лес - полон ягод,

А поле - пшеницы.

И необъятны

Морские границы.

Счастливы взрослые,

Веселы дети -

Есть ли такая

Другая на свете?

И отвечали вольные ветры:

Много мы видели,

Много летали,

Только отчизны,

Похожей на нашу,

Нет, не видали,

Нет, не видали...

Дети  исполняют  песню «Родина»:

Звучит мелодия русской народной песни «Родина», выходят дети.

Ведущий. Природа - она как мать, как Родина, одна.

                        Так пусть хранит ее человек везде и всегда!

  1. й ребенок. Берегите Землю, берегите,

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку над зеленым полем,

Звезды над речным покоем.

  1. й ребенок. Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою,

 Я природу защищаю,

      Я ее люблю, храню!

  1. й ребенок. Много жалоб накопилось

   У природы на людей:

Воды речек замутились,

Пересох в лесу речей.

  1. й ребенок. Стали чахнуть липы, клены

На обочинах дорог,

 Скоро свои птичьи трели

Соловей нам не споет.

  1. й ребенок. Чистый воздух загрязняют

Фабрики, заводы,

В реках, море и прудах

Отравляют воды.

  1. й ребенок. Загрязняют леса и дубравы,

Уничтожают лекарственные травы,

А ведь зеленые насаждения

                         Создают людям хорошее настроение:

                         Пыль в воздухе уменьшают

                         И человеку дышать помогают!

  1. й ребенок. Гибнут рыбы, гибнут птицы.

Нет! Так делать не годится!

  1. й ребенок. Природу будем защищать,

Зря деревья не ломать,

 Цветы не будем мы топтать,

Зверей не будем обижать!

  1. й ребенок. Природу будем уважать,

Природе будем помогать!

Ведущий.    В гармонии, в дружбе

С природой будем жить.

Давайте же будем

                          Природу Любить!

Просмотр видеоролика «БЕРЕГИ ПРИРОДУ»

 

ВедущийВот и подошёл к концу наша встреча, посвященный проблемам экологии и защите всего живого на земле. Михаил Пришвин написал: «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину» 

Мы должны учиться любить родную землю, понимать и беречь её красоту.

Совместный проект разработки плакатов «Охрана природы»

Звучит песня Кормухиной  «Берегите Землю…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок чтения и развития речи в 4 классе на тему: "Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» ,раннецветущие растения: одуванчик"

Формировать навык правильного, сознательного чтения, используя                 разнообразные виды работ. Рас...

Конспект интегрированного урока по обществознанию, краеведению и географии для 10 класса на тему "Развитие городского самоуправления в 19 и 21 в.в."

В уроке приведены сведения о развитии городского самоуправления в г. Павловский Посад Московской области в 19 и 21 веке. Материалы урока могут быть использованы для проведения классного часа по патрио...

Технологическая карта интегрированного урока (литература и краеведение) по стихотворению Н.А. Некрасова "Железная дорога".

Если  изучение художественного произведения  всколыхнёт  "эмоциональную память народа", то  тогда произойдёт единение времён (прошлого, настоящего и будущего): современный школьник...

Путешествие по Кизильскому району (Интегрированный урок математики и краеведения в 6 классе) 17.10.2015г

Конспект и презентация в 3х частях интегрированного урока математики и краеведения. Тема по математике "Решение задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби". Тема по краеведению "Кизильски...

Интегрированный урок по географическому краеведению "Поселения родного края"

Тип урока: Проблемный урокЦель урока: Обучающая: рассмотреть основные типы поселений, особенности городских и сельских поселений.Развивающая: развитие коммуникативных компетенций обучающихся, нав...

Интегрированный урок по Духовному краеведению Подмосковья и французскому языку

            Основным направлением, заложенным в программе развития МОУ «Средняя общеобразовательная  школа № 26», является духовно-нравственное во...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ (краеведению) и РУССКОМУ ЯЗЫКУ (подготовка к итоговому собеседованию) «ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ - ЕЛЕЦ» (80-летию Елецкой наступательной операции посвящается)

Тематический интегрированный урок (история, краеведение, русский язык) посвящен значимому событию в нашей истории Елецкой наступательной операции. На нем учащиеся не только знакомятся с периодом Велик...