Проект: «Уголок русской культуры в школьном музее»
проект по краеведению (7 класс)
Проект позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике в музейной педагогике. Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у обучающихся устойчивого интереса к русской народной культуре. Реализация собственных проектов школьников будет способствовать развитию активной жизненной позицией, творческого потенциала, а значит положительно повлияет на воспитание духовно-нравственной личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ugolok_russkoy_kultury_v_shkolnom_muzee.docx | 15.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 31
Автор: Козлобаева О.В.
Должность: воспитатель
Проект: «Уголок русской культуры в школьном музее»
.
Цель:
- Формирование российской идентичности подрастающего поколения средствами музейной педагогики и социокультурных ресурсов школьного музея.
Задачи проекта:
- Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения истории России, исследование культуры, традиций, быта русского народа;
- Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам;
- Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, реализация собственных проектов.
Актуальность проекта:
Проходили века, обычаи переходили в правила, устои в традиции, а русский быт, стал национальным достоянием культуры нашей страны. Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас ощущает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. Без знания своих корней, быта, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с бытом, традициями, обычаями русского народа, воспитывает у обучающихся любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому создание в школьном музее «уголка- русской культуры» раскрывает актуальность и возможности этого проекта. Так повелось с древней Руси, народный быт постепенно становился частью культуры нашего народа. Основное жилище крестьян, это русская изба, которая скромно притаилась в уголке школьного музея. Пусть изредка, но «уголок русской культуры» пополняется экспонатами предметов хозяйской утвари простой, крестьянской семьи. Здесь обучающиеся исследуют, воссоздают частичку жизни русского народа, им становится дорог каждый предмет прошлых времен. Готовятся к проведению экскурсий для школьников: «Быт и традиции русского народа». Элементы игры, творческие импровизации народных праздников, сюрпризные моменты обрядов русского народа, все это - стимулирует интерес обучающихся, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. Системные занятия обеспечивают в воспитательном процессе естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности. Раскрывает творческие способности каждого, а воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свою нацию, за прошлое своего народа, уважения к своей семье - способствует сохранению культуры в душе русского народа.
Проблема
Неосознанное отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений, нежелание участвовать в возрождении национальной культуры.
Гипотеза:
Организация проектно-исследовательской деятельности связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проект позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике в музейной педагогике. Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у обучающихся устойчивого интереса к русской народной культуре. Реализация собственных проектов школьников будет способствовать развитию активной жизненной позицией, творческого потенциала, а значит положительно повлияет на воспитание духовно-нравственной личности.
Новизна проекта:
- поиск новых подходов к социализации и процессу формирования российской идентичности подрастающего поколения, средствами музейной педагогики с использованием социокультурных ресурсов создания «уголка русской культуры» в школьном музее;
- создание мультимедийных проектов детей с ОВЗ для школьного музея.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития посредством музейной педагогики и социокультурных ресурсов школьного музея;
- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины;
- формирование чувств национального достоинства;
- развитие социальных компетенций, обучающихся в коллективе и в общении друг с другом при публикации своего собственного проекта для школьников с ОВЗ;
- проведение экскурсий, мастер классов обучающимися для младших школьников с ОВЗ.
- создание системы социального партнерства с ОУ в вопросах духовно-нравственного воспитания детей средствами музейной педагогики.
Участники проекта:
- педагоги;
-обучающиеся;
- музыкальный руководитель;
- социальные партнеры.
Методы реализации проекта:
- наглядно-действенный метод;
- словесно-образный;
- практический метод.
Ресурсы, необходимые для запуска проекта:
- Обеспечение материально-технических условий;
- оформление «уголка русской культуры» в школьном музее.
2. Подбор литературы по теме;
-народный русский костюм;
- наглядного материала (иллюстрации, репродукции)
3. Подготовка материала для продуктивной деятельности.
4. Использование мультимедийного материала и презентаций.
Вид проекта: познавательно-творческий, открытый, коллективный.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Календарный план реализации проекта.
I. этап реализации проекта.
1. подготовительный этап.
№ | Вид деятельности | Цель деятельности | Сроки выполнения |
1 | Анализ работы по данной проблеме. Изучение литературы по данной проблеме. Проведение психолого-педагогической диагностики - анкетирование. | Выявить методы, приемы ознакомления обучающихся с культурой и традициями русского народа. | Сентябрь |
2 | Разработка плана работы с обучающимися, педагогами по работе над проектом. | Обеспечение материально-технических условий | Октябрь |
3 | Сбор экспонатов для музея. Создание «уголка культуры русского народа». Исследовательская работа по экспонатам | Подготовка материала для продуктивной деятельности, исследование каждого экспоната. Создание каталога -русского быта с описанием | Ноябрь |
4 | Посещение музея: «Союз мультфильм» | Обучение создания мультфильма | Декабрь |
II. основной этап.
План работы по осуществлению проекта
Тема: «Быт русского народа» Задачи: - Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения истории России, исследование культуры, быта русского народа; - Воспитание интереса к русскому народному костюму; - Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, реализация собственных проектов. | |||
Образовательная область | Цель деятельности | Форма работы | Результат |
Сроки выполнения | декабрь | ||
Познавательное развитие | Привлечение обучающихся к созданию «Русской избы исследовать историю русского быта». | групповая | Художественное оформление русской избы Презентация с описанием предметов хозяйской утвари простой, крестьянской семьи. |
Сроки выполнения | декабрь | ||
Социально - коммуникативное развитие | «Старинные предметы домашнего быта», | парная работа | Индивидуальный проект обучающихся Экскурсия: «Быт русского народа» |
Сроки выполнения | январь | ||
Художественно эстетическое развитие | Привлечение обучающихся к созданию художественных образов мультимедийными технологиями «Традиции, обычаи русского народа». | Групповая, индивидуальная | Индивидуальный проект обучающихся Видеофильм: «Традиции, обычаи русского народа» |
Сроки выполнения | январь | ||
Трудовое развитие | Развитие детского художественного творчества Сюжетно-ролевая игра «Празднование Нового года на Руси» | Индивидуальная, парная | Индивидуальный проект обучающихся. Мастер класс: «Изготовление куклы- оберег» |
Тема: «Национальный костюм и традиции русского народа» Задачи: - Воспитание интереса и любви к национальному костюму, как части нашей культуры, народному творчеству; - показать красоту и удобства элементов народного костюма; - развивать творческие способности обучающихся. | |||
Образовательная область | Цель деятельности | Форма работы | Результат |
Сроки выполнения | февраль | ||
Познавательное развитие | Провести исследование как формировался народный костюм на протяжении века | групповая | Иллюстрированный и информационный материал |
Сроки выполнения | март | ||
Трудовое развитие | Развивать желание принять участие в коллективной, творческой деятельности. Проектирование элементов русского костюма | групповая, индивидуальная | Панева для девочки (сшитая группой обучающихся) |
Сроки выполнения | апрель | ||
Познавательное развитие Социально - коммуникативное развитие | Привлечение обучающихся к созданию презентации: «Народный русский костюм» | групповая, индивидуальная | Выступление с презентацией на фестивале, в русских костюмах |
Сроки выполнения | май | ||
Познавательное развитие Социально - коммуникативное развитие | Привлечение обучающихся к созданию презентации: «Школьный музей», для проведения экскурсии по скайпу | групповая, индивидуальная | Проведение экскурсии для среднего звена обучающимся с ОВЗ. Быт, традиции, обряды русского народа. |
III. этап заключительный
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ ПРОЕКТА
Проект: Быт, традиции, обряды русского народа. | |||
№ | Мероприятия | Результат деятельности | |
- | Художественное оформление русской избы Презентация с описанием предметов хозяйской утвари простой, крестьянской семьи. | Обучающихся | Педагога |
1 | Посещение музея: «Союз мультфильм» | - пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины участие в конкурсе проектов; - формирование чувств национального достоинства создание видеофильма; - развитие социальных компетенций, обучающихся в коллективе и в общении друг с другом при публикации своего собственного проекта для школьников с ОВЗ- проведение экскурсий в школьном музее по индивидуальному проекту; - проведение мастер класса обучающимися для младших школьников с ОВЗ – создание куклы- оберег. | - создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития посредством музейной педагогики и социокультурных ресурсов школьного музея; - создание системы социального партнерства с ОУ в вопросах духовно-нравственного воспитания детей средствами музейной педагогики. - воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией |
2 | Посещение музея: Русской культуры | ||
3 | Экскурсия: «Быт русского народа» в русской избе школьного музея. | ||
4 | Видеофильм: «Традиции, обычаи русского народа» | ||
5 | Сюжетно-ролевая игра «Празднование Нового года на Руси» | ||
6 | Мастер класс: «Изготовление куклы- оберег» | ||
7 | Выступление с презентацией на фестивале, в русских костюмах | ||
8 | «Народный русский костюм» | ||
9 | Проведение экскурсии для среднего звена обучающимся с ОВЗ. Быт, традиции, обряды русского народа по скайпу |
Заключение
В процессе реализации проекта посредством музейной педагогики, обучающиеся с ОВЗ не только изучают историю России, но ведут и исследование культуры, традиций, быта русского народа. Создают индивидуальные проекты, участвуют в конкурсах и фестивалях. Это способствует воспитанию интереса и любви к русской национальной культуре, обычаям, традициям, обрядам. Формирует личность с активной жизненной позицией. Раскрывает творческие способности каждого, способствует сохранению культуры в душе ученика.
Использование источников
https://сезоны-года.рф. Русский народ: культура, традиции и обычаи.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Русский_национальный_костюм
www.обычаи-и-традиции.рф Важное значение Рождества
https://yandex.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект «Школьный Музей»
Данный проект рассчитан на активное применение ИКТ в работе школьного музея и разработки мультимедийной продукции, посвящённой 65-летию образования Сахалинской области и основа...
«Школьный музей как одна из форм организации учебно – воспитательной работы по освоению художественной культуры Подмосковья»
Музеи в школе...
Презентация деятельности школьного музея в рамках районного проекта "Школьный музей"
Презентация деятельности школьного музея "Боевой путь 12 Приморской и 9 Ленинградской партизанских бригад" в рамках районной программы воспитания, проекта "Школьный музей"....
Тема: «Школьный музей как одна из форм организации учебно-воспитательной работы по освоению художественной культуры Подмосковья» «Разработка содержания занятия в школьном музее»
Тема: «Быт и культура народа своего края». Русская изба. Народные умельцы....
« Проект « Школьный виртуальный школьный музей»"
Метод проектов широко используется в школьной практике и как нельзя лучше подходит для разработки веб – сайта. Работа над проектом сайта краеведческой тематики дает уникальное сочетание научных ...
Культуротворческий проект "Школа русской культуры"
Актуальность темыКультурное воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из главных задач современной школы, ведь детство – самая важная пора для знакомства с традициями и культурой ...
Уголк русской культуры в школьном музее.
Включение учащихся в поисковую, краеведческую работу на базе школьного музея является одним из средств духовно - нравственное воспитания. Музей обладает огромным образовател...