Культуротворческий проект "Школа русской культуры"
проект (6 класс) на тему
Актуальность темы
Культурное воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из главных задач современной школы, ведь детство – самая важная пора для знакомства с традициями и культурой родного края, привития гордости и любви к своей Родине, выдающимся деятелям науки и культуры.
Темой нашего проекта стало изучение процесса образования сельскохозяйственной школы, построенной М.К. Тенишевой – выдающейся деятельницей русской культуры, коллекционером, меценатом, художником, педагогом, исследователем древних эмалей и инкрустаций. И это еще не все определения творчества этой замечательной женщины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shkola_russkoy_kultury.docx | 364.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя школа № 9" города Смоленска
«Школа народной культуры»
(на примере сельскохозяйственной школы М.К. Тенишевой)
Культуротворческий проект
МБОУ "СШ № 9" города Смоленск
6 класс Б
Классный руководитель:
Сапегина Елена Георгиевна
2016-2017 учебный год
Оглавление
1. Паспорт проекта……………………………………...………………......….3
2. Описание работы…………………………………………………………....4-10
2.1. Введение……………………………………………….………..…….…….4-7
2.2 Описание работы над проектом и его результаты………..………........8-10
3. Заключение…………………………………………………………………..11-12
4. Литература………………………………………………………………...….13
5. Приложение…………………………………………………………….…..…14
Паспорт проекта «Школа народной культуры» (на примере сельскохозяйственной школы М.К. Тенишевой».
Направление проектирования: культуротворческое
Тип проекта: практико-информационный
Информация о заявителе: муниципальное бюджетное образовательное
учреждение "Средняя школа № 9" города Смоленска, пр-т Гагарина д. 52
Автор проекта: учащиеся 5 Б класса
Руководитель проекта: Сапегина Елена Георгиевна
Участники проекта: учащиеся 5 класса Б
Сроки реализации проекта: 2015-2016
Основные направления реализации:
1. Изучение источников
2. Диагностика знаний
3. Анализ и проектирование
Форма защиты: видеофильм
Продукт проектной деятельности: коллекция
Введение
Актуальность темы
Культурное воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из главных задач современной школы, ведь детство – самая важная пора для знакомства с традициями и культурой родного края, привития гордости и любви к своей Родине, выдающимся деятелям науки и культуры.
Темой нашего проекта стало изучение процесса образования сельскохозяйственной школы, построенной М.К. Тенишевой – выдающейся деятельницей русской культуры, коллекционером, меценатом, художником, педагогом, исследователем древних эмалей и инкрустаций. И это еще не все определения творчества этой замечательной женщины.
Выпускники сельскохозяйственной школы М. К. Тенишевой обладали реальными практическими навыками, позволяющими им устраиваться в жизни, а не только абстрактными знаниями по тригонометрии, которые многим из нас не сильно помогли в жизни. При этой школе Тенишева открыла художественные мастерские, где мальчики обучались столярному делу, резьбе, живописи, гончарному и керамическому искусству, а девочки — вышиванию. Тенишевские школы решали задачу сохранения и продолжения национальных традиций, народного искусства при воспитании в учениках «национального духовного характера»
Мы провели опрос среди учащихся нашей школы, и выяснилось, что только единицам знакомо имя Марии Клавдиевны, и ее усадьбы в Талашкино. И это вызывает недоумение: неужели мы настолько беспамятны, что сбрасываем с корабля современности столь значительные явления нашей культуры коим была Тенишева?
Таким образом, противоречия между потребностями в воспитании на основе традиций и недостаточной разработанностью соответствующих моделей школ определили актуальность проблемы исследования.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной ситуации происходит замещение русской народной культуры западной, поэтому особенно значимыми становятся вопросы воспитания подрастающего поколения на основе народного искусства, обращение к ценностям которого позволяет решать задачи роста национального самосознания, влияет на сохранение этнокультурных традиций, на появление идеалов, способствующих сплочению подрастающего поколения и общества в целом.
В настоящее время к проблеме сохранения и развития народного искусства привлечено внимание большого числа деятелей науки и культуры. Однако, широкое внедрение в практику школы образовательных программ, основанных на народном искусстве, сдерживается рядом обстоятельств: недостаточной подготовкой кадров, слабой методической обеспеченностью, нехваткой материалов для работы и т.д.
Много трудностей при изучении художественного наследия прошлого предстоит преодолеть современной школе. Это объясняется тем, что были нарушены структуры, позволяющие естественным путем передавать традиции искусства предков. Кроме того, в процессе обучения недостаточно принимался во внимание региональный аспект.
Сейчас мы не можем и не должны пройти мимо этого, ведь вступив в ХХI век, особенно остро стоят вопросы по сохранению и пополнению историко-культурного наследия, повышения социокультурного уровня развития подрастающего поколения. Это те из основ, которые задают вектор развития школьника как гражданина и патриота своей страны.
Проблема
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа неслучайна. Сейчас Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице — дети окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом. Особенно актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства. А это можно сделать на основе знакомства с народным искусством, народной культурой.
Роспись по дереву и глине, плетение из коры, бересты, бисера, а также кружево, вышивка, традиционная игрушка – это лишь неполный перечень русских народных ремесел, которые можно взять на вооружение педагогу. Новый федеральный государственный стандарт одной из главных целей образования определяет «формирование российской идентичности». Следовательно, в школах наша задача – сохранять и передавать историю развития различных (региональных) народных промыслов. Дети должны знать истоки своей культуры.
Итак, тема нашего проекта «Школа народной культуры» (на примере сельскохозяйственной школы М. К. Тенишевой).
Проблема сохранения и развития народного искусства в школе может быть успешно решена при помощи обращения к примерам таких школ как сельскохозяйственная школа М. К. Тенишевой. Поэтому и возникла идея активного изучения и знакомства с этим учебным заведением в Талашкино.
Таким образом, объектом нашего исследования стал процесс воспитания школьников в сельскохозяйственной школе М. К. Тенишевой. В рамках этого проекта мы подготовили выступление (доклады), сочинение, рисунки, фотографии, классный час «Тенишевские мастерские», коллекция «Рисунок по дереву». В ходе работы над проектом была выдвинута гипотеза, что обращение к педагогическим идеям М. К. Тенишевой в условиях современной системы образования поможет привить подрастающему поколению любовь к русской культуре.
Цель проекта - изучение возможности использования опыта педагогической деятельности М. К. Тенишевой в современных условиях для культурного воспитания подрастающего поколения
Задачи проекта:
- знакомство с декоративно-прикладным искусством, изучение русско- народной культуры нашей страны;
- расширение кругозора учащихся, развитие эмоциональности и самовыражения, развитие инициативы и чувства коллективного творчества;
- формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;
- воспитать потребность в работе сообща для достижения общих целей
- формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;
- воспитание любви к родному краю, Родине, её культуре, истории, традициям;
Ожидаемые результаты
- в познавательной сфере - повышение интереса изучения русско-народной культуры, декоративно-прикладного искусства школьников, благодаря практической работе учащихся с деревом, глиной, тканью, красками.
- в историко-краеведческой - осознание важности изучения народно-художественных промыслов своего края, своей страны, формирование
- в социальной - формирование активной жизненной позиции, повышение социокультурного уровня развития школьников,развитие творческого самосознания и стимулирование творческого самовыражения
- в духовно-нравственной сфере - рост национального самосознания, сохранение этнокультурных традиций, появление идеалов, способствующих сплочению подрастающего поколения и общества в целом.
Подготовительная работа:
- Определение темы и цели проекта
- Объединение учащихся в малые учебные группы
- Распределение заданий
- Определение путей реализации заданий
- Выполнение заданий
- Подготовка видеофильма проекта
План (содержание) работы
Проект «Школа русской культуры» (на примере сельскохозяйственной школы М. К. Тенишевой) состоит из 5 взаимосвязанных частей:
- Организационный классный час (сообщение темы проекта, знакомство, выявление примерного объема работы, составление плана работы, распределение обязанностей и формирование групп).
- Социологический опрос учащихся школы «Русская народная культура»
- Просмотр кинофильма «Путешествие в Талашкино».
- Работа над проектами в группах.
- Выставка творческих работ.
- Классный час «Тенишевские мастерские».
- Создание видеофильма.
- Практическая реализация проекта.
Описание работы над проектом
«…Я всегда думала, что учитель должен быть не только преподавателем в узком смысле слова, т.е. от такого-то до такого-то часа давать уроки в классе, но он должен быть и руководителем, воспитателем, пробудить сознательное отношение и любовь к природе, а кроме того он должен быть и их первым учителем нравственных правил, чистоплотности, порядочности, уважения к чужой собственности… Где же как не в школе должны получить дети первые примеры для жизни? Все это лежит на учителе».
М. К. Тенишева. Из книги «Впечатления моей жизни»
Работа над проектом началась с информационно-организационного классного часа, на котором была определена тема и задачи проекта. Далее был проведен социологический опрос среди учащихся 5 Б класса на тему «Русская народная культура». Социологический опрос содержал вопросы важности сохранения народной культуры, знания русско-народный культуры, ее значения для современного общества. Было опрошено 22 ученика 5 Б класса. Погрешность не превышает 0,5 %.
Одним из первых вопросов был «Считаете ли вы важной проблемой сохранение народной культуры?». В диаграмме показаны результаты опроса.
Считаете ли вы важной проблемой сохранение народной культуры?
Результаты опросы показали, что подавляющее большинство учащихся считает важным и актуальным сохранения народной культуры в нашей стране.
При этом, важно подчеркнуть, более половины учеников отметили, что на уроках они не получают достаточного знания о русско-народной культуре. Также отвечающие отметили, что занятия декоративно-прикладным искусством было бы особо интересны им на уроках рисования, и технологии.
(см. Приложение 4)
Методы проекта:
Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
Планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
Информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Ход работы над проектом:
Для более продуктивной работы над культуротворческим проектом класс разделился на 4 творческие группы:
№ группы | Состав группы | Руководитель группы | Направление работы |
1.«Историки» |
| Чавушоглу Айше | Подготовка исследовательского материала «М. К. Тенишева. Жизнь и деятельность», «Путешествие в Талашкино», «Сельскохозяйственная школа М.К. Тенишевой». |
2.«Художники-фотографы» |
| Климова Лера | Подготовка декоративно-творческих работ, художественных работ на темы «М.К. Тенишева», «Урок в талашкинской школе», фотографии «Путешетвие в Талашкино». |
3.«Писатели» |
| Шагаева Лена | Подготовка сочинений на тему «Мой урок в школе М.К. Тенишевой». |
4.«Сам себе режиссер» | 1. Ковалев Сеня 2.Василенко Милена 3. Лобанов Никита | Бобров Ярослав | Подготовка видеоролика для защиты проекта. |
Каждая группа учащихся работала по определенному направлению, отмеченному в таблице, занималась сбором материала (доклады, сочинения, рисунки, фотографии) в ходе работы над проектом. (см. Приложение 1-3).
Было выяснено, что выпускники сельскохозяйственной школы М. К. Тенишевой обладали реальными практическими навыками, позволяющими им устраиваться в жизни, а не только абстрактными знаниями по тригонометрии, которые многим из нас не сильно помогли в жизни. При этой школе Тенишева открыла художественные мастерские, где мальчики обучались столярному делу, резьбе, живописи, гончарному и керамическому искусству, а девочки — вышиванию. Тенишевская школа решала задачу сохранения и продолжения национальных традиций, народном искусстве при воспитании в учениках «национального духовного характера».
После сбора информации о школе М.К. Тенишевой, просмотра видеофильма «Путешествие в Талашкино», с учащимися был проведен классный час «Тенишевские мастерские», на котором ребята почувствовали себя в роли учеников сельскохозяйственной школы, занимались росписью по дереву, живописью, вышиванием. Затем была проведена выставка выполненных работ.
Результатом проекта станет показ видеофильма «Работа над проектом «Школа русской культуры»» и коллекции «Рисунок по дереву», которые будет представлены на защите проекта.
Для реализации проекта «Школа русской культуры» мы предлагаем проводить на постоянной основе следующие мероприятия на уровне нашей школы:
- Проведение «художественных мастерских» на уроках рисования и технологии;
- Организация экскурсий для учащихся в музеи русско-народного искусства;
- Проведение конкурсов на тематику декоративно-прикладного искусства;
- Организовать кружки по декоративно-прикладному искусству в школе, с последующей выставкой лучших работ;
- Отмечать русские народные праздники в соответствии с традициями и особенностями празднования в регионе и в стране целом.
Заключение
Начав работу над проектом «Школу народной культуры», мы выдвинули гипотезу, что обращение к педагогические идеям М. К. Тенишевой в условиях современной системы образования поможет привить подрастающему поколению любовь к русской культуре, познакомить с декоративно-прикладным творчеством родного края, воспитать патриотические чувства.
Целью нашей работы стало использование опыта педагогической деятельности М.К.Тенишевой в современных условиях для формирования культурного воспитания подрастающего поколения.
В процессе работы мы изучили необходимое количество литературы о сельскохозяйственной школе М.К. Тенишевой, провели социологический опрос среди учащихся на тему «Русская народная культура».
Объектом нашего исследования стал процесс воспитания школьников в сельскохозяйственной школе М.К. Тенишевой.
В Талашкино детей обучали не только грамоте, но и народным промыслам. Тенишева и приглашенные ею художники организовали здесь учебные и художественно-промышленные мастерские: вышивальную, резную, гончарную, эмальерную. Проводились уроки эстетического курса и практические занятия ремеслами: столярным делом, росписью по дереву, чеканкой, керамикой, окраской тканей и вышиванием. Для ребят устраивались веселые праздники, дети играли в оркестре народных инструментов, выступали в спектаклях тенишевского театра.
В результате изучения нашей работы мы пришли к двум важных выводам:
1. В целом, идеи, воплощенные М. К. Тенишевой в художественных мастерских, соответствуют взглядам на сохранение и развитие народного искусства сегодня.
2. Опыт М. К. Тенишевой по созданию при школе художественных мастерских "русского искусства" представляет интерес в настоящее время, так как княгиня использовала ряд идей, которые позволили соединить досуг школьника с учебным процессом, а, главное, поднять творчество детей на значительную высоту.
Так, осваивая декоративно-прикладное искусство, дети в первую очередь научаются самовыражению. Они ведут диалог с миром, рассказывая в творчестве о своих впечатлениях и переживаниях. В развитии личности это играет огромную роль, обучая человека правильному общению с окружающим миром, направляя его психическую энергию в созидательное русло, мы создаем условия для успешного самоопределения и социализации ребенка.
Помимо психологического аспекта, такие занятия обучают многим чисто прикладным навыкам. Дети учатся работать с деревом, глиной, тканью, красками. Народное искусство помогает овладеть разными техниками росписи, лепки, плетения, резьбы по дереву и мн. др. Кроме того, дети узнают о свойствах различных материалов и правилах работы с ними, о методах заготовки, хранения и обработки природного материала (который является основой для народных ремесел). Кроме того, юные художники знакомятся с изобразительными традициями различных регионов.
У обучающихся улучшается память и мыслительная деятельность, развивается усидчивость, тренируется внимание. В результате – занятия народными ремеслами способствуют общему повышению успеваемости в школе и помогают достичь успеха во взрослой жизни.
Таким образом, мы позволили сделать вывод о том, что теоретически возможно осуществление модели тенишевской школы с художественными мастерскими в настоящее время. Проблема сохранения и развития народного искусства в школе может быть успешно решена при помощи обращения к примерах, каким и явилась сельскохозяйсвенная школа М. К. Тенишевой
Список используемой литературы:
- Тенишева М. К. «Впечатления моей жизни», Ленинградское отделение, 1987.
- Журавлева Л. С. «Талашкино», Москва «Советская Россия», 1979.
- Соловьев В. М. «Золотая книга русской культуры», Москва «Белый город», 2007.
- Билибин И. В. «Памяти кн. М.Кл. Тенишевой» // Возрождение. 1928. № 1052 от 19 апреля.
- Озер Д. «Мир эмалей Марии Тенишевой» // Москва, 2004.
- Журавлева Л. А. «Далось мне это не без борьбы» // Альманах «Прометей»., М. «Молодая гвардия», 1987, т. 14, с. 65-79.
- Рерих Н. К. «Заклятое зверье (Эмали кн. М. К. Тенишевой)»,2 мая. 1909.
- Рерих Н. К. «Памяти М. К. Тенишевой» // Тенишева М. К. Эмаль и инкрустация. Прага. 1930.
Электронные ресурсы:
- http://galik-123.livejournal.com/115241.html
- http://www.smolensk-museum.ru/catalog/teremok/
- http://www.dissercat.com/content/realizatsiya-pedagogicheskikh-idei-m-k-tenishevoi-v-usloviyakh-razvitiya-variativnogo-obrazo
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Талашкино
- https://autotravel.ru/phalbum.php/town/1209
- www.admin-smolensk.ru/our_region/kultura_i_turizm/talashkino
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация культуротворческой модели развития обучающегося (на основе работы с англоязычными текстами)
Позиция автора публикации сводится к тому, что на современном этапе развития общества при обучении иностранному языку в школе особая роль отводится реализации культуроведческой модели развития обучающ...
«Технологии культуротворческой деятельности в системе организации досуга подростков»
Классификация видов досуговой деятельности, особенности культуротворческих технологий в организации досуга подростков...
«Культуротворческий проект-спектакль «Бал Грация», как одна из форм интеграции образовательного пространства в системе кадетского образования»
Статья освещает направление работты хореографа в кадетской школе...