Материальная культура казачества. конспект в 8 классе
план-конспект урока по краеведению (7 класс)
Материальная культура казачества. конспект урока в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialnaya_kultura_kazachestva.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кубановедение 8 класс
Тема урока: Материальная культура казачества.
Цель урока: - познакомить учащихся с материальной культурой казачества, с особенностями устройства казачьего жилища и его убранства;
- продолжать работу по развитию у учащихся навыков понимания лексики кубанского говора, диалектных слов, связанных с материальной культурой казачества, внутренним убранством казачьего жилища;
- воспитывать у учащихся чувство ответственности за сохранение культурно-исторического наследия своей малой родины - Кубани, интерес к культуре и быту казачества.
Задачи:
Образовательная: охарактеризовать традиционную материальную культуру черноморских казаков: их поселения, жилища, усадьбы, домашнюю утварь и внутреннее убранство хаты; сравнить дома черноморских и линейных казаков.
Развивающая: развивать у учащихся умение работать с экспозициями и первоисточниками, делать выводы и сообщения; развивать способность к рефлексии и оценке собственных возможностей.
Воспитательная: воспитание любви к родному краю, уважения и гордости к жизни, быту и занятиям предков, восхищения малой Родиной – неотъемлемой и важной части Российской Федерации
Учебное оборудование: Кубановедение, 8 класс – учебное пособие для общеобразовательных учреждений под редакцией Б.А. Трёхбратова, Краснодар 2012; мультимедийное оборудование.
Тип урока: заочная экскурсия.
План урока.
- Организационный момент.
Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в этнографическую экспедицию.
Справка: Этнография — часть исторической науки, изучающая народы, их происхождение, состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.
- Актуализация опорных знаний.
III. Изучение нового материала:
1.Кубанские поселения черноморцев и линейцев;
2.Жилища и способы их строительства;
3. Декоративно – прикладное искусство кубанских казаков в XIX в.
Закрепление изученного материала.
Задания к следующему уроку.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
Предметом нашей экспедиции будет материальная культура кубанского казачества.
К концу урока мы с вами должны выяснить, что называют материальной культурой.
Вспомните, когда началось заселение Кубани?
30 июня 1792 года императрица Екатерина II, подписала жалованную грамоту черноморцам на владение кубанскими землями.
Изучение нового материала.
1.Казачьи поселения и жилища.
Уже в первые годы освоения Правобережья Кубани выявились существенные различия между поселенцами черноморского и донского казачества. Они сказывались в языке, обычаях, одежде, особенностях жилища, во внешнем виде населенных пунктов.
- Почему были различия? Работа с картой.
- Какую часть края заселяли казаки черноморцы?
(Казаки черноморцы заселяли западную часть Правобережья Кубани, и они принесли сюда элементы украинской культуры.)
- Где обосновались донские казаки?
(Линейные станицы восточной части Кубани заселялись выходцами с Дона, здесь доминировала южнорусская культура.)
Работа с учебником.
- Чем дома линейцев отличались от хат черноморцев? (стр. 58 рис.)
(У линейцев дома строились на высоком фундаменте и в плане напоминали квадрат поэтому их часто называли «круглыми», а черноморцы без фундамента.)
Обосновываясь на Кубани, казаки Черноморского войска называли свои поселения курениями, затем – куренными поселениями, а с 1842 г. – станицами.
2. Кубанские жилища и способы их строительства.
Учитель: Кубанские селенья застраивались по одному плану: прямыми и широкими улицами с центральной площадью, посередине которой сооружалась церковь. В центре размещались несколько общественных зданий: куренное правление, амбары для общественных запасов зерна на случай неурожая, кузница, несколько торговых лавок, водяные или ветряные мельницы, но и конечно же хаты и подворья казаков.
Основным видом жилья в западной части Кубани в XIX веке стала невысокая турлучная хата.
Защита творческого проекта «Строительство турлучной хаты». (Исхаков М.)
На Кубани первые поселенцы строили турлучные хаты без фундамента, прямо на земле. По периметру постройки устанавливали сохи и подсошки, между которыми закрепляли плетень из ивовых прутьев или это пространство заполняли камышом или хворостом. Верхние концы сох соединялись досками или бревнами. Поверх бревен укрепляли потолочные балки – сволока, на которые укладывались тонкие жерди, все заплетали хворостом или засыпали камышом. Затем это сверху и снизу обмазывали толстым слоем глины с соломой. Так получался потолок (стеля). Стены с двух сторон обмазывались толстым (от 30-40 см) слоем глины, смешанной с соломой.
Мазка хаты совершалась в 4 этапа. Первую мазку «под кулакы» делали, созывая родственников, смешивая глину с соломой и забивая ее кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку – под «пальцы», когда глину, смешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк. Была и четвертая мазка «вихтювання», когда тряпкой – «вихтем» - размывали стены, нанося на них аккуратным слоем глину. Побелку делали тоже глиной. Полы забивали глиной так, чтобы они возвышались над поверхностью земли на 20-30 см.
Крыли ее путаной соломой - в натруску или соломенными снопиками – парками. Затем в хате клали печь – грубу. Технология сооружения такой хаты была перенесена с Украины.
По мере разрастания станиц всё труднее стало добывать лес на их строительство. Поэтому казаки стали переходить на постройку хат из самана.
Саман делали из глины, с примесью соломы, который формовали вручную с помощью деревянного станка. Ширина самана равна толщине будущей стены, а длина обычно в полтора раза больше ширины. Саман хорошо высушивали, получалось некое подобие земляного кирпича. Из него выкладывали стены будущих хат, а кровлю, пол и всё остальное делали так же, как в турлучных хатах. Саманную хату тоже обмазывали снаружи и изнутри, но не таким толстым слоем глины, как и стены турлучной хаты. После высыхания хату белили.
??? Что общего у саманной и турлучной хаты? (После просыхания глины и саманную и турлучную хаты белили, крыли соломой (или камышом).
Красивой и нарядной была казачья хата снаружи.
Ну а теперь давайте познакомимся, как казачки украшали хаты изнутри.
(Доклад Кашубы Ксении)
3.Декоративно – прикладное искусство кубанских казаков в XIX в.
Учитель: В XIX в. на Кубани были широко распространены ткачество, вязание кружев, вышивка. Прясть, ткать, вышивать, вязать кружева на Кубани умели все женщины. В казачьих семьях линейных и закубанских станиц, богатых лесом, важное место занимал промысел, связанный с изготовлением утвари из дерева: посуды, прялок, ткацких станков, рубелей. Резьбой по дереву украшали карнизы домов, крылечки, фигурные наличники окон. В некоторых кубанских станицах занимались гончарным производством. Глиняная посуда широко использовалась в хозяйстве. Это макитры для приготовления и хранения хлеба. Кувшин для вина, крынка для молока.
В каждой хате имелась различная домашняя утварь: чугуны, глиняные горшки, макитры, деревянные ложки, рогачи, утюги, рубели, прялки, кочерга и др. – все эти экспонаты принесены в наш музей учащимися школы и жителями станицы.
Выступление учащихся с творческими проектами. (Марабян)
Учитель: Кубань – казачий край, вы часто видите казаков на народных гуляниях и праздниках, ваши бабушки и дедушки бережно сохранили традиции казачьей жизни и передали их молодому поколению, а вам предстоит передать культуру своим детям.
Вывод: Наша этнографическая экспедиция подошла к концу. Исходя из рассмотренного на уроке материала, мы должны ответить на вопрос: Что такое материальная культура казаков?
- Закрепление:
Выполнение группами заданий.
Задание. Пользуясь словарем, расставьте в приведённом тексте слова. Напротив цифр внизу запишите эти слова. Лишние слово из словаря, оставшиеся у вас укажите в специальной графе.
(1) у знатного (2) Игнатенко по меркам станицы было зажиточным. В нём располагалась (3), а также (4), предназначенная для временного пользования летом. (3) была не простая, а украшенная резьбой по дереву, особенно крыша, где располагался (5) Во дворе была и (6), для приготовления пищи, и достаточно глубокий (7). Для скота был припасён открытый (8).
Жилище же было просторным, отдельно в нём находился (9), где располагался достаточно вместительный (10) (обычно под землёй). У окна стоял стол с примитивным (11), освещавший комнату в тёмное время суток, вдоль стен были расставлены (12), там же находился (13) для вещей. Стол был украшен (14), с краю весел(15). На столе всегда было вдоволь разных (16), (17) была всегда доверху заполнена молоком или квасом.
Любой бы позавидовал этому (1).
Лишний слово ____Халабуда_____
1- подворье 10- погребнык
2- казака 11- каганец
3- хата 12- услон
4- времянка 13- скрыня
5- конёк 14- поляница
6- кабыца 15- рушник
7- копанка 16- харчей
8- баз 17- крынка
9- погреб
IV. Задание на дом.
1. параграф 11-12 стр. 58– 64.
2. Подготовить сообщения или мини проект об одежде казака, казачки, традиционной казачьей кухне.
V .Итог урока - учащиеся отвечают на вопросы.
И - что самого ИНТЕРЕСНОГО было на уроке?
Т - что самого ТРУДНОГО было на уроке?
О - чему вы ОБУЧИЛИСЬ на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок кубановедения "Материальная культура", 8 класс
урок изучения нового материала. форма проведения -этнографическая экспедиция. урок проводится на казачьем подворье школы, используется...
Кроссворды 8 класс "Материальная культура казачества"
Кроссворды на уроках кубановедения...
Материальная культура кубанского казачества
Быт казаков конец18 начало 19 века...
Связь материальной культуры древних этносов донского края и донского казачества
Познакомить учащихся с "историческими корнями" женского костюма на Дону...
Материальная культура казачества
Урок кубановедения 8 класс по теме "Материяльная культура казачества" по учебному пособия для общеобразовательных учреждений под редакцией Б.А. Тр...
Презентация " Материальная культура казачества"
Представлена материальная культура казачества...
Методическая разработка цикла занятий по курсу ОДНКНР (Раздел I «Россия – наш общий дом») Занятие 1. Тема «Истоки родной культуры» Занятие 2. Тема «Материальная культура» Занятие 3. Тема «Духовная культура»
В методической разработке представленные уроки входят в первый тематический блок «Россия – наш общий дом». Данный цикл занятий связан с понятием «культура».Так на п...