Материальная культура казачества
презентация к уроку (история, 8 класс) по теме
Урок кубановедения 8 класс по теме "Материяльная культура казачества" по учебному пособия для общеобразовательных учреждений под редакцией Б.А. Трёхбратова, Краснодар 2011 с использование мультимедийного оборудования, экспонатов школьной музейной комнаты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialnaya_kultura_kazachestva.zip | 494.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 25
Урок кубановедения
по теме:
Материальная культура казачества
для учащихся 8 класса
учитель: Кузмичева Ольга
Александровна
пос. Северный
2013 г.
Слайд 2
Цели урока: - познакомить учащихся с материальной культурой казачества,
с особенностями устройства казачьего жилища и его убранства
на примере экспонатов школьной музейной комнаты.
- продолжать работу по развитию у учащихся навыков
понимания лексики кубанского говора, диалектных слов,
связанных с материальной культурой казачества, внутренним
убранством казачьего жилища;
- воспитывать у учащихся чувство ответственности за сохранение культурно-исторического наследия своей малой родины - Кубани, интерес к культуре и быту казачества.
Оборудование урока:
Кубановедение, 8 класс – учебное пособие для общеобразовательных учреждений под редакцией Б.А. Трёхбратова, Краснодар 2011; мультимедийное оборудование, экспонаты школьной музейной комнаты
Тип урока: урок — заочная экскурсия
Ход урока
I.Организационный момент.
Учитель: Сегодня у нас немного необычный урок. Мы знакомимся с темой: «Материальная культура казачества». А значит, мы будем говорить о том, что создано трудом человека, о том, что позволяет человеку организовать свою жизнь: о жилище, предметах быта, одежде кубанских казаков. Чтобы зримо увидеть все, о чем мы будем говорить, отправимся на экскурсию в школьную музейную комнату.
Цель нашей экскурсии: познакомиться с материальной культурой казачества, с особенностями устройства казачьего жилища и его убранства, узнать о предметах быта, их названиях в соответствии с кубанской лексикой. А помогут нам получить представление о предметах материальной культуры казачества предметы экспозиции школьного музея.
Слайд 3
- Изучение нового материала:
План изучения нового материала (в ходе объяснения материала используется компьютерная презентация):
- Поселение
- Жилище
- Внутреннее убранство жилища
Слайд 4
Учитель: Вспомните, когда началось заселение Кубани?
Ответ: 1792 г
Учитель: Обосновываясь на Кубани, казаки Черноморского войска называли свои поселения курениями, затем – куренными поселениями.
Чем вы можете объяснить использование этих названий поселений казаками?
Ответ: Куренями назывались поселения Черноморских казаков в местах их первоначального пребывания, до переселения на Кубань.
Учитель: С 1842г. Кубанские поселения стали называть станицами, как и во всех казачьих войсках России.
Как же выглядела кубанская станица?
Рассмотрим схему кубанской станицы на примере этнографического комплекса Атамань.
Слайд 5
Найдем на схеме церковь, правление, школу, площадь майдан, сторожевые вышки, мельницу, колодцы, извозчичью, общественный парк.
Ответы учащихся (они на схеме находят названные объекты).
Учитель: Вспомним, что такое майдан, трактир, харчевня?
Учащиеся объясняют значение слов:
Майдан — площадь.
Трактир -
Харчевня -
Учитель: Кубанские станицы застраивались по одному плану: прямыми и широкими улицами с центральной площадью, посередине которой сооружалась церковь. В условиях Кавказской войны принимались необходимые меры обороны. Станицы окружали глубоким рвом, земляным рвом, земляным валом и колючей изгородью. По углам оборонительной ограды, на барбетах, особых насыпях из земли, стояли пушки на крепостных лафетах. У всех четырех ворот круглосуточно стояла вооруженная стража. Обязательно были сторожевые вышки.
В станице размещались церковь, питейный дом, кузница, несколько торговых лавок, водяные или ветряные мельницы, общественные здания – станичное правление и амбары для общественных запасов зерна на случай неурожая, но и конечно же хаты и подворья казаков.
Слайд 6-7
Ученик - экскурсовод: Основным видом жилья на Кубани в XIX в. была невысокая турлучная хата, которая в XVIII веке называлась курень.
Хаты строили без фундамента, прямо на земле. Каркас турлучной постройки сооружался из вертикальных столбов – сох. К двум сохам привязывался плетень из еловых прутьев, или пространство между сохами заполнялось хворостом, камышом. Верхние концы сох соединялись бревнами. Поверх бревен укладывали одну-две балки, а на них накладывали тонкие жерди, заплетали все хворостом или засыпали камышом. Затем ото сооружение обмазывали сверху и снизу толстым слоем глины с соломой. Получался потолок стеля. Стены тоже с двух сторон обмазывали толстым (30-40 сантиметров) слоем глины, смешанной с соломой, и забивали глиной полы, возвышавшиеся над поверхностью земли на 20-30 сантиметров. Во дворе устраивалась небольшая, печка – кабыца, над ней сооружался легкий навес. Закрытые или открытые навесы на столбах устанавливали во дворе для сельскохозяйственного инвентаря, повозок, топлива. Двор опоясывался сплошным плетеным забором.
Позже стали строить саманные хаты. Их возводили на фундаменте из соломенных блоков, изготовленного из глины с примесью соломы. Соломенную хату тоже обмазывали снаружи и изнутри, но не таким толстым слоем глины, как турлучные. А после просыхания и турлучную и саманную хату белили.
Музейная редкость - казацкая хата.
Она называлась когда-то курень.
Вхожу на порог...
Все, что вижу я - свято.
Здесь предков моих незабвенная тень.
Войдем внутрь хаты.
Слайд 8-9 (музейная комната)
В переднем углу находятся образа, накрытые рушником. Образа помещены на узкой полочке - божнице. Перед образами лампадка.
Рядом стоит стол, накрытый белой полотняной скатертью с выбитыми поперечными полосами по краям. На столе – паляница, крынка, кувшин. Налево - большая печь, с палатями, на печи стоят чугунки. Возле печи, на углу – ухвати кочерга, чаплейка. От печи вдоль стены тянется широкая лава
III. Закрепление нового материала.
Слайд 10
Объясни значение слов.
Учитель: 1.Выясним значение, встретившихся в рассказе нашего экскурсовода. диалектных слов и заменим их общеупотребительными
Ответы учащихся:
Образ - образа. То же, что икона.
Паляница - булка белого хлеба.
Божница — узкая полочка для икон.
Лампадка — небольшой сосуд с маслом, зажигаемый перед иконами.
Лава - лавка, длинная скамья, обычно укрепленная вдоль стены.
Ухват – дугообразное приспособление , прикрепленное к деревянной ручке для поднятия чугуна.
Кочерга – железный прут с загнутым концом, прикрепленный деревянной ручке для перебивки топлива в печи.
- Чаплейка – металическое приспособление на деревянной ручке для взятия чугуна.
Слайд 11
Найди соответствие
1. дом, обмазанный глиной | копанка |
2. оконные ставни | конек |
3. казачья усадьба | рушник |
4. украшение на крыше | подворье |
5. печной горшок | угольник |
6. посудный шкаф | горнец |
7. вышитое полотенце | мазанка |
8. неглубокий колодец | притворы |
IV.Д/з.
Нарисовать дом казака-линейца и дом казака-черноморца
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок кубановедения "Материальная культура", 8 класс
урок изучения нового материала. форма проведения -этнографическая экспедиция. урок проводится на казачьем подворье школы, используется...
Кроссворды 8 класс "Материальная культура казачества"
Кроссворды на уроках кубановедения...
Материальная культура кубанского казачества
Быт казаков конец18 начало 19 века...
Связь материальной культуры древних этносов донского края и донского казачества
Познакомить учащихся с "историческими корнями" женского костюма на Дону...
Презентация " Материальная культура казачества"
Представлена материальная культура казачества...
Материальная культура казачества. конспект в 8 классе
Материальная культура казачества. конспект урока в 8 классе...
Методическая разработка цикла занятий по курсу ОДНКНР (Раздел I «Россия – наш общий дом») Занятие 1. Тема «Истоки родной культуры» Занятие 2. Тема «Материальная культура» Занятие 3. Тема «Духовная культура»
В методической разработке представленные уроки входят в первый тематический блок «Россия – наш общий дом». Данный цикл занятий связан с понятием «культура».Так на п...