Долгосрочный исследовательский проект «Дом, в котором я живу»
план-конспект по краеведению

Васильева Зоя Геннадьевна

Участие в данном проекте поможет юным горожанам и их родителям лучше узнать свой родной город, его историю и культуру. Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Долгосрочный исследовательский проект

«Дом, в котором я живу»

Старший дошкольный возраст

             

Васильева З.Г. воспитатель

МБДОУ «Детский сад  №145»

г. Чебоксары Чувашской Республики

Идею детского исследовательского проекта подсказали сами дети. В один из прекрасных дней Саша сказал, что он теперь живет далеко от детского сада, в красивом доме. Посыпались вопросы: «В каком доме? Почему далеко от детского сада? Как доехать до его дома? Что можно увидеть по дороге?» Для начала было решено узнать, где находится этот дом и почему он считается красивым.          

Материалы, оборудование, литература: иллюстрации, макеты, фотографии домов, элементы (дома, различные здания, деревья, бассейны, машины и др.), рисунки для создания макета микрорайона, мультимедийная  презентация старинного и современного города, развивающая компьютерная игра  «Знаешь ли ты родной город?», минусовка песни «Улыбка», ноутбук, экран, проектор.

Участники проекта: дети 5-6 лет, их родители (совместная семейная творческая деятельность, наблюдения, зарисовки); заведующий МБДОУ №145  Т К. .Балыбердина (руководство, методическая поддержка и консультирование), старший воспитатель И.Павлова (системный администратор, технический директор мультфильма, развивающей компьютерной игры), музыкальный руководитель С.Безбородова (музыкальное сопровождение проекта, разучивание песни «Юных чебоксарцев»); учитель-логопед Е.Якобсон (слова песни «Юных Чебоксарцев»).

Социальное окружение: окрестности микрорайона «Рябинка» (территория  детского сада, лес… ), школа (преемственность творческой деятельности первоклассников и дошкольников), памятные места родного города.

Модель трех вопросов

Что мы знаем о домах?

Что мы хотим узнать?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

  • Люди живут в разных домах
  • Дома строят из разного материала.
  • Дома строят строители.
  • Дома есть в городе.
  • Дома есть в деревне.
  • Сказочные дома красивые.
  • У животных тоже есть дома.
  • Когда люди стали строить дома?
  • Из чего строят дома?
  • Какие бывают дома?
  • Как строят дома?
  • Почему люди берегут свои дома?
  • Какие дома будут в будущем?
  • Можно ли построить сказочный дом для проживания?

  • Спросить у взрослых
  • Посмотреть в Интернете
  • Прочитать в книжках и журналах
  • Посмотреть по телевизору
  • Сходить на экскурсию
  • Понаблюдать за строительством домов.
  • Пофантазировать, создать свой дом.

Проводя анкетирование среди родителей и беседуя с детьми, мы пришли к выводу, что мало знаем о родном городе, об его истории, что многие строительные профессии детям не знакомы.

Детям и родителям предложили совершить прогулку по памятным местам города, сходить в музей родного края. Для родителей оформили альбом о родном городе, с краткими описаниями памятных мест.

Детям и взрослым предложили пофантазировать о домах будущего: какой формы, из какого материала, для чего они будут.

Задачи проекта:

  • формировать у детей элементарные представления о домах; выяснить особенность их строения; расширить представления о многообразии домов и их значении;
  • научить видеть неповторимость старинных домов; развивать познавательный интерес к родному городу, к архитектурным зданиям; умение сравнивать, делать выводы на основе полученной информации, анализировать;
  • развиват умение находить конструктивное решение, создавать собственные конструктивные замыслы при создании макета микрорайона будущего;
  • продолжать учить воспринимать красоту домов и передавать ее в изобразительной деятельности;
  • развивать социально-коммуникативные навыки;
  • активизировать  творческие способности детей;
  • воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за свой город.  

Предварительная работа: поиск иллюстративного материала по теме «Дома», «Мой город»; с литературными произведениями, разучивание стихотворений, песен о родном городе, пальчиковой гимнастики; экскурсии по знаменитым и памятным местам родного города, просмотр видеоматериала о родном городе; беседы об истории родного города.

Сотрудничество с семьей:

- консультации на темы «История родного города»,                                                                               «Памятные места г. Чебоксары»,   «Знаменитые люди Чувашии»;

- оформление альбома «Родной город»;

- экскурсии по памятным местам города;

- составление с детьми рассказов о памятных местах города, о своем микрорайоне; - рисование, конструирование домов, составление рассказов о домах (старинных, настоящих, будущего);

- виртуальная экскурсия по старинному г. Чебоксары;

- оформление рисунков, аппликаций и др.

 

Результаты проектной деятельности:

- изготовление объемных макетов домов, конструирование домов из бумаги, картона;

- создание планов комнат, улиц, города или деревни;

- составление рассказов для книжек-малышек «Мой любимый дом»;

- заучивание стихотворения «Дом, который построил Джек»;

- создание альбома «Дома»;

- выставка творческих работ из природных материалов по теме;

- выполнение аппликации: «Ковры», «Занавески».

 

План и этапы реализации проекта

1 этап - подготовительный

Постановка целей и задач проекта, определение направлений  исследования объектов и методов работы, предварительная работа с детьми, педагогами и родителями, подбор оборудования и материалов:

  • составление плана проекта;
  • создание творческой группы;

работа по подбору иллюстраций и видеоматериалов по теме;

  • анкетирование родителей: «Что мы знаем о родном город?»

2 этап – практический, исследовательский

Поиск ответов на поставленные вопросы:

  • подбор доступных для их возраста книг и журналов по истории и про памятных мест города;
  • беседы о домах, о строительных материалах, строителях;
  • рассматривание архитектурных альбомов, каталогов, журналов;
  • подбор иллюстраций с изображением зданий, типичных для разных стран и эпох;
  • исследование строительного материала;
  • консультации для родителей;
  • сбор необходимой информации в Интернете; посещение памятных мест города Чебоксары;
  • экскурсии по городу к строящимся и реконструируемым зданиям;
  • экскурсии в библиотеку, школу;
  • прогулки в лес;
  • заучивание стихотворения «Дом, который построил Джек»;
  • разучивание песни юных чебоксарцев.

3-й этап обобщающий

Обобщение результатов проведенной работы по проекту:

выставка детских работ: «Старинные дома», «Дома будущего»;

создание макета микрорайона города  будущего;

создание книжки – малышки «Дома будущего»;

составление коллекции природных материалов, используемых при строительстве домов;

составление рассказов о своих дома;

создание журнала «Такие разные дома»;

оформление альбома «Строительная техника»;

проведение открытого занятия для воспитателей-  слушателей курсов повышения квалификации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Дом, в котором я живу»

Проект «Дом, в котором я живу»...

Педагогический проект «Край, в котором я живу» Старший дошкольный возраст

Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края через познавательно-исследовательскую деятельность....

Программа Movie Maker и ее реализация при создании проекта "Дом, в котором я живу"

Проект (фильм) разработан учеником 5 класса. Использована программа Movie Maker....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Дом, в котором мы живем»

Цель проекта - формирование духовно-нравственных ценностей на уроках краеведения и во внеурочной деятельности....

Проект "Дом, в котором я живу" (программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева)

Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Б...

Проект "Дом, в котором мы живем"

Проект «Дом, в котором мы живем»Заезд 21.03. – 05.04.2023г. Задачи:Развивать у детей навыки проектной деятельности.Формировать навыки сотрудничества.Формировать умения и навыки ...