Племена ногайцев в Прикубанье
методическая разработка по краеведению
Племена ногайцев в Прикубанье
Цель.
Познакомить учащихся с племенами ногайцев в Прикубанье.
Задачи.
1.Обучающая: познакомить учащихся с жизнью ногайцев на территории Прикубанья.
2.Развивающая: продолжить формирование у учащихся навыков сравнивать, анализировать и самостоятельно работать с различными источниками информации.
3. Воспитательная: воспитывать уважение к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства.
Основные понятия: ногаи, огайская орда, сераскир
Исторические личности: Джанмамбет-бей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_20_plemena_nogaytsev.docx | 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №2 ст. Калининская Краснодарский край
Шевченко Елена Александровна
Тема. Племена ногайцев в Прикубанье
Цель.
Познакомить учащихся с племенами ногайцев в Прикубанье.
Задачи.
1.Обучающая: познакомить учащихся с жизнью ногайцев на территории Прикубанья.
2.Развивающая: продолжить формирование у учащихся навыков сравнивать, анализировать и самостоятельно работать с различными источниками информации.
3. Воспитательная: воспитывать уважение к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства.
Основные понятия: ногаи, огайская орда, сераскир
Исторические личности: Джанмамбет-бей
Учебное оборудование.
1. Б. А. Трёхбратов, Ю.М. Бодяев, И. А. Терская, А. Н. Криштопа, К. П. Казарян, , С. А. Лукьянов.
Кубановедение 7 класс: учебник. - Краснодар, 2010.
2. Атлас "История Кубани".
ТСО: мультимедийное оборудование
Тип урока: комбинированный.
План урока (фазы).
I. Вызов.
II. Осмысление (реализация).
1. Кубанская ногайская орда.
2. Повседневная жизнь ногайцев:
III. Рефлексия/саморефлексия учащихся.
IV. Домашнее задние.
- ВЫЗОВ.
- Актуализация опорных знаний по теме «Вторжение монголов на территорию Северного Кавказа».
Ответить на вопрос в начале параграфа 7 с. 40
Стадия вызова. Задачи учителя: активизировать учащихся, мотивировать их для дальнейшей работы.
1 шаг.
На карте «Распад Золотой орды» найдите Ногайскую орду.
Дать устный ответ на вопросы:
- Где располагалась ногайская орда?
- Какие еще государственные образования появились на осколках Золотой орды?
2 шаг.
Используя карту, составьте рассказ (4-5 предложений) о том, как и почему образовалась ногайская орда.
Шаг 3.
Инициация учащихся через постановку проблемного вопроса:
- достаточно ли нам полученных знаний о ногайцах; хотелось бы вам узнать о них побольше?
II. Осмысление (реализация).
Непосредственный контакт с новой информацией.
Деятельность учителя:
-сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией;
-постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
Учитель: Ногайская Орда - средневековое кочевое ногайское государство, возникшее на территории разрушенной Тимуром Золотой Орды. История его возникновения и развития (первая половина XV в. - 1783 г.) тесно переплетается со становлением других государств Восточной Европы и Азии. Свое название Орда получила от темника Ногая. Собирательное имя «ногаи» известно уже с XV века. В середине XVI в. Ногайская Орда разделилась надвое: Больших и Малых ногаев.На территории Волги и Приазовья как раз сложилось государственное образование Ногаи Малые (Казыев улус).
Ногайские племена вели в основном кочевой образ жизни и занимались скотоводством, которое являлось главным в их хозяйстве. Они разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот. Земледелие y них играло вспомогательную роль. Мужчины обрабатывали кожи, изготавливали обувь, делали седла, плотничали. Женщины пряли шерсть, ткали ткани, выделывали овчины.
Существовали торговые связи между ногайцами и русскими. Кожи, шерсть, мясо, масло, сало обменивались на изделия из железа, на лес, соль, зерно, табак.
Во главе всех ногаев стоял хан. Но полной власти он уже не имел. Власть принадлежала феодальной верхушке – мурзам и беям, владевшими несколькими тысячами голов скота. К низшим слоям ногайского общества относились крестьяне-скотоводы, чагары. А на самом «дне» располагались рабы. Между Ордами шла борьба, поэтому Кубанская Ногайская орда управлялась сераскиром, который имел широкие полномочия.
Ногайцы исповедовали мусульманскую религию. Их духовенство относилось к привилегированным слоям общества.
В сентябре 1768 года Турция объявила войну России, а в 1769 году начались военные действия одновременно на Балканах, Кавказе и в Приазовье. Турецкий султан обратился к горским народам Кавказа с призывом поддержать его в борьбе с Россией. Многочисленные турецкие агенты: были посланы на Северный Кавказ для проведения антирусской агитации. Особое внимание было обращено на ногайцев. 9 октября 1769 года командующий русской армией П.А.Румянцев писал Екатерине II о намерении части ногайцев перейти в русское подданство. В 1770-1771 годах некоторые ногайские орды перешли в прикубанские степи. В этом же году донские казаки Платова и Уварова взяли Копыл (ныне Славянск-на-Кубани). Мурза Джанмамбет-бей - глава ногайских орд, агитировал их перейти в подданство России. Екатерина II направила ему грамоту, в которой писала, что ногайцы достойны лучшей участи, чем быть порабощенными крымскими ханами, и этому будет способствовать союз ногайцев с Россией. После смерти Джанмамбет-бея среди ногайцев часто возникали распри. А три орды были враждебно настроены против России.
1 шаг.
Задание №1
Используя текст учебника стр. 40 запишите определения:
Ногаи _____________________________________________________________________________
Ногайская Орда _____________________________________________________________________
Сераскир ___________________________________________________________________________
Ответы: ногаи - потомки различных тюркских и монгольских племен, входивших в улус золотоордынского темника Ногая; Ногайская Орда - средневековое кочевое ногайское государство (первая половина XV в. - 1783 г.), возникшее на территории разрушенной Тимуром Золотой Орды: сераскир – главнокомандующий, военный министр.
Задание №2
В предложенной таблице «Социальная структура ногайцев в XVI-XVII вв.» найдите соответствие между понятиями и их определениями:
Понятие | Соответствие | Определение |
1. Хан | А) Верховные правители улусов | |
2. Мурзы | Б) Зависимые крестьяне | |
3. Беи | В) глава Ногайской Орды «старший брат» | |
4. Уздени | Г) полностью бесправное и зависимое население | |
5. Крестьяне-скотоводы | Д) второстепенные феодалы | |
6. Чагары | Е) свободные крестьяне | |
7. Рабы | Ж) третьестепенные феодалы |
Ответы: А2; Б6; В1; Г7; Д3; Е5; Ж4.
2 шаг. Работа с контурной картой и атласом.
Задание №3
Используя карты атласа № 7 и 8, отметьте на контурной карте № 6 места расселения ногайцев и название их орд.
Задание № 4
Ответить на вопрос от Почемучки.
Почему часть ногайцев захотела перейти в подданство к России?
III. Фаза урока: РЕФЛЕКСИЯ. Анализ собственной деятельности, её оценивание; творческая переработка и интерпретация полученной информации.
Задание № 5
Используя текст учебника стр. 43-44, выполни задание № 4 стр. 44.
Рефлексивно – оценочный этап.
Учитель предлагает каждому ученику проанализировать его деятельность на уроке и оценить качество работы.
1 мне на уроке все понравилось
2 я узнал(а) много нового
3 мне было интересно
4 мне было трудно
5 мне было не интересно
6 мне ничего не понравилось
Отметить только 3 высказывания, с которыми вы согласны.
IV. Домашнее задние.
Параграф № 7, стр. 40-44
Придумать рассказ, используя иллюстрацию на стр. 42, «Один день из жизни ногайцев»
Опережающее задание по группам (1 – Жилище ногайцев, 2 – Одежда ногайцев, 3 - Кухня ногайцев)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материальная и духовная культура астраханских ногайцев
Факультативный курс общеобразовательной школы.«Материальная и духовная культура астраханских ногайцев»Программа рассчитана на 27 часов для 5-8 классов Курс «Материальной и духовной культуры...
Кроссворды 10 класс "Ногайцы и адыги на Кубани в 16-17 вв"
Кроссворды на уроках кубановедения...
Ногайцы на Кубани
Данная презентация о ногайском народе, его истории, традициях, образе жизни....
Присоединение Прикубанья к России
Присоединение Прикубанья к России...
Презентация о присоединении прикубанья к России
Презентация о присоединении прикубанья к РоссииСсылка для скачиванияhttps://yadi.sk/i/vyes2BjlqTyH7...
Черноморцы и линейцы. Заселение Прикубанья.
Презентация для 10 класса....
Урок кубановедения 5 класс по теме Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке
Технологическая карта...