Материальная культура западных адыгов
методическая разработка по краеведению
Урок 12. Тема. Материальная культура западных адыгов.
Цель.
Познакомить учащихся с материальной культурой западных адыгов.
Задачи.
1.Обучающая: познакомить учащихся с особенностями ремесла, жилища, одежды, кухни кочевников.
2.Развивающая: продолжить формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой самостоятельно, выполняя творческие задания.
3. Воспитательная: воспитывать уважение и бережное отношения к истории и культуре народов Кубани.
Основные понятия: сакли, аул, кунацкая
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_12_materialnaya_kultura_zapadnyh_adygov.docx | 34.3 КБ |
urok_12_7_klass.pptx | 2.13 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №2 ст. Калининская Краснодарский край
Шевченко Елена Александровна
Урок 12. Тема. Материальная культура западных адыгов.
Цель.
Познакомить учащихся с материальной культурой западных адыгов.
Задачи.
1.Обучающая: познакомить учащихся с особенностями ремесла, жилища, одежды, кухни кочевников.
2.Развивающая: продолжить формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой самостоятельно, выполняя творческие задания.
3. Воспитательная: воспитывать уважение и бережное отношения к истории и культуре народов Кубани.
Основные понятия: сакли, аул, кунацкая
Учебное оборудование.
1. Б. А. Трёхбратов, Ю.М. Бодяев, И. А. Терская, А. Н. Криштопа, К. П. Казарян, , С. А. Лукьянов.
Кубановедение 7 класс: учебник. - Краснодар, 2010.
2. Справочный материал из различных источников по тематике урока (по выбору учителя)
ТСО: мультимедийное оборудование
Тип урока: комбинированный урок - практикум
План урока (фазы).
I. Вызов.
II. Осмысление (реализация).
1. Жилище и поселения адыгов
2. Национальная адыгская кухня.
3.Традиционная одежда.
4. Ремесла и искусство.
III. Рефлексия/саморефлексия учащихся.
IV. Домашнее задние.
I. Фаза урока ВЫЗОВ.
1. Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу/проверка домашнего задания.
Задание № 1
Реши тест:
1. Основным занятием ногайцев было?
а) земледелие; б) скотоводство; в) пчеловодство; г) собирательство.
2. Какие народы населяли Северо-Западный Кавказ?
а) адыги; б) ногайцы; в) греки; г) турки.
3. Жилище у ногайцев называлось:
а) хатой; б) саклей; в) юртой.
4. Верховным правителем у ногайцев был:
а) хан; в) мурза; г) чагар.
5. В состав какого государства входили ногайцы?
а) России; б) Англии; в) Турции; г) Крымского ханства.
6. Что являлось мерилом ценности товаров у ногайцев?
а) золотые слитки; б) шкуры животных; в) скот; г) деньги.
7. Чем торговали народы Северо-Западного Кавказа в Х УIII веке?
а) строительный лес; б) скот и лошади; в) пшеница; г) лен.
Ответить на вопросы №1-4 стр. 48
Зачитать рассказ «Я в гостях в ногайской семье».
Инициация учащихся.
1 шаг.
Зачитывается фрагмент стихотворения Аслана Кабалалиева. Учащиеся отвечают на вопрос:
- о каком народе пойдет речь на уроке?
Посвящение
Там, где снежных хребтов остриё с небесами сроднилось
В бесконечно волнующем вихре холодных ветров.
Там, где солнце со блеском вершин воедино сливаясь,
Озаряет прекрасную землю на стыке миров.
Там живём мы, в объятиях гор первозданной природы,
В гармонии вечной со звёздной красою Вселенной
И любимый Кавказ, чьи сыны рождены для свободы,
Поведал немалое в жизни истории бренной.
2 шаг.
Учитель объявляет тему занятия и предлагает ответить на вопрос:
- как природные условия повлияли на развитие материальной культуры адыгов?
II. Осмысление (реализация).
Задание № 2
Работа с картой
На физической карте (атлас № 7-8) найдите место проживания адыгов. Каковы особенности природных условий?
Проработка содержания учебника (по рядам или группам).
§ 11 стр. 58-62
1 ряд (группа) Жилище и поселения адыгов
2 ряд (группа) Национальная адыгская кухня.
3 ряд (группа) Традиционная одежда. Оружие.
4 ряд (группа) Ремесла и искусство. (используют дополнительный материал)
Материал для учителя.
Жилища
Жилища черкесов очень просты и облегченной конструкции; их дома — «сакли» — строятся в форме параллелограмма, в основании которого стоят толстые столбы, связанные вместе поперечинами, а между ними пространство перекрывается плетеными стенами, которые обмазываются с обеих сторон; крышу делают из соломы или камыша. Стены внутри помещения побелены, в одном углу находится очаг, а напротив - очень низкий деревянный диван, покрытый войлоком или ковром, над диваном развешивается оружие, кольчуги и тому подобное. С одной стороны сложены матрацы, постельные принадлежности и другие предметы первой необходимости в быту. Таково жилище, как самого богатого князя, так и самого последнего крестьянина.
На равнине адыги селились компактно, родовыми кварталами, располагали свои поселения квадратом или кругом, образуя иногда целые «хабль » — околоток, называемые одним из фамильных подразделений. Внутри селения находились площадь для скота, располагались колодцы и зерновые ямы. Поселения обносились общей плетневой оградой. Такой аул имел одни ворота. Ограда являлась защитным приспособлением в случае внезапного нападения неприятеля. А некоторые адыгские деревни в XVIII веке имели каменные укрепления, большей частью в горных селениях, высота стены доходила до 2 м. В центре аула находились мечеть и базар, на окраине — площадка для молотьбы хлеба, скирды хлебов, стоги сена, а также кладбище, почитаемые могилы, священные рощи и деревья. Привычка почти постоянно бывать на открытом воздухе и под дождем приучила черкеса довольствоваться самым минимальным укрытием. Несмотря на все это, черкесы живут куда чище других горцев. Каждый черкес независимо от степени состоятельности имеет обширный квадратный двор, в котором стоят отдельно друг от друга три домика: один — общий, другой — для женщин, третий — для гостей - «кунацкая». В аулах дворы удалены друг от друга, они не вытянуты в линию и не образуют улиц, напротив, они беспорядочно разбросаны. С обоих концов аула стоят две башни, плетеные и обмазанные глиной, поднимаясь на которые жители по очереди несут караульную службу. Черкесские аулы занимают обширное пространство, поскольку дома, расположенные обычно кучками, находящимися друг от друга на значительном удалении, стоят далеко один от другого. Если в ауле становится слишком много отбросов и навоза, жители переносят свои дома на другое место, дабы не утруждать себя расчисткой дворов.
Кухня
Кулинарное искусство адыгейского народа формировалось в течение многих столетий. Национальные блюда адыгов своеобразны и имеют высокие вкусовые качества.
Природные условия края способствовали тому, что у адыгов веками складывался тип хозяйства, основанный на скотоводстве, птицеводстве и земледелии. Вследствие этого в рационе адыгов большое место занимают блюда из натурального мяса (баранины, говядины и птицы). Скотоводство стало также источником для разнообразных молочных изделий, в том числе и сыров. Домашнее сыроделие дало возможность оригинально использовать сыры для приготовления блюд.
Характерно для адыгейской кухни приготовление крупяных и мучных изделий, ей также свойственно использование яиц, которые служат не только для приготовления самостоятельных блюд, но и как добавки в мучные и молочно-яичные блюда, Овощные блюда адыгейской кухни могут быть сырыми, типа салатов, но чаще всего они вареные, печеные, тушеные или соленые. Широко развитое на Кубани садоводство способствовало тому, что адыги выращивали разнообразный и обширный ассортимент фруктов: яблоки, груши, сливы, вишни, персики, виноград и т.п., которые употреблялись как в свежем, так и сушеном виде. Распространенным напитком являлась буза — род браги, приготовляемый черкесами из проса и меда. Мед использовали в качестве сахара и часто как лекарство.
Во время приема пищи черкесы обычно усаживаются на землю, поджав под себя ноги. Блюда сервируются на маленьких столиках на трех ножках, высотой не более фута и шириной — фута полтора. На них ставится мясо, сыр и хлеб, разрезанный на кусочки. Они не пользуются ни тарелками, ни ножами, ни вилками.
Черкесская семья никогда не собирается за столом, чтобы вместе поесть: отец и мать делают это отдельно, так же как и дети, которые делятся в зависимости от пола и возраста, и каждый отправляется съесть свою порцию в отдельный уголок. Для черкеса постыдно есть перед чужеземцем, тем более за одним с ним столом, поэтому хозяин дома остается все время на ногах. Но вместе с тем адыги были в еде, питье сдержанны, осуждали обжорство, жадность.
Некоторые адыгские блюда:
— Шхыущипс (приправа)
— Лищапап (шашлык)
— Чэтгажаг (жареный цыпленок)
— Джэнчыпсы (суп из фасоли)
— Лыгэжагэ чиа (отварное холодное мясо)
— Лыгэжагэ чиа (холодное, жаренное в гриле мясо)
— Адыгейский сыр
Рецепты:
Суп из фасоли
Продукты:
фасоль 1.5 стакана
вода 3л
масло сливочное 50 г
соль с чесноком по вкусу
Для зажарки:
масло сливочное или масло топлёное сколько уйдет
лук по вкусу
перец красный молотый по вкусу
кинза молотая по вкусу
Способ приготовления: Фасоль промыть, залить холодной водой и дать закипеть, затем слить воду, снова залить холодной водой и варить до мягкости. Если фасоль белая, то варить сразу до готовности. Посолить, полить зажаркой. По желанию заправляют молоком. Приготовление зажарки. На топленом или сливочном масле на сковороде поджарить лук, добавить по вкусу молотый красный перец, молотую киндзу и быстро растереть маслом, чтоб не подгорел, тогда зажарка приобретает приятную окраску и вкус.
Зэтепчич — слоеная пышка
Продукты:
молоко 3 стакана
яйца 2-3 шт.
масло сливочное 100г
соль по вкусу
мука сколько уйдет
Способ приготовления: Замесить тесто на молоке, сливочном масле, яйцах. Дать постоять минут 15. Готовое тесто раскатать в тонкий пласт, смазать маслом и завернуть рулетом, затем свернуть его, придав форму пышки, немного прикатать и выпекать на смазанной маслом сковороде в духовке или на плите. Подают к калмыцкому чаю, арбузам и другим блюдам.
Адыгейский сыр
Продукты:
На 1 кг сыра требуется около 8 л молока.
Этот сыр является национальным продуктом адыгейцев, населяющих юго-западные районы Северного Кавказа. Его вырабатывают двух видов: свежий и копченый. Для приготовления сыра необходимы очаг и дымарь.
Способ приготовления: Молоко доводят до кипения и при этой температуре его свертывают кисломолочной сывороткой. Сырную массу выкладывают в плетеные ивовые корзины, где происходит само прессование, и сыр приобретает форму. После этого головки солят втиранием с двух поверхностей (2%).
Копченый сыр солят в зерне (4%), прессуют и размещают на плетеных полках в дымаре на значительном расстоянии от огня. В результате копчения в молоке уничтожается вся микрофлора, в том числе болезнетворная, поэтому копченый сыр используется как диетический легкоусвояемый продукт. Срок хранения копченого сыра зависит от продолжительности выдержки в дымаре. Такой сыр может храниться даже несколько лет. Его берут в дорогу и в поход. Он имеет острый вкус с выраженным запахом копчения.
Кастэрд (яичный чай)
Продукты:
чай сухой по вкусу
сливки по вкусу
желток по вкусу
сахар по вкусу
Способ приготовления: В литровом чайнике заварить чай: залить его вначале 0.5 стакана горячей воды, а затем кипящими сливками и дают настояться 10 минут. Желтки растереть с сахаром, взбить; смешать с 0.5 стаканами чая, влить в чайник, быстро размешать 2 - 3 минуты, чтобы желтки не свернулись. Закрыть на 2 - 3 минуты и подать к столу.
Традиционная одежда. Оружие
Одежда мужчин сделана из легкой высококачественной ткани. Рубашка-уапа застегивается на груди; она шьется из хлопчатобумажной ткани или легкой красной тафты. Сверху на рубашку надевается шелковый жилет, обычно украшенный вышивкой, а на него — своеобразный сюртук, очень короткий, который у черкесов носит название «цши», а у татар — «чекмень»; он едва доходит до середины бедра; они его очень плотно застегивают на поясе; на груди с обеих сторон имеются маленькие карманчики, с отделениями для патронов. Их штаны (шальвары) широкие вверху и узкие, начиная с колена, бывают обычно серого или бурого цвета. На ногах они носят элегантные красного цвета туфли с очень высокими каблуками, благодаря чему кажутся значительно выше, чем они есть на самом деле; или же вместо туфель они носят мягкую обувь без подметок.
Мужчины бреют голову или очень коротко стригут волосы, оставляя на макушке клок волос длиною в палец. Этот клок волос называется «хайдар». Раньше черкесы носили только усы, нередко можно встретить черкесов, которые отпускают и бороду. На голове они носят вышитый колпак на вате, форма которого напоминает половину дыни, он оторочен мехом или просто бараньей шкурой.
Никогда черкес не выходит без оружия, или как минимум без шашки, кинжала на поясе и без накидки из мягкого фетра на плечах, эта накидка называется по-черкесски «джако», по-татарски — «ямаче», а по-русски — «бурка». Чтобы дополнить описание их вооружения, надо, кроме того, упомянуть ружье и пистолет, кольчугу, маленький шлем (кипха) или большой шлем (таш), латные рукавицы и налокотники. Когда черкес при полном параде на лошади выезжает, например, делать визиты, он берет свой лук и колчан со стрелами; со щитом черкесы не знакомы. Стрелы у князей украшены белыми перьями, выдернутыми из хвостового оперения орла; дворяне и простолюдины не имеют права украшать свои стрелы подобным образом под угрозой строгого наказания. Черкес на коне со всем этим оружием являет собой пример подвижности, ловкости и прекрасных качеств всадника.
Изготовление оружия издавна было одним из важнейших промыслов народов Кавказа. Храбрые воины, кавказские горцы не расставались со своим оружием, высоко ценили его и не жалели средств на его украшение. Это черкесские клинки и панцири XVII в., кремневые ружья первой трети XVIII в. Основная масса дошедшего до нас оружия — ружья и пистолеты, шашки и кинжалы.
Одежда женщин мало отличается от мужской, за исключением цвета: женщины предпочитают белое, тогда как мужчины никогда не используют ни красный цвет для своих колпаков, ни белый цвет в своей одежде. Молодые женщины из княжеских и дворянских семей носят под покрывалом красную шапочку, украшенную спереди полоской из черного сафьяна с серебряными кнопками, которая очень им идет, а волосы они заплетают во множество свободно ниспадающих косичек. Они носят широкие шальвары и красные сафьяновые туфли без подметок — «чирики», напоминающие мужскую обувь того же рода. Женщины из простого люда носят шапочки любого цвета, за исключением красного, а вместо туфель они носят деревянные сандалии, а чаще всего просто ходят босиком. Выходя из дома, они надевают покрывало, которое скрывает их лицо.
Девушки обычно носят длинную рубашку, которую вместо пояса стягивают лентой или полоской кожи; у них широкие длинные панталоны и красные шапочки; волосы они сплетают в одну косу, которая свободно лежит на спине. Их праздничное одеяние состоит из полукафтана из шелка или хлопчатобумажной ткани, поверх которого надевается длинная одежда из сукна с открытыми рукавами. Первый вид одежды более легок и красив, поскольку он обрисовывает стройную и гибкую фигуру и соблазнительные формы, которыми так гордятся черкесские девушки. Чтобы сохранить у девушки фигуру, в княжеских и дворянских семьях девочке в возрасте десяти лет надевают на бюст корсет, который остается на ней до первой брачной ночи, когда ее избранник вспарывает его кинжалом. Девушки носят этот корсет даже ночью и снимают его только тогда, когда он износится, и то лишь для того, чтобы немедленно заменить его новым, таким же тесным. Таким образом, получается, что черкесская девушка в день свадьбы имеет такой же бюст, какой она имела в возрасте десяти лет; в остальном прекрасная фигура черкешенок сохраняется благодаря скромной жизни и частым упражнениям на воздухе, так что даже крестьянские девушки сохраняют стройную фигуру, хотя они вовсе и не носят кожаных корсетов.Девушкам разрешается красить себе ногти почти темно-красной краской, которую черкесы добывают из цветка, по-черкесски называемого «кина» (бальзамин).
Ремесла и искусство
Истоки изобразительного искусства адыгов уходят в глубокую древность. Но орнаментальные формы и композиции сохранились и оставались неизменными в течение нескольких столетий. К древнему искусству адыгов относится резьба по дереву, которая в XVIII веке получила дальнейшее развитие. Резьбой украшали карнизы домов, оконные рамы, ворота, деревянные спинки диванов, кроватей, кресла для старших в семье, некоторые предметы женского туалета, катушки для ниток, гребни для расчесывания. Музыкальные инструменты и деревянная посуда украшались несложной резьбой, носившей геометрический характер. Существовала также и архитектурная резьба. Всеми видами прикладного искусства адыгов занимались в основном мужчины. Они были седельщиками, владели мастерством тиснения по коже с помощью специальных штампов, изготовленных из рога или металла и ряда других несложных инструментов.Тиснением украшались тебеньки седел, колчаны и налучья, кожаные сумки, иногда обувь. Женщины в основном изготовляли предметы, связанные с внутренним убранством жилища: циновки из тростника, украшенные геометрическим орнаментом. Циновки - плетеные изделия прямоугольной формы. Материал, как правило, однородный - болотная трава. Ограниченные возможности цветовой гаммы исходного материала великолепно восполняются разнообразием в приемах плетения. Циновка с самого рождения и до конца жизни сопутствовала человеку. Создавали ее женщины, хранившие и развивавшие древние традиции этого удивительного искусства. Это искусство рождено солнцем, землей, водой и человеческой душой. Широко применялась циновка в свадебном обряде. Девушка обязана была к свадьбе приготовить 3 циновки: большую циновку, «намазлыкъ » (циновка для совершения молитвы) и прикроватный коврик. Она вкладывала все свое умение, так как по ней судили о ее способности чувствовать красоту, о ее трудолюбии.
У адыгов войлоки украшались аппликациями. Это был традиционный адыгский узор, основу которого составляют растительные элементы — трилистники, усики дикого винограда, несложные цветочные розетки, а также ромбы, треугольники и рогатые мотивы. Значительного развития достигла у адыгов в XVIII — нач. XIX в. обработка рога и кости. Из кости изготавливали рукоятки кинжалов, сабель и ножей. Из бычьих рогов делали бокалы, которые с большим мастерством украшались серебром и золотом. На изделия из кости наносился геометрический узор, изображались лучи восходящего солнца, звезды.
Черкешенки славились мастерицами золотого шитья по ткани и коже. Великолепно украшался золотошвейными узорами адыгский женский и мужской костюм, искусно делались позументы, тесьма и тканье галунов, изготавливались кисти, бахрома, шнурки, цепочки, подвески, все, что можно было использовать для украшения одежды, парадных одеял, занавесей, настенных ковров, сумочек, кошельков. Адыги знали несколько видов шитья: вприкреп, гладь.
Задание № 3
Переставьте буквы в словах и у вас получится:
1. Адыгское жилище «АСЯКЛ»_______________________________
2. Поселение у адыгов «БЬЛХА»______________________________ «УЛА»____________________
3. Плетенные изделия прямоугольной формы «ВЫЦОКНА»__________________________________
4. Оружие адыга «НИЖАКЛ»_________________________________
5. Адыгейский хлеб «ТАПСА»_________________________________
6. Шитье по ткани и коже называлось «МЫЗОТОЛ»________________________________________
Ответы: 1 – сакля; 2 – хабль, аул; 3 – циновка; 4 – кинжал; 5 – паста; 6 - золотым.
Устно ответьте на вопрос учебника стр.62 № 2.
Задание № 4
Нарисуйте адыгейский национальный костюм.
Саморефлексия учащихся (на выбор учителя)
Подведение итогов урока.
IV. Домашнее задние.
1. § 11, стр. 58-62 устно ответить на вопросы №1-4 стр. 62
2. Подготовить пословицы и поговорки о дружбе, гостеприимстве.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание №1 Решите тест 1. Основным занятием ногайцев было? а) земледелие; б) скотоводство; в) пчеловодство; г) собирательство. 2. Какие народы населяли Северо-Западный Кавказ? а) адыги ; б) ногайцы; в) греки; г) турки. 3. Жилище у ногайцев называлось: а) хатой; б) саклей; в) юртой. 4. Верховным правителем у ногайцев был: а) хан; в) мурза; г) чагар . 5. В состав какого государства входили ногайцы? а) России; б) Англии; в) Турции; г) Крымского ханства. 6. Что являлось мерилом ценности товаров у ногайцев? а) золотые слитки; б) шкуры животных; в) скот; г) деньги. 7. Чем торговали народы Северо-Западного Кавказа в Х УIII веке? а) строительный лес; б) скот и лошади; в) пшеница; г) лен.
Задание №2 Ответить на вопросы № 1-4 стр. 48 2. Рассказ «Я в гостях у ногайской семьи»
Задание №3 Работа с картой На физической карте (атлас № 7) найдите место проживания адыгов . Каковы особенности природных условий?
Задание №4 Переставьте буквы в словах и у вас получится: 1. Адыгское жилище «АСЯКЛ»_______________________________ 2. Поселение у адыгов «БЬЛХА»_______________________________ «УЛА»_________________________________ 3. Плетенные изделия прямоугольной формы «ВЫЦОКНА»____________________________ 4. Оружие адыга «НИЖАКЛ»_____________________________ 5. Адыгейский хлеб «ТАПСА»_______________________________ 6. Шитье по ткани и коже называлось «МЫЗОТОЛ»____________________________
Задание №5 Нарисуйте адыгейский национальный костюм.
Домашнее задание 1. § 11, стр. 58-62 устно ответить на вопросы № 1-4 стр. 62 2. Подготовить адыгейские пословицы и поговорки о дружбе, гостеприимстве. * Опережающее задание. Сообщение учащихся по темам: Семья и семейные традиции адыгов . 2) Гостеприимство и куначество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок кубановедения "Материальная культура", 8 класс
урок изучения нового материала. форма проведения -этнографическая экспедиция. урок проводится на казачьем подворье школы, используется...
Кроссворды 8 класс "Материальная культура казачества"
Кроссворды на уроках кубановедения...
Материальная культура кубанского казачества
Быт казаков конец18 начало 19 века...
Роль химических знаний в становлении материальной культуры мира
Значение химии в формировании культуры мира....
Связь материальной культуры древних этносов донского края и донского казачества
Познакомить учащихся с "историческими корнями" женского костюма на Дону...
Материальная культура казачества
Урок кубановедения 8 класс по теме "Материяльная культура казачества" по учебному пособия для общеобразовательных учреждений под редакцией Б.А. Тр...
Методическая разработка цикла занятий по курсу ОДНКНР (Раздел I «Россия – наш общий дом») Занятие 1. Тема «Истоки родной культуры» Занятие 2. Тема «Материальная культура» Занятие 3. Тема «Духовная культура»
В методической разработке представленные уроки входят в первый тематический блок «Россия – наш общий дом». Данный цикл занятий связан с понятием «культура».Так на п...