Борьба за Тмутаракань наследников Ярослава.
план-конспект урока по краеведению (6 класс)

Голубова Ирина Анатольевна

Технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tmutar._posle_smerti_ya._mudrogo.docx59.72 КБ

Предварительный просмотр:

К – 6                                                                                      У № 14                                                                            Дата: ___________

Тема:  Борьба за Тмутаракань наследников Ярослава.

Цели:  Познакомить  учащихся  с  событиями связанными с борьбой за Тмутаракань после смерти Я. Мудрого.

УУД:

Оборудование:  учебник  Кубановедение для 6 класса   под  редакцией  Б.А.  Трёхбратовой,  презентация.

Ход   урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Орг. момент

Приветствие и проверка готовности к уроку.

1 ученик читает стихотворение о родном крае.

  1. Актуализация  знаний

Для  начала  давайте  извлечем   из  глубин  нашей  памяти  следующие знания:  (Работа с терминами) великое переселение народов, Тмутаракань, Ярослав Мудрый.

Объясняют термины и понятия.

  1.  Целеполагание

Бывают края,

Что недвижны веками

Зарывшись во мглу и мох,

Но есть и такие,

где     каждый камень

Гудит голосами эпох                                  И. Сельвинский

Какая тема будет?

Слушают.

Определяют тему и цель урока.  

IV. Изучение  нового   материала.

  1. Самостоятельная  работа  учащихся  с  учебником (с. 70 – 73).

1. Завершите предложения.

1)  После смерти Ярослава Мудрого Тмутаракань досталась второму по старшинству сыну Ярослава – Святославу.

2) Тмутараканское княжество стало привлекательным для князей-изгоев из-за недовольства результатами раздела Руси.

3)  Самой известной археологической находкой, подтверждающей существование русского княжества на Кубани в XI в., является Тмутараканский камень.

4) В настоящее время он находится в Санкт - Петербурге.

    2. За какие деяния тмутараканский князь Олег получил от современников прозвище Гориславич? Как вы оцениваете действия Олега в борьбе за отцовское наследство?

(Он никогда не оставлял мысли вернуть себе отцовское Черниговское княжество. В 1094 г. князь с наёмными половцами вторгся в княжество. Современники обвинили его в предательстве интересов родины).

3. С конца XII в. Тмутаракань упоминается в летописях как "Земля незнаемая". Чем можно объяснить такое название Тмутараканского княжества?

(Половецкие силы отрезали Тмутараканское княжество от основной Руси. Византийская империя установила в начале XII в. над ним контроль).

4. Вставьте пропущенные в тексте слова.

В XII в. контроль над землями Тмутараканского княжества перешёл к Византийской империи. В начале XII в. основным населением кубанских степей стали половцы. Русские летописи называют их кыпчаками. Главным занятием половцев было кочевание, войны. Первая встреча земледельцев - адыгов и кочевников - кыпчаков закончилась грабительской войной. Позже между ними установились мирные и дружественные отношения. Кочевники и земледельцы не вмешивались в дела друг друга, обмениваясь между собой товарами. У кочевников уже произошло выделение знати. Вождей племён они называли башкорд. На курганах половцы устанавливали статуи, которые в народе получили название "половецкие бабы".

Работают с текстом § 14.

Выполняют задания.

Отвечают на проблемный вопрос.

Записывают.

  1. Первичное закрепление

Вопросы в презентации.

Критерии: 17 – 20 – «5»                  14– 17 – «4»               9 – 13 - «3»                8 и менее – «2»

Взаимопроверка.

  1. Рефлексия

"Три М"

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Называют три  запомнившихся «Момента» урока.

VII. Д.З

§ 14.      Разгадайте чайнворд            ЕСЛИ осталось время!!!

чайнворд1. Центр византийских владений в Крыму. Ответ: Херсонес
2. Князь, разгромивший хазар. Ответ: Святослав
3. Человек, который сражается с врагом. Ответ: Воин
4. Монах, основавший монастырь в Тмутаракани. Ответ: Никон
5. Летописец, один из авторов "Повести временных лет". Ответ: Нестор 
6. Касожский князь. Ответ: Редедя
7. Славяне до принятия христианства. Ответ: Язычники
8. Князь без княжества. Ответ: Изгой

Записывают в дневник.


Тема:  Борьба за Тмутаракань наследников Ярослава.

1. Завершите предложения.

1)  После смерти Ярослава Мудрого Тмутаракань досталась второму по старшинству сыну Ярослава - ……….
2) Тмутараканское княжество стало привлекательным для князей-изгоев из-за недовольства ………………               …………….     Руси.
3) Самой известной археологической находкой, подтверждающей существование русского княжества на Кубани в XI в., является …………..    ……………… .
- В настоящее время он находится в ………………………………….

2. За какие деяния тмутараканский князь Олег получил от современников прозвище Гориславич? Как вы оцениваете действия Олега в борьбе за отцовское наследство?

3. С конца XII в. Тмутаракань упоминается в летописях как "Земля незнаемая". Чем можно объяснить такое название Тмутараканского княжества?

4. Вставьте пропущенные в тексте слова.

В XII в. контроль над землями Тмутараканского княжества перешёл к ………………       ……………. В начале XII в. основным населением кубанских степей стали ……………….. Русские летописи называют их ………………….. . Главным занятием ………………… было …………………, ……….. . Первая встреча земледельцев - адыгов и кочевников - ………………..  закончилась …………………  …………………... Позже между ними установились мирные и дружественные отношения. Кочевники и земледельцы не вмешивались в дела друг друга, обмениваясь между собой …………….. . У кочевников уже произошло выделение знати. Вождей племён они называли …………………. . На курганах ………………. устанавливали ……………….., которые в народе получили название "

Слова:   половецкие бабы, башкорд, половцы, половцы, половцев, товарами, Византийской империи, кочевание, войны, кыпчаков, грабительской войной. 

Тема:  Борьба за Тмутаракань наследников Ярослава.

1. Завершите предложения.

1)  После смерти Ярослава Мудрого Тмутаракань досталась второму по старшинству сыну Ярослава - ……….
2) Тмутараканское княжество стало привлекательным для князей-изгоев из-за недовольства ………………               …………….     Руси.
3) Самой известной археологической находкой, подтверждающей существование русского княжества на Кубани в XI в., является …………..    ……………… .
- В настоящее время он находится в ………………………………….

2. За какие деяния тмутараканский князь Олег получил от современников прозвище Гориславич? Как вы оцениваете действия Олега в борьбе за отцовское наследство?

3. С конца XII в. Тмутаракань упоминается в летописях как "Земля незнаемая". Чем можно объяснить такое название Тмутараканского княжества?

4. Вставьте пропущенные в тексте слова.

В XII в. контроль над землями Тмутараканского княжества перешёл к ………………       ……………. В начале XII в. основным населением кубанских степей стали ……………….. Русские летописи называют их ………………….. . Главным занятием ………………… было …………………, ……….. . Первая встреча земледельцев - адыгов и кочевников - ………………..  закончилась …………………  …………………... Позже между ними установились мирные и дружественные отношения. Кочевники и земледельцы не вмешивались в дела друг друга, обмениваясь между собой …………….. . У кочевников уже произошло выделение знати. Вождей племён они называли …………………. . На курганах ………………. устанавливали ……………….., которые в народе получили название "

Слова:   половецкие бабы, башкорд, половцы, половцы, половцев, товарами, Византийской империи, кочевание, войны, кыпчаков, грабительской войной.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Борьба за Тмутаракань наследников Ярослава

1.Чем князь Мстислав поражал воображение современников?2.Как складывались взаимоотношения между тмутараканскими и косожскими князьями?3.После смерти Владимира Святославовича Мстислав принял участие в ...

Урок по теме "Русь при наследниках Ярослава Мудрого"

Урок предназначен для обучающихся 10 класса. Представлены конспект урока, сопровождающая презентация и приложения (исторические источники). Работа с историческими источниками позволит развивать критич...

Конспект урока по истории в 6 классе "Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах"

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Материалом для разработки послужило пособие "Поурочные разработки по истории России" Е.Н. Сорокиной...

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.

Тип урока:  комбинированныйЦель урока:  1.познакомить с основными событиями правления Ярославичей...

Презентация "Русь при наследниках Ярослава"

Презентация "Русь при наследниках Ярослава"...

Рабочий лист «Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах»

Рабочий лист  «Русь при наследниках   Ярослава Мудрого.Владимир Мономах»...