Программа по историческому краеведению в 7 классе
рабочая программа по краеведению (7 класс) на тему

Клевцова Нина Петровна

Программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета -

«Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Областного базисного учебного плана, на основе «Патриотического воспитания граждан Оренбургской области на 2011 - 2015 гг.», авторской .программы по краеведению «Родной край: страницы истории Клевцовой Н.П.», 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рабочая программа85 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

по историческому краеведению

в 7 классе

«История Оренбуржья»

           

             

                 Составитель: учитель истории Клевцова Н.П.

МБОУ «Соболевская СОШ»

Пояснительная записка к учебной программе по историческому краеведению в 7 классе.

Программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета -

«Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Областного базисного учебного плана, на основе «Патриотического воспитания граждан Оренбургской области на 2011 - 2015 гг.», авторской .программы по краеведению «Родной край: страницы истории Клевцовой Н.П.», учебно - методического

комплекса:

:1.Учебное пособие.Ю.П.Злобин, А.Н. Поляков «История Оренбургская . часть 1» -

Оренбург, Оренбургское литературное агентство «ОРЛИТ - А», 2008г.

2.А.И.Александров. Из истории Южного Урала. - Учебное пособие. -

Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1967г.

3.В.И.Бирюкова, Н.Г.Воинов. Где Чаган бирюзовый течет. - Оренбург: ИПК

«Южный Урал», 2000г.

  1. История  Оренбуржья.  - Учебное пособие.  - Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1996г.
  2. Краеведческие материалы села Соболево.

6.Орденоносное Оренбуржье.  - Сборник статей.  - Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1968г.

  1. Первомайский   район.   - Краткая   историческая   справка.   - Поселок Первомайский: 1987г.
  2. По родному краю. - Сборник краеведческих очерков. - Чкалов: Чкаловское книжное издательство, 1956г.
  3. А.П.Трофимов. Затерянный след в степи солончаковой. - Оренбург: ЗАО «Бюро Альфа», 2001г.

Ю.Л.И.Футорянский. Дела вечно живые. - Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1968г.

  1. Л.В.Черепнин. Героические страницы истории народов нашей Родины. -Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1976г.
  2. Дидактичесий материал к краеведческому курсу. Клевцова Н.П.

Программа конкретизирует содержание блоков предмета, дает примерное распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения - отражает исторические аспекты изучения Оренбургской области и местности проживания с момента возникновения до 20 годов XX века.

Содержание программы достаточно универсально, что предоставляет широкие возможности для создания индивидуализированных учебно-тематических планов. При этом учителя могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса краеведение, формированию ключевых компетенций. Главным достоинством курса являются его актуальность, важность, привлекательность. История края рассматривается как часть истории России, тогда как социально-политические перемены связаны с ростом роли регионов в укреплении российской государственности и возросшим интересом народа, прежде всего молодежи, к своему историческому прошлому. Под краеведением понимается всестороннее изучение какой-либо   территории,   проводимой   на   научной   основе.   Школьное историческо


краеведение способствует расширению кругозора учащихся, приобщению их к поисковой, исследовательской деятельности, к работе по охране памятников истории и культуры. Занятие краеведением помогает детям глубже уяснить смысл, сущность норм, включенных в Конституцию нашей страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» (ст. 44, п.З).

В ппсольном  курсе истории нет систематизированного рассмотрения вопросов, касающихся родного края. В государственных программах по истории России они включаются лишь как элементы и поэтому чаще всего заслоняются значимостью российских событий. Между тем, очевидна важность формирования причастности к истории каждого, в понимании, что корни человека - в истории своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны. Этот курс имеет важный воспитательный эффект, который отражен в словах российского краеведа С.О.Шмидта: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле... Его воздействие велико и на разум наш, и на душу».

Цель курса: способствовать процессу познания в области культуры исторического прошлого нашего края, созданию у школьников представления об особенностях культурно-исторического развития Оренбуржья, Первомайского района, с. Соболева.

Задачи курса:

1. Обеспечить понимание важности изучения истории края, в котором ты живешь.

  1. Дать необходимый объем знаний, помогающий осмыслить историю России через призму краеведческого материала.
  2. Развивать способность учащихся анализировать и оценивать события, явления, имеющие место в Оренбургском крае, раскрывать причинно-следственные связи между ними, а также высказывать обоснованные суждения о действиях людей, оставивших заметный след в истории Оренбуржья.
  3. Приобщить школьников к социальному опыту и нравственным ценностям, к национальной культуре народов Оренбургского края.

Принципы курса:

Ведущими принципами курса являются:

  • краеведческий: этот принцип обеспечивает связь школьного курса истории со знаниями и навыками в результате исследования родного края;
  • культурно-исторический: этот принцип помогает заложить интеллектуальную, нравственно-гуманистическую основу формирования личности, показывает глубину и наследуемость составляющих культуру.

Условия преподавания курса:

Данный краеведческий курс может изучаться школьниками 7, а лучше 8, 9 классов. Это подростковый возраст, в котором психологи отмечают возникновение и преодоление диалектических противоречий между порождаемыми деятельностью подростков новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Разрешается это противоречие путем формирования более высоко уровня психологического развития, более сложных форм и видов деятельности. Для подростков постепенно раскрывается смысл учебной деятельности с определенной степенью самостоятельности, направленной на удовлетворение познавательных потребностей. Наиболее существенную роль в формировании положительного отношения подростков к учению, как показали исследования, играют научная содержательность  учебного  материала,  его  связь  с  жизнью  и практикой,


проблемный и эмоциональный характер изложения, организация- поисковой познавательной деятельности учащихся, которая дает им возможность переживать радость самостоятельных открытий.

Другим условием является то, что часы для преподавания данного курса берутся из регионального или школьного компонента.

Структура кypca 

Данный краеведческий курс включает 34 часа и делится на 3 раздела, соответственно времени становления и развития Оренбургского края, Первомайского района.

I раздел. Освоение Оренбургского края с древнейших времён по XVIII век..

П раздел. Оренбургский край в XIX веке.

Ш раздел. Оренбургский край в начале XX века.

История Оренбуржья представлена как неотъемлемая составная часть Отечественной истории, и в то же время Оренбуржье представляет собой регион, самобытность которого определяется культурными, национальными и природно-географическими факторами, что отвечает требованию связи философских категорий общего и особенного.

Содержание курса

Предметом изучения курса являются общественные процессы в местном крае -жизнь людей в ее развитии, во всех многообразных ее проявлениях и результатах, в границах определенной территории. Отсюда содержание* курса рассматривается в 2-х пластах:

  1. История области;
  2. История района

Это дает возможность учащимся связать историю данных пластов друг с другом и увидеть единство и взаимосвязь исторического прошлого во всем его многообразии. История края, местные события и явления изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое - настоящее - будущее. Подобный подход учит подростков более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействует формированию исторического мышления.

В предлагаемом тематическом планировании используются различные формы уроков и виды деятельности учащихся. Их можно условно разделить на три уровня:

  1. получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий;
  2. это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся, когда они в процессе учебного исследования делают открытия для себя. Источниками таких знаний могут быть различные публикации в печати, материалы музеев;
  3. изучение школьниками истории родного края в ходе исследовательского поиска, представляющий научный интерес. Это зависит от возраста школьников и уровня их подготовки.

В преподавании курса есть свои определенные проблемы. Одна из таких заключается в правильном подходе оценке событий прошлого и настоящего: не следует как идеализировать прошлое, так и очернять его. Необходима правда о фактах, событиях и лицах, документально аргументированное изложение событий, объективное освещение реальных противоречий и трудностей, которые приходилось и приходится преодолевать в процессе развития общества. Другая кроется в недостатке учебного времени для краеведческого познания, поэтому его необходимо продолжить во внеклассной работе. Третья - в недостаточном овладении учителем и учащимися


навыками поисковой, исследовательской работы, работы с краеведческими источниками.

Однако, в целом данный краеведческий курс активизирует мыслительные процессы учащихся, помогает выработке умений общаться, самостоятельно приобретать и применять научные знания, способствует овладению навыками исследовательской работы, способствует решению задач социальной адаптации школьников, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических .задач нашего времени.


№ урока

Тема занятий

Количество часов

Дата проведет

Глава 1. Оренбургский край с древнейших времен до середины XVI века.

1

Первые обитатели нашего края.

2

Сарматы.

3

Оренбургский край в тюркский период.

Глава 2. Оренбургский край во второй половине XVI - первой половине XVIII века.

4

Освоение Южного Приуралья яицкими казаками.

5

Основание Оренбурга.

6

История основания Первомайского района.

7

Заселение Оренбургской губернии.

8

Повторение.

Глава 3. Оренбургский край во второй половине XVIII века.

9

Оренбургская губерния в 50-е- начале 70-х годов XVIII века.

10

Пугачевский бунт: начало оренбургского этапа.

11

Осада Оренбурга.

12

Первомайский район во время пугачевского бунта.

13

Оренбуржье во второй половине 70-х - 90 годах XVIII века.

14

Повторение.

Глава 4. Оренбургский край в первой половине XIX века.

15-16

Территория, население административное устройство и экономика Оренбургского края.

17

Оренбургский край в Отечественной войне 1812 года.

18

Оренбургское тайное общество. Политические ссыльные в губернии.

19

В.А. Перовский на посту оренбургского военного губернатора.

20

Просвещение, наука и культура в первой половине XIX века.

21

Повторение.

Глава 5. Оренбургская губерния во второй половине X (X века.

22

Административные преобразования в Оренбургском крае в 50-х-начале 80-х годов XIX века.

23

Губерния в период реформ 60-70-х годов XIX века.

24

Первомайский район во второй половине XIX века.

25

Административное устройство, население и экономика губернии в пореформенный период.

26

Образование и культура во второй половине XIX века.


27

Повторение.

Глава 6. Оренбургская губерния в период войн и социальных потрясений начала XX века.

28

Экономика и социальные отношения в начале XX века.

1ч .

29

Губерния в период русско-японской войны и революции 1905-1907 годов.

30

Оренбуржье в годы Первой мировой войны.

31

События 1917 года в Оренбуржье.

32

Гражданская война на территории губернии.

33

Гражданская война на территории Первомайского района.

34

Повторение. Заключительный урок.

Литература:

Ю.П. Злобин, А.Н. Поляков. «История Оренбургская». «С древнейших времен до 1920 года» часть 1. Оренбургское литературное агентство Орлит-А. 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Историческое краеведение» 9 класс

  Рабочая программа курса «Историческое краеведение» разработана на основе авторской программы  для 9 класса общеобразовательных школ (авторы Булычев М.В. Аристархова Е.В., Самс...

рабочая программа по историческому краеведению в 9 классе

Рабочая программа по историческому краеведению в 9 классе. Она расчитана на 34 учебных часа....

Программа по историческому краеведению Ульяновской области для учащихся 7 класса.

Данная программа с КТП разработана  для учащихся  7-х классов.  Программа отвечает региональному стандарту исторического и культурологического  образования и представляет базовый у...

Рабочая программа курса "Историческое краеведение" (7 класс)

Рабочая программа по историческому краеведению для 7 класса составлена на основе авторской программы «Историческое краеведение» Г.Б. Гречухина, Нижний Новгород, 2011 г....

Программа курса "Историческое краеведение" 8 класс

Программа курса " Историческое краеведение" 8 класс...

Рабочая программа по историческому краеведению 9 класс.

Рабочая программа по историческому краеведению г. Тамбова для 9 класса. Содержит: пояснительную записку, программу курса истории, УМК, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое ...

рабочая программа по историческому краеведению 9 класс

рабочая программа по историческому краеведению...