Программа по историческому краеведению Ульяновской области для учащихся 7 класса.
календарно-тематическое планирование по истории (7 класс) на тему
Данная программа с КТП разработана для учащихся 7-х классов. Программа отвечает региональному стандарту исторического и культурологического образования и представляет базовый уровень краеведческих знаний по истории Ульяновской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_kraevedeniyu.docx | 52.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых важных задач российского общества на современном этапе развития государства. Возрождение чувства патриотизма - любви к Родине, верности нравственным идеалам, семье, друзьям, выбранному на благо общества делу – являются свидетельством успешного воспитания молодого поколения. Краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности и патриотизма. Школьники в процессе урочной или внеурочной деятельности приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность может иметь различные уровни по степени сложности: от простого усвоения исторических знаний на уроках или внеклассных занятиях до поиска новых знаний. Участие детей в историко-краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность, формируют систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного исторического мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции. Данная программа разработана на основе Образовательной программы «Воспитай патриота» под редакцией Т.Б. Табардановой (2010 г) и Региональной программы учебного курса «Историческое краеведение» для учащихся YII-IX классов основной школы. Авторы-составители: Табарданова Т.Б., Угольнов В.А. 1997 г.
Главная цель учебного курса "Историческое краеведение" - пробуждение чувства любви к своей малой родине, интереса к ее прошлому и настоящему, ощущения своей кровной связи с этой землей.
Основные задачи курса:
1. дать учащимся общее представление об особенностях исторического и культурного развития нашего края;
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей;
Развивающие задачи:
- развитие стремления знать как можно больше о родном крае, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
- адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.
- Формирование навыков краеведческой поисковой и исследовательской работы;
Программа отвечает региональному стандарту содержания исторического и культурологического образования и представляет базовый уровень краеведческих знаний. На изучение курса "Историческое краеведение" в региональном учебном плане отводится 34 часа, т.е. по 1 часу в неделю в YII классе.
Ожидаемые результаты.
Школьники в процессе урочной или внеурочной деятельности приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность может иметь различные уровни по степени сложности: от простого усвоения исторических знаний на уроках или внеклассных занятиях до поиска новых знаний. Участие детей в историко-краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность, формируют систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного исторического мышления учащихся,
знать (понимать Требования к уровню обязательной подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- время заселения древними людьми Среднего Поволжья;
- места неолитических стоянок людей на территории нашего края;
- основные занятия людей эпохи неолита;
- крупнейшие племена и племенные союзы на территории нашего края в эпоху меди и бронзы (финно-угорские племена, "племена с боевыми топорами", абашевцы, племена срубной культуры, древнемордовские племена);
- время и территорию расселения булгарских племен, особенности их жизни (экономика, общественный уклад, внешние связи, культура, религия);
- территорию расселения буртасов, их занятия,особенности быта и культуры;
- время образования, расцвета и упадка государства Волжская Булгария;
- события монголо-татарского завоевания Симбирского Поволжья;
- время образования Золотой Орды;
- положение народов, попавших под власть Золотой Орды;
- время возникновения Казанского ханства, особенности феодальных отношений в нем;
- основные этапы покорения Казанското ханства Московским государством.
- когда и почему была создана Симбирско-Карсунская засечная черта и основаны города Симбирск и Карсун;
- как был устроен Симбирск в XYII веке, его основную функцию;
- основные события крестьянских войн под предводительством С. Разина и Е. Пугачева на территории Симбирского Поволжья.
- вклад симбирского ополчения в события Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 гг.;
- виднейших декабристов-симбирян: Н.И.Тургенева, В.П.Ивашева, Ф.М.Башмакова;
- особенности хозяйства, быта и культуры сословий, населявших Симбирскую губернию в XIX веке;
- события периода подготовки и проведения реформы 1861 года, причины крестьянских волнений в пореформенный период в Симбирской губернии;
- особенности экономического развития губернии в пореформенный период (вторая половина XIX века), причины отставания в промышленном развитии от передовых губерний Российской империи;
- имена замечательных людей нашего края, их вклад в его культурное развитие (Н.М. Карамзин, Н.М. и А.П. Языковы, С.Т. Аксаков, И.А. Гончаров, И.Н.Ульянов, В.Н. Поливанов и др.).
- крупнейшие события отечественной истории и их влияние на жизнь наших земляков в XX веке (Февральская и Октябрьская революции 1917г., Гражданская и Великая Отечественная войны, экономические и политические преобразования советского и постсоветского периодов);
- имена выдающихся деятелей науки, культуры, военачальников, политиков и других замечательных людей, чья деятельность была связана с историей нашего края (М.А. Гимов, М.Д. Крымов, М.Н. Тухачевский, Г.Д. Гай, И.С. Полбин, А. Матросов, А.Д. Сахаров, А.А. Любищев, А.А. Пластов и др.);
- основные направления экономического и политического развития нашей области в настоящее время;
- достижения Ульяновской области в сфере художественной культуры (архитектура, живопись, музыка, театр) и образования;
- даты переименования города Симбирска в Ульяновск и образования Ульяновской области.
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать уровень развития экономических и общественных отношений различных племен;
- сравнивать уровни развития и особенности культуры булгар и буртасов;
- определять причины и следствия как отдельных исторических событий, так и процессов, происходивших на территории нашего края (монголо-татарское завоевание, русское продвижение на Восток и основание Симбирска, крестьянские войны);
- делать выводы и обобщения об исторических процессах, проходивших в Волжской Булгарии, Золотой Орде, Казанском ханстве;
- пользоваться историко-географической картой Среднего Поволжья.
- сравнивать положение различных социальных слоев населения Симбирской губернии;
- давать обоснованные оценки конкретным фактам и процессам в истории края;
- делать выводы о причинах, следствиях и взаимосвязи отдельных событий в истории края в XIX-начале XX в. (организация и деятельность Симбирского ополчения, участие симбирских дворян в восстании декабристов, проведение реформы 1861 года в губернии, развитие капиталистических отношений в губернии в пореформенный период, революция 1905-1907гг., влияние Первой мировой войны на положение в губернии, организация и деятельность политических партий и движений).
- показывать на историко-географической карте ход событий гражданской войны на территории края;
- давать характеристику отдельным этапам развития края в XX веке (установление Советской власти в губернии, противостояние в период Гражданской войны, коллективизация и индустриализация, становление командно-административной системы, борьба с фашизмом на фронте и в тылу, послевоенное восстановление, успехи экономического развития в 70-х-80-х гг.);
- определять причинно-следственные связи событий и процессов, происходивших на территории нашего края в XX в., их взаимосвязь с общероссийскими событиями, выделяя общее и особенное в его развитии.
Перечень нормативно-правовых документов
и инструктивно-методических материалов
по краеведческому образованию
1. Федеральные документы и материалы
1.1. Конституция Российской Федерации.
1.2. Федеральные законы РФ:
- «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13.03.1995 г. № 32-ФЗ с последующими изменениями,
- «Об образовании» от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ с последующими изменениями.
Тематический план учебного курса "Историческое краеведение"для учащихся VII классов
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | |
1 | Введение | 1 | |
2 | Наш край в древности | 2 | |
3 | В составе Волжской Булгарии | 2 | |
4 | Период Золотой Орды и Казанского ханства. | 1 | |
5 | Основание Симбирска и освоение края в XVII-XVIII веках | 3 | |
6 | Этнография народов Симбирского Поволжья в XVII-XVIII вв. | 2 | |
7 | Участие симбирян в Отечественной войне 1812 года | 2 | |
8 | Декабристы Симбирского края | 1 | |
9 | Культура и быт симбирских дворян | 2 | |
11 | Семья Ульяновых в истории нашего города | 2 | |
12 | Симбирск второй половине и в конце 19 века | 2 | |
13 | Симбирская губерния в начале 20 века | 1 | |
14 | Симбирская губерния в 1917-1921 гг. | 2 | |
15 | Ульяновская область в 20-30-е годы | 2 | |
16 | Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) | 3 | |
17 | Ульяновская область в послевоенное пятидесятилетие (1945-1995 гг.) | 2 | |
18 | Культура Ульяновской области в XX веке | 2 | |
19 | Итоговое повторение | 1 | |
Всего | 34 |
Содержание программы
1 Введение(1 час).
Необходимость знания истории и культуры края. Что и как изучает историческое краеведение. Источники краеведческих знаний: археологические, музейные, литературные, бытовые и др.
2. Наш край в древности (2 часа).
Понятие "первобытность". Палеолит в Среднем Поволжье. Орудия труда древнейших людей. Мезолит и неолит. Племена с боевыми топорами. Абашевская культура. Срубные племена. Племена и народы Симбирского края в I тысячелетии до н.э. Расселение древнемордовских племен (мордва-мокша, мордва-эрзя). Племена и народы Симбирского края в конце I - начале II тысячелетия н.э.
3. В составе Волжской Булгарии (2 часа).
Булгары, их быт и культура. Буртасы и свидетельства о них арабских историков. Своеобразие племен. Государства, образованные булгарами. Великий Булгар.
4. Период Золотой Орды и Казанского ханства (1 час).
Монголо-татарское нашествие. Вторжение в Волжскую Булгарию. Организация сопротивления. Наш край в составе Золотой Орды. История образования Казанского ханства. Наш край в составе ханства. Феодальные отношения в ханстве. Культурное развитие и формирование татарской народности. Отношения с Москвой. Воцарение Крымской династии. Покорение Иваном IV Грозным Казанского ханства. Участие местного населения в борьбе с ханством.
5. Основание Симбирска и освоение края в XVII - XVIII веках (3часа).
Причины освоения края. Строительство сторожевых линий. Симбирско-Карсунская линия. Воевода Богдан Хитрово. Возникновение Симбирска. Симбирский Кремль. Острог. Посад и слободы. Население Симбирска в XVII веке. Штурм Симбирска разинцами. Борятинский. Атаман Ф. Шелудяк и его поход на Симбирск. Разгром Пугачева. Пугачев в Симбирске. Пребывание в Симбирске А.В. Суворова. Пушкин о Пугачеве.
6. Этнография народов Симбирского Поволжья в XVII - XVIII веках (2 часа).
Многонациональное население нашего края. Основные занятия жителей и народные промыслы. Особенности жилища, домашняя утварь и национальная кухня. Национальная одежда и семейные обряды народов нашего края. Народные праздники: масленица, сабантуй, аканчуй.
7. Участие симбирян в Отечественной войне 1812 года
(2 часа) Симбирское ополчение. Действия ополчения на Украине. Включение симбирян в корпус Дохтурова. Освобождение Дрездена, Гамбурга. Роспуск ополчения.
8. Декабристы Симбирского края (Н.И.Тургенев, В.П.Ивашев, Ф.М.Башмаков) (1час)
9. Культура и быт симбирских дворян (2 часа) Начало планомерного строительства в городе. Центр города и окраины. Деревянный городской дом-усадьба. Классическая архитектура Симбирска. Здание присутственных мест и здание Дворянского собрания.
10 Отмена крепостного права в Симбирском крае. (1 часа) Дворянские проекты отмены крепостного права. Реформа 1861 года в губернии. Реакция крестьян. Волнения в Сенгилеевском уезде. Наделение крестьян землей. Выкупные платежи. Временнообязанное состояние. Симбирск в пореформенный период. Пожар 1864 года. Расцвет Сборной ярмарки. Облик Симбирска к концу XIX века.
11. Семья Ульяновых в истории нашего края (2 часа).
Приезд в Симбирск. Деятельность И.Н. Ульянова на посту инспектора и директора народных училищ Симбирской губернии. Уклад жизни семьи. Увековечение памяти В.И. Ульянова (Ленина) в нашем городе и области. Ленинские места Ульяновска.
12. Симбирск во второй половине-и в конце 19 века (2 часа).
Творчество симбирских архитекторов А.А. Шодэ и Ф.О. Ливчака. Изобразительное искусство дворянской усадьбы. Усадьбы Ивашевых, Поливановых и их роль в истории художественной культуры края. Творчество крепостного художника Н.Козлова. Д.И.Архангельский, его жизнь и творчество. Из истории музыкального искусства в крае. Музыкальные вечера в Дворянском собрании. Духовые оркестры на Венце. Симбирский провинциальный театр в XIX веке. В.Н.Андреев-Бурлак - гордость русского театра.
13. Симбирская губерния в 1900-1917 гг. (1час).
Общественные движения в Симбирске на рубеже XIX-XX веков. Губерния в годы первой русской революции (1905-1907 гг.). Политические партии и их деятельность на территории губернии (социал-демократы, эсеры, кадеты, черносотенцы и др.). Столыпинская реформа в губернии. П.А.Столыпин, его связь с Симбирским краем. Влияние Первой мировой войны на жизнь в губернии (1914-1917 гг.). События февраля 1917 года. Создание Советов, их объединение. "Дом свободы". Двоевластие в Симбирске.
14. Симбирская губерния в 1917-1921 гг. (2 часа).
Оформление большевистсткой организации в Симбирске, рост ее влияния среди рабочих. Рабочее и крестьянское движение в губернии летом-осенью 1917 года. Большевизация Советов в губернии. Установление Советской власти в Симбирске и губернии. Роспуск городской Думы. Губерния в 1918 году. Мятеж чехословацкого корпуса. Начало гражданской войны. Захват Самары белочехами. Власть Комуча. Создание Восточного фронта и его 1-й армии. Мятеж Муравьева. М.Н. Тухачевский. Белый террор в Симбирске. Железная дивизия и ее боевой путь под командованием Г.Д. Гая. Освобождение Симбирска 12 сентября 1918 года. Губерния в тылу Красной Армии.
15 Ульяновская область в 20 - 30-е гг. (2 часа).
Крестьянские мятежи в губернии. Введение НЭПа. Засуха и голод 1921 года. Организация помощи голодающим в губернии. Известие о смерти Ленина. Переименование Симбирской губернии и Симбирска в Ульяновскую губернию и город Ульяновск. Борьба с неграмотностью. Ликбезы. Область в годы индустриализации и коллективизации. Выступления крестьян против Советской власти. Репрессии 20-30-х годов. Уничтожение храмовых архитектурных ансамблей (памятников) в Ульяновске.
16. Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (3 часа).
Начало войны. Патриотический подъем в области. Эвакуация предприятий в Ульяновскую область. Перевод промышленности на военный лад. Заводы Ульяновска для фронта (УАЗ, завод им. Володарского и др.). Эвакуация раненых. Госпитали. Жизнь и труд ульяновцев в годы войны. Ульяновцы в боях за Родину. Герои Советского Союза: И. Полбин, А. Матросов, В. Деев, Г. Карюкин и др. Создание Ульяновской области. Сельское хозяйство области в годы войны.
17. Ульяновская область в послевоенное пятидесятилетие (1945-1995 гг.) (2часа).
Восстановление хозяйства. Засуха 1946 года. Переход на выпуск мирной продукции. Индустриальное развитие области в 50-е годы. Строительство Волжской ГЭС и затопление земель. Особенности развития сельского хозяйства. Успехи в развитии образования в Ульяновской области. Изменения в политической и экономической жизни Ульяновской области в 90-е годы.
18. Культура Ульяновской области в XX веке (2 часа).
Бурное строительство в Симбирске в начале XX века. Железнодорожный мост через Волгу. Здание Краеведческого музея имени И.А.Гончарова. Строительство в городе в 60-70-е годы. Ленинский мемориальный комплекс. Современная планировка и застройка города. Изобразительное искусство в крае в советский период. А.А. Пластов - "певец земли Русской". Творчество современных ульяновских художников (по выбору учителя). Народная консерватория в Симбирске. Творчество А.В. Варламова. Музыкальные фестивали вУльяновске в 70-80-е годы. Ульяновская областная филармония. Ульяновский государственный симфонический оркестр. Органная музыка в Ульяновске. История Ульяновского областного драматического театра. Современная афиша театра и творчество ведущих актеров (по выбору учителя).
19. Итоговое повторение (1 час)
Календарно- тематическое планирование по курсу «Историческое краеведение» в 7 классе.
№ урока п\п | Наименование главы. | Наименование темы урока | Кол-во часов. | Основные факты, понятия, проблемы | Формы контроля | Характеристика основных видов деятельности ученика | Формируемые УУД | Домашнее задание |
1.Введение | 1 | |||||||
1 | Что и как изучает историческое краеведение. | 1 | Историческое краеведение. Исторические источники, археология, этнография, фольклористика, лингвистика, топонимика. | Участие в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю родного края | Умение выдвигать и обосновывать свою точку зрения, свою позицию, осуществление собственного выбора | Записи в тетради. | ||
2.Наш край в древности | 2 | |||||||
2 | Палеолит, мезолит, неолит на территории нашего края | 1 | 100-80 тысяч лет тому назад- Время заселения людьми Среднего Поволжья. Палеолит, мезолит,неолит, кроманьонец, неолитическая революция. Почему эпоху неолита называют первой технической революцией в истории человечества. | Устный, письменный индивидуальный. | Исследование археологической карты Ульяновской области. Описание изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. человеком ремесла. Выявление последствия появления гончарного и ткацкого ремесел в жизни общины. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека. | Умение извлекать из текста основные факты, относящиеся к теме неолитической революции. | П.1-2 * Описать стоянку неолитической культуры на территории нашего края. | |
3 | Племена и народы Симбирского края в I тысячелетии до н.э.- в II н.э. | 1 | III тысячелетие до нашей эры- I тысячелетие нашей эры. Эпоха меди и бронзы, финно-угорские племена, Племена с боевыми топорами, срубная культура, абашевцы, древнемордовские племена. | Исторический диктант. | Составление сравнительной таблицы « Племена и племенные союзы на территории Среднего Поволжья» | Анализ информации текста параграфа, поиск отличительных характеристик различных археологических культур | П.3. * | |
3.В составе Волжской Булгарии | 2 | |||||||
4 | Булгары, их быт и культура. | 1 | VIII-XI вв. 922 г. булгарский племенной союз. Какие народы ведут своё происхождение от древних булгар. | Тест «Племена и народы Симбирского края в I тысячелетии до н.э.- в II н.э. | Работа по группам. «Географы», Экономисты», «Политики», «Религиоведы» | Анализ текста параграфа,умение формулировать несложные, уметь выделять главное из ответа учителя и одноклассников | П.4 | |
5 | Великий Булгар. | 1 | VIII-XII вв. Основной движущей силой нашего края в домонгольский период было государство волжских булгар. | Индивидуальный устный (работа по карточкам) | Просмотр презентации « Волжская Булгария», составление плана просмотренного материала | Анализ письменных и видео материалов, поиск фактов, подтверждающих выдвинутую проблему. | Историческое сочинение «Путешествие в Древнюю Булгарию» | |
4.Период Золотой Орды и Казанского ханства. | 1 | Устный индивидуальный | ||||||
6 | Наш край в составе Золотой Орды и Казанского ханства | 1 | XIII- XV- вв.Золотая Орда, Казанское ханство, баскаки. Шариат. Почему встала задача присоединения Казанского ханства к Москве. | Групповой устный | Работа по группам «Золотая Орда», «Казанское ханство» | Умение составления характеристики положения нашего края под властью Золотой Орды и Казанского ханства | Записи в тетради | |
5.Основание Симбирска и освоение края в XVII-XVIII веках | 3 | |||||||
7 | Основание Симбирска | 1 | 1648 Богдан Хитрово, Алексей Михайлович. Происхождение названия Симбирска | Тест «Наш край в составе Золотой Орды и Казанского ханства» | Работа с текстом п 9-10. Описание устройство и назначение Симбирского кремля | Умение извлекать информацию из предложенного текста. | П.9-10 | |
8 | Поражение Степана Разина под Симбирском | 1 | 1670. , Степан Разин, Борятинский, Милославский. Почему С. Разин придавал большое значение взятию Симбирска. | Письменный. Исторический кроссворд. | Работа с текстом п.11. Составление развёрнутого плана по теме «Восстание С.Разина под Симбирском» | Формулирование вопросов к тексту, выделение главного, определение своей позиции | П.11 | |
9 | События Пугачёвского бунта. Е.Пугачёв в Симбирске. | 1 | 1774. Пугачёв, Суворов, Панин, Рычков, Фирс Иванов, Воронов. Какие причины помешали Пугачёву взять Симбирск. | Письменный опрос по индивидуальным карточкам | Составление сравнительной таблицы « | Выполнение сравнения при изучении аналогичных исторических явлений. | П.12 | |
6.Этнография народов Симбирского Поволжья в XVII-XVIII вв. | 2 | |||||||
10 | Этнография народов Симбирского Поволжья в XVII-XVIII вв. | 1 | XVII-XVIII вв. Народы Поволжья: русские,татары, чуваши, мордва. Процесс взаимопроникновения различных культур и народов.
| Устный фронтальный. | Составить рассказ о жизни и быте народов Симбирского края, используя дополнительную литературу. | Умение работать с исторической литературой, поиск дополнительной информации , отработка исследовательских навыков. | Сообщения, презентации | |
11 | Этнография народов Симбирского Поволжья в XVII-XVIII вв. | 1 | XVII-XVIII вв. Народы Поволжья: русские, татары, чуваши, мордва. Процесс взаимопроникновения различных культур и народов. | Устный индивидуальный | Составить рассказ о жизни и быте народов Симбирского края, используя дополнительную литературу. | Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнит лит-ры, электронных изданий. Оценивать достижения культуры народов Поволжья. | Сообщения, презентации | |
7. Участие симбирян в Отечественной войне 1812 года | 2 | |||||||
12 | История сим бирского ополчения. | 1 | 1812 Тенишев,Толстой. Магдебург, Гамбург. | Устный | Составить по тексту учебника хронологическую таблицу боевых операций. в которых принимало участие симбирское ополчение | Умение составлять хронологическую таблицу | П. 14. | |
13 | Денис Давыдов- гусар, поэт, партизан. | 1 | Денис Давыдов. Роль Д.Давыдова в Отечественной войне 1812 года. | Тест «Участие симбирян в Отечественной войне 1812 года» | Работа с дополнительной литературой (журнал «Мономах»). | Умение составлять сообщения и презентации в Power Point | Сообщения, презентации | |
8.Декабристы Симбирского края | 1 | |||||||
14 | Декабристы Симбирского края | 1 | 1825 г. Тургенев, Ивашев, Башмаков. Участие наших земляков в общественно-политической жизни России 19 века. | Индивидуальный устный | Работа с дополнительной литературой (журнал «Мономах»). | Умение составлять сообщения и презентации в Power Point | Сообщения, презентации | |
9. Культура и быт симбирских дворян | 2 | |||||||
15 | Классическая архитектура Симбирска. | 1 | Достижения художественной культуры Симбирского края в первой половине 19 веке | Краеведческий диктант. | Работа с дополнительной литературой (журнал «Мономах»). | Умение составлять сообщения и презентации в Power Point | Сообщения, презентации | |
16 | Знаменитые симбиряне | 1 | Карамзин, Киндяковы, Языков, Минаев, Гончаров. Вклад симбирских дворян в отечественной истории. | Краеведческий кроссворд | Работа с дополнительной литературой (журнал «Мономах»). | Умение составлять сообщения и презентации в Power Point | Сообщения, презентации | |
10.Отмена крепостного права в Симбирском крае | 1 | » | ||||||
17 | Отмена крепостного права в Симбирском крае. . | 1 | 1861 год. Почему Симбирская губерния потеряла позиции житницы Поволжья. | Тест « Симбирская губерния в первой половине 19 века | Работа с текстов п.18. Составление сравнительной таблицы по вопросам дворянских проектов. | Проведения сравнительного анализа исторических процессов, документов. | П.18 | |
11.Семья Ульяновых в истории нашего города | 2 | |||||||
18 | Семья Ульяновых в истории нашего города | 1 | 70-80- годы 19 века. И.Н.Ульянов, М.А.Ульянова, А.И.Ульянова, А.И.Ульянов, В.И.Ульянов, О.И.Ульянова, Д.И.Ульянов, М.И.Ульянова. Роль И.Н.Ульянова в развитии народного образования в Симбирской губернии. | Индивидуальный письменный опрос. Работа по индивидуальным карточкам. | Работа с дополнительной литературой…. | Умение подготавливать сообщения по выбранной теме с использование дополнительной литературы. | Сообщения, презентации | |
19 | Семья Ульяновых в истории нашего города | 1 | 70-80- годы 19 века. И.Н.Ульянов, М.А.Ульянова, А.И.Ульянова, А.И.Ульянов, В.И.Ульянов, О.И.Ульянова, Д.И.Ульянов, М.И.Ульянова. Какие черты характера развивали Ульяновы в своих детях. | Устный. Прослушивание сообщений, просмотр презентаций | Работа с дополнительной литературой…. | Умение подготавливать сообщения по выбранной теме с использование дополнительной литературы. Умение составлять небольшие по объему презентации. | Умение подготавливать сообщения по выбранной теме с использование дополнительной литературы. | |
12.Симбирск во второй половине и в конце 19 века | 2 | |||||||
20 | Торговля и купечество Симбирска во второй половине- и в конце 19 века | 1 | Сборная ярмарка Почему Симбирск считался центром торговли и купечества. | Тест «Семья Ульяновых в Симбирске» | Работа по группам «Симбирские ярмарки», « Симбирские базары», Симбирские купцы» «Купечество», | Умение работать по тексту параграфа, находить информацию, переводить её в иную знаковую систему (сравнительная таблица) Умение проводить сравнительный анализ, | П.19-20 | |
21 | Культура Симбирского края во второй половине- и в конце 19 века | 1 | Шодэ, Ливчак, Бенземан. | Устный | Виртуальная экскурсия по старому Симбирску. | Умение характеризовать архитектурные памятники по предложенному плану. | Сообщения, презентации | |
13.Симбирская губерния в начале 20 века | 1 | |||||||
22 | Симбирская губерния в начале 20 века | 1 | 1900- 1917 год. Какие процессы социально- экономического и политического характера проходили в нашей губернии в названный период времени. | Тест «Культура Симбирского края во второй половине- и в конце 19 века» | Работа по тексту параграфов. 26-28.Составление опорного конспекта | Умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую | Записи в тетради. | |
14.Симбирская губерния в 1917-1921 гг. | 2 | |||||||
23 | Симбирская губерния в 1917-1921 гг. | 1 | 1917-1921 гг. Дом Свободы. Какие факторы повлияли на переход власти в Симбирске в руки большевиков. | Краеведческий диктант. | Работа по тексту параграфа. Составление развёрнутого плана. | Умение структурировать и озаглавливать текст | П.32-33 | |
24 | Гражданская война на территории нашего края | 1918, 12 сентября 1918 г. Гай, Муравьев, Тухачевский белочехи, эсеровский мятеж, Железная дивизия. Как проходила гражданская война на территории нашего края. | Письменный индивидуальный по карточкам. | Составление хронологической таблицы. | Умение работать по карте, составлять хронологическую таблицу | П.34-35 | ||
15.Ульяновская область в 20-30-е годы | 2 | |||||||
25 | Промышленность Ульяновской области в 20-30-е годы | 1 | 30-е годы 20 века. Особенности индустриализации в нашем крае. | Краеведческий кроссворд | Работа по тексту параграфа. Составление развёрнутого плана | Умение структурировать и озаглавливать текст | П.38 | |
26 | Коллективизация в Симбирском крае | 1 | 30-е годы 20 века. Особенности коллективизации в нашем крае. | Устный | Работа по тексту параграфа39. Составление опорного конспекта | Умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую | П.39 | |
16.Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) | 3 | |||||||
27 | Ульяновцы на полях сражений | 1 | 1941-1945. Гаген, Максимов, Хазов, Герасимов, Полбин, | Устный | Умение подготавливать сообщения по выбранной теме с использование дополнительной литературы. | П.46-47 | ||
28 | Ульяновцы на полях сражений | 1 | 1941-1945. Матросов, Тюленев, Герои Свири, Деев. | Устный | Умение подготавливать сообщения по выбранной теме с использование дополнительной литературы. | П.46-47 | ||
29 | Тыл работает для фронта | 1 | 1941-1945. Патронный завод. эвакуированные предприятия. Каков вклад тыла ульяновской области в победу в ВОВ. | Исторический диктант. | Работа в группах по краеведческим карточкам. | Умение характеризовать социально-экономические процессы | П.42-44. | |
17.Ульяновская область в послевоенное пятидесятилетие (1945-1995 гг.) | 2 | |||||||
30 | Развитие промыщленности и сельского хозяйства в послевоенное десятилетие (1945-1995гг.) | 1 | 1945-1995. « Плюсы» и «минусы» развития промышленности в данный период времени. | Тест «Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)» | Составление сравнительной таблицы | Умение находить положительные и отрицательные стороны в развитии социльно- экономических процессов. | П.50 | |
31 | Развитие промыщленности и сельского хозяйства в послевоенное десятилетие (1945-1995гг.) | 1 | 1945-1995. «Плюсы» и «минусы» развития сельского хозяйства. в данный период времени. | Устный. | Составление сравнительной таблицы | Умение находить положительные и отрицательные стороны в развитии социльно- экономических процессов | П. 51 | |
18.Культура Ульяновской области в XX веке | 2 | |||||||
32 | Наука, культура, образование в XX веке | 1 | (1945-1995гг.) Каковы достижения Ульяновской области в развитии науку, культуры и образования. | Устный | Работа по тексту параграфа. Составление развёрнутого плана. | Умение структурировать и озаглавливать текст | П.52 | |
33 | Наука, культура, образование в XX веке | 1 | (1945-1995гг.) Каковы достижения Ульяновской области в развитии науку, культуры и образования. | Краеведческий диктант | Работа по тексту параграфа. Составление развёрнутого плана. | Умение структурировать и озаглавливать текст | П.52 | |
19.Итоговое повторение | 1 | |||||||
34 | Итоговое повторение | 1 | Итоговое тестирование |
Тематическое планирование с посещением музеев
№ п\п | Наименование темы | Предложения музеев (тематика и форма работы с детьми) | Куда повести учащихся |
1. | Наш край в древности | “В гости к первобытному человеку”. (Экскурсия по историческому отделу музея. Рассказ о первых людях на территории края и их занятиях). Экскурсии с посещением Ундоровского музея | ГУК "Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова Музей-заповедник "Родина В.И. Ленина". "Выставочный зал на Покровской". |
2. | В составе Волжской Булгарии | "Северная Мекка". (Экскурсия по историческому отделу музея. Рассказ о первом раннефеодальном государстве на территории края – Волжской Болгарии. Показ уникального экспонатов, в том числе памятника первой пол. 14 века – Болгарской надгробной плиты). “В царстве Болгарского князя”. (Экскурсия по историческому отделу музея. Волжская Болгария – как центр средневековой восточно-европейской цивилизации.) | ГУК "Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова ГУК "Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова |
3. | Период Золотой Орды и Казанского ханства | ||
4. | Основание Симбирска и освоение края в XVII-XVIII веках | “Из-за острова на стрежень…”. (Экскурсия по историческому отделу музея. Осада г. Симбирска войсками С.Т. Разина. Показ оружия периода 17 века и исторических документов). “А ворон-то еще летает…”. (Экскурсия в историческом отделе. Рассказ о крестьянской войне Е.И. Пугачева, история пребывания Пугачева в Симбирске. Показ его знаменитого портрета и оружия 18 века). “Прошлое, которое мы теряем”. (Беседа о дворянских имениях Симбирской губернии). “Посещение Симбирска особами царского двора”. (Рассказ о пребывании в городе Петра I, Екатерина II, Николая II). "Град Симбирск" (основание города). "Симбирск в 18 веке." Приезд Екатерины II. Регулярное строительство. Культурно-образовательная программа «История России в лицах». На занятиях рассказывается о российских самодержцах на фоне исторической эпохи начала 17 – конца 19 вв., их роли в развитии Русского государства | ГУК "Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова ГУК "Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова ГУК "Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова Музей-заповедник "Родина В.И. Ленина". Музейный комплекс “Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска”. Музей-заповедник "Родина В.И. Ленина". Музей “Симбирская классическая гимназия” |
5. | Этнография народов Симбирского Поволжья в XVII-XVIII вв. | “Жили-были”. (Экскурсия по историческому отделу. Рассказ о бытовой жизни крестьян, о их занятиях земледелием, ремеслом, о традициях и обычаях наших предков. Показываются орудия труда земледельцев, интерьер крестьянской избы, и женские национальные костюмы народов Поволжья). “Что это?” (Экскурсия-загадка о старинных бытовых предметах 18-20 веков). “Музей и вещи”. (Экскурсия по историческому отделу музея. Рассказ о предметах, которые окружали человека в различные временные периоды от глубокой древности до нач. 20 века. Дети совершают путешествия в “Мастерскую ремесленника”, “Крестьянскую избу”, “Купеческую лавку” и узнают, как менялась повседневная жизнь человека). "Этнографическая экспозиция "Чуваши Симбирского края конца 19 начала 20 века" (культура, обычаи, традиции, ремесла). 1.Экскурсии по этнографической экспозиции. 2."Свет нового очага" (интерактивное занятие в интерьере крестьянской избы.) 3."Хозяйство вести – не лапти плести". (интерактивное занятие в интерьере крестьянской избы.). "Костюм народностей Поволжья" (по гравюрам Е.Корнеева) | ГУК "Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова ГУК "Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова ГУК "Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова Музей-заповедник "Родина В.И. Ленина".Музей «Симбирская чувашская школа. Квартира И.Я. Яковлева» Музей-заповедник "Родина В.И. Ленина". "Выставочный зал на Покровской". |
6. | Губерния в XIX веке. Разложение феодального строя и развитие капиталистических отношений | “Гроза 12-го года”. (Экскурсия по историческому отделу музея. Рассказ о симбирских соединениях, участвовавших в Отечественной войне 1812 года). "Денис Давыдов – поэт и партизан" “Во глубине Сибирских руд…”. (Экскурсия по историческому отделу музея об участии симбирян в декабрьском вооруженном восстании 1825 года). “Развитие края в пореформенный период”. (Экскурсия по историческому отделу музея. Социально-экономическое развитие края во второй пол. 19 – нач. 20 века). Культурно-образовательная программа «Симбирск торговый» "После хлеба самое важное для народа – школа" "Воспитательные системы в начальных учебных заведениях в начале 19 века". "Симбирский семейно-педагогический кружок" "История метеорологических наблюдений в России и Симбирске". ( Экскурсия по экспозиции музея. Рассказ об ученых-климатологах, знакомство с их трудами, о первой в Симбирске метеостанции. Показ коллекции метеорологических приборов 19-20 вв., таблиц наблюдений). | ГУК "Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова Музей-заповедник "Родина В.И. Ленина". "Выставочный зал на Покровской". ГУК "Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова ГУК "Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова Музей-заповедник "Родина В.И. Ленина". Музейный комплекс «Предпринимательство и культурная жизнь Симбирска» . Музей “Симбирское купечество”. Историко-этнографический комплекс «Торговля и ремёсла Симбирска». Музеи: «Мелочная лавка», «Столярная мастерская» . Музей-заповедник "Родина В.И. Ленина".Музей «Народное образование Симбирской губернии в 70-80 гг. XIX века». Музей-заповедник "Родина В.И. Ленина". Музей «Метеорологическая станция Симбирска. Планетарий». |
7. | Семья Ульяновых в истории нашего города | Автобусно-пешеходная экскурсия "Родина Ленина". Включены: интерактивная программа и презентация в музее “Симбирская классическая гимназия”, экскурсия по мемориальному кварталу Музея-заповедника "Родина В.И. Ленина". Продолжительность 4 часа. | Музей-заповедник "Родина В.И. Ленина". |
8. | Культура края в XIX веке | “Избранники муз”. (Экскурсия по историческому отделу музея. Рассказ о культуре края кон. 18 – нач. 19 веков). Культурно-образовательная программа «История мировой архитектуры» (Архитектура эпохи классицизма, архитектура 2 половины 19 века, архитектура эпохи модерна..) "Симбирск православный". Занятие-беседа с элементами итератива об утраченных и действующих храмах и соборах Симбирска. Проводится в образовательном учреждении или в музее. Возможен осмотр церкви Сошествия Святого Духа на Апостолов, расположенный на территории музейного комплекса). "Вечер русского романса". Литературно-музыкальная композиция. "Имя твое – птица в руке" (об именинах). "Час любования усадьбой " (фотографирование в стилизованных костюмах начала 20 века, чаепитие у угольного самовара). | ГУК "Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова Музей-заповедник "Родина В.И. Ленина"Музей “Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска” Музей-заповедник "Родина В.И. Ленина". Музей «Симбирская чувашская школа. Квартира И.Я. Яковлева» Музей-заповедник "Родина В.И. Ленина". Музей-усадьба городского быта «Симбирск конца XIX – начала XX вв.» |
9. | Симбирская губерния в 1900-1917 гг. | "Симбирск начала 20 века" (городская экскурсия) | Музей-заповедник "Родина В.И. Ленина". "Выставочный зал на Покровской". |
10. | Симбирская губерния в 1917-1921 гг. | Гражданская война (музейное занятие). | Музея-мемориала В.И.Ленина |
11. | Ульяновская область в 20-30-е годы | НЭП. Образование СССР (музейное занятие) | Музея-мемориала В.И.Ленина |
12. | Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) | “Священная война”. (Боевой подвиг ульяновцев в годы Великой Отечественной войны. Рассказ о Московской, Сталинградской, Курской битвах, сыгравших решающее значение в ходе войны. О подвигах наших земляков: А.Ф. Наганова – защитника Брестской крепости, летчика-бомбардировщика, дважды Героя Советского Союза И.С. Полбина, Героев Советского Союза А. Матросова, И.Н. Бурмистрова, И.Д. Давыдова и др. Демонстрация фондовой коллекции и мультимедиа презентация). “Всё для фронта, Всё для победы!” (Трудовой подвиг ульяновцев в годы Великой отечественной войны. О вкладе тружеников тыла в Великую Победу, о работе патронного завода им. Володарского, суконных фабрик области, о 15ти эвакуированных в Ульяновск предприятиях, о работе эвакогостипалей, военных училищ и детских домов области. Демонстрация фондовой коллекции и мультимедиа презентация). “Победители!” Стационарная выставка, посвященная 65-летию Победы. (Выставка рассказывает о трудовом вкладе ульяновцев в дело Победы и о боевом подвиге земляке на фронтах. На выставке представлены мемориальные комплексы участников войны, образцы военной продукции предприятий области). "Ульяновцы на фронтах Великой Отечественной войны" "День Победы" История Великой Отечественной войны в фотографиях. Памятники архитектуры, улице , посвященные ВОВ. | ГУК "Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова ГУК "Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова ГУК "Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова Музей-заповедник "Родина В.И. Ленина": "Выставочный зал на Покровской"; Музей “Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска” |
13 | Ульяновская область в послевоенное пятидесятилетие (1945-1995 гг.) | “Афганистан - наша память, Афганистан - наша боль”. (Экскурсия к 30-летию ввода советских войск в Афганистан). | Экспозиция филиала "Конспиративная квартира Симбирской группы РСДРП". |
14 | Культура Ульяновской области в XX веке | "Рогожное царство в Российском государстве" (материальная культура, ремесла Симбирской губернии в 19-начале 20 вв) | Музей-заповедник "Родина В.И. Ленина". ИЭК "Торговля и ремесла" |
ЛИТЕРАТУРА.
- Альманах "Памятники Отечества" № 42 (7-8/1998.)
- Аржанцев Б.В., Митропольская М.Г. Архитектурная летопись Симбирска: (вторая половина XYII-начало XX вв.).- Ульяновск: Симбирская книга, 1994.
- Барашков В.Ф. Русские говоры Ульяновской области. Ульяновск, 1977.
- Барашков В.Ф. По следам географических названий Ульяновской области.
- Ульяновск, «Симбирская книга», 1994.
- Барашков В.Ф. А как у вас говорят. Москва: Просвещение, 1983.
- Барашков В.Ф. Лингвистическое краеведение в сельской школе. Ульяновск,Изд. УГПИ, 1979.
- Богомолова М.И. Цель воспитания как педагогическая категория в истории зарубежной и отечественной педагогики: Учебное пособие.-Набережные Челны:НГПИ, 1995.- 80 с.
- Ванина Э.В. Диагностика результатов обучения истории в школе //Преподавание истории в школе.- 2001, N 4.- с. 20-27
- Волошин С.П. Поволжская книга : исторический очерк (книгоиздательство в Поволжье).- Саратов: Приволжское кн.изд-во,1990.
- Ефимов Ю.Д. Очерки истории суконной промышленности Симбирской губернии конца XIX - начала XX века.– Ульяновск: "Стрежень", 1993.
- Историческое краеведение. /Учебное пособие для 7-9 классов общеобразовательной школы./Под ред. Т.Б.Табардановой.– Ульяновск: КТП ,2000.
- Краеведческий музей в школе: Учебное пособие/ Аксенова З.Р. и др.; под ред. Л.П.Шабалиной.- Ульяновск: УлГПУ,1999.-73 с.
- Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.- М.: 2002.- в 2 кн.Родина В.И. Ленина. Экономико-статистический сборник. – М.: Статистика, 1970. – ЦСУ РСФСР.
- Симбирская-Ульяновская энциклопедия.- Ульяновск: "Симбирская книга", 2000.- том 1.- 397 с.
- Смирнов А. Город Сенгилей.– Саратов: Приволжское кн. издательство, 1977.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по литературному краеведению Ульяновской области
Программа для 5-11 классов общеобразовательных школ по литературному краеведению Ульяновской области, разработанная УИПК ПРО в 2008 году...
Программа по географическому краеведению Ульяновской области
Авторская программа по географическому краеведению "Ульяновская область - родной край"...
Рабочая программа курса «Историческое краеведение» 9 класс
Рабочая программа курса «Историческое краеведение» разработана на основе авторской программы для 9 класса общеобразовательных школ (авторы Булычев М.В. Аристархова Е.В., Самс...
Рабочая программа по историческому краеведению (Оренбургская область)
Рабочая программа составлена с использованием основных элемнтов ФГОС и состоит из пояснительной записки, тематического и календарно-тематического планирования, системы оценивания...
Рабочая программа по историческому краеведению (Оренбургская область)
Рабочая программа для 8 класса содержит основные элементы ФГОС и состоит из пояснительной записки, тематического и календарно-тематического планирования, а так же системы оценивания...
Рабочая программа по историческому краеведению (Оренбургская область)
Рабочая программа составлена с использованием основных элементов ФГОС и состоит из пояснительной записки, тематического и календарно-тематического планирования, системы оценивания...
Рабочая программа по историческому краеведению Тамбовской области для 7 класса
Рабочая программа охватывает период с древнейшего времени и до конца 17 века. Перечень тем, включенных в рабочую программу, позволит обучающимся подробно узнать о возниковении иразви...