Открытое занятие "Одна из страниц истории села Большой Куяш" по внеурочной деятельности "Юные краеведы"
план-конспект занятия по краеведению (5, 6, 7 класс) на тему
Материал может быть полезен для учителей по внеурочной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Одна из страниц истории возникновения села Большой Куяш»
Цель занятия: в ходе выполнения практических заданий и исследований рассмотреть
начало истории села и жизнь самого основателя села Большой Куяш – А.Ф. Турчанинове;.
формирование основных видов универсальных учебных действий.
Задачи:
- Обучающие – познакомить учащихся с основными фактами об основателе села и начальной страницы возникновения села Большой Куяш);
- Развивающие – формировать коммуникативные (организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в парах; осознанно использовать речевые средства для представления результата своей деятельности) и познавательные (умение определять понятие, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы) УУД; развитие умения сравнивать, сопоставлять; продолжить формирование приёмов работы с картой (читать, анализировать, обобщать информацию);
- Воспитательные – формировать личностные УУД (самопознание, самосовершенствование, оценивание достигнутых результатов)
Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.
Формы работы учащихся: коллективная и индивидуальная
Необходимое оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация по теме занятия, раздаточный материал (вопросы и задания), экспонаты школьного музея (серп, кнут, подкова, ручная мельница, башкирский национальный костюм, ступа с пестом, кусок от рыболовной сети и т.д.), печатные издания об истории края («История длиною в 230 лет...», Школьная рукопись «История села Большой Куяш»), состаренные документы из летописей и работ историков, ноутбук с выходом в интернет.
Методы работы: частично-поисковые, наглядные, практические.
Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой
Ожидаемый результат: учащиеся научатся
- находить основные факты из архивного материала, интернет-ресурсов, печатных изданий;
- характеризовать особенности местоположения села по карте, основные виды занятий первых поселенцев края по музейным экспонатам, определить причину покупки здешних земель купцом и заводчиком А.Ф. Турчаниновым;
- выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения;
- слушать собеседника и вести диалог;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Концепция: занятие проходит в форме исследовательской работы по притче.
Продолжительность занятия – 40 минут.
Этапы занятия:
Деятельность учителя | Деятельность учеников (Формирование УУД) |
1. Организационный (не более 2 мин.). Цель данного этапа – создание положительной атмосферы на занятии. | |
Приветствие учащихся. Организует деление класса на три группы по роду поисково-исследовательской работы, каждая из которых выбирает капитана. | Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место |
2. Мотивационный (7 минут). Цель данного этапа – постановка проблемы, подведение учащихся к самостоятельному определению целей занятия. | |
Вступительное слово. Притча (Приложение 1) | Дети слушают. |
3. Актуализация. 1 Как зовут главного героя? 2. Это вымышленный персонаж или реальный? 3. Что еще вы можете рассказать о нем? 4. Какую роль сыграл Турчанинов в истории нашего села? 5. Можно ли сказать, что в этой притче содержится вся история возникновения села Большой Куяш? - Сегодня на занятии мы рассмотрим тему «Одна из страниц истории села Большой Куяш». 6. Что еще хотели бы вы узнать о Турчанинове и возникновении села Большой Куяш? - Так вот, чтобы узнать еще больше об истории возникновении села мы разделимся на три группы, у каждой из них будет своя функция и вы будете работать с историческими источниками | Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи. |
4. Этап открытия новых и систематизация ранее полученных знаний (15 мин.) | |
Работа в группах: 1-археологи (Приложение 2): работают с картой 18 веков и современной, с экспонатами школьного музея. 2-архивариусы (Приложение 3):: работают с печатными изданиями («(История длиною в 240 лет» статья С.Прокопьева, рукопись «История школы», документальные отрывки из жизни А.Ф. Турчанинова); 3 – аналитики (Приложение 4): работают с интернет-сайтами (1) https://uraloved.ru/istoriya/troickiy-zavod-i-fabrika-posudi-turchaninova 2) http://zt74.ru/6733-ob-uralskom-gornozavodchike-turchaninove/ 3) http://ozersk.bezformata.com/listnews/putevie-zametki-bolshoj-kuyash/28826740/ 4) http://челсити.рф/озера-и-реки/озера/1499-озеро-большой-куяш 5) http://zt74.ru/12104-put-v-240-let-bolshoy-kuyash-otmetil-yubiley/ Группам даются листы с вопросами, которые помогут в выполнения основного задания Задания: заполнить пропуски в тексте На протяжении данного этапа учитель выступает в роли консультанта, управляющего поисковой работой учащихся. 1)Он просит капитанов групп разделить задания и начать работу. – 8 минут 2) Обсуждение вопросов в группе. -3 мин 3) Заполнение пропусков в тексте. – 3 мин 4) Выступление групп. Зачитывание текстов. 3 минуты 5) Беседа по выполненным заданиям: 5 минут - На какие источники вы опирались при выполнении заданий? - Кто поначалу жил в этих краях? Как связано название нашего села с первыми поселенцами края? - Чем они занимались? - Как вы это выяснили? Расскажите об этих экспонатах. - Как можно охарактеризовать героя притчи? - Чем занимался Турчанинов? - Как он стад дворянином? - Какие исторические личности были современниками А.Ф. Турчанинова? - Как вы понимаете слова «Добрый был барин да смекалистый…» - Какую цель преследовал Турчанинов, основав села на этих землях? |
Развитие УУД: Личностные УУД: определять необходимый круг знаний и умений. |
Закрепление и систематизация знаний: 5 мин Творческая коллективная работа. Составление плаката о селе Большой Куяш, используя заготовки и фотографии с экскурсий. | |
4. Этап рефлексии (3 мин.). Цель данного этапа – осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действия. Рефлексия проводится по методике «Выбор». | |
Выдает учащимся заранее заготовленные фигуры человека, которых нужно подписать и расставить на лестницу, на вершине которого написано Большой Куяш. - Как вы думаете, насколько вы преуспели сегодня на занятии? Ответьте, пожалуйста следующим образом, расставив фигуры на ступени по следующим критериям: Верхняя ступень -Я понял материал занятия и могу рассказать об этом другим. Средняя ступень-Я понял материал занятия, но не уверен, что смогу рассказать об этом другим. Нижняя ступень-Я не совсем понял материал занятия. | Заполняют выданные бланки, основываясь на собственных впечатлениях от занятия, чувства психологического комфорта и ценности полученных знаний. |
5. Итог занятия (1 мин.) Подводим итог занятию, прощаемся с учащимися. |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Жил-был мальчик. Сирота.
Однажды приглянулся он одному заводчику, у которого не было сыновей, дочка только. Вот он и усыновил его.
Мальчишка рос смышлёным, сообразительным. Повзрослев, он стал правой рукой своего приемного отца, а когда тот умер, женился на его дочери, принял ее фамилию и стал продолжателем дел отцовских. Заработанное отцом он попусту не тратил, а наоборот, увеличил состояние. Удалой молодой заводчик был очень предприимчивым, постоянно что-то новое привносил в медную промышленность, школы строил для своих крестьян, чтоб те стали мастерами умелыми.
За дивное изготовление медной расписной посуды он приглянулся правившей тогда царице, получил огромные заказы от дворян, а вскоре царица та возвела его в титулярные советники, дававшей ему титул дворянина, но не его потомкам. А когда он попросил земли Сысертские да Троицкие – советники императрицы ему не отказали.
В годы крестьянского восстания дворянин-заводчик сумел организовать оборону вокруг своих заводов, показав тем самым храбрость, героизм и преданность короне. Об этом узнала новая императрица, прозванная Великой в народе, и не могла не наградить преданного патриота. Спустя восемь лет после этих событий ему даровали титул дворянина теперь всему его роду.
Уже будучи крупным промышленником-заводчиком, узнал он о землях сказочных: где живут вольные кочевники-скотоводы, вокруг леса, озера, богатые дичью и рыбой. Да и дорога губернская проходила, соединяя крупные городские центры тех земель.
Захотел он в эти дивные края попасть, а увидев их – купить. Совершил он сделку со старейшинами вольного народа, приобрел эти земли красивые. И в самом живописном месте, у круглого солнечного озера основал поселение, куда он перевез крестьян своих, а усадьбу построил в виде первой буквы императрицы Великой. Здесь он бывал каждое лето со свой второй женой и пятью детьми. Крестьян он своих не оставил без внимания, построил им школу, конный завод, разрешил использовать природные богатства края для своих личных нужд. Да и сам он получил большую выгоду от этой покупки.
Потому-то и говорили о нем в народе говорили, что добрый был барин, да смекалистый…..
Приложение 2
Вопросы для 1 группы (археологи):
Ответив на вопросы вы сможете заполнить пропуски в тексте, с которым нужно будет выступить.
- Как называется часть России, где Турчанинов купил земли?
- Какие города соединяла дорога вблизи купленных земель?
- Как называется озеро? Какой формы оно? На что было похоже?
- Как «солнце» звучит на языке первых поселенцев?
- Как называется этот народ?
- Внимательно посмотрите на экспонаты и скажите, чем занимались эти кочевники?
- Как называется документ, свидетельствующий продажу земель Алексею Турчанинову.
- В каком году состоялась сделка продажи?
- Кого он заселил на эти земли?
- Какое имя стало носить село?
Задание для 1 группы археологов:
Земли, заинтересовавшие заводчика находились на …………, вблизи дороги, ведущей от ………….. к ………………
Около озера …………….., получившее название местными тюркоязычными племенами из-за …………….. формы, напоминавшей …………..
На их языке ………..- это солнце.
Здесь жили племена кочевников …………………..
Основной вид занятий кочевников - …………. (подсказка- предыдущее слово), ……………., …………….., так как природа местная этому способствовала.
Согласно документу ……………… от ……………года, старейшины продали эти земли ……………………
Куда он заселил своих …………………..
И началась жизнь нового села, который называется ………………
Приложение 3
Вопросы для 2 группы - архивариусов:
Ответив на вопросы вы сможете заполнить пропуски в тексте, с которым нужно будет выступить.
- В какой летописи есть запись об усыновлении Турчанинова?
- Когда и почему он сменил свою первоначальную фамилию?
- Как звали императрицу, жаловавшую ему чин титулярного советника? В каком году?
- Какую посуду он стал производить?
- Как называются уральские территории, которые Сенат разрешил ему осваивать? (Сы…. и Т……)
- За оборону какого города во время пугачевского восстания Екатерина Вторая жаловала ему новый чин? Когда это произошло?
- В каком году купил у башкир земли? Какова была их площадь?
- Как называется село? Почему большое?
- В каком стиле построена его усадьба в селе? В чем ее необычность?
- Какая дорога проходила рядом с этим селом?
Задание для 2 группы – архивариусов (тех, кто работает с письменными источниками и документами):
Заводчика-промышленника из притчи звали ………………………………,
Он не был прямым потомков заводчика, а фамилию носил поначалу……..…………., о чем была запись в …………….. летописи в ………. году.
Эту фамилию приемного отца он начал носить, женившись на его ………
…………. в ………….. году.
Титулярным советником стал при императрице…………………………..
в ……….году, благодаря производству фи………………… медной посуды, соперничавшей по качеству с ввозимой из Австрии.
Позже Сенат разрешил осваивать богатые рудой, малахитом земли ………………… и ……………….. .
В годы восстаний под предводительством ………………….., он одержал оборону …………………., за что получил титул потомственного …………………………….
……. в ……….году.
А годом позже, после восстания, т.е. в ………году купил земли у башкир площадью ………..га, с той выгодой, что здесь проходила Казанская дорога, соединяющая промышленные центры губернии. На берегу основал новое село- ……………………………., в котором он любил отдыхать летом, в усадьбе, построенной в …………………… стиле в форме ……………, в честь ………………….
Приложение 4
Вопросы для 3 группы- аналитиков:
Ответив на вопросы вы сможете заполнить пропуски в тексте, с которым нужно будет выступить.
- Какие черты характера помогли Алексею Федоровичу приумножить богатства своего приемного отца?
- Какие привилегии он получил после первой женитьбы?
- Каким видом деятельности он занимался?
- На каких территориях располагались его предприятия?
- Какие чины были ему дарованы от двух императриц ?
- Как называлась дорога, соединяющая Челябинск и Екатеринбург?
- В какой губернии они находились?
- По какой территории проходила эта дорога?
- Чьи земли он купил?
- Как он ими распорядился? Построил ли он там новые заводы?
Задание для группы 3 – аналитиков:
Из истории становления заводчика известно следующее:
Он был дважды женат, от первого брака получил ……………..Турчанинов, а от второго пятерых детей.
Предприимчивый заводчик постоянно искал новые промышленные методы, в его ведении были следующие заводы ……………………………
…………………………………………………………………………………..
Позже, когда он получил чин ……………………советника, Сенат разрешил ему осваивать богатые рудой, малахитом земли ………………… и ……………….. на Урале в ……… годах.
Село Большой Куяш был основан ………………… - крупным ………………………………….., в ………..году.
Земли он эти облюбовал не только за красоту, но и за богатство природными ископаемыми и удобным расположением, так как здесь проходила главная …………………..дорога …………………губернии, соединявшая ее главный город Екатеринбург с другим важным городом ……………………, что стало стратегическим шагом, так как эта дорога соединяла крупные …………………….. и промышленные ………………., а ранее принадлежащие ……………………….
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вопросы: Как зовут главного героя? Это вымышленный персонаж или реальный? Что еще вы можете рассказать о нем? Какую роль он сыграл в истории нашего села? Можно ли сказать, что в притче содержится вся информация об истории возникновения села? Что еще хотели бы узнать об истории возникновения села и его основателе?
«Одна из страниц истории возникновения села Большой Куяш»
Работа в группах: 1-археологи : работают с картой 18 веков и современной, с экспонатами школьного музея. 2-архивариусы : работают с печатными изданиями («(История длиною в 240 лет» статья С.Прокопьева, рукопись «История школы», документальные отрывки из жизни А.Ф. Турчанинова); -yubiley/
Китайский фарфор. . 3 – аналитики: работают с интернет-сайтами 1) https://uraloved.ru/istoriya/troickiy-zavod-i-fabrika-posudi-turchaninova 2) http://zt74.ru/6733-ob-uralskom-gornozavodchike-turchaninove/ 3) http://ozersk.bezformata.com/listnews/putevie-zametki-bolshoj-kuyash/28826740/ 4) http://челсити.рф/озера-и-реки/озера/1499-озеро-большой-куяш 5) http://zt74.ru/12104-put-v-240-let-bolshoy-kuyash-otmetil-yubiley/
РЕФЛЕКСИЯ - Как вы думаете, насколько вы преуспели сегодня на занятии? Ответьте пожалуйста следующим образом, расставив фигуры на ступени по следующим критериям: Верхняя ступень -Я понял материал занятия и могу рассказать об этом другим. Средняя ступень -Я понял материал занятия, но не уверен, что смогу рассказать об этом другим. Нижняя ступень -Я не совсем понял материал занятия.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Заполярный мой Панаевск, или Золотые страницы истории родного села»
Разработчики: Грязева Татьяна, Сэротэтто Алексей, Пырирко Юлия, Ребась Филипп – члены кружкового объединения «Пресс-центр» Консультанты: Ничкова Т.А., Ничков...
Путеводитель по центральной усадьбе села Верх-Мильтюши. История села в истории людей.
Путеводитель по центральной усадьбе села Верх-Мильтюши. История села в истории людей...
Внеурочная работа по истории. "Славные страницы истории"
На уроках истории предлагается тема «Отечественная война 1812 года и Сталинградская битва 1943 года - героические страницы истории». ...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 10-11 класса "По страницам истории"
Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности «По страницам истории» предназначена обучающимся средней школы (10-11 класс). В соответствии с планом...
Исследовательская работа "Страницы истории села Воскресенского"
Страницы истории села Воскресенского Аннотация Бабакина Валерия Дмитриевна Научный руководитель Трухина Людмила Григорьевна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя школа № 117, Челя...
проект "По страницам истории родного села Светлого"
МКОУ Лотошанская ООШ был разработан проек, в рамках которого обучающиеся проводят исследования по истории родного села....
Середневский пруд - одна из страниц истории нашего села.
Работа выполнена на основе краеведческого материала. Победитель муницмпального этапа Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ "Отечество" В номинации "Наш край"...