Открытое занятие "Одна из страниц истории села Большой Куяш" по внеурочной деятельности "Юные краеведы"
план-конспект занятия по краеведению (5, 6, 7 класс) на тему

Материал может быть полезен для учителей по внеурочной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Одна из страниц истории возникновения села Большой Куяш»

Цель занятия: в ходе выполнения практических заданий и исследований  рассмотреть

начало истории села и жизнь самого основателя села Большой Куяш – А.Ф. Турчанинове;.

формирование основных видов универсальных учебных действий.

Задачи:

  • Обучающие – познакомить учащихся с основными фактами об основателе села и начальной страницы возникновения села Большой Куяш);
  • Развивающие – формировать  коммуникативные (организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в парах; осознанно использовать речевые средства для представления результата своей деятельности) и познавательные (умение определять понятие, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать  выводы) УУД; развитие умения сравнивать, сопоставлять; продолжить формирование приёмов работы с картой (читать, анализировать, обобщать информацию);
  • Воспитательные – формировать  личностные УУД (самопознание, самосовершенствование, оценивание достигнутых результатов)

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.

Формы работы учащихся: коллективная и индивидуальная

Необходимое оборудование:  интерактивная доска, проектор, презентация по теме занятия, раздаточный материал (вопросы и задания), экспонаты школьного музея (серп, кнут, подкова, ручная мельница, башкирский национальный костюм, ступа с пестом, кусок от рыболовной сети и т.д.), печатные издания об истории края («История длиною в 230 лет...», Школьная рукопись «История села Большой Куяш»), состаренные документы из летописей и работ историков, ноутбук с выходом в интернет.

Методы работы:  частично-поисковые, наглядные, практические.

Функция учителя:  организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой

Ожидаемый результат:  учащиеся научатся

  • находить основные факты из архивного материала, интернет-ресурсов, печатных изданий;
  • характеризовать особенности местоположения села по карте, основные виды занятий первых поселенцев края по музейным экспонатам, определить причину покупки здешних земель купцом и заводчиком А.Ф. Турчаниновым;
  • выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения;
  • слушать собеседника и вести диалог;
  • использовать  приобретённые знания и  умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Концепция: занятие проходит в форме исследовательской работы по притче.

Продолжительность занятия – 40 минут.

Этапы занятия:

Деятельность учителя

Деятельность учеников (Формирование УУД)

1. Организационный (не более 2 мин.). Цель данного этапа – создание положительной атмосферы на занятии.

Приветствие учащихся.

Организует деление класса на три группы по роду поисково-исследовательской работы,

каждая из которых выбирает капитана.

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место

2. Мотивационный (7 минут). Цель данного этапа – постановка проблемы, подведение учащихся к самостоятельному определению целей занятия.

Вступительное слово. Притча  (Приложение 1)

Дети слушают.

3. Актуализация.

1 Как зовут главного героя?

2. Это вымышленный персонаж или реальный?

3. Что еще вы можете рассказать о нем?

4. Какую роль сыграл Турчанинов в истории нашего села?

5. Можно ли сказать, что в этой притче содержится вся история возникновения села Большой Куяш?

 - Сегодня на занятии мы рассмотрим тему «Одна из страниц истории  села Большой Куяш».

6. Что еще хотели бы вы узнать о Турчанинове и возникновении села Большой Куяш?

- Так вот, чтобы узнать еще больше об истории возникновении села  мы разделимся на три группы, у каждой из них будет своя функция и вы будете работать с историческими источниками

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.
Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности.
Познавательные УУД: определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы о необходимости требующихся знаний.

4. Этап открытия новых и систематизация ранее полученных  знаний (15 мин.)

Работа в группах:  

1-археологи (Приложение 2): работают с картой 18 веков и современной, с экспонатами школьного музея.

2-архивариусы  (Приложение 3):: работают с печатными изданиями («(История длиною в 240 лет» статья С.Прокопьева,  рукопись «История школы», документальные отрывки из жизни А.Ф. Турчанинова);

3 – аналитики (Приложение 4): работают с интернет-сайтами (1)  https://uraloved.ru/istoriya/troickiy-zavod-i-fabrika-posudi-turchaninova

2) http://zt74.ru/6733-ob-uralskom-gornozavodchike-turchaninove/ 

3) http://ozersk.bezformata.com/listnews/putevie-zametki-bolshoj-kuyash/28826740/

4) http://челсити.рф/озера-и-реки/озера/1499-озеро-большой-куяш 

5) http://zt74.ru/12104-put-v-240-let-bolshoy-kuyash-otmetil-yubiley/ 

Группам даются листы с вопросами, которые помогут в выполнения основного задания

Задания: заполнить пропуски в тексте

На протяжении данного этапа учитель выступает в роли консультанта, управляющего поисковой работой учащихся.

1)Он просит капитанов  групп разделить задания и начать работу.                                                    – 8 минут

2) Обсуждение вопросов в группе.                      -3 мин

3) Заполнение пропусков в тексте.                       – 3 мин

4) Выступление групп. Зачитывание текстов.  3  минуты

5) Беседа по выполненным заданиям:               5 минут

- На какие источники вы опирались при выполнении заданий?

- Кто поначалу жил в этих краях? Как связано название нашего села с первыми поселенцами края?

- Чем они занимались?

- Как вы это выяснили? Расскажите об этих экспонатах.

- Как можно охарактеризовать героя притчи?

- Чем занимался Турчанинов?

- Как он стад дворянином?

- Какие исторические личности были современниками А.Ф. Турчанинова?

- Как вы понимаете слова «Добрый был барин да смекалистый…»

- Какую цель преследовал Турчанинов, основав села на этих землях?

 

Развитие  УУД:

Личностные УУД: определять необходимый круг знаний и умений.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.
Познавательные УУД:перерабатывать, систематизировать, обобщать информацию.
Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место, определять свою деятельность в зависимости от поставленной задачи.

Закрепление и систематизация знаний:                              5 мин

Творческая  коллективная работа. Составление плаката о селе Большой Куяш, используя заготовки и фотографии с экскурсий.

4. Этап рефлексии (3 мин.). Цель данного этапа – осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действия. Рефлексия проводится по методике «Выбор».

Выдает учащимся заранее заготовленные фигуры человека, которых нужно подписать и расставить на лестницу, на вершине которого написано Большой Куяш.

- Как вы думаете, насколько вы преуспели сегодня на занятии?  Ответьте, пожалуйста следующим образом, расставив фигуры на ступени по следующим критериям:

Верхняя ступень -Я понял материал занятия  и могу рассказать об этом другим.

Средняя ступень-Я понял материал занятия, но не уверен, что смогу рассказать об этом другим.

Нижняя ступень-Я не совсем понял материал занятия.

Заполняют выданные бланки, основываясь на  собственных впечатлениях от занятия, чувства психологического комфорта и ценности полученных знаний. 
Развитие УУД:
Регулятивные УУД:  способность оценивания результатов своей деятельности, коррекция своей работы.

5. Итог занятия (1 мин.) Подводим итог занятию, прощаемся с учащимися.



Предварительный просмотр:

Приложение 1    

   Жил-был мальчик. Сирота.

       Однажды приглянулся он одному заводчику, у которого не было сыновей, дочка только. Вот он и усыновил его.

Мальчишка рос смышлёным,  сообразительным. Повзрослев, он стал правой рукой своего приемного отца, а когда тот умер, женился на его дочери, принял ее фамилию и стал продолжателем дел отцовских. Заработанное отцом он попусту не тратил, а наоборот, увеличил состояние. Удалой молодой заводчик был очень предприимчивым, постоянно что-то новое привносил в медную промышленность,  школы строил для своих крестьян, чтоб те стали мастерами  умелыми.

       За дивное  изготовление медной расписной посуды он приглянулся правившей тогда царице, получил огромные заказы от дворян, а вскоре царица та возвела его в титулярные советники, дававшей ему титул дворянина, но не его потомкам.  А когда он попросил земли Сысертские да Троицкие – советники императрицы ему не отказали.

       В годы крестьянского восстания дворянин-заводчик сумел  организовать оборону вокруг своих заводов, показав тем самым храбрость, героизм и преданность короне.  Об этом узнала новая императрица, прозванная Великой в народе, и не могла не наградить преданного патриота. Спустя восемь лет после этих событий ему даровали титул дворянина теперь всему его роду.

      Уже будучи крупным промышленником-заводчиком, узнал он о землях сказочных: где живут вольные кочевники-скотоводы, вокруг леса, озера, богатые дичью и рыбой. Да и дорога губернская проходила, соединяя крупные городские центры тех земель.

       Захотел он в эти дивные края попасть, а увидев их  – купить. Совершил он сделку со старейшинами вольного народа, приобрел эти земли красивые. И в самом живописном месте, у круглого солнечного озера основал поселение, куда он перевез крестьян своих,  а усадьбу построил в виде первой буквы императрицы Великой. Здесь он бывал каждое лето со свой второй женой и пятью детьми. Крестьян он своих не оставил без внимания, построил им школу, конный завод, разрешил использовать природные богатства края для своих личных нужд. Да и сам он получил большую выгоду от этой покупки.

    Потому-то и говорили о нем в народе говорили, что добрый был барин, да смекалистый…..

     

Приложение 2

Вопросы для 1 группы (археологи):

Ответив на вопросы вы сможете заполнить пропуски в тексте, с которым нужно будет выступить.

  1. Как называется часть России, где Турчанинов купил земли?
  2. Какие города соединяла дорога вблизи купленных земель?
  3. Как называется озеро?  Какой формы оно? На что было похоже?
  4. Как «солнце» звучит на языке первых поселенцев?
  5. Как называется этот народ?
  6. Внимательно посмотрите на экспонаты и скажите, чем занимались эти кочевники?
  7. Как называется документ, свидетельствующий продажу земель Алексею Турчанинову.
  8. В каком году состоялась сделка продажи?
  9. Кого он заселил на эти земли?
  10. Какое имя стало носить село?

Задание для 1 группы археологов:

Земли, заинтересовавшие заводчика находились на    …………, вблизи дороги, ведущей от    …………..     к     ………………

Около озера   …………….., получившее название местными тюркоязычными племенами  из-за   …………….. формы, напоминавшей   …………..

На их языке       ………..- это солнце.

Здесь жили племена кочевников   …………………..

Основной вид занятий кочевников - ………….  (подсказка- предыдущее слово),    ……………., …………….., так как природа местная этому способствовала.  

Согласно документу   ………………  от    ……………года, старейшины продали эти земли    ……………………

Куда он заселил своих     …………………..

И началась жизнь нового села, который называется   ………………

Приложение 3

Вопросы для 2 группы - архивариусов:

Ответив на вопросы вы сможете заполнить пропуски в тексте, с которым нужно будет выступить.

  1. В какой летописи есть запись об усыновлении Турчанинова?
  2. Когда и почему он сменил свою первоначальную фамилию?
  3. Как звали императрицу, жаловавшую ему чин титулярного советника? В каком году?
  4. Какую посуду он стал производить?
  5. Как называются уральские территории, которые Сенат разрешил ему осваивать?  (Сы….    и     Т……)
  6. За оборону какого города во время пугачевского восстания Екатерина Вторая жаловала ему новый чин? Когда это произошло?
  7. В каком году купил у башкир земли? Какова была их площадь?
  8.  Как называется село? Почему большое?
  9. В каком стиле построена его усадьба в селе? В чем ее необычность?
  10.  Какая дорога проходила рядом с этим селом?

Задание для 2 группы – архивариусов  (тех, кто работает с письменными источниками и документами):

Заводчика-промышленника из притчи звали  ………………………………,

Он не был прямым потомков заводчика, а  фамилию носил поначалу……..…………., о чем была запись в …………….. летописи   в    ………. году.

Эту фамилию приемного отца он начал носить, женившись на его  ………

………….   в ………….. году.

Титулярным советником стал при императрице…………………………..

в ……….году, благодаря производству   фи…………………   медной посуды, соперничавшей по качеству с ввозимой из Австрии.

Позже Сенат разрешил осваивать богатые рудой, малахитом земли    ………………… и  ……………….. .

В годы восстаний под предводительством ………………….., он одержал оборону   …………………., за что получил титул потомственного …………………………….

……. в   ……….году.

А годом позже, после восстания,  т.е.  в ………году купил  земли у башкир площадью ………..га, с той выгодой, что здесь проходила Казанская дорога, соединяющая промышленные центры губернии. На берегу  основал новое село- ……………………………., в котором  он любил отдыхать летом, в усадьбе, построенной    в   ……………………  стиле в форме  ……………, в честь ………………….

Приложение 4

Вопросы для 3 группы- аналитиков:

Ответив на вопросы вы сможете заполнить пропуски в тексте, с которым нужно будет выступить.

  1. Какие черты характера помогли Алексею Федоровичу приумножить богатства своего приемного отца?
  2. Какие привилегии он получил после первой женитьбы?  
  3. Каким видом деятельности он занимался?
  4. На каких территориях располагались его предприятия?
  5. Какие чины были ему дарованы от двух императриц ?
  6. Как называлась дорога, соединяющая Челябинск и Екатеринбург?
  7. В какой губернии они находились?
  8. По какой территории проходила эта дорога?
  9. Чьи земли он купил?
  10. Как он ими распорядился? Построил ли он там новые заводы?

Задание для группы 3 – аналитиков:

  Из истории становления заводчика известно следующее:

Он был дважды женат, от первого брака получил  ……………..Турчанинов, а от второго   пятерых детей.

Предприимчивый  заводчик постоянно искал новые промышленные методы, в его ведении были следующие заводы  ……………………………

…………………………………………………………………………………..

Позже, когда он получил чин    ……………………советника, Сенат разрешил ему осваивать богатые рудой, малахитом земли    ………………… и  ……………….. на Урале     в ……… годах.  

Село  Большой Куяш был основан   ………………… - крупным …………………………………..,  в  ………..году.  

Земли он эти облюбовал не только за красоту, но и за богатство природными ископаемыми и удобным расположением, так как здесь проходила главная   …………………..дорога  …………………губернии, соединявшая ее главный город Екатеринбург  с другим важным городом   ……………………, что стало стратегическим шагом, так как эта дорога соединяла крупные    ……………………..   и промышленные ………………., а ранее принадлежащие   ……………………….


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Послушайте, ребята, притчу об удалом молодце... 2018 год.

Слайд 2

Вопросы: Как зовут главного героя? Это вымышленный персонаж или реальный? Что еще вы можете рассказать о нем? Какую роль он сыграл в истории нашего села? Можно ли сказать, что в притче содержится вся информация об истории возникновения села? Что еще хотели бы узнать об истории возникновения села и его основателе?

Слайд 3

«Одна из страниц истории возникновения села Большой Куяш»

Слайд 4

Работа в группах: 1-археологи : работают с картой 18 веков и современной, с экспонатами школьного музея. 2-архивариусы : работают с печатными изданиями («(История длиною в 240 лет» статья С.Прокопьева, рукопись «История школы», документальные отрывки из жизни А.Ф. Турчанинова); -yubiley/

Слайд 5

Китайский фарфор. . 3 – аналитики: работают с интернет-сайтами 1) https://uraloved.ru/istoriya/troickiy-zavod-i-fabrika-posudi-turchaninova 2) http://zt74.ru/6733-ob-uralskom-gornozavodchike-turchaninove/ 3) http://ozersk.bezformata.com/listnews/putevie-zametki-bolshoj-kuyash/28826740/ 4) http://челсити.рф/озера-и-реки/озера/1499-озеро-большой-куяш 5) http://zt74.ru/12104-put-v-240-let-bolshoy-kuyash-otmetil-yubiley/

Слайд 7

РЕФЛЕКСИЯ - Как вы думаете, насколько вы преуспели сегодня на занятии? Ответьте пожалуйста следующим образом, расставив фигуры на ступени по следующим критериям: Верхняя ступень -Я понял материал занятия и могу рассказать об этом другим. Средняя ступень -Я понял материал занятия, но не уверен, что смогу рассказать об этом другим. Нижняя ступень -Я не совсем понял материал занятия.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Заполярный мой Панаевск, или Золотые страницы истории родного села»

Разработчики: Грязева Татьяна,   Сэротэтто Алексей,   Пырирко Юлия,   Ребась Филипп – члены кружкового объединения «Пресс-центр» Консультанты: Ничкова Т.А.,  Ничков...

Путеводитель по центральной усадьбе села Верх-Мильтюши. История села в истории людей.

Путеводитель по центральной усадьбе села Верх-Мильтюши. История села в истории людей...

Внеурочная работа по истории. "Славные страницы истории"

На уроках истории предлагается тема «Отечественная война 1812 года и Сталинградская битва 1943 года - героические страницы истории». ...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 10-11 класса "По страницам истории"

        Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности «По страницам истории» предназначена обучающимся средней школы (10-11 класс). В соответствии с планом...

Исследовательская работа "Страницы истории села Воскресенского"

Страницы истории села Воскресенского Аннотация Бабакина Валерия Дмитриевна Научный руководитель Трухина Людмила Григорьевна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя школа № 117, Челя...

проект "По страницам истории родного села Светлого"

МКОУ Лотошанская ООШ был разработан проек, в рамках которого обучающиеся проводят исследования по истории родного села....

Середневский пруд - одна из страниц истории нашего села.

Работа выполнена на основе краеведческого материала. Победитель муницмпального этапа Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ "Отечество" В номинации "Наш край"...