ТКУ по ОДНК НР "Люди труда"
план-конспект урока по краеведению (5 класс) на тему

Мирсаяпова Райля Каримовна

ТКУ по теме "Люди труда" разработан  с использованием краеведческого материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tku_lyudi_truda.docx100.7 КБ

Предварительный просмотр:

            Ф.И.О.         Мирсаяпова Райля Каримовна

            Школа:        учитель истории филиала МБОУ СОШ № 1 г.Туймазы- «ООШ с.Япрыково»    

Предмет:     ОДНК НР

Класс:          5

Тип урока:  Изучение нового  материала

Технологическая карта разработки урока

Тема

Красота человека в труде. Люди труда

Цели:

 

задачи:

- развитие целостного представления о трудолюбии как нравственном качестве

-  актуализировать и расширить знания, понятия и представления учащихся о фольклоре народов России;

- создавать условия для развития представлений школьника о трудолюбии как нравственном качестве человека;

- воспитывать

Планируемый результат

Предметные:

- Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу.

- Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Личностные: 

- Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его
Метапредметные:

- Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их.

- Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Основные понятия

Трудолюбие как нравственное качество человека, основа трудовой деятельности. Отражение отношения к труду в фольклоре.

Межпредметные связи

обществознание, литература, ИКБ, история, искусство,

Ресурсы:

презентация, Книга «Башкирские сказки и легенды», Уфа. Китап, 1996, стр. 161-162

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)

Подготовка рабочего места к уроку.

Приветствие.

II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Обсуждение пословиц

Перечисляют пословицы:

 (Любишь кататься, люби и саночки возит. Терпение и труд все перетрут. Без труда и рыбку не выловишь из пруда. и т.д.)

Ответы учащихся – труд и трудолюбие человека.

( ОДНК НР).

( Ответственный, трудолюбивый, профессионал, мастер, работяга)

- Красота

Красота человека в труде. Люди Труда

Запись в тетрадях темы урока

Что славит человека, делает его известным?

Работа с пословицами. Слайд №2

? О чем эти пословицы?

А какие еще пословицы и поговорки о труде вы знаете?

? Какая тема объединяет эти пословицы?

О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (о труде и трудолюбии)

Какой предмет мы изучаем? 

Назовите нравственные качества, характерные для словосочетания " Человек труда"

А что получится если "человек и труд"в одну ногу идут? 

Назовите тему урока?

Слайд № 3

Обсуждение картин

1. Плакат Мое счастье зависит от ваших успехов.

2. Яковенко Е.Н. Герои Социалистического Труда
На какой проблемный вопрос мы должны ответить?

              Пословицы на слайде

  • Без дела жить - только небо коптить.
  • Без работы день годом кажется.
  • Всякое уменье трудом даётся.
  • Не сиди сложа руки, не будет скуки.
  • По делам и награда.
  • Работай больше, тебя помнить будут дольше.
  • Самым дорогим кажется то, во что твой труд вложен.
  • У кого работа - у того и хлеб.
  • Какие труды, такие и плоды.
  • К славе ведёт один путь: труд.

  • Землю солнце красит, а человека труд.
  • В труде - красота человека.

           У нас самый счастливый и красивый человек - трудолюбивый.

III. Изучение нового

 (22 мин)

Цели:

Слушают песню.

Ответы учащихся

Запись в тетради понятия Трудолюбие – это ценное качество человека, присущее тому, кто любит трудиться.

- ответы учащихся

Просмотр презентации

о Героях Социалистического  труда Туймазинского района.

Просмотр презентации «Знаменитые люди села Япрыково»

Работа с карточками: Чтение сказки.

Обсуждение вопросов.

Физкультминутка

Групповая работа

составить рассказ 1 группа – Ленивый ученик

2 группа – трудолюбивый ученик

Работа с индивидуальными

карточками

Просмотр мультфильма

«Дудочка и кувшинчик»

Прослушивание песни «Антошка»

?        Ребята, как вы думаете, почему Антошка не хочет копать картошку?

       Как называют человека, который не хочет и не любит трудиться?

       Какого человека можно назвать трудолюбивым?

Работа с понятием трудолюбие. Слайд № 4

? Продолжите фразу «Человек трудится для того чтобы....

Трудолюбие – одно из важнейших нравственных качеств человека. Человек работает не только для того, чтобы улучшить условия жизни для себя и своей семьи, но и для того, чтобы помочь ближнему, принести пользу обществу.

Труд возвышает человека, воспитывает в нём такие качества, как самостоятельность, ответственность за порученное дело, готовность прийти на помощь товарищам.

Честно делать дело – основа человеческой порядочности. Богатство, нажитое нечестно, приводит человека к духовному и нравственному падению. И наоборот, всякий честный, добросовестный труженик заслуживает уважения и признания его заслуг перед обществом. Человек, не умеющий трудиться, вызывает жалость и осуждение, поскольку он всегда нуждается в услугах других. Трудолюбивый же человек прекрасен, потому что умножает красоту жизни, творит её, сохраняет и оберегает.

Трудолюбие – это достоинство человека. Все великие люди были необычайно старательны и трудолюбивы.

Например, великий русский полководец Александр Васильевич Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд помог ему стать непобедимым.

Трудолюбие – это не только уважительное отношение к своему труду, но и уважительное отношению к труду и плодам трудов других людей.

Трудолюбие – это залог жизненного успеха.

Трудолюбие проявляется в разной обстановке и в разное время. Всем известно высокое проявление трудолюбия в годы войны. Это мы называем трудовым подвигом.

В суровые дни Башкортостан стал надёжным бастионом, где днём и ночью ковалось оружие. В 1941-1942 годах в республику вывезено оборудование более 120 промышленных предприятий с Украины, из Белоруссии, Азербайджана, Ленинграда, Москвы, из областей Российской Федерации. В эти же годы в Башкортостане развернулась мощная сеть госпиталей, вернувшая в строй немало бойцов и командиров.

Предприятия и организации, трудящиеся оказывали всевозможную помощь раненым воинам, находящимися на выздоровлении. У нас, в Башкортостане, нашли приют тысячи эвакуированных из других республик и областей нашей огромной страны. Они навсегда запомнили теплоту сердец жителей республики.

Подвиг трудовой бывает и в мирное время. Таких людей называю героями труда. Героизм в труде может проявиться в достижении высоких достижений в различных областях. Например, за получение высокого урожая, за большие достижения в области строительства, испытание сложной техники и других. В мире и в жизни много различных профессий. Самыми почётными считаются профессии хлебороба, строителя, инженера, учителя и врача и других мирных профессий. Среди них много героев.

Использованы материалы из сайта центральной библиотеки города Туймазы  

Слайды 5-9

Просмотр презентации, использованы материалы музея школы с.Япрыково

Слайды 10-15

Обсуждение сказки казахского писателя

 Ы. Алтынсарина «Паук, муравей и ласточка».

         Подумайте, чему учит отец сына в этой сказке?

         Какой вывод каждый из вас сделал для себя?

         Какие слова в этой сказке вы считаете самыми важными?

(«Нет ни одной живой души, которая не трудилась бы, и ты живешь не для того, чтобы бездельничать»).

? Какие башкирские сказки вы знаете о труде?

«Человек и его дело», «Ленивый сын»

Книга «Башкирские сказки и легенды», Уфа. Китап, 1996, стр. 161-162

В сказках, пословицах, песнях и других фольклорных произведениях разных народов трудолюбие представляется как одно из главных нравственных качеств человека. В народном сознании сложился образ труженика, который честно выполняет свою работу

Ребята, скажите, является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?

Придумать историю об ученике.Класс делится на две группы. Каждая группа получает карточку с названием истории:

а) «Ленивый ученик»;  б) «Трудолюбивый ученик».

? Никто себя не узнал?

-Представьте себе вы директор школы, какого бы ученика вы бы взяли себе в  помощники?

Решение ситуационных задач

По рассказу писателя В.Катаева снят мультфильм «Дудочка и кувшинчик».

После просмотра вы должны сказать какой главный вывод сделала девочка для себя?

Отец и его десятилетний сын шли по полю. Отец спросил сына:

– Видишь, вон ползет паук. Что он делает?

– Он плетёт свою паутину.

– А вон муравей, видишь?

– Вижу, он бежит с крошкой во рту.

– Посмотри вверх, кого вверху ты видишь?

– Вверху летит ласточка и держит в клюве травку.

Тогда отец говорит сыну:

– Вот милый мой! Эти маленькие существа могут служить для тебя примером.

Паук расставляет паутину, ловит в нее мух и комаров и употребляет их в пищу. Муравей бегает и ищет пищу для своих детей. Найдя крошку, он не съест её, а с радостью бежит с ней домой. Ласточка, чтобы устроить гнездо для своих птенцов, собирает травку.

Нет ни одной живой души, которая не трудилась бы, и ты живешь не для того, чтобы бездельничать.

Физкультминутка ( Руками имитируют работу , движения по тексту)

Я трудиться люблю

И  бревно распилю,

И дрова наколю

Я стираю, полоскаю,

С ручек воду отряхаю,

Пол я чисто пометаю

И цветочки поливаю.

1 группа читает рассказ, вторая группа должна угадать о ком идет речь, потом меняются ролями

У Пети не получалась задача. Он отложил тетрадь в сторону и стал ждать прихода папы с работы. А как бы вы поступили?

                Марина не стала учить историю, потому что ее спрашивали на предыдущем уроке. А как бы вы поступили? Почему?

                Олег считает, что отличником нужно быть потому, что за успехи в учебе родители делают подарки. А как вы считаете?

                Маша просит Павла помочь ей разобраться с примером. Павел отвечает: «В учебе каждый за себя. Сама соображай». А вы бы как ответили Маше? Почему

IV. Закрепление  нового (5 мин)

парная работа с пословицами

Каждая пара получает карточки с пословицами, в которых слова написаны вразброс.

Дети составляют из слов пословицу, читают и объясняют ее смысл.

А теперь откроем в нашей  «Книге Мудрости» страничку о труде, куда перепишем эти пословицы, собранные детьми.

1 Мая в нашей стране отмечается как праздник Весны! Мира! и Труда!

Вывод урока:

Сегодня на уроке вы убедились в том, как прекрасен трудолюбивый человек. Благодаря таким людям появляются новые изобретения, делаются открытия, строятся дома, выходят в свет интересные книги, увлекательные фильмы и многое-многое другое.

Благодаря упорному труду граждан РФ ждет будущее процветание  нашей страны.

а) дело, гуляй, смело, сделал; («Сделал дело, гуляй смело»).

б) птицу, человека, а, в, полете, узнают, работе; («Птицу узнают в полёте, а человека в работе»).

в) кто, сидится, без, любит, тому, дела, не, трудиться; («Кто любит трудиться, тому без дела не сидится»).

г) труда, а, здоровеет, болеет, от, человек, здоровеет, лени, от.(«От лени человек болеет, а от труда здоровеет»).

V. Контролирующее задание (3 мин)

Выполнение теста

«Трудолюбивый ли ты человек?»

Тест «Трудолюбивый ли ты человек?»

 Слайд 16

Результаты данного теста не будут оглашаться, а лишь помогут вам понять, насколько вы трудолюбивы. А рекомендации  укажут на то, что нужно изменить в себе. Только просьба отвечать честно! Выберите один из вариантов ответа (А, Б или В) и обведите его.

 Оценка результатов теста. Ответьте в таблице твои варианты ответов на вопросы. Сложи вместе очки, набранные тобой. Сумма очков покажет результат. Слайд 17

?

А

Б

В

1

2

4

6

2

4

6

2

3

2

4

6

4

4

2

6

5

4

2

6

Итак, если у тебя в сумме оказалось

 от 0 до 15 очков – к сожалению, ты – лентяй. Скорее всего, это слово в свой адрес ты слышишь несколько раз в день от родителей, друзей и знакомых. Тебя невозможно заставить сделать уборку, помыть посуду, сходить за продуктами. Ты выполняешь работу только по необходимости. Лень и праздность – твои характерные черты. Задумайся над этим!

 – от 16 до 23 очков – тебя нельзя назвать слишком трудолюбивым человеком, но и отлынивать без особой причины от работы ты не станешь, хотя любишь иногда заняться посторонними делами. Многое в твоем характере зависит от настроения. Что ж, надо уметь и работать, и отдыхать. Просто помни о чувстве долга!

 – от 24 до 30 очков – по своей натуре ты деятель, и поэтому готов долго заниматься напряженной работой, чтобы достичь определенной цели. Ты не любишь останавливаться на полпути. Любая работа тебе только в радость, а вот безделье угнетает и раздражает тебя. Однако советую тебе помнить об отдыхе.

1. Закончились каникулы, пора идти в школу. Легко ли ты обычно переключаешься с отдыха на учебу?

А. Ужасно! Пока я привыкну, пройдет недели две.

Б. Нормально. А куда деваться?

В. Я всегда легко включаюсь в работу.

 2. Твои родители каждую неделю устраивают в квартире генеральную уборку. Помогаешь ли ты им?

 А. Да! Я убираю свою комнату.

Б. Конечно!

В. Нет! В эти часы я стараюсь быстренько уйти.

3. Непогода. Ты смотришь мультфильм. Вдруг звонит друг, живущий в соседнем доме и просит тебя срочно к нему прийти. Как ты поступишь?

А. Извиняюсь и скажу,  что я болею. Не хочется выходить из дома в такую погоду.

Б. Не знаю.

В. Конечно, пойду. Ведь это мой друг!

4. Друг предложил тебе заняться спортом, бегать по утрам в парке недалеко от дома. Согласишься ли ты? 

А. Стоит попробовать.

Б. Ой, это не для меня! По утрам я люблю поваляться в постели.

В. С удовольствием.

5. Есть хорошая пословица: «Работа не волк, в лес не убежит». Как ты считаешь, подходит ли она тебе?

 А. Это моя любимая пословица!

Б. Смотря в каком случае.

В. Нет! Я считаю, что безделье – причина всех бед.

VI. Домашнее задание (1)

Учитель раздает карточки с домашним заданием, объясняет алгоритм работы.

Ответить на вопросы:

1. Какие наиболее известные профессии встречаются в вашей семье? Есть ли у вас трудовая династия?

2. Кто из жителей нашего района, семьи имеют высокие трудовые достижения и являются для вас примером?

3. Составьте сообщения:

- о людях  с.Япрыково, награжденных орденами за ратный труд:

1. Зиннатуллин Карим Хабирович – орден Трудового Красного Знамени

2. Мухтарова Зайтуна – орден Знак Почета

3. Латыпов Фоат Габдразакович - орден Трудового Красного Знамени.

- о своих бабушках и дедушках.

VII. Оценивание

и рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Ребята сами оценивают свою работу на уроке.

Учитель проводит рефлексию  Слайд 18

- Продолжи предложение.

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • урок дал мне для жизни…
  • оцениваю свою работу на уроке .....

Вы большие молодцы. Благодарю за сотрудничество. Ставлю вам следующие оценки.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОДНК

Эта программа составлена в сообветствии с требованиями ФГОС второго поколения...

ОДНК РН

Рабочая программа для 5 класса по предмету ОДНК РН...

ОДНК. Рабочая программа для 5 класса.

       Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федера...

Рабочая программа по предмету ОДНК для 5 класса

Рабочая программа для 5 класса по Основам духовно-нравственной культуры народов России совмещённая с Культурой Башкортостана....

Рабочая программа ОДНК 5 класс Виноградова

Рабочая программа ОДНК 5 класс Виноградова...

Программа ОДНК Народов России

Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России предполагает воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отно...

Презентация к уроку по ОДНК НР "Люди труда"

Презентация к ТКУ "Люди труда" содержит краеведческий материал...