II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)
|
Обсуждение пословиц
Перечисляют пословицы: (Любишь кататься, люби и саночки возит. Терпение и труд все перетрут. Без труда и рыбку не выловишь из пруда. и т.д.)
Ответы учащихся – труд и трудолюбие человека.
( ОДНК НР).
( Ответственный, трудолюбивый, профессионал, мастер, работяга) - Красота Красота человека в труде. Люди Труда
Запись в тетрадях темы урока
Что славит человека, делает его известным? |
Работа с пословицами. Слайд №2 ? О чем эти пословицы?
А какие еще пословицы и поговорки о труде вы знаете?
? Какая тема объединяет эти пословицы? О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (о труде и трудолюбии) Какой предмет мы изучаем? Назовите нравственные качества, характерные для словосочетания " Человек труда"
А что получится если "человек и труд"в одну ногу идут? Назовите тему урока?
Слайд № 3 Обсуждение картин 1. Плакат Мое счастье зависит от ваших успехов. 2. Яковенко Е.Н. Герои Социалистического Труда На какой проблемный вопрос мы должны ответить? | Пословицы на слайде - Без дела жить - только небо коптить.
- Без работы день годом кажется.
- Всякое уменье трудом даётся.
- Не сиди сложа руки, не будет скуки.
- По делам и награда.
- Работай больше, тебя помнить будут дольше.
- Самым дорогим кажется то, во что твой труд вложен.
- У кого работа - у того и хлеб.
- Какие труды, такие и плоды.
- К славе ведёт один путь: труд.
- Землю солнце красит, а человека труд.
- В труде - красота человека.
У нас самый счастливый и красивый человек - трудолюбивый.
|
III. Изучение нового (22 мин) Цели:
| Слушают песню.
Ответы учащихся
Запись в тетради понятия Трудолюбие – это ценное качество человека, присущее тому, кто любит трудиться.
- ответы учащихся
Просмотр презентации о Героях Социалистического труда Туймазинского района.
Просмотр презентации «Знаменитые люди села Япрыково»
Работа с карточками: Чтение сказки. Обсуждение вопросов.
Физкультминутка
Групповая работа составить рассказ 1 группа – Ленивый ученик 2 группа – трудолюбивый ученик
Работа с индивидуальными карточками
Просмотр мультфильма «Дудочка и кувшинчик»
| Прослушивание песни «Антошка» ? − Ребята, как вы думаете, почему Антошка не хочет копать картошку? − Как называют человека, который не хочет и не любит трудиться? − Какого человека можно назвать трудолюбивым? Работа с понятием трудолюбие. Слайд № 4
? Продолжите фразу «Человек трудится для того чтобы.... Трудолюбие – одно из важнейших нравственных качеств человека. Человек работает не только для того, чтобы улучшить условия жизни для себя и своей семьи, но и для того, чтобы помочь ближнему, принести пользу обществу. Труд возвышает человека, воспитывает в нём такие качества, как самостоятельность, ответственность за порученное дело, готовность прийти на помощь товарищам. Честно делать дело – основа человеческой порядочности. Богатство, нажитое нечестно, приводит человека к духовному и нравственному падению. И наоборот, всякий честный, добросовестный труженик заслуживает уважения и признания его заслуг перед обществом. Человек, не умеющий трудиться, вызывает жалость и осуждение, поскольку он всегда нуждается в услугах других. Трудолюбивый же человек прекрасен, потому что умножает красоту жизни, творит её, сохраняет и оберегает. Трудолюбие – это достоинство человека. Все великие люди были необычайно старательны и трудолюбивы. Например, великий русский полководец Александр Васильевич Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд помог ему стать непобедимым. Трудолюбие – это не только уважительное отношение к своему труду, но и уважительное отношению к труду и плодам трудов других людей. Трудолюбие – это залог жизненного успеха. Трудолюбие проявляется в разной обстановке и в разное время. Всем известно высокое проявление трудолюбия в годы войны. Это мы называем трудовым подвигом. В суровые дни Башкортостан стал надёжным бастионом, где днём и ночью ковалось оружие. В 1941-1942 годах в республику вывезено оборудование более 120 промышленных предприятий с Украины, из Белоруссии, Азербайджана, Ленинграда, Москвы, из областей Российской Федерации. В эти же годы в Башкортостане развернулась мощная сеть госпиталей, вернувшая в строй немало бойцов и командиров. Предприятия и организации, трудящиеся оказывали всевозможную помощь раненым воинам, находящимися на выздоровлении. У нас, в Башкортостане, нашли приют тысячи эвакуированных из других республик и областей нашей огромной страны. Они навсегда запомнили теплоту сердец жителей республики. Подвиг трудовой бывает и в мирное время. Таких людей называю героями труда. Героизм в труде может проявиться в достижении высоких достижений в различных областях. Например, за получение высокого урожая, за большие достижения в области строительства, испытание сложной техники и других. В мире и в жизни много различных профессий. Самыми почётными считаются профессии хлебороба, строителя, инженера, учителя и врача и других мирных профессий. Среди них много героев. Использованы материалы из сайта центральной библиотеки города Туймазы Слайды 5-9
Просмотр презентации, использованы материалы музея школы с.Япрыково Слайды 10-15
Обсуждение сказки казахского писателя Ы. Алтынсарина «Паук, муравей и ласточка». ∙ Подумайте, чему учит отец сына в этой сказке? ∙ Какой вывод каждый из вас сделал для себя? ∙ Какие слова в этой сказке вы считаете самыми важными? («Нет ни одной живой души, которая не трудилась бы, и ты живешь не для того, чтобы бездельничать»).
? Какие башкирские сказки вы знаете о труде? «Человек и его дело», «Ленивый сын» Книга «Башкирские сказки и легенды», Уфа. Китап, 1996, стр. 161-162 В сказках, пословицах, песнях и других фольклорных произведениях разных народов трудолюбие представляется как одно из главных нравственных качеств человека. В народном сознании сложился образ труженика, который честно выполняет свою работу
Ребята, скажите, является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным? Придумать историю об ученике.Класс делится на две группы. Каждая группа получает карточку с названием истории: а) «Ленивый ученик»; б) «Трудолюбивый ученик». ? Никто себя не узнал? -Представьте себе вы директор школы, какого бы ученика вы бы взяли себе в помощники?
Решение ситуационных задач
По рассказу писателя В.Катаева снят мультфильм «Дудочка и кувшинчик». После просмотра вы должны сказать какой главный вывод сделала девочка для себя? |
Отец и его десятилетний сын шли по полю. Отец спросил сына: – Видишь, вон ползет паук. Что он делает? – Он плетёт свою паутину. – А вон муравей, видишь? – Вижу, он бежит с крошкой во рту. – Посмотри вверх, кого вверху ты видишь? – Вверху летит ласточка и держит в клюве травку. Тогда отец говорит сыну: – Вот милый мой! Эти маленькие существа могут служить для тебя примером. Паук расставляет паутину, ловит в нее мух и комаров и употребляет их в пищу. Муравей бегает и ищет пищу для своих детей. Найдя крошку, он не съест её, а с радостью бежит с ней домой. Ласточка, чтобы устроить гнездо для своих птенцов, собирает травку. Нет ни одной живой души, которая не трудилась бы, и ты живешь не для того, чтобы бездельничать.
Физкультминутка ( Руками имитируют работу , движения по тексту) Я трудиться люблю И бревно распилю, И дрова наколю Я стираю, полоскаю, С ручек воду отряхаю, Пол я чисто пометаю И цветочки поливаю.
1 группа читает рассказ, вторая группа должна угадать о ком идет речь, потом меняются ролями
У Пети не получалась задача. Он отложил тетрадь в сторону и стал ждать прихода папы с работы. А как бы вы поступили? Марина не стала учить историю, потому что ее спрашивали на предыдущем уроке. А как бы вы поступили? Почему? Олег считает, что отличником нужно быть потому, что за успехи в учебе родители делают подарки. А как вы считаете? Маша просит Павла помочь ей разобраться с примером. Павел отвечает: «В учебе каждый за себя. Сама соображай». А вы бы как ответили Маше? Почему |
IV. Закрепление нового (5 мин)
| парная работа с пословицами
| Каждая пара получает карточки с пословицами, в которых слова написаны вразброс. Дети составляют из слов пословицу, читают и объясняют ее смысл. А теперь откроем в нашей «Книге Мудрости» страничку о труде, куда перепишем эти пословицы, собранные детьми. 1 Мая в нашей стране отмечается как праздник Весны! Мира! и Труда!
Вывод урока: Сегодня на уроке вы убедились в том, как прекрасен трудолюбивый человек. Благодаря таким людям появляются новые изобретения, делаются открытия, строятся дома, выходят в свет интересные книги, увлекательные фильмы и многое-многое другое. Благодаря упорному труду граждан РФ ждет будущее процветание нашей страны. | а) дело, гуляй, смело, сделал; («Сделал дело, гуляй смело»). б) птицу, человека, а, в, полете, узнают, работе; («Птицу узнают в полёте, а человека в работе»). в) кто, сидится, без, любит, тому, дела, не, трудиться; («Кто любит трудиться, тому без дела не сидится»). г) труда, а, здоровеет, болеет, от, человек, здоровеет, лени, от.(«От лени человек болеет, а от труда здоровеет»).
|
V. Контролирующее задание (3 мин) |
Выполнение теста «Трудолюбивый ли ты человек?»
| Тест «Трудолюбивый ли ты человек?» Слайд 16 Результаты данного теста не будут оглашаться, а лишь помогут вам понять, насколько вы трудолюбивы. А рекомендации укажут на то, что нужно изменить в себе. Только просьба отвечать честно! Выберите один из вариантов ответа (А, Б или В) и обведите его. Оценка результатов теста. Ответьте в таблице твои варианты ответов на вопросы. Сложи вместе очки, набранные тобой. Сумма очков покажет результат. Слайд 17 Итак, если у тебя в сумме оказалось – от 0 до 15 очков – к сожалению, ты – лентяй. Скорее всего, это слово в свой адрес ты слышишь несколько раз в день от родителей, друзей и знакомых. Тебя невозможно заставить сделать уборку, помыть посуду, сходить за продуктами. Ты выполняешь работу только по необходимости. Лень и праздность – твои характерные черты. Задумайся над этим! – от 16 до 23 очков – тебя нельзя назвать слишком трудолюбивым человеком, но и отлынивать без особой причины от работы ты не станешь, хотя любишь иногда заняться посторонними делами. Многое в твоем характере зависит от настроения. Что ж, надо уметь и работать, и отдыхать. Просто помни о чувстве долга! – от 24 до 30 очков – по своей натуре ты деятель, и поэтому готов долго заниматься напряженной работой, чтобы достичь определенной цели. Ты не любишь останавливаться на полпути. Любая работа тебе только в радость, а вот безделье угнетает и раздражает тебя. Однако советую тебе помнить об отдыхе.
| 1. Закончились каникулы, пора идти в школу. Легко ли ты обычно переключаешься с отдыха на учебу? А. Ужасно! Пока я привыкну, пройдет недели две. Б. Нормально. А куда деваться? В. Я всегда легко включаюсь в работу. 2. Твои родители каждую неделю устраивают в квартире генеральную уборку. Помогаешь ли ты им? А. Да! Я убираю свою комнату. Б. Конечно! В. Нет! В эти часы я стараюсь быстренько уйти. 3. Непогода. Ты смотришь мультфильм. Вдруг звонит друг, живущий в соседнем доме и просит тебя срочно к нему прийти. Как ты поступишь? А. Извиняюсь и скажу, что я болею. Не хочется выходить из дома в такую погоду. Б. Не знаю. В. Конечно, пойду. Ведь это мой друг! 4. Друг предложил тебе заняться спортом, бегать по утрам в парке недалеко от дома. Согласишься ли ты? А. Стоит попробовать. Б. Ой, это не для меня! По утрам я люблю поваляться в постели. В. С удовольствием. 5. Есть хорошая пословица: «Работа не волк, в лес не убежит». Как ты считаешь, подходит ли она тебе? А. Это моя любимая пословица! Б. Смотря в каком случае. В. Нет! Я считаю, что безделье – причина всех бед. |