Этнокультурная программа «Овгортский школьный чум – от мечты к реальности».
учебно-методический материал по краеведению на тему
Восстановление и сохранение традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, приобщения детей к национальной культуре, родному языку, традициям и обычаям, защите исконной среды обитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovgortskiy_shkolnyy_chum-ot_mechty_k_realnosti.docx | 54.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Овгортская
школа-интернат среднего общего образования
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:
На заседании МС зам. директора по УВР директор МБОУ ОШИСОО
«___» сентября 2016г «__1_» сентября 2016г «_1__» сентября 2016г
________/О.В.Украинцева/ _________/М.И.Должикова/ _________/И.И.Яхин/
Этнокультурная программа
« Овгортский школьный чум: от мечты к реальности »
Авторы: Н.Д.Вальгамова, учитель родного языка,
О.В.Украинцева, учитель немецкого языка
,
с. Овгорт, 2016 г.
Пояснительная записка
Анализ Федерального закона "Об образовании" показал, что в нем отсутствует достаточно четкий механизм реализации этнокультурной направленности и деятельности национальной школы в таком многонациональном федеративном государстве каким является Российская Федерация. В Законе «Об образовании» нет определений национального образования, национального измерения образования, национальной школы в многонациональном государстве, не содержится механизма построения баланса образовательных интересов этносов и многонациональной Федерации. Мы считаем не справедливым, что в Федеральном законе "Об образовании" нет раздела, посвященному национальному образованию, а ведь в настоящее время проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, нравственных ценностей народа является актуальной. Количество часов в учебном плане на изучение родного языка резко снижено. В этой связи возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ этнокультурной направленности. «Такие программы способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи “Природа – Человек – Предметная среда” [2]. Мы помним историю проекта «Красный чум», когда в 30-е годы в тундру отправились комсомольцы ликвидировать безграмотность среди кочевого населения тундры. Сегодня мы хотим вспомнить хорошие традиции прошлого и использовать уже школьный чум для проведения различных внеклассных мероприятий, способствующих восстановлению и сохранению традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, приобщению детей к национальной культуре, родному языку, традициям и обычаям, защите исконной среды обитания, а также для привития трудовых навыков, потому что молодежь, воспитанная в ИСТ, не только не хочет заниматься традиционными отраслями производства, но и практически утрачивает связь с родителями.
.
Общая характеристика программы
Данная программа детализирует и раскрывает содержание общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся в соответствии с целями изучения хантыйского языка, которые определены Законом о языках ЯНАО. Программа отвечает требованиям времени, обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций, предопределяющих дальнейшее успешное обучение и воспитание в средней школе.
Этнокультурная программа представляет собой целостный документ, включающий в себя 7 разделов: титульный лист, пояснительную записку, общую характеристику программы, содержание разделов и тем программы, тематическое планирование с указанием основных видов внеурочной деятельности, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения программы, планируемые и итоговые результаты.
Дополнительная образовательная этнокультурная программа «Овгортский школьный чум – от мечты к реальности» способствует формированию нового, просвещенного поколения, знающего и способного любить культурное наследие края, которое необходимо беречь и преумножать, так как без него не может быть светлого будущего.
Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
Этнокультурная программа «Овгортский школьный чум – от мечты к реальности» разработана и реализуется в рамках инновационного образовательного проекта «Сезонная кочевая начальная школа», который воплощается в МБОУ «Овгортская ШИСОО». Одним из воспитательных аспектов проекта является воспитание личностных качеств (трудолюбия, активности, коммуникабельности и т.д.), ответственности перед обществом. Очень важна необходимость передачи учащимся этнопедагогической культуры народа, воспитание в детях чувство глубокого уважения к родителям, людям пожилого возраста. В данной программе предусмотрены и практические виды деятельности учащихся. Дети знакомятся с различными приемами художественной обработки материалов разных видов (меха, сукна, бересты, глины, соломы, дерева), со специальными и технологическими знаниями по изготовлению национальной одежды, орнамента, украшений из бисера, сувениров, поделок, аппликаций. Работа в этом направлении полностью основывается на национальных традициях народа ханты. В рамках данного проекта разработана программа ««Овгортский школьный чум – от мечты к реальности», особенностью которой является направленность на формирование нравственного сознания у школьников в единстве с трудовым поведением человека, как части природы. Теоретическая и практическая значимость занятий состоит в том, что расширяется кругозор детей об обычаях своего народа, его культуре, образе жизни, истории, что способствует уважительному отношению к взрослым, формированию чувства гордости за свой род, уважению к своим предкам, желанию быть достойными их. "Нация в любые времена, даже самые трудные, сохранит себя, если живут традиции этой нации".
На современном этапе развития общества молодежь коренных народностей Севера, имея высокий уровень условий жизни в современных благоустроенных ИСТ, зачастую отчуждена от основных этнических ценностей, подрываются корни исторической памяти народа и его духовной культуры; нарастает угроза исчезновения традиционной культуры и народных промыслов коренных малочисленных народов Севера, что приводит к необратимым негативным процессам. Поэтому организация обучения и воспитания детей в условиях, приближенных к семье (а чум и поныне самое совершенное жилище в тундре), углубленное изучение родных языков в естественных жизненных условиях, в процессе труда и традиционного образа жизни, ознакомление с живыми народными традициями, обычаями родителей, привитие ценностей этнической культуры народов приведет к спасению от ассимиляции в новых исторических условиях.
Занятия для детей - это путь вхождения в мир, в общественные отношения через полезную деятельность, через социально приемлемые формы самоутверждения, они способствуют трудовому, эстетическому воспитанию детей, расширению их кругозора, повышению интереса к своей культуре, профессиональной ориентации.
Важно, чтобы эта деятельность осуществлялась в традиции развития народного искусства, в определенной местности, в процессе творческого ручного и механизированного труда мастеров народных художественных промыслов.
Программа ориентирована на обучающихся МБОУ «Овгортская ШИСОО» и воспитанников ИСТ. В качестве средства воспитания данной этнокультурной программы является использование переносного жилища (чума) в образовательном процессе.
Цели настоящей программы:
- восстановление и сохранение традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, приобщения детей к национальной культуре, родному языку, традициям и обычаям, защите исконной среды обитания.
Задачи:
- воспитывать любовь к семье, национальным традициям, малой Родине, природе родного края;
- обеспечить педагогов этнокультурным инструментарием, эффективно развивающим внутренний потенциал ребенка;
- создать единый этнокультурный аспект воспитания и общения в школе и семье, повышать педагогическую культуру родителей;
- привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
Методы работы:
∙ Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
∙ Частично-поисковый (в форме игры, конкурса);
∙ Исследовательский ( расширение и углубление знаний и умений);
∙ Беседы, диалоги;
∙ Эвристический (дети сами формируют проблему и ищут способы ее решения);
∙ Репродуктивный (воспроизводящий);
∙ Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала).
Формы проведения занятий:
∙ Коллективное творчество (парное, микрогрупповое, групповое, межгрупповое взаимодействие)
∙ Индивидуальная работа;
∙ Экскурсии;
∙ Праздники;
- Мастер-классы;
- Беседы;
- Классные часы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- Развивать положительный мотив к деятельности в проблемной ситуации ("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию...),
- Формировать положительные изменения в эмоционально-волевой сфере (" Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание…"), переживание учащимися субъективного открытия: ("Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой…)
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Содержание программы призвано формировать у учащихся любовь к родному краю, её истории, расширение кругозора, сформировать коммуникативные умения. Формирование способности и готовности осуществлять на хантыйском языке межличностное и межкультурное общение с носителями языка. В материал внеклассных занятий включены разнообразные сведения о сферах жизни народа: традиции и обычаи, связанные с воспитанием культуры поведения, знакомство с временами года и их особенностями; расширение знаний о животном мире: боровая дичь; птицы, зимующие на Севере; хищные птицы, перелетные птицы, в том числе знакомство с птицами Севера, занесёнными в Красную книгу.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Возраст обучающихся – 7-11 лет. Программа рассчитана на 1 год.
Программа рассчитана на реализацию в учреждениях дополнительного образования или во внеклассной работе общеобразовательных школ.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения и воспитания: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый.
Содержание разделов и тем программы
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ч.)
Цель и задачи курса Режим работы. План занятий. Краткие сведения о народах, ведущих кочевой образ жизни. Образ жизни и занятия коренных народов ЯмалаПравила техники безопасности, ПДД, ППБ.
2. Чум- традиционное жилище оленеводов(2 ч).
Чум и его назначение, правила сборки и разборки чума. Хантыйский, ненецкий чум. Различия жилищ и названий оленеводов Севера и Дальнего Востока. Внутреннее обустройство чума. Правила жизни в чуме. Мужские и женские обязанности. Приём гостей.
3. В оленеводческом стойбище (5ч.) Подворье оленеводов: место для заготовки дров, нарты, место для изготовления нарт, домашней утвари, инструменты. Виды нарт. Известные оленеводы-мастера по изготовлению нарт
4. Мастерство женщин в изготовлении одежды(2 ч.)
Особенности национальной одежды. Мужская, женская, женская одежда. Зимняя и летняя одежда. Обувь, виды сумок.Украшения одежды и его символика. Виды орнаментов.Дать понятия :декоративно-прикладное искусство, мозаика, аппликация, орнамент.
5.Традиционная кухня (4 ч.)
Особенности национальной кухниПриготовление пищи. Названия мясных, рыбных блюд, хлебо-булочных изделий. Рецепты приготовления блюд. Правила приема пищи и запреты. Стихотворение Р.Ругина «Строганина»
6. Народные и профессиональный праздники (4 ч.)
Профессиональный праздник- День оленевода .Обряды и обычаи при проведении праздников. Виды состязаний на празднике День оленевода. Стих. Р.Ругина «День оленевода».Праздник весны- Вороний день. Приметы, поговорки о Вороньем празднике. Древний праздник- День середины лета «Луњкутапхатљ». Связь праздников с циклами природной и хозяйственной жизни
8. Игра как важнейший компонент культуры (4 ч.)
Зарождение национальных видов спорта. Виды игр (метание тынзяна, прыжки через нарты, скачки на оленях, силовые единоборства и т.д.Настольные игры, головоломки. Изготовление игрушек.Значение куклы в жизни девочек. Кукольное хозяйство и кукольный гардероб.
7. Фольклорные произведения (8 ч.)
УНТ о чуме. В чуме у огня. Особенности хантыйского фольклора (коллективный характер творчества, опора на традицию,вариативность…) Познакомить с особенностями малых жанров УНТ- загадки, пословицы, заповеди. Рассказать о заповедях, в основе которых есть числительные.В гостях у сказки. Ненецкая сказка «Старик- соломенный чум». Хантыйская сказка«Лонверты ими» / Старуха, выделывающая жилы». Идея, герои сказки.
9. Литературные произведения о труде оленевода (3 ч.)
Поэзия о жизни и труде оленеводов. Л.В.Лапцуй. Поэма «Эдейка» Любовь к родной природе. Р.П.Ругин «Каслания», «Пастух». Тема и идея стихотворений.
10.Экологический календарь оленеводов (1ч.)
Е.Г.Сусой – составитель обэкологического календаря ненцев. Экологический календарь ненцев Названия месяцев, виды работ оленеводов в зависимости от времени года
11. Итоговое занятие (1 ч.)
Проведение викторины по теме «Чум- жилище оленеводов». Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.
Тематическое планирование
П/п | ТЕМА занятия | Цели и задачи занятия | Вид деятельности | Форма занятий |
1. | Вводный урок. Культура народа ханты. | Познакомить с целями и задачами программы «Овгортский школьный чум- от мечты к реальности» | Вводное занятие | |
2 | Чум- традиционное жилище оленеводов, рыбаков | Пробудить интерес к жилищу, знать его устройство | Изготовление чума из бумаги | Экскурсия |
3 | В гости в чум. Гостевой этикет | Познакомить с мужскими и женскими обязанностями, приёмом гостей | Разыграть ситуацию «К нам приехали гости» | игра |
4 | В стойбище | Дать представление об общих порядках в стойбище | Вырезать из картона макет стойбища | Практическое занятие |
5 | Подворье стойбища. Аргиш | Познакомить с видами нарт, их устройстве | Лепка нарт из пластилина | Практическое занятие |
6 | Мастер по изготовлению нарт | Познакомить с мастерами- оленеводами по изготовлению нарт | Нарисовать разные виды нарт | Конкурс рисунков |
7 | Оленеводческая культура и быт семей оленеводов | Расширить представления уч-ся о культуре взаимоотношений в стойбище. | Описать действия- заготовка дров | Просмотр слайдов |
8 | Кочевье оленеводов | Расширить представление о кочевьи оленеводов, об обязанностях членов семей во время каслания | Нарисовать сюжетные рисунки по теме «Ловля оленей для каслания» | Беседа, просмотр презентации |
9 | Мастерство женщин в изготовлении одежды | Рассказать об особенностях национальной одежды. | Изготовление по шаблону ягушки, малицы | Беседа, просмотр презентации |
10 | Украшения одежды и его символика | Показать разнообразные приемы украшения национальной одежды | Нарисовать орнаменты | Экскурсия в музей |
11 | Традиционная кухня | Познакомить с особенностями традиционной кухни народа ханты | Разыграть ситуацию «Приготовление обеда» | Беседа, просмотр презентации |
12-13 | Рецепты хантыйской кухни | Научить описывать рецепты мясных и рыбных блюд | Мастер-класс по приготовлению шумаха | |
14 | Р.Ругин Стих. «Строганина»/песня в исполненииВ.Вальгамова | Познакомить уч-ся со стих. поэта Р.Ругина, прослушать песню В.Вальгамова | Выразительное чтение стих. | Разучить песню |
15 | Профессиональный праздник- День оленевода | Раскрыть своеобразие праздника, который демонстрирует трудолюбие, силу, ловкость оленеводов и мастерство женщин-чумработниц. | Конкурс чтецов выраз. чтения | Беседа, просмотр презентации |
16 | Виды состязаний на празднике День оленевода. Стих. Р.Ругина «День оленевода» | Показать уч-ся разные виды игр, соревнований на праздничных мероприятиях | Занятие-игра | Беседа |
17 | Праздник весны- Вороний день | Показать особенности праздника, обычаи и приметы, связанные с данным праздником | Конкурс знатоков примет, поговорок и пословиц | Беседа, просмотр презентации |
18 | Древний праздник- День середины лета «Луњкутапхатљ» | Показать связь праздников с циклами природной и хозяйственной жизни | Занятие-конкурс | Экскурсия в музей |
19-20 | Виды игр (метание тынзяна, прыжки через нарты, скачки на оленях, силовые единоборства и т.д. | Расширить представления уч-ся об играх детей-оленеводов | Занятие-конкурс | Беседа, просмотр презентации |
21 | Настольные игры, головоломки | Познакомить с настольными играми, головоломкой, их особенностями | Изготовление настольных игр по образцу | Практическое занятие |
22 | Значение куклы в жизни девочек | Познакомить с разными видами кукол и их назначением | Мастер-класс по изготовлению куклы/ акань | Беседа |
23 | УНТ о чуме. В чуме у огня. | Расширить представление о фольклоре КМНС, особенностях фольклора (коллективный характер творчества, опора на традицию,вариативность…) | Нарисовать сюжетные картинки к сказке «Идэ» | Беседа |
24 | Игрища загадок | Раскрыть особенности малого жанра- загадки, составить словарь загадок о предметах быта стойбища | Конкурс загадок | Беседа |
25 | Пословицы | Познакомить с хантыйскими пословицами о труде, качествах характера человека | Иллюстрации к пословицам | Беседа |
26 | Приметы как обобщение многовекового опыта и наблюдений за явлениями природы, животными | Показать своеобразие примет, связанных с кочевым образом жизни | Составление проекта о приметах | Беседа Сбор примет |
27 | Заповеди оленевода | Познакомить уч-ся с заповедями оленеводов, выработанными веками | Беседа, обсуждение заповедей | |
28 | Арифметика оленевода | Познакомить с заповедями оленевода , в основе которых заложены числительные | Схематично нарисовать иллюстрацию с числит.и прокомментировать | Беседа, анализ |
29 | В гостях у сказки. Ненецкая сказка «Старик- соломенный чум» | Познакомить с содержанием сказки, выявить идею, составить план содержания сказки | Инсценирование фрагмента сказки | Беседа, выразительное чтение |
30 | Хантыйская сказка «Лон верты ими» / Старуха, выделывающая жилы» | Познакомить с содержанием сказки; выявить идею сказки | Инсценирование фрагмента сказки | Беседа, выразительное чтение |
31-32 | Л.В.Лапцуй. Поэма «Эдейка» | Вызвать интерес к творчеству ненецкого поэта Л.Лапцуя. Показать экологическую направленность поэмы: любовь и бережное отношение к родной природе | Нарисовать иллюстрации к главам поэмы | Беседа, чтение и анализ поэмы |
33 | Р.П.Ругин «Каслания», «Пастух» | Познакомить с лирическими произведениями Р. Ругина о труде оленеводов | Написать отзыв о стихотворении | Беседа, выразительное чтение |
34 | Экологический календарь оленевода | Познакомить с экологическим календарём оленеводов, с названиями месяцев | Проект «Весенний просчет оленей» | Беседа |
35 | Итоговое занятие | Конкурс «Что нам стоит чум построить» |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
Помещение для проведения занятий отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности.
В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями площадь помещения, обеспечивающая нормальные условия работы, не менее 2,5 м2 на человека. Температура воздуха в чуме поддерживается в пределах от +17 до +200С при влажности 40-60 %.
Оформление:
∙ таблицы и плакаты постоянного пользования (по безопасности труда, производственной санитарии, материаловедению и т. д.);
∙ сменная экспозиция (наглядные пособия, дидактический материал);
Большое значение придается художественному оформлению чума для занятий. В нем есть постоянные и сменные экспозиции. Украшением служат изделия, изготовленные обучающимися, с указанием кто, и когда изготовил выставочные экспонаты, которые являются и наглядным пособием.
Обеспечение программы:
- Необходимые материалы, инструменты и приспособления приобретаются за счет школы, есть компьютер, презентации: «Чум- жилище оленеводов», «День оленевода», «Ворнга», «Ханты мир", «Игры и игрушки», проект «Марутлам», диск «Ханты арат», книги, слайды, предметные картинки, цветная бумага, клей и т.д.
Планируемые и итоговые результаты освоения программы
- Активизация учебно-исследовательской, учебно-познавательной деятельности;
- Возможность восстановления и сохранения традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, приобщения детей к национальной культуре, родному языку, традициям и обычаям, защите исконной среды обитания.
- Приобретение опыта сотрудничества, коммуникационных навыков;
- Становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни;
- Формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру;
- Освоение учащимися социальных ролей и способов самовыражения, реализация творческого потенциала;
- Формирование личности, направленной на систему профильного самоопределения, на основе гражданско-патриотических ориентиров;
- Формирование основ демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;
- Становление доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
- Формирование успешной личности, способной противостоять проблемам окружающего мира, способной ставить пред собой цели и успешно их добиваться; живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Основной инструментарий для оценивания результатов
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- Удовлетворенность учеников, посещающих внеклассные занятия;
- Сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности).
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения и воспитания учащихся:
-тестирование;
-анкетирование;
- демонстрации;
- выставки творческих работ.
Способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося. Портфель достижений – сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Григорьев Д.В. Воспитательная система школы от А до Я: Пособие для учителя.- М., Просвещение, 2006.
- Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 1999.
- Медведев, Д.А. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] / Д.А. Медведев. URL: http://www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/school.php (дата обращения 24.08.2011)
- Стебунова С.Ф. Комплексная программа «Культура быта». // В помощь учителю http://center.fio.ru/som/items.asp?id=10001621
- Стебунова С.Ф. О работе творческого объединения «Культура быта» на Станции юных техников ЦДО «Созвездие» г.Воронежа. // Всероссийский августовский Интернет-педсовет 2004г. http://pedsovet.alledu.ru/files0/files1/files853/files856/docs/kb.ppt
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт НОО и ООО [Электронный ресурс] / URL: www.firo.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы. «Конфликт мечты и реальности в рассказе Т.Н. Толстой «Река Оккервиль».
Новейшая литература постсоциалистического пространства сложна и многообразна. Во многом современный этап может быть рассмотрен как итог художественных экспериментов XXвека и как начало формирования на...
Конспект урока по литературе в 11 классе по теме "Мечта и реальность в рассказе "Огонь и пыль"
Материал представляет собой конспект урока, посвященный изучению творчества Т.Толстой. Рассказ небольшой по объему, но в нём дана оценка современной жизни, человека. Предусмотрена группов...
Мечта и реальность в музыке С. Прокофьева.
План урока МХК в 11 классе....
Круглый стол "Успех - мечта или реальность" 11 класс
Данное мероприятие использовалось как отчетное после классно-обобщающего контроля в 11 классе.Участниками круглого стола стали: учащиеся йй класса, родители, классный руководитель, учителя-предметники...
Статья учителя русского языка и литературы ГБОУ школы 593 Некрасовой О.Н. «ЕГЭ на 100 баллов – мечта или реальность?»
Анализ педагогической деятельности за 2013-2014 уч. год (результаты ЕГЭ 2014 года по русскому языку). Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ....
Итоговое сочинение как форма государственной итоговой аттестации обучающихся по направлению “Мечта и реальность”, тема “Человек без мечты, что птица без крыльев” в 10(11) классе.
Методическая разработка урока литературы....
Урок литературы 6 класс Алые паруса как символ воплощения мечты. Победа романтической мечты над реальностью жизни.
В ходе урока учащиеся познакомятся с жизнью А.Грина, его произведением "Алые паруса". Работа с текстом помогает учащимся представить разных героев произведения, увидеть их отношение к жизни....