краеведение "Нижегородский край"7
календарно-тематическое планирование по краеведению (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование. История Нижегородского края XVI – XVII века. 7 класс
№ | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности ученика | Тип урока | Форма занятий | ||
личностные | метапредметные | предметные | ||||
1 | История Нижегородского края XVI-XVII века | Осознавать свою региональную , национальную эдентичность | Готовность к коллективной работе, сотрудничеству и диалогу. | Формулировать проблемные вопросы региональной истории в контексте общероссийской истории. Характеризовать краеведческие источники эпохи. | Урок усвоения новых знаний и учебных действий | |
2-3 | Нижегородский кремль – выдающийся памятник русского оборонительного зодчества XVI века | Освоение традиций , духовно – нравственных ценностей Нижегородской земли и родного края | Способность сознательно организовать и регулировать свою учебную и общественную деятельность. Способность представлять результаты своей деятельности в различной форме(сообщение, презентация, реферат) | Объяснять причины строительства Нижегородского кремля. Составить схему расположения кремлёвских башен с указанием их названий. Критически анализировать легенды и предания о Нижегородском кремле. | 1 урок- Урок усвоения новых знаний и учебных действий 2- применение знаний и освоенных учебных действий в форме защиты творческих работ | Лекция, работа с учебником, защита творческих работ |
4-5 | Нижегородский край в системе обороны Русского государства | Освоение традиций , духовно – нравственных ценностей Нижегородской земли и родного края | Владение умениями работать с учебной информацией(анализировать факты, обобщать, составлять план, конспект) | Показывать на карте маршруты казанских походов Ивана Грозного. Составлять рассказ об основании городов Васильсурска, Балахны, Арзамаса, Павлова, об их крепостных укреплениях, о засечных линиях, о защите границ от вражеских набегов | 1урок- комбинированный 2 урок -- применение знаний и освоенных учебных действий в форме защиты творческих работ | Работа с картой,доклады учащихся о походах Ивана Грозного, работа с местными легендами и преданиями |
6 | Обобщение по разделу 1 | Урок обобщения, систематизации и закрепления полученных знаний | тестирование | |||
7 | Нижегородский край в начале смуты и в ходе восстания под руководством Ивана Болотникова (1601-1607гг.) | Осмысление исторического, культурного, духовно- нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе | Владение умениями работать с учебной информацией(анализировать факты, обобщать, составлять план, конспект) Способность сознательно организовать и регулировать свою учебную и общественную деятельность. | Характеризовать положение Нижегородского края в эпоху Смуты. Характеризовать масштабы и последствия голода. Раскрыть причины смуты в Нижегородском крае. Анализировать роль нижегородцев в разгроме болотниковцев под Тулой | урок- Урок усвоения новых знаний и учебных действий | Лекция с элементами беседы. Работа с учебником, картой и словарем |
8 | Смутное лихолетье в Нижегородском крае в 1608-1611 гг. | Владение умениями работать с учебной информацией(анализировать факты, обобщать, составлять план, конспект) | Показать на карте очаги борьбы нижегородцев с тушинцами в 1608-1610 гг. дать оценку борьбе нижегородцев с тушинцами. Характеризовать участие нижегородцев в 1 ополчении | Комбинированный урок с элементами лабораторной работы | Лекция с элементами беседы. Работа с учебником, картой и словарем | |
9 | Великое дело К. Минина и Д. Пожарского (1611г.)1 | формирование у учащихся ярких эмоционально окрашенных образов исторических эпох на фактах истории и культуры Нижегородской области; складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях нижегородской истории, знания об исторических особенностях региона в контексте российской истории | Владение умениями работать с учебной информацией(анализировать факты, обобщать, составлять план, конспект) Способность сознательно организовать и регулировать свою учебную и общественную деятельность. | Выявлять причинно- следственные связи между обращением патриарха Гермогена и созданием Ополчения. Знать основные вехи биографии Кузьмы Минина и и Дмитрия Пожарского. | Комбинированный урок с элементами лабораторной работы | Лекция с элементами беседы. Работа с учебником, картой и словарем |
10 | Нижегородское ополчение и освобождение Москвы (1612-1613гг.) | интегративное взаимодействие исторического краеведения и курса истории России позволит учащимся сформировать целостное представление об историческом процессе; | Показывать на карте маршрут ополчения . объяснять причины движения в Москву через Ярославль. Описывать ход борьбы за Москвув 1612. Выявлять причинно- следственные связи между подвигом нижегородцев и воцарением династии Романовых. Рассказывать о Святынях ополчения, о памятных местах Смутного времени в Нижнем Новгороде | Комбинированный урок с элементами лабораторной работы | Лекция с элементами беседы. Работа с учебником, картой и словарем | |
11 | Патриоты земли русской – Минин и Пожарский | Анализировать различные виды источников, посвященных деятельности Минина и Пожарского . Сравнивать основные версии историков и современников о спорных вопросах биографии Кузьмы Минина. Анализировать факты и события , свидетельствующие о патриотизме Д. Пожарского и К Минина | Урок применения знаний и освоенных учебных действий в форме защиты творческих работ | Защита докладов и презентаций | ||
12 | Места исторической памяти Нижегородского ополчения в Нижнем Новгороде | Объяснять термины: место исторической памяти, храм- памятник, поклонный крест, обелиск, памятник, мемориальная доска. Начертить схему памятных мест , посвященных Нижегородскому ополчению. Составить их список, рассказать об одном из них | Урок применения знаний и освоенных учебных действий в форме защиты творческих работ | Виртуальная экскурсия по местам Нижегородского ополчения | ||
13 | Обобщение по разделу 2 | Обобщать и систематизировать знания о Смутном времени. Объяснять значения основных понятий темы. Дать оценку поступкам исторических деятелей | Урок обобщения, закрепления , систематизации знаний и умений выполнять учебные действия. | Работа с исторической картой, текстами. Выступления с докладами. | ||
14-15 | Административно-территориальное деление нижегородских земель в начале XVII века и управление ими | закрепление и дальнейшее формирование умения осмысливать исторический процесс, его основные этапы и звенья, выделять 3 характерные причинно-следственные связи, сравнивать, сопоставлять и классифицировать факты и явления по одному или нескольким предложенным критериям; | владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией использование потенциала межпредметных и внутрипредметных связей расширит знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепит умение оперировать статистическим и картографическим материалом; | Составить карту «Административно-территориальное деление нижегородских земель в начале XVII века». Составить топонимическую таблицу. Объяснить назначение Арзамасской сторожевой черты | 1урок- урок освоения новых знаний и учебных действий. 2 урок- практикум | Работа с исторической картой, |
16,17 | Социальный и этнонациональный состав населения Нижегородского края | Понимать историческое, культурное и духовное многообразие мира. Уважать культуру и традиции прошлых поколений. Толерантно относится к традициям, и духовно – нравственным ценностям других народов | Готовность к коллективной работе, сотрудничеству и диалогу. | Объяснять значение терминов по теме. Показывать на карте территоррию раселения русских, марийцев, мордвы и др. Подготовить рассказ о национальном костюме, пище, обычаях народов Нижегородского края. | 1урок- урок освоения новых знаний и учебных действий. 2 урок- применение знаний и освоенных учебных действий в форме составления таблицы и защиты творческих работ | Защита презентаций, посвященных этнонациональному составу населения края, быту. |
18 | Предприниматели и промышленники Нижнего Новгорода | складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях нижегородской истории, знания об исторических особенностях региона в контексте российской истории; | владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией использование потенциала межпредметных и внутрипредметных связей расширит знания учащихся о закономерностях | Объяснять значение терминов по теме, систематизировать знания о Нижегородских предпринимателях эпохи, их участии в жизни Н.Н. | применение знаний и освоенных учебных действий в форме защиты творческих работ | Защита творческих работ |
19 | Промышленно-торговые центры Нижегородского края | Рассказать о Балахне, Арзамасе, Павлово,Лыскове, Городце. Показывать на карте промышленно- торговые центры Н.Н. и оценивать их роль в экономической жизни края и России | Комбинированный урок с элементами лабораторной работы | Составление таблицы «Экономическое развитие Нижегородского края». Работа с учебником, словарем. | ||
20,21 | Макарьев-Желтоводский монастырь и начальная история Макарьевской ярмарки | Осознавать свою региональную , национальную эдентичность | Рассказать о возобновлении деятельности Макарьево-Желтоводского монастыря. Выявлять причинно – следственные связи возникновения Макарьевской ярмарки. Показывать на карте местонахождение и торговые связи ярмарки | 1урок- комбинированный 2 урок -- применение знаний и освоенных учебных действий в форме защиты творческих работ | Беседа. | |
22,23 | Нижегородский край и церковный раскол | Осмысление исторического, культурного, духовно- нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе формирование у учащихся ярких эмоционально окрашенных образов исторических эпох на фактах истории и культуры Нижегородской области; складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях нижегородской истории, знания об исторических особенностях региона в контексте российской истории | Объяснять значение терминов по теме.знать основные вехи биографии Никона и Аввакума. Характеризовать причины церковной реформы, ее суть. Показывать на карте села Вельдеманово и Григорово, реки Керженец и Ветлугу- места расселения старообрядцев. | 1урок- комбинированный 2 урок -- применение знаний и освоенных учебных действий в форме защиты творческих работ | Лекция с элементами беседы. Работа с учебником, картой | |
24 | Нижегородский край и народные волнения в 1660-е-1670-е гг. | На карте показывать районы крестьянских волнений. Раскрывать причины межклассовых обострений отношений. Рассказывать о ходе восстания Степана Разина в Нижегородском крае. Давать оценку результатам народных выступлений на Нижегородчине | комбинированный | Лекция с элементами беседы о причинах и формах участия нижегородцев в восстании С. Разина, сравнение масштабов восстания в Правобережной части и в Поветлужье | ||
25 | Урок обобщения по разделу 3 | Обобщать и систематизировать знания о Смутном времени. Объяснять значения основных понятий темы. Дать оценку поступкам исторических деятелей | Урок обобщения, закрепления , систематизации знаний и умений выполнять учебные действия. | Работа с исторической картой, текстами. Выступления с докладами. Тестирование | ||
26 | Духовная и материальная культура Нижегородской земли в XVI веке | Освоение традиций , духовно – нравственных ценностей Нижегородской земли и родного края | Готовность к коллективной работе, сотрудничеству и диалогу. | Рассказывать о Нижегородских монастырях, ихз ведущей роли в духовной и культурной жизни. Систематизировать знания об исторических песнях XVII века | Урок применения знаний и освоенных учебных действий в форме практикума | Работа с учебником, составление плана. Подготовка сообщения |
27 | Распространение грамотности и письменности в крае. | Объяснять значение терминов по теме. Характеризовать уровень развития грамотности. Рассказать о писцовых и переписных книгах, о первой нижегородской типографии. | Комбинированный урок. | Лекция с элементами беседы | ||
28 | Повседневная жизнь нижегородцев в XVII веке | Знать о жилищах, одежде и быте нижегородцев | Комбинированный урок. | Лекция с элементами беседы. Выступления с докладами. | ||
29,30 | Средневековый Нижний Новгород. Зодчество, живопись и промыслы Нижегородчины в XVII веке | Знать основные термины: «средневековая архитектура», «застройки», «посады и слободы». Показывать на карте районы распространения народных промыслов | 1урок- комбинированный 2 урок -- применение знаний и освоенных учебных действий в форме защиты творческих работ | Лекция с элементами беседы. Составление словарной статьи. | ||
31 | Обобщение по разделу 4 | Обобщать и систематизировать знания | Тестирование. Составление кроссвордов по теме | |||
32,33 | Уроки по локальной истории. «Малая родина» в XVI-XVII веках | Показывать на карте области свою малую родину. Анализировать местные легенды и предания. Составить сообщение о письменных и материальных источниках малой родины | уроки применение знаний и освоенных учебных действий в форме защиты творческих работ | |||
34 | Обобщение по курсу 7 класса |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация проектов «Алтайский край – край заповедных территорий»
Краткая аннотация к методической разработке урока-презентации проектов «Алтайский край – край заповедных территорий» Данный урок имеет просветительскую направленность с целью познакомить обуча...
Конспект урока " Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"
Урок знакомит учащихся 6-7 классов с творчеством поэтов Ставропольского края и раскрывает особенности лирических произведений о природе родного края. Урок сопровождается презентацией. К уроку прилагаа...
Презентация к уроку "Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"
Презентация содержит основные сведения о жизни и творчестве писателей Ставропольского края И. В. Кашпурова, Г. С.Фатеева, с. Рыбалко....
Квест "Край мой! Край чудесный!". Задания на станциях.
Мероприятие было посвящено природе, географии, известным людям Красноярского края, его геральдике. Проведение квестов всегда вызывает интерес у обучающихся. такую форму проведения мероприятий очень хо...
урок по литературе "Край,ты мой,родимый край!"
Интегрированный урок по литературе для 5 класса с применением ИКТ(презентация)...
Мастера живописи Саратовского края (урок по Культуре края 8 класс)
В презентации представлены наиболее известные мастера живописи Саратовского края....
Введение в ДООП "Мой край любимый" "Путешествие по заповедным местам Самарского края"по ДООП "Мой край любимый" (ИКТ презентация)
Тема: "Путешествие по заповедным местам Самарского края»Цели: 1) воспитывать любовь к родному краю, окружающему миру и потребность в сохранении экологического равновесия в природе. 2) развивать п...