Проект по краеведению "Край родной"
календарно-тематическое планирование по краеведению (6, 7, 8 класс) по теме
Краеведение - неотъемлемая часть нашей большой истории. В ходе этого курса дети познакомятся с историей своей малой родины, нашего города, растительным и животным миром, водными ресурсами родного края. Узнают об экологии, о памятниках истории и культуры, об известных уроженцах. Об участниках боевых действий во Время Великой Отечественной войны и в «горячих точках», о тружениках тыла, ветеранах труда. Совершат заочные и очные путешествия по улицам города и района, посетят музей истории и краеведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie_2016_g.docx | 40.84 КБ |
Предварительный просмотр:
БУ СО ВО «Кадниковский центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 2»
ПРОЕКТ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ
«КРАЙ РОДНОЙ»
Воспитатель:
Анферова Г.И.
Кадников, 2016 г.
Пояснительная записка
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность: Краеведение - неотъемлемая часть нашей большой истории, связующая нить времен. На 3 квартире БУ СО ВО «Кадниковский центр, для детей-сирот №2» проживают шесть человек. В связи с тем, что все они родились в разных уголках нашей области, возникла необходимость передать молодому поколению знания о своей малой родине. Актуальность проекта заключается в том, что данный проект будет выполнять важную социальную миссию: воспитывать патриотические чувства, расширять знания о своем родном городе, его истории, развивать интерес к прошлому и настоящему, способствовать пониманию красоты, особенностей, неповторимости родной земли. Огромные воспитательные, патриотические возможности краеведческого материала позволяют растить детей, оставшихся без попечения родителей, не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни, на событиях из истории своего села, города.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должен внести педагог.
Проект призван обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного и гражданско-патриотического воспитания.
Ведущая идея проекта - общая культура личности, патриотизм, гражданственность должны стать важной движущей силой российского общества, формирование национального самосознания молодёжи.
Краеведение предполагает комплексное изучение родного края, т.е. воспитанники знакомятся с природными, культурными и историческими особенностями края.
В ходе этого курса дети познакомятся с историей своей малой родины, нашего города, растительным и животным миром, водными ресурсами родного края. Узнают так же об экологии, о памятниках истории и культуры, об известных уроженцах. Об участниках боевых действий во Время Великой Отечественной войны и в «горячих точках», о тружениках тыла, ветеранах труда. Совершат заочные и очные путешествия по улицам города и района, посетят музей истории и краеведения.
Главной целью данного проекта является - систематизация и расширение представлений учащихся о своем крае, развитие чувства патриотизма.
Для реализации проекта по краеведению будут использоваться следующие виды деятельности: экскурсия, беседа, занятие-игра, проектная деятельность. Особое внимание будет уделяться экскурсиям. В основном, это комплексные экскурсии по местным достопримечательностям, в городской музей. В разработках экскурсионных занятий предусматриваются вопросы воспитанникам для наблюдений и обобщения увиденного, практические задания, дополнительный материал для рассказа экскурсовода или педагога.
По окончанию каждого квартала предлагается проводить занятия контроля в виде викторин, конкурсов, игр. А так же детям будет предложено выполнить творческие работы по подтемам, по результатам которых, можно будет определять уровень усвоения материала. Знакомство с новым материалом проводится в форме вопросов и ответов, с использованием игровых моментов. Активизировать познавательную деятельность воспитанников позволяет использование цифровых образовательных ресурсов. При разработке заданий необходимо учитывать общий уровень развития детей; возрастные особенности формирования креативной среды; личностные особенности воспитанников.
Проект направлен на реализацию следующих целей и задач:
Цели:
- сформировать познавательную потребность в освоении исторического краеведческого материала;
- расширить и углубить знания детей о родном крае;
- формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
- воспитывать патриотизм у подрастающего поколения, любви к своей Отчизне.
Задачи:
- воспитание чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;
- углубление и систематизация знаний о своей семье;
- воспитание воспитанников на положительном примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда;
- воспитание бережного отношения к природе;
- воспитание чувства личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни;
- расширять знания по краеведению;
- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях;
- развитие способности к творчеству, овладению и стремлению самостоятельно добывать новые знания;
- развивать навыки при работе с картой.
Методические приемы.
Основными методическими приемами являются:
- Исследовательская деятельность.
- Поисковая деятельность.
- Организационная деятельность (организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).
- Индивидуальная работа.
- Подготовка материалов для проведения экскурсий, определение тематики экскурсий, учет психологических особенностей воспитанников.
- Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-познавательных программ, творческих отчетов).
В основу проекта положены следующие принципы образования:
природосообразность (как соответствие возрастными особенностями ребят), культуросообразность (город со своими традициями, историей, этническими природными и географическими особенностями), деятельность, личностный подход, опора на цели, интересы.
Направленность проекта:
- Формирование патриотического сознания
- Формирование гражданского поведения и правовой культуры
- Формирование коммуникативной культуры
- Формирование опыта творческой, учебно-исследовательской деятельности
- Формирование опыта социально-значимой деятельности
Поисково-исследовательская направленность проекта
Ребята находят предметы старины, которые, так или иначе, имеют отношение к истории малой родины и судьбам его людей. После изучения этих предметов старины, вещи для них приобретают совершенно иное значение, более глубокое и значимое.
Дети большим удивлением и интересом рассматривают старые фотографии, домашнюю утварь, хозяйственные инструменты и орудия труда прадедов и прабабушек, архивные источники или старинную газету начала 20 века.
Именно эти впечатления и показывают значимость проекта «Краеведение», определяют ее основное направление – укрепление связи поколений, связи судьбы человека и страны в целом.
Работа исследовательского направления планируется индивидуально или группами. Такой метод позволяет выявить и развивать и индивидуальные способности и умение работать в коллективе. Если в ходе исследовательской работы достигаются такие цели, как:
- реализация творческих способностей обучающегося;
- создание ситуации успеха для конкретного ребенка;
- развитие и приобретение познавательных, мыслительных умений и навыков, то она уже заслуживает особого внимания окружающих.
Что должны знать воспитанники к концу проекта: где расположены наш район, город, область, какие полезные ископаемые, растения, животные, водные ресурсы есть в регионе, краткую историю района, названия поселений, их местонахождение, достопримечательности района, основные экологические проблемы края и способы их решения, что такое заповедные зоны района.
Что должны уметь воспитанники к концу проекта: рассказать краткую историю района, области, находить их на карте, показывать месторождения и добычи полезных ископаемых, реки района, области, называть основные виды животных и растений района. Давать краткую характеристику сельским поселениям района, о его достопримечательностях. Формулировать основные экологические проблемы края, способы их решения, рассказать о заповедной зоне района. Делать сообщения и выполнять индивидуальные задания педагога. Работать с картой.
Основные направления по реализации проекта по краеведению:
- Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание.
- Поисковая работа.
- Исследовательская деятельность.
- Экскурсионная, просветительская работа с воспитанниками.
- Культурно-массовые воспитательные мероприятия: проведение торжественных мероприятий.
- Создание мультимедийных презентаций о своем городе, районе, области, с использованием ИКТ;
- Освещение работы в местных СМИ.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
- Проект призван помочь осмыслить ребенку его место в жизни, роль в судьбе страны, способствовать формированию собственного взгляда на жизнь, основ научного мировоззрения.
- Внешние результаты реализации программы:
– достижения ребят на районных, областных, всероссийских и международных конкурсах и чтениях;
– устойчивый интерес к краеведению
– увеличение направленности и разнообразия проектов;
- Внутренний результат:
- положительные изменения, происходящие в личности ребенка, саморазвитие, изменения его ценностной ориентации, возможно и будущей профессиональной направленности.
- Диагностика реализации проекта:
– наблюдения;
– анкетирование;
– собеседование с учащимися.
Возраст обучающихся: 11-17 лет
Учебный период: 36 часов
Количество занятий в неделю: 1 занятие
№ п/п | Тема | Общее количество часов | В том числе | |||||
теория | практика | |||||||
Раздел 1. Родной край (9 ч.) | ||||||||
1 | Вводное занятие. Предмет, определение; цели и задачи, содержание курса. Анкетирование «Знаешь ли ты свой край» | 1 | 1 | |||||
2 | Растительный и животныймир. Красная книга. | 1 | 1 | |||||
3-4 | Растения нашего района. Водоемы нашего края. Растения и животные водоемов. Экскурсия. | 2 | 1 | 1 | ||||
5 | «Земля родная- Харовск» | 1 | 1 | |||||
6 | «Земля родная- Вожега» | 1 | 1 | |||||
7 | «Земля родная- Сямжа» | 1 | 1 | |||||
8 | Земля родная – Бабаево» | 1 | 1 | |||||
9 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |||||
Раздел 2. «Родословная» (9 ч.) | ||||||||
10-11 | Семья, родословная; генеалогическое древо семьи, (создание презентации, выставки работ и др.) | 2 | 1 | 1 | ||||
12 | Семейные праздники и традиции | 1 | 1 | |||||
13-14 | Коллаж фотографий «Моя семья» | 2 | 2 | |||||
15 | Чтение художественной литературы по теме | 1 | 1 | |||||
16-17 | Архивы. Работа в сети Интернет | 2 | 2 | |||||
18 | Обобщающее занятие. | 1 | 1 | |||||
Раздел 3. «Из истории..» (9 ч.) | ||||||||
19 | Географическое положение, границы поселений и их изменение | 1 | 1 | |||||
20 | История города (происхождение названия, легенды, предания и сказания о населенном пункте) | 1 | 1 | |||||
21-22 | Верования и религии, история храма. Экскурсия в храм | 2 | 1 | 1 | ||||
23 | История развития сельского хозяйства. | 1 | 1 | |||||
24 | История создания и развития школы | 1 | 1 | |||||
25 | Обряды, обычаи и традиции народов, населяющих наш край. | 1 | 1 | |||||
26 | Город в годы гражданской войны и становления Советской власти. Голод 1921-1922 гг. | 1 | 1 | |||||
Раздел 4. Знаменитые земляки(9 ч.) | ||||||||
27-28 | Экскурсии в городской и районный краеведческий музеи. | 2 | 2 | |||||
29 | Встреча с ветеранами труда. | 1 | 1 | |||||
30 | Ратные подвиги земляков на фронтах Великой Отечественной войны. Трудовой тыл в годы войны | 1 | 1 | |||||
31-32 | Знаменитые земляки. Работа в сети Интернет | 2 | 1 | 1 | ||||
33-34 | Помощь ветерану | 2 | 2 | |||||
35 | Знаменитые земляки. Встречи с интересными людьми | 1 | 1 | |||||
36 | Итоговое открытое занятие «Город, в котором я живу» (+анкетирование) | 1 | 1 | |||||
Поиск необходимой информации в интернете. Работа с литературой в библиотеке. | В течение года по необходимости | |||||||
Итого | 36 | 15 | 21 |
К концу года воспитанники должны знать:
- историю родного города;
- о народах, заселявших родной край;
- административно – территориальное деление края в 18-20 вв.;
- историю основания города и первых ее жителях;
- краткую историю близлежащих деревень;
- историю религии родного края;
- о традициях и обычаях народов, населяющих малую родину;
- о семейных традициях, о своей родословной;
- историю создания и развития школы;
- о развитии сельского хозяйства в районе;
- о растительном и животном мире;
- о земляках, участниках и тружениках тыла Великой Отечественной войны.
Должны уметь и овладеть:
- основами исследовательской работы;
- навыками работы на персональном компьютере;
- бережно обращаться с музейными экспонатами;
- навыками интервьюирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект "Саратов - мой родной город"
Краткое содержание проекта Тема проекта "Саратов - мой город" очень актуальна на сегодняшний день. Говорят, что у народа, не помнящего своей истории, нет буд...
Творческий проект "Мой край родной"
Разработка творческого проекта по вышевке "крестом", выполненные ученицами 7-ого класса....
Социальный проект «В городе родном хорошо живем!».
В 2011 г наш город отмечал юбилей по поводу 350-летия, поэтому в рамках детско – родительского клуба «Родничок» мы разработали и внедрили социальный проект «В городе родном хорошо живем!». Знакомство ...
Проект "Дорога к родному языку"
социальный проект...
Телекоммуникационный проект «Мой край родной»
Телекоммуникационный проект посвящен 100-летию начала Первой мировой войны. Поэтому все задания связаны с этой датой....
Программа экспериментальной работы "Разработка экологического проекта по изучению родного края"
Данная программа направлена на формирование творческой личности, способной через проектно-исследовательскую деятельность, изучать и познавать природу родного края...
Исследовательский проект "Сохраним историю родного поселения"
На занятиях по внеучебной деятельности ученики 5 класса работали над проектом "Сохраним историю родного поселения". Защита проекта проходила на День открытых дверей школы. В настоящее время краеведени...