Проект "Тропинками родного края"
проект по краеведению
Проект раскрывает совместную работу учителя и учеников по изучению родного края, сбору краеведческого материала.
Цель проекта: составление сборника творческих работ на основе исследований краеведческого материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tropinkami_rodnogo_kraya.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Краснослободского муниципального района Республики Мордовия
«Сивинская основная общеобразовательная школа»
Педагогический проект
«Тропинками родного края»
Автор проекта: Потехина Лариса Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Введение
Я знаю, с сотворения земли,
Наверно, не бывает по- другому,
Куда бы нас мечты не завели,
Дорога приведет к родному дому.
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком языке бы не говорили, Россия – наша общая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место несравнимо ни с чем другим. Это наш порог жизни - Малая Родина.
Наша «малая» Родина – село Сивинь Краснослободского района Республики Мордовия. Важно воспитать в детях любовь к родному краю, его истории. Поэтому большое место в своей работе я отвожу краеведению и занимаюсь им в течение нескольких лет. Считаю, что краеведение - это не что иное, как важное средство связи школы с жизнью.
В толковом словаре В.И.Даля читаем: «Краеведение - это совокупность знаний (исторических, географических) об отдельных местностях или в целом страны. Это всестороннее изучение своей местности – природы, хозяйства, истории, быта людей). «Краеведение – это, прежде всего краелюбие»,- сказал профессор С.О.Шмидт. Ведь без комплексного, всестороннего изучения родного края (чем занимается краеведение) невозможно формирование человека культуры.
В.А. Сухомлинский писал: «Родина без нас обойтись может, мы же без нее – ничто». Мне хочется, чтобы мои ученики понимали и чувствовали эту великую истину, чтобы выросли настоящими патриотами своей Родины, любящими свой родной край, людей, природные богатства. На это и направлен проект «Тропинками родного края».
Кроме того, этот проект - путь самореализации учащегося и учителя, возможность сотрудничества на равных, когда вместо традиционного «учитель-ученик» рождается «исследователь-исследователь».
Актуальность проекта:
Краеведение — это, на мой взгляд, историческая память. Это память ныне живущих людей старшего поколения о тех, кто ушел, оставив след в истории своей малой Родины. Их жизнь- это исторические примеры из фактов, описанных в учебнике. Важно сохранить эту память для потомков.
Поспеши сохранить историю,
И гордись, что среди лесов,
Есть деревня- «малая" Родина,
Твое детство, твой мир, твой кров.
Встречаясь со старожилами села, работая в музеях, мы собираем краеведческий материал об истории «малой» Родины, о традициях, достопримечательностях, природе, земляках. Это дает возможность каждому ребенку сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, т. е. почувствовать себя причастным к творению истории.
Цель проекта: составить сборник творческих работ учащихся на основе исследований краеведческого материала.
Задачи: развивать познавательную активность, творческие способности, исследовательские навыки, самостоятельность учащихся;
- воспитывать уважение к культуре и истории родного края:
- сбор краеведческого материала, его анализ;
- написание творческих работ на основе исследований краеведческого материала.
Проектный продукт: сборник творческих работ учащихся на основе исследований краеведческого материала.
Тип проекта: творческо – исследовательский
Участники проекта: учащиеся 5- 9 классов, учитель
Сроки реализации проекта: 2014- 2019 г (долгосрочный)
Основные этапы реализации проекта
1 этап - подготовительный. Определение целей и задач.
2 этап – организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы.
Привлечение учащихся к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с учащимися, изучение литературы по теме проекта.
3 этап – практическая деятельность:
- Встречи с жителями села, экскурсии;
- Творческие работы (сочинения, сказки, экскурсии, интервью), исследовательские работы;
- Работа с материалами школьного краеведческого музея;
- Сотрудничество с районными и республиканскими краеведческими музеями;
- Выступления с сообщениями, творческими отчетами;
- Участие в конкурсах, конференциях.
4 этап – итоговый
1. Анализ полученных результатов и обобщение опыта.
2. Использование собранного материала в учебном процессе, внеурочной деятельности.
3. Оценка проектной и исследовательской деятельности.
4. Издание материалов проектной деятельности – сборника творческих работ учащихся.
5. Презентация результатов проектной деятельности.
Заключение
Результатом данного проекта должен стать сборник творческих работ учащихся Сивинской школы, написанных на основе исследований краеведческого материала. Он о родном крае, его истории, жизни земляков. Он о тех, кто прошел через огонь Великой Отечественной и Афганской войн, кто прославил родной край и стал частицей ее истории.
Сборник- результат краеведческой работы учителя и учеников. Он и дальше будет пополняться интересным материалом о родном крае. Надеемся, что сборник творческих работ станет основой при создании будущей книги о «малой» Родине.
Материалы сборника можно использовать во внеклассной работе. Он интересен и полезен для учителя, учеников, жителей и гостей села. Сборник творческих работ учащихся «Тропинками родного края» будет передан в школьный краеведческий музей.
Результаты работы в рамках проекта «Тропинками родного края»
Название творческой работы | ФИО ученика | Название конкурса | Результат участия |
Сивинь – родина моя милая | Потехина Елена Васильевна | Республиканский конкурс «Лучший урок письма» | 1 место |
Республиканская научно- практическая конференция по краеведению «Историко- культурное и природное наследие родного края» | Диплом участника | ||
Улицы моего села | Гаврилова Анастасия Николаевна | Республиканский проект «Наши улицы» | публикация в газете «Известия Мордовии», 30.11.2016 г. |
Рассказ старой фотографии | Пшеничникова Анна Васильевна | Республиканский конкурс «Святыни земли мордовской» | призер |
Республиканская научно- практическая конференция по краеведению «Историко- культурное и природное наследие родного края» | Диплом участника | ||
Часовенки- земли моей святыни | Потехина Елена Васильевна | Республиканский конкурс «Святыни земли мордовской» | призер |
Республиканская научно- практическая конференция по краеведению «Историко- культурное и природное наследие родного края» | призер | ||
Березовая аллея - наша история, память, святыня | Дерунов Егор Александрович | Всероссийский конкурс «Памятники природы. От поколения к поколению» | победитель |
Рачитель языка русского ( об ученом- языковеде, уроженце села Сивинь А.Н. Гвоздеве) | Антяскина Алина Николаевна | Республиканский конкурс научно- исследовательских и творческих работ студентов и учащихся общеобразовательных организаций «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово», посвященный Дню славянской письменности и культуры | 1 место |
Солдатские матери (о Львовой М.Н, матери погибших братьев Львовых) | Пшеничникова Анна Васильевна | Районный конкурс творческих работ «А мы с тобой войны не знали» | 1 место |
Братья (о пятерых братьях Львовых, погибших в годы ВОВ) | Потехина Елена Васильевна | Районный конкурс чтецов «Мы помним, мы гордимся» | 1 место |
Войной начинается память (о ветеране войны Филиппове Г.С.) | Филиппова Полина Михайловна | Республиканский конкурс «Лучший урок письма» | 1 место |
Дорога длиною в жизнь (о ветеране труда, труженице тыла Таниной М.И.) | Пряхин Евгений Александрович | Республиканский конкурс творческих работ «Рассказ ветерана» | диплом участника |
Отец- это звучит гордо! (о Калявине А.А., участнике афганской войны) | Калявин Дмитрий Александрович | Районный конкурс «Отец- это звучит гордо!» | победитель |
Герои живут рядом ( о воинах- афганцах, выпускниках Сивинской школы) | Беднов Ярослав Дмитриевич | Районный конкурс «Жизнь Родине, честь никому» | 1 место |
Гордое имя- Учитель (о ветеране педагогического труда Пряхине А.Ф.) | Трифонова Ирина Сергеевна | Республиканский конкурс «Рождественская звезда» | 2 место |
Учитель ! Перед именем твоим… ( о заслуженном учителе РМ Криворотовой М.П.) | Пильщикова Олеся Владимировна | Республиканский конкурс «Лучший урок письма» | 1 место |
Моя дорога к храму | Карандашова Анастасия Геннадьевна | Республиканский конкурс «Святыни земли мордовской» | призер |
Мой храм | Пильщикова Олеся Владимировна | Республиканский историко- патриотический конкурс «Мой храм» | Диплом участника |
Верный страж лесного мира (об уроженце села Сивинь, лесоводе В.В. Пильщикове) | Дерунов Егор Александрович | Районный конкурс «Защитим лес» Номинация: « Лес в моей судьбе» (Рассказ о людях, посвятивших себя лесу) | 1 место |
Есть имена, которые в веках в народной памяти живут | Пшеничникова Анна Васильевна | Историко-патриотический конкурс, посвященный памяти святого праведного воина Федора Ушакова «Наш святой». Номинация: «Эссе» | 2 место |
Подвиг сына- подвиг матери | Антяскина Алина Николаевна | Районный конкурс сочинений, посвященный 100- летию со дня рождения Героя Советского союза М.П. Девятаева | победитель |
Певец земли мордовской (о творчестве Н.Эркая) | Дерунов Егор Александрович | Районный конкурс сочинений. Номинация «Юбилейные даты писателей региона». | 1 место |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока " Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"
Урок знакомит учащихся 6-7 классов с творчеством поэтов Ставропольского края и раскрывает особенности лирических произведений о природе родного края. Урок сопровождается презентацией. К уроку прилагаа...
Презентация к уроку "Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"
Презентация содержит основные сведения о жизни и творчестве писателей Ставропольского края И. В. Кашпурова, Г. С.Фатеева, с. Рыбалко....
урок по истории родного края 10 класс. "По страницам истории родного края"
В уроке использован материал истории 18 века, время правления Петра Великого, его "Каспийский поход" и влияние, оказанное на развитие Астраханской области....
Конкурс знатоков географии родного края "Люблю тебя, мой край родной!"
Разработка внеклассного мероприятия по краеведению....
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...
Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями России, – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою...
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...Д.С. Лихачев Одна из актуальных задач, ...
"Мира не узнаешь, не зная края своего" Игра- путешествие по родному краю
"Мира не узнаешь, не зная края своего" Игра- путешествие по родному краю. Дети знакомятся с историей, традициями, ремеслами, знаменитыми людьми Нижегородской земли и родного края....