конспект урока "Они живут рядом с нами"
план-конспект урока по краеведению (6 класс) на тему

Штаюнда Светлана Николаевна

Урок по предмету Моя Карелия в 6 классе . Построен  ус учетом ФГОС. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. В течение урока обучающиеся работая, с различными источниками информации, создают свои продукты, которые представляют друг другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oni_zhivut_ryadom_s_nami.docx56.4 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Автор урока: Штаюнда Светлана Николаевна.

Должность: Учитель биологии, химии, предмета Моя Карелия.

Образовательное учреждение: МБОУ Панозерская ООШ.

Предмет: Моя Карелия.

Класс: 6

Продолжительность: 45 мин,

Тема урока: Они живут рядом с нами.

Время проведения 2 декабря 2016 года.

Автор учебника: Т.А. Бабакова, С.П. Гриппа, А.Ю. Ильин, Е.С. Калинин, С.М. Лойтер, А.М. Пашков, Н.В. Потахин, Н.В. Ровенко, С.Э. Яловицина. Моя Карелия. 6 класс. Петрозаводс: Фонд творческой инициативы. 2011 – 144с.

Цель: создание условий для усвоение темы растительный и животный мир населенных пунктов Карелии, в том числе поселка Панозеро.

Задачи:

Обучающие:

  • Стимулировать проектную деятельность учащихся;
  • Создать условие для выявления причинно –следственных связей: месторасположением населенного пункта, разнообразием растений, животных, грибов и экологическими проблемами.
  • Способствовать обучению школьников умению  выдвигать гипотезу и обосновывать логику доказательства своего предположения в процессе анализа собранного материала.

Развивающие:

  • Создать условия для развития психологических особенностей учащихся: памяти, мышления, внимания;
  • Создать ситуацию, способствующую развитию познавательной деятельности учащихся, умения обобщать, выделять главное, делать логические выводы.

Воспитательные:

  • Участвовать  в формировании позитивного общения «ученик – учитель», «ученик – ученик»;
  • способствовать экологическому, эстетическому и нравственному воспитанию через любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

  • учащиеся должны знать влияние людей на растительный и животный мир в населенных пунктах Карелии и поселка Панозеро в том числе;
  • учащиеся должны знать  и уметь определять  основные виды растений, животных и  грибов, которые можно встретить на территории   поселка Панозеро;
  • уметь работать с гербариями, коллекциями, картинками, справочной литературой, атласами-определителями,  Интернет-ресурсами.

Оборудование: Коллекции «Насекомые», «Лишайники», «Грибы», гербарии деревьев, кустарников, трав Карелии, атласы-определители, научно-популярная литература,  мультимедийная презентация, компьютеры с подключением к Интернету, фотоальбомы.

Организация работы: работа в парах.

Ход урока:

  1. Демонстрация  слайдов презентации с фотографиями улиц и дворов  поселка Панозеро.  Люди – это часть живой природы, они живут в городах и поселках. Антропогенные факторы – совокупность влияний деятельности человека на окружающую среду.

Проблема: Какое влияние оказывают люди на растительный и животный мир? Коллективная работа в виде «Мозгового штурма».

 Методический прием критического мышления:  «Кластер».

 C:\Users\Владелец\Pictures\Рисунок1.png

  1. Аборигенные виды – виды организмов, живущих в природных экосистемах края.

 Интродуцированные виды – виды организмов, живущих в природных экосистемах других географических областей.

Синантропные виды – виды животных, жизнь которых связана с человеком. Постановка проблемы: Какие живые организмы можно встретить в нашем населенном пункте?

Чтобы ответить на эти вопросы на разобьемся на пары. Первая пара  охарактеризует растения, вторая – мхи, грибы, лишайники, третья – животные.

 Составные компоненты проекта:

  • Формулирование цели  и задач(что и почему надо сделать);
  • Разработка или выбор путей выполнения проекта;
  • Работа над проектом;
  • Оформление результатов;
  • Публичное представление проекта;
  • Обсуждение результатов работы.

Учащиеся разрабатывают маршрут  и выполняют проект.

Для успешной работы обучающиеся используют:

  • Гербарии;
  • Определители растений и животных;
  • Коллекции насекомых, лишайников;
  • Книги:  

А.А. Плешаков. Зеленые страницы.  М.: «Просвещение», 1995 – 224 с.

А.В. Нестеренко. Однолетние и многолетние цветы в Карелии. Петрозаводск «Карелия», 1985

Б.М.Мамаев. Школьный Атлас-определитель насекомых. М.: «Просвещение», 1985

В.Б. Зимин, Э.В. Ивантер. Птицы. . - 3-е изд., испр. и доп. - Петрозаводск : Издательство Петрозаводского государственного университета, 2002.- 288 с.

В.В. Тренин Лесные цветы. Петрозаводск «Карелия», 1988

В.С. Новиков, И.А. Губанов Школьный Атлас-определитель высших растений. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1985

Е.Б. Яковлев, М.П. Лобкова. Насекомые. Петрозаводск «Карелия», 1989

М.А. Козлов, И.М. Олигер Школьный атлас-определитель беспозвоночных. М.: «Просвещение», 1985- 207 с.

Н.П. Кутьков. Путешествие Тимы по родной Карелии. Наш озёрный край. Петрозаводск, BAREA, 2011

Т.А. Бабакова, А.П. Момотова. Юному натуралисту. Петрозаводск «Карелия», 1995

Памятка Юному сборщику даров природы. М.: ЦЕНТРОКООПЛЕКТЕХСЫРЬЕ, 1983

Э.В. Ивантер. А.В. Коросов.  Земноводные и пресмыкающиеся. - 3-е изд., испр. и доп. - Петрозаводск : Издательство Петрозаводского государственного университета, 2002. - 153

Э.В. Ивантер Название: Млекопитающие Карелии Издательство: ПетрГУ Год: 2008

Э.Л. Мельник Природа Карелии: изучаем и сохраняем. Петрозаводск. Из-во КГПИ, 2012 

Интернет-ресурсы:

  1. Работа в парах над проектами.

1 пара:

Древесно-кустарниковые  аборигенные:  березы повислая и пушистая, рябина обыкновенная, черемуха обыкновенная, осина (тополь дрожащий),  ель европейская, сосна обыкновенная. Интродуцированные виды:  клен, акация желтая, дуб, сирень, ирга, арония (рябина черноплодная) 

Травянистая растительность: овсяница луговая, мятлик луговой, пырей ползучий, тимофеевка, одуванчик, подорожник, гусиная лапка, сныть, купырь, , лютик, клевера белый и красный, манжетка, лапчатка, ястребинки, донники белый и желтый, ромашки пахучая, мать-и-мачеха, тысячелистник, герань лесная, нивяник

Декоративные растения: георгины, гладиолусы, нарциссы, маргаритки, космея, бархатцы, гвоздики, астры, лилии, тюльпаны, ирисы, васильки, анютины глазки, календула, снежники, маки, пионы, львиный зев, энотера, табак душистый, мальва, незабудки, ландыши, колокольчики, петунии.

2 пара

 Лишайники: накипные, листоватые и даже кустистые.

Накипные проще всего обнаружить на камнях, они имеют вид пятен разного цвета, их невозможно отделить от субстрата, т. к. они прочно с ним срастаются.

 Листоватые лишайники имеют вид чешуек или лопастных пластинок, довольно легко отделяются от субстрата, чаще всего встречаются на деревьях, а также на почве. Золотянка, пармелия, пельтигера, ксантория.

  Кустистые лишайники действительно напоминают разветвленные кустики, колокольчики, цилиндры, срастающиеся с субстратом только основанием. Уснея, кладония, цетрария

Грибы: шампиньоны, дождевики, грузди черные, сатанинский гриб, навозники, опята, окаймленный трутовик, сморчки, маслята, подберезовики.

Мхи: кукушкин лен, сфагнум.

3 пара.

Животные:

Насекомые: жуки - жужелицы, божьи коровки, листоеды, долгоносики; бабочки - крапивницы, боярышницы, белянки, лимонницы, голубянки, моли, а также осы, шмели, пилильщики, мухи, комары, тли, цикады, кузнечики, растительные клопы, стрекозы, оводы, слепни, пчелы, муравьи.  

Птицы и млекопитающие: синантропные виды – виды, жизнь которых связана с человеком - серая крыса, домовая мышь, сизый голубь, ворона серая, воробей, чайки, свиристели, снегири, синицы, скворцы, трясогузки,  сороки, ласточки, славки, трясогузки, овсянки, кулики, дятлы, вороны.

  1. Закрепление знаний. Соотнесите: определение – понятие.

  1. Антропогенные факторы 

А.– виды организмов, живущих в природных экосистемах края.

  1. Аборигенные виды 

Б. – виды животных, жизнь которых связана с человеком.

  1. Интродуцированные виды

В. – совокупность влияний деятельности человека на окружающую среду.

  1. Синантропные виды

Г. – виды организмов, живущих в природных экосистемах других географических областей.

Литература:

А.А. Плешаков. Зеленые страницы.  М.: «Просвещение», 1995 – 224 с.

А.В. Нестеренко. Однолетние и многолетние цветы в Карелии. Петрозаводск «Карелия», 1985

Б.М.Мамаев. Школьный Атлас-определитель насекомых. М.: «Просвещение», 1985

В.Б. Зимин, Э.В. Ивантер. Птицы. . - 3-е изд., испр. и доп. - Петрозаводск : Издательство Петрозаводского государственного университета, 2002.- 288 с.

В.В. Тренин Лесные цветы. Петрозаводск «Карелия», 1988

В.С. Новиков, И.А. Губанов Школьный Атлас-определитель высших растений. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1985

Е.Б. Яковлев, М.П. Лобкова. Насекомые. Петрозаводск «Карелия», 1989

М.А. Козлов, И.М. Олигер Школьный атлас-определитель беспозвоночных. М.: «Просвещение», 1985- 207 с.

Н.П. Кутьков. Путешествие Тимы по родной Карелии. Наш озёрный край. Петрозаводск, BAREA, 2011  

Т.А. Бабакова, А.П. Момотова. Юному натуралисту. Петрозаводск «Карелия», 1995

 Автор учебника: Т.А. Бабакова, С.П. Гриппа, А.Ю. Ильин, Е.С. Калинин, С.М. Лойтер, А.М. Пашков, Н.В. Потахин, Н.В. Ровенко, С.Э. Яловицина. Моя Карелия. 6 класс. Петрозаводс: Фонд творческой инициативы. 2011 – 144с.  

Памятка Юному сборщику даров природы. М.: ЦЕНТРОКООПЛЕКТЕХСЫРЬЕ, 1983

Э.В. Ивантер. А.В. Коросов.  Земноводные и пресмыкающиеся. - 3-е изд., испр. и доп. - Петрозаводск : Издательство Петрозаводского государственного университета, 2002. - 153

Э.В. Ивантер Название: Млекопитающие Карелии Издательство: ПетрГУ Год: 2008

 Э.Л. Мельник Природа Карелии: изучаем и сохраняем. Петрозаводск. Из-во КГПИ, 2012 

     

Интернет-ресурсы:  

http://kost-kobernik.ru/moja-karelia-6-klass

http://kartravel.ru/zveri.html, https://yandex.ru/images

http://kartravel.ru/book.html

Основные понятия, изучаемые на уроке

Аборигенные, синатропные, интродуцированные виды, антропогенные факторы.

Организационная структура урока

Этап 1. Мотивирование к учебной деятельности.

Цель: заинтересовать учащихся, подвести к теме урока.

Демонстрация презентации «Поселок Панозеро»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Демонстрирует презентацию.

Активизация деятельности: то, что мы будем изучать сегодня на уроке, вы увидите на слайдах

Смотрят презентацию, по слайдам пытаются определить тему  урока, высказывают предположения.

- развитие мотивации к учебной деятельности

Использует прием работы с недостаточностью информации для подведения к определению объекта изучения на уроке.

Подводит к формулировке цели урока, согласно которой, учащимся необходимо будет составить план работы

Отвечают на вопросы учителя. Формулируют цель.

Высказывают мнения: улицы поселка, растения, животных, экологические проблемы.

Формулируют тему: Они живут рядом с нами.

-развитие познавательной мотивации к учебной деятельности, стремления к открытию знаний, приобретению умений;

-формирование способности к самостоятельному построению умозаключений, целеполаганию.

Этап 2. Актуализация знаний

Цель: формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Форма работы: фронтальная

Люди – это часть живой природы, они живут в городах и поселках. Проблема: Какое влияние оказывают  люди на растительный и животный мир ?

Коллективная работа в виде «Мозгового штурма».

Результат: создание  кластера «Антропогенные факторы».

-развитие способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

-развитие умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

-развитие умения формулировать собственное мнение и позицию.

Этап 3. Построение плана урока

Цель: Составление плана действий, распределение ролей и заданий.

Руководит процессом построения плана урока.

Предполагает организацию совместного действия детей как внутри одной группы, так и между группами:  направляет учащихся на совместное выполнение задания.

Распределяются на пары.

Определяют, что в поселениях живут растения, грибы и лишайники, животные.

Каждая пара выбирает тему исследования.

- умение планировать учебную деятельность и прогнозировать ее результат

 - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Этап 4.Реализация плана урока.(осуществление проектной деятельности).

Цель: определение знаний, необходимых для дальнейшего изучения предмета.

Форма работы: работа в парах, выполнение проектно-исследовательской  работы.

Рассказывает, задает вопросы. Объясняет задание для работы в мини-группах.
Предлагает материалы для изучения.
Координирует работу учащихся.

Фиксируются ключевые моменты, на протяжении всей работы на данном этапе. Изучают предоставленный материал, выбирают информацию, согласно зданию, оформляют материал.

-формирование устойчивого интереса и становления смыслообразующей функции познавательного мотива;

-формирование навыка изучающего и поискового чтения;

-формирование умения выделять главное и второстепенное;

-развитие способности преобравзования информации из одной знаковой системы в другую.

Этап 5.Практическое выполнение заданий.

Цель : выделение необходимой информации.

Форма работы: работа в парах.

Объясняет смысл задания, контролирует работу.

Опираясь на собственный опыт, наблюдения, текст учебника находят растения, лишайники, мхи, грибы, животных, которых можно встретить на территории поселка Панозеро. Определяют название лишайников и грибов по определителям.

Работают с гербариями.

Ищут  картинки и фотографии птиц и животных, которых можно встретить в поселке  (Интернет,  книги, школьный фотоархив).

Оформляют результаты своего исследования.

- осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

- использование полученных теоретических знаний на практике,

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

 -развитие способности к аргументированию собственной точки зрения, отстаиванию своей позиции не враждебным для оппонентов образом.

Этап 6.Подведение итогов и закрепление материала в устной форме.

Цель: закрепление и формирование понимания пройденного материала, включение полученного материала в систему знаний.

Представляют результаты своего исследования. Обучающиеся должны рассказать о растениях, животных, грибах и лишайниках, которые можно встретить на территории поселка Панозеро, обязательно включив в свой рассказ новые термины. Свое выступление они могут сопровождать слайдами презентации, демонстрацией гербария, картинок, фотографий, натуральных объектов.

Этап 7.Рефлексия.

Цель: повышение мотивации к учению, формирование склонности к адекватной самооценке. Выполняют задание на соответствие.  

Сегодня я узнал…

Я научился….

Было трудно…

Я смог…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Домашнее задание: завершить работу по оформлению  результатов своего исследования: презентация, коллаж, таблица, плакат и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Герои живут рядом"

Данный материал поможет классным руководителям при проведении  Дня Героев Отечества....

Проект "Рядом с нами живут ветераны"

Данный проект может быть интересен педагогам и обучающимся в дополнительном образовании, в патриотических клубах....

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «Герои живут рядом с нами»

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ "ГЕРОИ ЖИВУТ РЯДОМ" ПОДГОТОВЛЕ СОВМЕСТНО С МОЕЙ КОЛЛЕГОЙ КОЧЕРГОЙ ГАЛИНОЙ НИКОЛАЕВНОЙ. МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАК ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАЗДНИКА 9 МАЯ, ТАК И  НА 9 ДЕКАБР...

литературно-музыкальная композиция "Герои живут рядом"

литературно-музыкальная композиция "Герои живут рядом", подготовлена совместно с коллегой Кочергой Галиной Николаевной...

Герои живут рядом

Многое забывается со времени Великой Отечественной  войны. Память народа священна. Многие музеи, архивы, книги, фильмы, поисковые группы заняты этим благородным делом.В ГБПОУ МО «Социально-Технол...

Проект "Ветераны живут рядом"

В помощь руководителям школьных музеев, классным руководителям....