конспект урока "Они живут рядом с нами"
план-конспект урока по краеведению (6 класс) на тему
Урок по предмету Моя Карелия в 6 классе . Построен ус учетом ФГОС. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. В течение урока обучающиеся работая, с различными источниками информации, создают свои продукты, которые представляют друг другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oni_zhivut_ryadom_s_nami.docx | 56.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Автор урока: Штаюнда Светлана Николаевна.
Должность: Учитель биологии, химии, предмета Моя Карелия.
Образовательное учреждение: МБОУ Панозерская ООШ.
Предмет: Моя Карелия.
Класс: 6
Продолжительность: 45 мин,
Тема урока: Они живут рядом с нами.
Время проведения 2 декабря 2016 года.
Автор учебника: Т.А. Бабакова, С.П. Гриппа, А.Ю. Ильин, Е.С. Калинин, С.М. Лойтер, А.М. Пашков, Н.В. Потахин, Н.В. Ровенко, С.Э. Яловицина. Моя Карелия. 6 класс. Петрозаводс: Фонд творческой инициативы. 2011 – 144с.
Цель: создание условий для усвоение темы растительный и животный мир населенных пунктов Карелии, в том числе поселка Панозеро.
Задачи:
Обучающие:
- Стимулировать проектную деятельность учащихся;
- Создать условие для выявления причинно –следственных связей: месторасположением населенного пункта, разнообразием растений, животных, грибов и экологическими проблемами.
- Способствовать обучению школьников умению выдвигать гипотезу и обосновывать логику доказательства своего предположения в процессе анализа собранного материала.
Развивающие:
- Создать условия для развития психологических особенностей учащихся: памяти, мышления, внимания;
- Создать ситуацию, способствующую развитию познавательной деятельности учащихся, умения обобщать, выделять главное, делать логические выводы.
Воспитательные:
- Участвовать в формировании позитивного общения «ученик – учитель», «ученик – ученик»;
- способствовать экологическому, эстетическому и нравственному воспитанию через любовь и бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
- учащиеся должны знать влияние людей на растительный и животный мир в населенных пунктах Карелии и поселка Панозеро в том числе;
- учащиеся должны знать и уметь определять основные виды растений, животных и грибов, которые можно встретить на территории поселка Панозеро;
- уметь работать с гербариями, коллекциями, картинками, справочной литературой, атласами-определителями, Интернет-ресурсами.
Оборудование: Коллекции «Насекомые», «Лишайники», «Грибы», гербарии деревьев, кустарников, трав Карелии, атласы-определители, научно-популярная литература, мультимедийная презентация, компьютеры с подключением к Интернету, фотоальбомы.
Организация работы: работа в парах.
Ход урока:
- Демонстрация слайдов презентации с фотографиями улиц и дворов поселка Панозеро. Люди – это часть живой природы, они живут в городах и поселках. Антропогенные факторы – совокупность влияний деятельности человека на окружающую среду.
Проблема: Какое влияние оказывают люди на растительный и животный мир? Коллективная работа в виде «Мозгового штурма».
Методический прием критического мышления: «Кластер».
- Аборигенные виды – виды организмов, живущих в природных экосистемах края.
Интродуцированные виды – виды организмов, живущих в природных экосистемах других географических областей.
Синантропные виды – виды животных, жизнь которых связана с человеком. Постановка проблемы: Какие живые организмы можно встретить в нашем населенном пункте?
Чтобы ответить на эти вопросы на разобьемся на пары. Первая пара охарактеризует растения, вторая – мхи, грибы, лишайники, третья – животные.
Составные компоненты проекта:
- Формулирование цели и задач(что и почему надо сделать);
- Разработка или выбор путей выполнения проекта;
- Работа над проектом;
- Оформление результатов;
- Публичное представление проекта;
- Обсуждение результатов работы.
Учащиеся разрабатывают маршрут и выполняют проект.
Для успешной работы обучающиеся используют:
- Гербарии;
- Определители растений и животных;
- Коллекции насекомых, лишайников;
- Книги:
А.А. Плешаков. Зеленые страницы. М.: «Просвещение», 1995 – 224 с.
А.В. Нестеренко. Однолетние и многолетние цветы в Карелии. Петрозаводск «Карелия», 1985
Б.М.Мамаев. Школьный Атлас-определитель насекомых. М.: «Просвещение», 1985
В.Б. Зимин, Э.В. Ивантер. Птицы. . - 3-е изд., испр. и доп. - Петрозаводск : Издательство Петрозаводского государственного университета, 2002.- 288 с.
В.В. Тренин Лесные цветы. Петрозаводск «Карелия», 1988
В.С. Новиков, И.А. Губанов Школьный Атлас-определитель высших растений. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1985
Е.Б. Яковлев, М.П. Лобкова. Насекомые. Петрозаводск «Карелия», 1989
М.А. Козлов, И.М. Олигер Школьный атлас-определитель беспозвоночных. М.: «Просвещение», 1985- 207 с.
Н.П. Кутьков. Путешествие Тимы по родной Карелии. Наш озёрный край. Петрозаводск, BAREA, 2011
Т.А. Бабакова, А.П. Момотова. Юному натуралисту. Петрозаводск «Карелия», 1995
Памятка Юному сборщику даров природы. М.: ЦЕНТРОКООПЛЕКТЕХСЫРЬЕ, 1983
Э.В. Ивантер. А.В. Коросов. Земноводные и пресмыкающиеся. - 3-е изд., испр. и доп. - Петрозаводск : Издательство Петрозаводского государственного университета, 2002. - 153
Э.В. Ивантер Название: Млекопитающие Карелии Издательство: ПетрГУ Год: 2008
Э.Л. Мельник Природа Карелии: изучаем и сохраняем. Петрозаводск. Из-во КГПИ, 2012
Интернет-ресурсы:
- Работа в парах над проектами.
1 пара:
Древесно-кустарниковые аборигенные: березы повислая и пушистая, рябина обыкновенная, черемуха обыкновенная, осина (тополь дрожащий), ель европейская, сосна обыкновенная. Интродуцированные виды: клен, акация желтая, дуб, сирень, ирга, арония (рябина черноплодная)
Травянистая растительность: овсяница луговая, мятлик луговой, пырей ползучий, тимофеевка, одуванчик, подорожник, гусиная лапка, сныть, купырь, , лютик, клевера белый и красный, манжетка, лапчатка, ястребинки, донники белый и желтый, ромашки пахучая, мать-и-мачеха, тысячелистник, герань лесная, нивяник
Декоративные растения: георгины, гладиолусы, нарциссы, маргаритки, космея, бархатцы, гвоздики, астры, лилии, тюльпаны, ирисы, васильки, анютины глазки, календула, снежники, маки, пионы, львиный зев, энотера, табак душистый, мальва, незабудки, ландыши, колокольчики, петунии.
2 пара
Лишайники: накипные, листоватые и даже кустистые.
Накипные проще всего обнаружить на камнях, они имеют вид пятен разного цвета, их невозможно отделить от субстрата, т. к. они прочно с ним срастаются.
Листоватые лишайники имеют вид чешуек или лопастных пластинок, довольно легко отделяются от субстрата, чаще всего встречаются на деревьях, а также на почве. Золотянка, пармелия, пельтигера, ксантория.
Кустистые лишайники действительно напоминают разветвленные кустики, колокольчики, цилиндры, срастающиеся с субстратом только основанием. Уснея, кладония, цетрария
Грибы: шампиньоны, дождевики, грузди черные, сатанинский гриб, навозники, опята, окаймленный трутовик, сморчки, маслята, подберезовики.
Мхи: кукушкин лен, сфагнум.
3 пара.
Животные:
Насекомые: жуки - жужелицы, божьи коровки, листоеды, долгоносики; бабочки - крапивницы, боярышницы, белянки, лимонницы, голубянки, моли, а также осы, шмели, пилильщики, мухи, комары, тли, цикады, кузнечики, растительные клопы, стрекозы, оводы, слепни, пчелы, муравьи.
Птицы и млекопитающие: синантропные виды – виды, жизнь которых связана с человеком - серая крыса, домовая мышь, сизый голубь, ворона серая, воробей, чайки, свиристели, снегири, синицы, скворцы, трясогузки, сороки, ласточки, славки, трясогузки, овсянки, кулики, дятлы, вороны.
- Закрепление знаний. Соотнесите: определение – понятие.
| А.– виды организмов, живущих в природных экосистемах края. |
| Б. – виды животных, жизнь которых связана с человеком. |
| В. – совокупность влияний деятельности человека на окружающую среду. |
| Г. – виды организмов, живущих в природных экосистемах других географических областей. |
Литература:
А.А. Плешаков. Зеленые страницы. М.: «Просвещение», 1995 – 224 с.
А.В. Нестеренко. Однолетние и многолетние цветы в Карелии. Петрозаводск «Карелия», 1985
Б.М.Мамаев. Школьный Атлас-определитель насекомых. М.: «Просвещение», 1985
В.Б. Зимин, Э.В. Ивантер. Птицы. . - 3-е изд., испр. и доп. - Петрозаводск : Издательство Петрозаводского государственного университета, 2002.- 288 с.
В.В. Тренин Лесные цветы. Петрозаводск «Карелия», 1988
В.С. Новиков, И.А. Губанов Школьный Атлас-определитель высших растений. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1985
Е.Б. Яковлев, М.П. Лобкова. Насекомые. Петрозаводск «Карелия», 1989
М.А. Козлов, И.М. Олигер Школьный атлас-определитель беспозвоночных. М.: «Просвещение», 1985- 207 с.
Н.П. Кутьков. Путешествие Тимы по родной Карелии. Наш озёрный край. Петрозаводск, BAREA, 2011
Т.А. Бабакова, А.П. Момотова. Юному натуралисту. Петрозаводск «Карелия», 1995
Автор учебника: Т.А. Бабакова, С.П. Гриппа, А.Ю. Ильин, Е.С. Калинин, С.М. Лойтер, А.М. Пашков, Н.В. Потахин, Н.В. Ровенко, С.Э. Яловицина. Моя Карелия. 6 класс. Петрозаводс: Фонд творческой инициативы. 2011 – 144с.
Памятка Юному сборщику даров природы. М.: ЦЕНТРОКООПЛЕКТЕХСЫРЬЕ, 1983
Э.В. Ивантер. А.В. Коросов. Земноводные и пресмыкающиеся. - 3-е изд., испр. и доп. - Петрозаводск : Издательство Петрозаводского государственного университета, 2002. - 153
Э.В. Ивантер Название: Млекопитающие Карелии Издательство: ПетрГУ Год: 2008
Э.Л. Мельник Природа Карелии: изучаем и сохраняем. Петрозаводск. Из-во КГПИ, 2012
Интернет-ресурсы:
http://kost-kobernik.ru/moja-karelia-6-klass
http://kartravel.ru/zveri.html, https://yandex.ru/images
Основные понятия, изучаемые на уроке | Аборигенные, синатропные, интродуцированные виды, антропогенные факторы. | ||||
Организационная структура урока | |||||
Этап 1. Мотивирование к учебной деятельности. Цель: заинтересовать учащихся, подвести к теме урока. | |||||
Демонстрация презентации «Поселок Панозеро» | |||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |||
Демонстрирует презентацию. Активизация деятельности: то, что мы будем изучать сегодня на уроке, вы увидите на слайдах | Смотрят презентацию, по слайдам пытаются определить тему урока, высказывают предположения. | - развитие мотивации к учебной деятельности | |||
Использует прием работы с недостаточностью информации для подведения к определению объекта изучения на уроке. Подводит к формулировке цели урока, согласно которой, учащимся необходимо будет составить план работы | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют цель. Высказывают мнения: улицы поселка, растения, животных, экологические проблемы. Формулируют тему: Они живут рядом с нами. | -развитие познавательной мотивации к учебной деятельности, стремления к открытию знаний, приобретению умений; -формирование способности к самостоятельному построению умозаключений, целеполаганию. | |||
Этап 2. Актуализация знаний Цель: формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Форма работы: фронтальная | |||||
Люди – это часть живой природы, они живут в городах и поселках. Проблема: Какое влияние оказывают люди на растительный и животный мир ? | Коллективная работа в виде «Мозгового штурма». Результат: создание кластера «Антропогенные факторы». | -развитие способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач; -развитие умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; -развитие умения формулировать собственное мнение и позицию. | |||
Этап 3. Построение плана урока Цель: Составление плана действий, распределение ролей и заданий. | |||||
Руководит процессом построения плана урока. Предполагает организацию совместного действия детей как внутри одной группы, так и между группами: направляет учащихся на совместное выполнение задания. | Распределяются на пары. Определяют, что в поселениях живут растения, грибы и лишайники, животные. Каждая пара выбирает тему исследования. | - умение планировать учебную деятельность и прогнозировать ее результат - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. | |||
Этап 4.Реализация плана урока.(осуществление проектной деятельности). | |||||
Цель: определение знаний, необходимых для дальнейшего изучения предмета. Форма работы: работа в парах, выполнение проектно-исследовательской работы. | |||||
Рассказывает, задает вопросы. Объясняет задание для работы в мини-группах. | Фиксируются ключевые моменты, на протяжении всей работы на данном этапе. Изучают предоставленный материал, выбирают информацию, согласно зданию, оформляют материал. | -формирование устойчивого интереса и становления смыслообразующей функции познавательного мотива; -формирование навыка изучающего и поискового чтения; -формирование умения выделять главное и второстепенное; -развитие способности преобравзования информации из одной знаковой системы в другую. | |||
Этап 5.Практическое выполнение заданий. Цель : выделение необходимой информации. Форма работы: работа в парах. | |||||
Объясняет смысл задания, контролирует работу. | Опираясь на собственный опыт, наблюдения, текст учебника находят растения, лишайники, мхи, грибы, животных, которых можно встретить на территории поселка Панозеро. Определяют название лишайников и грибов по определителям. Работают с гербариями. Ищут картинки и фотографии птиц и животных, которых можно встретить в поселке (Интернет, книги, школьный фотоархив). Оформляют результаты своего исследования. | - осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач - использование полученных теоретических знаний на практике, - применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств -развитие способности к аргументированию собственной точки зрения, отстаиванию своей позиции не враждебным для оппонентов образом. | |||
Этап 6.Подведение итогов и закрепление материала в устной форме. Цель: закрепление и формирование понимания пройденного материала, включение полученного материала в систему знаний. Представляют результаты своего исследования. Обучающиеся должны рассказать о растениях, животных, грибах и лишайниках, которые можно встретить на территории поселка Панозеро, обязательно включив в свой рассказ новые термины. Свое выступление они могут сопровождать слайдами презентации, демонстрацией гербария, картинок, фотографий, натуральных объектов. Этап 7.Рефлексия. Цель: повышение мотивации к учению, формирование склонности к адекватной самооценке. Выполняют задание на соответствие. Сегодня я узнал… Я научился…. Было трудно… Я смог… Меня удивило… Мне захотелось… Домашнее задание: завершить работу по оформлению результатов своего исследования: презентация, коллаж, таблица, плакат и т.д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Герои живут рядом"
Данный материал поможет классным руководителям при проведении Дня Героев Отечества....
Проект "Рядом с нами живут ветераны"
Данный проект может быть интересен педагогам и обучающимся в дополнительном образовании, в патриотических клубах....
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «Герои живут рядом с нами»
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ "ГЕРОИ ЖИВУТ РЯДОМ" ПОДГОТОВЛЕ СОВМЕСТНО С МОЕЙ КОЛЛЕГОЙ КОЧЕРГОЙ ГАЛИНОЙ НИКОЛАЕВНОЙ. МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАК ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАЗДНИКА 9 МАЯ, ТАК И НА 9 ДЕКАБР...
литературно-музыкальная композиция "Герои живут рядом"
литературно-музыкальная композиция "Герои живут рядом", подготовлена совместно с коллегой Кочергой Галиной Николаевной...
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «Герои живут рядом с нами»
сценарий праздника, посвященного 9 мая...
Герои живут рядом
Многое забывается со времени Великой Отечественной войны. Память народа священна. Многие музеи, архивы, книги, фильмы, поисковые группы заняты этим благородным делом.В ГБПОУ МО «Социально-Технол...
Проект "Ветераны живут рядом"
В помощь руководителям школьных музеев, классным руководителям....