Конспект НОД по краеведению
план-конспект по краеведению на тему

Цели:

1.Познакомить с разнообразием природных богатств нашего края;

2. Расширить и уточнить представление детей о лекарственных растениях, их значение в жизни человека и животных;

3. Развивать познавательный интерес к природе и её богатствам;

4. Воспитывать гуманное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_prirodnye_bogatstva.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

   

   

  Конспект  занятия «Природные богатства родного края»

Цели:

1.Познакомить с разнообразием природных богатств нашего края;

2. Расширить и уточнить представление детей о лекарственных растениях, их значение в жизни человека и животных;

3. Развивать познавательный интерес к природе и её богатствам;

4. Воспитывать гуманное отношение к природе.

                                                        Ход:

1. Орг. момент

(Игра на общение)

Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся — 
Утро доброе начнётся.

(Поздороваться с гостями)

2. Вступительная беседа о Родине.

 В. – Ребята, как называется страна, где мы с вами живем? Значит, мы с вами - россияне. А как называется наш город? Как он назывался раньше? Почему?

В какой области находится наш город? (в НСО)  (слайд №2) Страна наша очень большая, а мы с вами живем в Сибири. Значит, мы - сибиряки.  Куйбышевский район - это часть нашей большой Сибири.  (слайд №3)   

Послушайте стихотворение о Сибири (читает ребенок):

Мы живем в Сибири, в очень красивом крае.

Край у нас богатый, даже дети знают,                                  

Что Сибирь в России щедрой называют.

Щедрой на богатства, что дает природа,

На добро и чуткость нашего народа.

В. – Сибирь - край богатый. А что такое богатство? А что такое клад? Есть ли богатство в нашем Сибирском крае? (ответы детей)

В. - В недрах земли нашего края имеются запасы полезных ископаемых: золота (слайд № 4), из которого делают украшения (кольца, сережки), железа  (слайд № 5), из которого изготавливают машины, станки, трубы и многое другое,  газа (слайд № 6), который по трубам поступает в дома и дает тепло. На территории нашей области так же добывают песок, глину, щебень, каменный уголь, торф, мрамор и др. (слайд №7)

В.- Природной кладовой является вода в реках и озерах, рыба, которая там водится, а так же чистый воздух. (слайд №8)

3.Основная часть 

В.- Но есть еще одно богатство Сибири. Какое? Вы сейчас догадаетесь, если прослушаете внимательно загадку:

"Дом со всех сторон открыт,

 Он резною крышей крыт,

 Заходи в зеленый дом,

 Чудеса увидишь в нем." (Лес)

В. – О чем мы сегодня будем с вами говорить? Что такое лес? (слайд №9)

Лес – самое главное богатство нашего края. А что и кого можно увидеть в лесу?  (ответы детей?)

В.- Да, растения, грибы, ягоды, деревья, травы, птицы, животные, насекомые – это все богатство нашего сибирского леса, его природная кладовая. Давайте отправимся искать клад в нашем сибирском лесу. На чем поедем? А может быть мы  пойдем пешком? Что возьмем с собой? (корзинку)

Вспомним правила поведения в лесу.( играет музыка)

Физкультминутка. 

Мы с вами входим в лес. Сколько здесь вокруг чудес! 
(посмотрели вправо, влево) 
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. 
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу. 
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят. 
Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили назад. 

Станция «Деревья» ( мяч, изделия из дерева)

Игра с мячом «Назови дерево». (слайд №10)

В. – Какое дерево является символом России? Символом нашего города? (ответы детей) Да, символом России является белоствольная береза. (слайд №10) Береза – любимое дерево нашего народа. Оно красиво в любое время года, о березе сложено много стихов и песен.

 Послушайте стихотворение о березе (читает ребенок):

Люблю берёзку русскую,

 То светлую, то грустную,

 В белёном сарафанчике,

 С платочками в карманчиках,            

 С красивыми застёжками,

 С зелёными серёжками.

 Люблю ее нарядную,

 Родную, ненаглядную,

 То ясную, кипучую,

 То грустную, плакучую.

В.-  А что можно  изготовить из дерева? (ответы детей) (слайд №12, 13)

В.- Посмотрите, все эти изделия сделаны из дерева  (выставка)

Давайте  возьмем с собой на память что-нибудь в корзинку?

Идем дальше (музыка)

Станция «Лекарственные травы» (йод, бинт, таблетки и лекарства от кашля, от горла, лекарственные травы в коробочках, шампунь)

В. - Мы подошли с вами к следующей станции, название которой вы мне скажите сами чуть позже. А сначала я расскажу вам такую историю…

«Давно – давно, в старые времена. Люди заметили, когда животные заболевали они куда-то уходили. И люди решили проследить за животными. Оказалось, что они уходили в лес и кушали там траву, цветы. И постепенно выздоравливали. Задумались люди, и вскоре поняли, что это необыкновенные травы и цветы, а особенные, они помогают при болезнях».

- Вы поняли, о каких травах эта история? Как, одним словом можно назвать эти травы. (Ответы детей).

В. – Верно, это лекарственные травы. (слайд №14)

Загадка №1

Каждый лист мой любит тропки,

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (Подорожник)      (слайд №15)

- У подорожника упругие, с прочными прожилками листья, стебелёк с соцветием – колосок. О лекарственных свойствах расскажет ….

Эту травку вдоль дорожек

Каждый летом видеть мог.

Ну не может подорожник

Обходиться без дорог.

От ушибов и порезов                                

Лучше свойства не найти,

Привяжи его листочки-

Перестанет кровь идти.

И ещё одна подсказка –

Если пчёлка нападёт,

Сделай из листа повязку,

Сразу боль тогда пройдёт.

В - Прежде, чем прикладывать листок подорожника его нужно очистить от пыли, слегка поцарапать листик, чтобы выделился сок, и приложить к ране.

 

Загадка № 2

Смотрит солнышко – росток.

Не травинка, не листок:

Появился самый первый.

Желтый маленький цветок. (Мать - и - мачеха)

В: - Эти цветы первыми появляются весной, Нижняя сторона листа мягкая, тёплая, покрыта волосками. Верхняя сторона листа гладкая, холодная. Для чего нужны эти цветы, расскажет….

Перемерил много луж ты,

Сразу кашель одолел.

Надо было маму слушать,                      

Вот тогда б не заболел.

Так бери скорее мать – и – мачехи листок    

Воду чтоб погорячее,

Можно даже кипяток.

И настой тебе поможет,

Снимет боль в груди и резь.

Кашлять вскоре перестанешь,

Больше в лужи ты не лезь.

В: - Листья мать – и – мачехи, заваривают кипятком и пьют как чай от кашля.

Загадка № 3

- Стоит в поле кудряшка – белая рубашка,

Сердечко золотое, что это такое? (Ромашка) 

В: - Все мы знаем этот прекрасный цветок и часто его встречаем на полянках и лугах. О его лечебном свойстве расскажет …

Простудился, голос сиплый.

Болит горло и першит.

Не беда!                                            

Что бы горло ни першило

Ты ромашку завари

И отваром этим горло полощи.

В: - И ещё один секрет. Если отваром ромашки полоскать волосы, то они становятся мягкими и пушистыми.

Все лекарственные травы собирают летом в июле месяце. В наше время любую лекарственную траву можно купить в аптеке. Лекарственных трав очень много, но нужно знать, какую траву и от каких болезней можно принимать, чтобы не навредить себе.

Много трав полезных всюду

Мы встречам там и тут                              

Ты дружи со всеми с ними.

И ещё запомни крепко.

Зря чудесные растенья

Не срывай и не губи!

(Выбегает зайчик, прихрамывает и кашляет)

В.- Ой, кто это к нам идет? Что с тобой случилось?

Заяц: - Сначала я речку перебегал, а вода  холодная была. А потом я быстро побежал, чтобы согреться, споткнулся о корни дерева и разбил коленку. Помогите, ребята, мне вылечиться от кашля и полечите мою больную лапку.

В.- Ребята, как нам помочь зайцу? (Дети дают зайцу нужные лекарственные травы и говорят, как их применить)

Заяц: - Спасибо, ребята!

В.- Ну что, отправляемся дальше. (звучит музыка)

Станция «Ягодная» (графин с водой, стаканчики по количеству детей, пустая баночка,  ваза с ягодой, варенье, замороженная ягода)

Игра «Отгадай ягоду по вкусу» (дети по очереди  попробуют ягоду)

В.- Что это за ягоды? (ответы) А какие среди них лесные? (слайд №16)

А что можно приготовить из ягод? (варенье, компот, сок, повидло, джем)

В.- Верно, а мы приготовим морс из ягодного сиропа.

Опыт: налить в баночку воды и добавить сироп, размешать, разлить по стаканчикам и попробовать (назвать из какой ягоды получился морс)

Дыхательная гимнастика 

Лесные ягоды очень вкусно пахнут. Давайте понюхаем их.

Полюбуйтесь красотой леса. Какой чистый воздух! Наберите полные легкие воздуха и превратитесь в пчелок, которые собирают нектар с ароматных ягод

(на выдохе произносят «з-з-з»). Лесные ягоды очень любят ежики. Представим себя маленькими ежиками (приседают и обхватывают колени руками, на выдохе коротко «ф-ф-ф»)

Идем дальше, что возьмем с собой? (звучит музыка)

Станция «Грибная» (разрезная картинка, карточки «Съедобные и несъедобные грибы»)

В. - Мы с вами прибыли еще на одну станцию. На ней растут разные грибы. (слайд №17)

Игра «Собери картинку» (разрезная картинка с изображением гриба)

В. – Что это за гриб? Он съедобный или несъедобный? А давайте соберем в нашу корзинку только съедобные грибы. Почему не взяли вот эти? (мухомор и поганка – ядовитые).

А как нужно собирать грибы? Когда принесешь грибы домой, что нужно с ними сделать? Что можно приготовить из грибов? (ответы)

Выбегает Заяц (несет маленькую корзинку с печеньем «грибочки»)

З.- Ура, ребята! Я вылечился. Мне помогли лекарственные травы, которые вы мне дали. А я вам принес за это подарок – грибочки, самые настоящие, съедобные. ( дети благодарят)

В. - Ребята, давайте возьмем с собой в корзинку подарок от зайчика.

З.- Я очень люблю грибы, а особенно подберезовики. А вы знаете, под какими деревьями они растут? (под березой).

В.- Ребята, давайте сделаем панно с изображением березок и подарим его нашим гостям.

З. – До свидания, ребята! Приходите почаще ко мне в гости.

4.Заключительная часть

(Дети в парах делают панно из пластилина)

Выставка работ

В.- Ребята, вам понравилось наше путешествие? Так какие же богатства природы вы встретили в сибирском лесу? (слайд №18)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по краеведению на тему "Культура и быт родного края в XVIII веке"

План - конспект урока составлен на тему "Культура и быт родного края в XVIIIвеке". Этот план поможет учителям, которые преподают краевдение по истории Самарского  края....

Конспект урока по краеведению

Тема урока: «Характеристика каждой группы полезных ископаемых. Практическая работа «Составление и описание коллекции полезных ископаемых»....

Конспект урока по краеведению: "Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств"

Разработка онспекта урока по краеведению: "Воронежский край в составе древнерусского государства и феодальных княжеств" для учащихся 8 - го класа....

Конспект урока по краеведению на тему: "Куряне – выдающиеся деятели науки".

Конспект урока по  истории курского края и г. Курска для учащихся 7-ых классов коррекционной школы VIII вида. Урок посвящен выдающимся деятелям науки Ф. А. Семёнову, А. Г. Уфимцеву, родившимся на...

конспект урока литературного краеведения "Жизнь и творчество Даля. Животные"

конспект урока содержит биографические данные Даля, план урока по изучению его творчества, а также сказки Даля о животных....

План – конспект занятия объединения «Краеведение. Истоки»

Показано применение информационно - коммуникационных технологий...