Исследовательская работа "История одного храма. Никитская церковь"
творческая работа учащихся по краеведению на тему
Исследовательская работа на тему " Никитская церковь" была выполнена группой учащихся для участия в конкурсе "История одного храма"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nikitskaya_tserkov.doc | 320 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МЦЕНСКА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
ИСТОРИЯ
ОДНОГО ХРАМА
НИКИТСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Выполнили исследовательскую работу:
Амелин Дмитрий
Барабанова Анастасия
Васина София
Харламов Дмитрий
Руководитель:
учитель истории и обществознания
Шеботинова Ю.Г.
2016 год
Над широкой рекой,
Пояском-мостом перетянутой,
Городок стоит небольшой,
Летописцем не раз помянутый.
Знаю, в этом городке -
Человечья жизнь настоящая,
Словно лодочка на реке,
К цели ведомой уходящая.
Полосатые столбы
У гаупвахты, где солдатики
Под пронзительный вой трубы
Маршируют, совсем лунатики.
На базаре всякий люд,
Мужики, цыгане, прохожие, -
Покупают и продают,
Проповедуют Слово Божие…
В крепко-сложенных домах
Ждут хозяйки белые, скромные,
В самаркандских цветных платках,
А глаза всё такие темные.
Губернаторский дворец
Пышет светом в часы вечерние,
Предводителев жеребец -
Удивление всей губернии.
А весной идут, таясь,
На кладбище девушки с милыми,
Шепчут, ластясь: "Мой яхонт-князь!"
И целуются над могилами.
Крест над церковью взнесен,
Символ власти ясной, Отеческой,
И гудит малиновый звон
Речью мудрою, человеческой.
Николай Гумилев
1916г.
1
1. Введение.
В современном Мценске живут люди разных взглядов: православные, протестанты, мусульмане, неверующие… Но, наверное, трудно найти человека, который был бы равнодушен к истории своего города, основными хранителями которого и являются православные храмы. Ведь это не только культовые сооружения. Испокон веков считалось, что самое лучшее следует отдавать Богу. И русские люди, следуя этому правилу, воплощали все свои способности в храмовом искусстве, в иконописи, в церковном пении. Поэтому православный храм как бы концентрирует в себе лучшее, что было присуще нашему народу.
Мало кто знает, что в 1970 году Мценск постановлением Госстроя РСФСР и коллегии Министерства культуры РСФСР включен в число особо ценных исторических городов – памятников. До наших дней старая часть города в основном сохранила свой архитектурно-планировочный облик. Жители и гости нашего города и сегодня восторгаются старинными постройками, среди которых купеческие особняки, административные и культовые здания.
Однако если большинство старинных построек сохранили свой облик лишь внешне, то выжившие православные храмы до сих пор хранят как внешнее, так и внутреннее убранство. Некоторые из этих старейших свидетелей нашей истории сейчас возрождаются, шаг за шагом принимают свой первозданный вид. И именно они определяют архитектурный облик нашего города.
Именно об одном таком храме мы и хотим вам рассказать.
Современный вид храма
2. Паспорт храма.
Название | Церковь Воздвижения Честного Креста Господня в Мценске | |
Обиходные названия | Крестовоздвиженская церковь; Воздвиженская церковь; Никитская церковь | |
Тип постройки | церковь | |
Дата постройки последнего здания | 1810-1818 | |
Архитектор | Мельников А.И. | |
Историческое исповедание | Православная | |
Современная принадлежность | РПЦ МП | |
Статус | Действующая | |
Адрес на 1917 г. | Орловская губ., г. Мценск, угол ул. Никитская и ул. Староникитская | |
Современный адрес | Орловская обл.г.Мценск ул.К.Маркса д.30 | |
Краткое описание | Кирпичная однокупольная церковь с ярусной колокольней. Тёплые приделы в трапезной Никитский и Мироносицкий. Построена в 1810-1818 на средства местного купца И. Н. Барыкова по проекту арх. А. И. Мельникова. До 1840-х исполняла функции соборной. Закрыта в 1930-х, пострадала во время войны (разрушены своды трапезной), в 1973 обрушился шпиль колокольни. В 1976 были начаты реставрационные работы (до конца не доведены). В 1999 возвращена верующим, медленно восстанавливается. | |
Примечания | Церковь построена на новом месте взамен каменного храма 1757, стоявшего слишком близко к реке. | |
Действующий настоятель | протоиерей Юлий Боронтов |
Многие в нашем городе знают о том, что на начало 1917 года во Мценске с населением 14000 человек было 14 действующих храмов. Среди них был и Крестовоздвиженский храм. История этого храма, как и история всей нашей страны в целом и нашего города в частности, очень интересна. Храм поставлен на углу при пересечении улиц К.Маркса и Пионерской (раннее Б.Никитской и Староникитской) в юго-восточной части города. Крупный объем храма господствует над застройкой правобережья Зуши. Это один из лучших памятников классицизма в Орловской области.
Предположительно Никитский приход существовал уже в XVI веке. Впервые же деревянная Никитская (Мироносицкая) церковь упоминается в переписной книге г.Мценска 1625 г. В 1757 г. вместо обветшавшей деревянной церкви была построена каменная, носящая то же имя, но и она из-за близости реки быстро обветшала.
В начале XIX века на средства купца Ивана Никитича Барыкова на новом месте, выше старого на квартал, началось строительство каменного храма, превосходившего все остальные церкви города и оконченного в 1818 г.
Проект нового храма принадлежал очень известному архитектору того времени Мельникову Абраму Ивановичу. Выпускник Петербургской Академии Художеств, профессор. Проектировал многие общественные, культовые и жилые здания во многих городах Российской империи.
К строительству Никитской церкви во Мценске готовились заранее. Крестьяне пригородных деревень везли на отведенную под застройку площадку молоко, которым гасили известь. В дело она шла лишь спустя два года. Это дорогостоящая, требовавшая больших временных затрат «технология» обеспечивала необычную крепость раствора: таким способом подготовленная известь не уступала цементу.
Новый храм имел три престола: главный – Воздвижения Креста Господня, в теплой трапезной - во имя Св. жен Мироносиц (справа) и Св. великомученика Никиты.
С севера и запада церковь окружала каменная ограда, а с восточной и южной стороны церковный погост примыкал к обывательским строениям. Благодаря богатому внутреннему убранству и значительной вместимости превосходившей старый городской собор, Крестовоздвиженская церковь вплоть до 40-х XIX века, когда был окончен новый собор во имя Св. Николая Чудотворца, выполняла функции соборной. Новый храм стал настоящим произведением искусства. До сих пор можно видеть коринфские колонны, в верхних частях которых имеется лепной орнамент, в значительной мере сохранившийся. Портики завершаются треугольными фронтонами. Каждая часть здания храма выглядит индивидуально, ввиду чего существовало мнение, что оно несколько раз достраивалось, и в его облик вносились изменения.
2.1. Дореволюционная история храма.
Есть в судьбе Крестовоздвиженского храма один интересный факт. Когда 19 ноября 1825 года в Таганроге скончался от воспаления легких Государь Император Александр I, тело его повезли в столицу Санкт-Петербург. Траурная процессия останавливалась во многих городах и селах на пути к столице. В конце января 1826 года гроб с телом Александра прибыл во Мценск. 23-25 января 1826 года тело Государя покоилось в Крестовоздвиженском храме. Можно себе представить, сколько народа из числа жителей Мценска и близлежащих сел стекалось сюда, чтобы проститься с монархом.
23 января сей храм ознаменовался внесением в оный тела императора Александра I. Процессию сопровождал преосвященный Гавриил, епископ Орловский и Севский, с собором архимандритов, игуменов, протоиереев, иереев, с хором своих певчих и прочим церковным причтом. Гроб Августейшего императора, поставленный на возвышенном месте под балдахином, всю ночь был озарен множеством свечей.
24 января утром была отслужена литургия архиерейским служением и панихида.
25 января после литургии и панихиды гроб с телом императора был препровожден за границу Орловской епархии. В память об этом в храме была установлена мемориальная доска, а члены Императорской фамилии подарили храму паникадило.
Вот как об этом событии писал А.А.Фет в своей книге «Ранние годы моей жизни».
« В начале зимы того же года я снова помню себя во Мценске; но не на прежней квартире, а в зале какого-то купеческого дома. Помню, что на этот раз нас с матерью сопровождал не Илья Афанасьевич, а старый, еще дедовский
слуга Филипп Агафонович, с которым впоследствии мне суждено было тесно сблизиться, так как он в продолжение нескольких лет был моим дядькой. Помню, что около меня часто повторялась слова: "царские похороны",
но помню, что долго, и впоследствии слово "похороны" связывалось в моем воображении с чем-то, начинающимся со звука _пох_, вроде немецкого pochen - бухать.
Вечером во Мценске меня к матери посадили в заскрипевший по снегу возок, а затем Филипп Агафонович, держа меня на плече, тискался в соборе сквозь густую толпу народа. Помню, как хромой, знакомый нам, городничий крикнул Филиппу Агафоновичу. "Вот ты старый человек, а дурак! ребенка на такую тесноту несешь". Помню, как тот же Филипп Агафонович вынес меня обратно на паперть и сказал; "Постойте, батюшка, минуточку; я только мамашу...".
Оставшись один и увидав вокруг собора у ярких костров греющихся на морозе солдатиков, причем составленные в козлы ружья красиво сверкали, я сам
захотел быть солдатом и прошел с паперти к ним.
- Ах, отцы мои небесные! - раздался надо мною голос Филиппа Агафоновича, - пожалуйте в возок, домой, домой!
На другое утро мама сидела под окошком и, глядя на проходящие толпы, утирала слезы платком. Не помню последовательности погребальной процессии, но я уже знал, что вскорости повезут тело государя Александра Павловича.
- А вот и папа, - сказала матушка.
И действительно, отец шел в своем мундире, при сабле и с красной уланской шапкой на голове. Затем последовали сани с устроенным на них катафалком под балдахином. Катафалк везли веревками многочисленные Мценские обыватели; провели и траурного коня.»
С 1899 года при храме начала функционировать церковно – приходская школа, помещавшаяся в собственном деревянном доме. В 1899 году в ней учились 23 мальчика и 19 девочек. Крестовоздвиженский храм ремонтировался последний раз в 1897 году.
2.2. История храма в советское время.
Наступившие перемены после октябрьского переворота 1917 года, отпустила Никитской церкви всего лишь 13 лет активной жизни. В 1930 году он был закрыт одним из первых храмов в городе Мценске. Видимо, огромных размеров церковь, стоявшая недалеко от центра города и привлекавшая множество народа, уж очень беспокоили новую власть. Церковное имущество было разворовано. В частности, бесследно исчезли старинные иконы и древние богослужебные книги.
Во время войны пришло новое несчастье: в трапезную храма угодила авиабомба. Взрывом разрушило своды трапезной. В 1944 году с обрушившегося свода снято кровельное железо, результатом чего стало разрушение кирпичной кладки стен – к 1970 году в ней появились проломы. В стенах храма были амбразуры немецких пулеметных огневых точек.
Одно время вокруг Никитской церкви ходили упорные слухи о том, что якобы во время оккупации немцами в здании храма проходили расстрелы местных жителей. Но нигде мы не смогли найти документального подтверждения этому факту. Опрашивая местных жителей, мы побеседовали с Терентьевой Марией Андреевной, которая во время Великой Отечественной войны жила неподалеку от Никитской церкви. Будучи 8 - летним ребенком, она нам рассказала, что помнит, как мать запрещала близко подходить к церкви, объясняя это тем, что там находились немецкие склады. Но как это было на самом деле, Мария Андреевна сказать уже не может.
В послевоенное время пострадавший храм не использовался. После войны здание Крестовоздвиженского храма сдавалось в аренду сначала хлебоприемному пункту, потом консервно-овощесушильному заводу и, наконец, заготконторе «Вторсырье». Последний арендатор особенно безответственно относился к использованию здания.
Старинный памятник архитектуры с каждым годом разрушался и стал опасным для людей, живущих рядом.
Решением Орловского облисполкома № 689 от 9 декабря 1960 года здание Крестовоздвиженского (Никитского) храма взято под охрану государства как памятник культовой архитектуры начала XIX века местного значения.
Городские власти многократно ставили вопрос о его сносе, мотивируя свое решение тем, что своды трапезной разрушены и храм находится в аварийном состоянии. Однако результат получился обратным: пострадавший храм обследовали специалисты Москвы. Здание в 1960 году поставили под госохрану. Но еще долгое время многие доказывали аварийность здания и требовали сноса храма. К счастью, храм удалось отстоять. Но вскоре случилось новое несчастье. В ночь на 23 февраля 1973 года рухнул вниз шпиль колокольни. С 1976 года велись вялотекущие реставрационные работы, остановившиеся совершенно в 80-х годах.
2.3. Современная жизнь храма.
В 1999 году здание храма передано православной общине. Только что
образовавшийся приход не мог в одиночку произвести даже самых необходимых ремонтных работ, чтобы как-то подготовить здание к началу богослужений. На помощь пришла община Свято-Троицкого храма города (Настоятель – протоиерей Владимир Герченов). Ее силами в короткие сроки было оборудовано место для богослужений в главном алтаре храма. Да и после начала регулярных служб еще несколько лет почти все строительные работы производились на средства или силами общины Троицкого храма. За это время было выполнено восстановление сводов Трапезной части (начатое, но не законченное еще в 70-х годах) и алтаря, строительство на территории храма сторожки, котельной и воскресной школы, восстановление фасада и изготовление кровли алтарной апсиды, замены кровли трапезной части. Через 2 года (15 февраля 2002 года) богослужения начали свершаться в трапезной части в пределах престолов Святого Никиты и Святых Жен-Мироносиц.
С 2007 года при храме действует Воскресная школа для детей. В школе две учебные группы: младшая – для дошкольников и старшая – для детей школьного возраста. Также при храме работает Православная школа для взрослых.
Занятия проходят по воскресеньям сразу после службы. Деток поменьше приводят родители и бабушки, а ребятишки постарше приходят в школу самостоятельно. Каждое занятие начинается с молитвы. Затем дети завтракают, а уже потом отправляются на уроки. В ходе беседы с учителем мы выяснили, что на занятиях дети знакомятся с азами православной культуры, изучают жития святых. С детьми старшей группы изучалась история обретения Мценском иконы Святителя Николая. А также в Воскресной школе каждый год отмечают два больших праздника: Рождество и Пасха. Дети заранее готовятся к ним. В прошлом году Рождество отмечали в кафе, которое расположено во Дворце культуры. Заранее шились костюмы и готовилась специальная праздничная программа. Проводились конкурсы и развлечения, а затем было чаепитие.
С взрослыми людьми, которые хотят больше узнать о православии, занимается сам отец Иулий каждую неделю по средам.
В 2008 году депутаты областного совета Виталий Викторович Утешев и Александр Николаевич Мамошин в рамках исполнения наказов избирателей перечислили средства на ремонт главного алтаря храма. Благодаря этой помощи впервые удалось не только осуществить штукатурно-малярные работы, но и восстановить лепной декор алтаря (капители 16 коринфских колонн – уникальный случай в Орловской области – и лепной карниз). Все работы производились Мценским мастером Владимиром Листопадовым и его помощниками.
В 2006-2007 годах приход подавал заявки на участие в федеральной программе «Культура России». Обе попытки оказались безуспешными по причине отсутствия у храма статуса федерального памятника. Тогда в 2007 году приход обратился к духовнику Оптиной Пустыни схиигумену Илию – уроженцу нашей области – и с его благословению храму стал помогать благотворительный фонд «Глас». В 2008 году при помощи фонда удалось осуществить обследование здания и частично выполнить проектные работы. В этом году планировалась установка лесов под порталы храма (согласно проекту их придется разобрать и сложить заново), но из-за начавшегося кризиса финансирование было приостановлено.
Все предыдущие годы практически все работы в храме выполнялись на средства прихода и пожертвований прихожан. За это время были демонтированы остатки аварийных лесов между храмом и колокольней, расчищена от строительного мусора внутренняя часть колокольни, внутри колокольни сделано перекрытие на нижнем ярусе для колоколов, переделана схема газификации приходских зданий, оборудована новая просфоня. В настоящее время идет замена окон трапезной части на пластиковые.
К сожалению, дореволюционных снимков Крестовоздвиженского храма до сих пор найти не удавалось. К тому же, практически все документы относящиеся к раннему периоду существования храма, были уничтожены во время Великой Отечественной войны. Поэтому восстановление первоначального вида фасада может быть затруднительно.
Также следует отметить, что непосредственно прилегающие к храму улицы Маркса и Пионерская в том месте не имеют высоких строений, ввиду чего прилегающая к храму территория выглядит сохранившей свой архитектурный облик.
В первые два года после передачи храма общине настоятелем был протоирей Владимир Герченов (настоятель Свято-Троицкого храма), а единственным служащим клириком – иерей (ныне протоиерей) Александр Кулинич (в настоящее время настоятель Знаменского храма).
С августа 2001 года и по настоящее время настоятелем храма является протоиерей Юлий Боронтов.
При храме издается газета «Голос православия». Ее редактор – настоятель отец Иулий. Материал собирает и готовит к печати монахиня Валентина Рощектаева. Газета вносит свой вклад в дело формирования духовности жителей города Мценска и расширения церковно-православных знаний.
В разные годы в храме проходили служение иерей Димитрий Цыганаш (ныне находится за штатом епархии) и иерей Владимир Другов (ныне настоятель Вознесенского храма).
Также следует отметить, что непосредственно прилегающие к храму улицы Маркса и Пионерская в том месте не имеют высоких строений, ввиду чего прилегающая к храму территория выглядит сохранившей свой архитектурный облик.
Список использованной литературы.
1. Аниканов В.Ф. Город на Зуше. Орел, 1993г.
2. Аниканов В.Ф. На древней земле вятичей. Мценск, 2000 г.
3. Ермолов И.Г. Православные храмы Мценска. Орел, 2008 г.
4. Лесков Н.С. Левша.
5. Макашов А.И. На семи холмах. Тула, 1988 г.
6. Макашов А.И. В центре России. Орел, 1994 г.
7. Неделин В. М. Архитектурные древности Орловщины . Орел, 1998г.
8. Неделин В.М. «г.Мценск церковь Никиты Мученика» машинописная печать -
фонд МБУ «Мценский краеведческий музей»
9. Фет А.А. «Ранние годы моей жизни»
10. Культурный паспорт города Мценска. Никитская церковь – фонд
МБУ «Мценский краеведческий музей».
Интернет – ресурсы:
1. http://www.temples.ru
2. http://arch_heritage.livejournal.com
3. http://sobory.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа «Православные храмы Ставрополья. Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Дивное».
Дом Божий… Так называют христиане храм или церковь - особый дом, посвященный Богу. Православную Церковь примет...
Поисково-исследовательская работа отнесена к разделу История нашей родной станицы Тема : « История храмов - нашей малой родины»
Родина моя - Старонижестеблиевская. Тихо течет Ангелинский ерик. Как бы краеведы ни объясняли его название, все равно ассоциация с тихим ан...
«Научно – исследовательская деятельность – одно из направлений организации внеурочной деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения»
Научно-исследовательская деятельность на уроках английского языка различные виды деятельности....
Исследовательская работа "История одного храма"
История церквей села Спасское...
Исследовательская работа "Одни из немногих"
В своем исследовании через биографию наших односельчан наши учащиеся пытаются заново проследить историю своей страны, чтобы понять настоящую ее суть, спрятанную за жизнями людей, ж...
исследовательская работа «Русская Православная Церковь во времена монгольского нашествия».
Цель нашей исследовательской работы - выявить роль Русской Православной Церкви в истории своей страны, своего народа, своей семьи, через сохранение памяти предков, участвовавших в борьбе за свободу и ...
«Проектно-исследовательская деятельность одно из ключевых направлений работы по развитию индивидуальных способностей обучающихся»
Доклад на заседание педагогического совета...