Исследовательская работа "Одни из немногих"
проект по краеведению (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Шотанова Эльвира Тулегеновна

    В своем исследовании через  биографию наших односельчан наши учащиеся пытаются заново проследить историю своей страны, чтобы понять настоящую ее суть, спрятанную за жизнями людей, жизнью отдельного человека, увидеть настоящую страну Советов, Россию глазами ее граждан. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odni_iz_nemnogih.doc882.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель географии

МОУ ООШ с. Сокорная Балка

– Шотанова Э.Т.

Комментарии  по представленной работе.

Исследовательская работа «Одни из немногих» группы  учащихся 6-9 классов МОУ ООШ села Сокорная Балка  была выполнена в 2008 – 2009 годах.

    В своем исследовании через  биографию наших односельчан наши учащиеся пытаются заново проследить историю своей страны, чтобы понять настоящую ее суть, спрятанную за жизнями людей, жизнью отдельного человека, увидеть настоящую страну Советов, Россию глазами ее граждан. Ведь за страницами  официальной истории государства порой трудно увидеть судьбу конкретного человека, почувствовать его переживания.  Для этого учащимися были изучены сохранившиеся  семейные документы, письма, фотографии тех лет. Именно они и есть настоящая история.

 В результате проведенной работы ребята приходят к пониманию того, что история – это, прежде всего наша жизнь, прошлое, которое напрямую, через наши судьбы и судьбы наших предков,  затрагивают каждого конкретного человека.  Учащимися делается вывод о том, как страшно когда страна пренебрегает жизнями таких людей, одних из МНОГИХ,  которые не в состоянии защититься от обстоятельств.  

    История, как известно, повторяется, эпохи сменяются, но нерешенные в прошлом проблемы остаются.  Наверное, одним из главных выводов делаемых нами в ходе постижения истории должен стать  ответ на вопрос: как научиться ценить КАЖДУЮ человеческую жизнь, ОДНУ из многих, будь то великие люди (ученые, космонавты, политические деятели) или простые, рядовые граждане (крестьяне, рабочие).

Цели данной исследовательской работы.

 1. Оформление стенда, как неотъемлемой части учебного процесса с целью сохранения исторической памяти народа, повышения качества воспитательной работы.

 

 2. Сохранение памяти о боевых защитниках России наших дней.
             

3. Широкая пропаганда знаний о героях, которые составили славу нашей Родины, не жалея своей жизни.
           

 4. Развитие чувства патриотизма, уважения к боевым традициям, ответственности и чувства долга по отношению к своему народу, Родине, семье.
           

 5. Помощь учащимся в углублённом изучении истории Отечества, основ защиты государства, которые позволяли на протяжении веков выполнять эту задачу.
           

 6. Развертывание поисковой деятельности,
           

 7. Создание исследовательских групп среди учащихся школы.
           

 8. Создание группы из активистов школы с целью увековечивания тех свидетельств и памяти, которые сохранились в народных массах, подготовка различных сменных экспозиций, экскурсионных уроков мужества.
           

 9. Совместная поисковая, исследовательская работа «Создание школьного стенда "Одни из немногих", об односельчанах, служивших в "горячих" точках.

Министерство образования Российской Федерации

МОУ ООШ с.Сокорная Балка

Исследование

                                                     

                                                       

Авторы: ученица 6 класса БогатырёваЮля;

                                                           ученицы 8 класса Каптюшина Юля, Уталиева                                                                                                                                                                                                                    Камеллия;    ученицы 9 класса Женобаева

                                                                    Алима, Киреева Алёна, Рахметова Динара.

Руководитель: вожатая  Дусалиева О.Т

Консультант: учитель географии  Шотанова Э.Т.

2009 год.

  • Молодость  моя  - Афганистан

Восьмидесятые годы 20 века. Война в Афганистане. 

Все дальше в историю уходят события, связанные с Афганской войной, той братской помощью, которую наша страна, ее армия и правоохранительные органы оказали народу и правительству Афганистана в проведении демократических реформ. Тогда нам противостояли не только вооруженные бандформирования, поддерживаемые самыми реакционными мусульманскими кругами и империалистическими державами. По сути, именно в те годы СССР впервые столкнулся с радикально настроенным, хорошо подготовленным и вооруженным исламским терроризмом, чья мрачная политика и жестокие методы се осуществления ныне печально известны всему миру и отмечены гибелью тысяч ни в чем не повинных мирных людей.

 13834 семьи получили похоронки на своих сыновей. Около 33000 вернулись из Афганистана раненными.

Афганистан! Ты весь во мне:

Разрывами гранат, осколками свинца,

Ты заревом окутан, весь в огне,

Страданиям и болям нет конца.

Афганистан! Ты наша боль и горе,

Крик матерей доносится сюда,

Горючих слез уж выплакано море,

Пожалуй, хватит их на все года.

И снова поднимаюсь я в атаку,

И снова пули поднимают пыль.

Афган! Зачем же раньше сроку

Суровую всем открываешь быль.

Историю не повернуть вспять,

Сполна мы за Россию заплатили,

Но память возвращает нас опять

В Афганистан – туда, где мы служили.

Когда герой наш скромный, юный
Жить на земле перестает,
Он в памяти своих потомков
Жизнь продолжает и живет.

Афганская война не обошла и наше село.

Павлов Юрий Владимирович.


Родился 18 марта 1967 года.

20 октября 1985 года был призван на воинскую службу в ряды Советской Армии с Ершовского райвонкомата попал служить в учебную часть города Самарканда. Проходил подготовку на водителя дизельных машин. Прослужил3 месяца. Затем из города Самарканда попал служить в Афганистан защищать южные рубежи нашей родины. В Шиндаде прослужил 2 месяца в ремзаводе, затем перевели в город Кабул. Служил в автомобильном батальоне, был зенитчиком. Попал в колонну 1111. Перевозил продукты питания и строительные материалы для наших солдат. Маршрут движения: Кабул – Хайратош – Баграш – Тулии – Хумри – Кабул. Колонна постоянно попадала под обстрелы бандитских формирований (душманов).

Неоднократно принимал участие в боевых действиях. Награждён: медалью – «Война интернационалиста», медалью – «За участие в боевых действиях локальных войн», медалью – «50 лет Победы Великой Отечественной войне». Имеет удостоверение: «Участник боевых действий»

         

В настоящее время женат, имеет двух взрослых дочерей. Много лет работает на Приволжской железной дороге монтёром пути.

  • Нагорный Карабах

Киреев Сергей Иванович.

Родился в 1970 году. В 1985 году закончил 8 классов Сокорской школы. Затем поступил в СПТУ № 70, окончив его в 1988 году, получил специальность тракторист-машенист 3 класса, слесарь- ремонтник.

В 1988 году был призван в ряды Советской Армии. Прослужил в Специальной бригаде  особого назначения № 22. Место назначения службы: Закавказье, Нагорный  Карабах. Участвовал в ликвидации последствий землятресений в городах Спитаке и Ленинакане. Награжден значком  «За мужество и отвагу при охране общественного порядка».

После демобилизовался, вернулся в родное село. Восемь лет проработал трактористом               в совхозе «Степной». Затем трудился на Приволжской железной дороге, монтером пути. В данное время работает в городе Москве.

Письмо родным.

Привет из Чайкенда. Здравствуйте родные мама и папа. Вот пишу к вам первое письмо, приехали 3 дня назад в Азербайджанское ССС. Сейчас живем в клубе 2 роты. Нашу бригаду раскидали по всему Азербайджану. Нас тут стоит пол роты, вот уже 3 дня несем службу. Интересного ничего нет. Писать я вам много не буду. А мне вы не пишите, потому что почту сюда не привозят. Да вот мы письма вертолетами отправили, так что когда еще напишу не известно. Ну ладно на этом буду заканчивать. Прошу вас за меня не переживайте, все будет нормально. Ну, на этом все.

Передавайте всем привет, целую ваш сын. С Матвеевым не вижусь, их куда-то забросили, никто не знает кто где находится. Адрес тут писать не буду, все равно ваши письма не дойдут. Тут кругом горы, все дороги закрыты, а вертолет сюда не часто летает.

  • Чечня – незаживающая рана

90-е годы двадцатого века. Первая чеченская война. Вторая…

 Мать - Родина... Какие емкие, глубинные слова. Для каждого из нас нет на всей земной планете более дорогого человека, чем мать, Какая бы ни была - ласковая или жестокая, справедливая или нет - она всегда остается матерью, человеком, давшим нам жизнь.
Родина олицетворяет женщину, мать. Может быть, поэтому ей, как и матери, присущи человеческие свойства. Согласитесь, кощунственно выглядит женщина, «благословляющая» своего ребенка на разбойную тропу или, еще страшнее, на братоубийственную войну?
Именно такую позицию занимала наша мать - Родина, отправляя молодых, необученных парней в Чечню. Потребуются десятки лет, чтобы историки подтвердили истину - в те далекие годы Родина выступила в роли мачехи.

    Носков Владимир Викторович.

Он был очень яркой и запоминающейся личностью. С фотографии на нас смотрит вечно юное, но мужественное лицо, полное решимости. Тельняшка и лихо заломленный берет - это мечта любого мальчишки, и символы элитных войск - воздушно-десантных. Володя попал в них служить не случайно - физически он был развит очень хорошо - регулярно занимался спортом.
Родился 16 января 1980 года. Годы учебы в школе 1987 г. по 1995г. Был призван в ряды Российской Армии, проходил службу в г.Новосибирске, откуда убыл в очередную командировку по наведению порядка в Чеченской республике. Часть, в которой он служил, проводила операции по ликвидации баз  и караванов с оружием. В очередной операции их группа попала в засаду, заняв круговую оборону, они сутки отражали натиск бандитов. Когда кончились боеприпасы, их группа вступила в бой с саперными лопатками. Подмога пришла слишком поздно, Владимир и еще 8  ребят героически погибли…


Письмо Владимира

Привет с Кавказа!

Здравствуйте мои дорогие мама и папа. Как вы уже догадались, пишет вам ваш сын Вовка. Сразу хочу сообщить, что у меня всё хорошо чего и вам желаю. Сегодня собираемся в горы. Завтра утром мы уедем суток на 5 или 6. Когда приедем я напишу письмо. Ну расскажу че мы тут занимаемся. Воевать в открытую мы не воюем постоянно. Если плохо, то уходим, вызываем вертушку и улетаем в лагерь. А уже по нашей наводке работает авиация и артелерия. Здесь на Кавказе кто выше, тот сильнее.

Ну а как там дела у деда?Как у него здоровье? А ещё хотел узнать: знает ли он, что я в Чечне? Если не знает, то не говорите ему. Передовайте привет всем Носковым и вообще всем, кого я знаю. Ну вот и всё. Уже отбой, надо ложится спать, а то утром вставать надо рано и ехать в горы.

До свидания. Жду ответа.    

Мы пришли в Чечню не ради славы,
Деньги тоже не прельщали нас.
Просто есть проблемы у державы,
А в уставе слово есть - «Приказ!»
И в строю слова не затерялись:
Совесть, Долг, Отечество и Честь.
Были те, кто сразу отказались,
Мы же просто вымолвили: «Есть!»

                                                                  12.02.00.г.        

Воспоминания матери 

...За гробом с телом сына приехали в Ершов...В цинковом гробу - небольшое окошко. Под стеклом он, родненький, любимый, совсем ещё мальчишка. Нежные, пo - юношески пухлые губы, заострившийся подбородок, с такой знакомой до боли ямочкой. Лицо запрокинуто, даже волос не видно. Наверно, подушечка под головой тонковата. Рубашка солдатская, галстук, китель. Что ещё можно рассмотреть, чтобы запомнить то последнее, что осталось.
Под дрожащей рукой - холод металла: ни потрогать, ни погладить в
последней безнадежной ласке, ни поцеловать. Даже слезой не соприкоснуться с ним - сейчас, в эти минуты, единственным на свете самым дорогим.
Ваш-то целый, все при нем. Других - то по кусочкам собирали, - откуда-то издалека, доходит до слуха чья-то неумелая попытка утешить и откладывается в сознании жутким и в то же время спасающим до полного забытья, возвращающим к реальности озарением: и правда, мой-то целый, как же другие... Не у нас одних горе...
....Вот ты и дома, сыночек. Последнюю ночку вместе. Господи, что это?... Китель на груди начинает прямо на глазах подниматься. Вот уже и галстук полез на подбородок, закрыв ямочку. Лицо, словно подошедшее дрожжевое тесто, увеличивается в размерах, черты его расплываются. Смерть доканчивает свое привычное дело, действуя по своим неумолимым законам. И это надо вынести и с этим смириться, содрогнувшись от жестокости происходящего.


...Он был первым, трепетно ожидаемым ребенком в семье. Могли ли подумать отец и мать, что судьбой отпущено Володеньке всего 20 лет?! Говорят, смерть прежде забирает лучших. Вот и этого молодого, красивого, умного и доброго не пощадила. Ну, а что жалеть ей, никогда не знавшей жалости, если сами люди не умеют беречь своих детей?...Если посылают их под пули на чужую землю воевать неизвестно за что?!

                                               

Носков Владимир Викторович был награжден посмертно медалью «За Мужество» и медалью «За Отвагу» от 19 апреля 2000 года.


       

Меня нельзя забыть -
Я Вечен!
Во мне любовь к земле жива,
А я смертельно искалечен,
Огнем расплавлен
Добела.

И превратился в белый мрамор.
И принял холод облаков.
На камне нет ни шва,
Ни травмы,
Я просто память земляков.

Прошли годы со дня его смерти, годы душевных мук, боли, слез, одиночества и пустоты... Ещё одна трагедия, ещё одна похоронка. Растёт число погибших земляков. Когда же это кончится? К сожалению, нет ответа на этот вопрос. Понятно только одно, что никогда не уйдет боль утраты из сердец родителей Володи Носкова, который был единственным ребёнком в семье.

Жайляу Ахмет Магамедович

                                                                       

Родился 28 июля 1975 года. 7 февраля 1994 году был призван в ряды Российской Армии. Служить попал в город Волгоград в миротворческую воинскую часть. Прослужив около года в городе Волгограде,  был направлен на территорию Чечни. Сначала в Кизляр. 31 декабря 1994 года штурмовал Грозный. В конце февраля возвратился в свою воинскую часть в город Волгоград. Уволился 12 мая 1995 года  в звании младшего сержанта.

В данное время женат, имеет двух сыновей.

Гражданская война, Разбитые дороги,

Рванула тишина и не дождутся многих,

Мы тихо песни пели

Вчера у медсанбата

И вдруг осиротели

На одного солдата.

Несчастная Чечня.

Расстрелянные горы.

Проклятая война.

Зачем нам столько горя?

Жинобаев Дмитрий Бахтакалиевич.

Родился 22 января 1977 года.

В ряды  ВС  России был призван осенью 1995 года. Вначале служил в городе Армавир в учебной части. В Чечню попал 25 февраля 1995 года в пригород города Грозного посёлок Алханкала. Не один раз участвовал в боевых действиях, так называемых зачистках.  По началу был рядовым стрелком. Позже стал сержантом. В Чечне пробыл год. Имеет знак «Участник боевых действий».

Когда на смерть идут - поют,
А перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою -
Час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг.
И почернел от пыли минной.
Разрыв. И умирает друг.
И, значит, смерть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черед.
За мной одним идет охота.
Ракету просит небосвод,
И вмёрзшая в снега пехота.
Мне кажется, что я магнит,
Что я притягиваю мины.
Разрыв. И лейтенант хрипит.
И смерть опять проходит мимо.
Но мы уже не в силах ждать.
И нас ведет через траншеи
Окоченевшая вражда,
Штыком дырявящая шеи.
Был бой короткий,
А потом.  Глушили водку ледяную,
И выковыривал ножом.
Из-под ногтей я кровь чужую.

                                                                       

  • Грузино-Абхазский конфликт

Картинка 42 из 580

       

                                                                                                                                                                                                         

Зубрев Алексей Владимирович.

Родился 7 февраля 1979 года. 20 мая 1995 года был призван на воинскую службу в ряды Российской Армии. Служить попал в  Самару в 81 мотострелковую миротворческую часть. Прослужив полгода в Самаре, затем был направлен в зону вооруженного конфликта Грузия – Абхазия. В звании сержанта уволился в запас 12 сентября 2000 года. Наград и медалей нет.

Возвратившись  домой, работал в родной школе учителем физкультуры. Женат, растит двоих сыновей.

 

  • Южная Осетия

…Восьмое августа. Осетия в огне.
Ночным кошмаром взрывы в тишине.
И гибнут люди, Грузию кляня.
Разбита напрочь южная земля.

Казалось, что все боевые действия позади, но... Август 2008 года. Военный конфликт в Южной Осетии. Грузия открыла огонь по мирным жителям.

Истелеув Канат Бактгереевич

Родился 8 июня 1989 года. В 2005 году закончил МОУ ООШ села Сокорная Балка. В ПУ города Ершова получил специальность газоэлектросварщика.

В 2007 году 18 июня был призван в ряды вооружённых сил России. Вначале попал в Свердловский областной учебный центр Елань. Там пробыл 5 месяцев.  24 ноября 2007 года курсантом был отправлен в Дагестан.  Прослужил один год в Дагестане в городе Буйнакске. Дослужился до звания сержанта.

Принимал участие в миротворческой  операции по принуждению Грузии к миру в зоне Грузино-Осетинского конфликта. С 8 августа 2008 года по 25 августа 2008 года – командир боевой машины пехоты (БМП).

В настоящее время работает автослесарем СТО города Ершова.

Перевернут последний листок семейного архива. Перед нами истории жизни людей.

Какие они были? Какими стали? «Обыкновенными людьми, одними из многих»,- скажет кто-то. Как и миллионы  граждан нашей страны несмотря ни на что были преданы Отчизне, любили свою семью, хотели хорошо и достойно жить. В общем, были и остаются людьми со своими недостатками и достоинствами.

Как страшно когда страна пренебрегает жизнями таких людей, одних из МНОГИХ,  которые не в состоянии защититься от обстоятельств.  Когда жизнь, для которой мы все рождены, не заканчивается, как ей суждено, а обрывается, уничтожается и, причем теми, кто должен ее охранять - властью, государством.

Люди, все живущие на свете,

Я прошу, я умоляю вас,

Берегите мир на всей планете,

Помните, живем мы только раз.

                             

     

В наше неспокойное тревожное время неким островком нравственности, духовности остается школа. Именно здесь детские сердца учатся любить и уважать, ценить дружбу, различать добро и зло, приобщаются к тайнам мироздания, познают историю.

Как научить любить свою Родину? Как вырастить патриотов? Это не праздные вопросы, это задачи педагогов любой школы и нашей в частности.

Изучать историю можно по учебникам, книгам, кинофильмам, но понять, прочувствовать события давно минувших лет помогают только живые встречи с участниками событий и музеи. Они не просто хранят память, в них дышат судьбы людей, оживают картины прошлого.

Такой удивительный памятник истории есть и в нашей школе – это стенд, посвященный событиям недавних лет.

Данная работа не имеет привычной для нас структуры – четкого деления на главы, разделы. По форме представляемую работу можно определять как вариант творческого эссе. Процесс подготовки и выполнения работы был достаточно трудным, но очень интересным

                                   

Бараев Рустам Равильевич

Родился 28 октября 1975 года. Сокорскую основную школу окончил в 1990 году.  В 1993 году призвали в ряды Российской Армии. Служить пришлось на Дальнем Востоке в городе Владивостоке. Службу проходил на Тихоокеанском флоте в 3 Ачинском полку морской пехоты. В 1994 году назначили на должность командира боевой машины БМП – 2, принял военную присягу. За отличную учебную и боевую подготовку было присвоено звание сержанта, затем старшего сержанта. 4 января 1995 года полк был отправлен в Чеченскую Республику. Был там пулеметчиком. Старшиной зенитно – ракетной  батареи, где было 4 Шилки, 1ППРУ. 106 полк учавстврвал во взятии города Грозного, Шали, Ханкала. Был ранен осколком и отправлен в госпиталь. После лечения подписал контракт на время боевых действий. Продлился контракт  до июня 1995 года. За охрану переправы в горах через реку возле поселка «Комсомольск» был награжден ценным подарком и представлен к награде. 27 июня 1995 года вывели из Чеченской республики, прибыл в город Владивосток. За успешное выполнение боевого задания было присвоено звание старшины и приказом №92 уволен в запас. Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 года 449 был награжден медалью «За отвагу».

 Как в старину, гармонь играет
И заглушает соловья:
Село Веселое гуляет -
С войны вернулись сыновья. И - то ль обычай чтится, то ли
И в самом деле весело', -
Столы, накрытые на воле,
Объединили все село. Давно тревоги отступили,
И страшные не снятся сны...
Что ж вы не ели и не пили?
Что пригорюнились, сыны?
Наденьте новые рубахи,
Скажите землякам слова...
Но смотрят ребятишки в страхе
На их пустые рукава.

До неестественности звонки
У мам сегодня голоса...
А сыновья сидят в сторонке,
Глядят в родные небеса, Чужие вспоминают горы
И думают о новом дне:
Так что же - радость или горе -
Мы привезли своей родне?
А под гармошку выступает
Уже очередной «артист»...
Село Веселое гуляет,
Скрипит зубами гармонист.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Организация исследовательской и опытнической деятельности на пришкольном учебно – опытном участке. Организация исследовательской и опытнической деяте

Пришкольный опытный участок является неотъемлемой частью работы нашей школы.Цель создания учебно-опытного участка – научить учащихся выращивать сельскохозяйственные растения, узнать об особеннос...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Урок Мужества. Устный журнал "Есть мужество,доступное немногим"

Материал предназначен для проведения устного журнала на уроке Мужества,посвященного военным датам .Это методическая разработка может быть использована с 8 по 11 класс....

Мы очень любим и чтим память погибших ,немногих живых ветеранов. Тем, кто остался в живых, желаем долгих-долгих лет жизни, крепкого здоровьяТех,кто остался на полях боёв-вечная память!. Спасибо Вам за наше мирное время!

Наткнулась на фамилию одного человека.Не могу утверждать точно,но внутри что то ёкнуло,все  совпадает с моим дедушкой ,которого я совершенно не знала,т.к. только родилась,но некоторые все же данн...

Острая мысль, изображенная в немногих словах. (Эпиграмма в творчестве А.С. Пушкина)

Работа об эпиграммах в творчестве А.С. ПушкинаЭпиграмма - искусство мгновенного, молниеносного обнажения низменной сути персонажа, точность словесного выражения, прекрасное владение рифмой поставили э...