"Добро и милосердие преподобного Сергия Радонежского"
план-конспект урока по краеведению (6 класс) на тему

Уступкина Вера Юрьевна

Медодическая разработка урока  равославной культуры . На данном уроке учащиеся познакомятся  с жизнью святых людей, живших на Земле Русской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobro_i_miloserdie_prepodobnogo_sergiya_radonezhskogo.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЕРНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАРАЙСКОГО РАЙОНА








Методическая разработка урока
 Тема:
«Добро и милосердие преподобного Сергия Радонежского».









Уступкина Вера Юрьевна




















Цель: развитие духовно-эмоциональной сферы через присоединение к
          духовным ценностям, познание родной истории.

Задачи:
 Обучающие: познакомить с жизнью святых людей, живших на Земле Русской;
          познакомить с жизнью преподобного Сергия Радонежского; расширить
          словарный запас обучающихся по предмету.
Развивающие: развивать духовно-нравственные потребности каждого ребёнка
          путём его приобщения к духовным ценностям; способствовать развитию
          логических общеучебных умений и навыков (установление причинно-
          следственных связей); продолжать развивать интерес к предмету через
          познание родной истории.
Воспитательные: создать условия для повышения общекультурного уровня
          обучающихся, продолжая развивать положительные качества (чувство
          взаимопомощи, доброжелательности, культуры чувств); совершенствовать
          навыки совместной деятельности; прививать любовь к Родине.

Оборудование: икона преподобного Сергия Радонежского; репродукция иконы
          Андрея Рублёва «Троица»; репродукции картин: М.В.Нестерова «Видение
          отроку Варфоломею», изображение Троице - Сергиевой Лавры;
          аудиозапись колокольного звона.
   

 Форма работы на уроке: коллективно-групповая.

                                                 
Ход занятия.

I.Организационный этап.

– Начнём наше занятие с добрых пожеланий друг другу.
 
II. Ориентировочно-мотивационный этап.
 – Сейчас прочитаем эпиграф к нашему предстоящему занятию:
« Мы стороне своей родной
   Любовью светлою обязаны.
   И наши судьбы с нею связаны
   Как сёла связаны тропою».

– Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на нашем занятии?
( Ответы учащихся. )
 – Вслушайтесь в слово «Родина». Что можно сказать об этом слове?
  ( Ответы учащихся).
– Россия, Русь, как её называли раньше. Чем же славиться наша страна?
  ( Своими необъятными, широкими полями, лесами.)
– Когда размышляешь о России и хочешь в нескольких словах сказать о ней, как
она красива, то лучше всего было бы взять в руки кисть художника и вместо слов использовать краски. По крайней мере, каждый из нас мысленно может написать картины родной природы подобные картинам великих художников.  
– Рассмотрите репродукцию картины И.И.Шишкина «Рожь».
– Чем она вас привлекает? Какое настроение вызывает у она у вас?
– И.И.Шишкин с любовью нарисовал хлебное поле, воспел красоту созревания хлеба.  
– Обратимся к репродукции картины И.И.Левитана «Берёзовая роща».
– Какой день изобразил художник на своей картине?
– Какие краски он взял, чтобы изобразить берёзовый лес?
– Берёза – символ нашего государства. Россию не возможно представить себе без белоствольной берёзки.

                                           Из русской летописи.               
 О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озёрами многими славишься, реками и источниками местночтимыми; горами крутыми, холмами высокими; дубравами чистыми, полями дивными; зверями разнообразными, птицами бесчисленными; городами великими, селениями славными; садами монастырскими,  храмами Божиими и князьями грозными… Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверна вера христианская!
– В чём люди, жившие на Руси в давние времена, видели красоту русской земли?          
– А ещё наша страна славиться церквями. С давних пор люди строили храмы. Много их было на Руси. Церковь всегда была важным источником духовного общения людей, утешением в горести. В тяжёлые времена нашествия врагов именно церковь сплачивала россиян на борьбу с ними. Храмы строились и возводились один от другого на расстоянии звона: где затухает звон колокола, там ставят новый храм, чтобы вся Русская земля наполнялась божественным голосом и освящалась им. Не случайно наша Родина именуется Святой Русью.
 И льётся над землёй колокольный звон. Люди называли колокола «гласом Божьим», так они зовут в церковь, на службу. Русские мастера издавна научились отливать самые звонкие и самые крупные колокола.
(Прослушивание аудиозаписи колокольного звона).

III. Целеполагающий этап.
– Величайшая слава и гордость России – её люди.
( Открывается изображение Троице - Сергиевой Лавры.)
– Перед вами Троице - Сергиева Лавра, названная так в честь основателя Сергия Радонежского. Он жил так праведно, что его причислили к лику святых Русской Православной Церкви.
(Показ иконы преподобного Сергия Радонежского.)
– Перед вами икона великого русского святого Сергия Радонежского. В знак любви и уважения зажжём перед его иконой свечу.
– Как вы думаете, за что Сергия Радонежского назвали святым?
– Какого человека можно назвать святым?
( Возможные ответы учащихся.)





IV. Операционно-исполнительный этап.
– Сейчас наши творческие группы познакомят нас о том, как мальчик Варфоломей стал великим русским святым.
- Постарайтесь определить основные качества, который помогли  ему стать примером добра и милосердия.
                                                                                                                                                           
1. Детские годы Сергия Радонежского. ( Отчёт первой группы учащихся)
– Подумайте, какие поступки говорят о том, что Варфоломей был добрым и смиренным мальчиком?
– Сергий – монашеское имя. Отец и мать называли его Варфоломеем. Родился Варфоломей 3 мая 1314 года. Учить грамоте его начали в семь лет. Не давалась грамота отроку. Букварей не было, сразу читали Псалтырь. Учитель с большим старанием учил Варфоломея, но отрок не мог научиться читать. Учитель его наказывал, ребята над ним посмеивались. Отрок втайне часто со слезами молился, говоря: «Господи! Дай мне выучить грамоту эту, научи Ты меня и вразуми меня.»
 Как-то отец послал Варфоломея искать лошадей. Он долго бродил по полям и вдруг увидел старца, который усердно молился. Увидев мальчика, старец спросил: «Что хочешь и чего ищешь, отрок?» Варфоломей ответил ему, что больше всего на свете хочет научиться читать. Старец благословил мальчика и дал ему кусочек церковного хлеба – просфоры.
 Варфоломей привёл старца домой. Родители предложили гостю пообедать с ними, но тот сказал, что прежде нужно вкусить пищи духовной. Дал мальчику Псалтырь и попросил читать. И Варфоломей читал без запинки, читал звонко и радостно, изумлённый своим превосходным умением.
 Прощаясь, старец сказал родителям Варфоломея пророческие слова:
– Велик будет ваш сын перед Богом и людьми!


– Вам понравился Варфоломей? Чем?
– Какие поступки говорят о том, что это очень добрый мальчик?
– Кто помог отроку Варфоломею?
– Можно ли не стараться в учении и надеяться на помощь святого покровителя?
– Почему же старец помог отроку Варфоломею?
– Как вы думаете, когда помогают людям святые покровители?

– Посмотрите на репродукцию картины М.В.Нестерова «Ведение отроку Варфоломею».
– Какой момент рассказа отражён на картине?
– Каким изобразил Варфоломея художник? Как художнику удалось передать трогательную беззащитность отрока? Что поражает в глазах мальчика?
– Как художник изобразил старца?
– Помогает ли пейзаж понять настроение Варфоломея?






2.Подвиг смирения. (Отчёт второй группы учащихся.)
– В чём состоит подвиг смирения?

– Варфоломей подрастал. Он видел, как страдает русский народ от набегов татар.
 Ему хотелось уйти в лес, жить одному и молиться Богу, чтобы Господь защитил землю Русскую. Но его родители были уже старенькие и просили не оставлять их. Варфоломей ухаживал за ними, а после их смерти удалился в дремучие леса, постригся в монахи. При пострижении монахам дают новое имя. И стал Варфоломей Сергием.
 Многие годы Сергий совершал подвиг в одиночестве. Своими руками срубил келью, потом и церковь во имя Пресвятой Троицы. О Сергии узнали, стали в его пустынь (уединённое жильё отшельника) приходить другие монахи. Так и выстроился деревянный лесной монастырь.
 Сергий не желал себе ни славы не почестей, но монахи склонялись перед его тихим мужеством, избрали главою монастыря, игуменом. Сергий и тогда не изменил своей скромной, трудолюбивой жизни.
 К Сергию приходили люди за помощью, за советом, за благословлением.

Работа с тестом «Воскрешённое дитя».
– Какие христианские добродетели увидели в поступках Сергия?                                        – Как вы думаете почему к нему шли за помощью и советами?

3. Молитвенная помощь православному воинству.
 (Отчёт третьей группы учащихся).

– Как вы думаете, в чём состоит духовный подвиг?

– Набеги татаро-монголов на Русь продолжались. Горели города, сёла, гибли люди. Русичи не могли победить татар, так как князья постоянно ссорились каждый князь защищал только свою землю и не помогал соседу.
 Сергий ходил в дальние княжества мирить князей.
 В это время хан Мамай захотел напасть на Русь и окончательно разорить её. Московский князь Димитрий решил биться с захватчиками, чтобы защитить Русскую землю. Сергий помирил князей, и князь Димитрий собрал большое войско.
  Сергий благословил русичей на Куликовскую битву. А ещё дал князю двух своих монахов-силачей, бывших воинов – Александра Пересвета и Родиона  Ослябю.

                   1-й ученик.  Чёрной тучей конница Мамая
                                       Затянула весь простор степной.
                                       Но её удары принимая,
                                       Выстроились русичи стеной.

                   2-й ученик.  Вот порубят, как снопы соломы,
                                       А потом – бесчинствуй и топчи…
                                       Но крепки у русичей шеломы,
                                       Но остры у русичей мечи!

                  3-й ученик.  Кони, обезумев, рвут поводья –
                                      И своих растопчут и врагов.
                                      И от крови, словно в половодье,
                                      Скоро выйдет Дон из берегов.

               
4-й ученик. «Други! Мы живём по небом Божьим,
                                     А в бою сражаться нам самим.
                                     Братья! Лучше головы мы сложим,
                                     Но своей земли не посрамим.
                                    Лучше пасть, достойно смерть приемля,
                                    Чем позором жизнь сберечь.
                                    Чтобы защитить родную землю,
                                    Мы готовы в эту землю лечь!»
                                                                                         Н.Старшинов.
– Свистят стрелы, звенят мечи, льётся кровь. А в лесу, преклонив колени, молиться святой Сергий. Он просит Бога помочь русским воинам защитить Русскую землю.
(Звучит аудиозапись молитвы об Отечестве.)

– И русичи одержали победу! Добро победило зло. Русские воины во главе с Димитрием Донским совершили ратный подвиг, то есть военный. А Сергий Радонежский совершил подвиг духовный – он помирил князей, помог русскому народу поверить в свои силы.

– За что боролись русские люди? Что они хотели?
– Как Сергий Радонежский помог победить врагов?
– В чём состоит духовный подвиг святого Сергия?

4. Светильники христианской жизни. (Отчёт четвёртой группы учащихся.)
– Истинная слава принадлежит лишь тем, кто отдал себя на служение истине, добру, благу всех людей.
а) Выполнение задания на странице 115.
б)Работа с рубрикой  «Представление иконы?» учебника на странице 113.
 – Какие чувства возникают у вас, глядя  на икону «Троицы» Андрея Рублёва?
Работа с рубрикой учебника  «Представление иконы» на странице 113.
– Какие чувства возникают у вас, глядя  на икону «Троицы» Андрея Рублёва?
                                 
Перед иконой Святой Троицы.
                                 И вот я в Третьяковке снова
                                 Смотрю на «Троицу» Рублёва:

                                 Как прежде чувствую волненье
                                 Пред светлым миром единенья
                                 Трёх кротких Юношей Святых –
                                 Как милосерден облик Их!

                                 Рублёв замкнул Их тесным кругом,
                                Они склоняются друг к другу
                                С любовью, лаской молчаливой.

                                Полны глубокого значенья
                                Их лица, позы, облачения!
                                Воспитанник монастыря,
                                Он Троицу писал не зря –
                                В раздорах плакала земля.

                               Как не хватает мне самой
                               Терпенья, кротости порой
                               И мудрости святого слова
                               Великой «Троицы» Рублёва!
                                                                           Т.А.Шорыгина




5. Путешествие в Троице - Сергиеву Лавру.
 ( Творческий отчёт пятой группы учащихся.)
– Отправимся в путешествие в Троице - Сергиеву Лавру вместе с книгой И.С.Шмелева «Богомолье».
 Жил на свете мальчик Ваня Шмелёв. И вот однажды он вместе со своими друзьями отправился в Троице - Сергиеву Лавру, в те места, где жил и трудился когда-то преподобный Сергий Радонежский. Давайте и мы к ним присоединимся.
Чтение учащимися по ролям отрывка «У Троицы» в учебнике на страницах 59-61.

– Чем вам запомнился отрывок  из книги И.С.Шмелёва?
– Что нового для себя узнали, читая детские воспоминания мальчика?
Выполнение задания 5 учебника на странице 117.
–С какой целью люди едут до сих пор в Троице - Сергиеву Лавру?
– Как вы думаете, почему Свято - Троицкую Сергиеву Лавру называют сердцем православной России?
(Размышления учащихся.)

V.Подведение итогов занятия.

– Русь знает много праведников: мучеников, исповедников, юродивых ради Христа, святителей, благоверных князей, преподобных… Почему же среди них ярче всех горит звезда Сергия Радонежского?
– Каким вам представился Сергий Радонежский, святой?
– Какими качествами должен обладать человек, посвятивший свою жизнь служению Богу?
– Чем велик преподобный Сергий Радонежский?
– Над чем задумался каждый из вас, когда мы говорили о жизни и подвигах Сергия Радонежского?
– Какие качества святого вам хотелось взять для себя?

Поистине мудрым и умным был Сергий Радонежский и старался своими знаниями делиться с другими, учил своих учеников усердию и трудолюбию в постижении наук. Во времена царившего на Руси иноземного владычества, во времена смут и раздоров, суждено было стать ему защитником и покровителем национальной культуры, созидателем отечественного просвещения. Преподобного Сергия и сейчас считают покровителем всех обучающихся. Следует помнить, что еще около ста лет назад тысячи российских учителей, гимназистов и студентов начинали свой день с молитвенного обращения к преподобному Сергию Радонежскому - покровителю учености, приходящему на помощь всем, кто преподает и учится.

Обращение русского человека к Сергию как к наставнику свидетельствует о  том, что образование считалось на Руси делом огромной значимости, осуществление которого немыслимо без смирения и веры. Отсутствие такого подхода к образованию в наши дни стало причиной серьезных социально-педагогических проблем, решение которых зависит от восстановления статуса просвещения, который в наше время  крайне занижен.

Следует всем нам задуматься о том, как поднять образование на должный уровень, какой образ жизни надо вести, чтобы быть  человеком, достойным уважения. Считаю необходимым прислушаться к словам поэта А. Солодовникова:

Нас излечит не подъем энергии,

А молитвенно-глубокий взлет.

В чудотворце Радонежском Сергии

Положил я свой оплот.

        Черпать воду чашей берестовою,

         Сытым быть от малого ломтя,

         Чтоб открылась пред душою новою

          Глубина и высота.

Как живым говорить с березками,

И с лесным медведем, как с ручным.

Сделать руки грубыми и жесткими,

Сердце – нежным и большим.

Вот в чем смысл жизни! В постоянном труде, духовном и физическом, в заботе о близких, о людях, нуждающихся в помощи, в смирении, в добре, человеколюбии… Именно этому  учил Сергий Радонежский, и бессмертие великого святого в развитии и сохранении этих начал, которые он утверждал всей своей жизнью!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Урок добра и милосердия"

Данный классный час реркомендую давать в 5 классе....

классный час "Добро и милосердие Сергия Радонежского"

Задачи:1.Рассказать учащимся о святом Сергии Радонежском; исследуя основные жизненные этапы жизни Преподобного Сергия ответить на вопросы: за какие дела Сергия Радонежского считают выдающимся деятелем...

Классный час " Добро и милосердие Сергия Радонежского "

Описание жизни Сергия Радонежского....

Разработка классного часа в 8 классе «Профессии добра и милосердия»

Тема:  Профессии добра и милосердияЦель: способствовать осознанному выбору учащимися своей будущей профессии, а также им правильные ценностные ориентации в выборе профессии. Задачи классного...

УРОКИ ДОБРА И МИЛОСЕРДИЯ ПО РАССКАЗУ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»

Анализ рождественского рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке"....

"О любви, добре и милосердии".

Мероприятие способствует развитию духовно - нравственных качеств обучающихся и усвоению понятий: «ДОБРОТА», «ЧУТКОСТЬ», «МИЛОСЕРДИЕ», «СОСТРАДАНИЕ»...

« Твори добро!» ( внеклассное мероприятие духовно – нравственной направленности в рамках проведения акции «Олимп добра и милосердия»

laquo; Твори добро!»( внеклассное мероприятие духовно – нравственной направленности в рамках проведения акции «Олимп добра и милосердия»...