Краеведческий материал по истории села Южаково Пригородного района
статья по краеведению
КРАЕВЕДЕНИЕ -
наука, научно -популяризаторская деятельность, а также форма общественного движения, направленная на комплексное изучение своего края и распространение знаний о нем, осуществляемая преимущественно местными силами.
В процессе краеведческой деятельности решаются следующие задачи:
1. Воспитание патриотизма и гражданственности;
2. Познание окружающего мира, приобщение к культурно-историческим традициям России;
3. Изучение своей Родины, своего края, выполнение учебно-исследовательских краеведческих работ;
4. Расширение, углубление и практическое применение знаний, полученных на занятиях по истории, географии, культуре и экологии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Деревянное зодчество села Южаково в XVII-XIX веках
Дома в селе Южаково в XVII-XIX веках представлены традиционными русскими деревянными строениями избами.
Изба. Традиционное жилице русских. Сруб, который можно истопить при помощи печки. Отсюда и название – изба или по другому истопка. Традиционно избу не строили, а рубили топором. Рубили избу всем миром. Быстрота зависела от того, сколько у хозяина было помощи, то есть друзей и родственников. Если их оказывалось много, то новое жилище могли соорудить и за один день. У изб середины XIX века нижние брёвна дома лиственничные, а те что выше сосновые. Гвоздей плотники не использовали. Брёвна укладывали колодой или венцом. Для того, чтобы брёвна плотнее примыкали друг к другу, в каждом из них мастера вырубали продольный желобок и закладывали в него для теплоизоляции мох. Интересно то, что сосновые стены не только защищают от холода, но они ещё и «дышат». Оказывается пар внутри избы не осаждается, а впитывается и уже вымерзает наружу.
Фасад - это лицо дома. На случайно слово наличники происходит от слова личина, то есть лицо. А слово причелины от слова чело, то есть лоб. Окна избы (по старому очи) делали не большими, чтобы тепло не выходило. Закрывались такие оконца (или как говорили в старину – заволакивались) деревянными дощечками. Зажиточные хозяева могли себе позволить окна побольше, на ночь их закрывали деревянными ставнями, которые защищали вовсе не от света, как мы привыкли считать, а от холода.
На уличном фасаде по традиции вырубали три окна как символ святой троицы.
Охлупень – тяжёлое бревно, которое скрепляло кровлю и логически завершало дом. Концу охлупня плотник обычно придавал форму конской головы, отсюда и название – конёк.
Чтобы пройти в дверь избы или сеней, нужно было одновременно высоко приподнять ногу и низко опустить голову - неудобно! Однако высокий порог пропускает меньше холодного воздуха, а низкая притолока задерживает отток тёплого.
Печь, второй по значению символ святости в доме, после Красного (Божьего) угла. По народным поверьям под печью или за нею живёт домовой, покровитель домашнего очага. Русские считали печь вторым мужем. Лежать и греться на печи – всё равно, что греться возле мужа. Поэтому вдовам и старым девам (оберегшим себя на безбрачие) спать на печи было грешно. На печи спали старики и больные. На полатях (деревянном настиле, где тепла достаточно и самый чистый воздух) спали детишки, младшие посередине, а старшие по краям. Взрослые спали на лавках или на полу, но непременно поперёк половиц. Вдоль половиц клали только покойников, так как длинные половицы ассоциировались у русских с дальней дорогой.
Пол в избах был очень крепким и очень тёплым. Это не доски вовсе, а половицы, то есть половинки расколотого бревна.
Матица – опора для потолочин. Она как бы отвечает за благополучие семьи, за жизнь и смерть жильцов избы. Поэтому установке матицы придавали очень большое значение. Под матицей также лечили голову.
Был в избе бабий куть или женский угол. Здесь женщины готовили еду, отдыхали после работы. Мужчинам, даже своим, заходить в куть запрещалось.
Напротив печи, по диагонали, обязательно делали красный божий угол. А под ним стол. Ведь еда это дар Господний.
Наши предки жили без излишеств. Приобретение ненужных вещей считали грехом, шелоимством. В избе должно быть просторно, там нет места лишнему.
Дом, построенный по всем канонам и на правильном месте был счастливым. Он давал своим жильцам здоровье и плодородие. Поэтому отходить от традиционных строительных принципов никто не собирался. В селе Южаково и окрестных деревнях и по сей день избы, иногда, рубят топором, как деды учили.
Предварительный просмотр:
Что умел 14-летний мальчик на Руси 100 лет назад.
В крестьянских семьях на Руси детей очень рано приучали к ответственности и систематическому труду. Это было одновременно и главным вопросом воспитания и залогом выживания. Причём взгляды наших предков на этот процесс вряд ли порадовали бы современных тинэйджеров. Самый главный подход к своим наследникам в народной среде был не просто строгим, а очень строгим. Во-первых, никто тогда не считал детей равными родителям. Именно на первых годах жизни ребёнка взрослые видели залог того, каким человеком он станет. Во-вторых, авторитет матери с отцом в крестьянских семьях был непререкаемым. Обычно родители были едины во взглядах на воспитании обязанностей чада, а если даже небыли между собой согласны, то никогда не демонстрировали этого публично. Поэтому у ребёнка не было шанса перетянуть одного из родителей на свою сторону. В третьих , ни с девочками, ни с мальчиками не было принято миндальничать и баловать их зазря.
Обычно поручения между домочадцами распределялись главой семейства в приказном тоне, и никто не перечил ему в ответ. В то же время, за успешно выполненное задание ребёнка всегда хвалили и поощряли, всячески подчёркивая, что он принёс пользу всей семье. Возрастные критерии для детей были очень чёткими, и, соответственно, так же чётко разделялись их трудовые обязанности.
Возраст измеряли семилетиями. Первые семь лет детство, или младенчество.
Во вторые семь лет наступало отрочество. Ребёнок становился отроком или отроковицей. Мальчикам выдавались порты, штаны. Девочкам – длинная девичья рубаха.
Третья семилетка – юность.
Как правило, всеми необходимыми навыками подростки овладевали уже к окончанию отрочества. Мальчик становился правой рукой отца, заменой при его отлучках и болезнях. А девочки - полноценные помощницы матери. Пожалуй, требования к мальчикам были строже, чем к девочкам. Ведь именно из сыновей должны были вырасти будущие кормильцы, работники и защитники.
В первую семилетку мальчик постигал многие азы крестьянского труда. Его учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также основам мастерства. Например, совершенно необходимым навыком считалось умение мастерить игрушки из различных материалов, плести лукошки и короба; и ,конечно же лапти, которые должны были быть крепкими, тёплыми, непромокаемыми.
Многие семилетние мальчишки уверенно помогали отцам в изготовлении мебели, упряжи и прочих, необходимых в хозяйстве вещей. Пословица «Учи дитя пока оно поперёк лавки лежит» не была в крестьянских семьях пустым звуком.
Во вторую семилетку жизни за мальчиком тщательно закреплялись устойчивые разнообразные хозяйственные обязанности. Причём они приобретали чёткое половое разделение. Например, ни один отрок не был обязан ухаживать за младшими братьями и сёстрами или заниматься огородом. Зато он должен был научиться пахать и молотить. К такой физически тяжёлой работе девочек не привлекали. Не редко уже в 9 лет крестьянские мальчишки начинали подрабатывать в людях. Родители отдавали их в пастухи за умеренную плату. К этому возрасту считалось что чадо уже окончательно вошло в разум, и поэтому его нужно научить всему тому, что умеет и знает отец – работе на земле.
В русских деревнях землепашество было подтверждением полноценного мужского статуса. Поэтому мальчики – подростки должны были работать в поле. Они удобряли землю, раскидывали навоз по полю и следили, чтобы его комья не затрудняли работу плуга. Бороновали, рыхлили верхний слой почвы боронами и мотыгами, вели под уздцы запряженную в борону лошадь или ехали на ней верхом, когда отец ведёт борозду. Если земля была комковатой, то отец усаживал сына на борону, чтобы утяжелить её, а сам вёл лошадь под уздцы. Подростки принимали самое активное участие в сборе урожая. С 11-13 лет мальчика уже приучали к самостоятельной пахоте. Сначала ему выделяли небольшой участок пашни, на котором можно было потренироваться, а к 14 годам подросток сам мог уверенно вспахать землю, то есть становился полноценным работником. Уход за скотиной, ещё одна важная составляющая крестьянского быта, которую женщинам не доверяли. Они могли только доить коров или коз. Выгонять их на пастбище, кормить, убирать навоз, чистить животных должны были отроки, под строгим руководством старших.
Главной же кормилицей в крестьянской семье всегда была лошадь, которая целый день работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью. И это также было обязанность мальчишек. Именно поэтому, с самых ранних лет их учили запрягать лошадей, ездить на них верхом, управлять ими сидя или стоя в телеге, водить на водопой. В полном соответствии с поговоркой «Дело учит, мучит, да кормит!».
Промысловые занятия были особенно распространены на русском севере и в Сибири, где служили надёжным источником дохода. Глядя на отца и старших братьев мальчик, сначала в форме игры, перенимал навыки рыболовства и охоты, а затем совершенствовал это искусство. Уже к 8-9 годам отрок обычно умел расставлять силки на мелкую дичь и птицу, стрелять из лука, удить рыбу или бить её острогой. К этому перечню нередко добавлялся сбор грибов, ягод, орехов, что тоже было неплохим материальным подспорьем. К 9 – 12 годам подросток мог вступить во взрослую промысловую артель; в и 14 лет, пройдя испытательный срок стать полноценным её членом . Тогда он начинал приносить значимую долю в семейный бюджет и переходил в разряд взрослых добытчиков и завидных женихов. Вот так и вырастали в крестьянских семьях добрые молодцы, отцовы помощники, которыми родители по праву гордились.
Кроме трудового воспитания мальчишкам прививали чёткие моральные принципы. Их учили почитать старших, милосердно относиться к нищим и убогим, гостеприимство, уважение к плодам своего и чужого труда, основам веры. Было ещё два важных правила, которые любой отрок знал наизусть. Первое, мужчина должен уметь защитить свою женщину и свою семью. Причём не только физически, но и с материальной и с психологической стороны. Согласно второму правилу, мужчина должен был сдерживать свои эмоции и всегда контролировать себя.
Предварительный просмотр:
Экскурсия
по Школьному историко-краеведческому музею
с.Южаково Пригородного района
Свердловской области
Добрый день, уважаемые гости! Мы приветствуем вас в нашем школьном историко-краеведческом музее. Музей был открыт в 2000 году.
В 2004 году областной аттестационной комиссией ему было присвоено звание «Школьный музей».
В нашем музее есть следующие экспозиции:
- История села
- Боевая слава односельчан
- История школы
- Уральский быт
Экспонаты были собраны учащимися школы, учителями, советом ветеранов села. Старшеклассники работают над проектами по краеведению. Школьники участвуют в акциях «Милосердие», «Ветеран», в праздниках, посвящённых Дню пожилого человека, Дню защитника Отечества, Дню Победы.
Впервые в документах соло Южаково упоминается в 1710 году. Оно раскинулось на реке Амбарке, правом притоке реки Нейвы, на 7 км. Имя своё Южаково получило по фамилии переселенцев. Оно составилось из трёх смежных селений Южаковых: Старой, Новой (Маюровой) и Большой.
В 1777 году здесь были открыты копи самоцветов итальянцами Жаном и Валери Тортари. При ревизии населения в России в 1850 году во всех трёх селениях числилось чуть более 1000 человек.
«Население сеяло рожь, пшеницу, овёс, ячмень, часто горох и лён. Существовали и подсобные заработки: доставка угля в заводы Алапаевского округа, Нижнесалдинский и Надеждинский; добычей самоцветных камней в копях, расположенных в окрестностях села, занималось до 150 человек. Гранили самоцветы мужчины, женщины и дети.» (Кривощёков И.Я. Словарь Верхотурского уезда Пермской губернии. – Пермь, 1910)
Село пережило и создание колхозов, которых здесь было три, и совхоза, который в 90-е годы преобразовался в акционерное общество. Сегодня вместо совхоза остались только крестьянско-фермерские хозяйства.
На территории села находится средняя школа. Здесь обучается 140 учищихся. Коллектив учителей постоянный. Из 19 учителей 7 человек являются выпускниками этой же школы. Рядом со школой – детский дом. Кроме того, на селе есть детский сад, дом культуры и библиотека, поста и АТС, ФАП, 6 торговых точек, здание администрации.
История школы начинается с 13 октября 1887 года. Это была церковно-приходская школа, где преподавались Закон Божий, чтение, письмо, четыре действия арифметики.
Вместе с ветеранами школьники собрали материал об истории колхозов и совхоза, расположенных на территории села. 25 мая 2007 года на «Последнем звонке» учащиеся 11 класса подарили музею оформленный альбом «История Южаковского совхоза». В 2008 году медицинские работники-ветераны труда вместе со старшеклассниками и учителем истории Котовой Т.А. собрали документы об истории больницы и оформили альбом «История здравоохранения в селе Южаково». Так, в канун 60-летия Победы школьники приняли участие в поисках материала о тружениках тыла для составления III тома районной Книги Памяти. В 2005-2006 учебном году учащиеся занимались
Поиском фотографий бывших выпускников школы. Были собраны фотографии всех выпускников, начиная с 1953 года, в коридоре появилась новая экспозиция. Администрация села, совет ветеранов помогли достать стекло, рейки для рамочек.
Интересные экспонаты музея
20 марта 2007 года в нашем школьном музее появился новый экспонат – фотоаппарат «Фотокор-1». Его передал в дар музею Фетисов Максим Евдокимович. Фотоаппарат находится в рабочем состоянии.
Как же он попал к нам? Аппарат был выписан по почте отцом Максима Евдокимовича, Фетисовым Евдокимом Терентьевичем, в 1935 году из Ленинграда (подарок сыну за хорошую учёбу и помощь родителям).
До 1938 года это был первый и единственный фотоаппарат на селе. Многие снимки о жизни односельчан во время Великой Отечественной войны деланы именно этим фотоаппаратом. Осенью 1942 года, когда Фетисов Е.Т. был на фронте, сгорел его дом. Во время пожара старший сын Евдокима Терентьевича Максим находился на занятиях в школе в другом селе – Кайгородке (с Южаково в те годы была лишь начальная школа) и фотоаппарат взял с собой, чтобы сделать снимки жителей Кайгородки для отправки на фронт.
Прошли годы, долгое время Максим Евдокимович хранил подарок своего отца, но, узнав, что в Южаково открылся музей, подарил «Фотокор» школе.
Блюдо фарфаровое подарено школьному музею учителем Смирновой Людмилой Афанасьевной. Оно было приобретено её прадедом Никифоровым С.Е. на Нижегородской ярмарке в конце XIX века. Предмет изготоврен «Товариществом М.С.Кузнецова», поставщиком двора его императорского величества. Блюдо было недорогим и служило для подачи на стол пельменей, уральских пирогов и пр.
Стол покрыт скатертью, которую связала бабушка Смирновой Людмилы Афанасьевна Никифорова Е.С. в 1900 году для своего приданного. Скатерть связана крючком из хлопчатобумажных ниток.
Ткатский станок подарил школе председатель совета ветеранов Южаков Михаил Васильевич.
Есть среди экспонатов музея и старинная икона, самопрялки, журналы «Уральская новь» 1910 года. Одежда конца XIX – середины XX века, глиняная посуда.
Кержацкие сарафаны подарены ветеранами. Чёрные сарафаны до сих пор хранятся у бабушек, в них они молятся, когда кто-то из кержаков умирает.
Свидетельство об окончании церковно – приходской школы 1911 года хотела жительница нашего села подарить в Мурзинский музей, но, узнав, что открывается музей в нашей школе, принесла документ нам.
Рукописный альбом «Юность» знакомит нас со стихами учащихся 9-10 классов 60-х годов.
В коридоре размещены на стендах фотографии ветеранов Великой Отечественной войны и фотографии погибших солдат. Из 270 ушедших на фронт домой не вернулось 138 человек. Есть также стенд «Фронт и тыл».
Оформлен стенд «Ветераны – участники локальных войн».
Предварительный просмотр:
Стихи о Зырянке
Деревня Зырянка на речке Амбарке
Зырянку родную люблю я душою
Вечер встречи - 2017
Вечер встречи в Зырянке
Дачник в деревне
Предварительный просмотр:
Стихи о Южаково
Южаковская сосна
День села в Южаково
Зима в Южаково
Предварительный просмотр:
Стихотворение о школьном музее
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Наши самоцветы.
(беседа для учащихся в школьном музее)
В некоторых селениях Башкарской волости в конце XIX века группы бедняков объединялись в маленькие артели старателей, добывали станок, копали в ложках шахты, промывали песок и искали золото. Мечтали о самородке, который обогатил бы артель. Вечером при свете коптилки взвешивали добытые крупинки. Весы показывали доли золотника. Люди неудовлетворённо вздыхали, но утром снова копались в студёной грязи.
На краю деревни Старая Паньшина крестьянин решил поменять столб под амбаром. Копая яму, он нашёл странный камень серого цвета, волосатый. Понёс в пожарку, где сидели дежурный и приехавший из Петербурга человек, родом из Паньшиной. Посмотрев находку, приезжий произнёс: «Асбест». Потом увёз камешек в Петербург. Одна французская фирма хотела открыть рудник по добыче асбеста, но вскоре началась Первая мировая война, потом революция, и этим всё закончилось.
В Долгом березнике у Мурзинки более ста лет назад нашли графит. Нашли, поговорили и забыли.
А вот добыча самоцветов велась серьёзно. О мурзинских самоцветах пишут и говорят более ста лет. Ещё в 1668-м году близ Мурзинской слободы сын рудознатца Дмитрий Тумашев нашёл самоцветы: топазы, аквамарины, рубины. Царское правительство не проявило интереса к добыче самоцветов, работали в основном одиночки старатели. Крестьяне занимались поиском камушков в районе таких сёл и деревень, как Алабашка, Сизикова, Зарянка, Южаково, Сарапулка, Луговая, Маслянка, Путилова.
Краевед Соловьёв Николай Феонович, уроженец деревни Старой Башкарки, лично видел в этих деревнях у старателей камень-сырец, гранильные станки, видел и самих гранильщиков.
О мурзинских самоцветах и старателях в начале XX века писал известный в прошлом художник Алексей Кузьмич Денисов – Уральский. Художник лично побывал в наших местах, нарисовал некоторые шахты и старателей. Его рисунки даже были выставлены на выставке в Санкт-Петербурге, о чём говорится в книге-путеводителе по выставке «Урал и его богатство», издание 1911 года.
Писатель Павел Петрович Бажов в книге «Малахитовая шкатулка» тоже пишет о мурзинских самоцветах (сказ «Далевое глядельце»).
Писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк бывал в наших краях. В селе Южаково он навестил бывшую владелицу шахты на Ватихе по просвищу Самошиха. Ворота двора отворил писателю сын вдовы Пронька. Об этой поездке писатель оставил рассказ «Самоцветы». Мамин-Сибиряк не придал значения встрече с Пронькой. После смерти матери этот молодец не ограничился добычей аметистов на Ватихе. Он принялся скупать сырьё у старателей, организовал гранильную мастерскую, поехал в Сибирь и там скупал самоцветы. С обработанным материалом он отправился в Москву, где удачно поторговал. Кинулся в Питер, купил там дом, а до этого у него уже был дом в Екатеринбурге. Стал постоянным гостем в Европе. Уже стариком Овчинников Прокопий Самойлович, не приняв революции, уехал в Лондон. Теперь в селе Южаково никто и не знает, что был такой пройдоха (предприниматель).
В нашем селе жили и другие богатенькие любители камешков – Сергей и Василий Южаковы, но им до Прокопия Овчинникова было далеко.
Увлекательно о мурзинских самоцветах писал академик Александр Евгеньевич Ферсман в книге «Рассказы о самоцветах»: «В знаменитом районе Мурзинки прекрасные тёмные аметисты, приобретавшие кровавый оттенок при искусственном освещении, бесцветные и синеватые топазы, называемые горщиками тяжеловесами. Вместе с ними в гранитных жилах добывали дымчатые тёмные кварцы, и опытные горщики, чтобы придать им золотистый оттенок, научились осторожно прокалывать этот камень, зарывая его в золу или запекая в ржаном тесте. Камни часто гранились тут же в деревнях, на примитивных станках, частью увозились в Екатеринбург, где была сосредоточена главная ограночная промышленность» (Книга «Рассказы о самоцветах», М.:»Детгиз», 1952)
Только в районе Мурзинки добычей самоцветов занимались крестьяне 15 деревень. Начавшаяся Первая мировая война, революция остановили труд старателей и гранильщиков. Многие из рудознатцев умерли, другие состарились.
В одном из залов Нижнетагильского краеведческого музея демонтрируется карта Мурзинского самоцветного района и фотографии известных горщиков П.Южакова, А.Семенина, Д.Зверева. там же демонстрируются образцы мурзинских самоцветов.
В селе Мурзинка сегодня находится музей, где собрана уникальная коллекция минералов и драгоценных камней-самоцветов. Организатором и создателем этого музея был уважаемый в округе человек Иван Иванович Зверев, которые не только коллекционировал камни, но и был мастером по их обработке. В селе Южаково работал гранильный мастер Абрам Васильевич Шибаев, родом из деревни Корниловой.
Предварительный просмотр:
Уральский Иерусалим. Архивы вновь открывают свои секреты.
Село Южаково. Для многих это название не скажет ничего, хотя не так давно оно было местом притяжения сотен уральских староверов. Стекались сюда из деревень в церковь, тут служил священник, окормлявший староверов Алапаевского, части Нижнетагильского, Режевского и Невьянского районов.
В советские годы власть уничтожила церковь и общину, ликвидировала почти все документы, хотя крохи их чудом остались в областном государственном архиве. Мы съездили в село, пообщались с главой, с людьми и выяснили – память о старообрядцах тут хранят, как зеницу ока.
О том, что Южаково когда-то было заметным центром Старой Веры, я узнал от Екатерины Григорьевны Бачининой, старожила села Арамашево. Сама она, правда, не старообрядка, но о хранителях «древней веры» отзывалась уважительно и рассказала, как ее односельчане-староверы ездили в Южаково – на праздники, исповедаться, ребенка окрестить.
Погост - место встречи местных староверов
…Если ехать из Екатеринбурга через Реж, а затем в сторону Алапаевска через село Липовское, деревни Фирсово, Мостовая, Кайгородское, Корниловой, то часа через полтора попадаешь в Южаково.
Кресты — типично старообрядческие
Обживали эти места старообрядцы, а основание села совпадает по времени со строительством первых железоделательных заводов на Урале в начале XVIII века. Первопоселенцы-староверы построили себе деревянную часовенку. Они занимались хлебопашеством, скотоводством, владели ремеслами — от производства стекла, зеркал и пимокатанья до скорняжного дела и выпечки хлеба.
Особенно южаковцы славились своими пряниками. Кондитерское дело было семейным, работали все – жены, снохи, дочери. И по сей день секреты староверов-хлебопеков и кондитеров передаются тут из поколения в поколение.
Большое красивое село раскинулось вдоль реки Ямбарка, притока реки Нейва, километров на пять. Можно себе представить красоту, величавость и богатство этого кержацкого села в начале XX века. Не случайно было оно своеобразным «Иерусалимом», куда сходились паломники-староверы поклониться и помолиться лику иконы особо почитаемой в этих местах Святой Преподобной Параскевы.
До наших дней история ее появления в селе Южаково не дожила, равно как и сама икона, но известно, что при нужде лик с благоговением переносился в окрестные села. Например, ее перевозили из села Кайгородское в деревню Мостовую, затем в Южаково, Мурзинку, в Петрокаменское.
Св.Параскеву чтут в этих краях, а это — народный ее вариант
После 1917 года следы иконы Святой Преподобной Параскевы теряются. Единственный лик ее, как и лик святого Антония Печерского, сохранился в виде народной иконы в церковном здании поселка Мурзинка, в минералогическом музее — этот населенный пункт знаменит своими самоцветами, и расположен между селами Петрокаменское и Нейво-Шайтанское, на параллели Нижний Тагил – Алапаевск.
В Южаково о древлеправославной вере помнят. Гордость за предков и уважение к их памяти чувствуются в беседах с селянами: и с директором школы, и с простыми людьми, и с представителем власти.
— На старообрядцах все село держится, — говорит глава местной власти Виталий Акулов, мужчина лет тридцати пяти, и с сожалением вздыхает. — Хотя в селе теперь нет ни церкви, ни часовни, где бы звучали древние молитвы. Таковы последствия деяний советской власти.
Но ухоженность тут во всем: и в старообрядческом кладбище в сосновом бору, и в общей опрятности сельского быта. Что же мешает одной из действующих общин Старообрядческой Церкви протянуть руку помощи этим людям?
В школьном музее — экспозиция о прошлом села, в том числе и по истории местного старообрядчества. И вот самое поразительное – школьный стенд во всю стену с фотографиями бородачей – старообрядцев с орденами и медалями, защищавшими в годы Великой Отечественной войны с оружием в руках «За Веру и Отечество».
Маленький музей — большие ценности
Музей создавала школьный учитель села Вера Козинова при активном содействии директора школы Елены Воронцовой. Экспозиция поделена на несколько частей: промыслы, творчество, быт и культура, религия и духовность. А если принять во внимание, что население современного Южаково на 90 процентов – прямые потомки староверов, то есть ни чего сюда до сих пор не привнесено искусственно, то вся экспозиция – это сохраненная история села. И – память о героях-воинах.
…С этих фотографий глядят на нас целые семьи старообрядцев — как жили они семейно, так семьями и Родину защищали. Внуки, правнуки – теперешние школьники каждый день проходят под пытливыми и строгими взглядами своих дедов и прадедов-староверов, и нет среди южаковской молодежи «Иванов, не помнящих родства».
А чтобы связь духовная во времени не прервалась, глава местной администрации, реально готов оказать любую посильную помощь тем, кто пожелает начать развивать здесь духовность, а мечтаем он о том, чтобы в селе засияла куполами старообрядческая церковь, и полетел над округой колокольный звон…
В Южаково и земельный участок с намоленным местом есть.
Сегодня поляна с одуванчиками, а раньше тут была церковь. Место свободно!
Есть еще на Среднем Урале осколки духовности и бережное отношение к историческому наследию. Мне хочется еще раз побывать в этом селе, поговорить с людьми, послушать их рассказы, и помочь им хотя бы словом, ведь на их плечах и на плечах их детей будет лежать возрождение древлеправославной веры. А мы поддержим…
Сергий ПАНОВ
Фоторепортаж автора
Южаково – Реж
Приложение «На горах» к газете «Община», № 4 (31), июль, 2012
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История села - часть истории района
Сценарий театрализованного мероприятия "Уголок России - наш Бирюч"....
История села Овчинец Суражского района Брянской области
В данной работе содержатся исторические сведения о селе Овчинец и основании в ней школы. В работе используются материалы школьного архива....
Исследовательская работа "История села Елховки Шатковского района" в номинации "История малой Родины"
Цель: изучение родного края на примера села Елховки Шатковского района Нижегородской области...
Историко-краеведческая игра «Памятники истории и культуры Пестречинского района».
А.С. Пушкин писал: Два чувства дивно близки нам. В них обретает сердце пищуЛюбовь к родному пепелищу,Любовь к род...
Бессмертный полк с.Южаково Пригородного района Свердловской области
Персональная информация о ветеранах Великой Отечественной войны из села Южаково Пригородного района Свердловской области...
Краеведческая Викторина по истории села Киверичи
История своей маленькой Родины- это частичка истории большой страны, память предков, воспитание чувства патриотизма и любви к своей семье, к близким. Предназначена для проведения между обучающимися 5 ...