История села - часть истории района
методическая разработка по теме
Сценарий театрализованного мероприятия "Уголок России - наш Бирюч".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_sela_-_chast_istorii_rayona.doc | 47 КБ |
yubiley_sela.ppt | 2.16 МБ |
yubiley_sela-yubiley_svadby.ppt | 2.8 МБ |
Предварительный просмотр:
/ Сцена состоит из 2 частей: 1 часть – изба, печка, стол и др. утварь домашнего обихода; 2 часть – воспоминания героев./
Звучит голос:
Хорошеет село Черноземья,
Где родился и где я живу.
И люблю так его до самозабвенья,
Что на город большой не сменю.
Мне в степной стороне жить привольно
И вести по-крестьянски дела.
Здесь при встрече желают здоровья
Каждый житель большого села.
Год от года оно хорошеет.
Как грибы вырастают дома,
Хорошеет село Черноземья,
Хорошеет моя сторона. (В. Фуфаев)
(Приложение)
( Стол. Входят дети, садятся за стол. Бабка у печки. Дед на печи.)
Внук: Дед, а дед, расскажи, почему наше село называется Бирюч, мы задание такое получили в школе.
Дед: И..., внучек, непростой вопрос ты мне задал. Мне мой дед рассказывал, а ему его матушка сказывала о том, как они переселились из Верхней Тишанки на это безлюдное место. Говорила, что их сюда за недоимки выслали. Первые дворы появились в восточной части села, на Городке, их было 6-9 дворов. А было это в 1851 или 1854 году... Первая версия названия села пошло от названия оврага, в котором водились волки, их называли бирюками. Вот и зовут наше село Бирюч...
Внучка: Об этом нам учительница рассказывала, а говорят наша область подвергалась нашествиям татар.
Дед: Татары, али нет, я не знаю. Но слово ведь оно как: бирюч – бирич. Вот и думай, что оно значит. Коли не волки, так глашатый, объявлявший чью-то волю.
Внук: А храм или церковь были в селе?
Бабка: Да, храм был, деревянный, носил имя святого покровителя Николая – Никольская церковь. Каждое воскресенье и по великим праздникам из Троицкого храма батюшка на подводах ездил к нам на богослужения. А позже в селе был уже свой священник и псаломщик, которые получали жалование от прихожан и жили в построенных для них деревянных домах. Жил в нашем селе Никита Афанасьевич Фуфаев. Сын крестьянина, имущества не имел никакого, в школе не обучался, был церковным старостой и известным лекарем, к которому ехали за помощью со всей округи.
Был такой случай: на село напал большой мор, люди погибали целыми
семьями. Тогда лекарь пообещал остановить эпидемию. Взяв икону, с молитвами несколько раз обошел вокруг Никольской церкви, и пообещал: после этого умрут всего лишь двое. Так и вышло. Его даже наградили серебряной медалью.
Ох, а как в деревне праздновали «никольщину». Это был семейный праздник, приглашали в гости родственников, соседей, праздновали дня 3-4.
/Входят в дом гости. Рассаживаются. Угощаются./
/Исполняется песня «Тонкая рябина». Исполняют частушки (см. Приложение)
Бабка: Моя матушка сказывала, что целая улица сгорела, ведь на ней все дома стояли окнами к пруду, а не к церкви. Как произошел пожар
никто не знает, кто-то говорил, что загорелся один дом, а за ним и другие, ведь дома были покрыты соломой и быстро все сгорело. А были и те, кто говорил, что поджег батюшка, чтоб избы повернули окнами к церкви.
Внучка: А что же с храмом произошло?
Дед: В 1936 году храм разрушили, а материал использовали для строительства семилетней школы, она и сейчас стоит на том же месте, и я в неё ходил и батька твой, а тебе вот посчастливилось в новой учиться.
Внук: Дед скажи...
Бабка (перебивает): Хватит вам, скажи, скажи. Садитесь за стол, у меня все готово.
(Дед слазит с печки, дети балуются за столом.)
Дед: Вопросы задаете умные, хорошие, историей интересуетесь, прошлым, а вести себя за столом не умеете.
(Дед грозит ложкой. Дети успокаиваются. Все едят.)
Внук: Дед, говорят, что кулаки в селе водились.
Дед: Да какие там кулаки. Работяги...
(Сцена 2)
/В дом входят люди в кожаных куртках, фуражах, кричат./
Военный: Давай, выводи корову и лошадь.
Мужик: Помилуйте, господин хороший военный, тьфу, товарищ военный. Чем же я буду кормить ребяток. Ведь у меня их семеро по лавкам.
Военный: Указ слыхал, на (тычет мужику бумагу в лицо). Все сдать в колхоз, кол-лек-ти-ви-за-ция. А кто не сдаст, будем раскулачивать и ссылать.
Мужик: Я в артель записался, работаю, как все, за что ссылать-то?
Военный: Долговых, Жарковых, Ильинских, Фуфаевых, Козырь тоже говорили, что не кулаки, ничего не сдали. То-то же оно (грозит
пистолетом).
(Плач, крик.) (Дед спит. Похрапывает на печке.)
Внук: Дед, а дед, ты что, спишь? Что ж раскулачили деда-то?
Дед: Все отдали, голодали они долго, ведь в колхозе-то ничего не платили, а кормилица Зорька сдохла, больно добрая была, скучала, наверное, и сдохла. Эх-хо. Я-то чуть позже родился, вот и выжил. А братья и сестры мои с голода померли.
Внук: А в войну как жили? Расскажи, дед.
Дед: Жили, работали, внучек, и вдруг – как гром среди ясного неба...
(Сцена 2)
/Девочка и мальчик бегают, играют. Звучит сообщение Советского информбюро о начале войны. У девочки в руках лопается шарик. Звучит музыка «Священной войны». Отец собирается на войну, мать плачет, мальчик тоже собирается, вооружается игрушечным пистолетом. Отец его останавливает./
Отец: Сынок, ты остаешься вместо меня, за старшего. Защищай сестру и маму.
/Мальчик возвращается, подходит к маме, которая сидит на стуле. Стоят рядом с матерью./
Голос за сценой: Отца забрали на войну.
...Мальчишка – шпингалет,
Но враз прибавила ему
Война так много лет.
Мальчик:
Так что же, мать?
Так, значит, мать,
Я в доме голова?
Ты начинай белье стирать,
А я - колоть дрова!
Ты говоришь:
Дровец чуток
Осталось.
Так и быть,
Продай слона (протягивает),
Продай свисток!
Без них ведь можно жить!
Продай матроску, говорю!
Теперь не до тряпья.
Ты только, мама,
Не горюй!
Не брошу я тебя! (А. Брагин)
/Мама берет детей за руки, они прижимают игрушки к себе, уходят./
Дед: Помню, как провожали мужей, сынов, отцов, братьев, а еще помню – похоронки. Приходили они чаще, чем письма. Дядька мой – Петр Дьячков, в одной части служил с Александром Матросовым, участвовал в бое за деревню Чернушки Псковской области.
Я знаю, никакой моей вины в том, что другие не пришли с войны, речь не о том, но все же, все, все же...
Внучка: Дедушка. А когда в селе свет появился. Учительница рассказывала, что в нашем селе у одних из первых. Правда?
Дед: Да. В тот год селяне сдали много молока, за это были премированы дизелем, который сняли с корабля...
(Сцена 2)
/ За столом сидят мужики./
1-й: Слыхали, мужики, говорят обещанный нам дизель хотят оставить у себя начальники в Боброве. Надо телеграмму писать, товарищу Маленкову. Пиши Петр.
2-й: Что писать-то?
Товарищу Маленкову. Обещанный дизель не получили. Труженики колхоза «Дружба».
1-й: Ну, Петр Юдин. Возвращай колхозное имущество. Нам позарез как нужен этот дизель, ведь говорят все, ох как хорошо. Я у сына в городе был, красота. Не то, что раньше бывало. Вон радио есть, а других прелестей нет. Тебе как бывшему фронтовику это под силу. И телевизор появится в селе.
2-й: А что это такое?
1-й: Увидишь, как свет будет. Можно не только слышать, но и видеть кто говорит, и кино дома смотреть по вечерам.
Дед: Да, кажется вчера все было. А нынче вон как всё. Мы много работали, чтоб вам внучек жилось лучше, чем нам. Только вот никто сейчас не хочет оставаться в деревне-то.
Тяжело говорят. А где легко-то? Разве нам легко было? Кто хлеб растить будет, коров доить, мясом государство обеспечивать? То-то и оно. Не знаем мы ответа с тобой? Может кто подскажет?
Ученик читает:
Поставьте памятник деревне
На Красной площади в Москве,
Там будут старые деревья,
Там будут яблоки в траве.
И покосившаяся хата
С крыльцом, рассыпавшимся в прах,
И мать убитого солдата
С позорной пенсией в руках.
И два горшка на частоколе,
И пядь невспаханной земли,
Как символ брошенного поля,
Давно лежащего в пыли.
Пусть рядом встанут дети,
Что в деревнях еще растут.
Наследство их на белом свете -
Все тот же черный рабский труд.
Присядут бабы на скамейку,
И всё в них будет, как всегда, -
И сапоги, и телогрейки,
И взгляд потухший ... в никуда.
Ломали кости, рвали жилы,
Но ни протестов, ни борьбы.
Одно лишь «Господи помилуй!»
И вера в праведность судьбы.
Поставьте памятник деревне,
Чтоб показать хотя бы раз
То, как покорно, как безгневно
Деревня ждет свой смертный час.
(Н. Мельников)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История села Овчинец Суражского района Брянской области
В данной работе содержатся исторические сведения о селе Овчинец и основании в ней школы. В работе используются материалы школьного архива....
История села- в истории страны.
Исследовательская работа учителя и учеников об истории села Уржум....
История села- в истории страны.
Исследовательская работа учителя и учеников об истории села Уржум....
История села- в истории страны.
Исследовательская работа учителя и учеников об истории села Уржум....
Путеводитель по центральной усадьбе села Верх-Мильтюши. История села в истории людей.
Путеводитель по центральной усадьбе села Верх-Мильтюши. История села в истории людей...
Исследовательская работа "История села Елховки Шатковского района" в номинации "История малой Родины"
Цель: изучение родного края на примера села Елховки Шатковского района Нижегородской области...
Краеведческий материал по истории села Южаково Пригородного района
КРАЕВЕДЕНИЕ - наука, научно -популяризаторская деятельность, а также форма общественного движения, направленная на комплексное изучение своего края и распространение знаний о нем, осуществляемая преим...
Комментарии
Спасибо Вам, очень интересный