конспект уроку Духовный подвиг русского воинства
презентация к уроку по краеведению (7 класс) по теме
Конспект к уроку "Духовный подвиг русского воинства"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehkarta_duhovnyy_podvig_7_klass.docx | 35.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока кубановедения «Духовные истоки Кубани»
Класс 7
Учитель Фролков В.Д.
Дата (четверть) – 4 четверть
УМК: В.Н. Терехбратов «Кубановедение» 7 класс
Тема:Духовный подвиг русского воинства
Тип урока: комбинированный урок
Результаты:
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- личностное самоопределение, - ценностно-смысловую ориентация учащихся - нравственно-этическое оценивание | - формулировать собственное мнение, - осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения - работать в группе | - овладение приёмами анализа исторического события , документов, -постановка проблемного вопроса или проблемной ситуации, побуждающий у учащихся интерес к поиску ответа в ходе работы с дополнительным материалом. |
Формируемые УУД | |||
Личностные | Коммуникативные | Познавательные | Регулятивные |
Формирование: - целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, духовным ценностям кубанского казачества; - готовности и способности вести диалог с другими людьми; - достигать в нем взаимопонимания | Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее; - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задавать вопросы, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество); - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; - допускать возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера; - ставить и формулировать проблему урока, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; - ориентироваться в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирать наиболее эффективные из них; - использовать современные ЭОР и мультимедийные средства для решения познавательных задач | Формирование способности понимать и проявлять свои чувства посредством слова;-умение структурировать знания принимать и сохранять учебную задачу,-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и алгоритм действий; - принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
Оборудование:
Компьютер, интерактивная доска,электронная презентация
Этап урока | Форма работы | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | ||
I. Самоопределение к деятельности, целеполагание. Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы. | Беседа | Сформулируйте цель урока, исходя из того, что вам уже знакомо. Используйте опорные слова:
| Организует уч-ся к уроку через проблемную беседу Учитель: Казачество во все времена было преданно Родине, готово защищать её интересы. Родина и вера для казака всегда были неразделимы. На протяжении веков казаки охраняли рубежи России, составляли наиболее боеспособные подразделения. Им доставались самые трудные и ответственные участки в боях и сражениях. Чтобы выжить и победить, нужна была крепкая сила сплочения казаков. Таковой была христианская вера. Кто считает, что время героев прошло? - В нашей повседневной жизни есть место подвигу? - О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (слайд 1) | Настраиваются на плодотворную работу Самостоятельная формулировка учащимися темы урока Учащиеся отвечают на вопросы Ученики: о вере казаков, о значении небесных покровителей казачества, о подвигах русских воинов | Личностные: Мотивация к учебной деятельности, желание учиться, проявление интереса к изучаемому предмету. Познавательные: Самостоятельное выделение и формулирование темы и цели | ||
II. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности | Работа в группах | Каждой группе раздаются конверты, в которых на листах начало и окончание пословиц | Учитель: Прочитайте записанные на листочках начала пословиц, подберите к ним окончания(по 6 пословиц) Жизнь дана… (на добрые дела) Кто храбро сражается в бою,… (тот честно защищает Родину свою) Тот герой, … (кто за Родину стоит горой) Умелый воин не … (дрогнет в бою) За край родной иди … (бесстрашно в бой) Чужой земли не хотим, … (но и своей не отдадим) | Учащиеся выполняют задание, группа первой справившаяся с заданием наиболее правильно признается лидером | Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний. Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Личностные: проявляют самостоятельность в поиске решения задачи Коммуникативные: умеют слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы. | ||
III. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | Эвристическая беседа, работа с ЭОР | Учитель:Среди православных святых было много воинов. - Назовите имена христианских святых воинов и героев, прославивших наше Отечество. (слайд 2) - Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в городе Переславле-Залесском. (слайд 3) Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища. В этот грозный час Промысел Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра — великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской. (слайд 4) Воспользовавшись нашествием Батыя, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества. Первыми были шведы. Множество кораблей подошло к Неве под командованием Биргера. Св. Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии. Архиепископ Спиридон благословил Св. князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные — на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!» «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем». За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 г., народ назвал св. Александра Невским. (слайд 5) Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241г. молниеносным походом св. Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. В 1242 г. зимой он освободил Псков, а 5 апреля дал Тевтонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера. Крестоносцы были полностью разгромлены. Имя св. Александра прославилось по всей Святой Руси (Сл.6) Св. Димитрий Донской родился в 1350 году, воспитывался под руководством святителя Алексия Московского. Христианское благочестие святого князя Димитрия сочеталось с его талантом выдающегося государственного деятеля. Он посвятил себя делу объединения русских земель и освобождению Руси от татаро-монгольского ига. Собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, св. Димитрий просил благословения у преподобного Сергия Радонежского. Старец воодушевил князя, направил ему в помощь монахов-схимников Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю). (Сл.7, 8) За победу на Куликовом поле (между реками Доном и Непрядвой) в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы князь Димитрий стал именоваться Донским. Он устроил Успенский монастырь на реке Дубенке и создал храм Рождества Пресвятой Богородицы на могилах павших воинов. Святой Димитрий преставился ко Господу 19 мая 1389 года, был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. (сл. 9) В августе 1785 года в Севастополь из Херсона на 66-пушечном линейном корабле “Святой Павел” прибыл капитан первого ранга Феодор Ушаков. 11 августа 1787 года Турция объявила войну России. Для ведения боевых действий были развернуты две армии: Екатеринославская под предводительством генерал-фельдмаршала Г.А. Потемкина-Таврического и Украинская генерал-фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского. На первое время им предписывалось лишь охранять российские границы и только Севастопольскому флоту было велено действовать решительно. Вскоре произошла первая генеральная баталия. Турецкий флот насчитывал семнадцать линейных кораблей и восемь фрегатов, а в русской эскадре, авангардом которой командовал капитан бригадирского ранга Феодор Ушаков, было всего два линейных корабля и десять фрегатов. 29 июня 1788 года противники обнаружили друг друга и, находясь во взаимной близости, старались занять выгодную позицию и сохранить линию баталии. Но 3 июля у острова Фидониси бой стал неизбежен. Турецкий флот всей мощью своей линии стал спускаться на русские корабли. И тут авангардный отряд Ушакова, “употребив старание и искусство”, прибавил парусов и решительным маневром лишил возможности командующего турецким флотом Эски-Гассана охватить русские корабли и взять их на абордаж. Вместе с тем Ушаков отрезал от основных сил два передовых турецких корабля. Те, в свою очередь, обнаружив свое гибельное положение, не дожидаясь никакого сигнала, бросились спасаться бегством “с великой поспешностью”. Эски-Гассан вынужден был пуститься вдогонку своим кораблям. Победа была за русской эскадрой. | Ученики: Святой благоверный князь Дмитрий Донской, Святой Александр Невский, Федор Ушаков . | Познавательные: - самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера; - ставить и формулировать проблему урока, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; - ориентироваться в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирать наиболее эффективные из них; Регулятивные: - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществлять пошаговый контроль; - принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Коммуникативные: -формулировать собственное мнение и позицию, аргументируют ее; - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задавать вопросы, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество); - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; Личностные: - выражать адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявлять устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения; - определять внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимать необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; | |||
Работа по теме урока | Работа в группе Компетентностно- ориентированное задание. Работа с информацией Интернета | Защита опережающего группового задания, связанного с подготовкой презентации | Слова учителя: “Каждая рабочая группа получила опережающее задание- презентовать материал о одном из подвижников земли русской. Задания выполнялись в виде презентации. Давайте посмотрим, что удалось сделать каждой группе. | Учащиеся представляют презентации 1 группа – святой праведный Иоанн Русский 2 группа – полковой священник кубанского казачьего войска –К. Образцов 3 группа – о духовном подвиге Е. Родионова | Коммуникативные: уважают всех участников диалога, контролируют действия друг друга. Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников. Познавательные: выделяют необходимую информацию, анализируют, сравнивают, делают выводы. Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося | ||
IV. Физминутка | Проходит зарядка для глаз под релаксирующую музыку | Закрыли, открыли глаза, посмотрели вправо, влево | Учитель показывает и комментирует порядок выполнения упражнений | Выполняют физминутку | Регулятивные Личностные | ||
Закрепление знаний | Тестирование на закрепление изученного материала |
| Слова учителя: “Давайте подведем итоги. Что же включает в себя понятие “духовный подвиг человека”? Встречаются ли в современной жизни люди, которые прошли сложный путь духовных исканий? Приведите примеры. Молодцы, ребята! - Закрепим знания, полученные на уроке (сл. 10) | Предполагаемый ответ учащихся: “Составляющими нравственного подвига являются: служение людям, служение Богу и служение самому себе. Таких ярких личностей, как А. Невский, Д. Донской, Ф. Ушаков, к сожалению, нет сегодня. Но это не значит, что понятие “нравственный подвиг” утратило свою актуальность. Каждый человек способен к нему и каждый должен стремиться к духовному самосовершенствованию через нравственный подвиг. Пример Евгений Родионов | Познавательные: - ориентироваться в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирать наиболее эффективные из них. Регулятивные: - определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и алгоритм действий. Коммуникативные: -договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Личностные: - развитие умения высказывать свое отношение, выражать свои эмоции. | ||
V. Подведение итогов, рефлексия | Продолжите предложение: Сегодня я повторил(а), (что?) Сегодня я научился(лась)…. Я не совсем понял(а)… Как я оцениваю свою работу на уроке? | Организует работу | Делают вывод о том, что такое духовный подвиг, ратный подвиг русского воинства | Коммуникативные: полно и грамотно выражают свои мысли. Регулятивные: осознают важность приобретения новых знаний. Познавательные: оценивают процесс и результаты своей деятельности. Личностные: осознают важность полученных знаний, развитие умения высказывать свое отношение, выражать свои эмоции. | |||
VI. Домашнее задание | Составить синквейн о духовном подвиге любого героя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовный подвиг русских воинов
Наши духовно-нравственные воинские традиции едины как для русской армии прошлых веков, так и для современной Российской армии.На протяжении столетий русский воин был тем же пахарем на ниве...
Программа элективного курса "Духовный подвиг русской женщины"
Цель курса: приобщение учащихся к ценностям духовной культуры, формирование нравственных ориентиров, развитие познавательной самостоятельности, развитие лингвистической и коммуникативной компетенций.З...
Уроки духовного подвига
Преподобный Сергий Радонежский - духовный пастырь Земли Русской...
урок Геройский подвиг русского народа в Отечественной войне
Урок по творчеству М.Ю. Лермонтова. Знакомство со стихотворением "Бородино"...
Конспект урока памяти подвига Зои Космодемьянской
Цель занятия: развитие патриотического воспитания обучающихся на примере истории личности и подвига Зои Анатольевны Космодемьянской....
Конспект урока памяти подвига Зои Космодемьянской.
Цель занятия: развитие патриотического воспитания обучающихся на примере истории личности и подвига Зои Анатольевны Космодемьянской....
План-конспекта урока «Двенадцать подвигов Геракла. Яблоки Гесперид»
План-конспект урока «Двенадцать подвигов Геракла. Яблоки Гесперид»...