урок Геройский подвиг русского народа в Отечественной войне
учебно-методический материал (5 класс)
Урок по творчеству М.Ю. Лермонтова. Знакомство со стихотворением "Бородино"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок | 33.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по ФГОС. Литература.
5 класс. «Бородино. Геройский подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 года».
Тип урока: « «открытия» новых знаний, обретение новых умений и навыков.
Методы: эвристический, объяснительно-иллюстрированный, исследовательский .
Модель обучения: базовая (5 класс, три часа литературы в неделю).
УМК: учебник « Литература 5 класс» авторы: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев, Москва «Русское слово» - учебник,2013г.
Цель урока: формировать интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова, к его произведениям, которые отражают важные события из истории нашей страны, на примере текста стихотворения «Бородино» формировать представления учащихся о геройском подвиге русского народа в Отечественной войне 1812года.
Задачи:
Образовательные:
- показать историческое значение события, изображенного в произведении;
- научить анализировать литературное произведение, отвечать на вопросы, создавать монологическое высказывание на заданную тему;
- Развивающие:
- развивать логическое мышление, коммуникативные умения познавательный интерес учащихся;
- развивать умения анализировать, сопоставлять, обобщать прочитанное;
- развивать умение формулировать тему и цель урока.
Воспитательные:
-воспитание бережного отношения к слову;
-воспитание патриотических качеств личности;
-создание благоприятной атмосферы в детском коллективе;
Планируемые результаты:
предметные:
- воспитание квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных высказываниях, создавать развернутые монологические высказывания;
метапредметные: ученик научится соотносить содержание литературного произведения с определенной исторической эпохой, с произведениями изобразительного искусства, развивается умение работать индивидуально и в группе, умение корректировать свои действия
регулятивные: целеполагание, планирование, саморегуляция, выявление и осознание обучающимися того, что усвоено и что еще нужно усвоить
личностные: активизация размышлений учащихся о героизме, ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, развивать самостоятельность и личную ответственность за результаты своей деятельности.
Используемые технологии: технология проблемного(подводящего) диалога ,технология развития критического мышления, технология смыслового чтения,технология сотрудничества
Средства обучения:
-портрет М.Ю. Лермонтова,
-картина П.Е. Заболотского, «Старый солдат»,
-компьютер,экран
-портреты М. Кутузова и Б. Наполеона.
-документальный фильм «Бородино. Война 1812 года.» (эпизод)
Организационные формы:
Беседа, фронтальная, групповая работа
Ход урока
Мотивация. Актуализация знаний.
- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас сегодня на уроке литературы. Пусть у всех вас все будет хорошее настроение и желание обогатить себя новыми знаниями. Надеюсь на вашу поддержку, полагаю, что работа на уроке будет интересной и плодотворной. Сегодняшний урок мы посвящаем павшим нашим воинам на полях всех сражений,- тем, кто ценой собственной жизни отстоял честь и независимость своей Родины. Предлагаю вам мысленно перенестись назад, в эпоху начала 19 века, а точнее в 1812год.Для этого обратимся к просмотру эпизода фильма(отрывок Бородинского сражения из фильма режиссёра С.Бондарчука «Война и мир»)
-Чем знаменателен этот год ?
-Почему он вошёл в историю?
- С творчеством какого русского поэта этого периода мы познакомились на прошлом у
С древности на Руси ходят легенды, сказание о храбрых богатырях, на уроках литературы мы знакомимся с былинами, прославляющими подвиги защитников земли русской.
Богатырь стал воплощением идеала мужественного, преданного Родине, народу человека. Его не страшат несмертные силы врага, не страшит даже сама смерть.
О славных подвигах богатырей пели русские женщины над колыбелью своих детей, перо художника точно и ярко создавало образы. Их имена звучат на устах нашего народа и поныне. Русские богатыри всегда защищали границы нашей Родины. Так было много лет назад.
Шли годы. Как и раньше, рожь поспевала на полях, журавли разрезали лазурное небо, хрустальные капли росы блестели на мягкой траве. И вместе с ароматом набухающих почек вдыхал человек любовь к своей земле.
Но наплыли на небо свинцовые тучи, заволокли солнышко красное. Беда пришла на землю русскую. Вашему вниманию я предлагаю просмотр эпизода (кадра) из фильма (демонстрация эпизода из фильма режиссёра С.Бондарчука «Война и мир»)
ССЫЛКА:https://www.youtube.com/watch?v=YG888Dagnuc
-Какое историческое событие легло в основу этого фильма?
Историческая справка.
Группа «Историки»:
1 историк.
Шел 1812 год. Огромная французская армия под командованием императора Франции Наполеона Бонапарта вторглась в Россию. Угроза нависла над нашей страной. На литовских, на белорусских, на русских дорогах загремели французские барабаны. Под натиском врага русская армия долго отступала(эпизод фильма).
И Гродно пар, и Витебск пал и Смоленск пал. Основной удар Наполеон решил направить на Москву. Он говорил: «…если я займу Москву, я поражу Россию в самое сердце».
2 историк.
Наполеону не удалось окружить и уничтожить русскую армию. Он встретил сопротивление не только армии, но и всего русского народа.
Главнокомандующем русской армией был назначен Михаил Илларионович Кутузов. В тот момент он понимал, что отступать нельзя – позади Москва. У села Бородино, в 110 км. от древней столицы, он решил дать французской армии генеральное сражение. Крупнейшее сражение началось 26 августа 1812 года в 5.30 утра (эпизод фильма).
Именно здесь была сломлена мощь доселе непобедимой армии.
-Как вы думаете, благодаря чему русская армия одержала победу над французской в ходе этого сражения?
-Какие качества русские солдаты при этом проявляли? (бесстрашие, смелость, отвагу, безграничную любовь к своей Родине, готовность русских солдат вступить в сражение, умереть за свою Родину).
А что же такое героизм? Что такое геройство? Кто такие герои?
А теперь обратимся к толковому словарю русского языка С.И.Ожегова и уточним значение этих слов. (По Ожегову: героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке. Геройство – героическое поведение. Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.)
Учитель. Ребята, а теперь скажите из того, что мы с Вами узнали в начале урока, какой будет тема нашего занятия? А какой будет цель нашего урока?
Учитель:
Бородинскому сражению - важнейшему эпизоду Отечественной войны – и посвятил свое стихотворение М.Ю. Лермонтов, назвав его кратко и выразительно – «Бородино».
4.Открытие новых знаний
Группа «Литераторы»:
1 литератор.
М.Ю. Лермонтова всегда интересовала история, он изучал ее. Тема Бородинской битвы занимала его еще в 1830 – 1831 гг. Воспоминания, рассказанные ему отставным солдатам в Тарханах, дедом Афанасием, Артиллеристом – гвардейцем помогли поэтому написать стихотворение «Поле Бородина». Лермонтов писал его так, словно сам был участником битвы.
Учитель:
Как – то раз М.Ю. Лермонтов вспомнил картину Петра Ефимовича Заболотского это был портрет унтер-офицера лейб-гвардии Московского полка гренадера Андреева, написанный в полный рост. Гигант в щеголевато пригнанной солдатской форме сидит, небрежно расставив ноги в белых брюках и придерживая поставленное между ног ружье со штыком.
На земле - тяжелый ранец с широкими белыми ремнями. На груди Андреева три медали, на рукаве - нашивки за ранения. Лицо его морщинисто, умно и сурово. Это ветеран, прошедший все войны за последние двадцать пять лет. Конечно, воевал он и в 1812 году - был в Бородинском сражении.
Лермонтов не просто видел эту картину - он был свидетелем работы художника над ней.
Пока художник писал, Лермонтов беседовал с унтер-офицером, происходившим, как оказалось, из пензенских мужиков.
Вот тогда – то поэт решил вновь обратиться к тебе Бородина и показать, что истинны герой Отечественной войны – простой солдат.
Достав свое «Поле Бородина», стал писать его заново. И как же оно развернулось! Какой глубокой жизнью стало оно дышать — ни одного слова зря или невпопад. Стихотворение «Бородино» М.Ю. Лермонтов написал в 1837 году, к 25 летней годовщине Отечественной войны 1812 года.
Лермонтов отлично представлял себе расположение войск на Бородинском поле и, зная ход событий, точно воспроизвел важнейшие эпизоды исторической битвы.
Выразительно чтение стихотворения «Бородино» учащимся(подготовленным)
5. Первичное закрепление
Ребята, стихотворение описывает сражение ,которое происходило более 200 лет назад. В данном тексте встретились слова не совсем нам понятные. Мы сейчас с вами узнаем, что обозначают они. У вас на столах лежит конверт, в котором находятся определения. Вам нужно внимательно прочесть их, сопоставить с картинками, лежащими в другом конверте. Так вы узнаете значение этих слов.
Лексическая работа
Редут - полевое укрепление.
Картечь – артиллерийский снаряд, предназначенный для поражения противника на близком расстоянии.
Сеча – сражение, битва.
Лафет – станок, на котором укрепляется ствол артиллерий, орудия.
Бивак – стоянка войска под открытым небом.
Кивер – высокий круглый военный головной убор из твердой кожи.
Хват – удалой, смелый человек.
Улан, драгун – так называли солдат кавалерийских частей в дореволюционной армии.
Басурманы– здесь: враги
6.Физминутка
7.Работа с текстом
Учитель:
Ребята, вы обратили внимание на то, что стихотворение построено в форме разговора молодого и старого солдата (диалога), который затем переходит в рассказ (монолог) участника Бородинского сражения.
- Как называется разговор двух и более лиц?
-Как называется речь одного человека?
- Как называет молодой солдат своего старшего товарища? («дядя»)
- Каким вы представляете себе молодого солдата? Что можно о нем сказать?
«Литераторы»:
1 литератор.
Молодой солдат - человек любопытный, пытливый, ревниво относящийся к прошлому своей страны. Ему горько сознавать, что Москва, хотя и сожженная, все же была отдана врагу.Он убежден, что это был вынужденный шаг и оставление Москвы не говорило о поражении русской армии. Поэтому ему снова и снова хочется слышать рассказы своих старших товарищей.
- Каким вы представляете себе рассказчика?
«Литераторы»:
2 литератор.
Старый, бывалый солдат – у него на лице шрамы, следы прошлых сражений. У него задумчивое, немного усталое выражение лица. Он добрый и сильный, удалой, как и много лет тому назад. До сих пор он помнит все, что было когда – то.
Рассказчик – солдат – артиллерист. И это не случайно. Во время Отечественной войны 1812 году русская артиллерия сыграла огромную роль в разгроме врага.
Учитель:
Мы видим, что рассказчик - простой человек, понимает значение Бородинской битвы как одной из величайших в истории своего народа. (« Вам не видать таких сражений! « Недаром помнит вся Россия про день Бородина»).
- От чьего имени говорит старый солдат?
«Литераторы»:
1 литератор.
Старый солдат не отделяет себя от своих товарищей, таких же простых солдат. Он не называет их даже по именам, потому что их было много, сотни, тысячи. Поэтому солдат – рассказчик говорит не от собственного имени, а от имени своих друзей однополчан (« Мы долго молча отступали…»)Именно они, эти безымянные герои Бородинского сражения завоевали победу.
В его рассказе встречается немало просторечных слов и выражений:
« у наших ушки на макушке», «мусью», «басурманы».
- Каковы эти люди? ( люди отважные и самоотверженные, они рвутся в бой).
- Как характеризует их рассказчик? (перестрелка для них – «безделка» «Досадно было, боя ждали», « Мы ждали третий день»)
- Какую клятву дали солдаты перед боем? (« И умереть мы обещали, и клятву верности сдержали мы в Бородинский бой»)
- Какое чувство объединяло участников Бородинского сражения и воодушевляло их на подвиг? ( Их объединяло и воодушевляло на подвиги одно чувство-любовь к родине:
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
- Один ли день сражения показан автором?
«Историки»:
1 историк.
В стихотворении М.Ю. Лермонтов описал не только знаменитое сражение 26 августа, но и 24 и 25 августа, когда армии Наполеона и Кутузова готовились к решающему бою.
- Каким мы видим солдат в ночь перед сражением? ( Русский солдат скромен, французы были уверены в победе и заранее праздновали ее:
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
- Прочитайте строчки, рисующие полковника.
-С какими словами обратился он к солдатам?
- Как эти слова характеризуют его?
(Полковник верен долгу, отеческое внимание к своим солдатам, их нуждам, храбрость и “лихость”. Его призыв загородить дорогу к столице родины отвечал народным думам и чувствам, поэтому и полковник, и рядовой солдат думают на Бородинском поле о Москве.)
Учитель:
И вот началось сражение…
-Какое сравнение помогает представить битву и силы врага?( «двинулись, как тучи», «носились, как знамена, как тени»).
-Назвать глаголы, передающие напряженность боя. (промелькнули, носились, блестел. Данные глаголы передают шум сражения, упорств противников в достижении своих целей).
-Какие слова и выражения дают представление о храбрости и мужестве воинов?( Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый…)
- Кто спаситель России, по мнению рассказчика?
Учитель:
И даже после кровопролитной битвы, русские солдаты снова, если в этом будет необходимость, готовы идти в бой:
…Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Учитель:
В образе солдата-рассказчика, его товарищей по оружию Лермонтов воссоздает обобщенный образ русского народа, отражает мысли и чувства всей русской армии, готовой до последней капли защищать свою родную землю.
- Почему старый солдат в начале и конце своего рассказа с гордостью говорит о прошлом, и почему ему кажется. Что теперь нет таких людей, какие были раньше.
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Систематизация знаний
- Как вы считаете, есть ли сейчас такие люди, кого можно назвать богатырями? ( рассказчик не хотел унизить юное поколение, а подчеркивает героизм свои товарищей).
- Каким одним словом можно назвать любовь к Родине? (патриотизм)
Патриотизм- верность Родине и своему народу, уважение и любовь к ним. Ведь именно отношением к Родине измеряется человеческое в человеке. Недаром даже в конституции – основной закон государства – включена отдельная статья : «Защита родины – священный долг каждого гражданина».
- Можно ли считать молодого солдата патриотом? (Да,можно).
Учитель:
О Бородинском сражении написано много исторических исследований, книг, статей, о нем говорится и в учебниках истории. Но Лермонтов в стихотворении «Бородино» с огромной поэтической силой запечатлел великий подвиг русского народа, сумевшего побить великую французскую армию, отстоять независимость Родины. И если мы обратим внимание на то, как описывают это сражение историки, то увидим, что историков интересуют:
- Факты
- Точное описание событий
- Кто принимал участие в событии
А писателей интересует:
- Поведение людей
- Их душевное состояние
- Отношение к происходящему
- Подвиг народа
Учитель:
Гениальный русские поэт М.Ю. Лермонтов впервые взглянул на события Отечественной войны 1812 года глазами человека из народа и показал, что победителем в этой войне был прежде всего русский народ. А стихотворение, написанное им, это урок и завет наших предков любить свою Родину, гордиться её героическим прошлым.(Показ последнего эпизода фильма, где видно поле героев бородинского сражения).
8.Рефлексия.
Учитель. Ребята, время неумолимо стремится вперёд. Но нас и сегодня волнует это произведение и событие, в нём описанное. Война не может не восхищать ,потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно, и этот подвиг «недаром помнит» и будет помнить вся «вся Россия».Есть в истории нашей Родины немало событий, о которых мы помним всегда. Они – наша гордость и честь.
-Какие чувства испытали вы, познакомившись с этим произведением?(чувства гордости за свой народ и за свою Родину).
-актуально ли это произведение сегодня? Почему мы до сих пор «помним про день Бородина»?(произведение актуально, потому что тема защиты Родины – важна всегда).
А сейчас перед вами экран с незаконченными предложениями. Выберите фразу и закончите её самостоятельно.
1.Сегодня на уроке я узнал (а)…
2.Мне было трудно…
3.Мне было интересно…
4.Что было для тебя открытием?
5.Я понял, что…
6.Теперь я могу…
7.Я научился…
8.За что можешь себя похвалить?
Домашнее задание : 1)Выучить наизусть отрывок из стихотворения М.Лермонтова «Бородино». 2)Приготовить иллюстрации к изучаемому произведению. «Тихое письмо» - написать о своих чувствах, возникших в результате знакомства со стихотворением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс методических рекомендаций по теме: Победа русского народа в Отечественной войне 1812 года.
Методическая разработка посвящена комплексу учебно-воспитательных мероприятий, которые были реализованы в течение одного учебного года и состояли из трех этапов. На первом этапе осуществлялось формиро...
Проектно-исследовательская работа естественно-научного направления к конкурсу «Бородинское поле русской славы», посвященного 200-летию со дня победы русского народа в Отечественной войне 1812 года
Тема: «Медицинская служба русской армии в Отечественную войну 1812 г.»Проект выполнили суворовцы: Гришанов Д., Черненко Д., Гуров Г. Руководители: преподаватель химии Баси...
Великий подвиг русского народа. Победа в войне 1812 года.
Классный час посвященный победе русского народа в войне 1812 года...
Урок мужества «Подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны»
В народе говорят: «Всю правду о войне знают лишь погибшие». Но они молчат, потому что за майскую Победу-45 отдали свою жизнь. Под Москвой и Сталинградом, в битве за Ленинград, Орёл, Курск, в кровопрол...
Урок внеклассного чтения для учащихся 9 классов. НРАВСТВЕННЫЕ ИСТОКИ ПОДВИГА РУССКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Цели урока:1. Расширить представление учащихся о литературе на военную тематику, выяснить, в чем нравственные истоки подвига человека на войне.2. Воспитание гуманизма, нравственной стойкости, бесприме...
презентация "Подвиги русских женщин в Отечественной войне 1812 года"
Презентация "Подвиги русских женщин в Отечественной войне 1812 года" может быть использована для проведения классных часов и уроков мужества....
авторская программа по литературе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа среднего общего образования "Подвиг русского народа в годы Великой Отечественной войны в русской литературе"
Программа предназначена для учащихся 11 класса. Она поможет расширить знания о литературе, посвященной ВОв и создать свой банк аргументов по литературе для написания итогового сочинения по литературе ...