Конспект урока 5 класс Духовные истоки.
план-конспект урока по краеведению (5 класс) по теме
Конспект урока к разделу "Духовные истоки Кубани" 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_duhovnye_istoki.docx | 31.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс 5 Кубановедение. Раздел « Духовные истоки»
Учитель Фролков Виталий Дмитриевич МБОУ СОШ № 22 г. Краснодара
Тема: « Нравственные принципы христианства в притчах и легендах
Тип урока: урок комплексного применения УУД при выполнении компетентностно-ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деятельности.
Цель:создание условий для формирования мотивации к нравственному выбору (душа становится тем богаче, чем больше она отдает себя другим людям).
Задачи:
1.Учиться понимать особенности христианской нравственности.
2. Развивать навыки умения строить самостоятельные высказывания на основе первичного усвоения учебного материала.
3. Формировать умение работы в группах
Результаты:
Предметные:
1.расширить и углубить понятие о жанре притчи;
2.показать воплощение христианского сюжета в живописи;
3.отработать умения анализировать притчу, выделять основную мысль притчи;
Метапредметные:
1.Развивать информационную компетенцию: навыки работы с источниками информации.
2.Учить находить аргументы для доказательства собственного мнения;
3.Развивать навыки монологической речи;через художественный текст поговорить о нравственных проблемах: о необходимости прощения, милосердия, сострадания, взаимной помощи;
4.Формировать общечеловеческие нравственные ценности.
5.Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия.
6.Развивать учебно – познавательные компетенции: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности
7. Развивать творческие способности учащихся.
Личностные:
1. Помочь учащимся осознать необходимость жизни по «законам человеческим»
2.Воспитывать у учащихся чувства уважения и любви к людям, сострадания к больным и бедным, бережное и уважительное отношение к родителям.
Оборудование:
- мультимедийная презентация
-Толковый словарь С.И. Ожегова
- интерактивная доска
- маршрутный лист ученика
Этапы урока | Форма работы .Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Мотивация к учебной деятельности . | Психологический настрой на урок -создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; -уточнить тип урока, наметить шаги учебной деятельности. (коллективная) | Здравствуйте, ребята! Я приглашаю Вас в заочное путешествие. Как вы думаете, что нам понадобится в путешествии, чтобы не сбиться в пути? А вот послушайте (музыкальное сопровождение) Беседуя с учеником, мудрец его спросил ( продолжает читать дальше) - Тогда на собственный вопрос отвечу тебе сам: Поделимся светом друг с другом, друзья и в путь возьмём мы с собою. | принимаются все версии |
II. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности . | подготовить мышление учащихся и организовать ими внутренние потребности построения нового знания. | На пути на повстречался цветок. Послушайте его историю -Подумайте и скажите о чём, по вашему, мы будем говорить сегодня? - А кто попробует подобрать общее понятие для всех этих слов. Ребята, в литературе есть произведения,с помощью которых лучше всего учить людей, чему-либо поучать, внушать им что-то. В них изложены нравственные ценности человечества. Что такое притча? Притча ( от гр. « сравнение, уподобление»)-малый литературный жанр, заключающий в себе поучение. Какой вывод мы можем сделать из данного определения? Притчи-это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый нравственный урок) - Ребята, если в притчах заложен нравственный урок, то как бы вы могли сформулировать тему нашего урока? Нравственные принципы христианства в притчах и легендах В чем кроется главный вопрос урока? Роль притчей, как носителей нравственных принципов христианства. | (Притча о милосердии читает подготовленный ученик) О милосердии, сострадании, о прощении нравственнные ценности Ответы учащихся (принимаются любые версии) |
III. Планирование деятельности | организовать выявление и фиксацию затруднений – тех конкретных знаний, которых не достает. | - Чтобы ответить на главный вопрос урока, что надо нам сделать? Познакомиться с евангельскими притчами и выявить в них нравственные ценности | Принимаются любые версии |
IV. Поиск решения проблемы. Открытие нового знания | Каждая группа знакомит с притчами « Возвращение блудного сына», « Добрый самарянин», « Притча о сеятеле» ( для каждой группы подготовлены свои вопросы, записанные в информационных листах) (групповая) | Учитель произносит вступительное слово перед притчами ( после каждого выступления делается вывод) Чему учат эти притчи? Вывод: Дороги вера и послушание, но ещё дороже раскаяние и прощение; чувство милосердия устанавливает истинно братские отношения между людьми. | Ответы учащихся( проводится словарная работа) |
Физминутка | |||
V. Выражение решения проблемы | - постановка целей учебной деятельности, выбор способов на их реализацию (алгоритм) ( коллективная) | Давайте вспомним людей, посвятившх себя, свою жизнь служению окружающим Давайте сделаем вывод: зачем люди жертвуют собой ради благополучия других? Вывод: Люди готовы жертвовать собой и даже своей жизнью ради спасения и благополучия других людей, потому что в их душах есть такие понятия, как доброта, милосердие, сострадание. | Ребята приводят примеры поступков школьников из нашей школы, края, страны. |
VI.Применение нового знания | -организовать применение нового знания; | - Прочитайте второй вопрос в информационных листах. Составьте Правила для жизни. Как вы понимаете смысл слов Правила для жизни? 1. Любите окружающих 2. Умейте видеть достоинства людей, цените их 3. Научитесь прощать обиды и умейте покаяться 4. Проявляйте сочувствие к другим 5.Старайтесь прийти на помощь в нужный момент Скажите, ребята а где прописаны эти правила? Да, ребята ни в каком нормативном документе эти правила не прописаны. А прописаны в наших сердцах и излучают свет, который освещал нам путь весь урок. | Принимаются любые версии Нигде. |
VII. Включение в систему знаний и повторение | организовать выявление областей жизни, где используются новые знания | - Где вы можете использовать полученные на уроке знания? | Принимаются любые версии |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке | – зафиксировать новое содержание урока; – организовать рефлексию собственной учебной деятельности. | В начале своего путешествия мы познакомились с печальной историей цветка. Так давайте ребята засадим цветочную клумбу с пожеланиями об уроке. Какова была цель урока? -Достигли ли мы цели? -Докажите Учащимся предлагается слайд с незаконченными предложениями, которые необходимо заполнить одним или двумя словами: - Сегодня на уроке я узнал …… -Самое интересное и полезное для меня было ………. -Я встретился с трудностью при……….. | (Ребята пишут свои пожелания на трафаретах цветов.) |
IX. Домашнее задание | организовать выполнение д/з. | Творческая работа. Напишите свою притчу |
Приложение 1
Притча о милосердии.
Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека.
Рос он, рос…
И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его.
Просто так, не зная даже зачем.
Скомкал и выбросил на дорогу.
Больно стало цветку, горько.
Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.
Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…
Последнее о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.
А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…
« Путеводный свет»
Беседуя с учеником, мудрец его спросил
- Что освещает людям путь, какое из светил?
Где этот путеводный луч, что за собой ведёт,
Что направляет их в пути и сбиться не даёт?
- Конечно, солнце, что гадать, без солнца – темнота...
- А если наступил закат, скажи мне что тогда?
- Тогда луна, что за вопрос, нам освещает путь.
- А если в небе нет луны, ты уж не обессудь?
- Огонь послужит светом нам в кромешный долгий час.
- Куда идти изволишь ты, когда огонь погас?
- Тогда на речь, людскую речь я буду путь держать.
- Умолкнет речь, не будет свеч, куда тогда бежать?
Когда нет солнца и луна за тучей не видна,
Когда наедине с собой и всюду только тьма.
- Потупив взор, молчал в ответ смущённый ученик.
- Не знаю, лишь сумел сказать, затем и вовсе сник.
...............
- Тогда на собственный вопрос отвечу тебе сам:
Когда исчезли все лучи, померкли небеса,
Лишь только тот способен плыть, идти в кромешной тьме,
В ком свет струится изнутри, кто носит свет в себе...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы "Духовные искания лирического героя стихотворений М.Ю.Лермонтова"
Урок является обобщением моего опыта работы в группах...
конспект урока литературы "Духовные искания лирического героя стихотворений М.Ю.Лермонтова"
Урок является обобщением моего опыта работы в группах...
Конспект урока по духовно - нравственной культуре народов России
Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи и представления о ценности семейных праздников...
Конспект урока по духовно - нравственной культуре народов России на тему " Бережное отношение к природе"
Урок направлен, чтобы помочь детям осознать своё отношение к природе, вывести правила поведения в природе, помочь понять, как и почему надо к ней бережно относиться, дать им представлен...
Конспект урока по духовно-нравственному воспитанию «Семья – любви великой царство»
Данная разработка предназначена для учителей, преподающих курс "Истоки" 9 класс...
Конспект урока по духовно-нравственному воспитанию «Князь Владимир. Солнце Руси»
Разработка урока 7-8 класс...
Конспект урока факультативного курса «Истоки» “Слово и образ малой родины”.
Цели:Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению по теме: “Родной край – частица Родины”.Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы: &ldquo...